Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


О приоритетах индивидуальности в антропоцентрической биомеханике

Ю.А. Гагин Санкт-Петербургский университетпедагогического мастерства
Современнаяспортивная биомеханика ориентируется на поиск способов оценивания ЧеловеческогоКачества спортсмена посредством анализа его двигательных действий, в которыхимплицитно содержится информация о физическом, психическом и духовномпотенциале субъекта действий.
ЧеловеческоеКачество как интегральная характеристика индивидуальности человека [15,17 идр.] представляет собой систему свойств различных иерархических уровней:индивидных (двигательные качества, свойства нервной системы, интеллект и др.),личностных (приобретенные свойства как последствие социальных отнесении данногочеловека) и индивидуальностных (определяющих ценностно-смысловую зрелостьконкретного человека и проявляющихся в действиях, спортивной или инойдеятельности, жизнедеятельности в целом).
Гуманистическиетрадиции в антропоцентрической биомеханике берут свое начало от Н.А.Бернштейна, который первым, еще в 30-е годы, установил связь моторики человекас его психикой и, что особенно важно, с его субъектной активностью. Однакогуманистические идеи спортивной биомеханики получили свое полное и свободноеразвитие только в 90-е годы.
Впрочем,замедленная реакция спортивной науки в освоении наследия Н.А. Бернштейнапроявлялась неоднократно. Стоит упомянуть хотя бы представление Н.А. Бернштейнао механическом эффекте возбуждения мышцы, описанном еще в 1926 году [4]. Сосвойственной ему математической строгостью научного мышления Н.А. Берн-штейнпоказал, что в общем случае биомеханический процесс в мышце состоит из: 1) фазынапряжения, с поглощением химических процессов, до начала движения, и 2) фазысокращения (совершением механической работы, сопровождаемой расслаблениеммышцы). «Мышца совершает механическую работу расслабляясь» [4, с.153]. Непонимание или молчаливое непризнание этого, в определенной степени парадоксальногодля обыденного сознания феномена мышечной активности, впоследствии не позволилоисследователям и спортивным педагогам уяснить роль латентного периодавозбуждения в процессе отталкивания, ударных и других видах взаимодействий телачеловека с внешней механической средой.
Последствиятакого непонимания выражены не только в распространенности ложных представленийо динамической и кинематической структурах, начале или конце отдельных фаздействий, но и в блокировании подлинных смыслов двигательных действий, которые,как показано в исследованиях Д.Д. Донского, С.В. Дмитриева, Н.И. Пономарева[12-15, IS] и наших работах [6-11], напрямую связаны с интегральными свойствамииндивидуальностей спортсмена и тренера.
Нообратимся к более поздним работам Н.А. Бернштейна, в которых он не изменялсвоей научной традиции, достойной подражания и в современной науке и практикефизкультурного образования. — познание, проектирование и построение движенийчеловека на основе строгих математических принципов, законов и уравнений aпaлитическоймеханики, психологических и физических закономерностей, точнейшей измерительнойтехники и скрупулезных процедур обработки результатов. Строгий математическийаппарат и изящная измерительная техника циклосъемки с частотами от 60 до 100кадров в секунду позволили Н.А. Бернш-тейну и его сотрудникам произвестиглубокие исследования по биодинамике локомоций, построить тончайшие и строгиекривые «усилий в центре тяжести туловища» и «силовые моменты всочленениях». Стремление к «максимально доступной точности»привело Н.А. Бернштейна к такому выводу: «чем дольше мы подвигались внаших работах, тем яснее нам становилось, что в акте ходьбы интереснее всего нето, что в ней есть от механики и что так занимало Фишера, а как раз то, что вней содержится вне механики, сверх механики: ее физиологическая,ин-нервационная структура» [16, с. 120].
Итак,уже ранние работы Н.А. Бернштейна, основанные на точных методах и изящнойтехнике регистрации механических закономерностей движений, позволилинепосредственно перейти к анализу физиологических феноменов двигательныхдействий. Несколько позже то же, на наш взгляд, методологическое обстоятельство(точное, подлинное знание позволяет ученому подниматься на более высокиеступени осмысления предмета исследования, чем это показано возможностьюизначально использованных методов) позволило Н.А. Бернштейну сделать шаг отмеханики и физиологии движений к психо-моторике двигательных действий ифизиологии активности. Может быть, этапным в этом отношении следует считатьисследование Н.А. Бернштейном возможности применения уравнений Лагранжа II родадля описания простейшего по внешней структуре движения (вращение одного звена вполе тяжести под действием одной мышцы). Это движение исследовалось в планевторой (основной) задачи динамики (найти движение по заданным силам) и именно втакой постановке1 эта задача позволила автору выдвинуть ставшее классическимположение о неоднозначной связи между импульсом и движением, о возможностидвижения лишь при условии согласования центральных импульсов с явлениями,происходящими на периферии.
