Реферат по предмету "Философия"


Единство человека и природы

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему
«Единство человека и природы»
Исполнитель:
Аракелянц Артем Андреевич
Руководитель:
Иванова Валерия Айбасовна
Барнаул 2010г.

Прежде чемрассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, особенностей вих взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различныхподходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся – природапредставляет собой объективную реальность которая существует вне и независимоот сознания человека. В узком же смысле слова, под природой понимают весь материальныймир за исключением общества как совокупность естественных условий егосуществования.
В философскихвоззрениях на саму природу, её сущность можно выделить две крайние,противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос.Другая как закономерную систему.
На всемпротяжение в развитие природы, в ней постоянно всё изменяется, изменяетсярельеф, климат, вымирают и зарождаются новые виды, в природе всё гармонично слаженои одно не применно соприкасается и зависит от другого.
Многиеприродные явления рождают вопрос на который человечество ищет ответы, этутенденцию можно проследить с древних времён. Все народы искали ответы на одни ите же вопросы и в процессе поиска рождались различные способы преодоления техили иных трудностей, а именно: умение пользоваться огнём открытияэлектричества, замена каменного орудия на металлические, подчинение энергииатома.
Процессвлияния природы на человека и человека на природу обоюдный. У человекавозникают вопросы при соприкосновении с природой, а в природе возникаютизменения в результате антропогенной деятельности.
С появлениятеоретического мышления одновременно при крайне примитивной материальной силеобщества природа оценивалась людьми как сила неизмеримо более значимая исовершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение, желаниеподрожать ей и поклонятся. Человек и природа мыслились во времена античнойфилософии как единое целое, гармонично взаимосвязанное.
В средниевека европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии.Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения бога.Человек как высшее существо, созданное богом по своему образу и подобию,начинает видеть себя выше природы.
В эпохуВозрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношенияприроды и общества вновь становится иным. Природа рассматривается как источниккрасоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушительной и порочнойцивелизации.
В новое времябурно развиваются науки, ставятся и проводятся экспиременты, направленные наразвитие производства в период капитализма. Центральная идея – человек долженпокарить природу, овладеть её, стать её господином. « Цель науки и техники, — подчеркивал Ф. Бэкон, — господство над природой». Появлению таких идейспособствуют и всеувеличивающаяся мощь человеческого общества, ростпроизводительных сил.
Природа –естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природычеловек не существует. И человечество не смотря на всё свою нынешнюю мощь идостижения прогресса, является частью и продолжением природы.
З. Фрейдсчитал, что в антропогенезе главная причина биологическая. Считал что обществодля защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы в виде нормморали, культуры. Э. Фромм, усматривал меньшую долю влияния на человекабиологических факторов, но в целом в его рассуждениях присутствовалбиологический подход. Представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелени другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный иестественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепциюсогласно которой человек от рождения «биологически недостаточное» чущество вотличие от других животных. Именно эта недостаточность и желание выжитьзаставили человека активно развивать и использовать свои способности.
Тесная связьобщества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществепривели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сутиявляется биологическим суперорганизмом. Оно по их мнению, развивается подобноприродным организмам естественным эволюционным путём. Так возникла органическаятеория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также егопоследователь А. Шеффле (Германия) и др.
Человек –биологическое существо. Однако современный научный анализ показвает, что лишь15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологическийхарактер.
Необходимостьвыживания человека как биологического вида и его полноценного развития аобществе обусловило появления специфического вида общности – человеческойсемьи. Её биологической функцией является продолжение человеческого рода,воспроизводство самого человека.
Некоторыефилософы, социологи и экономисты пытались найти в росте населения ключ кпониманию сил развития общества. Так У. Пети подчёркивал, что основой всехбогатств является ТРУД, сфера производства.
Позже всоциологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящем к нищете, ковсяким бедствиям и лишения, рост народонаселения. Эту точку зрения активноотстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус. В своей книге «Опыт озаконе народонаселения» он утверждал, что причина бедственного положениянарода, есть результат перенаселения. Эта теория по имени создателя получиланазвание мальтузианства.
НаселениеЗемли увеличивается ускоренными темпами. В течении ХХ веков населениеутроилось. Допустимый разумный предел населения Земли(по данным ООН) – 10-12млрд. человек – может быть достигнут уже к середине ХХI века.
Взаимодействиеобщества и пирроды имеет для человека не только утилитарное значение, но иоздоровилельное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только«вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно врастаетв неё.
Слова слепогопровидца Жан-Батиста Ламарка, сказанные около двух столетий тому назад:«Человеку суждено истребить самого себя, после того как он сделает Землюнепригодной для обитания», одними оказались не услышанными, другие, хоть ивосприняли их зловещий смысл, оказались беспомощными в противоречивом иразобщенном мире. Опутанные предрассудками, утопическими догмами, экономическойи политической конъюнктурой, страдающие от близорукости и эгоизма временщиков,мы лишь сейчас становимся свидетелями пробуждения разума — и больше подвлиянием страха, чем подлинного понимания повелительной необходимости жить сПриродой в гармонии и согласии, отбрасывая вековой императив покорения Природы.Безнравственность этого императива, защищавшегося многими интеллектуалами-пророками,претендующими на философское и социальное лидерство, только теперь входит вструктуру нового критического мышления. Нарастающее противостояниеэкологической культуры бездумной технической цивилизации вселяет оптимизм инадежду на то, что роковой ход геоисторических событий в антропогенезе можетеще быть исправлен, что биосфера будущего не останется безлюдной.
И вот снова,в который раз подводя итоги и пожиная плоды своей тысячелетней деятельности,Человек пытается ответить на три главных вопроса, поставленные еще И. Кантом:
1) Что Я могузнать?
2) На что Ямогу надеяться?
3) Что Ядолжен делать?
Интересноотметить, что в каждом из этих трех вопросов явно присутствует «Я», иэто неслучайно. «Человек, — как точно подметил Б. Паскаль, — хоть и самаяслабая в природе тростинка, но эта тростинка — мыслящая ». И нет уЧеловека другого пути и способа выбраться из того тупика, в который он сам себязагнал, как только обратиться к своему сознанию и осознать все, что произошло.
Что же долженосознать Человек на пороге XXI века и что Человек должен сегодня знать?
Прежде всего,Человек должен знать самого себя. Призыв Сократа к самопознанию: «Познайсебя!» — актуален и сегодня, как и во все прошедшие времена.
Что значит —знать себя? Это означает — понимать свою природу и сущность, осознавать своюпринадлежность двум противоположным мирам (материальному и духовному), знатьструктуру Личности, представляющей собой триаду основных потребностей,формирующихся на 90% на неосознаваемом уровне и подвергающихся непрерывнымциклическим колебаниям в зависимости от множества внешних и внутреннихфакторов.
Человек смомента своего появления на земле не только пытается выжить, приспособиться кусловиям, но и пытается подчинить себе природу. Это стремление и есть основнойдвигатель прогресса, результатом которого явилось современное развитиепромышленности и современный человек не хочет довольствоваться толькосредствами к существованию, современный человек требует себе комфорта,богатства, скорости передвижения, высокого уровня жизни и т.д. Эти постояннорастущие потребности в богатстве, заставляют человека разрушать природу,подвергать уничтожению, что выражается в прямом физическом уничтожении с однойстороны и загрязнение, приведение в негодность для пользования, с другой. Внастоящее время это касается всех сфер: земли, воды и воздуха.
Природныебогатства делятся на исчерпаемые и не исчерпаемые, в стою очередь исчерпаемыеделятся на восполнимые и не восполнимые и восполнимые можно разделить намедленно восполнимые и быстро восполнимые. Пример:
1)        Количествонефти на земном шаре непрерывно уменьшается и уже сейчас некоторые страны ведутагрессивную политику по захвату территории в недрах которой лежит природныеископаемые. Примером является варварский захвати Америкой Ирака (в Иракесебестоимость 1-го барреля нефти равна одному доллару, напомню Стефен Щоркспрогнозировал рост цены на нефть до 110 долларов за баррель к июлю 2010 года)
2)        СпециалистыМеждународного института управления водными ресурсами подсчитали, что преснаявода может закончиться на Земле уже через 25 лет. Это произойдет из-за ростанаселения планеты и увеличения объемов потребления жидкости.
Человеческоебезумие и слепая алчность в скором времени приведут человека к пропасти, упав вкоторую, он не сумеет подняться. Истребление животных, разграбления недр, загрязнениепланеты.
Именно поэтому человек должен разумно использовать земные ресурсы и начать оберегатьнашу планету.
В настоящиедни, человечество подводит итог своего развития и внимательно всматривается вплоды своей активной деятельности на протяжении всей истории. И что же видитсовременный Человек?
«Человечество,взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед егомыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободномыслящего человечества как единого целого. Это состояние биосферы, к которомумы, не замечая этого, приближаемся, и есть „ноосфера“ (В.И.Вернадский).
С однойстороны, Человек, став монополистом на Земле, достиг грандиозных успехов вчасти удовлетворения своих материальных потребностей, поставив на службу иинтеллектуальные, и духовные силы, и саму матушку-природу.
С другойстороны, Человек оказался на грани самоуничтожения вследствие термоядернойугрозы и нависшей опасности глобальной экологической катастрофы. А если учестьлокальные войны и конфликты, вспыхивающие постоянно то в одной точке планеты,то в другой, и колоссальное отставание в развитии и жизнеобеспечении самымнеобходимым более чем половины человечества из стран так называемого»третьего мира", то станет ясен весь трагизм современной ситуации вмире и острота сегодняшнего положения самого Человека, его судьбы в ближайшембудущем.
«Человекподчинил себе планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростоеискусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и доконца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения ипринять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь тогоуровня культурной зрелости, которая позволит ему выполнить эту нелегкую миссию,тогда будущее принадлежит ему » (А. Печчеи).
Мы хорошопонимаем причины, поставившие человека и человеческую популяцию в особоеположение: это совершенствующийся Разум, осуществляющий борьбу за сохранениевида и стремящийся подчинить себе природные стихии; это накапливающийся ипередающийся опыт этой борьбы бесчисленных поколений; это неизбежноепроизводство нового знания и открытие путей его материализации уже в рамкахсоциума, а не стада. Только ретроспективный взгляд позволяет понять, что споявлением человека произошла величайшая биологическая революция снепредсказуемыми последствиями для судьбы самой биосферы. Наши знания ещеслишком скудны, чтобы представить суть событий, произошедших на этом пороге, носовершенно очевидно, что на Земле появилась сила, которой суждено было статьсилой геологического масштаба, и начавшийся процесс ее развития невозможно былозадержать ни на самых ранних стадиях (например охотничьих или пастушеских), нив XX веке, когда научное знание и техническая цивилизация открыли пути и кнеобычайному взлету качества жизни, и к ее катастрофической деградации свозможностью тотального уничтожения человечества и природы.
За тысячелетие человеческой цивилизации великое множество видовживотных и растений было бездумно уничтожено. Никакая, например климатическая,катастрофа не смогла бы так быстро истребить популяцию мамонтов, как этосделали охотники палеолита. Расчеты ученых — биогеографов свидетельствуют, чтов начале палеолита на территории европейской части бывшего СССР (часть России,Украина, Белоруссия) паслось около полмиллиона мамонтов. Наши далекие пращурыбыстро освоили метод охоты на этих гигантов с помощью ловчих ям. Людипалеолита, как считает П. Савко, просто развратились. Горы мяса и великоемножество костей для изделий доставались им очень легко. Археологи, например,откопали вблизи с. Междуречия Черкасской области два палеолитическихярангоподобных жилья, каркасы которых было составлено из черепов и костей 130мамонтов. Темпы уничтожения мамонтов были настолько интенсивными, что всего затысячу лет они исчезли совсем.
Примером экологической катастрофы, вызванной воинскимконфликтом, являются события, которые происходили на территории Кувейта иблизлежащих територий Персидского залива после операции «Буря в пустыни» вначале 1991 г. Отступая из Кувейта, иракские оккупанты подорвали взрывчаткойсвыше 500 нефтяных буровых скважин. Значительная их часть вспыхнула и горела напротяжении шести месяцев, отравляя вредными газами и сажей большую территорию.Из буровых скважин, которые не воспламенились, нефть била фонтанами,образовывая большие озера и стекала в Персидский залив. Сюда же вылилосьбольшое количество нефти из подорванных терминалов и танкеров. В результатенефтью было покрыто близко 1554 км2 поверхности моря, 450 км береговой полосы,где погибло большинство птиц, морских черепах, дюгоней и других животных. Вогневых факелах ежесуточно сгорало 7,3 млн л нефти, которая равняется объемунефти, которая ежедневно импортирует США. Тучи сажи от пожаров поднимались навысоту до 3 км и разносились ветрами далеко за границы Кувейта — черные дождивыпадали в Саудовской Аравии и Иране, черный снег — в Кашмире (за 2 000 км отКувейта). Загрязненное нефтяной сажей воздуха вредно влияло на здоровье людей,так как сажа содержала много канцерогенов. Эксперты установили, что этакатастрофа сопровождалась такими явлениями:
1. Тепловое загрязнение (86 млн квт ежесуточно). Такое жеколичество тепла выделяется вследствие лесного пожара на площади 200 га.
2. Сажа от горящей нефти — 12 000 т ежесуточно.
3. Углекислый газ— 1,9 млн т ежесуточно (это составляет 2 %всего СО2, что выделяется в атмосферу Земли вследствие сжигания минеральноготоплива всеми странами мира).
4.SO2 — 20 000 т ежесуточно (что составляет 57 % количестваSO2, которая ежесуточно поступает из топок всех ТЭЦ США).

Вывод
И где жегармония человека и природы?
Ищу ответ навопрос уже многие годы!
Гармония этадавно всеми забыта….
Ты встретишьеё только в строчках пиита.
Жан-Батист ивпрямь был прав,
Губительный учеловека нрав.
Мы покоримприроду и разрушим,
А еслисотворим, потом сожжем или задушим.
Мы вырубимлеса нашей родной планеты,
Мы сами всёвзорвем, нам не нужны кометы!
И побезлюдным пустошам в поисках пищи,
Гонимы нашивнуки, как сейчас гонимы нищие.
И ты как некричи, никто не услышит
Пока жив,пока сыт, пока воздухом дышит!

Списоклитературы
1.    Философия: Учебник длявузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П
2.    Вернадский В.И. Несколькослов о ноосфере // Вернадский В.И… Философские мысли натуралиста. – М.: Наука,1988.
3.    Философский словарь \подредакцией И.Т. Фролова 6-е издание. Политиздат 1991г.
4.    Информационноповествовательный портал www.eduhmao.ru/info/1/3462/19904/
5. Информационный ресурс ru.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :