Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения

(аналитический обзор)
П.В.Бундзен, О.М.Евдокимова, Л.-Э.Унесталь,Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры,Скандинавский международный университет, Оребро, Швеция
Высокаястрессогенность социально-экономических факторов, экологических условий и стиляжизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последниегоды уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья населения[12] (Государственный доклад о состоянии здоровья,1995). В связи с этим особуюактуальность приобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепленияпсихофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий,способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровыйстиль жизни [32,7,25,48].
Изучениематериалов исследований1, накопленный опыт работы авторов дают основаниявыделить в рамках оздоровительного аспекта проблемы нескольких относительносамостоятельных аспектов исследований:
— изучение эффекта различных типов и интенсивностей физических упражнений напсихологическое состояние и психосоциальную адаптацию личности;
— разработка систем интегрированного психофизического тренинга для укрепленияпсихического здоровья и позитивного личностного саморазвития;
— разработка методов комплексного применения физических упражнений, традиционныхи нетрадиционных психотехник для профилактики донозологических измененийсостояния психического здоровья.
Первыйиз указанных выше аспектов в 1995 году стал предметом специального анализа намеждународной научной согласительной конференции «Физическая активность,здоровье и благополучие» (Квебек,19-21 мая 1995 г.)2.
Какподчеркивают большинство авторов, анализирующих проблему «физическаяактивность и психическое (психосоциальное) здоровье», ввиду комплексности этихпонятий анализ между ними достаточно сложен, что вызывает как трудности винтерпретации результатов, так и часто наблюдаемую противоречивость выводовисследований. В то же время сегодня практически никто не оспаривает того, чтофизическая активность, физические упражнения могут улучшать как соматическое,так и психическое здоровье [37,48,49 и др.]. Однако, как это ни парадоксально,концепция «Health related physical fitness» длительное время былаориентирована главным образом на физический потенциал индивида [40 и др.].Только в последние годы в рамках нового направления в спортивной науке — психологии физических упражнений [51] — сформировался принципиально новыйподход к рассмотрению проблемы физической подготовленности как одного изважнейших компонентов психосоциального здоровья.
Основныенаправления исследований в рамках указанной проблематики могут бытьсистематизированы следующим образом:
1)изучение эффекта воздействия различных типов и интенсивностей физическихупражнений на психическое состояние (состояния тревоги, депрессии) и ихоздоровительный эффект, при нарушениях психического здоровья;
2)психологические и физиологические механизмы воздействия физических упражненийна психическое здоровье;
3)влияние физических упражнений на личностные характеристики занимающихся, ихнастроение и психосоциальное поведение, включая и возможные негативные эффектывоздействия физических упражнений.
Приэтом принципиальное значение, с нашей точки зрения, приобретают следующиеключевые вопросы.
Види интенсивность физической нагрузки. Подавляющее большинство работсвидетельствует, что как аэробная, так и неаэробная физические нагрузкиположительно влияют на психический статус. Причем положительный эффект независит от наблюдающегося в «аэробных» группах повышения физическойработоспособности [59]. Однако имеются публикации, утверждающие, что аэробнаятренировка дает существенно больший психологический эффект, чем неаэробная[28]. При этом существует мнение о неэффективности неаэробных упражнений влечении тревожности и депрессии у больных психиатрических клиник [39].
Существенныйинтерес представляют данные метаанализа, проведенного [52 и др.]. Авторами былопоказано, что критическими условиями влияния умеренных аэробных упражнений напсихическое состояние здоровых лиц и снижение у них уровня холестерина являютсяпродолжительность курса и длительность занятий — 10 недель при ежедневныхтренировках не менее 21 мин в день.
Разработанныев последние годы отечественными авторами методики коррекции отклоненийпсихического здоровья предполагают сочетание аэробных и неаэробных видовдвигательной активности. Так, у высокотревожных лиц наряду с психорегулирующимивоздействиями предполагается использовать элементы игры, обладающиетонизирующим эффектом, одновременно с циклическими нагрузками, повышающимиуровень активации нервной системы [29 и др.]. При развитии депрессивныхсостояний, по-видимому, также подвижные игры, предоставляющие либо функциюлидера либо «шефскую роль», могут оказать положительный психологическийэффект [23].
Важнаяроль в укреплении психического здоровья и снятии психического напряженияпридается введению в тренировочный процесс специальных релаксационныхупражнений и медитативных поз.
Физическиеупражнения и мотивация. Прежде всего следует подчеркнуть, что рекомендации поиспользованию физических упражнений для повышения физической подготовленности иукрепления психического здоровья существенно отличаются.
Основныехарактеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительныйэффект на психику [36], следующие:
1)аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;
2)отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;
3)конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;
4)умеренные по интенсивности;
5)продолжительность по времени не более 20-30 мин;
6)регулярные, включенные в недельный график;
7)приносящие удовольствие.
Особоезначение соблюдение указанных характеристик физиологических упражнений имеетпри организации занятий со здоровыми нетренированными лицами [47] и лицами сфакторами риска развития тревожных и депрессивных состояний [59].
Необходимоподчеркнуть, что «удовольствию» от физических упражнений многиеавторы придают центральную роль, когда речь идет о «приверженности»(т. е. сохранении устойчивой мотивации) к физическим упражнениям [58,37].
Следуетотметить, что цели, по которым большинство из субъектов начинают занятияфизическими упражнениям, как считают подавляющее число исследователей, связаныглавным образом с намерением укрепить свое здоровье — снизить вес,предотвратить сердечно-сосудистые заболевания, снизить тревожность, повыситьработоспособность [58 и др.]. При этом закономерно, что первичные целевыеустановки не отличаются у продолжающих заниматься и бросивших занятия. Существенносвязанными с «приверженностью» к занятиям оказываются другие,непосредственно не относящиеся к здоровью ценности и носящие скореесоциокультурный характер: привлекательность (спортивная фигура); социальныевзаимосвязи, формирующиеся в ходе" занятий; престижность занятий и др. [46и др.]. Указанный аспект крайне важен с точки зрения поиска наиболееоптимальных путей к формированию устойчивой мотивации у занимающихся в рамкахтой или иной оздоровительной технологии. В частности, рассмотрение данного вопросас позиций теории аксиологии [6,55] дает основание полагать, что эффективностьоздоровительной технологии тем выше, чем более реален в ее рамках выход на такназываемые «терминальные ценности» личности, которые определяютсистему глобальных жизненных потребностей человека — его благополучие(wellness) в широком смысле слова (здоровье, достижение успеха и процветания вжизни).
Всвязи с этим, с нашей точки зрения, для синтеза оздоровительных технологийособый интерес представляют теоретические и практические разработки двухоздоровительных центров — National Wellness Institute (США) и ScandinavienInternational University (Швеция). Это много компонентные диагностическиепрограммы уровня «жизненного благополучия», укрепленияпсихофизического состояния и личностного саморазвития.
Механизмывлияния физических упражнений на психику. Данный аспект проблемы являетсянаиболее сложным и наименее изучаемым до настоящего времени, несмотря на то,что составляет основу психофизического единства, постоянно обсуждаемого вспортивной литературе.
Внастоящее время большинство авторов отдают предпочтение дуальной концепции,выделяющей биологические и психические механизмы [50].
Вчисло важнейших биологических механизмов входят: транквилизирующий эффектповышения температуры тела при физических нагрузках; повышение секрецииадреналина, серотонина и допамина, что вызывает улучшение настроения иповышение устойчивости к стрессорным воздействиям; увеличение концентрацииопиоидных пептидов, в том числе и бэта-эндорфина, вызывающее позитивноепсихогенное состояние, спокойствие и в ряде случаев альтернативное состояниесознания [45,59].
Кнаиболее изученным и доказанным психическим механизмам следует отнести:медитацион-ный эффект физических упражнений, особенно релаксационной направленности;эффект десенси-тизации (расщепления) физиологических реакций, свойственныхстрессу (сердцебиение, гипервентиляция, потоотделение), психическим компонентам- стресс-тревогу, страх; развитие в ходе занятий таких психических качеств, какуверенность в себе, самоконтроль, удовлетворенность своими достижениями имастерством [50].
Совершенноочевидно, что приведенные выше механизмы способны обеспечить не только изме
нениеэмоционального фона и настроения в ходе занятий физическими упражнениями(острый эффект), но и пролонгированный эффект, уменьшая тем самым риск развитиянарушений нервно-психического статуса.
