Реферат по предмету "Философия"


Исторические типы философствования (Античность, Средние века, Возрождение)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1:
Исторические типы философствования (Античность, Средние века, Возрождение).
 

1.Сделайте сравнительный  анализ  концепций   (онтология)   античных философов Демокрита и Платона. Найдите сходства и отличия.
Демокрит (V в.до н.э.) полагал, что существуют атомы и пустота. Атомы летят впустоте, и ничто не может помешать их полету, они не имеют ни цвета, ни запаха,и не подвержены никаким изменениям. Качества вещей – есть лишь различныесплетения атомов. Это означает, что случайность отсутствует, а все происходитсогласно необходимости, которая выступает как изначальное предопределение.Судьба – это не активность неведомых человеку сил, а полет неделимых частейбытия (атомов). Мир существует и движется подобно громадному механизму, гдеглавным законом выступает механическая причинность.
Платон (427 – 347 г. До н.э.) утверждал, что «порождающие структуры» идеи (эйдосы) не связаны с активностью умачеловека, они существуют где-то в «занебесном» пространстве. Поэтому учениеПлатона есть философия объективного идеализма, в то время как Демокрита считаютматериалистом (атомы – материя). Для Платона материя лишь воспринимает идеи, даи то «по возможности». Чувственные вещи, которые воспринимает человек, являютсобой лишь отблеск и тени мира вечных идей. Поэтому совершенство и красота вещиопределяются не ее собственными качествами, а близостью вещи к организовавшейее идее.
Материя, взятая сама по себе, абсолютнобесформенна, не имеет никаких собственных определений, такой она выступает поотношению к миру идей. Душа человека бессмертна, и до своего воплощения онавоспринимала этот прекрасный мир идей. На вершину мира идей Платон поместилидею Блага или Высшего Добра, и соотнес картину мира с высокими принципаминравственности. 

2.Поясните, каким образом античная философская школа стоиков вписывается в общую тенденцию античнойфилософии в целом (онтологизм, космоцентризм, понятие логоса, душа и тело, цельчеловеческой жизни, необходимостьфилософии).
Взгляды стоиков не были оригинальными и целикомвписывались в античную философию. Этика (учение о том, как жить согласноприроде), занимает в системе стоицизма ведущее место, опираясь на физику(учение о природе), и логику (учение о высказывании). Космос (мир) понималсяими как целостный, одушевленный, телесный, саморазвивающийся организм, подчиняющийся неумолимым законам Логоса. Душу космоса как живого существасоставляет пневма (огненный эфир, движущая сила вещества), которая разлита повсем членам и органам, и связывает мир в одно неразделимое целое. Различиекачеств вещей зависит от «напряжения пневмы». Истинно сущим является телесное,способное действовать и испытывать воздействие. Конечная цель космоса –совершенство целого как сообщества разумных существ как «системы», состоящей избогов, людей и всего, что существует ради них. Стоики отождествляли логическоеследование и физическую причинность, что вело их к отрицанию случайностей ифатализму. Человек – неотъемлемая часть целого, его жизнь предопределенанеобходимыми законами целого или судьбой. Идеал стоиков – человек, которыйбестрепетно и мужественно подчиняется судьбе, противостоять которойбессмысленно и тщетно. Истинное счастье человека – в свободе от страстей,спокойствии духа, что является не даром природы, а результатом самовоспитания.Благо стоики сводили к четырем добродетелям: благоразумию, умеренности,справедливости и мужеству. Противоположности этих понятий составляет зло. А всеостальное – жизнь и смерть, богатство и бедность, здоровье и болезнь, слава ипозор – не   зависит от человека, и относится к сфере безразличного.

