Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Развитие малого бизнеса в сфере туризма

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«АЛТАЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Международныйинститут экономики, менеджмента и информационных систем
Кафедраэкономики предпринимательства и маркетинга
РАЗВИТИЕМАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
(курсоваяработа)
Подисциплине: «Организация предпринимательства»
Выполнила студентка
2 курса, 2825 группа
Екатерина АлександровнаВоронкина
Барнаул 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснованиезначимости малого бизнеса в туризме
1.1 Услугитуризма как составляющая часть развития региона
1.2 Виды малого бизнеса в сферетуризма
Глава 2. Анализ развития малогобизнеса в сфере туризма
2.1 Алтайскийкрай
2.2 Республика Алтай
Глава 3. Условия устойчивого развитияпредпринимательства в сфере туризма
Заключение
Список литературы

Введение
Мировой опыт показывает,что малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, который влияет натемпы экономического роста, структуру и качество валового национальногопродукта. Уровень развития малого бизнеса в России значительно отстает отразвития данного сектора в промышленно развитых странах и явно недостаточен сточки зрения потребностей настоящего периода в Российской Федерации.
В сложившихся условияхзначительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательстваотводится сфере услуг, и в частности индустрии туризма, которая может статьреальной возможностью для развития малых форм хозяйствования, так как она имеетбольшой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требуеттаких больших капиталовложений, как, например, промышленность, и являетсяиндустрией номер один по созданию рабочих мест. Учитывая неоспоримый туристскийпотенциал нашей страны и неразвитость туризма в настоящее время, приложениекапитала именно в эту индустрию является сейчас чрезвычайно актуальным.
Объектом исследованияданной курсовой работы является малый бизнес в сфере туризма. Предметом выступаютвиды малого предпринимательства в сфере туризма.
Целью курсовой работыявляется выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды ивлияние на экономическое развитие региона.
Для достижения указаннойцели поставлены следующие задачи:
— проанализировать взаимодействиесферы туризма с экономикой региона;
— рассмотреть основныевиды малого бизнеса в сфере туризма;
— проанализироватьуровень развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай, и определитьзначение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социальногоразвития региона;
— рассмотреть основныеусловия устойчивого развития малого бизнеса в сфере туризма.
Теоретической иметодологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежныхученых в области теории предпринимательства, теории туризма, экономики туризма,менеджмента туризма. Информационной базой послужили законодательные инормативные акты федеральных, региональных и местных органов власти РоссийскойФедерации, работы, опубликованные в периодической печати и электронной сети«Интернет», статистические данные о развитии малого бизнеса в сфере туризма вАлтайском крае и Республике Алтай.
Курсовая работа состоитиз трех глав, введения, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретическоеобоснование значимости малого бизнеса в сфере туризма
Туризм оказываетсущественное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притокувалюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д.Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатываеттуристскую политику, которая является одним из видов социально-экономическойполитики государства.
1.1 Услуги туризма каксоставляющая часть перспективного развития региона
Региональная политика всфере туризма становится по актуальности в один ряд с федеральной в силу двухобстоятельств. Во-первых, федеральная программа не в состоянии учесть спецификуроссийских регионов, которые отличаются широким разнообразием территорий,природно-климатических условий, традиций и других особенностей, определяющихсамобытность и уникальность конкретной области, края, района. Во-вторых, длярегиона необходимость разработки собственной политики в области туризмаопределяется возможностями данной отрасли решить широкий, круг социально-экономическихпроблем (улучшить инфраструктуру, обеспечить занятость населения, преодолетьнеравномерность развития отдельных районов региона и т.д.). Приоритеты,принципы, цели, задачи туристской политики, а также условия их реализацииопределяются в рамках концепции и программы развития туризма.
Поскольку туризм какбольшая открытая система взаимодействует с социально-экономической системойрегиона, на территории которого расположены объекты туризма, сформированасоответствующая инфраструктура, то для получения позитивного эффектавзаимодействия двух социально-экономических систем они должны быть управляемы(в противном случае им грозит разрушение). Поэтому необходим анализвзаимодействия туризма с экономикой региона, его социально-экономическимразвитием.
В российской и зарубежнойнаучной литературе нет четкого определения понятия регион (от англ. region —район). В зависимости от целей исследования под регионом понимают сложныйтерриториально-экономический комплекс, или единицу административного делениястраны, или группу стран, представляющих собой определенныйэкономико-географический либо однотипный по общественному устройству районмира, и т.д.
К термину регион посвоему внутреннему содержанию близок часто встречающийся в экономическойлитературе термин экономический район, под которым понимается крупномасштабныйрегион с особой отраслевой специализацией (структурой производства), играющей существеннуюроль в экономике страны.
Таким образом, размытытерриториальные, экономические, социокультурные и иные региональные критерии играницы, что является одной из причин многообразия направлений иметодологических концепций в современных региональных исследованиях.
Под туристским региономпонимается пространственно определенная территория, на которой располагаются туристскиеаттракторы и инфраструктура, обслуживающая посетителей.
Так как на регионыоказывает влияние множество различной степени факторов и условий (природных,экономических, социальных, экологических, политических и др.), то и уровни развитиярегионов неодинаковы.
Обращает на себя вниманиетот факт, что зоны отдыха с высоким уровнем социально-экономического развитиямогут иметь как большие, так и небольшие туристские потоки. Основная причинаэтого кроется в различии целей региона (повышение жизненного уровня населенияза счет развития экономики) и туризма (восстановление и развитие духовных ифизических сил человека).
Важный фактор, влияющийна формирование туристских потоков, — уровень материального благополучиянаселения. По мнению специалистов, основу туристского контингента в России, совершающеготри-четыре поездки в год за рубеж, составляет средний класс по доходности(около 20%), т.е. те граждане, кто получает в месяц не менее шести прожиточныхминимумов на каждого члена семьи. Однако эти прогнозы не отражают региональныеособенности.
Таким образом,отсутствует прямая зависимость между уровнем развития экономики региона иуровнем развития туризма. Вместе с тем, исходя из системного представлениякаждой территориальной единицы, туризм — составная часть региональнойсоциально-экономической системы, т.е. имманентен ей, поэтому отсутствие междуними связей говорит об иррациональности их взаимодействия.
Следует отметить, что,развиваясь, туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику региона.При прямом влиянии расходы посетителей непосредственно формируют доходыпредприятий сферы туризма, а при косвенном — прямое воздействие туризмагенерирует рост спроса в сопряженных отраслях. Например, гостиницы пользуютсяуслугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний,производителей пищевых продуктов и др. Возникает цепочка расходы — доходы —расходы… расходы — доходы — расходы.
Прямое воздействиетуризма в основном проявляется на национальном уровне через госбюджет,платежный баланс и характеризуется такими показателями, как доля туристскихрасходов и доля налоговых поступлений от туризма в ВВП. На региональном уровнебольше заметен косвенный эффект, который, как правило, оценивается посредствоммультипликатора как показателя туристских расходов в регионе — число вложенийденег туристами в местную экономику, при которых средства были фактическипотрачены в принимающем регионе.