Взаключение данного раздела следует подчеркнуть, что, к сожалению, ряд извышеуказанных механизмов могут обусловить и определенные негативные влиянияфизических упражнений. К ним в первую очередь следует отнести синдром,известный под названием «Exercise Dependence» [57,44]. В основеданного синдрома, который выражается в чрезмерной приверженности субъектов кзанятиям физическими упражнениями, лежит резкое повышение активности эндогенныхопиоидов. Последнее, несомненно, и является механизмом мозговогосамоподкрепления и формирования стойкой зависимости от занятий физическимиупражнениями.
Каксвидетельствуют результаты исследований, проведенных в последние годы,оздоровительный эффект физических упражнений нацеленный на укреплениепсихического здоровья, может быть существенно усилен за счет совмещения вединую систему методов физического и психического тренинга [17 и др.].
Вкачестве основных научно обоснованных и верифицированных по оздоровительномуэффекту систем психофизической тренировки можно указать:
— программы психофизической редукции стресса [42,15 и др.];
— метод спортивной софро-педагогики, или динамической релаксации [43];
— интегрированный психофизический тренинг (ИПФТ) [92,9].
Принципиальнойтеоретической проблемой, решение которой определяет особенности синтезаинтегрированных систем психофизической тренировки, является познаниеособенностей взаимодействия (взаимосодействия) биологических и собственнопсихических механизмов, которые обеспечивают комплиментарный эффект физическихупражнений и психотренинга. Специальное изучение этого вопроса в рамкахразработки и практического применения методов ИПФТ3 позволяет прийти кследующим основным выводам.
Во-первых,в условиях систематического ИПФТ имеет место совершенствование механизмовпсихосоматической регуляции (саморегуляции активационно-релаксационныхмеханизмов) и целенаправленное развитие психических качеств, что в совокупностисущественно повышает уровень психической самозащиты личности [1,56].
Во-вторых,важным механизмом комплиментарного эффекта физического и ментального тренингана укрепление психического здоровья является их аддитивное воздействие наповышение активности психотропного опиоидного пептида (бета-эндорфина) приодновременном снижении активности стрессорных гормонов [22].
Инаконец, в-третьих, основу мобилизации психических резервов и качественногоизменения психического здоровья личности под воздействием ИПФТ, как свидетельствуютрезультаты исследований, составляют расширение диапазона саморегуляции«состояний сознания» и использование так называемого альтернативногосостояния сознания для самостоятельного позитивного саморазвития [54].
Разработкатехнологии ИПФТ и проверка ее эффективности были проведены в 1992-1995 гг. нашироком контингенте населения — учащихся общеобразовательных и профессиональныхшкол, училищ олимпийского резерва, студентах вузов, занимающихся в спортивныхсекциях и клубах [4,26,1 и др.]. Показано, что ИПФТ приводит к достоверномуусилению оздоровительного эффекта физических упражнений, изменению восприятиясубъектом тяжести физической нагрузки, повышению психической устойчивости иснижению донозологических нарушений психоэмоционального статуса. При этомкрайне важно подчеркнуть, что ИПФТ, помимо укрепления психического здоровья,приводит к расширению ценностных ориентации личности и ее самореализации вжизни и профессиональной деятельности.
Такимобразом, применение на практике технологии ИПФТ позволяет, как свидетельствуютрезультаты исследований, подойти к решению ключевой психопедагогической задачи,непосредственно сопряженной с оздоровительным эффектом, — ростудуховно-деятельного потенциала личности.
Внастоящее время можно считать общепризнанной точку зрения, что эффективностьоздоровительного эффекта как физических упражнений, так и интегрированныхтехнологий психофизической тренировки, определяется степенью индивидуализации иперсонификации программ тренировки в зависимости от физической подготовленности,состояния психосоматического здоровья и индивидуально-типологическихособенностей личности [30,10,28,29,35 и др.].
Решениеуказанной проблемы осложняется в настоящее время тем обстоятельством, что запоследние годы произошло не только серьезное ухудшение уровня здоровьянаселения России [31,16], но, что более существенно, изменились структура испецифика факторов риска нарушений состояния здоровья. В частности, значительновозросло число здоровых людей с генетически детерминированными и приобретеннымифакторами риска, значительно расширилась группа лиц с донозологическиминарушениями состояния здоровья [3,93]. Так, например, уровень донозологическихизменений нервно-психического статуса в группе «здоровых» достигает45%, уровень факторов риска дистресса — 64%. Еще более серьезные измененияпретерпевает состояние психического здоровья детей. Каждый пятый ребенокрождается с нервно-психическими расстройствами, около 30% школьников имеютнарушения психоэмоционального статуса [34]. Неудовлетворенность жизнью ушкольников 7-11 лет в России в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы[24]4.
