Реферат по предмету "Философия"


Духовные основы любви в философии Платона

Содержание
Введение
1. Основафилософии Платона
1.1 Краткая биография Платона
1.2 Элементы учения Платона
2. Духовные основы любви в философии Платона
2.1 О красоте и о любви
2.2 Тема любви в произведениях Платона
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В истории мировой культуры Платон — великое явление. Он жилв древнегреческом обществе, но как деятель — философ, учёный, писатель — принадлежит всему человечеству.
Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаютсяпоследователи, нельзя назвать заурядным. Платоном вдохновлялись мудрецыантичности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великиемыслители Западной Европы и русские философы — от Посидония и Оригена до Чаадаеваи Хайдеггера. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и дажена нашу современную культуру.
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оноохватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании,и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве — поэзии, скульптуре,живописи, музыке, о красноречии, о любви и о воспитании.
Многогранность его дарования удивительна. В нём не толькофилософ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём отхудожника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи влитературных произведениях.
Человек стремится познать мир. Но как познать то, чтопостоянно меняет свой облик? Как дойти до сути изменчивых вещей? Платон даетсвой ответ на этот вечный вопрос. Он говорит о двух мирах: изменчивомчувственном и умопостигаемом мире идей, существующем вне времени и пространства.Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и егозаконов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке. Развитиедобродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душеподниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этомупути, — Эрос, любовь, дающая крылья.
Таким образом, данная тема и сегодня остается актуальной.
Работа состоит из введения, основной части, заключения исписка литературы.
1. Основа философии Платона1.1 Краткая биография Платона
Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина. Попроисхождению Платон принадлежал к весьма знатному афинскому роду. Старинная,царского происхождения семья философа имела прочные аристократические традиции.
В юности будущий философ получил всестороннее воспитание,которое соответствовало представлениям классической античности о современном,идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платонобучался у грамматиста Дионисия, музыке — у Драконта, ученика знаменитогоДамона (обучавшего самого Перикла), а гимнастке — у борца Аристона. Считают,что этот выдающийся борец дал своему ученику Аристоклу имя Платона то ли за егоширокую грудь и мощное сложение, то ли за широкий лоб (греч. platys — широкий, широкоплечий, platos — ширина). Так исчез Аристокл — сын Аристона и появилсяПлатон.
Занятия борьбой были настолько успешными, что юноша принялучастие в традиционных играх на Истме и даже получил там награду. В молодыегоды Платон увлекался живописью, сочинял изящные эпиграммы, трагедии. Особенноон любил комиков Аристофана и Софокла, что дало повод ему самому сочинятькомедии, учась у своих любимцев правдивому изображению действующих лиц.
Значительное влияние на его поэтические занятия оказалотворчество знаменитого комедиографа из Сицилии пифагорейца Эпихарма (4-5 вв. дон. э). Сохранилось 25 эпиграмм, приписываемых Платону.
Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличныхбесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежнихзанятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним изего ‹‹ревностных слушателей›› и учеников.
Встреча с Сократом произошла в 408 году до н.э. Платонутогда было 20 лет. С этого времени и вплоть до казни учителя 399 году до н.э. Платоннаходился в числе его ‹‹постоянных собеседников и преданных друзей››.
После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетилКирену и Египет. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался спифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академиюплатоновскую.
В 361 году вновь посетил Сицилию по приглашению правителяСиракуз Дионисия Младшего, но эта поездка, как и предыдущие попытки вступить вконтакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизниПлатон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседув большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокимихудожественными достоинствами.1.2 Элементы учения Платона
Философия Платона не изложена систематически в егопроизведениях, исследователям приходится ее реконструировать. Важнейшей еёчастью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде):«едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учениео «космосе».
Основой всякого бытия является, по Платону «единое»,которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т.е. ниначала, ни конца, не занимает какого-либо пространства и не может двигаться.
Вторая субстанция — «ум» (нус) является, поПлатону, бытийно-световым порождением «единого» — «блага». Умимеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всегоматериального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своимпредметом имеет сущность вещей, но не их становление.
