Реферат по предмету "Философия"


Древнегреческий философ Эмпедокл

Министерство науки и образования Российской Федерации
Ярославский Государственный Университет им. Демидова.
 
Реферат
по Концепции Современного Естествознания-биология
Тема:Эмпедокл.
                                                                               Выполнилистудентки:     
                                                                                         Группа:
                                                                               Проверил:
Ярославль,2004
                                          Содержание.
1.     Введение…………………………………………………………...........3
2.     Эмпедокл из Акраганта………………………………………….…......4
3.     Философия Эмпедокла………………………………………………....9
4.     Заключение…………………………………………………………….14
5.     Список литературы……………………………………………………15

Введение.

“Любовь и вражда!
Обе они бессмертны...”
Эмпедокл
Древнегреческий философ Эмпедоклне  имеет подобий среди своих современников– настолько он своеобразен, личностно индивидуален. Он жил в классическиевремена Греции, но его образ до такой степени неклассичен, что ему можноотыскать аналогии лишь в поздней, умиравшей античности. Иногда в нем видятчерты, вообще не свойственные эллину.
Для Эмпедокла, как и дляпервых философов, характерно сочетание глубины умозрения, широкой и точнойнаблюдательности с практическими тенденциями – со стремлением заставить знаниеслужить жизни. Философия еще не отделялась у Эмпедокла от науки, а в самойнауке теоретическое воззрение не отделяется от постановки различныхпрактических задач. Так, Эмпедокл изучал биологические и физиологическиеявления, развил ряд относящихся к этим явлениям гипотез. Но вместе с тем онпрославился, как основатель знаменитой в древности медицинской школы.Сохранился ряд, несомненно, в известной части фантастических сообщенийзамечательных подвигах Эмпедокла в деле покорения человеком природы. При всехочевидных преувеличениях, которые в них содержаться, эти сообщения говорят, чтоЭмпедокл поразил современников размахом и изобретательностью при решениибольших практических задач.

