Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Тенденции развития современного туристского рынка

Введение
Туризм на сегодняшний день являетсяпоказателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности,способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.
В конце XX в. туризм становитсямассовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Посколькутуризм выгодная сфера инвестирования, с начала реформ в России этим бизнесомстали заниматься люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, таккак сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своейкажущейся легкостью.
Во второй половине 1990-х гг. на рынкетуристских услуг резко обострилась конкуренция. Оказалось, что российские фирмыне в состоянии успешно конкурировать с иностранными ни по уровню сервиса, ни постоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие ототечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию освоих возможностях.
В настоящее время развитие туризма вРоссии сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высокимналогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозамспециалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярныхсреди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществитьзначительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированныекадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке,организовать более эффективную помощь государства.
Туристский бизнес предполагает сложнуюсистему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг,между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу.Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработкутуристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований;расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечениеинвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения сгосударственными органами.
Перечисленными выше факторами обусловленаактуальность темы курсовой работы, целью которой является исследованиеособенностей развития современного туристского рынка. Для достиженияпоставленной цели в работе решены следующие задачи:
1.        охарактеризованы основные тенденцииразвития российского туристского рынка;
2.        дана характеристика и рассмотреныосновные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данногоисследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции егоразвития.
Поставленные цель и задачи обусловилиструктуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения исписка использованной литературы.

1. Тенденцииразвития российского туристского рынка
Изучение основных показателей рынкатуризма показывает, что несмотря на определенный рост финансовых показателейтуристских предприятий, уровень развития туризма в РФ в настоящее времяневысок. По сравнению с другими странами активность российских граждан остаетсяна низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью населения. Лишь 21%населения России совершают путешествия. Для сравнения в Германии и Япониипутешествуют 80% населения, в Великобритании – 70%. При этом услугами турфирмдля организации своего путешествия пользуются только 5,5% россиян.
В работе установлено, что в своейдеятельности туристские фирмы сталкиваются со многими проблемами, основными изкоторых являются: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция нарынке туристских услуг, недостаточная поддержка со стороны государства,нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.
Эти же проблемы выявил и опрос,проведенный автором, респондентами которого стали 48 сотрудников турфирм. Онпоказал, что большинство проблем туристского рынка возникает из-за отсутствиярыночной культуры отношений между турфирмами, использования недобросовестныхприемов в конкурентной борьбе (табл. 1.1).
В результате проведенного исследованиясделаны такие выводы:
устойчивая работа компаний на рынкетуризма зависит от их способностей компенсировать факторы влияния внешней средыи быстро переориентировать деятельность на другие сегменты рынка;
крупные компании туристского рынкаявляются взаимозависимыми и должны вырабатывать общую экономическую стратегиюдеятельности;
возможности компаний максимизироватьприбыль определяются ее способностью внедрения инноваций в передовыетехнологии;

Таблица 1.1. Основные проблемы туристскогорынка РоссииПроблема Содержание проблемы Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), % Низкое качество российского продукта Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не позволяющее эффективно продавать российский турпродукт 84 Низкий профессионализм Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний 76 Недобросовестность иностранных партнеров Недобросовестное отношение к российским туроператорам со стороны иностранных партнеров 61 Отсутствие информации о ситуации в регионах России Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей 60 Низкий уровень рыночной культуры отношений Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность) 59 Необъективность средств массовой информации Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная информация 44 Не прослеживается четкое позиционирование турфирм Постоянная переориентация деятельности туроператоров на различные клиентские сегменты. На рынке нет четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в этом сегменте 37 Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы Отсутствие адекватной и законодательной базы на федеральном уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туруслуг 30
Рынок туризма имеет уникальные факторыконкурентоспособности в отличие от товарного рынка и нуждается в дальнейшихисследованиях;
законодательным органам РФ следует принятьдополнения к существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма сучетом его особенностей.
В работе установлено, что в Россииначинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги ввиде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм покаограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков.Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствиезаконодательно проработанной государственной политики поддержки индустриитуризма.
Туристские компании вынуждены жесткоконкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристовв пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит ксозданию и функционированию крупных корпоративных структур – туристско-гостиничныхкомплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного типа,персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливаетбольшие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышаютвсе допустимые пределы.
Отметим, что на большинстве предприятийтуристской отрасли как таковые логистические системы отсутствуют.
Изучая особенности функционированиялогистики в туристских компаниях можно прейти к выводу о том, что в качествеосновных сфер применения логистики в туризме выступают три основных направлениядеятельности компаний сферы туризма:
формирования туристского продукта;
продвижения туристского продукта;
реализации туристского продукта.
Логистическая цепь движения туристскогопродукта от его производства до конечного потребления представлена на рис. 1.1.
Можно сделать вывод о том, что с точкизрения предоставления услуг туристам можно выделить такие категориипотребителей: для первой группы важно качество вспомогательного обслуживания;для второй группы – качество конечного сервиса, и не важно качествовспомогательного сервиса компании./> /> /> /> /> /> /> /> />
Формирование турпродукта  
Продвижение турпродукта   /> /> /> /> /> />
Реализация турпродукта  

Рис. 1.1 – Логистическая цепьдвижения туристского продукта
Основные недостатки управленияинформационными потоками в туризме в настоящее время таковы: географическваяразобщенность информационных потоков; перегрузка информационными данными околичестве участников туристского сектора, постоянное и быстрое обновлениеинформации. Улучшение функционирования информационных потоков затрудняетпроцесс увеличения количества посредников между информацией и пользователямитуристских услуг, имеются недостатки в технических средствах и отсутствуетаудит и контроллиг информационных потоков в открытых системах передачиинформации.
В силу постоянного увеличения размературистического рынка России нормальное информационное сопровождениетуристического продукта связано с серьезными проблемами. Никакой, даже самыйкрупный туроператор не в состоянии отслеживать и поддерживать такую огромнуюинформационную базу.
