Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Парусный спорт

Содержание
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
2 ОДЕЖДА И ОБУВЬ ЯХТСМЕНОВ
3 ПОДГОТОВКА КОРПУСА ЯХТЫ К ГОНКАМ
3.1 Повышение обтекаемости корпуса
3.2 Проверка руля и киля
3.3 Выравнивание киля и руля
3.4 Форма киля
3.5 Завершающие штрихи

1 История развития
Па́русный спорт —виды спорта, в которых спортсмены соревнуются, используя снаряжение, главнымобразом, лодки и суда, специальные сани для снега или льда, а также тележки дляпередвижения по твердой поверхности, приводимые в движение парусами.
Свое развитие парусныйспорт, несомненно, получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматьсяисходя их географического положения.
Регата — один из видовпроведения соревнований по парусному спорту.
Поначалу яхтинг сталпопулярен на территории Голландии, а по истечении некоторого времени и возлеанглийских берегов можно было наблюдать спортсменов, занимавшихся паруснымспортом. Первые упоминания в летописях о гонках на парусных яхтах датируются1662 годом.
Уже через столетиепоявились первые яхтклубы. Первый из них появился в Англии. С течением временияхтклубы распространились по территории всей Европы. Постепенно яхтингперекочевал в Америку и Россию.
Слово яхта произошло отголландского — jacht, — парусное, парусно моторноеили моторное судно для водного спорта и прогулок.
Первый международный союзпарусного спорта был основан в 1907 году, который с 1996 года изменил своеназвание на Международную федерацию парусного спорта.
Уже к 1998 году даннаяорганизация объединяла около 115 национальных федераций.
В отличие от многихдругих видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природныхданных. Зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбратьподходящий для себя (под рост и вес) класс яхт.
В крейсерских видах (втом числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне смужчинами, и достаточно достойно.
Парусный спорт — соревнования единообразных спортивных парусных судов — яхт на кольцевыхолимпийских, а также крейсерских дистанциях. Типы яхт различаются по формекорпуса: швертботы с убирающимся килем-швертом, килевые яхты, компромиссы, имеющиешверт, проходящий внутри неподвижного киля, катамараны и тримараны — двух- итрехкорпусные и парусные доски; по парусному вооружению: на КЭТ, ШЛЮП, ТЕНДЕР,КЭЧ и ШХУНУ; по спортивной классификации: на свободные классы, формульныеклассы, монотипы, гандикапные классы и международные (олимпийские) классы,включающие группы «А» и «В». Классы спортивных яхт имеют следующие названия: волимпийском классе «Финн», «470», «Торнадо», «Солит», «парусная доска»; вдетском классе: «Оптимист», «Кадет», «Мини-луч»; в крейсерском — гоночном:«Поларис». «с», «1/4Т» (четвертьтонник), «1/2Т» (полутонник), «Тоннник» и«Конрад»; в свободном классе: «Ассоль», «Нева». Экипаж спортивной яхты состоитот 1 до 15 спортсменов и более, что зависит от класса и габаритов яхты.
Парусный Спорт — олимпийский вид спорта. Соревнования в олимпиадах по ПС проводятся, начиная соII олимпиады (1900) по настоящее время. Организацией и проведением соревнованийпо ПС занимаются региональные и национальные федерации ПС, последниеобъединились в Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ) (1907). Кроменего существуют еще и международные ассоциации яхт отдельных классов, например,«Финн», «Виндсерфинг» — парусная доска и т.д.
В 1927 в Новосибирскесостоятельные владельцы 5 речных швертботов и семи байдарок – канотов, имеющихпарусное вооружения и навесные бортовые шверты, объединились в яхт-клуб приОСВОДе. Он насчитывал около 30 членов. База — на городской спасательной станциина правом берегу Оби, в р-не Коммунального моста. (Не сохранилась). Спасательнаястанция имела хороший причал и вместительные эллинги. Яхт-клуб сумелорганизовать только один коллектив, поход от Новосибирска до с. Гуселетово иобратно. В этом походе приняли участие 3 швертбота и 5 байдарок — канотов.
В 1929 яхт-клуб прекратилсуществование. В 1939 образована морская секция при ОСВОДе. Она насчитывала всвоем составе около 50 чел. и имела 5 яхт и 8 морских шлюпок. В секциипроводились занятия по теории и практике ПС, учебные плавания на имеющихсясудах, вплоть до июня 1941. В связи с Великой Отечественной войной секцияпрекратила существование. Послевоенное возрождение ПС в Новосибирске неразрывносвязано с появлением спортсмена-парусника Л.Э. Дайса (1949). Обладая хорошимиорганизаторскими способностями и большим спортивным опытом, он сумел создать наНПО «Союз» секцию ПС в составе 25-35 энтузиастов. В 1950 члены секции построилисвоими руками 3 речных швертбота. В 1951 НПО «Союз» получил еще 4 швертбота;были проведены 1-е соревнования по ПС, в которых участвовали 3 яхты. Приновосибирском Горспортсоюзе организована городская парусная секция. Первымпредседателем секции избран Р. Раппопорт. 1951 считается годом создания ПС вНовосибирске. В 1952 городская секция ПС организует в зимний период при ДСО«Водник» первые курсы яхтенных рулевых, которые успешно закончили 26 чел.Впервые (1952) сбор, команда Новосибирска в составе 2 швертботов и «Олимпика»участвовала в республиканских соревнованиях по ПС в Таганроге. С 1953новосибирские яхтсмены начали дальние спортивные плавания на яхтах. Зимой 1953городская секция преобразована в Федерацию ПС, ее первый председатель — Л.Э.Дайс. В последующие годы председателями Федерации ПС были Ю.И. Дегтярев, А.П.Ершов. И.Г. Лукьянова. В.П. Пономарев, СИ. Долгих.