Преобладающая частьрасходов приходится на дистанцию, где чем выше комплексность туристских услуг,тем больше спрос на услуги смежных отраслей и видов деятельности. Однаковнешний, благоприятный экономический эффект от туризма в регионе фактическиоказывается заметно меньше, а иногда и негативным. Это может быть связано спревышением экологической нагрузки на туристско-рекреационные комплексы,разрушающие природу, оттоком региональных ресурсов, имеющих стратегическоезначение, в сферу туризма, что обостряет социально-экономические проблемырегиона, и т.д. Отсюда следует необходимость планирования, прогнозирования ирегулирования предельных значений потоков туристов и возможностей, пропускнойспособности самих объектов.
Выявленный общий характервлияния туризма на развитие региона, обусловливающий протекание позитивных инегативных процессов, должен включаться в планы развития туризма длясвоевременного принятия мер по упреждению появления или снижения негативныхфакторов и усиления влияния позитивных и учитываться в нормативно-правовыхдокументах.
Следует отметить, что сточки зрения туристской привлекательности сам административно-экономическийрегион, как правило, не представляет интереса для посетителей. Привлекательностьтакого объекта определяется наличием аттракторов (природных, исторических,социально-культурных и иных достопримечательностей), расположенных компактно,доступных, удобных для обозрения, с высоко развитой инфраструктуройобслуживания.
В зависимости от видов ихарактера имеющихся туристских ресурсов осуществляется зонирование территориирегиона.
Следует обратить вниманиена то, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которымиобладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного идостаточного условия для обеспечения успешного развития туризма, так какпредставляют собой лишь один из элементов туристского предложения.
Важный показатель —уровень состояния и развития в регионе материально-технической базы,обслуживающей туристов.
Таким образом,экономические показатели, оптимизирующие социально-экономический уровеньрегионов, не отражают характер развития в них туризма. Уровень развития туризмакоррелирует только с емкостью туристско-рекреационных ресурсов и уровнемразвития материально-технической базы обслуживания. Это связано с тем, чтоколичество и качество производимого туристского продукта зависит от текущих, вполнеопределенных запросов потребителей.
1.2 Виды предпринимательствав сфере туризма
Интенсивное развитиетуристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может бытьклассифицирован по сферам деятельности, степени новаторству, количеству собственникови другим признакам.
По количествусобственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.
По степени новаторстватурбизнес может быть классическим и инновационным.
Классический турбизнес —это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное намаксимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, гдезадействованы внешние (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлениюрезервов туристской организации для повышения рентабельности, обновленияноменклатуры выпускаемых услуг. Такой вид турбизнеса отличается большейстепенью предсказуемости, нежели инновационное предпринимательство. Однакодобиться существенных результатов здесь непросто из-за высокой конкуренции.
Инновационный турбизнес —модель предпринимательской деятельности, которая сводится к созданию новшествпосредством использования новых сочетаний традиционных ресурсов.Предприниматель, занимаясь инновационной деятельностью, стремится идти в ногусо временем, При этом он ориентируется на ускорение темпов научно-техническогопрогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такойвид предпринимательства требует значительных инвестиций и несет в себезначительную долю риска, однако именно при таком ведении дел в данной сфереможно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.
Каждая модель турбизнесаимеет отличительные признаки, но единые сущность, цели и задачи. Кроме того,каждой модели присущи черты, определяемые сферой бизнеса.
По сфере и назначениютурбизнес можно подразделить на производственный, коммерческий, финансовый,консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет самусущность и специфику турбизнеса.
Виды турбизнесапредставлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности,продукции и услуг (ОКДП), который создан на основе Международной стандартнойотраслевой классификации и Международной классификации основных продуктов, чтообеспечивает сопоставимость российских и международных норм и максимальноесоответствие законам отраслевого управления в условиях рынка.
Производственныйтурбизнес представлен в ОКДП следующими видами деятельности: туроперейтинг,гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания,транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание,оздоровительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслуживаниетуристов и др. Коммерция представлена в ОКДП прежде всего турагентскойдеятельностью, финансы — страхованием туристов, консалтинг — юридическимобслуживанием туристских организаций и туристов.
Это далеко не полныйперечень, ибо сферу туризма наряду с вышеназванными аспектами косвенноформируют предприятия городского транспорта, дорожные и городские коммунальныеслужбы, организации связи, предприятия по производству товаров народногопотребления и др.
Приведенные видытурбизнеса формируют систему предпринимательства в социально-культурном сервисеи туризме. Дадим краткую характеристику основных видов предпринимательства вданной сфере.
Туроперейтинг — основнойвид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства —вовлечение организаций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексногообслуживания туристов.
Туроперейтинг относится кпроизводственной сфере бизнеса. В данной области создается туристский продукт,который впоследствии реализуется самостоятельно туроператором или черезтуристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли.Прибыль в системе туроперейтинга рассчитывается на основе разницы междусебестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.
Туроператорскаядеятельность — предпринимательская деятельность, осуществляемая с цельюполучения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов ворганизованном отдыхе.
Для туроперейтингахарактерна коллективная форма бизнеса. В туризме действует множество туроператоровв виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций.Наиболее распространенными формами предпринимательства являются общества сограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Выбор такихорганизационно-правовых форм обоснован прежде всего ограниченнойответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемомстартового капитала.
Следует отметить малоеколичество туроператоров на российском рынке, что существенно сдерживаетразвитие внутреннего и въездного туризма. Это объясняется рядом причин, и впервую очередь низким спросом на внутренние туры со стороны как россиян, так ииностранных граждан.
Турагентская деятельность— это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью полученияприбыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе.Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничнойторговли.
Турагентская деятельностьотносится к коммерческой сфере бизнеса. В данной области туристские агентствавыступают посредниками между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль всистеме турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии отпродажной цены тура.
Для турагентскогопредпринимательства характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса,Наиболее распространенными формами турагенств являются общества с ограниченнойответственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовыхформ, как и в туроперейтинге, обоснован прежде всего ограниченнойответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемомстартового капитала,
В настоящее время нароссийском, рынке преобладают турагентства, которые создаются в видепредставительств международных туроператоров. Это объясняется минимумом усилий,в организации бизнеса, так как международные операторы предоставляютнеобходимую документацию и реквизит, а нередко и первоначальный стартовыйкапитал.
В то же время многиетуроператоры и турагенты объединяются в ассоциации по интересам (например,Национальная туристская организация). Подобные ассоциации формируют инфраструктуруспроса на туристскую продукцию по регионам России, способствуют развитиювъездного, и внутреннего туризма, внедряют международные стандарты обслуживанияв России, формируют единое информационное пространство, а также решают ряддругих существенных проблем в социально-культурном сервисе и туризме.