Основная проблема на современном этаперазвития российского туристического рынка заключается в сложностисвоевременного и оперативного информационного сопровождения туристическогопродукта. Это создает трудности не только туристам при выборе места отдыха, нои агентствам, туроператорам и самим средствам размещения. Компании вынужденынабирать большое количество менеджеров по разным направлениям, туроператоры неимеют возможности разрабатывать адекватный турпродукт, не имея в своем распоряженииполной и объективной информации, базы размещения не могут сообщить о себе,поскольку их информация просто теряется в массиве общих данных.
Некоторые участники туристского рынкапытаются упорядочить взаимоотношения между средствами размещения, операторами иагентствами, создавая различные ресурсы, объединяющие в себе данные от многихучастников. Создаются порталы, системы online-бронирования и пр. При всем ихразнообразии, все они построены по одному принципу: средства размещения –оператор – агентство – турист.
Владельцы информационных порталов (web сайтов)путем привлечения огромного количества трудовых ресурсов обрабатывают иаккумулируют большие объемы информации.
Управление и логистизация финансовыхпотоков туристских компаниях осуществляются в прямой взаимосвязи синформационными потоками. Особенность финансовых потоков туристских компанийзаключается в том, что для получения их актуальной оценки (нахождениясовременной величины) необходимо уметь их дисконтировать к текущему моменту.Данные навыки практически не используются в туристском секторе. По моему мнению,этот факт связан с неразвитостью капитализации рыночной стоимости туристскихкомпаний.

2. Международныйтуризм и основные тенденции его развития
Международный туризм, являясь одним извидов туризма, обладает всеми присущими этому понятию признаками, а также имеетнекоторые особенности, обусловленные его международным характером. В связи сэтим определение понятия «международный туризм» зависит от определения общегопонятия «туризм» с учетом специфических особенностей.
Слово «туризм» имеет различныеопределения. Так, Манильская декларация по мировому туризму 1980 годаопределяет его как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов. ВРекомендациях по статистике туризма Всемирной туристской организации подтуризмом понимается «деятельность лиц, которые путешествуют…». Гаагскаямежпарламентская декларация по мировому туризму 1989 года определяет туризм какявление, которое включает все свободные перемещения людей, а также сферу услуг,созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этихперемещений. В международных правовых актах, национальных законодательствах, атакже в научной и учебной литературе приводятся и другие определения туризма.
Наличие множества трактовок вызваноразнообразием научных дисциплин, которые изучают туризм. Различные правовыеопределения туризма можно объяснить различными целями нормативных актов, атакже развитием самого понятия. Однако подобные различия влекут неоднозначноепонимание туризма в рамках конкретных наук. Например, экономическая наукарассматривает его как отрасль экономики, межотраслевой комплекс, видпредпринимательской деятельности и т.д. – в зависимости от целей исследования.В немногочисленных правовых изысканиях также используются разные определения.Анализ последних позволяет выделить несколько основных подходов к рассмотрениютуризма, в том числе международного, в юридической науке.
Правоведы, принимающие за основу правовогорегулирования туризма нормы, выработанные Статистической комиссией ООН 1993года, а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристскойорганизации, определяют туризм как деятельность лиц, которые путешествуют иосуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, втечение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми идругими целями. Критерием, положенным в основу данного определения, являетсято, что туризм представляет собой вид путешествия. Аналогичное понятие туризмасодержится в отечественном законопроекте «О туризме и туристской индустрии» (далее– Проект).
Ряд цивилистов, в том числе Л.В. Щенникова,К.С. Свиридов, Н.В. Сирик, подходят к рассмотрению туризма каксоциально-экономического явления. В основе этого подхода лежит определениетуризма, сформулированное в Гаагской межпарламентской декларации по мировомутуризму 1989 года. В отличие от предыдущей трактовки туризм здесьрассматривается не только как путешествия лиц, но и как сфера услуг, создающаявозможности для совершения таких путешествий. В связи с этим, например, К.С. Свиридовпредлагает понимать под туризмом сферу социально-экономической деятельности,включающей в себя производство и потребление гостиничных, ресторанных,транспортных и иных, в том числе экскурсионных, услуг по реализации активногоотдыха людей, связанного с выездом за пределы их постоянного местопребывания сцелью укрепления здоровья, познания окружающего мира и т.д.
Социально-экономический подход крассмотрению туризма используется в действующем Федеральном законе от24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации«.Под туризмом здесь понимаются временные выезды граждан России с постоянногоместа жительства, а туристская деятельность признается одной из приоритетныхотраслей экономики.
Специалисты в области международногопубличного права определяют международный туризм как одну из форм международных(межгосударственных) отношений, отмечая их социально-экономический характер.
Правоведы, занимающиеся проблемамимеждународного частного права, считают международный туризм сферойпредпринимательской деятельности. В частности, И.С. Зыкин указывает нанеобходимость рассмотрения международного туризма как областивнешнеэкономической деятельности.
Соглашаясь в целом с позицией онеобходимости рассмотрения международного туризма как вида предпринимательскойдеятельности, нельзя не учитывать его социальной направленности, котораявыражается в удовлетворении потребностей туристов в поездках, отдыхе,экскурсиях и т.п. Поэтому представляется целесообразным подходить крассмотрению международного туризма как социально-экономического явления, вкотором его социальная составляющая обусловливает экономическую и наоборот.Рассмотрим поочередно каждую из указанных составляющих международного туризма.
Слово «социальный» (от лат. socialis)означает «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе».Следовательно, социальная составляющая туризма включает ту его часть, котораяотносится к свободным перемещениям людей, их отдыху и досугу. Определениетуризма, отражающее его социальную сущность, содержится в ст. 1 Закона отуристской деятельности. Туризмом здесь называются временные выезды(путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства спостоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.Следовательно, туризм понимается как вид путешествия.
Представляющее интерес понятиемеждународного туризма в Законе о туристской деятельности отсутствует. Вместе стем оно вытекает из совокупности понятий въездного и выездного туризма,прописанных в этом Законе. Следуя его положениям, международный туризм включаетпутешествия иностранных граждан на территорию Российской Федерации, а такжеотечественных граждан – на территорию иностранного государства. Практическианалогичное понимание содержится в Проекте.
Употребляя в тексте Закона о туристскойдеятельности термин «путешествие» для характеристики категории «туризм»,законодатель не раскрывает его содержания, что влечет неоднозначное пониманиеобоих понятий. Например, составители Большого глоссария терминов международноготуризма считают, что «путешествие» является термином, обладающим значительнойобщностью понятийного смысла, обозначающим перемещение людей в пространственезависимо от цели такого перемещения.
Главным отличием туризма от путешествия являются цель и массовость. СоставителиЭнциклопедии туризма приводят два определения путешествия, одно из которых вобщем совпадает с приведенным выше, а второе характеризует путешествие каккомплексную туристскую услугу, обеспечивающую удовлетворение потребностейтуристов.
В юридической научной литературе вопрос осоотношении понятий «путешествие» и «туризм» поднимается Я.Е. Парцием. Онполагает, что путешествие является сущностью туризма, а его содержаниераскрывается в понятии «тур» (комплекс услуг, связанных с путешествием).Интересно, что подобное определение путешествия содержится в некоторых правовыхактах по туризму. Так, из смысла Международной конвенции по контракту напутешествие 1970 года (не вступила в силу) вытекает определение путешествия каккомплекса туристских услуг, приобретаемых за путешественником за общую цену.Аналогичная трактовка выводится из некоторых законов о туристской деятельностиСША (в частности, штатов Калифорнии и Флориды). По смыслу этих законов следует,что путешествие представляет собой услуги, оказываемые специальными туристскимиорганизациями.
Учитывая отсутствие законодательногозакрепления термина «путешествие», считаем необходимым определять его какперемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения.
Туризм, являясь одним из видовпутешествий, обладает определенными признаками, отличающими его от остальныхвидов путешествий. Это четко определенные цели, ограничение во времени,обеспеченность туристскими услугами. К сожалению, в рамках настоящей статьиостанавливаться подробно на каждом из признаков не представляется возможным,поэтому отметим наиболее важные положения.
Говоря об определенности целей, следуетуказать на недостатки Закона о туристской деятельности, поскольку он неприводит исчерпывающего перечня туристских целей. Необходимо отметить, чтоданный вопрос не решен и в Проекте, в котором туристские цели содержатся впонятиях «турист» и «туризм», однако перечни туристских целей открытые. Вместес тем в Рекомендательном законодательном акте от 29.10.1994 «Об основныхпринципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма» (далее –РЗА) перечень туристских целей является закрытым. Но указание туристских целейбез конкретизации не проясняет их содержания, поскольку, например, не позволяетоднозначно определить, что означают вакационные цели, упомянутые в РЗА. В связис этим в отечественном законодательстве о туризме следует не только датьисчерпывающий перечень туристских целей, но и разъяснить их содержание.
Приписываемый туризму признак егосовершения в свободное время (в основном туризм преследует цели отдыха идосуга) мы склонны рассматривать критически. Такое определение туризма непозволяет относить к туристским деловые поездки, которые выделены в Проекте всамостоятельный вид.
Ограничение туризма во времени означает,что лицо, занимающееся туризмом (турист), не должно оставаться в посещаемойстране более определенного срока – в противном случае оно приобретает статусиммигранта. Сроки туристского пребывания устанавливаются в многочисленныхопределениях понятия «турист». Например, в соответствии с Конвенцией ООН потаможенным льготам для туристов 1954 года, участницей которой является Россиякак правопреемница СССР, срок туристского пребывания составляет от 24 часов до6 месяцев. Такой же срок указан и в Законе о туристской деятельности. Вместе стем в Проекте такой срок составляет от 24 часов до 1 года. Это означает, чтопри вступлении в действие нового российского закона о туризме между ним иКонвенцией ООН 1954 года может возникнуть коллизия, которая в соответствии сотечественным законодательством должна будет разрешаться в пользу Конвенции ООН1954 года.
Для определения понятия туризма важноезначение имеет место жительства туриста. В США, например, помимо местажительства имеет значение расстояние, на которое совершается туристская поездка.Так, Бюро переписи США определяет путешествия (туристские поездки) как любыепоездки, совершаемые лицом как минимум на расстояние 100 миль от местажительства и до места назначения.
Помимо перечисленных признаков,характерных для туризма в целом, международный туризм имеет ряд особенностей.Так, он испытывает на себе огромное влияние комплекса публично-правовых норм,связанных с пересечением туристами государственных границ. Посещение туристоминостранного государства невозможно без соблюдения целого ряда туристскихформальностей: норм валютного, таможенного, пограничного и иногозаконодательства, устанавливаемых отправляющим и принимающим государствами илигруппой государств.
Одним из признаков туризма, в том числемеждународного, является то, что туристские перемещения обеспечиваютсятуристскими услугами. Данный признак, характеризуя туризм как экономическуюкатегорию, представляет собой не что иное, как туристское обслуживание. Однакоположения Закона о туристской деятельности позволяют в этом усомниться: всоответствии со ст. 1 комплекс услуг по размещению, перевозке и др.,предоставляемый в зависимости от целей путешествия, обозначается понятием «тур».
В юридической научной литературесуществуют различные точки зрения на это понятие. В одной из первых работ,посвященных правовому регулированию международного туризма, указывается на то,что тур (от фр. tour) означает поездку, прогулку. Иной точки зренияпридерживается Я.Е. Парций, который, руководствуясь положениями Закона отуристской деятельности, определяет тур как комплекс услуг, связанных спутешествием. В свою очередь, в РЗА под туром понимается туристская поездка,совершаемая по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченнаякомплексом туристских услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского икультурного обслуживания. Единство относительно понимания тура отсутствует и вэкономических работах по туризму.
