Реферат по предмету "Философия"


Диалектика и метафизика как философские концепции развития

Содержание
Введение
1. Диалектика и метафизика как философские концепцииразвития
2. Историческое развитие диалектики, как метода познания
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Заключение
Список литературы
Введение
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположногои противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики- научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие- подчиняется законам диалектики. Диалектика, как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философскихвзглядов и является бесценным творением человеческого разума.
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщенийопытных данных, результаты которых — суть понятия, умение оперировать которыми- большое искусство. Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связяхи становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения,структуру, принципы и ее историческое развитие. Чем я и займусь в ходе работы надэтой работой.
Контрольная выполнена с использованием трудов: Гегеля Г., ЛенинВ.И., К. Маркса и Ф. Энгельса, П.Г. Кабанова, Рузавина В. И.
1. Диалектика и метафизика как философские концепцииразвития
Объяснение возникновения и уничтожения как изменение субстанциинеизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине.То есть возникают вопросы,как, куда ипочему происходят изменения.
Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется,пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется,любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей — это одна из ступеней,пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключенияделались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают,неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причинойже круговорота считали логос (Гераклит), нус (Анаксагор), космическиевихри (Демокрит), внутреннюю цель (Аристотель).
Таким образом, в истории философии существовала тенденция, котораяпозднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Этолибо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признаниеразвития, но как повторения прошлого. В то же время идеи вечного изменения, переходапротивоположностей друг в друга формировали представления о развитии всего мирав целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движенияот простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд,Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кантподдержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития,что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядокэтой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, — эторезультат длившегося миллионы лет процесса. Такие взгляды на развитие получили названиедиалектических или просто диалектики. [1]
Принцип развития — это исходная диалектическая идея, сосознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяетпредставить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, тоесть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной)направленности. Принцип материального единства мира, осмысленный применительнок раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том,что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитиеданной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”.[2]
Происхождение терминов «диалектика» и «метафизика»следующее:
Термин «метафизика» (с греческого — «после физики»)ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатовАристотеля о «бытии самом по себе», которые он поставил на полку послефизики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе.
На Западе до сих пор под метафизикой понимают учение о бытии(онтологию) или философию в целом. У нас же долгое время под метафизикой понималосьучение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется ив первоначальном ее значении.
Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор. Главным вспоре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому впоследствиидиалектикой стали называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой,так как у него структура изложения всех философских проблем представляла собой разрешениепротиворечия: сначала следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез.Предшествующая философия для Гегеля оставалась метафизикой.
Диалектикой он называл и умение отыскивать противоположностив самой действительности, поэтому свой метод он назвал диалектическим.
Понятие «развитие» в настоящее время определяется по-разному:
· развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);
· развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);
· развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.
Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическаядиалектика объясняла появление нового вхождением в косную материю различных, находящихсяв развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитиеабсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс)источником развития признала внутренние противоречия материального мира.
Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие,но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в развитии. Диалектикасчитает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицаетсвязи, либо считает их случайными, внешними.
В западной философии деление философии на диалектику и недиалектикутоже используется.
Кроме философии, развитие изучают и конкретные науки. Некоторыеих выводы носят мировоззренческий, философский характер. Например, синергетика изучаетсвязи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах. В этихсистемах происходит согласование подсистем. Это согласование имеет свои закономерности.
Например:
· такие системы имеют многовариантность, альтернативность путей развития;
· всегда имеется возможность выбора из данных альтернатив, поэтому хаосконструктивен, как поставщик альтернатив;
· возможность альтернатив делает принципиально ненадежными прогнозыот наличного состояния, например, в состоянии неустойчивости социальной сферы дажедействия каждого отдельного человека могут влиять на процессы в обществе в целом;
· настоящее системы определяется не только прошлым, но и будущим.
· путей эволюции (развития системы) много, но на определенных стадияхсуществует некая предопределенность, поэтому сложным системам нельзя навязыватьпутей их развития.
Мировоззренческий характер синергетических представлений позволяетотнести синергетику к философской концепции развития. Но пока ее понятийный аппаратнаходится в стадии становления. Отсюда споры о ее статусе. Например, некоторые философысинергетику считают одним из элементов диалектики.
Структура диалектики.
Диалектика использует понятия, они называются категориями.Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущностьи явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимостьи т.д.
Установленные связи между категориями называются законамидиалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития.
a) Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общееи единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как онисвязаны между собой?
На протяжении всей истории философии существовала проблема взаимосвязиобщего иединичного. Диалектика утверждает, что общее существуетчерез единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающиеэти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)
Явление и сущность. Явление — это внешне наблюдаемые характеристикипредметов. Сущность — это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Онине совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явлениеесть проявление сущности.
Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначенаука была бы излишней).
Сущность взаимодействует с другими сущностями и предстает намв искаженном виде — в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кантсчитали, что сущность непознаваема.)
Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, чтослучай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, инеобходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал,что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайнымназывают что-то из-за несовершенства знания.)
Закон. Закон — это наиболее повторяющиеся, существенные,необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденногопонимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нетустойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается,то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категориидля категории «закон», но логично предположить, что на эту роль подходиткатегория «хаос». Закон — это порядок, хаос — беспорядок. Чем больше порядка,тем меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причинаи следствие.
Действительную причину явлений установить трудно, так как всеявления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие всегда имеетпричину, что причина предшествует следствию, что причина порождает следствие, вотличие от повода, который является случайной связью. Все связи, кроме причинной,называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называетсяиндетерминизмом.)
в) Принцип развития раскрывается категориями: содержаниеи форма, возможность и действительность и др.
Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности вдействительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но невсякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение содержания исмена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма- содержательна, содержание оформлено.)
Кроме этих категорий принцип развития раскрывается в сформулированныхГегелем законах:
а) перехода количественных изменений в качественные, б) единстваи борьбы противоположностей, в) отрицания отрицания.
Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается вдиалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит в ходе накопленияколичественных изменений, которые достигают пределов меры, после этого происходитскачок в развитии и изменяется качество. Это качество содержалось раньше в возможности,оно есть новая форма для изменившегося содержания.
Этот закон требует рассматривать развитие как единство количественныхи качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное накопление количественныхизменений («Как веревочке ни виться, все равно конец придет»). Качествоне меняется только в пределах меры.
Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежностисоциальных революций.
Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностейуказывает на источник развития. Таким источником являются внутренние противоречия,которые есть результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними.Всякое развитие есть разрешение противоречия и в то же время возникновения новыхпротивоположностей, нового противоречия. (В истории философии представление о борьбепротивоположностей мы встречаем у Гераклита, Николая Кузанского и т.д.)
Так как познание человека раскрывает диалектику изучаемого объекта,то познание тоже должно следовать этой диалектике. То есть логика человека должнабыть тождественна диалектике объекта, она должна быть диалектической логикой. Вто же время эта диалектическая логика является теорией познания, то есть теорией,описывающей механизм познания. Поэтому диалектика, логика и теория познания составляютединство, это одно и то же.
Закон единства и борьбы противоположностей марксизм использовалдля обоснования необходимости классовой борьбы.
Согласно диалектике, разрешение противоречия ведет к смене качества,а значит, к отрицанию предыдущего. Следовательно, отрицание — это момент развития,выражающий связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта.Но утверждение последующей стадии происходит на базе предыдущей, поэтому последующаястадия сохраняет, удерживает некоторые существенные элементы предыдущей.
Дальнейшее развитие приводит к отрицанию предыдущего отрицания,а значит, возвращение к предыдущему качеству, восстановление того, что отрицалосьранее, возврат к уже пройденной стадии развития. Но это не простой возврат к исходнойточке. Это развитие по спирали. Возврат происходит на более высоком уровне, таккак то прежнее уже обогатилось своим отрицанием. Закон отрицания отрицания объясняетпреемственность, в развитии и говорит о его направленности, то есть, отвечает навопрос «Куда идет развитие?».
Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежностисоциалистической революции и перехода к коммунизму.2. Историческое развитие диалектики, как метода познания
Этимологически «диалектика» означает вести разговор,ученый беседу, диалог, столкновенье полярных суждений. Материалистическая диалектикаявляется учением о главных законах развития природы, общества и познания, человеческогомышления, которое постигает мир. В современном понимании — это образ мироощущения,теория и метод познания.
Первым, кто предоставил понятию «диалектика» значениеметода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика постигает мирв единстве противоположных определений в самодвижении, саморазвития.
Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой всевещи, явления, процессы. Эти связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явлениес них невозможно, поскольку это лишит нас глубокого и полного его понимания.
Метафизика, наоборот, рассматривает вещи, явления и их умственныеотображения, понятие отдельно одно от одного, как отделенные, между собой не связанные(или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а такжепонятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признаетразвитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил).
Диалектика же исходит из того, что все существующее может бытьпонятным лишь в развитии и что последний необходимо разглядеть как саморазвитие,которое порождается внутренними импульсами и охватывает не только постепенные изменения,эволюцию, а и перерывы постепенности, качественные прыжки, появление нового.
Теория развития признает как внешние, так и внутренние разногласия,притом во внутренних усматривает главный импульс, движущую силу самодвижения, саморазвитиясуществующего и поэтому обращает главное внимание прежде всего на исследование этихразногласий.
Метафизика считает вещи и явления разными самыми по себе, тождественными,лишенными внутренних противоречий. Ею признаются лишь внешние разногласия — междуразными предметами, а также противоречия формально-логические, что возникают вследствиенепоследовательности мысли.
Начиная с античных времен, разные мыслители вкладывали у понятия«диалектика» разное содержание: то как теория развития, то как теорияпознания (гносеология), а то как наука об общих законах и формы движения мышления(диалектическая логика). Из этого можно сделать вывод, который диалектика развитияобъективной и диалектика субъективной реальности если и не совпадают, то в чем-тоединые. Со временем диалектику объективной реальности начали называть объективной,а диалектику субъективной реальности — субъективной. Г. Гегель на идеалистической,а В.И. Ленин на материалистической основах обосновали, что диалектика как теорияразвития, теория познания, диалектическая логика единые и что их законы и соотносительныекатегории по смыслу совпадают, будучи разными за образом бытия.
В историческом развитии диалектика прошла три основных этапа(формы).
К первый нужно зачислить диалектику древних (Гераклит, Демокрит,Платон, Аристотель и др.). Это была наивная, стихийная диалектика, которая объединяласьс такими же наивными материализмом и идеализмом.
Потом пути материализма и диалектики в этом разошлись. В ХVII-ХVIIIст. возникает метафизический материализм, господствующими становятся идеи механицизма(хотя иногда в некоторых философских учениях все же проявлялась диалектика). Возникновениеи развитие метафизического материализма играли тогда положительную роль.
Однако это мало временный характер, поскольку развитие природыи общественной жизни имеет диалектический характер. Диалектику начали интенсивноразрабатывать в немецкой классической философии, хотя и на идеалистической основе.Известно, что второй формой диалектики была идеалистическая диалектика классическойнемецкой философии (прежде всего философии Гегеля).
Существенные сдвиги в общественной жизни, три больших открытияснова вызвали необходимость объединения материализма с диалектикой, возвращениек целостному, диалектического понимания мира, но уже в другой форме, на грунте наукии общественного опыта. Так возникает третья форма диалектики (материалистическая,марксистская), объединенной со зрелым материализмом.
Таким образом, объективная диалектика на основе практики отображаетсяв субъективной диалектике. Сначала субъективная диалектика имела неосознанный характер,однако со временем мысль человека стала предметом исследования. В XIX ст. создаетсядиалектика как учения. Оно стало своеобразным итогом, логически целостным и последовательнымсинтезом всей истории теоретического освоения мира и одновременно историей познаниямыслью самой себя, своих форм и законов, которые отображают формы и законы развитияобъективной действительности. В роле такого учения диалектика и является одновременнообщей теорией развития, теорией познания и логикой.