Третья субстанция — «мировая душа» — объединяет уПлатона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своегодвижения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это — принципсамодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяетего с телесным миром.
Основная часть философии Платона, давшая название целомунаправлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двухмиров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, ихистоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных избесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не можетпородить.
Учение об идеях — сердцевина философии Платона. «Идеи»- это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип ихосмысления. Материя для Платона — лишь принцип частичного функционированияидеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и«кормилица» идей.
В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях вдухе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах»,что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теориипознания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познаниеоказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовалвосхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней — к областичистых идей.
В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, вкотором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всехлюдей — как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узникисмотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещерусверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины иследствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидетьистинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основанииотображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тенипредставляют свои первообразы в сильно искаженном виде.
Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинногопознания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на самосолнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно нетолько восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) — люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том,что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философиейзаниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческогосообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методахвоспитания.
Эти темы являются фоном всего социально-политического ученияПлатона, принципиальной особенность которого является интерпретация человекакак разумной души — не смертные люди, а бессмертные души действуют вплатоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходствос реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего спониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свойземной век.
Души являются третьей важной онтологической реальностьюнаряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено междучувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трехчастей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, душиобразуют с телом «совокупное целое» — живое существо (под этим словомподразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом ипоэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения ивоспитания.
Души животных (и растений) смертны, а разумные души людейбессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богомиз того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадаютна суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будетзависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы свсадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумноеначало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти,желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница)получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человеквновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душекак воспоминание.
Поэтому, согласно философии Платона, единственный длячеловека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира«отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — черезкрасоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души,когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимостиискать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потомучто, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красотенаук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ длядуши подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Другой силой, не менее преобразующей человека и способнойподнять его до мира богов, является Любовь.
Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремитсядостичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником междуодним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится кним.
О духовных основах любви в философии Платона мы остановимсяв следующей главе более подробно.
Таким образом, и философия и любовь дают возможностьрождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасныхзаконов и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» ксвету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то естьсозерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в томнаправлении. Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ — готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматьсяфилософией.
Платон также дает нам учение об основных частях человеческойдуши, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет вкачестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренностьи воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, таки второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе этидобродетели составляют справедливость.
2. Духовные основы любви в философии Платона2.1 О красоте и о любви
Существенную роль в учении Платона играет тема любовноговлечения (эроса). За заслугу в отношении философии любви он был назван даже«философским первоапостолом Эроса». [1]Действительно, Платон, пожалуй, больше всех занимался вопросом любви. Существуети мнение о том, что «любовная аналитика — едва ли не самое впечатляющее извсего написанного Платоном». [2]
Само понятие любви в античную эпоху редко становилосьпредметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая онабывает, была построена целая классификация. Для античных философов любовь каккосмическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание имироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего,Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).
Эрос у Платона рассматривается как стремление души к благу.
Платон выступает с разоблачением телесной любви, котораясущественно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию,во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существужелая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода — безусловноеблаго, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь.
В самой простой форме она выражается в страсти к прекрасномучеловеку и желании бессмертия, достигаемого рождением детей вместе с этимчеловеком. Более высокая форма любви предполагает духовный союз и стремление квозвышенности, созданию общественного блага. Наивысшая форма платоническойлюбви — любовь к мудрости, или философия, и вершиной ее является постижениемистического образа идеи блага.
«Вот каким путем нужно идти в любви — самому или под чьим-либоруководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словнобы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх — от одногопрекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел кпрекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешьсяот этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешьнаконец, что же это — прекрасное» (Пир, 211 с-d).
Любовь помогает быстрее пройти первые шаги на философскомпути:
здесь мы испытываем то самое удивление (оно ведь началофилософии), которое заставляет остановиться и узнать в каком-то человеке, одномиз многих, неповторимого и единственного;
она помогает узнать, почему глубокое чувство и личноепереживание не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденнымисловами;
она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету,думая только о нем и считая это самым важным, забывая о всем прочем.