Следующимшагом к учету свойств индивидуальности в биомеханической проблематике явиласьразработка Н.А. Бернштейном концепции уровней построения движений, впервыеизложенная, в частности, в книге «О построении движений» [3] в 1947г. Эта концепция содержит в качестве центральной идею о восходящейпоследовательности усложняющихся процессов управления: от палеокинетическихрегуляций двигательных реакций до смысловых действий, соответствующих высшимуровням физиологической и психологической организации индивидуальности.
ПредставленияН.А. Бернштейна о кольцевом характере управления действиями, о предвосхищениичеловеком потребного будущего оказались основополагающими в теории цели какосознаваемого образа предвосхищаемого результата. Таким образом, одна из высшихинтегральных функций человеческой психики — целеполагание — была поставлена впозицию «от человека» и тем самым в эту же позицию были поставленыфункции реализации и становления индивидуальности.
Так,на наш взгляд, развивались начала антропоцентрической биомеханики — от точного,подлинного описания сложнейших двигательных ансамблей — к широкомуинтегрированному представлению о свойствах человека как индивидуальности. Этиначала были закреплены Н.А. Бернштейном [2].
ИдеиН.А. Бернштейна в кратко представленной динамике их развития оказалисущественное влияние на физкультурное образование в нашей стране. Можно суверенностью сказать, что развитие Ленинградской (Санкт-Петербургской) школыбиомеханики в определенной мере содержит аналогичные учению Н.А. Бернштейнаэтапы: анатомические подходы в биомеханике Д.А. Семенова и Е.Г. Котель-никовой(1938-1974 гг.), внедрение в биомеханику точных наук В.А. Петровым (1962-1975гг.), развитие идей физиологии движений и физиологии активности Г.П. Ивановой иИ.М. Козловым (1960-1995 гг.) и, наконец, современные гуманистическиеориентации кафедры биомеханики СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, связанные с проблемойцелостного человека.
Еслиговорить в масштабах страны, то следует отметить, что развитие идейантропоцентрической биомеханики и их внедрение в образовательный процесс вучреждениях физкультурного образования связаны в последние годы (1990-1996 гг.)с трудами Д.Д. Донского, Н.И. Пономарева, С.В. Дмитриева [12-15, 18]. Наиболееполно эти идеи отражены в монографии С. В. Дмитриева [13]. В эти же годы былипроведены наши исследования по проблемам становления и реализациииндивидуальности [10, 11 и др.] в педагогических системах образования и спорта,позволившие, на наш взгляд, установить особенности приоритетного значениясвойств индивидуальности в биомеханических исследованиях и научно-методическихобобщениях антропоцентрической направленности.
Покажемвзаимосвязь идей С.В. Дмитриева, Д.Д. Донского и наших идей и возможности их использованияв современном физкультурном образовании.
Вработах Д.Д. Донского, С.В. Дмитриева, Н.И. Пономарева сформулированы основныепринципы и средства смыслового проектирования и моделирования двигательныхдействий человека. Рассматривая двигательные действия спортсмена как объектдидактического моделирования, С.В. Дмитриев [13] уделяет особое вниманиекатегории целе-полагания в его бернштейновском смысле. При этом сущностнаясвязь субъекта и его деятельности (действий) выявляется, по мнению автора, тогда,когда ведущей в анализе выступает категория субъекта. Автор утверждаетактуальность антропоцентрического направления биомеханических исследований ипреподавания биомеханики, что требует переосмысления абстрактного пониманияпредметности двигательных действий человека, принятия гуманистической точкизрения на двигательные действия, в которых происходят познание, оценка ипреобразование предметного и социального мира, а следовательно, и самогочеловека.
