Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Текущий контроль уровня развития физических качеств юных баскетболистов 11-12 лет

Министерствообразования Российской федерации
СтавропольскийГосударственный Университет

Курсоваяработа
 
Тема: Текущийконтроль уровня развития физических качеств юных баскетболистов 11-12 лет

Выполнила
Владимирова Людмила

2010 г.

Введение
 
Современный уровень спортивныхдостижений настоятельно требует постоянного совершенствования различных формработы со спортсменами на всех этапах становления их спортивного мастерства.Как показывает практика, применение современных средств и методов спортивнойтренировки должно находиться в органической связи с учетом различных сторонфизической подготовленности спортсменов, что в значительной степени повышаетэффективность тренировочного процесса.
Всестороннее развитиеспортсмена: его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевыекачества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты,выносливости, гибкости и ловкости), работоспособность сердечно-сосудистой,дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями, физическоесовершенство в целом – основа спортивной специализации. В основе всестороннейподготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одногоиз них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание вразвитии одного или нескольких качеств задерживает в развитии остальных.
Принцип всесторонностиприобретает в занятиях с юными спортсменами особое значение. В связи с тем, чтов детском и подростковом возрасте организм человека находится в стадииформирования, воздействия физических упражнений, как положительное, так иотрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильногопланирования и осуществления учебно-тренировочного процесса важно учитыватьвозрастные особенности формирования организма детей и подростков, закономерностии этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, атакже их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
Важнейшую роль в процессевсесторонней подготовки спортсмена играет физическая подготовка, направленнаяна воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивнойдеятельности. Несмотря на конкретные различные формы проявления физическихкачеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которыхреализуются в том или ином виде спорта.
Для достижения высокогоспортивного результата первостепенное значение имеет уровень физическойподготовленности спортсмена, развитие двигательных качеств (силы, быстроты,выносливости, ловкости) и сочетание этих качеств в соответствии с особенностямивида спорта. При формировании физических качеств происходит биохимическая иструктурная перестройка органов и мышечной системы. Развитие качественныхсторон двигательной деятельности обусловлено совокупностью возникающих ворганизме при тренировке морфологических, биохимических и физиологическихизменений, что только изменения во всех этих системах дают возможность успешноразвивать физические качества человека. Проявление физических качестввзаимосвязано и взаимообусловлено. Основа этой взаимосвязи в том, что каждое изкачеств, хотя и имеет специфические особенности, является функциейнервно-мышечного аппарата человека. Физиологический механизм образованиядвигательного навыка – механизм временных связей. Поскольку совершенствованиефизических качеств происходит в процессе формирования двигательных навыков, тои в их основе лежит механизм временных связей. Качественные особенностидвигательной деятельности обусловлены координационными отношениями вцентральной нервной системе, создающимися в ней при ведущем участии корыбольших полушарий, путем образования сложнейших условно-рефлекторных связей.Таким образом, физические качества человека развиваются в течениеиндивидуальной его жизни по типу временных связей. Они зависят друг от друга всвоем развитии и отражают возрастно-половые особенности развития организма.
Вопросы методикивоспитания физических качеств у юных спортсменов тесно связаны с проблемой такназываемой «ранней спортивной специализации». Только при правильной трактовкеданной проблемы могут быть успешно решены вопросы своевременного и эффективногоразвития этих качеств.
Актуальностьработы:
В настоящее время варсенале тренеров-практиков имеются разнообразные методы тестирования(педагогические, физиологические, психо-физиологические, биохимические), позволяющиеполучить в каждый конкретный момент объективное представление о тех или иных сторонахфизической подготовленности спортсмена.
Рабочая гипотеза исходила из предположения о том, чтовозрастные особенности физической подготовленности предопределяют неодинаковуюреакцию организма спортсменов на физические нагрузки, в связи, с чеминтерпретация данных этого тестирования применительно к юным спортсменамнуждается в коррекции.
Целью настоящей работы явилась разработкаконкретных рекомендаций по диагностике двигательных способностей юныхспортсменов (баскетболистов 11-12 лет), оцениваемого по уровню физической подготовленностив процессе выполнения ими тренировочных нагрузок.
Для достиженияпоставленной цели решалась основная задача – изучить динамикуразвития физических качеств у юных баскетболистов 11-12 лет.
Практическаязначимостьработы заключается в возможности использования показателей физическойподготовленности в текущем контроле функционального состояния юныхбаскетболистов.

Глава 1. Контроль физическойподготовленности как необходимое условие повышения эффективности тренировочногопроцесса юных спортсменов
 