В 1954 парусная секцияДСО «Водник» получила из Одессы килевую яхту класса «Дракон». С этого годазарождается и развивается килевой яхтенный флот в Новосибирске. Интерес средижителей Новосибирска к ПС растет. В городе создаются с на Турбогенераторномзаводе, Институте инженеров водного транспорта (см. НГАВТ), НИИ АП. Успешнофункционирует Федерация ПС. Под ее руководством создаются тренерский совет,коллегия судей, организованы курсы по подготовке яхтенных рулевых. В 1959оканчивается заполнение Обского водохранилища и одновременно строительствоНовосибирской ГЭС. ПС в городе развивается особенно бурно, растет и авторитетНовосибирской Федерации ПС.
Первая матчевая встречагородов Сибири на Обском море: Омска, Томска и Новосибирска (1959) закончиласьпобедой новосибирских яхтсменов. Главным судьей этих соревнований был Н.П.Скорняков, первый из новосибирских яхтсменов получил звание судьиреспубликанской категории (1964). В последующие годы эти соревнования сталитрадиционными, были внесены в календарь соревнований по ПС Госкомспорта РСФСРпод названием «Сибирская парусная регата». В северной Части Обского моря, вотстойнике шлюза, строятся яхт-клубы (1960-1964): «Наука», «Энергия», «Водник»,«Чкаловец» и впоследствии на берегу Бердского залива – яхт-клуб «Авангард». Вэтот период яхтсмены Новосибирской области проводили собственные календарныесоревнования и выезжали на парусные соревнования, занимая призовые места вличном зачете, но в Общероссийском командном первенстве не поднимались выше 6места. И.Г. Лукьянова заняла 2 место в классе яхт «М» на чемпионате РСФСР поПарусному Спорту в 1965 г. А. Копылов занял 2 место на спартакиаде народовРСФСР по Парусному Спорту в 1971 г. и первым среди яхтсменов города выполнилнорматив мастера спорта. С 1964 год начал развиваться детский парусный спорт.Первые детские швертботы классов «Оптимист» и «Кадет» появились в яхт-клубах«Наука» и «Чкаловец». С этого года детские и юношеские соревнования проводилисьв Новосибирске регулярно в течение 10 лет. С 1974 года дети стали вместе совзрослыми полноправными участниками всех соревнований. Воспитанник детскойсекции яхт-клуба «Чкаловец» Д. Маринин стал чемпионом РСФСР в классе яхт«Оптимист», а затем чемпионом СССР по Парусному Спорту на приз «ХрустальныйКубок».В 1979 году впервые команда Новосибирских яхтсменов заняла почетное 6место из 35 участвующих команд на VIII спартакиаде народов РСФСР. Рулевой яхтыкласса «Солинг» С. Полярус занял 3 место на VIII спартакиаде народов РСФСР. В1980 году С Полярус стал чемпионом РСФСР, а В. Рязанцев занял 2 место в классеяхт «Солинг» на Первенстве РФР по Парусному Спорту. В 1985 г. И. Веремеенко заняла 1 место в классе «Виндсерфинг» на первенстве РСФР по Парусному Спорту.Новосибирские судьи И.Г. Лукьянова, В.П. Пономарев, В.О. Хандрос, А.П. Ершовбыли удостоены чести судить Олимпийскую Регату в Таллине в 1980 г. В 1980-1983 Новосибирская Федерация Парусного Спорта провела 3 семинара судей по парусномуспорту, в которых участвовали судьи из 13 городов Урала, Сибири и ДальнегоВостока.
В 1986-1987 г. Добровым Г.П. с двумя юношами рулевыми А. Полякецом и А. Янсегло на яхте класса «Ассоль» подназванием «Новосибирск» осуществлено крейсерское плавание по маршрутуНовосибирск – Обская Губа – и далее Северным морским путем и Беломоро — Балтийским каналом до Ленинграда и обратно. Летом 1987 года осуществленокрейсерское плавание на яхте класса четвертьтонник «Обь» капитаном В.В.Щербаком, А. Поповым, С. Нестеренко и С. Крупович по маршруту Красноярск–Обская губа –Архангельск.В 1986 г. яхтенный капитан, мастер спорта И. Безменовзанял 3 место в классе яхт «Солинг» на Первенстве РСФСР. На 1988-1989 г. приходиться пик активности Парусного спорта в Новосибирске. За спортивную навигацию проведено13 различных парусных соревнований, в которых участвовало до 360 яхт разныхклассов и около 500 яхтсменов, из них 180 юношей и детей. В 1989 г. проведена юбилейная 30-я «Сибирская Парусная Регата», в которой принял участие 332 яхтсменаиз 14 городов и 226 яхт разных классов. В 1991 и 1994 г.г. Ю. Цвайбойг стала 2-х кратной чемпионкой мира по зимнему виндсерфингу на с. В 1994 г. В. Захаров занял 2 место на соревнованиях по зимнему виндсерфингу на Кубок России. В 2001 г. учрежден «Большой парусный Кубок Сибири».