Гостиничная деятельность— это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основеудовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.
Гостиничное хозяйство —это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в турпакет.Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также количествогостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможностиприема туристов.
Гостиничная деятельностьотносится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуютсятуристам услуги размещения. Прибыль в системе гостиничного бизнесарассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услугразмещения.
Для гостиниц характернаколлективная форма бизнеса, так как гостиничная деятельность являетсятрудоемкой и требует больших капитальных вложений. В гостиничном бизнеседействует множество малых и средних предприятий, а также крупных корпораций.Наиболее распространенной формой предпринимательства в гостиничном сектореэкономики являются акционерные общества открытого типа, что обосновано преждевсего объемом стартового капитала.
Гостиницыклассифицируются по уровню комфорта, им на основе сертификации может бытьприсвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России максимальныйудельный вес в общем составе гостиничной базы составляют гостиницы с низкимуровнем комфорта, что оказывает отрицательное воздействие на развитиевнутреннего и въездного туризма.
По мере роста числавъездных туристских поездок растет спрос на гостиничные услуги, причемкачественные услуги. Гостиничный бизнес в настоящее время являетсяприоритетным, и предприниматели готовы вкладывать денежные средства в его развитие.
Обслуживание туристовпитанием — вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с цельюполучения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугахпитания.
Одной из основных услуг втехнологии туристского обслуживания является питание. Уровень качества истандарты ресторанного обслуживания, а также количество предприятий питания втом или ином туристском центре значительно влияют на возможности приематуристов.
Ресторанная деятельностьотносится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются иреализуются туристам услуги питания. Прибыль в системе питания рассчитываетсяна основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг питания.
Для ресторанов и иныхтуристских предприятий питания характерны индивидуальная и коллективная формыбизнеса. В ресторанном бизнесе действует множество мелких и среднихпредприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенными формамипредпринимательства в этом секторе экономики являются общества с ограниченнойответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа. Выборорганизационно-право вой формы обоснован прежде всего целями бизнеса иамбициями учредителей.
Предприятия питанияклассифицируются по качеству обслуживания, им на основе сертификации может бытьприсвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России функционируютпредприятия всех классов, что оказывает позитивное воздействие на развитие внутреннегои въездного туризма в стране.
По мере роста числатуристских поездок растет спрос на услуги и качество питания.
Транспортное обслуживаниетуристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью полученияприбыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах перемещения.Транспорт — неотъемлемая часть любого путешествия. Он упрощает и способствуетперемещениям туристов. Кроме того, транспорт необходим для экскурсионных целейи для трансферта.
Транспорт относится кпроизводственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуютсятуристам услуги перемещения. Прибыль в системе транспорта рассчитывается наоснове разницы между себестоимостью и выручкой от реализации транспортныхуслуг.
Для железнодорожных,автотранспортных и иных транспортных предприятий характерна коллективная формабизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в транспортномсекторе сферы туризма являются общества с ограниченной ответственностью,акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовойформы обоснован прежде всего целями бизнеса и сектором рынка.
Ситуацию на рынкетранспортных услуг можно охарактеризовать как неблагоприятную для развитиятуризма. Основным негативным фактором на рынке транспортных путешествийявляется то, что в России на законодательном уровне не урегулированы вдостаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, анормы международного туристского транспортного права вступают в противоречия снациональными правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов.
Страхование туристов —предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли наоснове удовлетворения потребностей туристов в обеспечении безопасности жизни иимущества. Согласно Федеральному закону Об основах туристской деятельности вРоссийской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ основной формой обеспечения безопасности туристов при временном пребывании за рубежом являетсястрахование. Поэтому услуги страхования — это обязательный элемент в технологиитуристского обслуживания.
Страхование относится ксфере финансов. В данной области создаются и реализуются туристам услугистрахования. Прибыль в системе страхования рассчитывается на основе разницымежду себестоимостью и выручкой от реализации услуг страхования.
Для страховых компанийхарактерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формамипредпринимательства в страховании являются общества с ограниченнойответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа.
На современном этапе вРоссии для страхования характерны высокие темпы роста. Расширяется ассортиментуслуг страхования, повышается качество обслуживания.
Обучение туристов —предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли наоснове удовлетворения потребностей туристов в услугах образования. Образование— одна из самых молодых составляющих социально-культурного сервиса и туризма,развитию которой способствует расширение международных связей и обменов.
Образование относится кпроизводственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуютсятуристам услуги образования (лингвистические услуги, умения в области дайвингаи др.). Прибыль здесь рассчитывается на основе разницы между себестоимостью ивыручкой от реализации образовательных услуг.
Для учреждений обучениятуристов характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространеннымиформами предпринимательства являются государственные и муниципальные учреждения.Ситуацию на рынке образовательных услуг можно охарактеризовать как благоприятнуюдля развития сферы туризма. Рынок образования представлен в России большимколичеством учреждений различного профиля. Спектр образовательных услуг такжедостаточно обширен.
Восстановление здоровьятуристов (курортное дело) — предпринимательская деятельность, осуществляемая сцелью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов воздоровительных услугах. Профилактика заболеваний и восстановление физических,интеллектуальных и эмоциональных сил человека — следующая составляющая сферытуризма. Восстановление здоровья туристов базируется на использовании природныхлечебных ресурсов в курортных зонах.
Здравоохранение в туризмеотносится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуютсятуристам оздоровительные услуги (грязелечение, массаж, физиотерапия и др.).Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой отреализации оздоровительных услуг,
Для учрежденийздравоохранения в сфере сервиса и туризма санаториев, профилакториев,пансионатов — характерна коллектив нал форма бизнеса. Наиболеераспространенными формами предпринимательства являются акционерные общества открытого.
В настоящее время встране развиваются курорты и курортное дело. На это существует ряд причин:доступность курортных услуг по цене, обширные климатические, культурные иисторические богатства, большое количество мест для развлечения и лечения.
Экскурсионноеобслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая сцелью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов вэкскурсионных услугах. Экскурсионное обслуживание является частью комплекснойтуристской услуги. Экскурсия — форма познания и расширения кругозора путемпосещения достопримечательных объектов.
Экскурсионноеобслуживание относится к производственной сфере бизнеса, здесь создаются иреализуются туристам экскурсионные услуги. Прибыль рассчитывается на основеразницы между себестоимостью и выручкой от реализации экскурсионных услуг.
Экскурсионные учрежденияв чистом виде создаются крайне редко. Наиболее часто экскурсионные услугипредоставляются туристам в комплексе с другими видами обслуживания в рамкахдеятельности туроператоров или турагентств. Это обусловлено низкой стоимостьюэкскурсионных услуг, что предопределяет целесообразность рассматривать их какдополнительное обслуживание.