Важноподчеркнуть, что данные, полученные в ходе скрининговых исследований здоровьянаселения Санкт-Петербурга (научный отчет за 1995 год), также свидетельствуют овысоком проценте факторов риска снижения иммунологической защиты, что, видимо,объясняется напряженностью механизмов психоиммуномодуляции [53].
Всевышеуказанное требует существенного углубления дифференцированного подхода (а вряде случаев именно персонификации) при назначении рекомендаций по укреплениюпсихического здоровья5.
Впоследние годы в спортивной медицине и психологии наметилось нескольконаправлений работ в рамках разработки дифференцированного подхода к укреплениюпсихического здоровья населения:
— создание автоматизированных диагностико-консультационных систем по укреплениюфизического состояния и психосоматического здоровья населения, которыеобеспечивают формирование индивидуальных оздоровительных рекомендаций;
— совершенствование методов диагностики донозологических изменений состоянияпсихосоматического здоровья и факторов риска нарушений нервно-психическогостатуса;
— разработка специальных методов ментального тренинга, позволяющих осуществлятьперсонификацию методов психической самозащиты личности в условияхинтегрированной психофизической тренировки.
Анализируяпроблему индивидуализации и персонификации рекомендаций по укреплению здоровьяв условиях интегрированного психофизического подхода, следует специальноостановиться на вопросе об особенностях восприятия личностью интенсивностифизических нагрузок.
Ксожалению, несмотря на ряд оригинальных отечественных исследований [13 и др.],приоритет экспериментальной разработки данной проблемы принадлежит шведскимспециалистам [38] и активно используется специалистами, работающими вучреждениях Американского колледжа спортивной медицины. С точки зренияобсуждаемых проблем, принципиальное значение имеет тот факт, что у лиц сдонозологическими изменениями нервно-психического статуса наблюдаются выраженныеизменения восприятия интенсивности физических нагрузок [41]. При этом важно,что особенности восприятия интенсивности физических нагрузок зависят отсиндромальной специфики изменений нервно-психического статуса (астения,тревога, ипохондрически-депрессивная направленность).
Учитываявыявленные закономерности, а также несомненную связь донозологических измененийпсихического здоровья с так называемыми «энергодефицитнымисостояниями» [20], становится очевидным, что «передозировка»физических нагрузок способна не только усугубить нарушения нервно-психическогостатуса, но и практически разрушить мотивацию к занятиям физическимиупражнениями (см. выше).
Всевышеизложенное, как и результаты исследований, освещенные в первом разделестатьи, послужило основанием синтеза комплекса рекомендаций, наиболееоптимальных, с нашей точки зрения, для укрепления психического здоровья придонозологических изменениях нервно-психического статуса.
Кобщим положениям относятся:
1)использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробныхнагрузок;
2)обязательное включение в комплекс упражнений дыхательной направленности,которые способны в значительной степени компенсировать явления энергодефицита;
3)использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости,равновесия, стато-кинетической устойчивости с целью их влияния на такиепсихические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также наличностную самооценку;
4)применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражненийдля коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральнойсаморегуляции и потенцирования психической релаксации.
Кромеобщих положений программы физических упражнений для лиц с донозологическимиизменениями нервно-психического статуса, как показывает опыт работы, должнысодержать частные рекомендации, учитывающие специфику доминирующего синдрома[18]. Так, лицам с астеническим синдромом рекомендуется использовать физическиеупражнения в воде и силовые упражнения, что способствует тренировке и усилениюпроцессов активного торможения, восстановлению и упорядочению возбудительногопроцесса, повышению эмоционального тонуса.
Лицамс высоким уровнем тревожности следует включать в программу оздоровительнойфизической тренировки упражнения на координацию и равновесие, так как ониспособствуют формированию сосредоточенности, концентрации внимания, снижениюразличного рода фобий. Упражнения с сопротивлением имеют целью сформироватьустановку на преодоление трудностей, уверенность в достижении успеха. В случаяхдоминирования ипохондрической и депрессивной симптоматики следует признатьцелесообразным широкое использование игр, эстафет, упражнений, развивающихкачества скорости и ловкости, элементов хатха-йоги, что способствует повышениюэмоционального фона, развитию коммуникабельности и формированию социальнойподдержки среди занимающихся.