За более чем 50 летнийпериод (1951-2004 г.г.) яхтсменами Новосибирска были достигнуты следующиерезультаты: Сборная команда Новосибирска 3 раза завоевывала 6 место наспартакиадах народов РСФСР (1979 и 1983) и Молодежных Играх России (1981);Новосибирские спортсмены становились чемпионами мира, СССР и России в различныхклассах яхт, принимали участие в международных соревнования (первенство мира,первенство республик Италии, Польши, Казахстана). В этом большая заслугаНовосибирской Федерации Парусного Спорта и ее тренеров: Ю.И. Дегтярева, Г.П.Доброва, И.Г. Лукьяновой, А.И. Бунькова, Г.С. Кузнецова, В.Ф. Молокова и В.В.Рязанцева. За время существования НФПС подготовлено 20 мастеров спорта, 36кандидатов в мастера спорта, 42 спортсмена 1 разряда и более 400 спортсменовдругих разрядов. За годы существования НФПС подготовлено более 115 судей; срединих 6 Судей Республиканской категории: М.П. Скоряков, Б.Р. Лиманский, И.В.Попова, Г.И. Воронина, Ю.А. Канцеров, Б.Р. Лиманский и 4 Судьи высшейВсесоюзной категории: И.Г. Лукьянова, В.П. Пономарев, В.О. Хандрос, А.П. Ершов.Флот спортивных яхт Новосибирска насчитывал 375 единиц, из них: «Кадет» — 70,«Оптимист» — 70, «Луч» — 51, «Финн» -47, «Ассоль» — 61, «Четверьтонник» -7,«Конрад 25» — 5, «Катамаран» — 14, «Летучий голландец» 14, «Дракон» — 17,«Солинг» — 10, «Картер 30» — 1, «Фалькбот» — 4, «Нева» — 12, «Парусная доска» –68. Своими силами спортсмены Новосибирска построили 37 парусныхПаруса наIORовской яхте          

2 Одежда и обувь для яхтсменов
Занимаясь яхтингом, да ивообще просто отдыхом на воде человек больше, чем где бы то ни было, зависит откапризов погоды: тут вам яркое солнце и жара, пронизывающий насквозь ветер сдождем вплоть до снежных зарядов, а также брызги и потоки воды, несущиеся попалубе.
Для короткой прогулки наяхте погожим теплым летним днем обычной футболки с шортами может оказатьсявполне достаточно, но если Вы рассчитываете на что-то более серьезное — отпростого ухудшения погоды вплоть до серьезных океанских гонок, тогда совершеннонеобходимо позаботиться о продуманной экипировке, которая позволит Вамчувствовать себя комфортно в любых условиях.
Занимаясь яхтингом, да ивообще просто отдыхом на воде человек больше, чем где бы то ни было, зависит откапризов погоды: тут вам яркое солнце и жара, пронизывающий насквозь ветер сдождем вплоть до снежных зарядов, а также брызги и потоки воды, несущиеся попалубе.
Для короткой прогулки наяхте погожим теплым летним днем обычной футболки с шортами может оказатьсявполне достаточно, но если Вы рассчитываете на что-то более серьезное — отпростого ухудшения погоды вплоть до серьезных океанских гонок, тогда совершеннонеобходимо позаботиться о продуманной экипировке, которая позволит Вамчувствовать себя комфортно в любых условиях.
Выбор современнойяхтенной одежды очень большой — просто глаза разбегаются, все дело, какговорится только в «цене вопроса».
Давайте попробуем, неспеша (как говорил мой хороший знакомый тов. Саахов «Торопиться ненадо!») разобраться во всем многообразии одежды и подобрать несколькооптимальных вариантов экипировки для разных погодных условий.
Начнем с самого главного.
Лучшее, что придумано насегодняшний день для противостояния капризной погоде — это штормовой костюм — непромоканец, или попросту непром, защищающий от ветра, дождя и брызг. Без негоникак не обойтись ни начинающему яхтсмену, ни опытному «морскомуволку».
Казалось бы, все просто,но, учитывая многообразие условий, в которых может оказаться яхтсмен,универсального «непрома» на абсолютно все случаи жизни не существует,по крайне мере мне такой неизвестен.