В настоящее времяэкскурсионное дело интенсивно развивается в нашей стране. Это вызвано развитиемвнутреннего и въездного туризма. Создаются новые маршруты, растет спрос напознавательные туры, появляются новые программы экскурсионного обслуживания.Следует отметить некоторое развитие методической и технической базыэкскурсионного дела: применяются новые приемы и способы ведения экскурсий,совершенствуется техническое обслуживание экскурсионной деятельности.
Организация досугатуристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью полученияприбыли на основе удовлетворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм идосуг — два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений относительномолодой и интенсивно развивающийся элемент социально-культурного сервиса итуризма. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности,выполняет функции воспитания, обучения, повышения культурно-образовательногоуровня и организации отдыха людей.
Организация досугаотносится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются иреализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотркинофильмов и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы междусебестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.
Для учреждений досуга(цирков, зоопарков и др.) характерна коллективная форма бизнеса.

Глава 2. Анализ развитиямалого бизнеса в сфере туризма
Алтай – удивительныйрегион. Это прекрасное место для туризма и активного отдыха. Алтай многолик,разнообразен и восхитительно красив — настолько, что может удовлетворить вкуссамого притязательного путешественника и любителя туризма.
2.1 Алтайский край
Алтайский край — субъектРоссийской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образован28 сентября 1937 года. Население края составляет 2 496,8 тыс. человек.Административный центр — г. Барнаул. Регион граничит на юге и западе сВосточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере исеверо-востоке — с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — сРеспубликой Алтай. Алтайский край находится в часовом поясе, обозначаемом помеждународному стандарту как Omsk Time Zone (OMST/OMSST). ОтносительноМосковского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа иобозначается в России соответственно как MSK+3. Омское время отличается отпоясного времени на один час, так как на территории России действует декретноевремя.
Климат Алтайского краяумеренный, переходный к континентальному, среднегодовые температуры —положительные, 0,5-2,1°С. Средние максимальные температуры июля +26...+28°С,экстремальные достигают +40...+42°С. Средние минимальные температуры января −20...−24°C, абсолютный зимний минимум −50...−55 °C. Безморозный периодпродолжается около 120 дней.
Алтайский край расположенв Южной Сибири, на границе двух обширных географических стран:Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его территория делится рекой Обь навосточную (предгорья и склоны Салаирского кряжа) и западную (Кулундинскаяравнина, Приобское плато) части. На юго-востоке — отроги Алтая высотой до 2421 м.
Днем рождения алтайскоготуризма считается 26 июля 1914 г., когда братья Троновы покорили гору Белуху.
Государственноерегулирование регионального туризма осуществляет Главное управление экономики иинвестиций администрации Алтайского края. Общественным регулированиемтуристской деятельности занимается Алтайская региональная ассоциация туризма(АРАТ), созданная в 1995 г. АРАТ включает в себя 18 туристских фирм Барнаула,страховую компанию, санаторий «Рассветы над Бией», кафедру рекреационнойгеографии Алтайского государственного университета. Основные цели Ассоциации —координация действий на туристском рынке, совершенствование работы организаций,связанных с туризмом, повышение качества обслуживания туристов, защитаинтересов членов АРАТ.
Законодательная базаалтайского туризма включает постановление главы администрации Алтайского края«О развитии туризма и лечебно-оздоровительного отдыха в Алтайском районе» (2002 г.) и др.
Туристическаядеятельность осуществляется в крае 121 фирмой на основании лицензий на правоведения турагентской и туроператорской деятельности.
Следует отметить, чтонесмотря на достаточно динамичный рост количества турфирм, не все из нихреально осуществляют туристическую деятельность. В статистическое наблюдениевошли сведения только по 56 туристическим фирмам.
Выручка от оказаниятуристических услуг составила 29 млн. рублей. Необходимо отметить, чтонепосредственно в туристической деятельности (туроператорской, турагентской)формируется не более 10% общей (валовой) выручки, получаемой дестинацией (местоприема туристов) от туриндустрии. Остальные 90 % приходятся на объектыинфраструктуры туризма.
По данным Главэкономики вкрае функционирует около 60 в различных районах края туристических баз.
В соответствии сэкспертной оценкой в течение года количество туристов и отдыхающих в Алтайскомкрае составляет более 500 тыс. человек в год, однако, по данным официальнойстатистики число лиц, пребывавших в коллективных средствах размещения,составило 384,3 тыс. человек.
Всего в 2009 году в краефункционировало 156 коллективных средств размещения, из них 8 – принадлежащихиндивидуальным предпринимателям. Из общего числа организаций коллективногоразмещения 87 – общего назначения (гостиницы, пансионаты гостиничного типа,общежития для приезжих и другие), 69 – специального назначения(санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристические базы).
Коллективные средстваразмещения занимают 4710,3 тыс.кв. метров земельной площади, из нее 297,9 – подстроениями, 2189,9 – под парками и зонами отдыха. Общая площадь строений 499,2тыс. кв. метров, в расчете на одну организацию – 3199 кв. метров.
Среднесписочнаячисленность работников коллективных средств размещения составила 7357 человек,в том числе 1326 – в организациях общего назначения, 6031 – специальногоназначения.
На производственныхплощадях коллективных средств размещения в 2009г. находилось 81 предприятиеобщественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары) на 8032 мест. Их оборотв 2009 году – 600,8 млн. рублей, а за период 2007-2009 гг. – 1,6 млрд. рублей.
Инвестиции в основнойкапитал коллективных средств размещения в 2008-2009 гг. составили 225 млн. рублей,из них 207,7 млн. рублей, или 92,3% — в основной капитал коллективных средствразмещения специального назначения.
Из общего дохода коллективныхсредств размещения в 2009 году 226,3 млн. рублей получено от продажи номеров,1924,2 млн. рублей – от реализации путевок, 56,5 млн. рублей – отдополнительных услуг, не входящих в стоимость путевки. Всего доход коллективныхсредств размещения в 2009 году составил более 2,3 млрд. рублей.
Следует отметить, чторекреационное освоение территории края происходит неравномерно. Туристско-рекреационнаянагрузка для одних территорий становится чрезмерной, а другие – осваиваютсямедленно. Перспективными с точки зрения туристического освоения являютсяЧарышский, Краснощековский, Солонешенский, Змеиногорский, Курьинский районы, г.Змеиногорск, но цивилизованный туризм не получил там пока должного развития.Одной из основных причин является недостаточная развитость инфраструктуры:объектов дорожного и коммунального хозяйства, энергетики, связи. Существуютпроблемы с обновлением автобусного парка. Настала необходимость не толькореанимации аэропорта г. Бийска, но и перевода его работы на качественно новыйуровень.
Наиболее развит туризм натерритории Алтайского района, где по данным анкетирования сезона 2009 годадействовало 42 объекта туризма и отдыха (3781 место) на левобережье реки Катунии у озера Ая. По информации государственного пожарного надзора МЧС РФ в частныхдомовладениях отдыхало одновременно около 2,5 тыс. человек. В совокупности, безучета отдыхающих в палатках, с 20 июня по 20 августа ежедневно пребывает наотдыхе более 6 тыс. человек. За сезон в районе побывало около 250 тыс. человек,в том числе в Бирюзовой Катуни — 75 тыс.