Следуя мнению Ю.Н. Соколова, мыполагаем, что понятие «тур» является исходным для понятия «туризм», аследовательно, и для остальных связанных с ним понятий. Однако это не означает,что тур должен представлять собой комплекс туристских услуг. Следуетсогласиться с мнением К.С. Свиридова, который предлагает исключитьподобное определение тура из Закона о туристской деятельности. На наш взгляд,наиболее правильным выглядит понятие тура, сформулированное в ст. 1Проекта, согласно которому под туром следует понимать поездку (путешествие),обусловленную определенной целью, в течение установленного срока и поопределенному маршруту, осуществляемую физическими лицами самостоятельно илиорганизуемую туристскими фирмами, а также лицами, осуществляющими экскурсионнуюдеятельность. При этом можно говорить о синонимичности слов «тур» и «туристскаяпоездка». Туристская поездка, организованная туристской фирмой, являетсяорганизованным туром. В случае когда турист самостоятельно организует своютуристскую поездку, речь идет о неорганизованном (самостоятельном) туре. Впоследнем случае турист также вступает в экономические отношения с субъектами,осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере туризма, приобретаяотдельные консультационные услуги, услуги по размещению и транспорту, получаяпомощь в приобретении визы и т.п. Соглашаясь с Н.В. Сирик в том, чтотуристские перемещения обеспечиваются туристскими услугами, тем не менее,полагаем, что последние не обязательно должны составлять комплекс.
Поскольку международный туризм как видперемещения обладает рядом признаков, отличающих его от остальных видовпутешествий, можно говорить о нем как об особом виде – международных туристскихпутешествиях.
Экономическая составляющая занимает непоследнее место в структуре туризма. Частично она находит отражение в качествеодного из признаков международных туристских путешествий, которые, как уже былосказано, обеспечиваются услугами, приобретаемыми туристами при совершениитуристских поездок. В целом совершение турпоездок, уже давно превратившееся вглобальное явление, предполагает существование определенной сферы экономическойдеятельности, целью которой является удовлетворение потребностей туристов восуществлении поездок, отдыха, экскурсий и т.п. Определение указанной сферыэкономической деятельности и будет ответом на вопрос о содержании экономическойсоставляющей туризма.
В экономической науке эта составляющаянередко называется туристской индустрией (или индустрией туризма). Под ней,равно как в других работах – под туризмом, экономисты понимают отрасльэкономики, межотраслевой комплекс, вид деятельности и т.д. Ряд экономистовопределяет индустрию туризма как совокупность организаций, осуществляющихдеятельность в сфере туризма, а саму деятельность – как туризм. Кроме того, вэкономической научной литературе существует позиция, согласно которой киндустрии туризма относится не только совокупность предприятий, осуществляющихпредпринимательскую деятельность по организации путешествий, но и сама этадеятельность.
В то же время в толковом словаре русскогоязыка слово «индустрия» означает «промышленность». Следовательно, применительнок туризму индустрия может означать некую совокупность производств(предприятий), производящих услуги и товары для туристов.
В науке частного права содержаниеотношений, складывающихся в экономике, раскрывается в основном через понятиепредпринимательской (экономической) деятельности. В связи с этим многиеправоведы в своих исследованиях определяют экономическую составляющую туризмачерез понятие туристской деятельности. При этом вопроса, куда относитьуказанную деятельность – к сфере туризма или туристской индустрии, невозникает. Это объясняется позицией законодателя относительно признания именнотуристской деятельности отраслью российской экономики и отнесением к туристскойиндустрии лишь определенного круга объектов гражданского права и субъектовпредпринимательской деятельности. Так, в соответствии со ст. 1 Закона отуристской деятельности под туристской индустрией понимается совокупностьгостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, атакже организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услугигидов-переводчиков.
Таким образом, Закон о туристскойдеятельности не дает оснований относить к туристской индустрии предпринимательскую(экономическую) деятельность, связанную с организацией туристских поездок.Однако с принятием нового закона ситуация может измениться, поскольку в ст. 1Проекта под туристской индустрией понимается отрасль экономики страны, котораяобеспечивает функционирование туризма как социальной сферы и включает в себякомплекс экономических отношений, возникающих в процессе осуществлениясубъектами туристской индустрии предпринимательской и иной экономическойдеятельности (деятельности в сфере туристской индустрии). В таком случае навопрос о возможности отнесения предпринимательской деятельности к сферетуристской индустрии ответ будет положительным.
Как видно, возможность отнесенияэкономической деятельности к сфере туристской индустрии или к сфере туризмазависит от подхода, используемого при рассмотрении туризма. Так, в Проектетуризм признан явлением социальной сферы, в то время как туристская индустрия –явлением сферы экономической. В рамках социально-экономического подхода крассмотрению туризма в его понятие включаются обе составляющие – социальная иэкономическая.
С учетом сказанного экономическуюсоставляющую можно определить как предпринимательскую деятельность в сферетуризма, которую можно назвать туристской деятельностью. Однако учитывая то,что туризм объединяет многие виды такой деятельности социальной направленности,туристская деятельность является понятием, объединяющим разнообразные видыпредпринимательской деятельности, направленные на удовлетворение потребностейтуристов в совершении туристских путешествий. Следовательно, международнаятуристская деятельность представляет собой систему разнообразных видовпредпринимательской деятельности, связанных с организацией и осуществлениеммеждународных туристских путешествий. При этом определенная часть даннойсистемы имеет внешнеэкономический характер. В таком случае определениемеждународного туризма будет выглядеть следующим образом: это международныетуристские путешествия, а также система разнообразных видов предпринимательскойдеятельности, связанной с организацией и осуществлением туристских путешествий.
Мировой туризм вступил в новуюисторическую фазу роста, – заявил в своем выступлениина Берлинской международной туристической ярмарке генеральный секретарьВсемирной организации по туризму (ВОТ) Франческо Франджиалли. – Этафаза началась три года назад. В 2005 году количество людей,путешествующих за рубеж, достигло 800 млн. В прошлом году оносоставило 842 млн. Во-первых, мы видим уверенные темпы роста. Во-вторых,растет ответственность туристического бизнеса за состояние планетыи человечества».