В каталогах крутых фирм,выпускающих яхтенную одежду, как правило, можно найти несколько модельных рядов(!!!) различных непромоканцев, по 3-4 модели в каждом. Соответственноприменяется ткань, крой и т.д. Выпускаются как мужские, так испециализированные модели для женщин. Например, известная в яхтенном мире фирма«Henri Lloyd» из Великобритании выпускает 5 модельных рядовяхтенной одежды для различных погодных условий: «Ocean» для серьезных океанских гонок, Offshore" для гонок открытого моря,«Coastal», «Inshore» для прибрежных гонок, «Dinghy» — для гонок на швертботах.Приблизительно таким же образом построены каталоги не менее известных фирм«Gill» и «Musto» и Helly Hansen.
Во время последней гонки«Volvo race» обе команды «Amber sports», Assa Abloy, «SEB» были одеты в непромоканцы от«Henri Lloyd», «Illbruck» предпочли фирму «Gill», а «Team Tyco» и «Djuise» — «Musto».
Из чего это все шьется?Для пошива качественных непромоканцев используются современные«дышащие» ткани, такие как «Gore-Tex®», Sympa-tex ® и им подобные. Многие фирмы, выпускающие яхтеннуюодежду, имеют свои разработки в этой области, например «Helly Hansen» шьет одежду из ткани «Helly Tex», а «Gill» из ткани «Gill Tex».
Что значит«дышащая» ткань? Такая ткань не пропускает дождь, брызги и ветерснаружи, но легко пропускает испарения человеческого тела изнутри, позволяячувствовать себя «сухо и комфортно» в течение длительного времени.Каким образом? Каждый квадратный сантиметр такой ткани содержит от 5 («Helly Tex») до 20 («Gore-tex®») миллионов пор, столь малых, что вода и ветер через них не проходят, атело прекрасно дышит. Есть технология (ТР 2000, «Hehry Lloyd», модельная линия «Offshore»), когда дышащий эффектобразуется за счет керамических частиц очень малого размера, внедренных вткань, и образующих своеобразную «чешую».
Так что главное — выбираясебе непромоканец, ищите на этикетке или в каталоге фирмы — производителяволшебное слово «Breathable» — это означает, что он пошит из «дышащей» ткани.Обычные, «не дышащие» непромы постепенно уходят в прошлое, хотянекоторые фирмы продолжают выпускать их, позиционируя их применение короткимиприбрежными гонками. В длинной гонке (даже если она длится всего лишь несколькочасов) такой непромоканец создает своеобразный «парниковый эффект» — человек начинает потеть, испаряться поту некуда, и он постепенно пропитываетвсю одежду, одетую под непромоканец. Через несколько часов пребывания в такой«полумокрой», волглой одежде человек начинает сильно мерзнуть, чтосоздает очень некомфортные условия и сильно снижает работоспособность.
Крой непромов зависит отмодельного ряда, и, соответственно условий эксплуатации. Как правило,большинство непромоканцев для океанских гонок делается в виде цельногокомбинезона сложной конструкции, позволяющей в течение долгого временипротивостоять очень жестким погодным условиям (типа «брызги снизу и снегсверху»).
Непромоканцы класса«Offshore» и «Coastal» представляют собой хорошоизвестное нашим яхтсменам сочетание отдельной куртки и штанов.
Крой куртки выбираетсятаким образом, чтобы максимально противостоять потокам воды, льющимся сверху,обеспечивая при этом удобство движений. Швы делаются герметичными. На рукавахкуртки и в штанинах обычно делаются дополнительные регулируемые манжеты длязащиты от воды, куртка снабжается высоким стоячим воротником, утепленным тканьюPolartec, с дополнительной ветрозащитнойзастежкой и удобным капюшоном, убирающимся в воротник. Застежка — молниявыполняется повышенной надежности, из материалов, способных противостоятьсоленой воде и прикрывается дополнительной планкой на липучке. Подкладкаделается вентилируемой. Хорошие куртки обычно имеют нашитые на плечи и рукаваполосы из специального световозвращающего материала, что позволяет в лучепрожектора легче обнаружить в темноте человека, оказавшегося за бортом. Многиемодели курток имеют еще и систему специальных петелек, позволяющих удобнозафиксировать на куртке спасательный пояс, который надевают в штормовую погоду,выходя на палубу.
Штаны обычно шьются изтого же материала, что и куртка (назвать их брюками как-то язык неповорачивается.) Все модели штанов шьются высокими, до верха груди, и сверхуимеют регулируемые лямки. В хороших моделях на колени и «пятую точку»для защиты от истирания нашиваются накладки из материала Cordura — это один из самых прочныхсинтетических материалов на сегодняшний день. Непременный атрибут хорошихштанов — дополнительный клапан, прикрывающий застежку- «молнию»,кулиска в поясе и регулируемые манжеты снизу для большего удобства. Подкладка,как и на куртке, также должна быть вентилируемой.