1.1 Возрастныеособенности занятий спортом
 
Детский спортрассматривается как мощный фактор всестороннего развития организма и укрепленияздоровья детей. Известно, что в детском возрасте закладывается фундаментвысоких и стабильных спортивных достижений. Это обязывает тренеров и методистоврешать вопросы подготовки юных спортсменов в строгом соответствии сзакономерностями возрастной физиологии, психологии и педагогики. В последниегоды наблюдается скачок результатов в большинстве видов спорта. Это связано свыраженным увеличением объема и интенсивности физических нагрузок, а также созначительным омоложением занимающихся спортом. Тенденции все более ранней спортивнойспециализации способствует явление раннего созревания у современных детей.
В отличие от взрослого,на детский организм при занятиях спортом падает двойная нагрузка, т.к. передним стоят две задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам ипсихоэмоциональным напряжениям и исполнить функцию роста и развития.
Сложные и многообразныеизменения претерпевает организм ребенка в процессе роста и развития. На каждомвозрастном этапе он выступает как единое целое, сложившееся в процессе эволюциии имеет свои особенности. С одной стороны, эти особенности требуют во времярегулярных занятий спортом исключительно внимательного подхода к дозированиюнагрузок, не допускающего переутомления, не нарушая и не замедляя естественныхпроцессов биологического развития. С другой стороны, растущему организмуребенка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивнаятренировка, т.к. в этом возрастном периоде существуют определенные зоны длянаиболее эффективного, целенаправленного воспитания и закрепления, важнейших вспортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности.
Одной из основныхфизиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка оторганизма взрослого, является рост, т.е. количественный процесс,характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийсяизменением числа его клеток и размеров. Более точный показатель роста организма– это повышения уровня развития физических качеств.
К важным закономерностямразвития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития,гетерохронизм с явлениями опережающего созревания жизненно важныхфункциональных систем.
Функциональные системысозревают поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособления в различныепериоды онтогенетического развития, В свою очередь физические способности имеютопределенные сенситивные зоны возрастного развития. Волков Л.В. (1981)указывает, что
— развитие физическихспособностей у детей и подростков происходит разновременно;
— величины годовыхприростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков идевочек;
— у большинства детеймладшего и среднего школьного возраста показатели физических способностейразличны по своему уровню;
— специальная тренировкаодними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физическойнагрузке дает различный педагогический эффект, более высокий в периодестественного увеличения темпа развития той или иной физической способности.
Возрастные особенности встроении организма и развитии функций, которые присущи отдельным этапам жизни,позволили определить возрастные периоды развития человека. Школьный возрастразделяют на следующие периоды:
Младший школьный возраст:8-12 лет мальчики
8-11 лет девочки
Средний школьный или подростковыйвозраст: 13-16 лет мальчики
12-15 лет девочки
Юношеский возраст: 17-21год юноши
16-20 лет девушки.
Двигательный аппаратдетей, большая подвижность, высокая эластичность связок и мышц, прогрессивноеразвитие способности к дифференцированию степени мышечных усилий позволяют ужев младшем школьном возрасте овладеть технически сложными видами спортивныхдвижений.
Однако при этомнедопустимы длительные динамические усилия и в особенности статическиенапряжения с элементами натуги. Дети младшего школьного возраста обладаютустойчивостью к утомлению при мышечной работе. Статическое напряжение мышцсопровождается у них быстро прогрессирующим уменьшением частоты и амплитудыбиопотенциалов.
Перегрузка физическимиупражнениями в детском возрасте может привести к деформации суставов нижнихконечностей в связи с изменением их косно-хрящевой структуры. Вследствиефункциональной возрастной недостаточности аппарата дыхания и кровообращениядети младшего школьного возраста плохо приспособлены к работе в условиях гипоксемии.
Занятия физическимиупражнениями с младшими школьниками строятся так, чтобы скоростныекратковременные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха, менялсяхарактер работы отдельных мышечных групп ( бег, игровая деятельность,гимнастические упражнения).
Восстановительныепроцессы после кратковременных упражнений протекают у детей быстрее, чем увзрослых. Интенсивные длительные нагрузки, а также упражнения, требующиескоростной выносливости, переносятся детьми неудовлетворительно. Восстановительныйпериод после их выполнения затягивается. Однако больше внимания должноуделяться воспитанию общей выносливости. Дети, например, успешно переносятмалоинтенсивный бег, который является основным средством воспитания этого качества.
1.2 Физическиекачества, их характеристика и тренировка
Физические качествачеловека – сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость – являютсяважнейшей составляющей его физического потенциала и главным объектом притренировке. Именно эти стороны двигательных способностей человека наряду ссовершенствованием биомеханической структуры движений или техники выполненияфизических упражнений составляют в своей совокупности основной объекттренирующих воздействий.
1.2.1 Силовыекачества
Важной характеристикойфункционального состояния двигательного аппарата является сила мышцы. Силовыекачества человека характеризуются теми величинами силы действия, которые можетпроявить тот или иной человек в движениях. Силовые качества прямо зависят отмышечной силы и умения проявить ее. Мышечная сила проявляется как результат тягимышц, а последняя зависит от количества вовлеченных в активную работу мышечныхволокон и интенсивности происходящих в них химических реакций. Развитие силыразличных мышечных групп происходит с разной интенсивностью.
Интенсивное развитиескелета у детей тесно связано с формированием мышц, сухожилий, исвязочно-суставного аппарата. Наряду с увеличением веса и изменениемфизико-химических свойств мышц совершенствуется и их функциональные свойства,обогащаются иннервационные отношения.
Увеличение веса различныхмышц происходит неодинаково. С возрастом увеличивается сила мышц. Увеличениесилы различных мышц происходит избирательно: у детей различной спортивнойспециализации больше прирост силы наиболее тренируемых мышечных групп, которыеиграют особенно важную роль для спортивного результата.
Увеличение мышечной массыобъясняет прирост силы. Развитие силы зависит не только от морфологическихсдвигов, но и от характера поступающего от нервных центров потока импульсов иувеличение числа двигательных единиц, сокращающихся в мышцах, осуществляющих теили иные движения.
Успешность силовойтренировки во многом зависит от того, в каких режимах будут работать мышцы.Поэтому сила, которая развивается мышцами при приземлении с высоты, значительнобольше той, которую можно развить при отталкивании вверх. Максимальные величинысилы чаще всего проявляются в уступающих движениях, при этом, чем быстреепроисходит растягивание активных мышц, тем большую силу они проявляют.Тренировка силы при растянутом положении активных мышечных групп вызывает небольшойэффект для этих мышечных групп, но способствует в значительной мере приростусилы в других, нестандартных для тренировок положениях тела. В то же время,если активная тяга мышц имеет место при их небольшом укорочении, силовыепоказатели в этом движении растут быстрее. Эти особенности проявления итренировки силовых качеств, можно целенаправленно подбирать нужные и полезныеупражнения и успешно тренировать силовые качества.
1.2.2 Скоростныекачества
Качество быстротыхарактеризует способность человека быстро совершать двигательные действия впределах максимального отрезка времени. Скоростные качества могут проявляться ввиде скорости одиночного движения, в виде быстроты выполнения отдельных фаздвижений, частоты движений, быстроты реакции и т.д. В практике чаще всегоприходится встречаться с комплексным проявлением разновидностей скоростныхспособностей в целостных движениях.
Физиологическая природаразличных проявлений быстроты — скорости перемещения звеньев тела, количестваповторных движений в единицу времени(темп), времени латентного периодареагирования на различные сигналы и скорости перемещения в пространстве(например, при беге и др.) – весьма сложная.
Быстрота движений зависит,в первую очередь, от скорости мышечного напряжения, обеспечивающего мышечнуютягу. Скорость мышечного напряжения обусловлена подвижностью нервных процессови биохимическими реакциями, происходящими в мышечных волокнах быстрого типа.Большое значение имеют подвижность нервных процессов, сократительные свойства исила мышц, координация их деятельности.
На скорость мышечногосокращения значительное влияние оказывает характер силового компонентавыполняемого движения. Чем выше скорость, тем меньше проявленная сила инаоборот.
Длительность одиночногодвижения значительно возрастает в период от 4-5 до 13-14 лет, приближаясь квеличинам, наблюдаемым у взрослых людей. Под влиянием тренировки скоростьодиночных движений у детей 11 лет изменяется мало.
Увеличение скоростидвижений в суставах с возрастом объясняется увеличением быстроты протекания физиологическихпроцессов в нервно-мышечном аппарате и сонастраиванием ритмов возбуждения вмышечных группах, осуществляющих двигательный акт.
Тесно связан с быстротойоднократного движения темп движений (частота их в единицу времени).Максимальная частота движений с возрастом повышается неравномерно. Наибольшееувеличение темпа движений происходит от 7 до 9 лет. У 10-11-летних он несколькониже – 0,1-0,2 движения в сек, в 12-13 лет снова оказывается высоким – 0,3-0,4движения в сек.
У детей отмечаютсявыраженные индивидуальные различия максимального темпа движений. В пределаходного и того же возрастного периода у одних могут наблюдаться весьма высокиепоказатели, у других –низкие. Однако имеется тесная связь между максимальнымтемпом движений разных мышц у одного и того же ребенка, что указывает назависимость данного показателя от функций центральной нервной системы. Этообусловлено способностью нервных центров к быстрой смене возбуждения иторможения, т.е. высокой подвижностью нервных процессов.
Латентные периоды придвижениях различных мышечных групп до 13 лет укорачиваются, а затемстабилизируются.
Физические упражненияоказывают незначительное влияние на элементарные характеристики быстроты удетей. Очевидно, генетический фактор играет в развитии быстроты большую роль.Вместе с тем быстрота сложных движений при играх зависит от развитиядвигательных навыков, структуры движений и должной мобилизации вегетативныхфункций.
Для качества быстротыбольшое значение имеет сила, с которой мышца сокращается и, кроме того,способность ее к растяжению, что позволяет полностью использовать ее длину.
Для развития быстротылучше всего применять упражнения, в которых движения могут быть выполнены сбольшой скоростью. Время выполнения скоростного упражнения для ребенка недолжно превышать 5-6 сек, а для взрослого – 10-15 сек. Упражнения скоростногохарактера должны быть хорошо освоены, движения в них нужно довести доавтоматизма, чтобы занимающийся не концентрировал внимание на преодолениисложностей построения движений.
Важно варьировать формыскоростных движений, так как одни и те же движения, часто повторяемые в смежныхзанятиях, быстро стабилизируют тренировочный эффект.