3.Аргументируйте свое мнение: почему вантичной философии не была приоритетнойи доминирующей антропологическая проблематика (учениео человеке, специфике человеческого существования  в его отличии от животного и растительного мира)?
Античная философия определяется каккосмоцентризм, то есть античные философы определяли мир в целом, системукоторого составляли олимпийские боги, живущие на земле люди и окружающаяприрода, то есть космос. Человек был частью этой природы, и не выделялся какнекая самостоятельная часть бытия. Учение о человеке несло в себе отпечатокэтой системы, специфика человеческого существования определялась системой, вкоторой он живет – то есть невозможностью для человека изменить что либо в этоммире. Есть законы космоса (физика) и воля богов (судьба), а человек долженпройти свой жизненный путь, познавая окружающий мир и совершенствуя себя, какчасть космоса. Античная философия в какой-то мере отделяет человека от животногои растительного мира, и в то же время наделяет душой животных, растения, море инебо, то есть силы природы представлялись в древние времена чем-тоодушевленным, способным чувствовать и отражать мир. Например, элейцы (Зенон) иГераклит едины во мнении, что внешние чувства не способны сами по себе даватьистинное знание, и что истина постигается в размышлении. Но если для Зенонабытие застыло в неподвижности, то для Гераклита все находится в непрерывномдвижении, возникновении и исчезновении. Бытие изменчиво: нельзя войти дважды водну и ту же реку. Мир как бы ускользает от любого окончательного состояния. Античнаяфилософия не выделяет человека как предмет осмысливания, она трактует его какчасть целого, и поэтому, в силу особенностей и уровня развития науки,антропологизм не мог занять доминирующего направления в античной философии. Итолько в последующие эпохи — Возрождение и Новое время – человек ставится воглаву угла.

4.Как вы думаете, почему в античной философии(онтологии) самой главнойпроблемой оказалось объяснение динамического аспекта бытия (движение,изменение, многообразие)?
Учение о бытии – онтология сложилось в общихчертах уже в античные времена, также как и основные философские категории –материя и движение, пространство и время. Античные философы представляли себекосмос чем-то вечным, неизменным, и в то же время в природе постояннопроисходили изменения, материя двигалась в пространстве, время неумолимо текло,и его нельзя было ни остановить, ни повернуть вспять.
Это было очень трудно не только понять, но иобъяснить.
Для древних греков природа выступает главнымабсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют часть природы иолицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет связи с природой,но живет не только по ее законам, но и «по установлению», на основе разумногообоснования. Главным способом познания мира служила созерцательность –рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов и человека, чтодавало обоснование норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достиженияблагочестии, справедливости и даже личного счастья.
На первый план выдвигается проблемакосмической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческойжизни. Именно движение от хаоса (беспорядка)  к гармонии (равновесию,упорядоченности) и составляло основную проблему понимания, трактовки иобъяснения изменчивости окружающего мира и человека. Даже боги не простосуществуют, а вступают в различные взаимоотношения, ссорятся, строят интриги,порождают детей, которые, в свою очередь, изменяют мир. Таким образом, дляантичной философии космос – это космизированный мир человеческой повседневности. 

5.На примере философии Эпикура объясните связьтаких подструктур философскогознания, как онтология и этика.
Онтология – это учение о бытии. Этика – этоучение о морали, нравственности. Эпикур (341 – 270 г.до н.э.) главной целью философии полагал достижение безмятежности духа (атараксию), свободу отстрастей, переживание личного счастья.
Эпикурутверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека – этосочетание атомов, но особо тонких и рассеянных по всему телу, поэтому подле­житразрушению и не является бессмертной. Источником знаний Эпикур считалчувственные восприятия, указывал на их безошибочность. Заблуждения возникаюткак следствие процесса мышления, не облада­ющего непосредственной очевидностью.
Социальнаяэтика Платона и Аристотеля уступает свое место индивидуальной этике эпикурейцеви стоиков: если Платон и Аристотель видели главное средство совер­шенствованияиндивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философысчитают условием добродетель­ной и счастливой жизни освобождение человека отвласти внешнего мира, и прежде всего – от политической сферы. Такова и была уста­новкаЭпикура и его последователей – эпикурейцев и стоиков, в том числе и Сенеки(около 5 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
Такимобразом, онтология как учение о бытии у Эпикура тесно связано с этикой – жить ибыть следует таким образом, чтобы подчинить бытие законам этики, определяющимсодержанием которой является достижение умиротворения, спокойствия,гармоничного состояния и согласия с природой. Источником знаний Эпикур полагалчувственные восприятия, подчеркивая их безошибочность, а все заблуждениявозникают как следствия процесса мышления, не обладающего эмпирическойочевидностью.

