Реферат по предмету "Философия"


В.И. Вернадский "Учение о ноосфере и современное глобальное мышление"

Московский Государственный авиационныйинститут (технический университет)



Кафедра Философии











Реферат
по философии

В.И. Вернадский:Учение о ноосфере
и современноеглобальное мышление

аспиранта кафедры 805
Гавриченкова Ильи Анатольевича




























Москва, 1997

Содержание
 TOC o «1-1»
Введение                                                                                                                      GOTOBUTTON _Toc388005100   PAGEREF _Toc388005100 3
Философские подходы к естествознанию                                                              GOTOBUTTON _Toc388005101   PAGEREF _Toc388005101 6
Основные положения учения о ноосфере                                                           GOTOBUTTON _Toc388005102   PAGEREF _Toc388005102 12
Переход биосферы в ноосферу: прогноз иреальность.                                  GOTOBUTTON _Toc388005103   PAGEREF _Toc388005103 19
Заключение                                                                                                                GOTOBUTTON _Toc388005104   PAGEREF _Toc388005104 25
Литература                                                                                                                 GOTOBUTTON _Toc388005105   PAGEREF _Toc388005105 26

Введение
Истинноевеличие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философскихидеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечеcтва.
Онродился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостногоправа в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителярусской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семьяВернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадскогоповлиял его двоюродный дядя – Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийсянаучно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы,связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно,что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им,сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на егонаучное творчество.
Петербургскаяклассическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна излучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история,философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейскихязыков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, анекоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес кистории и философии ученый сохранил на всю жизнь.
ЗатемВернадский поступил на физико-математический факультет Петербургскогоуниверситета, где  среди профессоровнаходились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однакобольшее влияние на Вернадского несомненно оказал Докучаев, преподававший вуниверситете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие вэкспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева.Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничиваласьминералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии,кристаллографии, истории.
В тоже времяВернадский искренне увлекся учением Толстого и разделялмногие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способнаудовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться снеизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобныеидеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранялверу в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия наоснове логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.
В 1885году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета Московскогоуниверситета. Работая на этом месте ученый много ездит, работает в химических икристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессоромМосковского университета. В 1906 году его избирают членом Государственногосовета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарнымакадемиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 годусоздается комиссия по изучению естественных производительных сил России приАкадемии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институти был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа«Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговоротевеществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современнойнауке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни игеохимической деятельности живого вещества.
Доживдо глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцевдо победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережитьтри революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менеереволюционные открытия в науке.
Носамое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не былспециалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестящезнал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всехнаук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над ихвзаимосвязями.
Как имногие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальныхобластях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальныхпринципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознанияон выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительнойсовременностью.
И вцентре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роличеловека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизациидолгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально,состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихсясозданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности,
Опьяненныеневиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человекевсего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны ивдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человекеумелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самогоштурвала эволюции.
Вернадскомупри всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовалисьдесятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющейестествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял включевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то естьцарство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, азакономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический.«Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли,величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известногопроявления ее космической силы, царство которой впереди»,— вдохновенно писалВернадский.

Философские подходы к естествознанию
Центральнойидеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы ичеловечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корниэтого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества.Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде онпытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройствуокружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пыталсявыделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находитсячеловеческий разум.
Рассмотрим,какие философские мысли встречаются в естественнонаучных работах ученого.
Приизучении Вернадским «мертвого вещества», кристаллов и минералов, он сумелуловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Он исходил не изобщих рассуждений, а осмысливал конкретные научные данные кристаллографии.Вернадский считал, что кристалл – это особая активная среда, особая формапространства. Другими словами: нет однородного пространства мира (всеобщегоэфира), а есть множество его форм, состояний. Кристалл – одно из состояний, длякоторого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях.Точно также Вернадский пытался увидеть историческую роль минералов. Он считалминералы остатками тех химических реакций, которые происходили в разных точкахземного шара; эти реакции идут согласно известным законам, и которые, скореевсего, находятся в тесной связи с общими изменениями, какие претерпевает Землякак планета. Вернадский пытался связать эти разные фазисы Земли с общимизаконами небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколковразличных элементов он пробует понять развитие планеты и космоса.
Взгляднатуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях видимого мираскрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов. Радиоактивные элементы,сила атомной энергии, по мнению Вернадского, определяют особенности поведениявещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающуюроль в геохимических процессах играют живые организмы и энергия Солнца, Земнаякора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность — всреднем около тридцати километров (что это в сравнении с диаметром Земли —более двенадцати тысяч километров!). Однако именно здесь, в земной коре,осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с однойстороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин)— энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают частьсолнечной энергии, достигающей поверхности планеты. Земные растения как бывпитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию в энергиюсинтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые организмыпредстали в новом свете — как особая геохимическая сила. Мыслители прошлогопорой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобноплесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая» рольжизни, которая питается соками великолепного космического плода, называемогоЗемлей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский.Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния.Для них фактически не имеет значения энергия связи, молекулярная. На первоеместо у них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной корыконцентрируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов ирудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление химическихэлементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных сил такого рода,по мнению Вернадского — живые существа.
Вакуумпри жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие в данном объемекаких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако Вернадский считал, чтовакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная областьмаксимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет. Под этиразмышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомовв космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, нотребует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величинеотклонений от закона). Однако никто не мешает предположить, что эта энергия,сосредоточенная в вакууме, имеет принципиально другую природу. С этих позицийочень своевременно звучат слова Вернадского: «Об этих пространствах срассеянными атомами и молекулами правильнее мыслить не как о материальнойпустоте «вакуума», но как о концентрации своеобразной энергии, в рассеянномвиде содержащей колоссальные запасы материи и энергии...»
Сначала XX века стали преобладать понятие о едином и неразделимомпространстве-времени. Но если пространство и время — части единого целого, тонельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на пространство.Все особенности пространства отражаются так или иначе во времени. Наконец,возникает вопрос: охватывает ли пространство-время всю научную реальность? Естьли явления вне пространства-времени? По мнению Вернадского, такими объектамимогут быть кванты — мельчайшие неделимые порции энергии. Натуралист наблюдаетреальные объекты, подвластные времени, изменяющиеся непременно, как ни медленнопроходили бы подобные изменения. Эти превращения чаще всего не сводимы кмеханическому перемещению. Это «внутренние» преобразования, которые остаютсявне внимания физиков, вырабатывающих свое представление о пространстве-временина основе теории относительности. Вернадский придавал особое значение принципуединства пространства-времени. Геологические объекты обладают разнообразнымисвойствами, структурными особенностями. Одно из проявлений такой разнородности— различные реальные кристаллические пространства. В их пределах по-разномуорганизована материя (атомы, молекулы), по-разному проявляется симметрия.Реальное пространство планеты крайне неоднородно, мозаично… Такая формулировкапо старинке предполагает разделение пространства и времени. А если научнодоказано их единство, то следует говорить о мозаичности пространства-времени.Когда мы исследуем структуру различных видов реального пространства, какутверждает Вернадский, надо иметь в виду возможность структурных особенностейвремени для каждого такого вида.
Время— всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне времени, как,впрочем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя кристаллы и минералы,Вернадский осуществлял прежде всего научный анализ, рассматривал и группировалотдельные объекты своеобразной структуры и химического состава. Проблемавремени требовала преимущественно синтеза знаний. И, не прерывая аналитическихисследований, Вернадский переходил к обобщениям. В отличие от большинствагеологов Вернадский сочетая научный анализ и синтез, рассматривал судьбукристаллов и минералов в связи с жизнью земной коры, атмосферы, природных вод.Он рассматривал минералы как подвижные, динамичные структуры, подвластные, каки все в природе, времени (тогда как минералы и кристаллы по старой традициипредставлялись ученым неподвижными геометрическими фигурами, не имеющимиистории, то есть находящимися «вне времени»). Поэтому он не мог не отметитьроль жизни на Земле: «Органический мир как целое является тем своеобразнымфактором, который разрушает минеральные тела Земли и использует их энергию...»Таким образом Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, какучастников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинныевзаимосвязи органического и неорганического миров.
Вчастности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело,строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечнойсистемы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество —это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадскийпришел к следующим выводам (биогеохимическим принципам): «Биогенная миграция химическихэлементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению». Вовлекаянеорганическое вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизньспособна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты иувеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принципВернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность,изменчивость во времени. И еще. Вернадский связал учение о биосфере сдеятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразнымипроявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности,человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на нейявлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишьмыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди — неразрывная часть живоговещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса,продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но в идеях о космическом«управлении» земными процессами или о разумных силах во Вселенной (тем более оМировом Разуме) ничего оригинального для Вернадского не было. Он писал:«… область человеческой культуры и проявление человеческой мысли — всяноосфера — лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечномалое...». То есть, по Вернадскому, мы (человечество) – не придаток ВселенскогоРазума, мы – часть его.
ДляВернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты.Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческуюдеятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшееразвитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Онверил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно,без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. Ачеловеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление,естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо,постигая таким образом себя.
Такимобразом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере – сфере разумавполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлялсущественное место разуму в глобалистическом его проявлении. В 1938 годуВернадский писал:
«Мыприсутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологическогофактора, небывалого в ней по мощности...
Законченпосле многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всейповерхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком.
Нет наЗемле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению.Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своейжизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу...
Жизньчеловечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие,происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана,отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других мест, всюду наповерхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весьземной шар.
… Созданиеноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своейоснове, чем человеческая история...
Этоновая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться длясравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает посуществу новое в истории Земли, а не только в истории человечества».
Итак,сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в историиЗемли. Казалось бы, все ясно. Однако Вернадского не вполне удовлетворялиподобные формулировки. Он продолжал размышлять о ноосфере и в последний годсвоей жизни испытывал не только удовлетворение от сознания верности своих идей,но и серьезные сомнения. В его статье «Несколько слов о ноосфере» есть такиеслова: «Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальныепроцессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен».
Действительно,ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью мысли, разума, онаодновременно активно участвует в перестройке планеты.
«Научнаямысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления вконце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом».
Вернадскийписал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временемохватывает всю область жизни и выходит в космос.
Можетпоказаться странным, что он постоянно подчеркивает, утверждает идею ноосферы,не упоминая, скажем, о сфере человека или человечества, об эпохе человека.Тогда не возникло бы никаких недоуменных вопросов о роли разума впреобразовании природы: ведь человек соединяет в себе два мира, две «сферы»—мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая неотделима отдеятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе трудовой деятельности исам, в свою очередь, управлял работой человеческого организма.
Разумподобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняюттворения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенныерастения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса...
Но невернее ли говорить о том, что создания человека воплощают не только его разум,но и чувства, волю, умение, силу, сноровку? Одним лишь напряжением уманевозможно сдвинуть даже спичку. Разум выполняет роль организатора,руководителя, провидца. Он совершенно необходим, но недостаточен для измененияматериальных процессов.
Ивсе-таки главная отличительная черта человека — разум, бесконечно увеличивающийвозможности людей. «… Все человечество, вместе взятое,— писал Вернадский,—представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с егоматерией, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом еготрудом… Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В нейвпервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и долженперестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни...»

Основные положения учения о ноосфереЕдинствобиосферы и человека
Центральнойтемой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский всвоих работах раскрывает корни этого единства, значение организованностибиосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и рольисторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ееперехода в ноосферу.
Однойиз ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то,что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно посвоим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Этоединство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающейсреды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик.Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияниебиосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.
Но нетолько природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь.Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека наокружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнеевремя заметно активизировались планетарные геологические силы. «… мы всебольше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало,едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическомзначении Homo sapiens, с выявлениемнового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения.Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы имысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». [1, c. 26] Так, в последнеевремя резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаряэтому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы,воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологическийпроцесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадскийписал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, c. 27]
Здесьестественно напрашивается вывод о том, что геологической силой являетсясобственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум,научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста»Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическуюисторию планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влиянияодного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменениебиосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит вновое состояние — в ноосферу». [1, c. 27]
Мыявляемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причемперестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредствоморганизованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат всамой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественногопроцесса эволюции. «Человек… составляет неизбежное проявление большогоприродного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двухмиллиардов лет». [1, c. 28]
Отсюда,кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, окрушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по меньшеймере странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологическогопроцесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных измененийв окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит вновое эволюционное состояние – ноосферу.
Заселяявсе уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научнуюмысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогеннуюсилу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частейбиосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинаетпредставлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средствасвязи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс –полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли,неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, свозможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду напланете». [1, c. 34]
Приэтом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и долженмыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности,семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как ивсе живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в областижизни — в биосфере, в определеннойземной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которойон не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И онее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мынаходимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившегоодновременно всю планету. XX век характерентем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И скаждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества толькоусиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческихобществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть неежегодно». [1, c. 88]
Результатвсех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскомугеологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстрогеологически переходит в новое состояние – в но


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.