Согласно статистике ВОТ, в течениепоследних трех лет увеличение показателей индустрии составляло около 20%, чтоозначает ежегодное увеличение числа туристов на 150 млн. человек.Уверенный и постоянный рост глобального туристического бизнесав течение последних 50 лет, несмотря на все экономическиеи политические кризисы, по словам генсека ВОТ, является однимиз самых поразительных феноменов нашего времени. В 1950 годучисло людей, выезжающих на отдых за рубеж, составляло всего 50 млн;если сравнить эту цифру с показателем 2006 года,то среднегодовой рост этого сектора мировой экономики не такуж и мал – 7%. Темпы роста доходов от международноготуризма (без учета авиабилетов) за последние полвека увеличиваютсяна 11% ежегодно (с учетом инфляционных процессов). Это выше, чемтемпы роста мировой экономики в целом.
В 2005 году доходот международного туризма составил 680 млрд. долларов. Эта сумма выводиттуристические услуги на третье место в рейтинге международнойторговли, после экспорта нефти и транспортных средств. Туризм сегоднясоставляет четверть от мирового экспорта услуг, а если включитьв него и авиаперевозки, то это значение возрастет до 40%.Как показывают расчеты, обычно в долгосрочном плане темпы роста спросана туристические услуги несколько опережают темпы экономического роста.Так, если для мировой индустрии туризма и путешествий ежегодные темпыроста лежат в пределах 3 – 4%, то мировая экономическаяактивность возрастает за то же время на 1 – 2%.
Но в последние несколько лет этазакономерность дает сбои: рост спроса на туристическом рынкене превышает рост экономической активности. Это особенно заметнов Европе, и прежде всего на родине массового туризма – в Великобритании.Эксперты единодушны: одной из самых очевидных тенденцийна современном рынке европейского международного туризма является снижениеобъема организованных туров, приобретаемых через крупных туроператоров (которыеполностью берут на себя всю логистику поездки), и увеличивается числонезависимых путешествий, а также специализированных поездок, организуемыхнебольшими туристическими компаниями.
Если 10 лет назад отпуск на моревыбирали две трети собирающихся отдохнуть британцев, то сегодняих число сократилось до одной трети. За последние четыре годаобъем продаж летних организованных туров четырьмя крупнейшими британскимитуроператорами снизился на 14%. За это же время количестволюдей, самостоятельно планирующих свой отпуск, возрослос 35 до 45%. По словам британского эксперта ДжеремиСкидмура, «люди поворачиваются спиной к массовому туризмуи предпочитают разрабатывать свои собственные маршруты». С нимсоглашается и основатель компании Responsible Travel Джастин Фрэнсис: «Тотфакт, что крупные туроператоры переживают сейчас трудные времена, говорито том, что многие люди сыты по горло массовым туризмом». Другимисловами, в Великобритании классическая комбинация «море – солнце– пляж» стремительно выходит из моды.
Впрочем, британские туроператорыпредпочитают формулировать главную тенденцию несколько иначе: «Хотя общееколичество организованных туров продолжает расти, пропорция тех, ктоих выбирает, снижается». Как бы там ни было, несколько факторовсыграли критическую роль в падении популярности организованного летнегоотдыха. Во-первых, рост числа дешевых бюджетных авиалиний, цены на услугикоторых ниже, чем цены официальных авиаперевозчиков, принадлежащих крупнымтуристическим компаниям. Во-вторых, появившаяся возможность планировать своепутешествие с помощью интернета: можно забронировать местав гостиницах и авиабилеты, произвести оплату за услугу, получитьдополнительные скидки, прочесть отзывы других путешественников о том илиином заведении. Но главное – интернет предоставляет потенциальномупутешественнику гораздо более широкий ценовой выбор.
Другим фактором, снижающим интересбританцев к предложениям организованного летнего отдыха на море,стала изменившаяся демографическая ситуация в западном мире. Летний отпускна море традиционно считается семейным мероприятием. Но сегодня всебольше и больше людей откладывают создание семьи и обзаведение детьмина более поздние этапы своей жизни. Они предпочитают путешествоватьв одиночку и, как правило, организуют свои туры сами либо обращаютсяв небольшие специализированные турагентства, их путешествия либонамного короче, либо намного длиннее классических двух недель под теплымсолнцем. Кроме того, растет «пенсионный» сегмент клиентов туристического рынка,представители которого отдают предпочтение продолжительным и широкоохватнымпознавательным путешествиям.
Изменился и стиль жизни обитателейБританских островов: все больше людей предпочитают здоровые каникулы,то есть активное времяпровождение своего заслуженного отдыха, например,катание на лыжах, сплав по рекам или пешеходный туризм. Современныйритм жизни часто заставляет людей работать в нескольких местах илипроводить на работе больше времени – поэтому они часто вынужденыдовольствоваться несколькими короткими отпусками вместо одного длинного.
Растущую конкуренцию крупным туроператорамсоставляют и небольшие туристические агентства, предлагающиеузкоспециализированные или тематические поездки, а также экологическичистые туры и аутентичный культурный опыт. По некоторым прогнозам,в течение следующих 10–20 лет они могут занять до 5% мировоготуристического рынка.
Еще 50 лет назад на отдых за границейрешались лишь 20 миллионов человек. В 2007 году, по подсчетам Всемирнойтуристской организации (ВТО), армия пилигримов в мире достигла почти 900миллионов. До миллиарда не позволили дотянуться удорожание топлива иэкономические проблемы в США. Но путешествующие россияне помогут достичь этотрубеж.
Только за последние два годапутешественников в мире стало на 100 млн. больше, сообщает ВТО в докладе «Барометрмирового туризма». В 2007 году самой желанной для туристов была Европа, кудасъездило более половины всех отдыхающих – 480 млн. человек (на 19 млн. больше,чем в предыдущем году). Основной приток иностранных гостей обеспечили Турция,Греция, Португалия, Италия и Швейцария.