6.Античная философская школа элеатовотрицала теоретическую возможностьмыслить движение (апории Зенона). Данное противоречие было решено Аристотелем. Раскройте решение Аристотелем парадоксов движения.
Зенону удалосьпостроить такие логические модели, которые впоследствии были названы апориями,направленными в защиту основных идей элеатов. При этом доказательство строится«от противного», то есть исследуется логическая структура «мира мнений» ивыводятся следствия из них. Поскольку следствия оказываются противоречивыми,понятия сводятся к абсурду и отбрасываются. Широко известны апории Зенона «Дихотомия»(разрубание надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела и стадион».
Суть апории состоит следующем. Предположим, что Ахилл бежит в 10 раз быстрее черепахи, котораянаходится впереди него. В таком случае Ахилл никогда не догонит черепаху, ибоесли допустить, что их разделяет расстояние в 100 шагов, то за то время, покаАхилл преодолеет сто шагов, черепаха в свою очередь продвинется на десятьшагов, и так далее, до бесконечности. В основу апорий легла идея различения,выражаясь современным языком, континуальности пространства (его бесконечнойделимости, когда между двумя максимально близкими точками можно поставить ещеточку), и его квантированности (прерывности, оформленности, отграниченности).
Аристотель установилтрадицию в философии – считать, что Зенон был родоначальником диалектики.
Носам Аристотель решает проблему парадокса движения следующим образом:первопричиной движения является Бог. «Дело Бога — бессмертие, поэтому Богу понеобходимости должно быть присуще вечное движение» (трактат «О небе»).Аристотель убежден, что перводвигатель – это чистая форма, обладающая энергией.

7.Античная культура в целом очень высоко оценивала красоту человеческого тела. Искусство скульптуры какраз возникло в ту эпоху. Феномен спортивных состязаний  также символизирует восхищение телеснымсовершенством (Олимпийские игры). Как вы думаете, чем отличается отношение к телесности в современной культуре и в античности?
О культе тела человека в античные времена мызнаем, в основном, из тех источников, которые были возрождены в эпохуРенессанса, когда античные идеалы, забытые в средневековом теоцентризме, сталиориентирами для обращения к человеческому телу как идеалу красоты. Спортивныесостязания, где древние греки могли продемонстрировать силу и мощь, гармониючеловеческого тела и его возможности, существуют в современном мире какОлимпийские игры. Тело человека обожествлялось, об этом говорят такиескульптуры, как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский.
Если в античные времена тело человека само посебе представляло ценность, то в современной культуре отношение к телунесколько иное.
Вступает в силу власть денег, то есть культтела должен приносить доход. Если взять спортивную сторону, то тело человекаформируется в зависимости от избранного им вида спорта, о гармоничности речьтут не идет, спортсмен развивает свое специальной подготовкой для победы, дляуспеха.
Если взять такую область, как бодибилдинг,или культуризм, то тело человека подвергается различным воздействиям с цельюзрелищности, демонстрации рельефной, гипертрофированной мускулатуры, которая несвойственна, да и не нужна обычному человеку.
Женская красота становится товаром, торговоймаркой, лицом фирмы, средством улучшить свое материальное состояние и положениев обществе. Сколько жертв приносится ради омоложения лица и сохранения стройностифигуры, это древним грекам и не снилось. Красота требует жертв, но не следуетзабывать и духовной пище.  