Описанная комбинациякуртки со штанами удобна на крейсерской яхте, а для гонок на швертботах гораздоудобнее цельнокроеный комбинезон, (хотя в каталогах некоторых фирм встречаютсяи удачные «раздельные» комбинации) так называемый «Dry suit», который также шьется из «дышащей»ткани и имеет специальные манжеты из неопрена на шее, кистях и щиколотках. Дажеоказавшись на непродолжительное время в холодной воде в случае«оверкиля», экипаж швертбота, одетый в такие костюмы будетчувствовать себя вполне комфортно, и сможет полноценно продолжать гонку.
А что снизу?
Под непром, конечно можнонадеть все что угодно, вплоть до пижамы и кружевного белья с начесом, но еслисерьезно, то эта проблема тоже требует продуманного подхода. Придумывать здесь,кстати, ничего не нужно все уже придумано до нас!
Все ведущие фирмы — производители яхтенной одежды и одежды outdoor считают, что наилучший вариант, позволяющийэффективно противостоять любым погодным условиям — это три слоя одежды — такназываемый «interactive layering system». Из чего они состоят?
В качестве первого слоя,так называемого «base layer» оченьудобно спортивное специальное белье в виде обтягивающих леггинсов (есть длинныеи короткие) и обтягивающей же «футболки» с длинным или короткимрукавом. Выпускаются как мужские, так и женские модели из тканей разнойплотности для разных погодных условий. Такое белье шьется из«дышащего» полипропилена, волокна которого имеют полую структуру.Основная задача этого слоя одежды — отвод влаги и испарений от кожи и«передача» их на следующие слои одежды. Свойства этой ткани можнопродемонстрировать, вылив на нее немного воды. Снаружи мокрое пятно будетгораздо больше по размеру, чем изнутри. В результате уникальных свойств тканичеловек, одетый в такое белье всегда чувствует себя «сухо икомфортно», (не хуже, чем в подгузниках Huggies).
(От себя еще могудобавить, что такое белье очень удобно зимой в городе: тепло на улице в мороз ине потеешь в помещении).
Второй слой одежды, или«mid layer», в каталогах его еще называют вторая линияобороны надевается поверх белья и предназначен для сохранения тепла тела.Наилучший материал для этого — современная дышащая ткань, такая как polartec или fleece, представляющая собой разновидность полиэстера ихорошо знакомая многим яхтсменам. Она также обладает замечательными свойствами- ткань «Polartec® 200 series fabric» вдвое теплее, чем материал такой же толщины излучшей шерсти овец — мериносов при существенно меньшем весе. Одежда из такойткани очень мягкая и теплая, «дышит», ее очень удобно носить. Недавнопоявился усовершенствованный вид ткани Polartec® — Polartec® windblock. Такая ткань, помимо всего прочегоеще и ветронепродуваемая. (От дождя, правда, она не очень — то спасает).
В каталогах фирм,выпускающих яхтенную одежду, можно найти множество различных вариантов брюк икурток из Polartec®, как говорится, на все случаи жизни,предлагаются также цельнокроеные комбинезоны. Если первый слой одежды вкаталогах фирм позиционируется, как «сухо и комфортно», то два слояодежды — это уже «тело и комфортно».
Ну и третий слой — этонепром. Одетый таким образом человек не будет испытывать неудобств от погодныхкатаклизмов.
Одеваясь, таким образом,можно оперативно подстраиваться под быстрые изменения погоды. Потеплело — снимаете Polartec®, одевая непром прямо на белье,похолодало — соответственно утепляетесь.
Практически все серьезныефирмы, выпускающие одежду для яхтсменов, предлагают модельный ряд одежды классаoutdoor, «для яхт-клуба», и для«хождения по берегу». Предлагается множество различных брюк, рубашек,свитеров и курток. Все они выполнены в стильном «морском» дизайне,также как правило, из «дышащих» материалов. Для пущей важности курткав каталоге называется «Deck coat».
Причем для одежды outdoor все фирмы предлагают такую же«послойную» систему одевания, позволяющую себя комфортно чувствоватьв любых условиях.
Обувь
Обувь для яхтингасуществует тоже самая разная. Наиболее универсальны яхтенные туфли — мокасины,или «deck shoes». Их делают прочными, из специальных сортовкожи, прошедшей дополнительную обработку для защиты от воды, с кожанымишнурками и плоской мягкой подошвой. Такие туфли не скользят на мокройнакрененной палубе, не оставляют на ней следов, не боятся воды, а так какшнуровка проведена хитрым образом еще и вокруг ноги, они не спадут, когда Высидите на борту ногами наружу, откренивая яхту.
В каталоге любойсерьезной фирмы, производящей яхтенную одежду есть 3-5 моделей deck shoes «на разные случаи жизни».
Правда, а продаже естьмножество изделий, повторяющих фасон такой обуви, но ничего общего с ней неимеющего. Поэтому покупать их лучше по каталогу или в специализированноммагазине.
Для непогоды существуютспециальные «яхтенные» модели резиновых сапог, их также выпускаютпрактически все фирмы, выпускающие одежду для яхтсменов. Яхтенные резиновыесапоги совсем непохожи на те, в которых ходят на даче — они обычно делаются сплоской подошвой белого цвета, которая не пачкает палубу и не скользит по ней.Внутри такой сапог имеет приваренную подкладку из мягкой ткани для большегоудобства. Все модели яхтенных сапог делаются из мягкой резины — голенище легкоможно дважды обернуть вокруг подошвы. Многие модели сверху голенища имеют дополнительнуюманжету для защиты от воды.