/>
Рис. 2.1 – Динамика развитиямеждународного туризма в мире

Другая половина любителей странствовать впериод отпуска рассеивается по более экзотическим континентам. В прошлом годулидером по приросту числа туристов – 13,4% – стал Ближний Восток, которыйпосетили 46 миллионов человек. Вслед за ним следует Азиатско-Тихоокеанскийрегион с ростом в 10,2%. На шесть миллионов выросло число людей, съездивших встраны Северной Америки, и на три миллиона – в страны Африки. Эксперты ВТОотмечают, что хотя развитые страны остаются главными центрами туризма, «третиймир» проявляет к гостям все большее радушие и вскоре может заставитьпотесниться старушку Европу.
Если же говорить о перспективах самоготуризма, то повода для беспокойства нет. Интерес людей к ближним и дальнимсоседям, желание приобщиться к иной культуре, сменить обстановку, расширитькругозор или просто погреть косточки не иссякнет еще долго. А потому туризмбудет оставаться одним из самых популярных видов досуга. Правда, предупреждаетВТО, несмотря на высокий потенциал туррынка, в 2008 году темпы его роста могутснизиться. В первую очередь из-за экономических потрясений в США и мире, а вовторую – из-за высоких цен на энергоресурсы. Видно, дорожающие билеты насамолет вынуждают оставаться дома всех, кроме россиян.
Кстати, о россиянах. Хотя в докладе ВТОотдельной строки нам не посвящается, но по отзывам, приходящим из разных стран,наши соотечественники привносят немалый вклад в развитие мировой туротрасли. Кпримеру, в тайской Паттайе русские вышли на первое место по посещаемости в 2007году. В Турции 2 млн. 465 тыс. россиян наконец-то заняли почетное второе местов рейтинге стран с самым большим потоком туристов, потеснив англичан. И это притом, что полноценно путешествовать мы стали лишь 15 лет назад. Всего же вминувшем году за рубежом был оказан прием 10 миллионам гостей из России.

3.Сравнение российского и международного туристского рынка
Туризм в современном мире представляетсобой сложное социальное явление, выполняющее определённую роль в системесоциально-экономических отношений. Во-первых, туризм является однимиз основных секторов мировой экономики. Его развитие оказывает огромноестимулирующие влияние на развитие таких ключевых отраслей экономики, каксельское хозяйство и строительство, транспорт и связь, торговля и производствотоваров народного потребления (всего более тридцати отраслей), выступаясвоеобразным катализатором социально-экономического развития страны. Именнопоэтому данная отрасль формирует 11% мирового ВВП, хотя ее доля в основныхфондах около 7%. Туризм обогащает и совершенствует социально-экономическуюинфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.
Во-вторых, туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамичных отраслейэкономики, являясь важной частью внешнеэкономической деятельности многихгосударств. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), доходы оттуризма в 2004 г. составили (млрд. долл. США): в Испании – 45,2;Франции – 40,8; Италии – 35,7; Турции – 15,9. В России же – всего 5,2. На долютуризма приходится 11% мировых потребительских расходов и треть мировойторговли услугами. Данная сфера вовлекает в финансовый оборот около 4 трлн. долл.США. Для трети стран – участников туристского рынка поступления от туризмасоставляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первуюпятерку бюджетообразующих статей.
В-третьих, туризм в современном мире является однойиз наиболее динамично развивающихся отраслей, он обладает высоким инвестиционныммультипликатором: один рубль вложений приносит 4 руб. суммарного дохода вдругих отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – однорабочее место в сфере туризма создает 3–4 места в смежных отраслях. В сферетуризма сегодня в мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7%общего объема инвестиций. Туризм, таким образом, является фактороммультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Он, какправило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие, а способствуетеё сохранению и улучшению.
Вместе с тем, доля России в аналогичныхмировых показателях минимальна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими,чем в странах, успешно развивающих туризм и зарабатывающих на нём, она занимаетпока незначительное место на мировом туристском рынке. Более того, разрыв междустранами – лидерами туристского рынка и Россией увеличивается. Основная частьнаселения нашей страны по-прежнему не может воспользоваться услугамиотечественных курортов и санаториев, а тем более она далека от выездноготуризма. Россия испытывает огромную потребность в дальнейшем развитии исовершенствовании своего курортно-туристского комплекса – основной материальнойбазы внутреннего туризма, который занимает важное место в решении социальныхпроблем по сохранению и укреплению здоровья населения.
Человеческий капитал – главное богатстволюбой общественной системы. Его качество обуславливает конкурентоспособностьрабочей силы и развитие экономики в целом. Здоровье нации, в свою очередь,существенным образом определяет характер демографических процессов, в том числепродолжительность жизни и уровень смертности. Важную роль в снижении смертностии восстановлении здоровья населения, наряду с другими мерами социальногохарактера, может сыграть ускоренное развитие курортно-туристского комплексаРоссии. Уровень заболеваемости, а, следовательно, и смертности можно взначительной степени снизить за счёт увеличения масштабов профилактической илечебной работы учреждений санаторно-курортной сферы. Катастрофическоесокращение средней продолжительности жизни за последние 15 лет в немалойстепени объясняется именно неустроенностью отдыха основной массы граждан, впервую очередь, в продуктивных возрастных группах населения. Отсутствиецеленаправленной государственной политики по оздоровлению населения привело ктому, что онастала терять свою социальную направленность.
Кроме социальной и экономической, туризмвыполняет также и гуманитарные функции. Он позволяет совместить отдых спознанием жизни, быта, истории, культуры, обычаев своего и других народов.Знакомство со странами и народами расширяет кругозор человека, развивает егоинтеллект, помогает лучше осознать реальную картину мира, способствует развитиюдружественных отношений между народами. Серьезную роль играет туризм ввоспитании подрастающего поколения. Все рассмотренные функции туризма –социальная, экономическая и гуманитарная – тесно переплетены между собой ивзаимообусловлены.
Переход экономики на рыночные принципыхозяйствования принципиально изменил условия функционирования туризма, курортно-туристскойсферы и привел к существенным негативным последствиям социально-экономическогохарактера.
Во-первых, в результате распада СССР существенносократилось рекреационное пространство. Россия потеряла курортные зоны, которыеоказались на территории независимых государств – бывших союзных республик:Украины, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Киргизии и др.
Во-вторых, переход санаторно-курортных организаций крыночным условиям хозяйствования сопровождался проводимой в странеприватизацией, которая привела к изменению организационно-правовой базысобственности туристских и курортных организаций, к появлению новыхсобственников, чьи интересы были направлены, главным образом, на извлечениеприбыли от основной деятельности. Заботы же о развитии социальной сферыпредприятий, в том числе принадлежавших предприятиям курортов и санаториев,отошли на второй план. Многие промышленные предприятия страны – собственникисанаториев, пансионатов, баз отдыха стали убыточными и оказались не в состояниифинансировать текущие расходы своих здравниц, а тем более развивать ихматериальную базу. В результате большинство организаций оказались в новых инепривычных условиях, изменили цели, задачи, формы и методы управления.
В-третьих, значительно сократилась поддержкакурортно-туристской сферы государством, которое не только в первые годы реформ,но и последующие годы не сформировало конструктивной идеи реформирования этойотрасли.
В-четвёртых, реальные доходы основной части населениястраны резко снизились, соответственно снизился и платёжеспособный спрос нарекреационные услуги. Одновременно с этим были повышены цены на услугитранспорта, возросла стоимость путёвок в действующих курортах. Для многихроссийских граждан лечебно-рекреационный туризм стал недоступен.
В-пятых. Не были определены основные источникифинансирования инвестиций в индустрию туризма. В результате, существующиеметоды финансирования и сложившаяся инвестиционная политика в сфере туризма вомногом не соответствуют изменившимся условиям.
В табл. 3.1 приведены статистическиеданные, характеризующие количественные и качественные перемены, произошедшие вкурортно-туристской сфере за годы реформ.
Всё это в совокупности привело к тому, чтосистема массового отечественного туризма была разрушена, а между экономическойфункцией туризма (туризм как отрасль бизнеса) и социальной (туризм как сферасохранения и развития человеческого потенциала) наметилось и продолжаетуглубляться противоречие. В условиях, когда, с одной стороны, идут процессысокращения бюджетного финансирования, приватизации санаторно-курортныхорганизаций, «сброса» предприятиями своей социальной сферы, минимизации ролипрофсоюзов в организации отдыха населения и т.п., а, с другой, нерешённостьпроблем минимума оплаты труда, низкий уровень оплаты труда бюджетников,отсутствие должной индексации доходов и, как следствие, ограниченный доступ ктуризму основной части населения, указанное противоречие имеет толькооднонаправленную тенденцию – к обострению.
Таблица 3.1. Основные показатели деятельностисанаторно-курортных организаций и организаций отдыха (на конец года) 1990 1995 2000 2002 2004 Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха – всего 7431 5810 4876 4709 4579
в них мест, тыс.
обслужено лиц, тыс. человек
1299
13348 853 8832 754 8873 754 9035 796 9711
Из общего числа средств размещения:
санатории и пансионаты с лечением 1227 1193 1192 1279 1319 в них мест, тыс. 307 264 288 326 341 из них детские санатории 632 584 528 553 579 в них мест, тыс. 84 74 82 107 112 санатории-профилактории 2256 1734 1196 1040 889 в них мест, тыс. 188 136 107 99 93 дома отдыха и пансионаты 542 394 394 352 364 в них мест, тыс. 172 103 90 64 92 базы отдыха и другие организации отдыха 2964 2098 1880 1853 1813 в них мест, тыс. 387 260 223 234 232 туристские базы 493 391 193 157 169 в них мест, тыс. 255 90 41 29 38

Такой динамики, которая наблюдалась запрошедшие 15 лет реформ, курортно-туристская сфера не знала за все годы своегоразвития. За все послевоенные годы вплоть до 1990 г. численностьсанаторно-курортных организаций и организаций отдыха, число мест в них, численностьлечившихся и отдохнувших постоянно возрастали. В 2004 г. по многимабсолютным показателям страна вышла на уровень 1970 г. Таковы масштабыурона, который понесла санаторно-курортная сфера за годы реформированияэкономики.
Пути решения экономических и социальныхпроблем развития туризма в России рассматриваются в диссертации с учётомсовременных общемировых тенденций в этой сфере. Являясь страной с рыночной экономикой, Россия можетзаимствовать всё прогрессивное и подтвердившее себя на практике. В связи с этим в работе рассматриваютсяне только мировые тенденции развития туризма в целом, но исследуется конкретныйопыт достижения отдельными странами передовых позиций, выявляются наиболее фундаментальные концептуальныеположения и факторы, обеспечившие успешное развитие туризма в этих странах.
К числу таких факторов, в частности,относятся: методы управления процессом формирования и развития туристскогокомплекса своей страны, сочетание централизованных и децентрализованных методовуправления комплексом; формирование источников крупных инвестиций –государственных, частных, иностранных; участие государства в развитиитуристской сферы; государственные меры экономического стимулирования успешногоразвития туризма (налоги, субвенции, кредиты, режим особых экономических зон),характер и масштабы развития социального туризма; система подготовки кадровспециалистов для работы в этой отрасли и др.
Изучение международного опыта развитиямирового туризма подтверждает вывод о том, что для достижения российскимикурортами и туристскими центрами международного уровня, необходимо привлечение значительнобольших отечественных и зарубежных инвестиций. Вложение средств в этот видбизнеса должно стать выгодным для российских и зарубежных инвесторов. Этопредполагает не только введение налоговых и таможенных льгот, но и разработкуконкретного механизма государственных гарантий, обеспечивающих российским ииностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности, а такжестрахование инвестиционных рисков и др.

Заключение
Туристская поездка практически всегда содержитэлементы нового и существенно отличающегося от привычной среды обитания, в томчисле и то, что может представлять определенную опасность для путешествующеголица. Практика международного туризма показывает, что с увеличением количествапутешествующих и расширением географии поездок резко возрастает необходимостьболее полного учета специфики поездок и соблюдения мер безопасности. Преждевсего это касается регионов со сложной социально-политической обстановкой.Фактически речь идет о риске таких поездок, вплоть до реальной угрозы жизни издоровью туристов.