По расчетным данным в пиксезона ежедневный объем предоставляемых услуг (гостиничные, питание,экскурсионные, сплавы, прокат, платные стоянки, игорный бизнес, розничная торговляи др.) составляет 6-8 млн.рублей. За летний сезон оборот туристических и другихуслуг – около 500 млн.рублей.
Благодаря развитиюотрасли значительно возросли объемы затрат на строительство и ремонт дорог (более40 млн. рублей — за 2006-2009 годы). Сдан в эксплуатацию оптико-волоконныйкабель цифровой связи, расширена телефонная сеть. Общий объем частныхинвестиций в сферу туризма и спортивно-оздоровительного отдыха в районесоставил около 1 млрд. рублей.
Растет и развиваетсякурорт Белокуриха. В 2009 году курорт принял около 1800 иностранцев. Впансионатах, санаториях и профилакториях предлагается более 3600 местединовременного размещения. Санаторно-оздоровительный комплекс в последние годыдемонстрирует высокие темпы роста объема оказываемых платных услуг населению(127,3% — в 2008 г., 132,2% — в 2009г.).
Для развитиятуристической отрасли первостепенное значение имеет привлечение инвестиций.Исследуя общую инвестиционную привлекательность, эксперты рейтингового агентства«Эксперт» (г.Москва), каждый год готовят рейтинг российских регионов.
Согласно оценкеспециалистов указанного агентства в 2009 году среди всех регионов РоссийскойФедерации Алтайский край занимал 19 место по уровню туристического потенциала илидирует среди регионов Сибирского федерального округа. Данная оценкаподтверждает конкурентные преимущества Алтайского края в сферетуристско-экскурсионных услуг, которые необходимо эффективно использовать сцелью повышения уровня социально-экономического развития региона и уровня жизниего населения.
Инвестиционный климат вАлтайском крае в настоящий момент можно назвать благоприятным. В 2009 году втуристическую отрасль края вовлечено 100 млн. рублей частных инвестиций.Осуществляется подготовка к реализации 11 инвестиционных проектов спредполагаемым на текущий год объемом вложений в 700 млн. рублей. Следуетотметить, что туристические фирмы в основном являются малыми предприятиями ииспытывают определенные финансовые трудности. Поскольку туроператорскиеорганизации Алтая занимаются внутренним и въездным туризмом, это определяетярко выраженную сезонность работы.
Наиболее масштабный инвестиционныйпроект, осуществленный на территории Алтайского края, – это строительствотуристического комплекса «Бирюзовая Катунь», организатором которого являетсяООО «Алтай-Известь». «Бирюзовая Катунь» — одна из семи особыхтуристско-рекреационных зон России. В комплекс площадью 3380 га входят пастбища, леса и горы.
Сегодня существует целыйряд факторов, обуславливающих необходимость государственной поддержки ирегулирования сферы туризма в Алтайском крае:
· перспективностьсферы туризма для экономики края;
· необходимостьвывода деятельности туристических фирм и средств размещения из теневого сектораэкономики;
· неравномерность истихийность туристско-рекреационного освоения территории;
· недостаточнаяразвитость инфраструктуры.
В Стратегиисоциально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. определены первоочередные действия по развитию спортивно-оздоровительного туризма. Развитиетуризма определено и в приоритетных направлениях развития на среднесрочнуюперспективу. Цель на 2010-2012 гг. – формирование современноговысокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающегоширокие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так ииностранных граждан в туристических услугах. Сектор туризма должен стать уже всреднесрочной перспективе серьезным источником доходной части бюджета края.
Администрация Алтайскогокрая активно проводит политику развития территорий, обладающих наиболее богатымтуристическим потенциалом, и поддержки инициативы органов местногосамоуправления. В области туризма выполнен ряд научно–исследовательских работ,связанных с обоснованием формирования туристско–рекреационных зон в предгорныхи горных районах края. В частности, подготовлено экологическое обоснованиеорганизации туристско–рекреационной деятельности в районе Горной Колывани илевобережья реки Катуни на территории Алтайского района, разработана схематерриториального планирования части территории Чарышского района. Намечено иопределено финансирование работ по планированию туристско–рекреационногоосвоения долины реки Ануй Солонешенского района.
В схемах, разрабатываемыхучеными по заказу Администрации Алтайского края, заранее определяются участкидля строительства, допустимая рекреационная нагрузка, проводится экологическаяэкспертиза, что является средством привлечения потенциальных инвесторов к строительствутуристических объектов, т.к. для них значительно упрощается процедурасогласования документов. Кроме того, на основе схемы разрабатывается планразвития инфраструктуры территории. Таким образом, осуществляется партнерствогосударства, бизнеса и науки, создаются условия для развития туризма в условияхсохранения окружающей природной среды.
Формирование современноготуристско-рекреационного комплекса края позволит не только сделать качественныйскачок в развитии отрасли, но и решит многие другие социально-экономическиезадачи. Существенно увеличится ВРП региона и его экономический потенциал.
Вклад отрасли в валовойрегиональный продукт только по профильному виду деятельности (оказаниютуристических услуг) за 2006-2009 годы вырос более чем в 5 раз. Доля туристическихуслуг в ВРП края составила 1,3% к 2010 году.
Рост валовогорегионального продукта края с учетом вклада индустрии туризма и оздоровлениярассчитан исходя из опережающего роста темпом не менее 9-12% в год несколькихсекторов экономики края, оказывающих услуги: туристические, строительные,транспортные, торговые, по обеспечению функционирования рынка и других.Соответственно, за 5 лет это изменит общую структуру экономики края.
Развитие туристическогопотенциала экономики позволит увеличить в целом ее конкурентоспособность, чтоне только приведет к улучшению баланса денежных потоков Алтайского края, но ибудет способствовать увеличению оборота денежных средств.2.2 РеспубликаАлтай
Республика Алтай —республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входитв состав Сибирского федерального округа. Столица — г. Горно-Алтайск.
Граничит с РеспубликамиТыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью, а также Китаем,Монголией и Казахстаном.
Республика образована 1июня 1922 года. На 1 января 2009 года численность населения Республики Алтайсоставляла 209 207 человек.
Республика Алтайнаходится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как OmskTime Zone (OMST/OMSST). Относительно Московского времени часовой пояс имеетпостоянное смещение +3 часа и обозначается в России соответственно как MSK+3.
Республика Алтайнаходится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, степей и полупустынь.Эта самая высокогорная территория Сибири имеет чрезвычайно живописныеландшафты. Простираясь более чем на 350 км с севера на юг и 400 км с востока на запад, она с низкой горной зоны переходит в высокогорную. Высота отдельныхвершин превышает 4 тыс. м над уровнем моря.