В своей внутренней основе и мировоззренческой направленностиона единая; в предметном выражении, средствах применения и формах выявления — имногомерная, и разная. Лишь система принципов, законов и категорий описывает развитиеконкретно. [3]
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Мировоззрение марксистско-ленинской партии есть диалектическийматериализм. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подходк явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этихявлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его пониманиеявлений природы, его теория — материалистической.
Исторический материализм есть распространение положения диалектическогоматериализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектическогоматериализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению историиобщества.
Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаютсяобычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики.Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектикеГегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональноезерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше,с тем, чтобы придать ей современный научный вид.
«Мой диалектический метод, говорит Маркс, в основе своейне только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. ДляГегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельныйсубъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнеепроявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженноев человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс, Послесловие ко второмунемецкому изданию 1-го тома «Капитала»).
Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс ссылаются обычнона Фейербаха, как на философа, восстановившего материализм в его правах. Однакоэто не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха.На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха его «основноезерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросивпрочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Известно, что Фейербах,будучи в основном материалистом, восставал против названия — материализм. Энгельсне раз заявлял, что Фейербах «несмотря на материалистическую основу, еще неосвободился от старых идеалистических пут», что «действительный идеализмФейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии религии»(К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, стр.652-654).
Марксистский диалектический метод характеризуется следующимиосновными чертами:
а) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природуне как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированныхдруг от друга и не зависимых друг от друга, — а как связное, единое целое, где предметы,явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливаютдруг друга.
Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природене может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающимиявлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу,если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот,любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывнойсвязи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений.
б) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природуне как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояниенепрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегдачто-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.
Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривалисьне только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зренияих движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания.
Для диалектического метода важно прежде всего не то, что кажетсяв данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается,если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо толькото, что возникает и развивается. «Вся природа, говорит Энгельс, начиная отмельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начинаяот протиста (первичная живая клеточка. — авт.) и кончая человеком, находится в вечномвозникновении и уничтожении, в течении, в неустанном движении и изменении»(там же, стр.484). Поэтому, говорит Энгельс, диалектика «берет вещи и их умственныеотражения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, вих возникновении и исчезновении» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, стр.23).
в) В противоположность метафизике диалектика рассматривает процессразвития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут ккачественным изменениям, — а как такое развитие, которое переходит от незначительныхи скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, к изменениямкачественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно,в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступаютне случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенныхколичественных изменений. Поэтому диалектический метод считает, что процесс развитияследует понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного,а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход отстарого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие отпростого к сложному, от низшего к высшему. «Природа, говорит Энгельс, естьпробный камень диалектики, и современное естествознание, представившее для этойпробы чрезвычайно богатый, с каждым днем увеличивающийся материал, тем самым доказало,что в природе, в конце концов, все совершается диалектически, а не метафизически,что она движется не в вечно однородном, постоянно сызнова повторяющемся круге, апереживает действительную историю. Здесь прежде всего следует указать на Дарвина,который нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весьсовременный органический мир, растения и животные, а следовательно также и человек,есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет» (там же, стр.23).Характеризуя диалектическое развитие, как переход от количественных изменений ккачественным изменениям, Энгельс говорит: «В физике… каждое изменение естьпереход количества в качество — следствие количественного изменения присущего телуили сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы. Так, например, температураводы не имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее жидкому состоянию;но при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды наступает момент, когдаэто состояние сцепления изменяется и вода превращается — в одном случае в пар, вдругом — в лед… Так, необходим определенный минимум силы тока, чтобы платиноваяпроволока стала давать свет: так у каждого металла имеется своя теплота плавления;так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзанияи кипения — поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующейтемпературы; так, наконец, у каждого газа имеется критическая точка, при которойсоответствующим давлением и охлаждением можно превратить его в жидкое состояние…Так называемые константы физики (точки перехода от одного состояния в другое состояние.- Ред.) суть большею частью не что иное, как название узловых точек, где количественное(изменение) прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение всостоянии соответствующего тела, — где, следовательно, количество переходит в качество»(там же, стр.527-528). Переходя, далее, к химии, Энгельс продолжает:
«Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел,происходящих под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель…Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно,то мы имеем перед собой озон — тело, определенно отличающееся своим запахом и действиемот обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислородсоединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличноеот всех других тел!» (там же, стр.528). Наконец, критикуя Дюринга, которыйбранит во всю Гегеля и тут же втихомолку заимствует у него известное положение отом, что переход из царства бесчувственного мира в царство ощущения, из царстванеорганического мира в царство органической жизни — есть скачок в новое состояние,Энгельс говорит: «Это ведь гегелевская узловая линия отношений меры, где чистоколичественное увеличение или уменьшение вызывает в определенных узловых пунктахкачественный скачок, как, например, в случае нагревания или охлаждения воды, гдеточки кипения и замерзания являются теми узлами, в которых совершается — при нормальномдавлении — скачок в новое агрегатное состояние, где, следовательно, количество переходитв качество» (там же, стр.45-46).