Прошло десять лет, как россияне сталипрактически свободно путешествовать по всему миру, а число посещаемых стран в2001 г. перешагнуло за вторую сотню.
Тем не менее есть еще территории, кудатуристы могут ездить лишь с большой осторожностью. Великий китайский мудрецКонфуций сказал: «В стране волнения – ее не посещай. В стране мятеж – оттудауезжай». К сожалению, за две с половиной тысячи лет ничего не изменилось – этоизречение актуально и сейчас в начале третьего тысячелетия. Количество стран, вкоторых сохраняется сложная политическая обстановка, происходят военные илипрочие серьезные конфликты остается на прежнем уровне – ежегодно порядка 30государств относятся к числу неблагоприятных для туризма. По анонсам новостейтелевидения и других СМИ такие страны у многих на слуху. Но поскольку динамикаизменений постоянная, а временами бывает достаточно неожиданная,правительственные структуры многих государств регулярно дают соответствующиеуказания и официальные рекомендации относительно поездок своих граждан постранам мира.
Например, Госдепартамент США дважды в год,проанализировав ситуацию в той или иной стране или регионе мира, делаетзаявления, в которых обычно присутствуют вежливые фразы типа «граждане США,планирующие побывать там-то и там-то должны знать, что данные регионыпереживают этап глубоких политических и экономических изменений… Преступленияпротив иностранных туристов – все усиливающаяся проблема… Лицам со слабымздоровьем настоятельно рекомендуем не ездить, в том числе из-за острейшейнехватки самых обычных медикаментов… Максимум осторожности нужно соблюдать приследовании поездом…».
Аналогичную работу проводит МИД Германии.С учетом традиционной немецкой аккуратности и скрупулезности там пошли дальшепростых рекомендаций. Начиная с 1996 г., перед началом летних отпусковтуристам советуют воздерживаться от поездок аж в 80 государств мира, если,конечно, они хотят вернуться «целыми и здоровыми». И почти по каждой странеприводятся конкретные сведения обо всем том, что может угрожать жизни,здоровью, безопасности и благосостоянию путешествующих людей. Прежде всего – этовоенные, этнические и прочие конфликты, разгул криминала, природные катастрофы,эпидемии, эпизоотии (типа ящура), коррупция и прочее. Некоторые страны Африки,Азии и Океании занесены в черный список – туда ездить запрещается – это Алжир,Афганистан, Ангола, Бурунди, Конго, бывший Заир, Ливия, Руанда, Сомали, иСудан, где постоянно присутствует угроза войны и главное – бандитизма.
Летом 2000 г. к составлению «черных» и«серых» списков «неприятных стран» подключилась Государственная Дума России,где создан подкомитет по защите прав российских граждан, находящихся зарубежом. Депутаты скрупулезно оценивают обстановку и, обсудив, озвучиваютсписок стран, куда лучше россиянам не ездить. Кроме уже названных государств в «черномсписке» числятся Гаити, Колумбия, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Нигерия,Центральноафриканская Республика, Коморские острова, Восточный Тимор, Джафна (Шри-Ланка),юг Филиппин, Соломоновы острова и Фиджи.
Будем надеяться, что рано или поздноРоссия последует опыту Германии и государственные службы предложат турфирмам итуристам конкретные рекомендации по каждой из проблемных стран с подробнымописанием того, чего же именно там следует опасаться туристу и как себя тамследует вести.

Списокиспользованной литературы
1.    Федеральный закон Российской Федерацииот 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №12-ФЗ) // Собраниезаконодательства РФ, 02.12.1996, №49, ст. 5491.
2.    Александрова А.Ю. Международныйтуризм. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 5.
3.    Антипина Е.Б., Терещенко А.А.К вопросу об унификации и стандартизациипонятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. №3.С. 5 – 8.
4.    Большой глоссарий терминовмеждународного туризма / Под ред. М.В. Биржакова, В.И. Никифорова.СПб., 2002. С. 8, 11.
5.    Гаврильчак И.Н. Основныепринципы организации и развития международного туризма. СПб., 2001. С. 4 –5.
6.    Глумсков В. Слейся или умри //Эксперт Казахстан, 2007, №13. – 02.04.2007.
7.    Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедиятуризма: Справочник. М., 2001. С. 190.
8.    Зыкин И.С. Внешнеэкономическиеоперации: право и практика. М., 1994. С. 17.
9.    Маринин М.М. Туристскиеформальности и безопасность в туризме. М., 2003. С. 9.
10.  Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат. – М.: 1991. С. 285.
11.  Парций Я.Е. Научно-практический комментарийЗакона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М., 1998.С. 3.
12.  Писаревский Е.Л., Губенко Н.Н. Законодательство всфере туризма. Состояние и перспективы // Туризм: право и экономика. 2003.№1. С. 4.
13.  Российский союз туриндустрии. – М.: Статистика России,2006. С. 29
14.  Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельностипо оказанию туристических услуг: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 12.
15.  Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг вгражданском праве России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 11.
16.  Соколов И.А. Совершенствование управлениятуристскими предприятиями на основе логистизации потоковых процессов / Автореф.дисс. канд. эк. наук. М., 2007.
17.  Соколов И.А. Факторы, влияющие на управлениетурфирмами. Восемнадцатые Международные Плехановские чтения: (4–7 апреля 2005 г.):Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава. – М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2005
18.  Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовоерегулирование: Учеб. пособие. М., 1969. С. 3 – 34.
19.  Стригунова Д.П. Понятие международного туризма //Юрист, 2006, №6.
20.  Туризм в цифрах, 2005: Стат. сб. – М.: Статистика России,2006
21.  Чененов Ю.А. Правовое регулирование туризма вСССР и России: историко-правовой аспект // Туризм: право и экономика.2003. №3. С. 15 – 18.
22.  Народное хозяйство РСФСРв 1982 г.: Стат. ежегодник/ЦСУ РСФСР. – М.: Финансы и статистика, 1983. С. 207.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.