8.Одной из основных проблем схоластикиСредних веков стал вопрос об универсалиях(номинализм, концептуализм, реализм). Поясните, каким образом решался данный «спор» и, самое главное, почему, казалось бы, отвлеченный, умозрительный характер даннойпроблематики привлекал повышенное внимание богословов? Как «спор об универсалиях»    связан с познанием и бытием Бога?Какое мировоззренческое значение онимел?
Схоластика – этосредневековая латинская теологическая философия Средневековья, котораяразрабатывалась и преподавалась в придворных, епископальных и монастырскихшколах, а затем и в университетах Западной Европы. Схоластическая философияпредставляет собой общеевропейскую, наднациональную науку, объединеннуюхристианским мировоззрением и общим языком  тогдашней науки и образования –латынью. Как правило, философы — схоласты были докторами теологии. В широкомсмысле к схоластике, помимо западной, относят также восточную (православную,грекоязычную) философию, родоначальником которой считается византийский философИоанн Дамаскин. Философская схоластика становится уже не просто знанием, асредством обоснования христианской религии, что в дальнейшем становится однойиз характерных черт схоластики. Если вера станет слишком неземной – онавыдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится вмистику. Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. К Богуи пониманию ценностей можно придти и путём разума. Более того, разум и вера неисключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины.Истина, безусловно, одна – это Христос и его учение. Поскольку христианскаявера истинная, то всё, что мы познаём в природе, созданной Богом, тоже истина ине противоречит вере.  Проблема универсалий представляется как вопрос о том,являются ли роды и виды субстанциями, или просто концептами, и существуют лиони отдельно от вещей, внутри них или связаны с ними. Концептуалистической теориипридерживался П. Абеляр.
9.В истории философии существует тема,свидетельствующая о
коренных изменениях не только в философии, ново всем облике
западноевропейской культуры. Эта тема условноназвана — «бритва
Оккама». В чем суть данной проблематики?Отражением каких изменений в сознаниичеловека стал данный философский сюжет?
Оккам Уильям – (1285 – 1349 гг.) английский философ, представительпоздней схоластики, монах ордена св. Франциска. Оккам отстаивал независимостьверы от разума, за что был подвергнут гонениям со стороны папы Иоанна ХХII. Он считал, что истины верыне самоочевидны, как аксиомы в доказательствах, а принципиально находятся запределами разума.
Слабая вера ищет доказательств в разумных аргументах – это уже невера. С другой стороны, разум, опирающийся на веру – ограничен в своихвозможностях. Следовательно, вера и разум имеют разные сферы приложения, они несталкиваются между собой и не противоречат друг другу.
В сфере разума следует стремиться находить наиболее простые иизящные объяснения, «не следует умножать сущности сверх необходимого». Этотпринцип получил в философии имя «бритвы Оккама», который призывает отсекатьвсе, что усложняет и запутывает объяснение, это способ экономии мысли и слов.Суть данной проблемы заключается в том, что «бритва Оккама» отделяет разум отверы, тем самым открывая возможность ученым двигать науку вперед, не касаясьверы, но оставаясь верующими людьми. Безусловно, это был коренной переворот вфилософской мысли. Можно было заниматься наукой без опасения быть объявленнымеретиком, врагом церкви, как Галилей, и попасть на костер, как Д. Бруно.
Яркими представителями такого типа ученых в России были физиологИ. П. Павлов, основатель учения о рефлексах и сигнальных системах, и хирург,архиепископ М. В. Войно-Ясенецкий, который в годы войны днем лечил раненых, авечером проводил богослужения в церкви. 