Эти уроки чувственной любви во всяком случае помогают лучшепонять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием,устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного.
Платон утверждает, что в любви реализуется не поискполовинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности черезпродолжение рода. Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме«беременных телом» Патон специально выделяет "беременныхдуховно", т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именнотакое «потомство» и является бессмертным.
«Не есть ли… любовь не что иное, как любовь к вечномуобладанию благом? …Ну, а если любовь — это всегда любовь к благу, …то какимобразом должны поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можнобыло назвать любовью? Что они должны делать? Они должны родить в прекрасном кактелесно, так и духовно… Дело в том, Сократ, что все люди беременны как телесно,так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требуетразрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не вбезобразном…» (Пир, 211 с-d).
Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело… обращаютсябольше к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрестибессмертие и счастье и оставить о себе память на вечные времена. Беременные же духовно…беременны тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобаетвынашивать? Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те измастеров, которых можно назвать изобретательными. Самое же важное и прекрасное- это разуметь, как управлять государством и домом, и называется это уменьерассудительностью и справедливостью.
Платон, считая земную любовь ступенью на пути к любвинебесной, не отвергая «низший эрос» (и не только теоретически. Афиней,например, восклицал: «У Аристотеля (ученика Платона) был сын Никонах отгетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорилГермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивыйПлатон не любил Арханассу, гетеру из Колофона...»
По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевнуюкрасоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка,которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название "платоническойлюбви" — от платоновской теории эроса.
Одна из трудных задач платоновского философского взгляда — увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается поаналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедияличной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняетдушу, отдельный человек и его красота — красоту истины и бытия.
Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любвикак путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой — непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может непривести к благу и богу.
Идеи Платона о любви не могли не оказать на обществосильного влияния. Оно проявляется в понятии возвышенной любви, столь популярнойу трубадуров раннего Средневековья. Некоторые даже склонны видеть в понимании Платономэроса ранний набросок шокирующих сексуальных фантазий Фрейда.
Сегодня платоническая любовь сведена до очень узкого смысла,означающего почти исчезнувшую форму влечения между противоположными полами. Дажетеория идей Платона, направленная на мистическое постижение Красоты, Истины иБлага, в настоящее время лишилась большей части своего эфирного величия. Онаутверждает, что мир устроен также, как и язык с его абстракциями и понятиями, воснове которых лежат еще более высокие абстракции. Это положение можетоказаться и спорным, но в то же время и опровергнуть его трудно. Платонпредполагал, что реальный мир не таков, каким мы его воспринимаем и описываемпосредством языка и опыта. А почему, собственно, он должен быть не таким? Всамом деле, совсем не похоже, чтобы он был другим. Но разве мы когда-нибудьсможем это узнать?
Каков же итог этой сложной платонической концепции любви? Кчему же в конце концов приходит Платон?2.2 Тема любви в произведениях Платона
"… Он (человек-философ) радуется прекрасному телубольше, чем безобразному, но особенно рад он, если такое тело встретится ему всочетании с прекрасной, благородной и даровитой душой: для такого человека онсразу находит слова о добродетели, о том, каким должен быть и чему долженпосвятить себя достойный муж, и принимается за его воспитание. Проводя время стаким человеком, он соприкасается с прекрасным и родит на свет то, чем давнобеременен. Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был — далеко или близко,он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе другдругу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие ихдети прекраснее и бессмертнее.
Вот каким путем нужно идти в любви — самому или подчьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всевремя, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх — отодного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел кпрекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока неподнимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, ине познаешь, наконец, что же это — Прекрасное («Пир»).
«Пир» Платона принадлежит к жанру застольных беседи именовался «речами о любви». Тема диалога — восхождение человека квысшему благу, которое есть не что иное, как воплощение идеи небесной любви. Какистинные грехи они говорят не о любви самой по себе, а о той, что своимсуществованием обязана одному из богов. Имя его — Эрот.
Весь диалог представляет собой рассказ о пире, устроенном послучаю победы трагического поэта Агафона в афинском театре. Рассказ ведется отлица Аристодема, который пришел вместе с Сократом и присутствовал на пире.