В 2009 году РеспубликуАлтай впервые посетили более 1 миллиона туристов. Предприятия туриндустрии в2009 году демонстрировали положительную динамику по основным показателям. 558предприятий оказывали туристские услуги в 2009 году (в 2008 г. — 514). Общее количество действующих туробъектов достигло 183, в 2009 году появилось 7 новыхтуробъектов, два из которых — повышенной степени комфортности. Уже действующиетуробъекты значительно расширили свой номерной фонд за счет комфортабельныхмест размещения. Общее количество мест размещения достигло 8500 (8150 в 2008),из которых порядка 3100 (2305 в 2008) круглогодичного действия. Увеличилоськоличество сельских домов, принимающих туристов (более 315 домовладений).
По данным Государственнойинспекции по маломерным судам, не менее 200 рафтов и 140 моторных маломерныхсудов в летний период используется при организации водных путешествий иэкскурсий. Зарегистрировано 42 новых туристических маршрута.
Без учета реализациикрупномасштабных инвестиционных проектов инвестиции в основной капиталдействующих предприятий составили порядка 400 млн. руб. В сфере оказаниятуристских услуг в 2008 г. было занято не менее 4500 человек.
Минимальный оборот рынкатуристических услуг составил порядка 1,4 млрд. руб., или около 10% валовогорегионального продукта.
Прямые налоговыепоступления, арендные платежи за использование участков лесного фонда, земельмуниципальных образований в рекреационных целях составили более 80 млн. руб. Врамках исполнения плана законотворческой деятельности после широкого обсужденияпринят Закон «О туризме в Республике Алтай», ряд других нормативныхактов.
Туристический сезон 2009года имел ряд отличительных особенностей от предшествующих. Транспортный потокиз других регионов увеличился в 1,5 раза в сравнении с аналогичным периодом2008 года (390 тыс. единиц в 2009 году против 260 тыс. в 2008). Вместе с тем,изменилась структура транспортного потока в сторону уменьшения в два, а понаправлению Майма – Чемал и в три раза рейсов, выполненных предприятиями,специализирующимися на организованной транспортной доставке туристов(туристическими автобусами и микроавтобусами) на туробъекты. Необходимоотметить, что до 80% организованных туристов в предшествующие сезоныдоставлялись на территорию Республики именно автобусами и микроавтобусами.Количество туристических групп, зарегистрированных в поисково-спасательномподразделении РА увеличилось на 9% (398 в 2009 году против 366 в 2008), нообщее количество туристов в их составе уменьшилось на 4% (3480 в 2009 годупротив 3611 в 2008). На 16% (5051 в 2009 году против 6021 в 2008) снизилоськоличество иностранных граждан посетивших Республику с целями не связанными сзанятием трудовой деятельностью, эти показатели можно считать позитивнееожидаемых, так как основной поток иностранных туристов в 2008 году был связан ссолнечным затмением, которое можно было наблюдать на Алтае. Посещаемость наиболеепопулярных объектов экскурсионного показа осталась на уровне 2008 года,например количество посещений водопада Корбу в 2009 году 27 тысяч человек в2008 году 26 тыс. человек. Благодаря своевременному рассмотрению на«Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров впредпринимательстве» вопроса о выдаче разрешений на пребывание в пограничнойзоне и достигнутому в ходе рассмотрения понимания между руководствомпограничного Управления и руководителями турпредприятий, удалось снятьнапряженность в данном вопросе, возникшую после вступление в действие приказаувеличивающего срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений для российских ииностранных граждан. В итоге количество выданных разрешений на посещениепограничной зоны в Усть — Коксинском районе за девять месяцев текущего года всравнении с аналогичным периодом 2008 года увеличилось на 25% (11957 в 2009году против 9550 в 2008 году), пограничной зоны в Кош-Агачском районе на 31%(5381 в 2009 году против 4115 в 2008 году).
Показатели загрузкитуробъектов в течении турсезона были различны. Если турпредприятия,отказавшиеся от значительного увеличения стоимости основных услуг, сохранилизагрузку туробъектов в течение всего сезона на уровне 2008 года, порядка 80%,то туробъекты поднявшие цены на 20 – 40% от уровня 2008 года имели среднююзагрузку 50% и ниже. Практически все туристические объекты отказались отпродажи многодневных программ, в 2008 году такие программы превышали половинуобъемов продаж. Более чем в два раза сократились показатели времени среднегопребывания туристов на территории Республики, если в 2008 году он был 7,8суток, то в сезоне 2009 года — 3,5 суток, то есть туризм стал иметь ярковыраженный характер отдыха в выходные дни.
Таким образом, несмотряна сохранившийся уровень количества туристических посещений, в туристическомсезоне 2009 года произошел значительный, порядка 30%, рост потоканеорганизованных туристов на территорию Республики Алтай. Данный процесс был вомногом прогнозируемым. В марте текущего года было принято ПостановлениеПравительства Республики Алтай «О порядке организации специализированныхплощадок отдыха (Караван-парков) для неорганизованных туристов в Республике Алтай»,была проведена разъяснительная работа с администрациями муниципальныхобразований, турпредприятиями, предусмотрены меры государственной поддержки сцелью создания подобных площадок на территориях муниципальных образований. Насегодняшний день пяти площадкам присвоен статус «Караван-парк РеспубликиАлтай», двум в Чемальском районе, по одной в Майминском, Турачакском иОнгудайском районах.
Несмотря на экономическуюситуация туристическая отрасль Республики Алтай продолжает развиваться. На 25%увеличились поступления от аренды земель муниципальных образований и земельлесного фонда, предоставленных в рекреационных целях (27 млн. руб. в 2009 годупротив 21,6 млн. руб. в 2008). Прямые налоговые поступления от деятельности налогоплательщиков,оказывающих туристические услуги за девять месяцев текущего года вырослиотносительно аналогичных показателей 2008 года на 55% (37,6 млн. руб. в 2009году против 24,2 млн. руб. в 2008). Поступившие налоги распределились следующимобразом: в федеральный бюджет 3,07 млн. руб. (8,2%), в республиканский бюджет6,76 млн. руб. (18%), в местные бюджеты 14,54 млн. руб. (38,7%), вовнебюджетные фонды 13,26 млн. руб. (35,3%).
В рамках реализацииреспубликанской целевой программы «Развитие малого и среднегопредпринимательства в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» по мероприятию«субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным в российскихкредитных организациях» за 9 месяцев текущего года Министерством оказанаподдержка 29 турпредприятиям на сумму 3 млн. руб., благодаря этому в экономикуРеспублики привлечено около 50 млн. руб. кредитных ресурсов. По мероприятию«предоставление субсидий на грантовую поддержку проектов, направленных наразвитие предпринимательской деятельности» оказана поддержка 5 предприятиям насумму 1,5 млн. руб., все проекты признаны приоритетными и направлены насоздание специализированных площадок отдыха для неорганизованных туристов.