Эмпедокл из Акраганта.
Эмпедоклиз Акраганта – сицилийский философ и поэт, политик и религиозный реформатор,врач и чудотворец, энциклопедист и ритор, старший современник Сократа – посуществу мало кому известен.
 Точная дата рождения и смертиЭмпедокла не известна. Некоторые античные авторы сообщают, будто он прожил 60лет, другие свыше 100 лет. Примерная  дата жизни – 484-424 гг. до нашей эры. Условнуюдату «процветания» философа некоторые источники относят к 84-ой Олимпиаде(около 444 г.до н. э.). Считается, что Эмпедокл был знатного рода; в политической войне,кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону демократии, достигвысокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить молодой Акрагант отпопыток реставрации аристократической власти. В преданиях о жизни и деятельностиЭмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных.
Образакрагантского философа в высшей степени негармоничен и двойственен. Эмпедоклпоражает своей показной открытостью перед публикой, и в то же время онтаинственная, наименее разгаданная личность классической Греции. Впредставлении современников он остался необъяснимой фигурой, сочетавшей в себегениального мыслителя и честолюбивого софиста. В Акраганте ему, как и всемвыдающимся мужам города, была поставлена статуя, но от других она отличаласьодной довольно неожиданной особенностью: изваяние представляло зрителям философас закрытым лицом – знак беспросветной, неуязвимой для взора скрытности.
Эмпедоклавлечет публичная общегосударственная политическая трибуна; замкнутое обществофилософствующих интеллектуалов ему не подходит. Ему непременно хочется бытьприжизненным общенародным идолом, кумиром толпы, и в этом он преуспел. СлаваЭмпедокла превышала всякое правдоподобие. Не только его сограждане, но и жителидругих городов-государств Эллады были наслышаны о его чудесах; его оригинальнаявнешность, его овеянная фантастическими вымыслами личность всегда вызывалибезмолвное молитвенное поклонение. В нем не хотели видеть смертного. Вся Элладабоготворила его.
Но онмечется между публичностью и одиночеством и нигде не находит успокоения. Содной стороны, ему невыносим идеал уединенного, угрюмо-нелюдимого мудреца; сдругой он холоден к толпе, и недоступен ей, остерегается подойти к ней нарасстояние рукопожатия.
ФилософияЭмпедокла под стать его личности: в ней тоже все противоречиво,замысловато-двойственно.
Ужедревние затруднялись ответить кто он: поэт, пророк философ, ученый или врач?Круг умственных запросов Эмпедокла поистине неограничен, и его, пожалуй, можноназвать одним из первых древнегреческих энциклопедистов. Во всяком случае пошироте ума его сравнивают с Демокритом. Он интересовался всем тем, в чем толькомог проявить себя человеческий гений, и везде оставлял свой след, печать своейнеистощимой индивидуальности. И тем не менее его многосторонность пошла ему нена пользу, а во вред; именно ее ставили ему в укор. Он разменял свой природныйтворческий дар на всевозможные знания и, естественно, измельчал, не состоялсякак философ, выродился в поверхностную универсальность без глубины и понимания.Последующая философская критика никогда не забывала об этом и издавна закрепилаза ним репутацию философской посредственности.
Посвидетельству древних. Эмпедокл был плодовитым автором: он писал трагедии,политические и медицинские трактаты, гимны богам; но от них не сохранилось дажеотрывков. До нас дошли фрагменты двух его сочинений: натурфилософской поэмы «Оприроде» и религиозно-эсхатологической (в орфическом духе) поэмы «Очищения».
Эмпедоклпринадлежал к богатому и политическому авторитетному аристократическому дому.Это видно из того, что его дед (по имени тоже Эмпедокл) держал беговых лошадейдля олимпийских состязаний, что было почетным, но чрезвычайно дорогимудовольствием. Влиял Эмпедокл-дед и на государственные дела; он имел полномочияи привилегии послов, т.е. действовал как государственное лицо. Прославился деди как олимпийский чемпион — в 496 году до н.э. он победил в колесничем беге.Это бесспорная гарантия родового и личного авторитета. Отец философа, Метон,также увлекался спортом и также был олимпийским победителем.