1.2.3 Выносливость
Под выносливостьюпонимают способность человека противостоять утомлению. Утомлением называетсявременное снижение работоспособности, вызванное активной деятельностью.
Утомление, возникающеепри физической работе, проходит две фазы: 1) компенсированного утомления и 2)декомпенсированного утомления.
В фазе компенсированногоутомления человек способен сохранять интенсивность выполняемых движений напрежнем уровне, несмотря на ощущение усталости и другие затруднения.
В фазедекомпенсированного утомления человек, несмотря на все старания, не в состояниисохранить нужную интенсивность нагрузки.
Утомление проявляется какв субъективных ощущениях, так и в объективных изменениях деятельности,физиологических и биомеханических сдвигах в организме. У более выносливых людей,как первая, так и вторая фаза утомления наступают позже. Мерой выносливостисчитается время, в течение которого человек способен поддерживать заданнуюинтенсивность движений.
Выносливость кстатическим усилиям у детей школьного возраста намного меньше, чем у взрослых.Значительное повышение этого показателя происходит к 13 годам. Важное значениеимеет статическая выносливость мышц туловища, удерживающих позвоночный столб вправильном положении («мышечный корсет»). От состояния этих мышц во много зависитформирование осанки у детей. Развитие статической выносливости различныхмышечных групп формирует опорно-двигательный аппарат.
Тренировка навыносливость предполагает последовательное выполнение непрерывных, повторных,переменных или интервальных физических нагрузок с заданной интенсивностью.