В рамках исполненияреестра субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным вроссийских кредитных организациях за счет средств республиканского бюджетаинвестиционный проект регионального значения Республики Алтай — строительствагорнолыжного комплекса «Манжерок» профинансирован в текущем году на сумму 74млн. 409 тыс. руб. Начало работы горнолыжных трасс комплекса «Манжерок»запланировано на конец текущего года.
Рассматриваются вариантыгосударственной поддержки горнолыжного комплекса «Артыбаш» в районе Телецкогоозера, активное строительство инфраструктуры которого осуществляется с 2008года.
В рамках реализациимероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой «Развитиетуризма и рекреации в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» и ведомственнойцелевой программы «Территориальная организация и развитие массового отдыха итуризма в Республике Алтай» (на 2007-2009 г.г.)», направленных на развитие событийного туризма Министерством оказана поддержка в проведении фестивалябардовской песни «Золотая песня Золотого озера», традиционного слетатуристов-водников Сибири на р. Сема, Кубка России по рафтингу «Ак Талай Маргаан– Кубок Катуни 2009», подготовлен и проведен первый межрегиональный туристскийфестиваль молодежи и студентов. С целью развития зимних видов отдыхаМинистерство ежегодно поддерживает проведение Республиканского фестиваляснегоходного туризма «Телецкое снежное ралли».
В рамках реализациипрограммных мероприятий направленных на формирование привлекательного имиджаРеспублики Алтай опубликованы статьи о туристическом потенциале иинвестиционной привлекательности Республики Алтай в российских и региональныхизданиях, среди которых: «Москва сегодня и завтра», «Турбизнес», «Туризм.Практика. Перспектива», «Предпринимательство в событиях и лицах», «Отдых вРоссии» и других. Министерство второй год выпускаетинформационно-познавательную газету «КиТ на Алтае (культура и туризм)», в 2009году издана по заказу Министерства книга «Республика Алтай. Потенциал природы,истории культуры, туризма».
В рамках реализациипрограммных мероприятий направленных на продвижение туристического продуктаРеспублики Алтай Министерство совместно с турпредприятиями представилоэкспозицию Республики Алтай на трех крупнейших международных туристическихвыставках проводимых в Российской Федерации «Интурмаркет», «MITF-2009» и«Турсиб- 2009» и одной в Берлине ITB. По результатам участия в выставке«Интурмаркет» Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай награжденодипломом «За вклад в развитие въездного и внутреннего туризма». По итогамучастия в выставке «Турсиб — 2009» Министерство туризма и предпринимательствастало победителем в Конкурсе на Большую Золотую медаль в номинации «Лучшаяорганизация по продвижению регионального турпродукта» — самой высокой наградывыставки.
В целом по итогамдеятельности направленной на продвижение туристского продукта Республики АлтайМинистерство туризма и предпринимательства Республики Алтай стало лауреатомНациональной туристской премии им. Сенкевича в номинации «За активноепродвижение туристских ресурсов регионов России».

Глава 3. Основные условияустойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Развитиепредпринимательства в сфере туризма сопряжено с общими условиями развитияпредпринимательства в России.
Стало распространеннымположение о том, что развитие туризма на региональном и муниципальном уровняхвесьма перспективно, поскольку развитый туризм благодаря большому потокутуристов обеспечивает местности, прежде всего, доход, а также расширениезанятости. Возможности устойчивого развития туристской отрасли на муниципальномуровне базируются на двух предпосылках:
· наличиеуникального туристского ресурса, притягивающего клиентов;
· присутствиесущественного потенциала потребителей туристских услуг, который может привестик возникновению больших потоков туристов.
Выход на траекториюустойчивого развития предпринимательства в сфере туризма связан с рядомусловий. Во-первых, необходимо создание благоприятной предпринимательскойсреды. Это важнейшая инициатива, которую может предпринять любая территория вцелях устойчивого развития туризма, но это предполагает адекватноепредставление о причинах, сдерживающих развитие предпринимательства. Поэтомуцелесообразно специальное исследование данной проблемы (например, организацияэкспертного опроса предпринимателей). Органы местного самоуправления обладаютстатусными возможностями для содействия развитию предпринимательства, ноосуществление управленческих воздействий может быть целесообразным только наоснове объективной информации. Одним из инструментов формирования хозяйственнойполитики местного самоуправления в сфере туризма может стать постояннодействующий координационный совет по развитию и поддержке предпринимательствапри главе (заместителе главы) администрации территории. Непосредственныйконтакт с лицами, которые на практике реализуют политику развития предпринимательстваи от кого зависит ее осуществление, позволяет оперативно решать местныепроблемы, выявлять позитивные и негативные процессы, эффективно формироватьрегиональную и местную политику устойчивого развития туризма. Особую значимостьимеет активная позиция местной администрации, которая особое внимание уделяетмалому бизнесу, поскольку возможности для его функционирования являются базовымэлементом устойчивого развития сферы туризма.
Местная администрациядолжна осуществлять следующие действия:
1. Разработатьстратегию развития территории с выделением конкурентных преимуществ и учетомпредпринимательских инициатив.
2. Выявить выгодыдля населения, действующих и потенциальных предпринимателей, а такжеобщественных организаций от реализации программных мероприятий.
3. Обеспечить наместном уровне широкую общественную поддержку стратегии со стороныразнообразных структур, что позволит, в частности, выявить «узкие места», атакже привлечь предпринимателей к их ликвидации.
4. Сформироватькультуру сотрудничества, способствующую развитию организационного потенциалатерритории.
5. Лоббированиепредпринимательской инициативы, соответствующей стратегии развития территории.
Во-вторых, важнейшимусловием устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма являетсяналичие инициативных людей, которые могут открыть и развить свое дело. Ктаковым относятся действующие и потенциальные предприниматели, а такжепрофессионалы и менеджеры, которые помогают становлению новых фирм.
В-третьих, условиемустойчивого развития предпринимательства является наличие соответствующегокадрового потенциала. В связи с этим задачей местных органов власти выступаетосуществление различных действий, формирующих интерес к предпринимательству изанятости в сфере туризма.
В-четвертых,важным условием устойчивого развития предпринимательства можно рассматриватьналичие информации и знаний об имеющихся возможностях туристского освоениятерриторий и осуществление широкой информационной поддержки предпринимательствасо стороны органов местного самоуправления.
В-пятых,важнейшим активом формирования устойчивого развития предпринимательства можнорассматривать местные источники инноваций. В связи с этим актуальным являетсяформирование банка инновационных идей и разработка программ использованияместных инноваций на муниципальном уровне.
В-шестых, формированиеустойчивого развития предпринимательства связано со способностью местныхорганов власти объединять разнообразные источники финансирования и осуществлятьподдержку предпринимательских инициатив.
В-седьмых, устойчивоеразвитие предпринимательской среды предполагает наличие соответствующейкультурной атмосферы, которая выражается в дружеском сотрудничестве,взаимопомощи, наличии позитивного имиджа, доброго отношения местного населенияк деятельности предпринимателей. Роль местных органов власти в данном случаепроявляется в поддержке и пропаганде меценатства и благотворительности.
Устойчивое развитиепредпринимательской среды в сфере туризма предполагает разработку общейполитики на уровне всех муниципальных образований, вовлеченных в туристскоеобслуживание, что означает необходимость установления рациональных межмуниципальныхотношений по обслуживанию клиента-туриста. Существующие экологические ограниченияна наиболее привлекательных для туристов территориях не позволяют организоватьдлительное пребывание здесь больших туристских потоков, что снижает доходностьэтой сферы бизнеса. В настоящее время нельзя говорить об устойчивом развитиипредпринимательства в сфере туризма и самих территорий. Поскольку существуетОграниченная диверсификация видов туристской деятельности в муниципалитетах сособыми природоохранными требованиями, то предприниматели в сфере туризмаиспользуют наиболее доступный способ получения доходов — неразумное расширениесроков пребывания туристов на данной территории, происходит локализациятурпотоков.
Для решения проблемыобеспечения устойчивого развития предпринимательства в сфере туризмаустановление партнерских межмуниципальных отношений — весьма важная, хотя иочень сложная, стратегическая задача, что наиболее актуально для туристскихтерриторий, на которых действуют экологические ограничения веденияхозяйственной деятельности.
Для системного развитиямалого бизнеса в сфере туризма должна быть разработана комплекснаяинновационная программа, которая предполагает реализацию следующих мер:
· подготовка иформирование программных мероприятий содействия развитию предпринимательства всфере туризма и гостеприимства;
· обеспечениегосударственной поддержки развития отрасли;
· формированиесоответствующего инвестиционного портфеля, в том числе преимущественнаяинвестиционная поддержка субъектов малого бизнеса, обеспечивающих международныйуровень охраны окружающей среды при создании объектов туристической индустрии;
· законодательноеобеспечение развития туризма, включая вопросы аренды и собственности на земли,на которых расположены туристические объекты, объекты инфраструктуры туризма игостеприимства;
· определениетуристического потенциала региона, включая природные, исторические,этнографические, курортные, религиозные, ботанические, геологические и другиевиды туристических объектов, в целях издания туристического атласа региона;
· созданиеобщественных объединений, действующих в разных направлениях туризма игостеприимства: строительстве, придорожном сервисе, агротуризме, школьномпознавательном и спортивном туризме, туризме с применением сложных техническихсредств, в целях разработки перспективных планов развития туризма ивзаимодействия с органами государственной власти;
· созданиеинформационных продуктов, направленных на формирование имиджа региона какмногофункционального туристического центра;
· подготовкасоответствующей рекламной продукции.
Основой для решенияуказанных задач должны стать:
· экономический исоциально-исторический анализ проблем, перспектив и путей развития отрасли вовзаимодействии с перспективами развития Российской Федерации в целом ирегионов;
· оценкакультурно-исторического потенциала региона, анализ путей и способов егосохранения и использования;
· антропологическое(социально-этнографическое) исследование населения региона;
· разработка ипринятие программы природоохранных мероприятий;
· разработкатехнико-экономического обоснования создания особых экономических зон в сферетуризма региона;
· экономическаяоценка затрат и результатов, связанных с реализацией задачи инфраструктурногонасыщения туристских маршрутов;
· инвентаризацияпроизводственных мощностей промышленных предприятий в целях организации накооперационной основе отечественного производства оборудования, инвентаря иснаряжения для туристской сферы.

Заключение
Сегодня мы воспринимаемтуризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, котороереально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир иландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мырассматриваем его не просто как поездку или отдых. Туризм – это сложнаясоциально-экономическая система, которая постоянно совершенствуется. Еслиговорить о туризме как сфере экономической деятельности – это производство,реализация туристических услуг и товаров различными организациями,располагающими такими ресурсами.
Значительное место втуристическом продукте занимают рекреационные ресурсы – ландшафт, климат,флора, фауна. Наличие уникальных природных, исторических объектов втуристическом продукте гарантирует ему конкурентоспособность.
Туризм способен внестизначительный вклад в развитие края не только за счёт собственного развития, нои путём оказания мощного стимулирующего воздействия практически на все отраслиэкономики: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство,бытовое обслуживание и т.д.
Однако местные власти нерасполагают сегодня достаточной материально-технической базой и не имеютпрактических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Этов полной мере относится и к сфере туризма на Алтае, успешное развитие которойвозможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и формуправления.
Важной особенностью современного этапа развития туризма иизменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных,торговых, промышленных банковских, страховых идругих компаний.
Таким образом, цели изадачи курсовой работы выполнены.

Список литературы
1. http://ak.gks.ru/default.aspx
2. http://mintur.altai-republic.ru/
3. http://okved.pbnet.ru/
4. http://www.altairegion22.ru/
5. http://www.altai-republic.com/
6. http://www.minregion.ru/
7. http://www.russiatourism.ru/
8. Об основахтуристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РоссийскойФедерации. – М: Академия, 2005. – 46с.
9. Баженова, Е.Ю.Регионоведение: учебное пособие для вузов / Е.Ю. Баженова, В.М. Белоусов.- М.:Юрайт, 2007.- 488с.
10. Боголюбов, В.С.Экономика туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.С. Боголюбов. – М.: Академия, 2005. – 192с.
11. Дмитриев, М.Н.Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М.Н.Дмитриев, М.Н. Забаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 399с.
12. Закорин, С.Д. Вседеньги будут в гости к нам / С.Д. Закорин. // Российское предпринимательство. — 2006. – №2 – С.32.
13. Здоров, А.Б.Экономика туризма / А.Б. Здоров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 272с.
14. Крутик, А.Б.Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / А.Б.Крутик, М.В. Решетова. – М.: Академия, 2010.- 224с.
15. Кусков, А.С.Основы туризма / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2009.- 230с.
16. Кусков, А.С.Туристский бизнес: словарь справочник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. — М.:Форум, 2008.- 384с.
17. Морозов, М.А.Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме /М.А.Морозов. — М.: Академия, 2007.- 288с.
18. Наумова, С.А.Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебноепособие / С.А. Наумова. — М.: ТПУ, 2003.- 127с.
19. Севастьянова,С.А. Региональное планирование развития гостиничного хозяйства и туризма /С.А.Севастьянова. — М: КноРус, 2007.- 256с.
20. Чудновский, А.Д.Туризм и гостиничное хозяйство / А.Д. Чудновский. – СПб.: ЮРКНИГА, 2005.- 336с.
21. Шматько, Л.П. Туризми гостиничное хозяйство / Л.П. Шматько, Л.В. Жолобова. – М.: Март, 2005.- 352с.
22. Эминова, Е.А.Малое предпринимательство как основа интеграции капитала / Е.А. Эминова. //Региональная экономика. — 2009. – №25. – С.65.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.