Почтис достоверностью можно сказать, кто были его первые наставники. Пифагорейцы, повсей вероятности, и были первыми воспитателями Эмпедокла. Его связь не полежит сомнению– древние авторы прямо называют его пифагорейцем. Но он был особеннымпифагорейцем. Вероятная позиция Эмпедокла: внешняя отстраненность от союза приверности его учению. Вопреки пифагорейской кружковой этике его уста несомкнуты, а глаголят беспрестанно. Его изгнали после того, как он нарушилорденское правило, обязывающих посвященных не разглашать религиозно-научныезнания.
Политическиесимпатии Эмпедокла невозможно свести к какой-нибудь типичной для античностидоктрине. Создается впечатление, что его вообще не волновал вопрос о формегосударственного правления. Единственный режим, с которым он безоговорочнонепримирим, — тирания. Семья Эмпедокла, наверное, участвовала  в свержении акрагантской тирании и, возможно,даже возглавляла переворот. От Тимея до нас дошла история, рисующаяполитический дебют философа. Некий государственный военачальник пригласил егона пир. Гости уже давно были в сборе, но с вином медлили и не подавали.Эмпедокл возмутился и потребовал объяснений, и оказалось, что хозяин дома ждеткакую-то важную персону из городского совета. Как только тот появился, хозяинраспорядился подать вино. Философ усмотрел в этой бестактности поползновение наединовластие; он призвал хозяина и его гостя к суду и добился для них смертногоприговора.
С техпор политическое влияние философа возросло, его указания и решения имели силугосударственных постановлений и декретов. Но он обнаруживает равнодушие квласти, и даже тогда, когда граждане города предложили ему стать их царем. Онотказался, предпочитая оставаться частным лицом.
Эмпедоклзнаменит как чародей. Уже древние ставили его в один ряд с легендарнымиязыческими волшебниками: Пифагором, понимающим язык природы; ЭпименидомКритским, личным собеседником Зевса; Абарисом Гиперборейским, умеющим делатьсебя невесомым. Эмпедокл, как говорит Гераклид, оживил покойницу, акрагантянкуПанфею, которая целый месяц пролежала без дыхания и пульса.
Иногдаобыкновенная смекалка Эмпедокла раздувала его репутацию мага и кудесника.Например: когда в соседнем городе Селинунте распространилась моровая язва попричине нездоровых выделений окрестных болот, люди стали вымирать. ТогдаЭмпедокл соединил болота с проточной водой, атмосфера очистилась и жизньвозродилась. Люди усмотрели в этом нечто сверхъестественное и почтили его какБога. В другой раз на Акрагант обрушилась буря, которая грозила уничтожитьурожай. Эмпедокл приказал развесить шкуры животных между загородными холмами игорными проемами. Ветер был остановлен, урожай спасен, а философ получилпрозвище – «Укротитель ветров».
Носамое загадочное это его смерть. Существует несколько версий его смерти. Но ихвсе затмевает одна – торжественное самосожжение в раскаленной Этне. О судьбефилософа Гераклид рассказывает следующее. Однажды ночью Эмпедокл пировал сдрузьями по поводу воскрешения женщины-акрагантянки. После пира Эмпедоклпропал. Вдруг вспомнили, что в полночь он услышал громкий голос, зовущийЭмпедокла. Этому не поверили, но когда прочесали окрестности и не нашлифилософа, то поверили в сверхъестественное исчезновение и объявили, что он сталбогом.
Гипоботдает иную редакцию смерти Эмпедокла. После того как на пирующего философаснизошел сон, он отправился на Этну и бросился в огненное жерло вулкана. Ивещественное доказательство этому – медный башмак, выброшенный вулканическоймассой.
Этойкрасивой смерти многие не верили и приводили аргументы против. Главный аргументэто то, что вулкан не доступен в силу нестерпимого жара.
Осмерти философа рассказывается и то, что он дожил до преклонного возраста и постарческой слабости упал в море и захлебнулся. Также говориться, что онповесился.
Нолегенда о самосожжении при всей ее фантастичности потомкам пришлась больше повкусу; в известном смысле она прославила Эмпедокла.
СмертьЭмпедокла – не наказание за эгоизм гения, не месть Богов или людей, но и неслепое, неизбежное бедствие. В ней философ находит разгадку своей собственнойтайны и своего назначения в мире. Смерть для него такое же творение, как илюбое из его сочинений, т.е. естественное продолжение его поэзии. Убивая себя,он сочиняет свою судьбу, совершает ритуально-поэтическое жертвоприношение, гдежрец и жертва, поэт и поэтическое произведение – он сам.

