Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания

Доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич,кандидат педагогических наук, профессор Г.Г. Наталов,  кандидат педагогическихнаук, доцент Ю.К. Чернышенко
Конверсиявысоких технологий спортивной тренировки — очередная дань моде или историческаянеобходимость? Реально достижимая мечта или химера?
ВРоссии в условиях реформы всех сфер социальной жизни проявляется особый интереск проблемам конверсии: рубля, демократических свобод, промышленности и др.Может быть, эта тенденция распространилась и на сферу спорта? Конвертируемостьспортивных достижений — факт, не вызывающий сомнений. Но конверсия путей ихформирования на физическое воспитание
— достаточно ли для этого оснований? Сам термин «спорт» имеет и другое,непривычное для нас значение: в биологической науке он используется дляобозначения особой разновидности химер
— мозаик, появляющихся в результате клеточных мутаций у гибридов (гетерозис).Симбиоз физического воспитания и спорта высших достижений — каких«мутаций» можно ожидать?
Каждыйиз этих вопросов имеет свой резон, выхватывая тот или иной аспект конверсии.Поэтому необходим системный, всеобъемлющий анализ ее возможностей, условий,оснований и перспектив.
Предысторияконверсии. На рубеже XX столетия спорт высших достижений получил международныйолимпийский статус. Многие ученые (П.Ф. Лесгафт, 1909; Ж. Эбер, 1925;Е.Гаульгофер, 1930, и др.) на протяжении всей первой трети века считали, чтотакому «гадкому утенку» с его неудержимым стремлением к рекордам неместо в светлом храме физического воспитания детей. Тем не менее потребность вболее высокой эффективности физического воспитания вынудила практику, а вследза ней — науку обратиться за решением проблемы к спорту. Вторая треть столетияознаменовалась полным его триумфом в качестве незаменимого и эффективнейшегосредства и метода физического воспитания, хотя и с некоторыми оговорками: длястарших классов школы.
Ноэти рамки не могли не оказаться тесными для спорта. В последней трети века он вполной мере проявил свою самостоятельность и независимый характер. Опираясь насобственные идеалы, спорт создал разветвленную инфраструктуру, обзавелся рядомуникальных, в том числе международных, социальных институтов, высочайшимнаучным и кадровым потенциалом, по своей технологической вооруженности неимеющим, пожалуй, равных в социально-культурной сфере. Достаточно сказать, чтона развитие спорта в мире ежегодно тратилось немногим меньше, чем на гонкувооружений. Это позволило создать великолепный набор высоких технологийуправления процессом индивидуального развития и достижения предела человеческихвозможностей в сфере активной двигательной деятельности.
Возможностьи необходимость использования достижений науки в спорте неоднократно отмечаласьспециалистами физической культуры [13, 15, 27]. При этом предлагалось толькоучитывать специфику задач физического воспитания и возрастные особенностизанимающихся (воспитуе-мых). Вопрос же о конверсии высоких технологийспортивной тренировки фактически не поднимался. Напротив, даже в сферемассового спорта рекомендовалась особая по отношению к ним осторожность. Соответственнои методологические основы конверсии, ее принципы и механизмы неразрабатывались.
Всекардинально изменилось за последние пять лет. Слабая технологическаявооруженность и недостаточная эффективность практики физического воспитаниянаряду с резким снижением уровня здоровья и продолжительности жизни населенияРоссии, с одной стороны, демократизация общественной жизни, гуманитаризацияобразования, приоритет здоровья в программах социального развития физическойкультуры — с другой, стимулировали научный поиск, вызвали необходимостьпересмотра прежних концепций физического воспитания и обусловили «парадконцепций» социальной его организации в новых условиях [5, 8, 11, 12, 14,17 — 21].
Срединих особое значение имеет концепция конверсии высоких технологий спортивнойподготовки, предлагающая конкретный механизм рациональной и эффективнойреализации всех остальных [1, 2, 3, 6, 7, 9, 10]. Эта концепция возникла неслучайно и отнюдь не на пустом месте. Помимо общепризнанных фундаментальныхдостижений спортивной науки она опирается на не востребованные ранеенаучно-прикладные разработки проблем физического воспитания (ученым тоже иногдаприходится работать «в стол», на перспективу). Проблема конверсииспортивной тренировки вполне созрела, и ее надо безотлагательно решать.