1.2.4 Качестволовкости
Под координационнымиспособностями (ловкостью) следует понимать способность человека быстро,целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решатьдвигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. Отражениемуровня координационных способностей является степень соответствия двигательныхдействий окружающей обстановке.
Ловкость – комплексноекачество, компонентами которого являются точность движений в пространстве и вовремени и способность изменять координацию движений в зависимости от внезапнойсмены внешних условий. Соответственно выделяются три стороны ловкости: перваяхарактеризуется пространственной точностью движений, вторая – временнойточностью и третья – точностью и быстротой двигательных решений в ответ навнезапные сигналы. При этом наиболее важной является способность адекватноприспосабливать свою деятельность к внезапной смене ситуаций. Пространственнаяи временная точность движений составляет необходимую предпосылку к развитиюловкости.
В раннем возрасте занятиеиграми особенно способствует развитию ловкости. В игровой деятельности детиспособны достигать хороших результатов уже в среднем школьном возрасте. Вдальнейшем происходит совершенствование мастерства, что может продолжаться допожилого возраста.
Диапазон проявленияловкости, возможность своевременно предвосхищать разнообразные внезапныеситуации зависят от накопленного двигательного опыта. При достаточном опыте,уже начиная с младшего школьного возраста, облегчается программированиенеобходимых ответных действий.

1.2.5 Физическиекачества в игровой деятельности баскетболистов
Баскетбол, как спортивнаяигра, характеризуется разнообразной двигательной деятельностью. Он включаетбег, ходьбу, прыжки, броски, ловлю мяча, удары, различные силовые элементы. Всеэти движения выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей ипротивоположной команды. Эффективность действий спортсмена в игре зависит отбыстроты оценки создавшихся положений и действий игроков, совершенстватехнических приемов, уровня физического развития.
Двигательная деятельностьспортсмена в процессе игры разнообразна, приобретенные им технические приемыиспользуются в постоянно изменяющихся условиях. Действия спортсмена имеют преимущественноациклический характер.
Игра в баскетболпредъявляет специфические требования к двигательному аппарату. Подготовкаигрока должна обеспечивать повышение «взрывной» силы мышц, «прыжковой»выносливости, быстроты стартовых ускорений, скоростной выносливости.Специальная силовая подготовка игроков сопровождается гипертрофией скелетныхмышц, но эта гипертрофия не должна снижать их скоростные качества.
Возможность выполнениядвижений всегда тесно связана с развитием физических качеств. Так, например, вбаскетболе, сочетающем ходьбу, бег, прыжки, броски, всегда в той или иной меренеобходимы достаточно развитые сила, быстрота, ловкость и общая выносливость. Вединстве двигательных навыков и физических качеств проявляется не тольковозрастные особенности двигательной деятельности, но и половые различия. Свозрастом все более выраженным становится некоторое ускорение темпа развитиянавыков и физических качеств у мальчиков по сравнению с девочками. Однако вряде случаев девочки на некоторых этапах развития опережают мальчиков. Например,в возрасте 11-12 лет у девочек максимальная частота движений, выполняемых позвуковым сигналам, больше, чем у мальчиков.
Качества быстроты, силы ивыносливости улучшаются в процессе тренировок в определенном сочетании и вовзаимозависимости. Если тренировка направлена преимущественно на развитиекачества силы, то мышцы в меньшей степени способны быстро сокращаться, инедостаточно выносливы. И наоборот, высокая выносливость к продолжительнойработе достигается в определенной степени за счет качества быстроты и особенносилы. Поэтому в целях гармоничного физического развития необходимо равномернотренировать эти три качества (быстрота, сила, выносливость) на этапе начальнойспортивной подготовки.
1.3 Диагностикафизической подготовленности в системе управления тренировкой юныхбаскетболистов
 
Проблема управлениятренировочным процессом занимает многих исследователей в области спорта.Определение соотношений между количественными показателями тренировочныхнагрузок (объем и интенсивность) с результатами тестирования является важнейшейчастью управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования.Чтобы эффективно управлять, нужна по возможности более полная информация оспортсмене, его морфологических особенностях, функциональных возможностях,уровне специальной физической, технической, тактической, психологической подготовленности,состоянии здоровья, способности к быстрому восстановлению после большихнагрузок.
Проблема нормированиятренировочных нагрузок – одна из актуальных в теории физического воспитания.Особенно актуальна она для теории и методики детского спорта, где применяемыетренировочные нагрузки должны соответствовать функциональному состояниюорганизма юных спортсменов.
Многие авторы считаютнеобходимым применять в занятиях с детьми лишь адекватные их возрастнымособенностям нагрузки: выполнение в этот период тяжелой работы, особенноспецифической, может оказать только отрицательное влияние. Предъявлениеоптимальных тренировочных требований в период роста организма способствуетповышению физической подготовленности юного спортсмена, что приводит к ростуспортивных результатов. Для того, чтобы соразмерить тренировочную нагрузку свозможностями юных спортсменов, необходимо оценивать степень восстановления. Всвязи с этим разрабатываются педагогические контрольные испытания, которые, отвечаятребованиям валидности, в тоже время, просты в применении.
Существует два основныхкритерия для оценки состояния спортсмена. Первый критерий связан сиспользованием модельных характеристик. В этом случае говорят, что у спортсменавысокий уровень показателей тренированности и мастерства, т.е. близкий кмодельным характеристикам или далекий от них. В качестве второго критерияберутся показатели, зафиксированные ранее у одного и того же спортсмена, потомсравниваются с показателями, характеризующими его в настоящее время.
Одна из основных задачспортивной тренировки – стимулировать неуклонное повышение физическойподготовленности, определяющих уровень выносливости, силовых и скоростныхспособностей и других физических качеств в соответствии с возрастнымиособенностями баскетболистов, целями и задачами его многолетней подготовки.Другой важнейшей задачей является постепенное подведение юного спортсмена к темобъемным тренировочным нагрузкам, которые на этапе углубленной специализации идостижения спортивного мастерства выступают в качестве главного условияповышения специальной работоспособности.
Этого можно достигнутьтолько в случае полного соответствия объема и интенсивности тренировочныхнагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности. Комплексныйучет всех этих разнообразных факторов делает проблему управления процессомспортивной тренировки одной из наиболее важных и трудно решаемых в теории ипрактике физического воспитания.
В связи с этим особенноважное значение для повышения эффективности тренировочного процесса приобретаеттекущая диагностика различных сторон функционального состояния спортсменов ( ив частности юных баскетболистов), что позволяет постоянно следить заэффективностью тренировочных нагрузок и при необходимости вноситьсоответствующие коррекции в тренировочную программу.
Существует большоеразнообразие методов такой диагностики. Однако не все они в одинаковой мереотличаются достаточной информативностью и валидностью.

Глава 2. Цель, задачи,методы и организация исследований
 
2.1Цель изадачи исследований
 
Возможность использованияданных тестирования физических качеств в текущем контроле физическойподготовленности юных баскетболистов 11-12 лет предопределила цель настоящейработы:
— разработать конкретныерекомендации по диагностике физической подготовленности юных баскетболистов,оцениваемы по показателям физических качеств в процессе выполнения имитренировочных нагрузок.
Для достижения этой целирешались следующие задачи:
1. Определить динамикувыносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов,происходящую под влиянием тренировочных воздействий.
2. Определить характервзаимосвязи между выявленной динамикой физических качеств юных баскетболистов.
2.2 Методыисследований
 
Решение поставленныхзадач осуществлялось с применением следующих методов исследования:
2.2.1Изучение литературных источников
Для ознакомления ссостоянием вопроса по теме работы изучалась как научная, так и методическаялитература, касающаяся раскрытия возрастных особенностей развития детей,характеристики тренировочного процесса в баскетболе в возрасте 11-12 лет, атакже возможностей использования методов контроля физической подготовленности.
В связи с этиманализировалась литература из смежных областей наук: теории физическоговоспитания, физиологии, педагогики, врачебного контроля, спортивной метрологии.
В итоге при написаниинастоящей работы использовано 20 литературных источника.
2.2.2Педагогические тесты
Для установления уровняразвития двигательных качеств юных баскетболистов были использованыпедагогические тесты, которые рекомендованы специальной литературой и широкоприменяются в практической работе тренеров. При этом учитывалась валидностьтестов, их надежность, а также возможность относительно быстрого проведенияобследований по многим параметрам с тем, чтобы сама процедура тестирования небыла для исследуемых обременительной:
а) для оценки скоростныхкачеств юных баскетболистов определялось время пробегания отрезка 20 метров со старта (стартовая скорость);
б) время пробегания этогоже отрезка с хода характеризовало дистанционную скорость;
в) разница во временипробегания соответствующих отрезков 20 м с места и с хода позволяет в большей мере судить о скрытом периоде двигательной реакции.
г) скоростнаявыносливость оценивалась по времени пробегания дистанции 300 м;
д) об общейвыносливости юных баскетболисток судили по суммарному времени пробеганиявосьми отрезков по 100 м;
е) принимая во вниманиетот факт, что сила как физическое качество в баскетболе в чистом видепроявляется крайне редко и что при подготовке юных баскетболистов целесообразноговорить именно о скоростно-силовых возможностях, то для ее оценкииспользовали результаты 10-кратного прыжка с места;
ж) для определенияпоказателей «взрывной» силы использовали соответственно прыжок в длину сместа.
2.2.3Математическая обработка полученныхданных
Полученные данныеобрабатывались с помощью методов математической статистики, изложенных в рядеруководств (Начинская С.В. и др.).
Для определения тесноты ихарактера связи между признаками использовался коэффициент корреляции, которыйопределялся по формуле:
 />,
где: /> - коэффициент корреляции;
/>  — значение первогопризнака;
/> - значение второго признака;
/> - среднее арифметическое значениепервого признака;
/> - среднее арифметическое значениевторого признака.
При изучении динамикифизических качеств определялась достоверность различия между двумя выборочнымисредними сравниваемых групп результатов по дням исследований.
Критерием определениядостоверности различия являлась величина, определяемая по формуле:
/>,

где: /> - критерийдостоверности различия выборочных средних;
/>  — средняяарифметическая первой группы чисел;
/> — средняя арифметическая второйтруппы чисел;
/> - разность между средними,рассматриваемая без учета знаков;
/> - ошибка репрезентативностипервой группы чисел;
/> - ошибка репрезентативностивторой группы чисел.
Разницу между среднимисравниваемых групп результатов считали достоверной при уровне вероятности Р ≤0,05.
2.2.4  Характеристика тренировочной нагрузки
С целью вызватьопределенные сдвиги в физической подготовке юных баскетболистов применяласьмодельная тренировочная нагрузка, в качестве которой использовали десятикратноепробегание отрезков по 20 м с интервалами отдыха 30 сек и скоростьюприблизительно 80% от максимальной, а также прыжки с места вверх и в длину.
Тренировки сиспользованием данной модельной нагрузкой проводились в течение трех дней.
2.2.5 Организацияисследований
Проводимыеэкспериментальные исследования осуществлялись на базе ДЮСШОР г.Пятигорска.Исследуемыми были 12 юных баскетболистов 11-12 лет 2 и 3 юношеского разрядов –учащиеся данной школы.
Исследования проводилисьв течение двух недель, из которых первые три дня юные спортсмены выполняливышеуказанную нагрузку.
Педагогические тестыпроводились перед началом применения модельной тренировки, после первойтренировочной нагрузки, после второй, через два дня после третьей и черезнеделю после последней.

Глава 3. Результатыисследований
 
3.1 Показатели,характеризующие тренировочные воздействия
 
Прежде, чем перейтинепосредственно к изложению и трактовке результатов проведенного исследованияпо изучению взаимосвязи между динамикой качественных сторон двигательнойдеятельности, целесообразно вначале остановиться на анализе некоторыхпоказателей, характеризующих напряженность выполнения спортсменамитренировочных нагрузок.
Объем выполненной работы,а также отмеченные при этом изменения показателей физических качеств позволяютрасценивать предложенную модель тренировочного воздействия как достаточнуютренировочную нагрузку, приводящую к сдвигам в физической подготовленности.
Если учесть, что такаяработа выполнялась юными баскетболистами в течение трех дней, то, нужнополагать, что вторая и третья тренировка осуществлялась на фоне усугубляющегосянедовосстановления после первой. Это предположение подтверждается результатамипедагогических наблюдений.
Такая модель общеготренировочного воздействия соответствует модели, когда повторная нагрузкаприменяется в фазе незаконченного процесса восстановления.
Возрастные особенностиприменения тренировочных нагрузок баскетболистами 11-12 лет соответствуютпедагогическим требованиям.
3.2 Результатыпедагогического тестирования
 
В таблицах 1- 4 представленыпоказатели педагогического тестирования физических качеств в исходномсостоянии, в результате применения тренировочных нагрузок и спустя неделю послепоследних.
На рисунке 1 отображенадинамика средних результатов при пробегании 20 м с места, с хода, 300 м, прыжков с места и 10-кратного прыжка.
Сравнение среднихрезультатов педагогических тестов по дням исследования выявило некоторую тенденциюк снижению этих показателей после первого тренировочного дня. Так, скорость вбеге на 300 м в среднем уменьшилась на 3 сек, результаты в 10-кратном прыжке –в среднем на 80 см, суммарное время пробегания восьми отрезков по 100 м – в среднем на 12 сек. Тем не менее, статистическая обработка данных показала, что это снижениебыло недостоверным (Р>0,05).
После второготренировочного дня падение результатов педагогического тестирования стало болеевыраженным по сравнению с исходным уровнем и было уже статистически достоверным(Р
Снижение результатовпедагогических тестов после 3-го тренировочных дней продолжало усугубляться.
Так, результат в беге на 300 м, который характеризует проявление скоростной выносливости юных баскетболистов, снизился, всреднем на 5 сек по сравнению с исходным уровнем. В прыжках в длину с местарезультаты к этому дню исследований снизились в среднем на 16 см. В свою очередь, результаты тестов, которые связаны с проявлением скоростных качеств, сталиниже исходных, в среднем на 0,8 сек.
Через два дня отдыхапосле выполнения последней тренировочной нагрузки наблюдается возвращение результатоввсех педагогических тестов к исходному уровню. Причем через неделю показателинекоторых тестов превышали даже в среднем исходный уровень.
В беге на 20 м с места средний результат стал равен 3,2 сек, по сравнению с исходным 3,4 сек; в прыжках с места 206 см по сравнению с исходным средним показателем 205 см; в 10-кратном прыжке – 21,95 м по сравнению с 22,31 м. В 10-кратном прыжке отдельныеспортсмены улучшили свои результаты по сравнению с исходными на 90-120 см, а в беге на 20 м с места на 0,2-0,3 сек.
Таблица 1. Результатыпробегания отрезков 20 м с хода и 20 м с места (сек) юными баскетболистами
Исследуемые
20 мс хода (сек)
20 мс места (сек)
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1 3,0 3,4 3,7 3,9 2,8 3,6 3,9 4,0 4,1 3,3
2 2,4 2,5 2,6 2,8 2,5 3,2 3,2 3,5 3,7 3,2
3 2,6 2,9 3,1 3,3 3,0 4,0 3,9 4,3 4,5 4,0
4 2,6 2,8 3,1 3,4 3,0 3,4 3,4 3,4 3,8 3,4
5 2,7 2,7 2,9 3,2 2,7 3,7 3,8 3,9 4,1 3,7
6 2,1 2,2 2,2 2,4 2,2 2,9 3,0 3,0 3,2 2,7
7 2,4 2,8 3,0 3,2 2,6 3,2 3,2 3,4 3,6 3,3
8 2,3 2,5 2,6 2,8 2,5 3,0 3,1 3,1 3,3 3,0
9 2,8 2,6 3,0 3,2 2,7 3,4 3,4 3,5 3,7 3,2
10 2,2 2,2 2,4 2,7 2,4 3,0 3,0 3,1 3,2 3,0
11 2,3 2,5 2,5 2,6 2,5 3,2 3,2 3,3 3,5 3,2
12 2,6 2,6 2,7 2,8 2,6 3,2 3,2 3,3 3,5 3,2
М 2,5 2,6 2,9 3,0 3,4 3,4 3,4 3,6 3,7 3,2
/> 0,14 0,14 0,15 0,16 0,26 0,15 0,15 0,16 0,15 0,20
Таблица 2. Результатыпробегания отрезка 300 м (сек) юными баскетболистамиИсследуемые  Д н и и с с л е д о в а н и й 1 2 3 4 5 1 52,0 55,0 55,6 56,0 52,6 2 49,7 53,2 53,5 53,7 51,2 3 55,1 55,8 56,8 58,7 55,3 4 55,0 55,5 56,8 57,3 54,7 5 53,3 54,2 55,8 56,0 54,2 6 42,0 45,0 45,5 46,0 42,5 7 54,0 55,0 55,7 56,5 54,2 8 48,8 50,0 51,0 51,5 48,8 9 54,0 55,0 55,0 56,5 54,6 10 49,0 55,0 55,0 55,7 49,1 11 43,0 46,0 46,0 46,8 43,2 12 51,0 54,0 55,0 55,7 51,0 М 50,5 53,2 53,9 54,6 51,0
/> 0,56 0,50 0,56 0,54 0,50
Таблица 3. Результатывыполнения юными баскетболистами 10-кратного прыжка (метры).Исследуемые  Д н и и с с л е д о в а н и й 1 2 3 4 5 1 23,52 23,84 23,40 23,00 23,22 2 22,56 22,31 20,40 20,00 21,44 3 20,40 19,85 19,60 18,45 19,40 4 22,40 19,90 20,60 18,45 21,00 5 21,45 21,38 21,36 20,60 21,04 6 25,10 23,92 23,50 23,17 25,00 7 20,60 19,78 19,50 19,00 21,00 8 22,48 22,10 21,80 20,50 22,80 9 19,00 19,00 18,96 17,76 19,50 10 22,00 21,70 21,20 21,10 21,90 11 25,70 24,60 23,95 23,10 25,50 12 25,51 22,43 22,30 21,50 22,30 М 22,31 21,43 21,21 20,73 21,95
/> 0,39 0,38 0,42 0,44 0,36
Таблица 4. Результатывыполнения прыжка в длину с места (см) юными баскетболистами.Исследуемые  Д н и и с с л е д о в а н и й 1 2 3 4 5 1 232 220 218 215 232 2 200 201 200 190 202 3 183 192 170 154 176 4 181 180 175 148 178 5 189 178 174 169 179 6 247 239 220 218 250 7 199 189 190 190 200 8 207 200 200 196 210 9 146 170 170 160 180 10 205 200 200 197 215 11 228 213 205 200 230 12 225 215 202 200 220 М 205 201 194 189 206
/> 0,47 0,46 0,48 0,44 0,42
3.3 Обсуждениерезультатов
 
При сопоставлениидинамики показателей педагогического тестирования по дням исследований былоустановлено, что предложенные тренировочные нагрузки способствовали изменениямпроявления двигательных качеств.
Так, уже после первойтренировочной нагрузки отмечалась тенденция к снижению всех показателейтестирования.
После второйтренировочной нагрузки снижение этих показателей стало еще более выраженным.Снижение результатов педагогических тестов перед третьей физической нагрузкойбыло также обусловлено суммарным эффектом двух тренировочных дней.
Но при третьемтренировочном воздействии, когда третья и вторая нагрузки выполнялись на фонеусугубляющегося недовосстановления после первой, характер изменений показателейпедагогического тестирования несколько изменился. Результаты тестов, отражающихпроявление двигательных качеств, продолжают снижаться. Двухдневный отдых послетретьей тренировочной нагрузки приводит к возвращению показателейпедагогического тестирования к исходным уровням.
Статистическая обработкаполученных данных позволила установить характер взаимосвязи между двигательнойдеятельности юных баскетболистов.
Тесной корреляционнойсвязи между показателями физической подготовленности в исходном состоянииотмечено не было.
Корреляционнаязависимость изучалась между всеми показателями тестирования на всем протяженииисследования.
После первойтренировочной нагрузки взаимосвязь между результатами педагогических тестовстала более тесной (по сравнению с исходным состоянием) по всем показателям,причем коэффициент корреляции между результатами в беге на 20 м с хода, 300 м и в 10-кратном прыжке превышал 0,7.
Вторая и третьяфизическая нагрузка привели к еще более тесной взаимосвязи между изучаемымипоказателями.
Обращает на себя вниманиетот факт, что с увеличением продолжительности отдыха (до недели) послетренировочной нагрузки, степень взаимосвязи между показателями педагогическихтестов вновь начинает снижаться. Таким образом, напрашивается вывод о том, чтонаиболее тесная взаимосвязь между изучаемыми показателями, а значит инаибольшая информативность показателей, отражающих характер проявления юнымиспортсменами качественных сторон двигательной деятельности, проявляется прииспользовании систематических физических нагрузок. Информативность жепоказателей вне фона тренировочных воздействий низкая.
Поэтому имеет смыслпроизводить диагностику и оценку предрасположенности юных спортсменов кпроявлению скоростных, скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливостилишь в динамике тренировочных воздействий, учитывая при этом, что в зависимостиот направленности физической нагрузки своеобразно меняется и характерпроявления вышеуказанных двигательных качеств.
Изучение корреляционнойвзаимосвязи скоростных показателей с показателями скоростной выносливости исиловыми проявлениями физических качеств, а также показателей скоростнойвыносливости и силовых качеств позволило определить, что теснота взаимосвязипризнаков связана с тренировочным воздействием (Рисунок 2).
При изучении теснотывзаимосвязи между скоростной выносливостью и силовыми показателями былаобнаружена аналогичная картина.