Вто же время следует подчеркнуть, что восстановление психического здоровья придонозологических изменениях нервно-психического статуса, несомненно, требуетсочетания использования как методов физической тренировки, так и ментальноготренинга. При этом если при состоянии психического здоровья комплиментарныйэффект физической тренировки и ментального тренинга нацелен главным образом наповышение духовно-деятельностного потенциала личности (см. раздел 2), то вданном случае целевой задачей являются совершенствование и восстановлениемеханизмов психической саморегуляции.
Отличительнымиособенностями программ ментальной тренировки, которые рекомендуетсяиспользовать при донозологических изменениях нервно-психического статуса,являются:
— обязательное овладение техникой ментальной тренировки с вхождением в такназываемое «альтернативное состояние сознания» [54];
— освоение техники образных представлений (имагинации);
— обучение технике целенаправленного создания «позитивных образов состоянияи будущего» для совершенствования процессов психической саморегуляции иразвития психической самозащиты.
Каки методы физической тренировки, программы ментального тренинга должны бытьдифференцированы в зависимости от специфики донозологических измененийнервно-психического статуса и тем самым потенцировать своей спецификой процессы«перекодирования» психофизического состояния [11].
Взаключение хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время известен рядпсихотехник. которые используют феномен перекодирования функциональногосостояния. Это, например, метод словесно-образных кодов, метод образно-волевыхнастроев [19,27].
Принципиальноезначение при выборе метода психокорригирующего воздействия, используемого воздоровительной системе тренировки, имеют, по-видимому, два обстоятельства:во-первых, научно-практическая верификация метода по эффективности; во-вторых,открытость метода для самостоятельного использования. Последнее и определяет, снашей точки зрения, широту сферы социального эффекта от использования каксамого психотехнического метода, так и оздоровительной технологии в целом, всостав которой данный психотехнический метод интегрирован.
Такимобразом, процесс синтеза оздоровительных технологий для укрепленияпсихофизического состояния и психосоциального здоровья связан с определеннымитребованиями и ограничениями, которые предъявляются, с одной стороны, котдельным компонентам, входящим в систему психофизического тренинга, а с другой- к системе в целом. Основные и наиболее существенные из них мы попыталисьпроанализировать в настоящей работе, используя опыт, накопленный вотечественной и мировой науке.
Список литературы
1.Азончик Л.Л., Шишина Н.Н. Особенности состояния здоровья и питания учащихсяпрофессионально-технического училища Санкт-Петербурга // Физическаяработоспособность и питание: Сб. науч. тр. — СПб.: НИИФК,1993, с.68-72.
2.Азончик Л.Л., Бурэ Н.П., Евдокимова О.М., Макатун М.В., Малинин А.В. Оценкасостояния психосоматического здоровья населения для назначения индивидуальныхрекомендаций с помощью компьютерной системы «HELPSV» // Вестникспортивной медицины России, 1995, № 3-4, с.24-25.
3.Баевский P.M., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состоянияздоровья // Валеология: диагностика: средства и практика обеспечения здоровья.- СПб.: Наука,1993, с.33-48.
4.Баландин В.И., Бурэ Н.П. Влияние ментального тренинга на функциональноесостояние организма и соревновательную надежность спортсменов // Современныедостижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. — СПб.,1994, с. 17.
5.Белов В.Н. Психология здоровья. — СПб.,1994, с.272.
6.Бендюков М.А., Бундзен П.В., Вайник Г.А., Евдокимова О.М. Интегрированныйпсихофизический тренинг для населения: методология и принципы: Тез. докл. итог.науч. конф. — СПб.: НИИФК,1993, с.8-9.
7.Блэйер С.Н. Физическая активность — важный фактор здоровья и функциональногосостояния // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар.конф. — СПб.,1994, с. 117-119.
8.Бундзен П.В. Теоретические основания разработки и опыт применениядиагностико-консультационной системы «ОФИС» для укрепления здоровьясредствами массовой физической культуры // Спорт и здоровье: Сб. науч. тр. — СПб:. НИИФК,1992, с.5-13.
9.Бундзен П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. — СПб.,1994, с. 123-124.
10.Бундзен П.В., Дибнер Р.Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения// Теория и практика физической культуры. — 1994, № 5 — 6, с.6-12.
11.Бундзен П.В., Бендюков М.А., Кирюшин А.И. Система психотренинга ипсихопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной медициныРоссии,1994, № 1-2, с.35-38.
