Реферат по предмету "Философия"


Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный Аэрокосмический Университет
им. Н.Е. Жуковского
Эссе по философии
На тему:
Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра
Выполнил: студент 750м группы
/>
Проверил: преподаватель
Ковалевская О.В.
2010

Артур Шопенгауэрродился в 1788 году в семье немецкого коммерсанта Генриха Шопенгауэра и ИоганныШопенгауэр. Семья Шопенгауэров не характеризовалась, как семья живущая в любвии теплых отношениях между членами семьи. Иоганна была намного младше Генриха,тем самым вызывая у него патологическое чувство ревности, муж ей запрещалпокидать дом и принимать гостей. В феврале 1788, когда родился Артур, Иоганна всвоём дневники писала: «Мне как всякой молодой матери, нравится забавляться сосвоей «новой куклой». Но новые куклы очень скоро становятся старыми».[1 стр.90] Из данных слов становится понятно отношение матери к своему ребенку,Иоганна была не принимающей и эгоцентричной матерью.
Вышедшая замуж вмолодом возрасте она постоянно будет об этом жалеть, она считала себя способнойк поэзии, а ревнивый муж и родившееся дети ей не давали реализоваться какпоэтессе.[1]
Отношения отца к Артурубыло, как к наследнику главы торгового дома Шопенгауэра в воспитание его он невмешивался, виделись они очень редко. Через 16 лет после рождения сына, ГенрихШопенгауэр покончит жизнь самоубийством. Иоганна Шопенгауэр, освободившись отпут брака, начинает реализовываться в светской жизни, она становится хозяйкойлитературного дома в Веймаре, где она очень близко сойдется с Гёте.[1]
Жизненные пути каждого изчленов семьи Шопенгауэров шли по отдельности, Артур и его младшая сестра Адель Шопенгауэр,были обречены на одиночество. Одиночество преследовавшее его с детства неоставит его на протяжении всей его жизни.[1]
Артур Шопенгауэр всюжизнь был холостяком, мотивируя тем, что женщины это те, кто покушается насвободу мужчины. Относился с пренебрежением к субъективным благам но относилсяочень бережливо к собственному здоровью. По отношению к людям онхарактеризовался как мизантроп, как известно людей он называл пренебрежительно«Двуногие». Много времени проводил за чтением книг, как он говорил о своёмвремяпровождении «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…», однакок прочитанному относился очень критично, так как выступал за самостоятельноемышление и собственное мнение к прочитанному.[1]
Значимое влияние нафилософа оказали работы Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Кантаи бронзовая статуэтка Будды), Упанишады и труды стоиков. Критиковал своихсовременников Гегеля и Фихте.[2] Называл мир, в противоположность измышлениямЛейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философапессимиста».[4]
Свои идеи Шопенгауэрчерпал из трудов Платона, трансцендентальной философии И. Канта и древнеиндийскийтрактат Упанишады. Тем самым Артур Шопенгауэр попытался синтезировать идеизападной культуры (где базисом философии был рационализма) и идеи восточнойкультур (где в противоположность западу базисом служил иррационализм).Иррациональный стиль мышления основан на вере в существование не подлежащиеобъяснению и не подчиняющихся разуму сил, управляющих как человек так внешниммиром. Эти теории объединяют присутствующая в античной мифологии идея о том,что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, чтосуществует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но безучета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь.
Опираясь на учениеКанта, Шопенгауэр пишет: «Кантовский идеализм показывает, что весь материальныймир с его телами, протяженными в пространстве и находящимися посредствомвремени в отношении причинности друг к другу, и всем с этим связанным, не естьнечто существующее независимо от нашего интеллекта, но имеет свои основныепредпосылки в функциях нашего мозга, за счет которых только и возможен такойобъективный порядок вещей, поскольку время, пространство и причинность, накоторых основаны все реальные объективные процессы, сами есть не что иное, какфункции мозга».[5]
Поэтому есть мир, какон есть на самом деле, и есть мир, как он нам видится. Но это нельзя пониматькак «вся мировая наука есть иллюзия». И этому Шопенгауэр даёт пояснение: «Ничтоне истолковывается на протяжении столь долгого времени и вопреки всемобъяснениям столь неправильно, как идеализм, ибо его понимают так будто онотрицает эмпирическую реальность внешнего мира… Непосредственно созноваемоеограничено пределами кожи или, точнее, самыми крайними окончаниями исходящих изцеребральной системы нервов. За этими пределами лежит мир, о котором мы знаемтолько посредством образов в нашем мозгу. Вопрос в том, соответствует ли инасколько соответсвует этим образом мир, существующий независимо от нас».
Кроме внешнего опыта иоснованного на нем рационального познания существует внутренний опыт, причеминтуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен бытьдополнен интуицией. Интуиция наряду со всеми законами природы и общественнойжизни, за ними, мы воспринимаем мир, прежде всего, как некое единство,обладающее особенностью: как мир в целом, так и любой его фрагмент, процессчастица, каким бы законам они ни подчинялись, — всем им присущее вечное ипостоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение),которую Шопенгауэр называет «мировой волей».[5]
Мировая воля есть некаясила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, эти процессыприобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда,когда воля предстаёт перед оком познания. Так, в зависимости от степени сознательности,мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животноецарство и, собственно, человек.
 I. силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное исовершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление.
 II. растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение воли,в котором хотя и отсутствует способность к наглядному представлению,отсутствует, собственно говоря, познание, — уже отличается от предыдущейступени наличием чувствительности, например, к холоду или свету, — некимподобием мира представления. Растительный мир всё ещё слепой, но уже болеесознательный для познающих существ (человека), более понятное обнаружение воли.
 III. Животное царство, представители которого имеют способность кинтуитивному, ограниченному животной натурой, представлению реальности: этодалеко от сознательности человека, но уже даёт право заключить о том, чтоживотное обладает рассудком, то есть способностью к познаниюпричинно-следственной связи явлений, есть величайший прогресс на пути эволюции.В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать и активнодействовать в окружающем его мире.
 IV. Человек как высшая ступень объективации воли единственный,благодаря отвлечённому мышлению, получает возможность действительно осмыслитьсебя и свои стремления, осознать свою смертность, трагичность своего бытия: онвидит и уже вполне ясно сознаёт, насколько он вообще отстоит от предыдущейступени объективации воли к жизни и может сознавать, — войны, революции,бессмысленные кровопролития, ложь, обман, разврат и пр.
Человек есть осознаннаяволя к жизни, пожирающая природу в целом, но благодаря привходящему для нуждволи разуму, — способности к абстракции, получающая возможность уничтожитьсамое себя и обрести искупление от мира.
«Основное свойствомировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакойконечной цели, то есть, нет никакого смысла».
Закон объективации:«Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается,тем более трагический характер он приобретает». Шопенгауэр: «Чем умнее и глубжечеловек, тем труднее и трагичней его жизнь». В противоречие входят двесилы: стихия «мировой воли» и человеческий разум. В поисках смысла человек исоздает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой.Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения ототсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий. Человек — этосущество, в котором «мировая воля» борется сама с собой. Способы достойнойжизни (поиск «тихих гаваней»):
Искусство, котороесоздает прочную иллюзию красоты.
Этический (моральный)аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
Философия, котораявыясняет подлинную причину трагичности бытия.
Цель искусства состоитв освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас оттрадиционной суеты жизни.
Воля к жизниреализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования).Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она — источникбезудержного эгоизма, а с другой — реализует себя в свободе. И поэтомучеловек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужноотноситься к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этотудел только для редких и избранных. Шопенгауэр: «И мы видим очень много людей…трудолюбивых… занятых приумножением богатства».
У Шопенгауэраволя — это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее ивлиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит воснове мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.
P.S.
Влияние идей АртураШопенгауэра очень значимо, в искусстве появляется течение декаданс, котороезиждется на пессимизме философа. Так же существует мнение, что стихийная и необузданная воля описанная Шопенгауэром повлияла на идеи З. Фрейда в частностина понятие Id. Однако представитель и основатель экзистенциальной психологи илоготерапии В. Франкл отмечает: «Шопенгауэр, как известно, с сожалениемотмечал, что жизнь человека «болтается между тревогой и скукой». Вдействительности и то и другое полно глубокого смысла. Скука – это постоянноенапоминание. Что приводит к скуке? Бездействие. Но деятельность существует недля того, чтобы спасаться от скуки; скорее скука существует для того, чтобы мы бежалиот бездействия и должным образом оценили смысл нашей жизни…»[6 стр.224-225]Здесь да и собственно как и во всей своей теории В. Франкл предлагает искатьсмысл даже в скуке. Таким образом по желанию можно избежать всякого отсутствиясмысла, с помощью все той же направленной воли на поиск смысла.