Выводы
 
1. У детей, как и увзрослых спортсменов, наблюдается фазовость изменений физическойподготовленности в ответ на физические нагрузки.
Однако эта динамика имеетсвои особенности.
2. В исходномтестировании не была выявлена тесная корреляционная взаимосвязь междупоказателями физических качеств (r =0,14 – 0,64).
3. Между динамикойпоказателей (при использовании направленной тренировочной нагрузки), которыеотражают проявление качественных сторон двигательной деятельности юныхбаскетболистов, существует определенная взаимосвязь:
а) после первого ивторого тренировочных дней показатели таких двигательных качеств, как скорость,скоростная выносливость, «взрывная» сила и скоростно-силовых качеств, находятсяв тесной (r = 0,7 — 0,75) положительнойвзаимосвязи при снижении абсолютных значений;
б) через два дня посленагрузок взаимосвязь между проявлением качественных сторон двигательнойактивности более тесная по сравнению с тестированиями в другие дни (r = 0,74 — 0,96) и показателиприближаются к исходным;
в) вне фона тренировочныхвоздействий взаимосвязь показателей скоростных, скоростно-силовых возможностейи скоростной выносливости низкая (r менее 0,60).
4. Систематичность инаправленность тренировочных нагрузок приводят к комплексному воспитаниюосновных физических качеств, необходимых для спортивного совершенствования юныхбаскетболистов 11-12 лет.

Практическиерекомендации
 
Анализ полученныхэкспериментальных данных обосновывает возможность использование в работе сюными баскетболистами следующие рекомендации:
1. Для полученияобъективной информации о реакции организма юных баскетболистов целесообразноориентироваться на определяемый в базальном состоянии уровень физическойподготовленности:
а) при однократномприменении направленной тренировочной нагрузки она адекватна текущему уровнюфизической подготовленности спортсмена. Это обосновывает возможностьдальнейшего увеличения нагрузки;
б) при трехкратномиспользовании направленной тренировочной программы наблюдается незавершенностьвосстановительных процессов, что приводит к снижению показателей быстроты ивыносливости;
в) длительность отдыхадолжна быть адекватна суммарной выполненной нагрузке. Отсутствие тренировочныхвоздействий снижают достигнутый ранее результат физической подготовленности.
2. Контроль предрасположенностиюных баскетболистов к проявлению скоростных, скоростно-силовых качеств искоростной выносливости по показателям педагогического тестированияцелесообразно проводить в динамике на фоне тренировочных воздействий с учетомхарактера и направленности взаимосвязи показателей педагогическоготестирования.
3. Полученные результатымогут быть использованы как в практике тренировки юных баскетболистов, так и всмежных видах спорта.

Литература
 
Азарова И.В. Влияние критических периодов развития моторики надинамику скоростно-силовых проявлений детей 10-12 лет с различным уровнемфизической подготовленности/ Вопросы биомеханики физических упражнений.- Омск:Омский гос. Ин-т физ. культуры, 1983.
Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активностьчеловека. – К.: Здоров’я, 1987.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- Е.:Физкультура и спорт, 1966.
Волков В.М. Подросток и физическая культура)Методическиеуказания).-Смоленск,1990.
Волков Л.В. Физические способности детей и подростков.- Киев:Здоров’я, 1981.
Вуден Джон Р. Современный баскетбол.- М.: Физкультура испорт, 1987.
Детская спортивная медицина/Под ред. С.Б.Тихвинского,С.В.Хрущева. — Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1991.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб дляин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
Начинская С.В. Математическая статистика в спорте.- Киев: Здоров’я,1978.
Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под ред.М.Я.Набатниковой.- М.: Физкультура и спорт, 1982.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. –Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1984.
Сальникова Г.П. Физическое развитие детей и подростков.- М.:Медицина,1978.
Спортивная медицина. Справочное издание. – М.: «Тера-Спорт»,1999.
Спортивные и подвижные игры: Учеб. для сред. спец. учеб.заведений физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.:РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.
Физиология мышечной деятельности: Учеб. Для ин-тов физ.культ./ Под ред. Я.М.Коца.- М.: Физкультура и спорт, 1982.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортменов.-М.: Физкультура и спорт, 1974.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.– М.: Физкультура и спорт, 1972.
Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене.- М.:Физкультура и спорт, 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы
Реферат British Pregnancy Advisory Service, Страфорд-на-Эвоне, Великобритания Эл почта: patricia lohr@bpas org реферат
Реферат Динамика развития человечества
Реферат Самоубийство Катерины сила или слабость
Реферат Разработка объектно-ориентированной модели информационной системы учебной библиотеки
Реферат Анализ и оценка финансового состояния ПСК (колхоз) "Ленинский путь" и обоснование направлений повышения устойчивости его экономического роста
Реферат Особенности правового регулирования аренды зданий и сооружений
Реферат Расчет лановых экономических показателей работы магазина
Реферат Совершенствование и оценка психологической подготовленности юных футболистов
Реферат Экстракорпоральная детоксикация
Реферат Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте
Реферат 1. Сущность терминов: «кадры», «персонал предприятия», трудовые ресурсы и их назначения
Реферат Анализ финансовой деятельности предприятия и пути её совершенствования
Реферат Компьютерные бухгалтерские учетные системы и их возможности
Реферат Цели и этапы инвестиционного проекта