12.Васильев В.Н. Здоровье и стресс. — М.: Знание,1991.
13.Гандельсман А.Б., Прокопович Н.Б. Совершенствование интероцептивного анализапри острой гипоксемии и ниперкапнии у человека // Журнал высшей нервнойдеятельности,1962, Т.XII, вып.2, с.223-228.
14.Геселевич В.А. Факторы риска и продолжительность жизни элитных спортсменов//Вестник спортивной медицины России,1993, № 2-3 (4), с. 7-8.
15.Гиссен Л. Время стрессов. — М.: ФиС,1990.
16.Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в1993 году. Раздел II: Общая заболеваемость населения // ЗдравоохранениеРоссийской Федерации,1995, № 4, с.3-11.
17.Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: ФиС,1986.
18.Евдокимова О.М. Особенности восприятия интенсивности физической нагрузки у лиц,не занимающихся спортом, и спортсменов: Дис. — СПб.,1994.
19.Иванченко В.А., Иванченко А.М., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнеседля каждого. — СПб.,1994.
20.Илюхина В.А., Заболотских И.Б. Энергодефицитные состояния здорового и больногочеловека. — СПб.,1993.
21.Иорданская Ф.А. Факторы риска заболеваний высококвалифицированных спортсменов,методы ранней диагностики и средства профилактики // Вестник спортивноймедицины России,1993, № 2-3 (4), с.9-10.
22.Исаков В.А. Изменение уровня кортизола в сыворотке крови, болевойчувствительности и психоэмоционального статуса под влиянием ментальнойрелаксации: Тез. итог. научн. конф. — СПб.: НИИФК,1994, с.37-38.
23.Кабачков В.А., Родионов А.В. Психолого-педагогические методы коррекциидевиантного повеления детей и подростков в процессе двигательной активности //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. — М.,1994, с.37.
24.Комков А.Г., Антипов Г.Л., Варлачев Г.К., Гуринович Е.Г. и др. Технологииизучения эффективности и совершенствования организации физического воспитаниядетей и молодежи на основе комплексной оценки их физического состояния,социальных условий и образа жизни: Отчет о НИР. — СПб.: НИИФК,1994.
25.Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стилежизни // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. международн. конф.- СПб.,1994, с.124-125.
26.Макатун М.В., Малинин А.В. Структурный анализ сердечного ритма в оценке влиянияментального тренинга на процессы психосоматической регуляции // Современныедостижения спортивной науки: Тез. докл. международн. конф. — СПб.,1994, с.19-20.
27.Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. — СПб.,1995.
28.Найн А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизациюпознавательной деятельности студентов // Теория и практика физическойкультуры,1994, № 3-4, с. 15-17.
29.Родионов А.В., Романов В.А., Юшков О.П. Индивидуализация психофизическоготренинга при управлении стрессовым состоянием спортсменов // Новые подходы кпсихорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. — М.,1994, с.68.
30.Сонькин В.Д., Заикин В.А., Зайцева В.В. и др. Компьютерное программированиеоздоровительных физических упражнений // Теория и практика физическойкультуры,1988, № 6, с.5-7.
31.Судаков К.В. Диагноз здоровья. — М.: ММА им. И.М.Сеченова,1993.
32.Унесталь Л.-Э. Психические навыки для спорта и жизни // Спорт и здоровье: Сб.научн. тр. — СПб.: НИИФК,1992, с.29-36.
33.Унесталь Л.-Э. Да, ты можешь. — СПб.,1995.
34.Юрьев В.К., Медик В.А., Стуколкин Д.Н., Юрьев В.В. Здоровье детей Новгородскойобласти. — Новгород,1995.
35.Якобашвили В.А., Макарова Г.А. Клинические аспекты проблемы отечественнойспортивной медицины // Теория и практика физич. культуры,1994, № 11, с.5-7.
36. Berger B.G., Owen D.R. Stress reduction and mood enhancement infour exercise modes: swimming, body conditioning, Hatha yoga and fencing//Research Quarterly for Exercise and Sport. 1988, v. 59, p. 148-159.
37. Biddle S. Physical Activity, Health and Well-Being//International Scientific Consensus Conference. — Quebec City,19th-21stMay,1995.