Список литературы
шопенгауэр иррационализм философия
1. Ялом И. Шопенгауэр как лекарство: психотерапевтические истории /Ирвин Ялом; [пер. с англ. Л. Махалиной]. – М.: Эксмо 2010. – 544 с. –(Практическая психотерапия).
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.– 472 с.
3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / пер. с нем. Ю. И.Айхенвальда. – СПб.: Азбука, 2000. – 256 с.
4. Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни. / Первоисточник:Шопенгауэр Артур. Собр. Соч. в 4-х томах Т.2. Мир как воля и представление,т.II. Доп. К первому тому./. Пер. и ред. Ю.И. Айхенвальда. – М.: Просвещение,1992. – 479 .
5. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. /Разде А. Кончеева в журнале самиздат библиотеки М.Мошкова / www.koncheev.narod.ru/sh_4x_root.htm 2007.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. инем./Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьев. – М.:Прогресс, 1990. – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фотография 2
Реферат Инфляция в России: причины, характер, последствия. Антиинфляционная политика: теория и практика
Реферат Решение и постоптимальный анализ задачи линейного программирования
Реферат Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием (на примере ОАО "Порт Камбарка")
Реферат Творческие задания и их роль в формировании интересов младших школьников на уроках русского языка и математики
Реферат "Теория человека и бога". Н. Кузанский
Реферат Решение смешанной задачи для уравнения
Реферат Державин Г.Р.
Реферат Решение задач по курсу теории вероятности и математической статистики
Реферат Сравнительный анализ гематологических показателей крови у больных с острой пневмонией и гриппом
Реферат Решение дифференциальных уравнений
Реферат Аналитический обзор готовности Эстонии к информационному обществу
Реферат Гидравлический расчёт трубопроводов
Реферат Involvement Of Computers In Future Jobs Essay
Реферат Магнитная flash-память на основе углеродных нанотрубок