Условияконверсии. В своей сущности конверсия — это форма объективной связи ипреобразования явлений на основе приспособительного изменения их внешних,структурно-функциональных характеристик при сохранении субстанциональнойродовой основы. Она довольно широко распространена в природе и обществе. Привсем разнообразии конкретных форм и видов есть общие черты конверсии.
Конверсиявозможна при наличии трех обязательных условий:
1)освоение особой сферы деятельности, определяющей характер форм и функцийоператоров, необходимых для самосохранения или саморазвития ее объекта;
2)приспособительное изменение структурно-функциональных характеристик операторов,достаточно надежно и эффективно действовавших в иной сфере;
3)сохранение их общей родовой основы, допускающей такое перепрофилированиефункций.
Конверсиястановится необходимой при наличии потребности в подобной перестройке форм ифункций операторов. Такая потребность возникает либо в результате вынужденногоих перемещения в непривычную сферу действий, либо в результате измененияпривычной сферы, либо в связи с необходимостью их применения для освоения(развития) особой: сферы действий.
Вданном случае речь идет о переводе операторов (высоких технологий, правил,принципов) спортивной тренировки на решение задач физического воспитания.Поскольку все необходимые условия здесь налицо [1, 2, б, 7, 8, II], возможностьи необходимость такой конверсии сомнений не вызывают. Дело за разработкой ееконкретных механизмов, допусков, пределов, параметров и оснований.
Предметконверсии. Тип конверсии определяется ее объектом, предметом и составомоператоров. Конвертируется технология спортивной тренировки (объект конверсии)как совокупный оператор деятельности по управлению процессом индивидуальногоразвития и освоения двигательных возможностей человека. Предмет конверсии — оптимизация процесса физического воспитания путем адекватной его задачаммодификации рабочих операторов — систем упражнений, принципов и методов ихприменения.
Технология- это совокупность направленного изменения формы, состояний или свойств объектадеятельности в соответствии с его природой и характером используемых средств.Степень ее рациональности и эффективности зависит от состава средств и операцийпо их применению, их адекватности природе изменений. Характер технологий вомногом зависит от особенностей вида деятельности, для достижения высокойэффективности которой она и разрабатывается, но есть и общие черты, присущиевсем технологиям как факторам — детерминантам деятельности.
Деятельность- это форма активного целенаправленного отношения людей к себе и окружающемумиру. У ее истоков лежит потребность в определенных условиях существования иразвития. Их недостаток вызывает напряжение системы, обусловленное разностьюпотенциалов, которая возникает при нарушении сложившегося равновесия потоковвещества, энергии и информации. Это напряжение становится причиной активности,направленной на самосохранение и саморазвитие.
Активность- всеобщее свойство материальных тел и способ существования высокоорганизованныхсистем (организм, личность, общество). В неорганической природе активностьпроявляется в процессах самодвижения и самоизменения; в живой природе — саморазвития и самосохранения;
учеловека и общества — еще и в процессах создания условий жизни и самосозидания(самосовершенствования). Различают внешнюю и внутреннюю активность; та и другаяможет быть спонтанной либо наведенной. Деятельность выступает как высшая формасистемной активности — упорядоченного взаимодействия всех ее видов.
Технологияпредставляет собой форму рациональной организации системной активностисубъекта, объекта и средств деятельности с целью наведения таких процессовспонтанной активности объекта, которые обеспечивают его самодвижение,самоизменение, саморазвитие, самосохранение или самосовершенствование внеобходимом для субъекта направлении [16]. В каких именно — зависит отпотребностей субъекта, специфики объекта и возможностей используемых средств.Поэтому необходимой предпосылкой конверсии высоких технологий является анализсодержания и компонентов тех видов деятельности, которые нуждаются в подобномпереносе, и тех, которые располагают конвертируемой технологией.
Физкультурно-спортивнойназывают деятельность, которая ориентирована на развитие, распространение иосвоение общественного опыта применения активной двигательной деятельности вцелях:
— сохранения здоровья, работоспособности и творческого долголетия (областьфизической культуры);
— содействия нормальному и гармоническому развитию способностей и свойствчеловека (область физического воспитания);
— предельному развитию и максимальному освоению его двигательных возможностей(область спорта).