Совсем недавно на рынкепоявились «дышащие» яхтенные сапоги фирм Dubarry и «Musto». Они представляют собой комбинацию из специально обработанной кожис вставками из материала Gore-Tex и Cordura. Стоят они, правда, недешево, в России я пока ни укого таких сапог не видел.
Для гонок на швертботахвместо обычных сапог гораздо удобнее использовать короткие неопреновые сапожкисо шнуровкой или молнией сбоку (это чтобы было удобнее откренивать, шнуровка нецепляет за ремень). Одна — две модели сапожек есть в любом каталоге яхтенной«одежной» фирмы.
Мелочи? Это вовсе немелочи!
Помимо всего описанноговыше, в яхтенной экипировке существует множество разных мелочей, на первыйвзгляд кажущихся несущественными, но совершенно необходимых.
Например, специальныеяхтенные перчатки. На яхте часто приходится тянуть, причем быстро, за большоеколичество разнообразных веревок. А если принять во внимание, что даже на яхтахкласса «макси» диаметр шкота из современных высокомодульных волокон непревышает 12-14 мм, можно сжечь всю кожу на руках. 2-3 модели разных перчатокимеются в каждом каталоге яхтенной «одежной» фирмы. Обычно они шьютсяиз синтетической кожи Amara,со вставками из кевлара или ткани Cordura. Кожа Amaraне трескается от постоянного контакта с водой, она мягкая, и с нее легкосмываются загрязнения.
Пожалуй, наиболее удобнаямодель яхтенных перчаток — с усилениями из кожи изнутри и снизу ладони, с«короткими» пальцами и дублированной застежкой на липучке назапястье.
Для холодной погодывыпускаются удобные модели перчаток из неопрена
В случае холодной погодытакже совсем нелишними будут носки и шапка из ткани Polartec. Для экстремальных условий такжевыпускаются удобные подшлемники из Polartec, одеваемые под капюшон куртки непрома. В каталогах такаяштука называется «Polar clava».
Совсем нелишними будутхорошие противосолнечные очки с небьющимися стеклами. Еще лучше, если стеклаочков с эффектом поляризации, они здорово снижают интенсивность бликов от солнцана воде. Те, кому приходилось вести яхту, или управлять шкотом спинакера,подолгу глядя прямо на солнце, я думаю, меня поймут.

3 Подготовка корпуса яхтык гонкам
В этой статье,подготовленной по материалам книги «Winning races», предлагается несколько оригинальных идей поподготовке корпуса яхты к гонкам.
По мере того, как гонки вкаком-либо классе становятся все более популярными, конкуренция среди ихучастников возрастает, и команды начинают размышлять над тем, как улучшитьходовые качества своего судна. Вот типичная ситуация: к гоночной флотилии сосложившейся иерархией («штатными» лидерами и аутсайдерами)присоединяется энергичный новичок.
В этой статье,подготовленной по материалам книги «Winning races», предлагается несколько оригинальных идей поподготовке корпуса яхты к гонкам.
По мере того, как гонки вкаком-либо классе становятся все более популярными, конкуренция среди ихучастников возрастает, и команды начинают размышлять над тем, как улучшитьходовые качества своего судна. Вот типичная ситуация: к гоночной флотилии сосложившейся иерархией («штатными» лидерами и аутсайдерами)присоединяется энергичный новичок. В скором времени он начинает выигрыватьгонки и, как следствие, его яхта становится объектом пристального изучения состороны других участников. Соперники начинают понимать, что выравниваниепрофиля киля, изменение баланса лодки, регулировка стоячего такелажа, которыеиспользует новый участник, ускоряют его яхту, и начинают ему подражать. Вскорехарактеристики всех судов улучшаются и, как следствие, ходовые качества целогофлота улучшаются.
В случае с монотипнойяхтой ситуация несколько сложнее — вносимые изменения жестко ограниченыправилами класса. Бесспорно, что чем более строги правила класса, тем сильнеевлияние вносимых изменений. Предположим, что вы получили бывшую в употребленииили даже новую яхту, с чего следует начать, чтобы она стала ходить быстрее?
3.1 Повышениеобтекаемости корпуса
Не подлежит сомнению, чтовсе подводные части должны быть как можно более обтекаемыми и гладкими и,конечно, они должны быть не хуже, а то и лучше, чем у конкурентов. Сглаживаниекорпуса — одна из основных мер, но она не является необходимой для яхт, корпусакоторых выклеиваются по негативной матрице (а большинство гоночных яхт в Россиипостроены именно таким образом).