10.Дайте сравнительную характеристику взглядовна человека и его тело вфилософии Античности и Средних веков (тело, плоть, душа, дух). Аристотельговорит о трех способностях души – растительной, животной и разумной, то естьчеловеческой. Человек в своем развитии проходит все эти три стадии, но иногдакак бы застревает на низших ступенях развития. Каждый человек стремится если нек совершенству, то к тому, чтобы стать лучше, сильнее, умнее, богаче других.Способности человеческой души раскрываются в конкуренции, в борьбе, и от этогоникуда не уйти. Если человек не может прямо достичь каких-то успехов, которыеоправдывали бы его существование, стали бы смыслом его жизни, то есть он неспособен найти счастье как все окружающие, то он ищет свою дорогу, нишу, ищетсвои пути к счастью в творчестве, в создании чего-то нового, чего не было донего. «В здоровом теле – здоровый дух».
В Средневековье эти понятия– тело (плоть), душа и дух резко разграничиваются. Тело человека, его плоть –это сосуд греха, плоть надо укрощать, подчинять духовным стремлениям. Душачеловека бессмертна, она дана человеку от Бога, который сотворил первогочеловека (Адама) из глины (а женщину и вовсе из ребра). Но люди погрязли вогрехе, они пошли на поводу у собственных телесных вожделений, и Бог отправил ихна землю, чтобы мужчины в поте лица добывали свой хлеб, а женщины в мукахрожали детей. В средние века была такая монашеская секта — флагелланы, которыепублично занимались самобичеванием, умерщвляя свою плоть. Символ средневековья– это изможденный старец, не знающий плотских радостей, а целибат (отказ отбрака и отношений с лицами противоположного пола) – был обязательным для церковныхдеятелей.
И над всем этимвозвышался Дух, душа принадлежала человеку от рождения, а Дух снисходил на негов процессе постижения веры и ее таинств. Таким образом, в античности былиидеальные и материальные представления о человеке, а в Средние векаглавенствовали постулаты христианской религии.
11.Свяжите в логическую последовательность следующие события в культуре эпохи Возрождения: подчеркнутое вниманиек человеческой индивидуальности, беспрецедентное развитие живописи,великие географические открытия,десакрализация природы, пантеизм, секуляризация,протестантская этика (отношение к труду) и рождение современного экспериментальногоестествознания.
Подчеркнутое внимание к человеческой индивидуальности зародилось еще в недрах средневековой философскоймысли. Если Бог создал человека по своему образу и подобию, следовательно,человек так же велик на земле, как Бог на небе, и несет в себе все чертыодухотворенности, которыми наградил его Бог. Отсюда следует ценность,уникальность и неповторимость каждой личности. Духовная красота вдохновилабеспрецедентное развитие живописи, что отражено в бессмертных полотнах Рафаэля,Микеланджело и Леонардо да Винчи, который был не только художником, но ивеликим ученым. 
Человек перестал быть рабом Божьим, и принялся открывать мир, врезультате чего произошли великие географическиеоткрытия, которые стали возможны благодаря тому, что Земля оказалась круглой, ане плоской, а вращение Земли позволило определять путь по Солнцу.
Хотя мир сотворен Богом, он доступен человеческомупониманию, в результате научных открытий происходит десакрализация природы, апантеизм – многобожество, вездесущность Божественного позволяет разуму пониматьпроцессы и явления природы.
В результате всего этого происходитсекуляризация жизни общества, то есть церковь уже не диктует свои правилажизни, а остается в рамках, оставленных ей обществом. На основе этого возникаетпротестантская этика (отношение к труду) – идеологическое обоснованиекапитализма. Работа – это основное предназначение человека, его священный долг.В результате и произошло рождение современного экспериментального естествознания.

Списоклитературы:
1. Радугин А. А.Философия. Курс лекций.  – М.: Прогресс, 1999 г.
2. Асмус В. Ф. Античнаяфилософия. – М.: Высшая школа. 2001.
3. Романов Ю. И.Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли. СПб.: Лань 2002.
4. Спиркин А. Г.Философия. – М.: Гардарики. 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление и организация бизнеса на примере ИП "Бутко"
Реферат Public Vs Private Schools
Реферат Символика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Андрогенез у рыб, или Только из мужского семени
Реферат Речь Посполитая в XVII столетии: начало заката
Реферат Организация валютных расчетов при экспортно-импортных операциях на примере Русфинансбанкаqu
Реферат Семантические закономерности лексико-семантической группы "жилище" в русском и казахском языках
Реферат Виды органов законодательной власти в Российской Федерации
Реферат Государственная поддержка создания организационно-правовых структур по поддержке творческих индустрий
Реферат Восстания зинджей
Реферат Особенности договора розничной купли-продажи как одного из самостоятельных видов
Реферат Метаболизм лактата и ацидоз
Реферат Экономикостатистический анализ развития малых предприятий Днепропетровской области
Реферат Логика - контрольная работа
Реферат Eton Colledge