Еесодержание составляет деятельность общества, специалистов и занимающихся(субъекты деятельности) по реализации этих целей путем наведения адекватныхпроцессов внешней и внутренней активности объекта (занимающихся),обеспечивающих его самосохранение, саморазвитие или самосовершенствование.Основные средства наведения — системы упражнений, условия и способы ихвыполнения.
Здесьможно выделить пять уровней конверсии, объединенных общностью конечной цели, ноотличающихся составом факторов:
1)деятельность общества (стратегия) по созданию условий реализации конечной целии оптимизации совместной деятельности специалистов и занимающихся;
2)деятельность специалистов по реализации социального заказа и управлению(технологическому и ручному) деятельностью занимающихся;
3)деятельность занимающихся по выполнению заданий-упражнений (внешняяактивность), стимулирующих внутреннюю активность;
4)процессы внутренней активности, связанные с обеспечением внешней (двигательной)деятельности (мотивация, ориентация, энергетическое обеспечение, управление,корректировка и др.), создающих напряжение в системе и стимулирующих спонтаннуюактивность;
5)процессы спонтанной активности организма (устранение возникшей разностипотенциалов, восстановление гомеостаза и адаптация к условиям деятельности),обеспечивающие его самосохранение, саморазвитие или самосовершенствование.
Всев конечном счете реализуется на пятом уровне. Отсюда начинается обратный путьоценки качества и эффективности всех технологий физ-культурно-спортивнойдеятельности. Конверсия должна сопровождаться корректировкойструктурно-функциональных характеристик технологий каждого из уровней покритериям конечного эффекта деятельности на уровне спонтанной активностиорганизма. Ее оптимизация и составляет предмет конверсии.
Конверсиявысоких технологий спортивной тренировки и конверсия основных положений теорииспортивной тренировки — не одно и то же. Перенос отдельных технологий проблемыне решает. Основные положения, которыми мы руководствуемся при разработкетехнологий — более фундаментальный объект конверсии, поскольку могут служитьоснованием для разработки опирающихся на них технологий физического воспитания.В этом случае придется решать вопрос: что можно изменить, а что необходимосохранить (с позиций теории спортивной тренировки), и что можно сохранить, ачто нужно изменить (с позиций теории физического воспитания). При несовпадениирешений придется пересматривать те или иные позиции. В этом суть конверсии иэто основной ее вопрос: вопрос о допусках, пределах и основаниях.
Основанияконверсии. Технология любого вида деятельности имеет двойное основание: 1)специфика объекта и предмета деятельности, 2) характер факторов воздействия,детерминирующих ее содержание.
Объектфизического воспитания и спортивной тренировки — человек, его способности исвойства; предмет — направленное их развитие (в деятельности занимающихся),управление этим развитием (в деятельности преподавателя, тренера), созданиенеобходимой инфраструктуры этого развития (в деятельности общества). Основныефакторы прямого, непосредственного воздействия — системы упражнений, которыепредставлены определенным составом активных двигательных действий, способов ихповторения и форм воспроизводства сопряженных с ними отношений(ней-ро-физиологических, пространственно-предметных и моторно-поведенческих).Эти отношения и вызывают спонтанную активность организма, результатом которойявляется его саморазвитие.
Влияниелюбого фактора не безгранично по двум причинам: во-первых, оно имеет свойпредел, который обусловлен природой фактора, а во-вторых, границы допустимоговоздействия диктуются природой объекта деятельности и целей его изменения.Технология в той мере эффективна, в какой границы возможного, необходимого идопустимого воздействия не нарушаются и согласованы друг с другом. Объективнаядинамика процессов индивидуального развития человека и предметно-содержательнаяоснова факторов воздействия — в их согласованном взаимодействии — и составляют,видимо, то основание конверсии, которое при всех модификациях должно бытьсохранено.
Винтервале постоянной меры качественная определенность развивающегося объектасохраняется; в интервале переменной возможны смена качественных состояний илиих модификация. Это — интервал возможных допусков конверсии. Границы интервалапеременной меры подвижны, но лишь до известного предела, за которым сменакачественных состояний неизбежна, так как нарушаются границы интерваловпостоянной или необходимой меры. Количественное их соотношение определяетхарактер органического строения явлений на каждой стадии развития [28].Отыскать такую меру — задача не из легких, но без ее решения конверсия будетидти вслепую.
Направленияконверсии. Конверсия всегда сопряжена с перемещением ее объекта (технологий) вдругую сферу деятельности, отличную от той, в которой были сформированытехнологические свойства операторов. Поэтому затронутая ранее проблемавыявления специфики физического воспитания и спортивной тренировки весьмасущественна. «Культурологическая» концепция дает несколько иноерешение, чем рассмотренные выше аксиологическая и кинезиологическая концепции(рис. 1).
/>
Рис.1. Генезис сферы физкультурно-спортивной деятельности
Двигательнаядеятельность как основание культуры выступает в единстве трех сторон:
— как способ освоения и изменения условий окружающего мира путем пространственныхперемещений и механических воздействий;
— как форма общения, связанная с производством и передачей информации посредствомее моделирования в системе действий;
— как стихийно действующий фактор индивидуального развития способностей исвойств, необходимых для ее осуществления.
Последнееявляется реальной предпосылкой для возникновения физической культуры, спорта ифизического воспитания, но лишь при условии осознанного применения такогофактора. Таким условием является возникновение, развитие, распространение иосвоение культуры двигательной деятельности.
Сознательноеприменение различных элементов культуры двигательной деятельности не только дляих освоения, но и для получения эффекта развивающего их воздействия на организмприводит к появлению особых направлений ее развития:
физическаякультура, физическое воспитание и спорт.
Физическаякультура ориентирована на оптимизацию функциональных состояний здоровья иработоспособности человека посредством физической активности как одного изэлементов культуры двигательной деятельности. Мы придаем понятию«физическая культура» чрезмерно расширительное толкование, включая внего и физическое воспитание и спорт. По сути, это лишь культура физическойактивности.
Физическоевоспитание ориентировано на управление процессом индивидуального развитиячеловека в пределах нормы этого развития путем целенаправленного повторенияактивных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ними отношений.Это отношения не только нейрофизиологической (включая физическую), но такжесенсорно-интеллектуальной и эмоционально-нравственной активности. Кроме того,здесь речь идет не только о содействии нормальному развитию врожденных,приобретенных по наследству способностей и свойств, но и о формированииадаптивных, связанных со становлением функциональных систем активнойдеятельности. Поэтому физическое воспитание выходит за рамки собственнофизической культуры и является особым направлением развития и освоения культурыдвигательной деятельности.
Спортнацелен на интегральное, предельное, хотя и специализированное развитие, и намаксимальное освоение двигательных возможностей человека посредством применениявсех элементов культуры двигательнойдеятельности, обеспечивающих достижениемаксимального эффекта двигательных действий. Причем совсем не обязательнотолько физически активных. В совокупности своих конкретных видов спорт являетсяуниверсальной моделью сложившихся в ходе истории и отобранных по их эффекту формдвигательной деятельности (естественных, моделирующих, орудийных, ранжирующих игрупповых) и типов двигательных действий (баллистических, циклических иаддитивных). Спорт не только вбирает их в себя, но и доводит до высочайшейстепени технологического их совершенства. Поэтому спорт в целом — этоуникальный социальный институт развития, распространения и освоения культурыдвигательной деятельности человека и человечества. В этом его сущность исоциально-историческое значение [31].
Являясьпредметно-содержательной основой физической культуры, физического воспитания испорта, культура двигательной деятельности и служит тем основанием конверсииспортивной тренировки, которое должно быть сохранено. Это — внутриотраслеваяконверсия, распространение которой возможно не только на область физическоговоспитания (развивающие технологии спортивной тренировки), но и на областьфизической культуры (кондиционные технологии).
Входе исторического развития все направления использования культуры двигательнойдеятельности дифференцировались на профильные формы по одному и тому жепризнаку — по специфике субъект-объекта физкультурно-спор-тивной деятельности иего особым состояниям. В области физического воспитания это: 1) базовое (длявсех), 2) профессионально-прикладное (для осваивающих определенную профессию) и3) специальное (для имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья). Вобласти физической культуры: 1) оздоровительная (для всех), 2) производственная(для профессионально-ориентированных) и 3) лечебно-восстановительная (длябольных). В сфере спорта: 1) массовый (спорт для всех), 2) профессиональный(высших достижений) и 3) адаптивный (для инвалидов).