Композиция «Пира весьма легко поддается анализу ввидутого, что несложно проследить ее структуру: между небольшим вступлением и такимже заключением в диалоге содержится семь речей, в каждой из которых трактуетсятот или иной аспект одной и той же темы — темы любви.
Прежде всего, обращает на себя внимание необычная логическаяпоследовательность как в пределах каждой из семи речей, так и в соотношении всехречей.
Первый и самый очевидный вывод из платоновского „Пира“- утверждение связи любви и познания. У Платона любовь — это процессдвижущегося, поднимающегося со ступени на ступень знания. Поэтому диалектикалюбви у Платона представляет собой диалектику знания, платонический эрос — этоэрос познания.
Второй очень важный вывод, содержащийся в „Пире“, — связь эротического знания с красотой. В конце концов любовь есть познаниевысшей формы красоты. Здесь философия любви у Платона органично перерастает в эстетику,любовь оказывается стремлением к прекрасному, к эстетическому переживаниюкрасоты. Этот аспект платонической теории любви прекрасно раскрывает А.Ф. Лосев.
Комментируя „Пир“, он пишет: „Эстетическоепереживание есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому. Этостремление завершается браком как в чувственной, так и в духовной области. Результатомбрака является порождение нового, в котором любящий и любимая уже даны в видеустойчивого достижения, где оба слиты до неузнаваемости. Эти достиженияявляются объективациями любви, будь то в чувственной области, будь то в областидуха… Таким образом, эстетическое и в своем субъективном аспекте естьлюбовное стремление, и в своем объективном аспекте пронизано этими же любовнымистремлениями“. [3]
Подводя итог идеям, содержащимся в рассматриваемом диалогеПлатона, с необходимостью приходишь к выводу о богатстве теоретическогосодержания этого сочинения, о его неисчерпаемости. Художественная структура»Пира", отсутствие в нем замкнутой логической системы позволяютдавать ему самые различные истолкования.
Так оно и было в истории. Одни авторы обращали внимание наидею о двух типах любви, соответствующих двум типам Афродиты-вульгарной инебесной (речь Павсания), другие — на миф об андрогинах («мужеженщинах»),существах обоего пола, которых Зевс расчленил на отдельные половины, заставивих вечно искать друг друга (речь Аристофана), третьи — на космологическоезначение любви, на идею ее разлитости в природе (речь Эриксимаха).
Все это действительно есть в диалоге, и подобнаянеисчерпаемость послужила причиной того, что «Пир» был и остаетсясамым, пожалуй, важным источником по теории любви во всей европейскойлитературе.
Теме любви посвящен и диалог Платона «Федр». Внем, правда, нет такой сложной диалектики, как в «Пире», зато здесьраскрываются некоторые новые стороны любви, о которых речь не идет в «Пире».
В диалоге «Федр» Платон углубляет синтетическое пониманиелюбви как соединяющей силы, связывая его с теорией воспоминания. Душа, как мыуже знаем, в своей первоначальной жизни, во всем следуя Богам, виделаГиперуранию, т.е. мир идей. Затем, потеряв крылья и обретя тело, она все забыла.Но, с усилиями поднимаясь над собой, в размышлениях мало-помалу душаприпоминает уже виденное. Специфика идеи Прекрасного состоит в том, чтовоспоминание о ней «чрезвычайно наглядно и восхитительно сладостно». Этосвечение идеальной Красоты в живом теле воспламеняет душу, пробуждая в нейжелание полета, неистребимую волю вернуться туда, где ей не суждено былоостаться. Это и есть работа Эроса с его тоской по сверхчувственному,возвращающего душам их древние крылья, влекущего в занебесные дали. Любовьплатоническая — это ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение кметаэмпирическому, сила, возвращающая нас к изначальному бытию среди Богов.
В «Федре» Платон прославляет божественноевдохновение (mania). Чтобы раскрыть природу этой божественной силы, онприбегает к сравнению души с колесницей, запряженной двумя конями, добрым излым, тянущими душу в разные стороны. Души людей, которые стремятся ввысь длясозерцания истины, воспаряют на крыльях, те же души, которые не способныподниматься ввысь, роняют крылья и падают на землю (Федр, 246 с).