Антропоцентрическаябиомеханика Д.Д. Донского и С.В. Дмитриева призвана взглянуть на человекадействующего, решающего те или иные двигательные задачи на основе ценностноориентированных систем и личностных смыслов. Авторами анализируется целевая,смысловая и ценностная организация двигательных задач. При этом исследуютсяструктуры и функции двигательных задач, являющихся, по мнению авторов, системоймодельных представлений об условиях, требованиях и средствах достиженияцелеполагаемого результата. С.В. Дмитриевым дан алгоритм поиска решениядвигательной задачи на основе анализа проектно-смысловой структурыдвигательного действия. Весьма интересна те-заурусная модель выработки средстврешения задач. Технология смыслового проектирования двигательного действияпредставлена С.В. Дмитриевым формулой «от модели объекта — к моделипроекта» [13, с. 64]. На основе ценностно-смысловых ориентиров в решениидвигательных задач разработаны понятийно-логические структуры ряда спортивныхупражнений, имеющие методологическое значение как для науки, так и дляфизкультурного образования.
Такимобразом, в антропоцентрическом направлении биомеханики (С. В. Дмитриев, Д.Д.Донской) анализ механизмов и способов достижения высших спортивных результатовосуществляется в контексте теории решения двигательных задач.
Вразрабатываемом нами направлении антропоцентрической биомеханики исследуется внекотором смысле обратная проблема: на основе теории и практики решениядвигательных задач определяются пути осуществимости (т.е. становления иреализации) индивидуальности спортсмена и тренера.
Поаналогии с двумя задачами динамики (прямой и обратной) можно обозначить двезадачи антропоцентрической биомеханики: прямую — решение двигательных задач наоснове ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательныхдействий (ее решают С.В. Дмитриев и Д.Д. Донской) и обратную — становление иреализация индивидуальности спортсмена и тренера на основе решения имидвигательной задачи.
Выделениеэтих двух задач, конечно, условно, схематично и не имеет той строгости, с какойразделяются две задачи динамики. Вместе с тем в этом выделении естьопределенный смысл и важное значение как для исследователя, так и дляпреподавателя физической культуры.
Какже, по нашим представлениям, решается задача осуществимости (становления иреализации) индивидуальности субъектов тренировочного процесса? Отметивактуальность этой задачи, дадим лишь схему ответа на поставленный вопрос исделаем ссылки на соответствующие публикации.
Длярешения указанной задачи нами разработана концепция осуществимостииндивидуальности субъектов педагогического процесса [19]. Осуществимостьиндивидуальности — это единство сущности и существования человека, выраженное впроцессах его становления и самореализации.
Осуществимостьиндивидуальности субъектов педагогического процесса происходит в их совместнойдуховно-практической деятельности, связанной с поиском каждым из субъектовсмысла его действия и обменом этими смыслами. Эта деятельность в ходеспортивной тренировки включает осознание двигательных действий в спорте какценности, воплощающей общественный идеал и выступающей как эталон должного. Приэтом двигательное действие рассматривается и как объект познания, и как предметпреподавания, и как материал для овладения, и непосредственно как акт действияи рассматривается в качестве метасистемы [19]. Такое рассмотрениекор-респондируется с «позиционной логикой решения двигательных задач»С.В. Дмитриева и Д.Д. Донского, которые используют аналогичные смысловыеконструкции. Осуществимость индивидуальности субъектов тренировочного процессасвязана с формированием свойств и качеств каждого из них как индивидуальности:индивидуального стиля действий (ИСД), индивидуального стиля общения (ИСО) идр., а также воспитанием культуры действий (т.е. превращением внешнегобогатства культуры движений и обучения им во внутреннее богатствоиндивидуальности спортсмена или тренера). Становление и реализацияиндивидуальности спортсмена происходят в результате не просто выполнения имдвигательного действия как упражнения, но и включенности его в системупознавательных, оценочных, коррекцион-ных и других действий. Двигательныедействия являются фактором становления и реализации индивидуальности и как быпобочным результатом педагогического процесса. При этом становление иреализация индивидуальности не противостоят овладению движением. Напротив,спортивное мастерство достигается только при известном уровне развития свойствиндивидуальности. Концепция осуществимости индивидуальности включает принцип,модели и педагогические механизмы осуществимости.
Главнаяидея акмеологического, по своей сути, принципа осуществимости состоит в том,что каждый человек обладает определенным физическим, психическим и духовнымпотенциалом и вершины его достижений, соответствующие этому потенциалу,предсказуемы, проектируемы [11]. Потенциал человека (например, двигательный)определяется нами как разность возможного и действительного и, в частности, какразность модельного результата какого-либо действия и его фактическогозначения. В связи с этим для практического применения концепции осуществимостииндивидуальности мы широко используем разработанные нами в разные годы моделиспортивных движений [7-9,19]. Думается, что в этим целях могут использоватьсятакже эталонные (нормативные) биомеханические модели, разработанные С. В.Дмитриевым.
Наосновании концепции осуществимости индивидуальности нами решены важные задачиспортивной тренировки. Разработан алгоритм обучения двигательным действиям наоснове сличения возможного и действительного результатов (сличения sollwert сistwert — по терминологии Н.А. Бернш-тейна, использованной им еще в 1957 г.).Проанализированы базовые и творческие компоненты ИСД и двигательного мастерстваспортсмена, особенности формирования тезаурусной системы индивидуальности.Доказано, что принципы, содержание и методы управления становлением иреализацией индивидуальности субъектов педагогического процесса могут с успехомиспользоваться для совершенствования педагогических систем не только в спорте,но и в образовании (общем и специальном, в том числе физкультурном).
Взаключение следует отметить, что концепция ценностно ориентированных,целенаправленных и смыслоорганизованных двигательных действий человека,предложенная Д.Д. Донским и С.В. Дмитриевым, и наша концепция осуществимостииндивидуальности субъектов педагогического процесса являются взаимодополняющимидруг друга системами идей, разработанными в русле современногоантропоцентризма, объединяющего на основе подлинных смыслов педагогику,психологию, биомеханику и акмеологию. Вместе взятые, эти концепции в своем развитиипозволят в значительной степени гума-пизировать процесс физкультурногообразования, поднять уровень духовности субъектов педагогического процесса вфизкультурных вузах.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Наука, 1989.- 180с.
2.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.:Медицина, 1966. -349с.
3.Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947.-255 с.
4.Бернштейн Н.А. Общая биомеханика (Основы учения о движениях человека). — М.:Изд. РИО ВЦСПС, 1926.-416 с.
5.Вяткин Б.А. В кн.: Очерки теории темперамента. Пермь, 1973. с. 181-221.
6.Гагин Ю.А., Петров В.А., Ватель Е.В. Метод оценки эффективности физическихупражнений //Теория и практика физической культуры, 1971, № 8, с. 50.
7.Гагин Ю.А., Детков Ю.Л. Моделирование и экспериментальные исследованиямеханизма отталкивания прыгуна на батуте //Теория и практика физическойкультуры, 1974, № 7, с. 20-24.
8.Гагин Ю.А. Математическое моделирование опорной фазы прыжков и бега //Теория ипрактика физической культуры, 1977, № 7, с. 18-21.
9.Гагин Ю.А., Скворцова Г.К., Хван М.У. Механико-математическая модель бега наконьках //Конькобежный спорт. Вып. 2, 1979, с. 59-65.
10.Гагин Ю.А. Теория и практика управления педагогическими системами (в аспектеобразовательных приоритетов индивидуальности) /СПб ГАСУ. СПб, 1994.-76 с.
11.Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основеконцепции потенциальной осуществимости человека: Учебн. пос. /СПб ГАСУ;Балтийская педагогическая академия. СПб., 1994.-75 с.
12.Дмитриев С.В. Теоретико-методологический анализ информационного моделированиядвигательных задач //Теория и практика физической культуры, 1985,№7, с.9-10
13.Дмитриев С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханическогомоделирования двигательных действий спортсмена. Н.Новгород, 1995.-150 с.
14.Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Основы антропоцентрической биомеханики(Методология, теория, практика). Н.Новгород,1993.
15.Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Двигательная задача в спортивных действиях //Теорияи практика физической культуры, 1994, № 11, с. 40-43.
16.Исследования по биодинамике локомоций /Под ред. Н.А. Бернштейна. — М.-Л.: Изд.ВИЭМ, 1935. -244с.
17.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.:Педагогика, 1986. — 256 с.
18.Пономарев Н.И., Дмитриев С.В. О проблемах целевой, смысловой и ценностнойорганизации двигательных действий спортсмена //Теория и практика физическойкультуры, 1990, № 7, с. 27-29.
19.Теория и практика двигательного мастерства: Учебн. пос. для преподавателей истудентов ИФК / Под ред. Ю.А. Гагина. — Алма-Ата: Рауан, 1990. -184с.
1Вторая задача динамики в биомеханике помимо Н.А. Бернштейна исследовалась внаших работах [5, 19 и др.] и более в литературе нам не встречалась. Менеепродуктивная с точки зрения продвижения к проблемам индивидуальности перваязадача биомеханики (определение сил и моментов по заданному движению) решаласьЯ.И. Грди-ной (1910-1916 гг.), Г.В, Кореневым (1972), В.Т. Назаровым (1984) и др.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.