Философия Эмпедокла.
Своефизическое учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То жеобстоятельство, что его натурфилософский труд выполнен в виде художественногопроизведения, говорит о характере и границах его естествознания. Эмпедокл – неестествоиспытатель, не ученый-аналитик в обычном понимании этого слова.
ФизикаЭмпедокла, или учение о физических первоосновах мира, на первый взгляд оченьпроста и неоригинальна. Она сильно напоминает ионийскую натурфилософию. Воснове мироздания, по Эмпедоклу, лежат четыре стихии: огонь, воздух, вода иземля. Все эти стихии были выдвинуты до него, и он ничего к ним не прибавил. Онтолько скомбинировал их.
Четырепринимаемых им элемента не суть равноправные рядоположенные величины, изкомбинации которых формируется мир. Мироздание напоминает арену борьбыпротивоположных начал: «верхнего» — жизнетворного и благого огня и «нижней» — косной злотворной земли с прилегающим к ней пространством. Жизнь естьсостязание, борьба противоположностей, стремящихся к взаимному упразднению.Поэтому исходных, космоопределяющих начал получается не четыре, а два. Пословам Аристотеля, Эмпедокл истолковывает свои стихии «не как четыре, а словноих только две: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположныеему земля, воздух и вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не четыреэлемента, а всего два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюсак другому и являются продуктами их взаимодействия.
Новстает вопрос: если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими являлось?  Прямых высказываний Эмпедокла не сохранилось.Но по этому вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто,по учению Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали весьмамаленькие частицы, разновеликие элементы, предшествующие «четырем корням». Этиравновеликие частицы Аэций называет «элементами элементов».
В фундаменте бытия, по Эмпедоклу, лежатсубстанциально-бескачественная природа достихийных элементов. Она образуетнейтральное поле, где разыгрывается драма. Главными участниками являются: верх,который играет жизненно положительную роль и его физическим эквивалентомявляется тепло (огонь) и низ, который играет низменно-отрицательную роль, а егоэквивалент – холод (земля и соседствующие с ней стихии). Мировой процесс естьпопеременная экспансия: то побеждает вверх с его знаком жизни и добра, и тогданаправление космического процесса осуществляется как восхождение, рост, или«путь вверх»; то одолевает низ, с его знаком зла и смерти, и тогда направлениекак убывание, или «путь вниз». На «пути вверх» есть точка, в которой тревоги истрасти затихают и «царит покой». Эмпедокл называет это состояние мира«досточтимой Гармонией» или даже богом. Эмпедокл назвал бога – Сфайросом –всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех точках.
Эмпедокл называет элементы «долговечные многочтимые боги».Стихии у него не просто существуют, но «каждая из них выполняет действия,согласные с ее природой». Эмпедокл персонифицирует материальные элементы вобразах традиционной мифологии: огонь у него – Зевс, воздух – Гера, вода –Нестис, земля – Аид. Но они не мифологические герои, а они простонеопределенные жизненные силы, боги-демоны, духи стихий, обитающие в лонецельного «органически-жизненного континуума».
Вселеннаяпостепенно дробится и измельчается. Пределом распада Сфайроса являютсячувственные стихии – огонь, воздух, земля, но уже в их взаимной обособленности.Бытие дифференцируется на четыре противостоящие, враждебные стихии. Всеэлементы замкнуты в себе и заражены жаждой взаимного истребления. Но длится этоодно мгновение и опять возвращается к исходному первоединству Сфайроса.Начинается новый мировой цикл.
ПоЭмпедоклу, вселенная ограничена двумя пределами, которые попеременно сменяютдруг друга: «верхний» — гармония Единого, «нижний» — враждебность Множества.
Должнобыть две взаимно исключающих причины внутри космоса. И у Эмпедокла есть такие силы. Первая из нихпреодолевает вражду и разлад гармонизирующим согласием и единством. Эту силуперсонифицирует в образах Афродиты, Эроса, Дружбы. Другая, наоборот, разобщаетвселенную, повергает гармонию в хаос. Эту силу Эмпедокл называет Аресом,Враждой, Ненавистью. Афродита и Арес у Эмпедокла – стихийные духи без лица,образа и пола, символизирующие противоположные космические тенденции к распадуи воссоединению бытия. Поэтому Любовь и Ненависть в описании Эмпедокла либо уподобляютсястихиями, либо сами суть стихии. Они выглядят как два дополнительных элемента,выполняющих роль своеобразного фермента, или «динамического флюида»: одинассоциирует вещество, другой диссоциирует. Как отмечает Аристотель, Любовь иНенависть входят в состав мирового целого и потому наравне с другими стихиями«участвуют в общей смеси элементов». Космическая жизнь, согласно картинекосмогенеза у Эмпедокла на стихийно-элементарном уровне, есть становлениевещества, осуществляющееся через борьбу Афродиты и Ареса.
Мир,как его воспринимал Эмпедокл, в сущности своей цикличен: абсолютное единство иабсолютное множество периодически сменяют друг друга. Философ выделяет триположительные инстанции в становлении мира: бог (Сфайрос), природные вещи(космос) и человек. Соответственно мировое развитие распадается на тригенетические стадии: теогенез, космогенез, антропогенез.
Первобожествоили божественный Сфайрос у Эмпедокла лишено всякого теистического смысла. БогЭмпедокла – это развивающаяся субстанция, постепенно переходящая в мир.Математический символ Сфайроса – шар. Шар взят потому, что в нем максимальносглажены грани, различия и диспропорции, свойственные миру, вещественногостановления. О том, что бог у Эмпедокла нечто большее, чем огромный физическийобъект, говорит способность Сфайроса к переживаниям.
ВЭмпедокловой космологии выделяется четыре фазы мирового цикла. Из них двепредельные, т.е. состояние полного господства Любви и полного господстваВражды, и две промежуточные, т.е. переход от Любви к Вражде (нисхождение) и отВражды к Любви (восхождение). Космос и человек рождаются в переходных,промежуточных фазах мирового цикла. Бытие Эмпедокла изначально и ценностнораздвоено: единство и множество, образующие противоположные полюса мировогоцикла.
Сфайрос– исходная ценностно-порождающая точка мирового процесса. Сфайрос распадается,дифференцируется и переходит в менее совершенные образования. Космос –возрастающее ущербление мирового божества, постепенное падение его до Хаоса.
Такаякосмогония имеет свои этапы. Первый шаг — инволюция космоса –  из первоначального Сфайроса выделяютсягромадные космические массы, своего рода материки космического шара, названныеЭмпедоклом «частями мира». Они сразу же обретают пространственные различия:легкая и светлая ткань Сфайроса устремилась вверх, более грубая и темная –вниз. Так образовались Небо и Земля. Далее продолжается деление Сфайроса до техпор пока мир не принимает форму лежачего яйца. Яйцо – образ мировойцелостности. Верхний с вод образует льдоподобная сфера, состоящая иззатвердевшего эфира, на котором «приклепленны неподвижные звезды». Далеерасположена вторая, световоздушная сфера, которая распалась на космическиесущества: Солнце, Луну, планеты. И третья подлунная сфера, есть околоземноепространство и сама Земля. Власть Любви над космосом ослабевает; сепаратистскиетенденции постепенно побеждают, и Космос окончательно остается без Эроса. Это вполном смысле Хаос – предел и конец инволюционного развития.
Антропогенез,по Эмпедоклу, имеет также двуединую генетическую структуру, т.е. в каждоммировом цикле человечество рождается дважды: один раз – на пути от сферическогобожества к элементам, другой раз – на пути от элементов к божеству. В первомслучае человек не рождается, а воплощается: люди – это падшие боги, демоны,духи. Во втором случае продолжается развитие человека, люди – этонедостроенные, становящиеся боги.
Остаетсявопрос, в каком мире живет человек? Неизвестно, что думал об этом сам философ.Некоторые исследователи считают, что по теории Эмпедокла мы принадлежим кэволюционирующей фазе. Однако, согласно Эмпедоклу мы живем в мире на убыль, кгибели и вырождению. Эмпедокл считает, что второе возможно для смертных. Онпишет поэму-проповедь «Очищение» — своеобразное руководство к спасениюзаблудившего и погрязшего в пороках язычника.
Вэтом мире, согласно Эмпедоклу, люди – временные жители, наподобие чужестранцев,гостей или изгнанников. Утратив изначальную родину, страну Любви и Правды, онивынуждены скитаться по дорогам земного бытия, называемого Эмпедоклом «юдольюскорбей».
Собственно,спастись по Эмпедоклу, значит не что иное, как преодолеть в себе необходимостьвыпасть из причинно-следственной связи событий, из становления и времени.Человек не оценил данной ему свободы. Тело не виновато, что мы находимся в нем,а виновата душа, совершившая грех. Чтобы освободится от тела, следуетпереместить внимание на душу; не отбрасывать плоть, а преодолевать ее в себе,т.е. следует душевно очищаться от греха, приведшего к злу.
Такими предстает перед нами Эмпедокл: запоздавший орфик, религиозно-философскийромантик, нравственный идеалист и художник, растративший свои душеспасительныеиллюзии на борьбу с социальным миром Вражды и нашедший успокоение, какутверждает легенда, в торжественном самоубийстве на сицилийской Этне.

Заключение.
Итак,Эмпедокл — древнегреческий философ. Он считал, что нет возникновения иисчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединениеи разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этихэлементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначальногосостояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей,постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнегоснова состояние смешения, и так до бесконечности.  Движущими силами этого развития, считал он,являются любовь и вражда.
Эмпедоклпринадлежит к тем колоритным личностям древности, о которых невозможноумолчать, говоря об их идеях. Эмпедокл не просто мыслитель, не философ мысли, афилософ жизни, религиозно-нравственный жизнеучитель и проповедник. Главныйобъект его философии – не космос сам по себе, а человеческая укорененность внем, судьба души в мировом процессе.

Список литературы.
1.    
2.    История философии. Том I. — М., 1940.
3.    Семушкин А.В. Эмпедокл. М., «Мысль»,1985


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.