Душа, которая помнит о прекрасных формах, созерцаемых в миребожественных истин, оперяется, рождение крыльев вызывает мучительную сладость.«Она неистовствует и от исступления не может она ни спать ночью, ни днемоставаться на одном месте. В тоске бежит она туда, где думает увидетьобладателя красоты» (Федр 251 e).
Так рождается Эрос, который вызывает в душах неистовство,экстаз и чувство блаженства.
В целом «Пир» и «Федр», сочинения,относящиеся примерно к одному и тому же времени, прекрасно дополняют друг другаи дают представление о платоновской философии любви.
«Пир» Платона — замечательный и неумирающийпамятник европейской мысли, а в более широком смысле, и европейской культуры. Онапостоянно возвращалась к нему, создавала все новые комментарии и дополнения,черпая из него новый философский смысл, получая эстетическое и интеллектуальноенаслаждение.
Теория любви Платона создала особый тип любви, которыйполучил название «платоническая любовь».
Заключение
Платон — один из великих мыслителей античности. Еготворчество обогатило духовную культуру всего человечества.
Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальнымдостижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитанАристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западноевропейскойфилософии.
Последователи Платона в ранний и особенно поздний периодистории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами,чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.
Учение Платона о любви заслуживает внимания и высокой оценкине только потому, что Платон стоял у истоков эротической философии, имел вдальнейшем последователей, но также и потому, что его учение об эросе содержалов себе богатство намеченных им «точек» и «линий» возможногоосмысления как самой любви, так и сопряженных с ней явлений, в том числе иразума, познания, вплоть до самого человека и бытия в целом.
В возрасте восьмидесяти одного года Платон умер и былпохоронен в Академии. Несмотря на своеобразие его философии, многие ееположения до сих пор присутствуют в нашем отношении к миру. И образованное отего имени прилагательное — платоническая любовь — продолжает определятьсовершенно непохожую форму любви, отражающую его теорию идей.
Академия Платона просуществовала в Афинах до 529 года н.э.,а потом была закрыта по приказу императора Юстиниана, пытавшегося подавитьязыческую эллинистическую культуру ради процветания христианства. Сейчас многиеисторики считают, что эта дата отмечает конец греко-римской культуры и началотемных веков Средневековья.
Вот почему важным и актуальным оказывается выявление всехпотенций эротической философии Платона, способных обогатить другие областифилософии.
Список использованной литературы
1.  Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г.Апресян. — М.: Сфера, 1995. — 353 с.
2.  Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев.- М., 1969. — С. 200.
3.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Античность.Платон и античная академия / Дж. Реале, Д. Антисери. — Т.1., Гл.6 — М., 1994.
4.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
5.  Хрусталев Ю.М. Введение в философию / Ю.М. Хрусталев. — Ростов-на-Дону: Феникс,1999. — 544 с.
6.  Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство /В.П. Шестаков. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — 464 с.
7.  Эрн В. Сочинения / В. Эрн // Вопросы философии. — 1991. — №4. — С.521.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Історія виникнення Інтернет
Реферат Состояние естественной резистентности и иммунологической реактивности у новорожденных телят при
Реферат Gottsdanker experimenting in psychology
Реферат Психотерапия в системе видов психологической помощи
Реферат Порядок и виды обеспечения по страховым случаям
Реферат Разработка маркетингового плана выхода на новый рынок с новым товаром
Реферат Электростимуляция внутренних органов и опорно-двигательного аппарата
Реферат Происхождение новых слов в современном русском языке (на материале неологизмов иностранного происхождения)
Реферат Sikhism Essay Research Paper This is my
Реферат Классификация функций менеджмента
Реферат Демографическая ситуация на примере Ставропольского края
Реферат Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства
Реферат Разработка технического и программного обеспечения автоматизированной системы научных исследований
Реферат Гомогендерность - шесть стадий самовосприятия
Реферат Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства