Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Теоретические аспекты методики отбора детей в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования поотбору детей в секцию волейбола
1.1 Проблема отбора в спортивные секции поволейболу
1.2 Психологические аспекты и врачебный контрольпри отборе детей для занятий волейболом
1.3 Особенности физического и психическогоразвития в подростковом возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по отбору детей в спортивныесекции волейбола
2.1 Организационное и методическое обоснование
2.2. Экспериментальное исследование по отборуюных волейболистов
2.3 Оценка эффективности методики отбора детей вспортивные секции волейбола
Заключение
Список литературы
 

Введение
В последниегоды сборные команды России и ее сильнейшие волейбольные клубы не часто радуютмногочисленных болельщиков своими выступлениями на международных соревнованиях.Волейбол, как престижный вид спорта, привлекает в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивныесекции, школы, техникумы, ВУЗы большое количество детей, подростков и юношей.Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам, за редким исключением, неудается подготовить волейболиста высокого класса. Далекий от желаемого уровеньмастерства команд высшей лиги во многом обусловлен просчетами в отборе и построениипедагогического процесса у юных волейболистов. Наиболее актуальной для тренеровостается проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки. Решениеэтой проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу. Донедавнего времени повышения спортивного мастерства стремились добиться главнымобразом за счет увеличения продолжительных занятий, количества их в неделю,организации продолжительных учебно-тренировочных сборов, но при этом неучитывается содержание и качество занятий, а также мало внимания уделяетсяличностным особенностям детей, которые занимаются данным видом спорта.
Подготовкаволейболиста – процесс многолетний. Начинать ее нужно с 10-12 лет, в противномслучае теряется основной смысл подготовки. В этих условиях первостепенноезначение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменови разработка рациональной методики отбора для занятий волейболом. Особенноостра проблема определения способностей к спортивной деятельности у детей 10-12лет. Юный спортсмен должен быть оценен как сложное существо с его желаниями ипотребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются, поэтомуработа по спортивной ориентации школьников имеет более широкое значение.
Простымувеличением количества выполнения технических приемов и продолжительности игрысейчас больших результатов достигнуть нельзя. Залог успешной подготовкиволейболистов – умелый и правильный отбор детей для занятия волейболом в ДЮСШ,а также учет их возрастных психических особенностей в этом процессе.Совершенное овладение навыками игры в волейбол во многом зависит от уровняразвития способностей (как общих, так и специальных).
Объектисследования: учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихсяволейболом.
Предметисследования: методика отбора детей в секцию волейбола на начальном этапетренировочного процесса.
Цель: совершенствоватьпрограмму отбора детей, занимающихся волейболом.
Рабочаягипотеза:в основе данного исследования лежит предположение о том, что разработаннаянами программа эффективного отбора детей в секцию волейбола являетсяпредпосылкой успешной подготовки волейболистов высокого класса игры.
Задачиисследования:
1. Провестианализ научно-методической литературы и определить, какие показатели должныиспользоваться на начальном этапе отбора.
2. Разработатьпрограмму оптимально эффективного отбора детей занимающихся волейболом.
3. Экспериментальнодоказать эффективность разработанной нами программы.
Методыисследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение медицинскойдокументации на детей, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование и методыкачественного и количественного анализа полученных данных.
Исследованиепроводилось в течение 2007-2008 учебного года. В исследовании участвовалодесять детей 10-12 лет из ДЮСШ №2 Центрального района г. Барнаула.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 таблиц и 9рисунков.

Глава 1. Теоретическиеаспекты исследования по отбору детей в секцию волейбола
1.1 Проблема отбора вспортивные секции по волейболу
Правильноекомплектование и первоначальный отбор детей для занятий волейболом в ДЮСШявляется одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юныхволейболистов и пополнение резерва команд мастеров. Первоначальный отборзависит от многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсменазаниматься определенным видом спорта. Чаще всего речь идет об одновременном ивзаимном действии многих факторов, среди которых необходимо выделить:
— доступностьспортивного объекта (открытой площадки зала);
— легкость, скоторой можно приступить к созданию организованной команды;
— определениепотенциала таланта;
— склонностьк выбранному виду спорта;
— более илименее направленные влияния (зависящие от окружающих: родственников, ровесников,специалистов, которые настойчиво советуют заняться волейболом высоким мальчиками девочкам).
Более широкоесплетение факторов, влияющих на выбор вида спорта, само по себе указывает навозможности многочисленных промахов, поскольку в большей мере существуетнесогласованности между различными факторами, например несогласованностьпсихофизического потенциала со склонностью к виду спорта, склонность к видуспорта и непринятие определенной спортивной группы.
Припервоначально появившемся желании заниматься определенным видом спорта,безусловно, решающими являются эмоциональные факторы, характеризующиесяспонтанностью и свободой выбора. Дальнейший ход занятий спортом, как мы знаем,в меньшей степени окрашен спонтанностью, свободой и удовлетворениемисключительно эмоциональных потребностей. Все большее значение приобретаютрационально определенные факторы, способствующие формированию привычек,потребностей и обязанностей заниматься непрерывно и систематически, учиться исовершенствоваться.
Факторы,определяющие спортивную ориентацию юной личности, сами собой указывают на то,что тренер в роли специалиста по отбору решает весьма сложные и тонкие задачи,имеющий свой спортивно-педагогический и свой психологически-социологическийаспект. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренерапрепятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки,основанные только на физических качествах или на потенциальных возможностяхновичка [26].
Успешностьзанятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит отустойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства,способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровняспециальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе.
В последнеевремя в волейболе весьма важной проблемой становится проблема комплектованиякоманд. Современный уровень развития игры предъявляет к игрокам высокиетребования – наличие универсальности в подготовке, высокий уровень выполнениясвоей игровой функции в команде, выше среднего ростовые данные, атлетическаяподготовка. Для детских и юношеских волейбольных команд характерным являетсяразнородный по уровню подготовки и антропометрическим данным состав игроков. Вотпочему сейчас особенно актуальна задача отбора детей для занятий волейболом. Отеё решения во многом зависит подготовка команд волейболистов высокого классаигры [32].
Отборвключает в себя несколькоэтапов:
1. На данномэтапе проводится большая агитационная работа, с целью выявить интерес у школьниковк занятиям волейболом; все учащиеся, изъявившие желание заниматься волейболом вДЮСШ, подвергаются тщательному изучению и медицинскому контролю.
2. Этот этапнаиболее сложный и ответственный. На этом этапе с помощью системы испытаний(тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить озадатках и способностях детей к успешному овладению навыками и умениями игры вволейбол. К этим данным относятся: уровень развития физических способностейприменительно к специфике волейболистов; способность к овладению техникой(специфические координационные способности), антропометрические данные.
Всепоказатели дифференцируются по их значимости для первоначального овладения специальныминавыками и умениями игры и достижения высокой степени совершенства в этихнавыках и умениях.
На этом этапепоследовательно выявляются задатки способностей, полученные при рождении,анатомо-физиологические особенности строения организма и его функциональныевозможности, применительно к волейболу.
3. В полноймере судить о способностях детей к волейболу можно только, начав их обучатьспециальным навыкам и умениям. Основным показателем здесь служит то, как быстроучащиеся овладевают техникой и тактикой игры, отношение их к занятиям,трудолюбие и т.д. Это самый продолжительный этап, он может длиться от 6 месяцевдо одного года.
4. Если напервых трех этапах выявились способности и склонности к волейболу вообще каквиду спорта, то в дальнейшем отбор осуществляется в плане определения ихигровой специализации, наиболее эффективного использования индивидуальныхспособностей в составе команды и т.д.
Проблемаопределения способностей в силу своей сложности не исчерпывается, однакокомплексом перечисленных показателей, она включает в себя глубокое изучениеребенка, его роста и развития на предыдущих этапах, весьма существенноезначение имеет фактор наследственности, волевая сфера и др.
Можновыделить три важнейших подсистемы отбора:
1. Спортивнаяориентация, являющаяся спортивно-педагогическим процессом, включающем в себя,по меньшей мере три подраздела:
— открытиеталантов, их направление в сторону определенного вида спорта и введение их вначальные фазы специализированной спортивной тренировки;
2. Отбор, которыйявляется процессом периодического отбирания лучших спортсменов на различныхэтапах спортивного совершенствования.
3.Формирование команд, представляющее процесс организации, комплектования исплочения спортивного коллектива.
Профессиональнуюнекомпетентность тренеров не сможет выручить ни массовость волейбольногодвижения, ни упорядочивание календаря соревнований.
Весьмаполезен, особенно для тренеров, работающих с детьми, раздел, описывающиефизические способности волейболистов в возрастном аспекте.
Подчеркиваяведущую роль генетически обусловленных факторов при отборе (рост, темперамент)в тоже время необходимо отметить, что «генетический фундамент дает толькограницы, он только лимитирует определенные качества, тогда как тренировочныйаспект является решающим фактором их проявлением и совершенствования». Этоточка зрения принципиально важна. Она показывает, что сам отбор – лишьобязательная составная часть тренировочного процесса и с помощью упорной ипрофессионально проводимой работой можно достичь отличных результатов и у менееталантливых спортсменов.
1.2 Психологические аспектыи врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом
 
Временавосхищенной веры во всемогущество технологии тренировок ушли в прошлое. Вбольшей степени выявляется, что отличная физическая и технико-тактическаяподготовленность игроков и команды не обязательно достаточны для достиженияспортивных успехов высочайшего класса. Крупнейшие спортивные соревнованияподтверждают превосходство психически сильных и стабильных спортсменов икоманд. Поэтому ничуть не удивляет то, что последнее время характеризуетсяповышенным интересом спортивной науки и спортивной практики к различным сферамприкладной психологии. Теоретическая исследовательская и практическая работы вобласти спортивной психологии уже разграничились и ближе примкнули ксубдисциплинарным областям, таким, например, как психофизиология, психологияличности, психология группы, педагогическая психология, социальная психология[36].
Спортивныепедагоги проявляют все больший интерес к остававшимся ранее в тени вопросам опсихологической жизни спортсменов. По понятным причинам тренеров больше всегоинтересуют проблемы, имеющие наиболее прямое и непосредственное практическоезначение: психические функции и черты личности спортсмена, в том числе основныесвойства нервной системы, структура темперамента, являющиеся существенными длясоздания, укрепления и стабильности спортивных возможностей.
Данная работане исключает исследовательскую разработку психологических проблем отбораволейболистов, и здесь будет сделана попытка указать на общие принципы, рамки,границы применения психологии при отборе.
Врачебныйконтроль при отборе детей в ДЮСШ имеет цель обеспечить выбор претендентов, неимеющих отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, физическаяподготовленность и функциональное состояние организма которых находится всоответствии с требованиями, предъявляемыми волейболом.
При оценкепоказателей физического развития по возрастным группам необходимо учитыватьбольшой диапазон различий (до 2-3 лет) антропометрических показателей в каждойвозрастной группе, связанный с воздействием факторов внешней среды,последовательности, заболеваемостью в детском возрасте, что сказывается натемпах полового созревания детей и подростков. Поэтому определение физическогоразвития должно проводиться одновременно с изучением степени половогосозревания, т.е. биологической зрелости организма.
При наличии удетей отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, не препятствующихзанятиям физкультурой и спортом (диагноз обязательно указывается в справке),врач ДЮСШ при решении вопроса о зачислении руководствуется медицинскимипоказаниями и противопоказаниями. Противопоказаниями к занятиям являются:заболевания центральной и периферической нервной системы, в том числепсихические болезни (эпилепсии); заболевания мышечной системы, деформациякостей, суставов, позвоночника; из внутренних болезней – ревматизм, врожденныепороки сердца, гипертоническая болезнь. Не подлежат зачислению дети, страдающиетуберкулезом легких и других органов, бронхиальной астмой, бронхоэктатическойболезнью, болезнями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями почек, системыкрови и эндокринной системы.
В зависимостиот конкретных условий обследование производится врачом спортивной школы иливрачом кабинета врачебного контроля (районного или городского). Под ихнаблюдением должны находиться все юные спортсмены, занимающиеся в спортивнойшколе города (или района).
Результатыврачебного наблюдения отбора помогают также наибольшей индивидуализацииучебно-тренировочного процесса на этапах дальнейшей подготовки юныхволейболистов.
Приисследовании детей 10 лет, только приступившим к занятиям, можно ограничиватьсяизучением реакции на нагрузку в 20 приседаний, а при исследовании детей 11 – 12лет – применять двухминутную нагрузку в 20 приседаний и 15-секундным бегом наместе.
Большоезначение приобретают врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, проводимыедля уточнения вопроса о соответствии режима и нагрузки тренировочных занятий,предусмотренных программой спортивной школы, уровню функциональных возможностейорганизма учащихся.
Принеобходимости дать более углубленную оценку общей и специальной тренированностиследует использовать исследования максимального потребления кислорода, проб соступениобразным повышением нагрузки и другие методы исследования привлекаются вспортивной медицине. К проведению таких исследований привлекаютсяврачебно-физкультурные диспансеры, кафедры и лаборатории спортивной медицины институтовфизкультуры, педагогических и медицинских институтов и научно-исследовательскихинститутов [38].
1.3 Роль психофизическогоразвития в подготовке юных волейболистов
Современныйволейбол предъявляет высокие требования к организму спортсменов. Уровеньпсихофизического развития служит важным фактором достижения высоких спортивныхрезультатов. Показатели физического развития для каждого возраста, с однойстороны, помогают программировать процесс подготовки (отбор и комплектованиеучебных групп в возрастном аспекте и т.п.), с другой – необходимы дляосуществления действенного контроля и получения информативных данных, покоторым можно эффективно оценить процесс многолетней подготовки в каждыйотдельный момент. Таким образом, важно учитывать особенности психического ифизического развития детей, занимающихся волейболом, на каждом возрастномэтапе. Если говорить о подростках, то данная проблема приобретает особуюактуальность, т.к. в этом возрасте происходят резкие изменения не только вфизическом, но и в психическом развитии детей, что, непременно, сказывается налюбой деятельности ребенка, в том числе спортивной. Проблема биологическогофактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрастепроисходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологическойзрелости, развертывается процесс полового созревания [39].
Биологическимипризнаками наступления подросткового периода являются заметные увеличенияроста, происходит увеличение костей и мышц. Увеличение массы мышц и мышечной силыпроисходит наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Увеличениемышечной силы расширяет физические возможности подростков. Однако мышцыподростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительнымнапряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом.Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях,появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточнаяих координация, общая неловкость). Это может порождать неприятные переживания,неуверенность. В то же время возраст с 6-8 до 13-14 лет – период оптимальногоразвития многих двигательных качеств, активного совершенствования двигательнойфункции при интенсивном нарастании ряда ее показателей (быстроты и частотыдвижений, длины прыжка и т.д.). Достигают взрослых размеров кисти рук и стопа,затем увеличивается длина рук и ног. За ростом конечностей следует рост тела вширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч. В подростковомвозрасте дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческоготела и различные его идеалы, у них формируется довольно четкое представление отипе своего тела, его пропорциях и ловкости [35].
Происходящиев начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяютпринципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений,переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Этоспособствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростковформируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.Общение с последними уже не может целиком заменить общение со сверстниками.Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степениблизости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть простотоварищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с товарищами приобретает дляподростка очень большую ценность [8].
Вступлениеребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитиисамосознания. Подросток осознает себя личностью, которая обладает, подобно всемвзрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивноусваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения,которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования кповедению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки.Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе иразмышлений о себе является характерной особенностей детей подростковоговозраста. Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе – егопотребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найтиблизких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессеразмышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностяхпривлекательного сверстника.
Параллельнофизиологическим изменениям происходит также изменение в психическойдеятельности ребенка. Одна из характеристик человека со стороны динамическихособенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма,интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степениэмоциональности – темперамент. Можно выделить следующие признаки свойствтемперамента: обусловленность свойствами нервной системы, психологические признаки,постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы:
— сила,скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
— устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменений эмоций;регуляция динамики психических процессов и психической деятельность в целом(скорость, темп реагирования). Темперамент играет большую роль в различныхвидах деятельности человека и ребенка в том числе [44].

Глава 2. Опытно-экспериментальнаяработа по отбору детей в спортивные секции волейбола
волейбол подросток отбор
2.1 Методы и организацияэкспериментальной работы
 
Исследованиепроводилось на базе ДЮСШ №2 в течение сентября-декабря 2007 года. В началеучебного года было набрано две группы начальной подготовки. В первой, группе А,методика отбора представляла собой систему контрольных испытаний, программунаблюдений и подготовки детей, а так же прогнозирование роста.
Процессотбора трудоемкий, длительный и состоит из нескольких этапов. В отделениеволейбола принимаются дети 10-12 лет. Вся система рассчитана на этот возраст,но у школьников 10-12 лет интересы менее устойчивы, их желание заниматьсяволейболом основано на стихийной тяге к занятиям спортивного характера вообще,чем на прочном интересе именно к волейболу. Нельзя ориентироваться и на уровеньспециальных навыков, так как их индивидуальный «спортивный» опыт в этомвозрасте ещё не богат.
Прикомплектовании учебных групп и отборе школьников для занятий волейболом в старшемвозрасте можно учитывать интерес и уровень навыков, так как интересы у старшихшкольников более устойчивы, и они могут уже к этому времени владетьспециальными навыками игры в волейбол. При этом, чем старше возраст, тем вбольшей степени.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что способности с возрастом выступают болеерельефно, в младшем возрасте они тоже есть и задатки есть, но они скрыты отвзора, и нужно искать пути их выявления.
Выбор,направленность и совершенствование волейболистов проводится по критериям, распространяющимсяна оценки:
— морфологических способностей;
— физическихи функциональных качеств;
— особенностей личности.
Нами былииспользованы следующие методы.
Педагогическиенаблюдения. Педагогические наблюдения проводились в реальных условияхучебно-тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группахначальной подготовки волейболистов специализированной детско-юношескойспортивной школы.
Тестирование.В процессе педагогического эксперимента для наблюдений за детьми, а так жепрогнозирования их роста мы разработали систему контрольных испытаний, котораясостояла из следующих заданий:
— бег 6*5м(на расстоянии 5 м чертят две линии – стартовую и контрольную, по зрительномусигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 5 м шесть раз, при изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечьлинию);
— вертикальный прыжок (применяют конструкцию В.М. Абалакова, позволяющую измеритьвысоту подъема общего центра тяжести при прыжке в верх толчком двумя ногами;один конец сантиметровой ленты прикрепляют к поясу испытуемого, другойпродевают через душку пластинки, закрепленной на полу; перед прыжком испытуемыйпринимает положение полуприсяда так, чтобы пластинка находилась междупараллельно расположенными стопами; активно разгибая ноги, туловище и выполняямах руками, испытуемый прыгает вверх);
— прыжок вдлину с места (замер делают от контрольной линии до ближайшего к ней следаиспытуемого при приземлении);
— метаниетеннисного мяча на дальность;
— метаниенабивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками (метание с места –испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками внизупереел собой; поднимая мяч вверх, выполняет замах назад за голову и сразу жебросок вперед);
— перемещениеприставными шагами в пределах зоны нападения в течение 10сек. (учитываетсяколичество приставных шагов);
— передачаволейбольного мяча сверху двумя руками в стену, расстояние 2м (ловить мяч не разрешается,падение мяча ошибка; учитывается количество передач);
— передачамяча сверху двумя руками над собой;
-подача нижняя,прямая из-за лицевой линии, дается 3 попытки. Учитывается количество правильновыполненных подач, а также оценивается в баллах выполнение подачи. Припроведении испытаний по технике нами учитывалось, обучали ли детей волейболуили нет. Второй критерий при отборе в данную группу включал в себя наблюдение виграх. Подобное наблюдение помогло нам определить, как девочки действуют вигровой обстановке. Для испытания использовались такие игры, как «День и ночь».В середине площадки чертят две параллельные линии, вдоль которых располагаютсядве команды по 6 -10 человек (одна «день», другая «ночь»). По зрительномусигналу одна команда убегает до контрольной линии (расстояние 8 — 10 м.), другая догоняет. Фиксируется, сколько раз будет осален каждый игрок (или избежит этого).Игроки располагаются парами друг против друга. Исходное положение игроков: стоялицом или спиной друг к другу, сидя на полу.
«Борьба замяч». В упрощенном виде это игра в баскетбол, исключаются только броски вкорзину. Фиксируется количество ловли мяча, перехвата, отбора, укрывания отпротивника и т.д. Игра длится 10 минут. Во всех играх за положительные действияучащийся получает одно очко. В соответствии с результатами учащихся располагаютпо занятым местам.
Наблюдения виграх помогают определить, как учащийся действует в игровой обстановке,насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательныеумения и навыки. По тому, как ведет себя учащийся в игре можно судить оразвитии у него быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактическогомышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Крометого, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разныхспособов передвижения из разных исходных положений. С изменением направления,повороты в движении, преодоление препятствий и т.д [42].
 Такжепроводилось прогнозирование роста, преимущественно индивидов, у которых имеютсявыраженные отличия стремительного интенсивного роста. Прогнозирование велось поформуле, а также принималось во внимание: вес тела при рождении, и обращалосьвнимание на размеры конечностей, кисти, стопы. Все данные контрольныхиспытаний, группы А, сравнивались с данными испытаний, группы В, в эту группу набиралисьвсе желающие девочки 10-12 лет.
Только послевсестороннего изучения детей можно получить данные об их способностях иправильно решить вопрос о выборе волейбола для занятий в детско-юношескойспортивной школе. Нельзя делать поспешных выводов о способностях детей к волейболу,особенно об отсутствии таких способностей. Поверхностное суждение здесьнеприемлемо. Во-первых, могут быть ошибки, а во-вторых, это очень травмируетдетей. Поэтому мы посчитали необходимым использовать также психологическиетесты, направленные на выявление особенностей каждого ребенка и личностнойготовности к занятиям в спортивной секции волейбола.
Опросникструктуры темперамента (ОСТ) В.М. Руслова используется для диагностики свойств«предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТсодержит следующие шкалы:
1. Предметнаяэнергичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоениипредметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
2. Социальнаяэнергичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, остремлении к лидерству.
3. Пластичность.Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одногопредмета на другой.
4. Социальнаяпластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости илитрудности переключения в процессе общения от одного человека к другому.
5. Темпили скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов привыполнении предметной деятельности.
6. Социальныйтемп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристикречедвигательных актов в процессе общения.
7. Эмоциональность.Включает вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность,чувствительность к неудачам в работе.
8. Социальнаяэмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности вкоммуникативной сфере.
9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы наоткровенность и искренность высказываний.
Тестопросника ОСТ (детский вариант):
1. Проворныйли ты человек?
2. Готовли ты обычно не раздумывая включиться в разговор?
3. Нравитьсяли тебе быть одному больше, чем в компании?
4. Испытываешьли ты постоянную жажду знаний?
5. Тыпредпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
6. Задеваютли тебя замечания других людей?
7. Трудноли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?
8. Хочетсяли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?
9. Вразговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
10. Раздражаетли тебя быстрая речь собеседника?
11. Трудноли тебе долго не общаться с людьми?
12. Тыкогда-нибудь опаздывал на урок?
13. Нравитсяли тебе быстро ходить и бегать?
14. Сильноли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
15. Легколи тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большойсосредоточенности?
16. Утомительноли тебе быстро говорить?
17. Частоли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?
18. Легколи твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?
19. Нравятсяли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?
20. Склоненли ты искать новые варианты решения задач?
21. Испытываешьли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?
22. Охотноли ты выполняешь сложное общественное поручение?
23. Бываетли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
24. Легколи ты воспринимаешь быструю речь?
25. Легколи тебе делать одновременно много дел?
26. Частоли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?
27. Обычноты предпочитаешь общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?
28. Сильноли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
29. Любишьли ты медленную, сидячую работу?
30. Легколи тебе общаться с людьми?
31. Обычноты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?
32. Всетвои привычки хороши?
33. Быстрыли твои движения?
34. Обычноты молчишь и не вступаешь разговор, когда находишься в обществе малознакомыхлюдей?
35. Легколи тебе перейти от игры к выполнению уроков?
36. Глубоколи ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?
37. Разговорчивыйли ты человек?
38. Легколи тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?
39. Тыобычно говоришь свободно, без запинок?
40. Волнуешьсяли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
41. Сильноли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?
42. Испытываешьли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?
43. Считаешьли ты свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бываютли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?
45. Легколи тебе сходу, без особых раздумий задавать вопросы?
46. Доставляютли тебе удовольствия быстрые движения?
47. Легколи тебе переключиться на новое дело?
48. Стесняешьсяли ты в присутствии незнакомых людей?
49. Быстроли ты выполняешь данное тебе поручение?
50. Легколи тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?
51. Можешьли ты говорить быстро и разборчиво?
52. Еслиты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, не зависимо оттого, можешь ты это или нет?
53. Считаешьли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?
54. Обычноты предпочитаешь делать одно дело?
55. Любишьли ты быстрые игры?
56. Многоли в твоей речи пауз?
57. Легколи тебе внести оживление в большую компанию?
58. Чувствуешьли ты себя на столько сильным, энергичным, что тебя всегда тянет заниматьсякаким-нибудь трудным делом?
59. Трудноли тебе переключиться с одного задания на другое?
60. Бываетли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?
61. Тяжелоли тебе заснуть из-за того, что не ладятся деля, связанные с учебой?
62. Любишьли ты бывать в большой компании?
63. Волнуешьсяли ты, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываешьли ты сильную потребность в учебе?
65. Злишьсяли ты иногда по пустякам?
66. Склоненли ты делать много дел одновременно?
67. Держишьсяли ты в большой компании свободно?
68. Частоли ты высказываешь свое первое впечатление не подумав?
69. Беспокоитли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?
70. Медленныли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?
71. Легколи ты переключаешься с одного дела на другое?
72. Быстроли ты читаешь вслух?
73. Тыиногда сплетничаешь?
74. Молчаливли ты, находясь в кругу незнакомых людей?
75. Нуждаешьсяли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?
76. Охотноли ты выполняешь множество поручений одновременно?
77. Любишьли ты выполнять дела в быстром темпе?
78. Всвободное время тебя тянет пообщаться с людьми?
79. Бываетли у тебя бессонница при неудачах в школе?
80. Долголи ты переживаешь ссору с товарищами?
81. Долголи ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?
82. Естьли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?
83. Обычноты предпочитаешь легкую работу?
84. Сильноли ты переживаешь после ссоры с друзьями?
85. Легколи тебе первому начать разговор в компании?
86. Испытываешьли ты большое желание к общению с людьми?
87. Склоненли ты сначала подумать, а потом говорить?
88. Частоли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
89. Всегдали ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?
90. Держишьсяли ты скованно в компании ребят?
91. Склоненли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
92. Нравитсяли тебе быстро говорить?
93. Легколи тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?
94. Обычноты работаешь неторопливо и медленно?
95. Переживаешьли ты из-за малейших неудач в учебе?
96. Тыпредпочитаешь медленный, спокойный разговор?
97. Сильноли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольнойработы?
98. Легколи тебе выполнять работу, требующую много времени?
99. Легколи тебе недолго думая обраться с просьбой к взрослому человеку?
100.  Беспокоят ли тебя чувствонеуверенности в себе при общении с другими людьми?
101.  Охотно ли ты берешься завыполнении новых поручений?
102.  Устаешь ли ты, когдаговоришь быстро?
103.  Ты предпочитаешь работатьс прохладцей, без особого напряжения?
104.  Легко ли тебе заниматьсяодновременно в нескольких кружках?
105.  Любишь ли ты подолгуоставаться один?
Ключ к ОСТ:
1-ая шкала –энергичность:
ответ «да» — вопросы 4, 8,15, 22, 42, 50, 58, 64, 96
ответ «нет» — вопросы 27, 83, 103
2-ая шкала –социальная энергичность:
ответ «да» — вопросы 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86
ответ «нет» — вопросы 3, 34, 74, 90, 105
3-я шкала –пластичность:
ответ «да» — вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104
ответ «нет» — вопросы 54, 59
4-ая шкала –социальная пластичность:
ответ «да» — вопросы 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99
ответ «нет» — вопросы 31, 81, 87, 93
5-ая шкала –темп:
ответ «да» — вопросы 1, 13, 19, 35, 46, 49, 55, 77
ответ «нет» — вопросы 29, 43, 70, 94
6-ая шкала –социальный темп:
ответ «да» — вопросы 24, 37, 39, 51, 42, 92
ответ «нет» — вопросы 5, 10, 16, 56, 96, 102
7-ая шкала –эмоциональность:
ответ «да» — вопросы 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97
8-ая шкала –социальная эмоциональность:
ответ «да» — вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100
9-ая шкала«К»:
ответ «да» — вопросы 32, 52, 89
ответ «нет» — вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82

2.2 Экспериментальноеисследование по отбору и подготовке юных волейболистов
 
Физическиекачества необходимы для практических целей отбора. Физические качества мырассматриваем как функции роста и развития, такой подход подчинен основнойцели: оценивать эти качества в контексте прогнозов их окончательныххарактеристик.
С другойстороны, физические качества рассмотрены в свете специфических требований игрыв волейбол. Этим подходом мы пользуемся и в вопросах измерений, и оценки этихкачеств теоретический подход к физическим качествам отражает многие открытыевопросы спортивной науки и спортивной практики. Несмотря на то, что физическимкачествам отводится центральное место в спортивной ориентации и специализации,необходимо остерегаться одностороннего подхода.
Общимправилом является то, что из, ряда вон, выходящего физическаяпредрасположенность обещает высокий уровень спортивных достижений, и согласноэтому принципу, делит на перспективных и бесперспективных. Однако практиказнает множество исключений из этого общего правила. Оценка физических качествявляется оптимальной лишь тогда, когда представляет неотъемлемую часть оценки ипрогноза общих потенциалов игрока. Современный тренер обязан каждое физическоекачество рассматривать в свете его коррекции (взаимной и взаимозависимой связи)с другими качествами, а не в коем случаи не изолированного. Оценка выносливостибез учета и качества технической подготовленности может оказаться началом серьезнойпрофессиональной ошибки [39].
Под основнымифизическими качествами подразумевается: быстрота, сила и выносливость, так какони являются необходимым условием для выполнения движений, в которых все этитри качества выступают как различные и изменяющиеся компоненты. Прочиефизические качества: гибкость, ловкость, подвижность и др. являются либопроизводными, либо комплексами основных физических качеств, либо вообщеотносятся не к физическим а к неврофизическим качествам (например, координациядвижений).
Границыувеличения функциональных резервов, а в связи с ними и границы увеличения исовершенствования физических качеств под влияние спортивной тренировки либодостигнуты, либо практика приблизилась к ним в плотную. Наше время указывает нанепреложный факт, что, даже пользуясь самыми современными и самымипрофессиональными методами спортивной тренировки, невозможно довести каждыйнаследственный потенциал до вершин развития физического качества. Возможностиспортивных тренировок остаются в границах генетически обусловленных рамок, чтоимеет огромное спортивно-педагогическое, а также просто педагогическое иэтическое значение.
Исследованияфизических способностей будут направлены в сторону систем контроля, регуляции иинтегрирования функциональных систем, управляющих физическими качествами.Периферическая часть (мышцы, кровеносные сосуды, сердечно-сосудистая система ифункция дыхания) в настоящее время, можно сказать, хорошо исследована. Однакоостается весьма не исследованными механизмы центрально-нервного гормонального(экземного, гормонного) контроля и управления органами и системами органов, вчьих исполнительных функциях и находятся физические качества. Таким образом, мыуже теперь встречаемся с объемистыми исследованиями в области спортивнойневрофизиологии, биохимии и медицинской кибернетики сегодня уже например,невозможно говорить о физиологии выносливости, не пользуясь при этом большимипознаниями, достигнутыми в области психофизиологии выносливости. Последующее,безусловно, будут проводиться по этим направлениям.
Развитиефизических качеств, следует отличать от процесса их совершенствования.Совершенствование – это педагогически — направленное и систематическоевоздействие в целях желаемых изменений. Из этого вытекает, что основнымпринципом совершенствования физических качеств является оптимальноесогласование спортивно-педагогических методов (тренировка) с естественным ходомразвития. Моторную функцию человека можно наблюдать, оценивать и фиксировать постепени развития таких качеств, как сила, быстрота и выносливость.Непрерывность морфологических и биохимических перемен в организме составляетструктурную основу развития физических качеств. Характер нервных воздействий,состояние локомоторного аппарата, уровень обмена веществ и функционированиявнутренних органов будут различными при подчеркнутом проявлении каждогоотдельного физического качества. Особое значение при проявлении физическогокачества имеют, с одной стороны, мотивация, а с дугой – сознательный контроль икачество волевого преодоления сложных функциональных состояний, возникающих впроцессе тренировок и соревнований.
Развитие силымы рассматриваем в свете следующих двух фактов:
1.  Сила в качестве выражениямаксимального мышечного напряжения находится в прямой зависимости от диаметрамышечных волокон или групп мышц. Этот факт при его рассмотрении в функцииразвития нервно мышечной системы значительно ограничивается.
2.  В аспекте развития силыбыло бы неоправданно принимать во внимание только изменения (т.е. прирост)диаметра мышечных единиц и мышечной системы в целом (мы определили, чтомышечная система с 7 до 18 лет жизни человека увеличивается в массе тела с 33до 40%). Развитие силы является и функцией созревания нервной системы,обеспечивающей улучшение контроля или управления мышечного сокращения. Поэтомувозрастание мышечной массы в определенной мере отстает от развития силы, таккак способность одновременного включения в работу максимального числа мышечныхединиц отстает от возрастания поперечного сечения (толщины) мышцы.
Практическивоздействие этой характеристики развитие силы заслуживает особого выделения:
— возрастноеразвитие силы, выраженное максимальным мышечным напряжением в почтиизометрических условиях, в основном обусловлено возрастание мышечной массы,поэтому она у мальчиков постоянно возрастает 18-летнего возраста;
— возрастноеразвитие силы, выраженное максимальной скоростью мышечного сокращения, в связис небольшим внешним сопротивлением не зависит существенно от мышечной массы ипостоянно возрастает до 14-15-летнего возраста;
— соотношениесила-вес тела представляет собой стабильную величину, независящую взначительной мере от возраста относительная сила возрастает только с 9-11 лет ис 13-14 лет (в зависимости от мышц и мышечных групп), и это возрастаниеобусловлено совершенствованием нервного регулирования мышечной деятельностиизменениями в биохимическом составе и структуре мышц. Так, с 5 и 30 лет долямышечной массы возрастает в 7,5 – 8 раз, а сила отдельных мышечных групп вгораздо большей степени (в 9 – 14 раз).
Управлениесилой мышечного сокращения выраженное точным дозированием силы, развивается до12-13 лет. Основной характеристикой развития является не равномерность, в товремя как общей закономерностью этого развития будет преобладание функциимышц-разгибателей над мышц-сгибателей.
Зависимостьсилы от пола. До 7 – 8 летнего возраста значительных различий силы у мальчикови девочек не наблюдается. Затем мальчики становятся сильней, и такой их перевеснаиболее выражен к 17 годам, так как сила у мальчиков особенно возрастает кконцу периода полового созревания, наибольшее развитие абсолютной силы обоихполов достигается к 28 – 30 годам.
В отбореволейболистов сила в статических условия не играет почти никакой роли, ровно как,и сила в статическом режиме, и при замедленных движениях. Если можно говоритьоб «удельной силе», то следовало бы под этим выражением, прежде всего,подразумевать такие виды силы, как взрывная сила, находящаяся в функциибыстроты и дающая возможность проявления больше силы в течение наиболеекороткого времени.
— повторнаясила, обеспечивающая быстрое и следующее одно за другим движение;
— амортизационная сила, развивающаяся в пирометрическом (амортизирующем) режимеработы, в основе которой находятся амортизирующие движения.
В планесоотношения «сила – вес тела» ставит довольно специфические требования.Основное значение имеет относительная сила, так как она имеет особое значение впрогнозировании окончательного развития силы.
Для практики важноследующие:
— при равнойстепени тренированности, абсолютная сила увеличивается с увеличением веса, в товремя как относительная сила уменьшается;
— суменьшением веса тела в тех же тренировочных условиях относительная силаувеличивается;
— в мышечнойдеятельности, которая в большей мере связана с перемещением собственного тела,относительная сила имеет главное значение.
Измерениесилы имеет для отбора многогранное значение. При измерениях и оценкахрезультатов нельзя упускать из виду следующее:
— еслиизмеряется сила больших мышечных групп, то результат измерения в значительнойстепени выражает и общие физические качества;
— припроизвольных действиях не достигается абсолютная сила в полном смысле этогослова, а лишь максимальная сила. Причем она достигается только при условииприменения солидного «теста максимального выполнения»;
— всеизмерения силы должны быть направлены в сторону динамической силы, а в еёпределах отдельно на повторную, отдельно на взрывную и отдельно наамортизационную силу;
— измерениеамортизационной силы, в основе которого находятся амортизирующие движения,представляет отдельную методологическую проблему, прежде всего из-за отсутствиястандартизированных и ситуационных тестов;
— приизмерении относительной силы следует иметь в виду, что она особенно велика усамых юных спортсменов;
— выводы овсеобщем факторе силы на основании измерения силы малых мышечных групп(например, динамометрия кисти руки) ошибочны.
Наконец дляволейболиста качество скоростно-силовых моторных проявлений необходиморассматривать как совершенно самостоятельное качество, стоящее в одном ряду сбыстротой, силой, и выносливостью, а развитие этого качества требует подходящихдля него средств и методов тренировки.
Развитиебыстроты с одной стороны, определено подвижностью и силой, а с другой –согласованностью между процессами раздражения и торможения нервной системы. Вразвитие быстроты огромную роль играют генетические факторы. Это ни в коей мерене исключает значение моторных навыков, структурных движений и необходимоймобилизации вегетационных функций в области совершенствования быстроты сложныхмоторных движений. Быстроту следует понимать как комплекс неврофизиологическихкачеств, которые предоставляют возможность для быстрого регулирования настимул, т.е. быстрого освоения соответствующего пространства.
Быстротусоставляют:
— быстротанервно-мышечной реакции;
— быстротаотдельного движения;
— частотадвижений в единицу времени;
— произведение всех предшествующих компонентов;
— быстротадвижений в пространстве;
Скоростныекачества нужно рассматривать и оценивать не в отрыве от них ситуационнойценности, а лишь как в тесной связи с техникой, индивидуальной и коллективнойтактикой. Понятие быстроты, воспринимаемое таким образом, включает в себя идругие качества: качество антиципации (передвижения) действия противника исвоих товарищей по команде и качество быстрых и остроумных действий на базепредвиденного развития ситуации. Из этого следует, что быстрота специфическихдвижений связана с быстротой и подвижностью развития ассоциативных процессов вмозге, или говоря упрощеннее с быстротой мышления, быстротой замысла ибыстротой превращения задуманного образца (представление, картины движения) вмоторный образ (выполнение).
Приотсутствии стандартизированных положений тестов ищущий тренер может самстандартизировать определенные ситуации, сформулировать их встандартизированную задачу, задаваемую при равных условиях всем игрокам. Еслипри этом тренер правильно принимал во внимание общие закономерности,методологические правила и принципы, он может получить весьма полезные и надежныепоказатели быстроты.
Выносливостьопределяется, как способность в течение длительного периода поддерживатьзаданную интенсивность и темп деятельности. Другими словами. Выносливостьявляется не чем иным, как способностью противостоять утомлению или, ещё, прощеговоря, выносливость и утомление — это две стороны одной медали.
Общаявыносливость определяется, как способность производить длительную работу, восновном с невысокой интенсивностью. В физиологическом отношении такого роданагрузки почти полностью соответствуют аэробным качествам, и терминологически общуювыносливость можно приравнивать к аэробной работе. Общая выносливостьувеличивает функциональные качества сердечно-сосудистой и дыхательной систем,т.е. аэробную мощность.
Специальнаявыносливость определяется как выносливость в ходе спортивной деятельности.
Оценкивыносливости (а в соответствии с этим и оценки нагрузок) в волейболе принимаютво внимание:
— интенсивность, качество и продолжительность работы;
— интенсивность интервала отдыха и характер отдыха (восстановление);
— частотанагрузок (число повторяющихся нагрузок в течение рассматриваемого периодавремени).
Развитиевыносливости следует рассматривать в свете развития функциональных качествсердечно-сосудистой системы, обмена веществ и нервной системы и в светекоординирования всех этих систем, хотя они, каждая в отдельности, иосуществляют собственные режимы функционирования.
Выносливостьк динамической работе субмаксимальной интенсивности у детей в возрасте 8-10 летещё незначительна и одинакова для мальчиков и девочек. К 10 годам жизни болеезначительно возрастает способность к многократному перенесению скоростныхнагрузок, а также к работе с небольшой интенсивностью, но и с большойпродолжительностью. Значительное возрастание выносливости проявляется в 12-летнемвозрасте, особенно у мальчиков. С 12 до 14 лет выносливость у мальчиков ужезначительно больше, или уже приобретается способность к продолжительной работепеременой интенсивности. Наибольшая выносливость достигается в возрасте 25-30лет. В 14 лет выносливость показывает 70 %, а в 16 – 80 % её окончательнойвеличины, но утомляемость в 14 лет в 2,5 раза, а 16 лет в 2 раза больше, чем увзрослых. Причина заключается в недостаточной развитости сердечно-сосудистой идыхательных систем, которые всё ещё не приспособлены к оптимальномуфункциональному ответу на продолжительную мышечную деятельность.
Упрощенное,но для спортивной практики весьма важное правило исходит из следующего начала:выносливым мы назовем лишь того игрока, который демонстрирует высокий уровеньэтого качества и в покое и при максимальных нагрузках, и в периодвосстановления.
В моментнаблюдения нами за физическими качествами следует обращать внимание наразличную долю врожденного и приобретенного. Для отбора особое значение имеетумение различать наследственные факторы в качестве основной величины отпривнесения внешней среды, в первую очередь тренировок. Для прогнозированияособую важность имеет определение наследственной основы, так как она зачастуюявляется предпосылкой для высокого совершенствования физических качеств.
Нами было проведенотестирование, в котором приняло участие 20 девочек 10-12 лет. Из всегоконтингента детей мы сформировали две группы (А и В). В экспериментальную группуА вошли дети, которые показали наилучшие результаты по всем предложеннымзаданиям, в дальнейшем нами был спрогнозирован рост этих детей (см. таблицу 2).
Таблица1№ Ф.И. Год рождения Рост (см) Бег 6*5 м Вертикальный прыжок (см) Прыжок в длину (м) Метание теннисного мяча (м) Перемещение 10 сек. (кол-во раз) Метание набивного мяча (м) Передача в стену (кол-во раз) Передача над собой (кол-во раз) Подача (кол-во раз) 1 Алена П. 1997 1.39 12,5 35 1.56 18 5 6 3 3 1 2 Кристина П. 1996 1.40 12,2 39 1.6 20 6 7 6 5 2 3 Кристина К. 1997 1.36 12,7 36 1.54 17 4 6 4 4 2 4 Настя К. 1997 1.38 12,5 38 1.55 18 5 6 5 6 1 5 Наташа С. 1997 1.40 12,1 37 1.57 21 6 7 5 6 3 6  Маша Б. 1997 1.38 12,5 36 1.50 16 5 6 5 4 2 7 Настя М. 1996 1.43 12,0 37 1.59 23 6 9 4 5 3 8 Оля М. 1997 1.33 12,5 35 1.43 16 5 5 4 4 1 9 Галя В. 1997 1.35 12,8 30 1.40 17 5 7 5 6 2 10 Катя Г. 1996 1.36 12,8 34 1.42 17 5 6 6 3 1 11 Олеся Ф. 1995 1.40 12,1 40 1.57 21 6 9 5 4 2 12 Света П. 1995 1.40 12,3 38 1.56 22 6 9 6 4 1 13 Катя З. 1997 1.35 12,4 32 1.40 15 5 6 4 6 1 14 Надя П. 1996 1.38 12,6 36 1.45 15 5 7 5 5 1 15 Олеся Я. 1996 1.37 12,5 38 1.43 16 5 5 4 4 1 16 Марина С. 1995 1.48 12,0 41 1.58 19 6 9 6 7 2 17 Настя П. 1995 1.45 12,1 40 1.57 20 6 7 5 8 3 18 Роза А. 1995 1.50 11,9 43 1.6 21 7 8 5 5 3 19 Катя Г. 1996 1.45 12,1 36 1.59 20 6 8 4 6 2 20 Алина К. 1995 1.51 12,0 41 1.6 22 7 9 4 7 3
Так какволейбол – это игра, где ростовые данные играют очень важную роль, тренерастараются отбирать детей в секцию волейбола по ростовым данным. Возможно,высокорослые представители популяции являются для специалистов волейболанаиболее интересными юными кандидатами в волейболисты. Рост представляет собойвесьма сложную биологическую, медицинскую, психологическую, а такжепсихосоциальную проблему, и роль тренера при отборе выражено высоких игроковособенно ответственная и требует соблюдения тонкостей.
Рост следуетрассматривать в качестве адаптирования организма к условиям жизни. Границыэтого адаптирования обусловлены генетически. Рост является выражением излишкаэнергии, и в качестве такого он служит индикатором нормальной затраты энергии вмолодом организме.
Прогнозированиероста – одна из важных задач тренера, так как окончательный рост игрока даетответ на многочисленные вопросы в области спортивной ориентации и спортивной специализации.Специалистов по волейболу в наибольшей мере интересует высота тела, котораяодновременно является и основным параметром суммарного роста (рост в качествеосновной антропометрической меры может использоваться и для многих другихисследований и сопоставлений). В связи с высокой морфологической однородностьюконституции тела могут быть применены и не некоторые геометрические принципы.
Тренерыпреимущественно прогнозируют высокий рост индивидов, находящихся в переходномвозрасте, у которых имеются выраженные отличия стремительного, интенсивного,неравномерного роста. Однако черты переходной фазы роста следует воспринимать сопределенной сдержанностью. Они только указывают на то, что молодой индивидвошел или находится в фазе интенсивного роста, но не дает сведений, скольковремени эта фаза продлится. Прогнозирование только на основании чертпереходного возраста в отношении роста может сказаться весьма ненадежным, таккак в экспериментальных случаях окончательная высота может быть достигнута какв течение нескольких месяцев, так и в течение нескольких лет.
Тренеры приотборе стремятся к более точной оценке окончательного роста. В этих целях частоиспользуется рост родителей в качестве элемента прогнозирования окончательногороста их ребенка. Составлена была следующая формула:
Для девочек = ростотца * 0.923 + рост матери
2
Таблица2
Прогнозирование ростадетей экспериментальной группы (группа А)№ Ф.И. Формула прогнозирования (см) 1 Кристина П.
Х = 1,82 * 0,923 + 1,76 = 1,72 см.
2 2 Наташа С.
Х = 1,79 * 0,923 + 1,73 =1.69 см.
2 3 Настя М.
Х = 1,79 * 0,923 + 1,73 =1.69 см.
2 4 Олеся Ф.
Х = 1,80 * 0,923 + 1,79= 1,72 см.
2 5 Света П.
Х = 1, 86 * 0,923 + 1,81= 1,76 см.
2 6 Марина С.
Х = 1,77 * 0,923 + 1,79 = 1,71 см.
2 7 Настя П.
Х = 1,80 * 0,923 + 1,72 = 1,69 см.
2 8 Роза А.
Х = 1,81 * 0,923 + 1,79 = 1,73 см.
2 9 Катя Г.
Х = 1,79 * 0,923 + 1,70 = 1,67 см.
2 10 Алина К.
Х = 1,76 * 0,923 + 1,75 = 1,69 см.
2
Результаты,полученные в ходе психологического исследования, мы отобразили в таблице 3.
Таблица3
Уровень развитияпредметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента у детейгруппы АНазвание шкалы Кол-во детей, % Высокий Средний Низкий Предметная энергичность 50 30 20 Социальная энергичность 60 20 20 Пластичность 50 30 20 Социальная пластичность 40 30 30 Темп или скорость 60 20 20 Социальный темп 40 30 30 Эмоциональность 50 30 20 Социальная эмоциональность 40 30 30 Контрольная шкала 20 40 40

Предметнаяэнергичность. Высокий уровень соответствовал 50% испытуемых детей. Что по этойшкале означает высокую потребность в освоении предметного мира, жаждудеятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду,легкость умственного пробуждения. Низкие значения (у 20% детей) означаютпассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственногонапряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.
Социальнаяэнергичность. Высокие значения (60% детей) – коммуникативная энергичность,потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности,стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга,освоение мира через коммуникацию. Низкий уровень (20% детей) – незначительнаяпотребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения,замкнутость, социальная пассивность.
Пластичность.Высокие значения (50% испытуемых) – легкость переключения с одного видадеятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие впроцессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию формпредметной деятельности. Низкий уровень (20% детей) – склонность к монотоннойработе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость,консервативные формы деятельности.
Социальнаяпластичность. Высокие значения у 40% детей свидетельствуют о широком наборекоммуникативных программ, автоматическом включение в социальные связи, легкостивступления в социальные контакты, легкости переключения в процессе общения,коммуникативной импульсивности. Низкие значения (30% испытуемых) – трудность вподборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлениюв социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
Темп илискорость. Высокие значения по данной шкале показали 60% детей. Это высокий темпповедения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметнойдеятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость привыполнении конкретных заданий. Низкий уровень (20% детей) – замедленностьдействий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
Социальныйтемп. Высокий уровень соответствовал 40% детей, для которых характерныречедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможностиречедвигательного аппарата. Низкий уровень у 30% детей – слабо развитаречедвигательная система, речевая медлительность и медленная вербализация.
Эмоциональность.Высокий уровень (50% детей) – высокая чувствительность к расхождению междузадуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущениянеуверенности, тревоги, неполноценности высокое беспокойство по поводу работы,чувствительность к неудачам. Низкие значения (20%) – незначительноеэмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела,спокойствие, уверенность в себе.
Социальнаяэмоциональность. Высокий уровень показали 40% детей, что означает наличие высокойэмоциональности в коммуникативной сфере, высокой чувствительности к неудачам вобщении. Низкий уровень (30% испытуемых) – нечувствительность к оценкамтоварищей, уверенность в себе и ситуациях общения.
«К» — контрольная шкала. Высокие значения (20% детей) – неадекватная оценка своегоповедения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Низкий уровень (40%испытуемых) – адекватное восприятие своего поведения.

2.3Оценка эффективности методики отбора детей в спортивные секции волейбола
 
С цельюпроверки эффективности методики отбора детей в спортивные секции волейбола мыпосчитали необходимым провести повторную диагностику. В процессе исследованияиспользовались те методики, которые применялись и в первичной диагностике.
Результатыповторного исследования целесообразно представить в виде диаграмм, т.к. онипозволяют достаточно четко проследить динамику в процессе развития физическихспособностей у детей, а также сравнить результаты с первичной диагностикой.
/>
Рис. 1. Бег 6*5м

/>Рис. 2. Вертикальныйпрыжок
/>Рис. 3. Прыжок в длину(м)

/>Рис. 4. Метаниетеннисного мяча
/>Рис. 5. Перемещение 10сек.

/>Рис. 6. Метание набивногомяча
/>Рис. 7. Передача в стену

/>Рис. 8. Передача надсобой двумя руками
/>Рис. 9. Подача черезсетку

         В повторном исследовании,результаты которого отображены в таблице 4, принимали участие обе группы(экспериментальная и контрольная).
Таблица4
Результаты повторногоисследования (группы А и В)
  Имя Бег 6*5 м Вертикальный прыжок (см) Прыжок в длину (м) Метание теннисного мяча (м) Перемещение 10 сек. Метание набивного мяча (м) Передача в стену Передача над собой Подача Группа А Кристина П. 12,1 41 1,62 21 7 7 7 6 2 Наташа С. 12,1 39 1,58 22 6 8 7 7 3 Настя М. 11,9 38 1.60 23 7 9 6 7 3 Олеся Ф. 12,0 43 1,59 22 7 10 6 6 3 Света П. 12,2 39 1,58 23 8 9 7 6 2 Марина С. 12,0 42 1,59 20 7 9 8 7 3 Настя П. 12,0 43 1,58 21 6 8 7 8 3 Роза А. 11,9 44 1,60 22 7 8 6 6 3 Катя Г. 12,0 38 1,60 22 6 9 6 7 3 Алина К. 11,9 42 1,61 23 8 9 7 8 3 Группа В Алена П. 12,4 36 1,56 18 6 6 5 5 2 Кристина К. 12,6 37 1,55 18 5 6 6 5 2 Настя К. 12,4 38 1.57 20 6 7 5 6 2 Маша Б. 12,5 37 1.54 17 6 6 5 5 2 Оля М. 12,3 36 1.50 17 5 5 4 4 3 Галя В. 12,6 33 1.45 17 5 7 5 6 2 Катя Г. 12,6 35 1.45 18 5 6 6 4 2 Катя З. 12,3 35 1.45 16 6 6 5 6 2 Надя П. 12,4 36 1.45 17 5 7 6 5 2 Олеся Я. 12,3 38 1.47 16 5 6 5 5 1
В результатеэксперимента мы пришли к выводу, что в основе правильного отбора лежитсоответствие физических способностей и особенностей человека.
Вэкспериментальной, группе А, по выполнению технических приемов занимающиесябыли гораздо ближе к правильному овладению техникой, чем в группе В. У нихнаблюдаются более согласованные движения при попытки выполнить техническийприем.
Занимающиесягруппы А с более высокими исходными показателями быстрее овладеваютспециальными двигательными навыками и тактическими умениями, их действия вусловиях сложной двигательной деятельности, в игровой обстановке болееэффективны.
Наблюдения виграх нам позволило определить, как девочки действуют в игровой обстановке. Вэкспериментальной группе А девочки умело и целесообразно используют ранееприобретенные двигательные умения и навыки. По тому, как они себя ведут вовремя игр можно судить о развитии быстроты реакций, ловкости,сообразительности, по сравнению со второй группой.
Вэкспериментальной группе А начальной подготовки до одного года обучения,проводилось прогнозирование роста. У данных девочек имеются выраженные отличиястремительного, неравномерного роста, они обладают продольным диаметром, чтоделает их фигуру продолговатой «вытянутой» и «худой». Также у всех,наблюдается, выражено длинные ноги и руки, размер обуви гораздо больше, чем усверстниц.
Проведениесистематической учебно-тренировочной работы в эксперименте показало, чтоучащиеся, в комплексе имевшие более высокие показатели в начале эксперимента ичерез полгода преимущество в основном за собой сохранили. Также в группе А узанимающихся интересы более устойчивы, они гораздо трудолюбивее, а в группе Винтересы у занимающихся менее устойчивы, их желание заниматься волейболомосновано стихийной тяге к занятиям.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что задача отбора особенно актуальна, потомукак первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятийволейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешностьподготовки юных волейболисток и пополнение резерва команд более высокого классаигры.

Заключение
 
В результатеанализа литературы мы пришли к выводу, что одной из главных проблем с которымисталкиваются тренеры, являются вопросы качественного отбора юных волейболистовв спортивные секции. Решение этой проблемы возможно лишь при творческомприменении научных и профессиональных принципов. Тренер, не обладающийдостаточным профессионализмом и творческим мышлением, ни в силах разрешитьпоставленную перед ним такого рода задачу.
Успешностьзанятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит отустойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства,способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровняспециальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе. Также большоезначение при отборе имеют и психологические особенности спортсменов. Именнопоэтому при разработке программы эффективного отбора детей в секцию волейболамы учитывали как их физические способности, так и личностные особенности (вданном случае мы исследовали предметно-деятельностный и коммуникативный аспектытемперамента).
Разработкапрограммы оптимально эффективного отбора детей в секцию волейбола явилась однойиз задач нашего исследования. Для ее решения была разработана системаконтрольных испытаний, а также использован опросник В.М. Руслова. В результате проведенногоэксперимента, в котором приняли участие 20 детей, мы скомплектовали две группыдетей, в одну из которых (группа А) вошли девочки, показавшие наиболее высокиерезультаты по предложенным заданиям. Проведение систематической учебно-тренировочнойработы показало, что дети группы А, имевшие более высокие показатели в началеэксперимента, сохранили их за собой. Эти выводы мы сделали, опираясь нарезультаты повторного исследования, которые мы провели в целях доказательстваэффективности разработанной нами программы.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что задача отбора особенно актуальна, потомукак первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятийволейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешностьподготовки юных волейболисток и пополнение резерва команд более высокого классаигры.

Список литературы
1. АверинИ.В. Специальная подготовка волейболиста //Спорт в шк.: прил.к газ. «Первоесентября».—2000.—Март (№ 11-12).— с.9-16.
2. АлексеевМ.М. Организация работы в объединенных коллективах физической культуры – М: Ф иС, 1987.—125 с.
3. АракеловГ.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. – М.: Владос, 1990.—236 с.
4. АшмировБ.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании. –М.: Просвещение, 1996.—66 с.
5. БатыршевА.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру итипологии личности – М.: Гуманист Издат. Центр 2000.—323 с.
6. БеляевА.В. Обучение технике игры в волейболе и ее совершенствование. Рос. Гос. Акад.Физ. кул. – М., 1995. – 50 с.
7. Возрастныеи индивидуальные различия памяти – М.: Просвещение, 1967.—252 с.
8. «Возрастнаяи педагогическая психология» учебное пособие для студентов пед. Инст-ов. Подред. проф. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973.—288 с.
9. ВорорбьеваН.П. Спортивные игры. Учебное пособие для пед. училищ. – М.: Академия,2000.—129 с.
10. Волейбол:Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев – М.: Физкультура и спорт,1983.—93с.
11. Волейбол:учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Ю.Н. Клещева, А.Г.Айриянца.—3-е изд., испр. и доп.—М.: Физкультура и спорт, 1985.—270 с.
12. Волейбол:Справочник /Сост. А.С. Эдельман. – М.: Физкультура и спорт, 1984.—224 с.
13. Волейбол:программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивныхклубов / Комитет по физкультуре и спорту, программно-методический отдел; сост.А.А. Демчишин.—М.: физкультура и спорт, 1971.—64 с.
14. Волейбол:[учебник для студентов институтов физической культуры] / под ред. А.Г.Айриянца.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Физкультура и спорт, 1976.—230 с.
15. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.—112 с.
16. ГогуновЕ.М., Марьтьянов Б.И. Психология для воспитания и спорта. – М.: Терра-спорт,2000.—78 с.
17. Грибачева,М.А. Критерии оценки при обучении волейболу. Развивающие игры: [5-11 кл.]//Физкультура в шк.—2002.-- №2.—с.8-11
18. ГримакЛ.П. Резервы человеческой психологии: Введение в психологию активности – М.:Полит. издание 1987.—98 с.
19. ГугинА.А. Уроки физической культуры. – М.: Просвещение, 1987.—213 с.
20. ДергачА.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детскогоспорта. Уч. пособие для студентов, 1985.—226 с.
21. ДжамгаровТ.Т., Пури А.У. Психология физического воспитания и спорта – М.: Ф и С,1979.—224 с.
22. ДжамгаровТ.Т., Румянцева И.И. Лидерство в спорте, – М.: Просвещение, 1979.—32 с.
23. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиены общения. – М.: Просвещение,1987.—120 с.
24. ЖелезнякЮ.Д. К мастерству в волейболе. М., «Физкультура и спорт», 1978.—224 с.
25. ЖелезнякЮ.Д. Волейбол: учебник для студентов институтов физической культуры / Железняк,А.В.Ивойлов – М.: Физкультура и спорт, 1991.—239 с.
26. ЖелезнякЮ.Д. Подготовка юных волейболистов: учебное пособие для тренеров детскихюношеских спортивных коллективов / Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов.—2-еизд. испр. и доп. М.: Физкультура и спорт. 1967—295 с.
27. ЖелезнякЮ.Д. Волейбол в школе: пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.И. Слупский – М.:Просвещение, 1989.—129 с.
28. ЖелязнякЮ.Д., Кумянский В.А. Волейбол. У истоков мастерства. – М.: Академия, 1998.—323с.
29. ИвойловА.В. Волейбол для всех / А.В Ивойлов.— М.: Физкультура и спорт, 1987.—32 с.
30. КагилевЮ.В. Волейбол. Подводящие упражнения / Ю.В. Кагилев // Физическая культура вшколе: научно-методический журнал. – М., 2004 — №3 – с. 17-19
31. КлещевЮ.Н. Тактическая подготовка волейболистов: (сборник упражнений) / Ю.Н. Клещев,В.А. Тюрин, Ю.П. Фураев. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 120 с.
32. КлещевЮ.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 231 с.
33. Комплекснаяпрограмма физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., 1996. – 99 с.
34. КоротковИ.М. Подвижные игры в занятиях спортом: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол,волейбол / И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 120 с.
35. КрайгГ. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 922 с.
36. КуликовЛ.В. Психология личности. – М.: Владос, 2000. – 312 с.
37. Основыволейбола / [А. Демчишин]. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 166 с.
38. Оценкакачества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост.А.П. Матвеев – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.
39. Подготовкаюных волейболистов. Учебное пособие для тренеров детских и юношеских спортивныхколлективов. Изд. 2 – М.: ФиС, 1989. – 78 с.
40. ПравдинВ.А. Волейбол – игра для всех / В.А. Правдин, В.А. Тюрин, Ю.П. Фураев. – М.:Физкультура и спорт, 1966. – 66 с.
41. Спортивныеигры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов педагогическихВУЗов / [Ю.Д. Железняк]; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 4-е изд. –М.: Академия, 2007. – 518 с.
42. Спортивныеигры и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры / Под.ред. Портного Ю.И. – М.: Ф и С, 1986. – с. 191-219
43. Спортивныеи подвижные игры: учебник для техникумов физической культуры / под ред. Ю.И.Портнова. – 3-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 344 с.
44. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.
45. ТитоваТ.М. Волейбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре / Т.М.Титова, Т.В. Степанова // Библиотечка «Первого сентября». Серия «Спорт вшколе»: приложение к газете «Первое сентября». – 2006. — №2 – с.9-32
46. ФатеевЛ.П. 300 подвижных игр для младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 112 с.
47. ФельзеА.Я. Авторская программа по физической культуре на основе игры волейбола. –Барнаул, 1993. – 31 с.
48. ФурмановА.Г. Волейбол / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдарев. – М.: Физкультура и спорт, 1983.– 144 с.
49. ФурмановА.Г. Волейбол в школе. – Киев: 1987. – 168 с.
50. ХапкоВ.Е. Волейбол – юным. – М.: Терра-спорт, 1997. – 214 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.