Для проверки обтекаемостикорпуса лучше использовать трехметровую рейку из твердого дерева, которуюследует прикладывать к корпусу параллельно ватерлинии. Прикладывая рейку,проверяйте, чтобы она по всей длине касалась корпуса. По ходу дела обводитемаркером все впадины, тогда после того, как инспекция будет проведена, сразубудут видны все неровные участки. Теперь вы можете решать, настолько ли плохкорпус, что придется полностью его переделывать, или достаточно будет выправитьнебольшой участок.
Суть выравнивания в том,чтобы на каждом участке использовать максимально длинную шлифовальную доску,тогда после шлифовки выпуклости исчезнут, и останутся лишь вогнутые участки.При использовании обычной шкурки, навернутой на короткую дощечку, она следуетсуществующим контурам и лишь углубляет имеющиеся неровности. Когда приходитсяшлифовать большие участки вчетвером, часто лучшим решением является стандартнаятрехметровая пластиковая водосточная труба шириной 65 мм. Сначала приклейте к ней длинную полосу наждачной бумаги с зерном 80 (продается в рулонахшириной 110 мм). Затем четверо людей берутся за трубу через равные участки,оборачивают ее вокруг корпуса под углом 45° к килю, и тогда можно шлифовать(см. фото внизу).
Несомненно, команда,проводящая выравнивание нуждается в чутком управлении, чтобы давление на трубубыло равномерным. Для того чтобы глубина шлифовки была одинаковой по всемукорпусу, сосчитайте число движений трубы во время выравнивания первого участкаот борта к ДП. После 20 движений переместите трубу вдоль яхты на треть длинытрубы и отсчитайте еще 20 движений, соблюдая тот же угол наклона, что и прежде.После того, как дойдете до кормы, начинайте шлифовать в обратную сторону, но вэтот раз наклоните трубу под 45° к килю в другую сторону (рисунок снизу).Напоследок пройдитесь по корпусу параллельно килю (т. е. труба должна быть подправильным углом по отношению к ватерлинии). Цель всей этой шлифовки в том,чтобы сровнять выступающие участки и тем самым оставить только впадины. Всевпадины можно заполнить смесью из эпоксидной смолы с микросферами. Если нужнозаполнить слишком глубокий участок, добавьте в смесь немного аэросила дляувеличения тиксотропности смеси, тогда смесь будет легче накладывать, и она небудет стекать. Еще существуют специальные наполнители с низкой плотностью, ихлегче шлифовать, только смотрите, чтобы при этом не ухудшилась прочностькорпуса, и поверхность оставалась гладкой.
Теперь нужно повторитьшлифовку с зерном 120, пока корпус не станет настолько гладким, насколько этовообще возможно. Следующий этап -покраска или еще лучше покрытие корпуса изпульверизатора краской на основе эпоксидной смолы, наподобие смеси длявыравнивания от фирмы Awlgrip.Таким образом, при необходимости можно достигнуть толщины покрытия в 2 мм. После еще одной шлифовки зерном 240, перед покраской необрастающим составом илидвухкомпонентной полиуретановой краской, нужно наложить эпоксидную грунтовку.Корпус необходимо защитить достаточно толстым слоем эпоксидки, т. к. исходноедекоративное покрытие будет удалено при первичной шлифовке.
Если вам кажется что этослишком трудоемкий процесс, найдите лодочную мастерскую, специализирующуюся навыравнивании корпусов яхт, за деньги они сами все сделают! После хорошопроведенного выравнивания цена вашего судна повысится, оно будет защищено отосмотического давления и станет более быстроходным. Если бюджет или времяограничены, для увеличения скорости судна более важно сконцентрироваться накиле или руле.
3.2 Проверка руля и киля
Перед тем, как занятьсяформой киля, нужно убедиться, что киль и руль установлены ровно и находятсястрого на одной линии. Вы не поверите, на скольких лодках кили слегка смещеныиз-за того, что яхта слишком сильно ударилось об камень или киль недостаточноточно прикрепили. Еще это случается на яхтах во время долгих перевозок натрейлере, когда киль подвергается постоянным толчкам и вибрации. Убедитесь, чтоваш трейлер поддерживает корпус равномерно, и весь вес не ложится на один киль.(Однако не ударяйтесь в другую крайность, т. к. поддерживающие прокладки могутоставить вмятины на корпусе, если будут установлены под неукрепленнымиучастками или на них ляжет слишком большая нагрузка.) При транспортировке набольшие расстояния нужно использовать трейлер с наилучшей подвеской, которую выможете обеспечить, чтобы не повредить корпус.
Импортные яхты все чаще ичаще поставляют со снятыми килем и рулем, чтобы снизить стоимость транспортировки.
3.3 Выравнивание киля ируля
Чтобы убедиться, что кильи руль находятся на одной линии, во-первых, необходимо выровнять яхту вкильблоке. Для этого смастерите простой уровень из куска прозрачнойпластмассовой трубы. Привяжите трубу к любому борту и наполните ее водой доверха фальшборта или другой удобной точки измерения. Выравнивайте яхту вкильблоке с помощью домкрата, пока точки замера на обоих бортах не окажутся наодной высоте с уровнем воды в трубе. Затем на носу установите отвес для измерениявертикальности. Теперь посмотрите, находятся ли на одной линии со струнойотвеса киль и руль, смотреть следует как со стороны носа, так и кормы. Еслимежду плавниками существует какое- либо отличие, сравните в свою очередь каждыйиз них с вертикальным отвесом, чтобы определить, какой из них укрепленвертикально, а какой криво. Иногда киль перекашивает, так что укрепите другойотвес сразу за килем (можно на скобе в форме буквы р), чтобы убедиться, чтолиния задней кромки киля не смещена.
Если вы обнаружили, чтокиль немного смещен, не расстраивайтесь! Его не так уж и сложно выправить, дляэтого достаточно ослабить килевые болты. Если уж вам пришлось править киль,тщательно изучите правила класса (в случае монотипной яхты), чтобы убедиться,что киль имеет максимально допустимую глубину погружения и подходящий наклон,т. к. любой из этих параметров на данном этапе легко изменить. К примеру, наяхтах класса J-24 скорость обеспечиваютмаксимальное смещение киля вперед и использование максимально длинной хорды.
Для выравнивания килясперва ослабьте болты настолько, чтобы его можно было свободно двигать.Закрепите его в вертикальном положении, сверяясь с отвесом на корме. Теперь,когда вы уверены, что киль установлен прямо, измерьте зазоры между корпусом икилем с обеих сторон. На основании этих измерений можно подобрать необходимуютолщину прокладки между корпусом и килем, которая обеспечит вертикальноеположение киля. Жестко закрепив киль, еще больше ослабьте болты и приподнимителодку домкратом, чтобы зазор увеличился. Сделайте на креплении киля«нашлепку» необходимой толщины из смеси эпоксидной смолы и аэросила иподождите, пока она застынет. Затем затяните болты и придайте стыку обтекаемуюформу.
Если в процессе проверкивыявилось, что сместился еще и руль, проще всего, будет выправить один изподшипников. Обычно бывает проще добраться до верхнего подшипника, часто онввинчен прямо в палубу. Просто смещайте подшипник до тех пор, пока перо руля невстанет на одну линию с килем. Стоит проверить, однако, не является ли перекосрезультатом простого износа подшипника, и не попала ли в него грязь.
3.4 Форма киля
Форма киля и участоккорпуса перед ним являются наиболее важными для скорости судна подводнымичастями корпуса. Как и у парусов, передняя кромка киля и руля должны бытьобтекаемыми и гладкими, чтобы сместить давление потока как можно дальше ккорме.
Участок корпуса передкилем сильно влияет на поток, поступающий на киль. Любые неровности приводят кразделению потока, который, попадая на киль, образует большие турбулентныеводовороты. Когда турбулентности начинают попадать на киль, его эффективностьснижается, и, соответственно, яхта начинает сильнее дрейфовать (см. рис.внизу).
Гоночные яхты,доставляемые транспортом, иногда получают повреждения этого жизненно важногоучастка во время перевозки из-за грязи или износа канатов или строп, которыеврезаются в переднюю часть киля при отгрузке яхты. Так что не ленитесьрегулярно проверять корпус на суше на протяжении всего гоночного сезона,особенно перед главной регатой.
Еще один источниквозникновения неровностей в критической зоне перед килем — это шов на яхтах,корпуса которых делаются из двух половинок, изготовляемых отдельно. Можетсуществовать небольшое смещение слева от соединительной линии, и его нужно сгладить.
3.5 Завершающие штрихи
Ну и, наконец, послетого, как вся тяжелая работа по обработке подводной части судна завершена,настало время защитить ее каким-нибудь необрастающим покрытием. Гоночные яхты,которые стоят большую часть времени на суше или на прицепе, часто необрастайкойне покрывают вообще. Но летом слизь может нарасти даже за время недельнойрегаты, так что стоит позаботиться о каком-нибудь необрастающем покрытии.
Большинство гоночных яхтзащищены жестким необрастающим покрытием, некоторые фирмы начали выпускатьпокрытия на основе тефлона. (В России из такого рода покрытий известнатефлоновая необрастайка VC17,ценой около $ 100 за литровую банку. После покрытия корпуса яхты такой краскойего поверхность становится похожей на тефлоновую сковородку). Бессмысленнопосле изнурительных часов выравнивания корпуса нанести толстое покрытие,которое вернет все неровности, а затем снова его шлифовать. Преимуществопокрытия на основе тефлона в том, что его толщина составляет всего 5 микрон, вто время как обычное покрытие круизных яхт составляет 100 микрон. Гладкаятекстура тефлона снижает трение между водой и корпусом и, таким образом,снижается лобовое сопротивление. Кроме того, лодка не так быстро обрастает.Получается, что при использовании такого мощного необрастающего покрытия, междурегатами достаточно хорошо отдраить корпус, ну и при необходимости обновитьпокрытие в конце года.
Обрабатывая подводнуючасть, не забудьте сгладить все выступающие фитинги или замените ихобтекаемыми. Кроме того, убедитесь, что руль жестко, без люфта зафиксирован,чтобы не возникал восходящий поток, приводящий к снижению управляющего моментаруля.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.