38. Borg G. Perceived exertion as an indicator of somatic stress//Scand. J. Rehabil. Med. 1970, v. 2-3, p. 92-98.
39. Bosscher R.J. Running and mixed physical exercises withdepressed psychiatric patients //Intern. J. Sport Psychol. 1993, v. 24, p.170-184. -
40. Caspersen C.J., Powell K.E., Christenson G.M. Physical activity,exercise and physical fitness: Definitions and disfunctions for health-relatedresearch //Public Health Reports. 1985, v. 100, p. 126-131.
41. Evdokimova 0. Rated of perceived exertion by the subjects withvarious level health related fitness and prescription of Mental Training//Mental Training for Sport and Life in Russia. — Orebro, Sweden,1994, p.20-23.
42. Forman Т., Myers D. The personal stressreduction program. — New Jersey: Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs,1987.
43. Gane P. Sofrapedagogics. — Canada,1991.
44. Greenspan M., Fitzsimmons P., Biddle S. Aspects of psychology insport medicine //Brit. J. of Sports Med. 1991, v. 25, № 4, p. 178-182.
45. Grossman A. Endorphins: «Opiates for the masses»//Med. Sci Sports Exer. 1985, v. 17, № 1, р. 101-105.
46. Kirkcaldy В., Furnham A., Shephard R.Attitudes towards health and illness among exercisers and non-exercisers//Stress Medicine. 1994, v. 10, p. 21-26.
47. Mutrie N., Biddle S.J.H. The effects of exercise on mentalhealth in non-clinical population /Ed. by S.J.H. Biddle //European perspectiveson exercise and sport psychology. — Champaign, IL: Human Kinetics,1995, p.50-70.
48. Qja P. Descriptive epidemiology of health-related physicalactivity and fitness //Physical Activity, Health and Well-Being: Intern. Sci.Cons. Conf. — Quebec City,19th-21st May,1995.
49. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N. et al. Physical activity andpublic health: A recommendation from the Centres for Disease Control andPrevention and the American College of Sports Medicine //J. of the Amer. Med.Association. 1995, v. 273, p. 402-407.
50. Plante T.G., Rodin J. Physical fitness and enhancedpsychological health //Current Psychology: Research and Reviews. 1990, v. 9, №1, p. 2-24.
51. Rejeski W.J., Thompson A. Historical and Conceptual Roots ofExercise Psychology//Exerc. Psychology: The Influence of Physical Exerc. onPsychological Processes /Ed. by P.Seraganian. — Concordia Univ.: AWiley-Intersci. Publ.,1993, p. 3-35.
52. Salazar W., Petruzzello S., Landers D., Etnier J., Kubitz K.Meta-analytic techniques in exercise psychology //Ibid., p. 122-145.
53. Straub W. Psychoneuroimmunology: The integration of mind andbody //2nd Intern. Congr. of Sport Psychol. — Moscow,1995, p. 49-50.
54. Unestahl O.-E. The ideal performance. — Singapur,1988.
55. Unestahl L.-E., Bundzen P., Bendjukov M. Integratedpsychophysical training: Methodology and Construction //Mental Training forSport and Life in Russia. — Orebro, Sweden,1994, p. 14-15.
56. Vainik G. Effect of Mental Training on the Psycho-EmotionalStatus and Level of Fitness in Women Participating in Shaping //Mental Trainingfor Sport and Life in Russia. — Orebro, Sweden,1994, p. 25-26.
57. Veale D. Exercise dependence //Brit. J. of Addiction,1987, v,82,p. 735-740.
58. Wankel L.M. The Importance of Enjoyment to Adherence andPsychological Benefits from Physical Activity //Intern. J. Sport Psychol.,1993,v. 24, p. 151-169.
59. Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health//Sports Med.,1994, v. 17, № 2, p. 108-116.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Николай II конец династии Романовых
Реферат Закінчений злочин момент закінчення окремих видів злочинів Готування до злочину Замах на злоч
Реферат История экономики, политология, психология и педагогика, статистика, философия, экономическая теория
Реферат Петр Аркадьевич Столыпин
Реферат Гуам
Реферат Преодоление советского пространства
Реферат Герпес половых органов
Реферат 60S Music Essay Research Paper The 60
Реферат Плуг и область его применения
Реферат Curfew Worth It Or Not Essay Research 2
Реферат Экзаменационные вопросы по курсу "Международная торговля" (укр)
Реферат Інформація про здійснення державної регуляторної політики у Сумській області у 2009 році
Реферат Реалистическое и фантастическое в повести А С Пушкина Пиковая дама
Реферат «Ставропольской государственной медицинской академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат История государства и права России 2