Г) В противоположность метафизике диалектика исходит из того,что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибовсе они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее,свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба междустарым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся,составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращенияколичественных изменений в качественные. Поэтому диалектический метод считает, чтопроцесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развертыванияявлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, впорядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этихпротиворечий. «В собственном смысле диалектика, говорит Ленин, есть изучениепротиворечия в самой сущности предметов» (Ленин, «Философские тетради»,стр.263). И дальше: «Развитие есть „борьба“ противоположностей»(Ленин, т. XIII, стр.301). Таковы коротко основные черты марксистского диалектическогометода.
Не трудно понять, какое громадное значение имеет распространениеположений диалектического метода на изучение общественной жизни, на изучение историиобщества, какое громадное значение имеет применение этих положений к истории общества,к практической деятельности партии пролетариата. Если нет в мире изолированных явлений,если все явления связаны между собой и обусловливают друг друга, то ясно, что каждыйобщественный строй и каждое общественное движение в истории надо расценивать нес точки зрения «вечной справедливости» или другой какой-либо предвзятойидеи, как это делают нередко историки, а с точки зрения тех условий, которые породилиэтот строй и это общественное движение и с которыми они связаны. Рабовладельческийстрой для современных условий есть бессмыслица, противоестественная глупость. Рабовладельческийстрой в условиях разлагающегося первобытно-общинного строя есть вполне понятноеи закономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении с первобытнообщиннымстроем.
Требование буржуазно-демократической республики в условиях существованияцаризма и буржуазного общества, скажем, в 1905 году в России было вполне понятным,правильным и революционным требованием, ибо буржуазная республика означала тогдашаг вперед.
Все зависит от условий, места и времени. Понятно, что без такогоисторического подхода к общественным явлениям невозможно существование и развитиенауки об истории, ибо только такой подход избавляет историческую науку от превращенияее в хаос случайностей и в груду нелепейших ошибок. Дальше. Если мир находится внепрерывном движении и развитии, если отмирание старого и нарастание нового являетсязаконом развития, то ясно, что нет больше «незыблемых» общественных порядков,«вечных принципов» частной собственности и эксплуатации, «вечныхидей» подчинения крестьян помещикам, рабочих капиталистам. Значит, капиталистическийстрой можно заменить социалистическим строем, так же, как капиталистический стройзаменил в свое время феодальный строй. Значит, надо ориентироваться не на те слоиобщества, которые не развиваются больше, хотя и представляют в настоящий моментпреобладающую силу, а на те слои, которые развиваются, имеют будущность, хотя ине представляют в настоящий момент преобладающей силы.
В восьмидесятых годах XIX столетия, в эпоху борьбы марксистовс народниками, пролетариат в России представлял незначительное меньшинство в сравнениис единоличным крестьянством, составлявшим громадное большинство населения. Но пролетариатразвивался, как класс, тогда как крестьянство, как класс, распадалось. И именнопотому, что пролетариат развивался, как класс, марксисты ориентировались на пролетариат.И они не ошиблись, ибо, как известно, пролетариат вырос потом из незначительнойсилы в первостепенную историческую и политическую силу. Значит, чтобы не ошибитьсяв политике, надо смотреть вперед, а не назад.
Дальше. Если переход медленных количественных изменений в быстрыеи внезапные качественные изменения составляет закон развития, то ясно, что революционныеперевороты, совершаемые угнетенными классами, представляют совершенно естественноеи неизбежное явление.
Значит, переход от капитализма к социализму и освобождение рабочегокласса от капиталистического гнета может быть осуществлено не путем медленных изменений,не путем реформ, а только лишь путем качественного изменения капиталистическогостроя, путем революции. Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером,а не реформистом. Дальше. Если развитие происходит в порядке раскрытия внутреннихпротиворечий, в порядке столкновений противоположных сил на базе этих противоречийс тем, чтобы преодолеть эти противоречия, то ясно, что классовая борьба пролетариатаявляется совершенно естественным и неизбежным явлением.
Значит, нужно не замазывать противоречия капиталистических порядков,а вскрывать их и разматывать, не тушить классовую борьбу, а доводить ее до конца.
Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо проводить непримиримуюклассовую пролетарскую политику, а не реформистскую политику гармонии интересовпролетариата и буржуазии, а не соглашательскую политику «врастания» капитализмав социализм.
Так обстоит дело с марксистским диалектическим методом, есливзять его в применении к общественной жизни, в применении к истории общества. [4].[5]
В философии Гегеля логика, метафизика и онтология в сущноститождественны. Процесс реального становления — это аспект логического процесса мышления.Схватывая законы логики при помощи априорного мышления, разум обретает точное знаниереальности. Не существует дороги к истине, кроме той, которая обеспечивается изучениемлогики.
Специфическим принципом логики Гегеля является диалектическийметод. Мышление движется трехчастным путем. От тезиса к антитезису, т.е. к отрицаниютезиса, а от антитезиса к синтезу, т.е. к отрицанию отрицания Тот же самый тройственныйпринцип проявляется и в реальном становлении. Ибо единственной реальной вещью воВселенной является Geist (разум или дух). Материальные вещи не обладают длясебя бытием. Субстанция материи находится вне ее, дух есть у себя бытие. То, чтоназывается действительностью — помимо разума и божественного действия — в светеэтой философии есть нечто гнилое или косное {ein Faules), которое может казаться,но не является в себе действительным. [6]
Заключение
Итак, в философии существуют две основные концепции развития- диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, вкотором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия.Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводятк качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их,но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепцияописывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов,метафизика описывает их устойчивые характеристики. [7]
Диалектический метод правомеренпрежде всего при рассмотрении именно тех явлений, которые обладают ярко выраженнымидиалектическими характеристиками самовоспроизведения и самодетерминации. Он неправомерентогда, когда его пытаются применить к тем явлениям, которые такими характеристикамив достаточной степени не обладают и получают.
Проведя работу по данной контрольнойя узнала, что в истории философии сложились три основные формы диалектики:
· античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опираласьна житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон идр.);
· немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенноглубоко Гегелем;
· материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Если бы мне было необходимо выбратькакой из форм диалектики придерживаться, я бы, к моему великому сожалению, выбралабы материалистическую диалектику марксизма. Теории Гегеля очень занимательны и идеалистичны.Я хотела бы верить в то что мир устроен совершеннее, чем приходится видеть. Но,необходимо признать что материализм логичнее. Ибо человек скорее захочет веритьв то, что он создает мир вокруг себя, а не мир вливает в него жизнь. Естественномы говорим только о духовном и разумном мирах.
Список литературы
1. Гегель Г. Философия истории. — СПб.: Наука, 1993. С.70--73, 87
2. «Философия» Учебник, П.Г. Кабанов. — Томск. издательство ТГУ,2003. — 203 c.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т.18. — С.181.
4. Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития Философскиенауки. — 1989. — № 5. — С.11.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс Полное собрание сочинений, т. XIV, стр.23, 651, т.V, стр.429.
6. К. Маркс, Избранные произведения, т. I, стр.329, 302, стр.330, 406.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.