Посостоянию субъект-объекта выделяют также физическое воспитание дошкольников,школьников, студентов и др.; физическую культуру для детей грудного возраста,для пожилых и др.;
спортдетско-юношеский, студенческий и др.
Профильныеформы образуют зону межвидовой конверсии от спорта высших достижений к спортумассовому и адаптивному и т.п.
Двигательнаядеятельность входит в качестве одного ю необходимых компонентов в подавляющеебольшинство специфически человеческих видов деятельности (дажеинтеллектуальной, если учесть то обстоятельство, что соответствующиеспособности первоначально формируются путем интериоризации внешних движений идействий, их превращения во внутренние, умственные). Соответственно и культурадвигательной деятельности используется как фактор индивидуального развития нетолько в области физической культуры, спорта и физического воспитания, но и вдругих сферах социальной жизни: искусство (цирковая акробатика, балет и др.),труд (эргономика), быт (танцы, зрелища и др.). Но только для физическойкультуры, спорта и физического воспитания единственным и, по существу,исчер-пывающим предметом являются развитое, распространение и освоение культурыдвигательной деятельности.
Ихпрофилирование было обусловлено не только потребностями субъект-объектовфизкуль-турно-спортивной деятельности, но и потребностями тех сфер социальнойдеятельности, в которых используются его двигательные возможности. Эти сферывовлекают в свою орбиту адекватные им технологии формирования двигательныхвозможностей человека, объединяют их со своими, специфическими технологиями. Врезультате образуются зоны обоюдной, межотраслевой конверсии В ПРЕДЕЛАХ ИХВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (рис. 2).
/>
Рис.2. Взаимодействие сфер социальной жизни (1-5 — зоны межотраслевой конверсии)
Параметрыконверсии. Технологическая конверсия предполагает видоизменение отдельныхэлементов и отношений в структуре деятельности по изменению ее объекта присохранении ее предметно-содержательной основы. Сама структура при этом такжесохраняется: она является универсальной для всех видов деятельности (рис. 3).
Кее элементам относят: 1) цель деятельности, 2) ее предмет, 3) средства ееосуществления, 4) выполняемые операции и 5) конечный результат. Характер этихэлементов зависит от состава факторов-детерминант, определяющих содержание,предметную и социальную ориентацию деятельности. Основные факторы: 1) субъектдеятельности, 2) его потребности, 3) объект и 4) социальный опыт его познания,использования и преобразования.
Функциональнаяструктура деятельности по изменению ее объекта представляет собой способ связиее элементов и факторов-детерминант на основе получения конечного эффектадеятельности. Возможны некоторые ее модификации с учетом специфическиххарактеристик ее компонентов. Так, на входе педагогической системы — абитуриент, ее объектом служит ученик (спортсмен и т.д.), субъект — учитель(тренер и др.), на выходе системы — выпускник. Остальные компонентымодифицируются по сфере образования и воспитания. По особенностямфакторов-детерминант и элементов деятельности должны быть, видимо, рассмотреныпараметры конверсии.
Субъектявляется носителем определенных видов культуры деятельности, ее активнымнаправляющим началом и исполнителем. Это могут быть отдельный человек (рабочийисполнитель), особая общественная группа (специалисты) или общество (социальныесистемы и структуры). В последнем случае рабочие субъекты выступают какоператоры системы. Технология их деятельности, как и деятельности двух другихсубъектов, также может быть предметом конверсии.
Потребность- нужда в чем-либо необходимом для развития или существования субъекта. Онаобнаруживается и осознается по мере познания и освоения условий ееудовлетворения; становится мотивом деятельности по изменению объекта, неудовлетворяющего исходной потребности. Потребность в виде ценностныхориентации, мотивов, интересов также подлежит конверсии.
Объектомдеятельности служат вовлеченные в ее орбиту общественные или природные явления,изменение которых создает условия для удовлетворения потребности.Технологическая конверсия возможна только при наличии определенной общностиобъектов деятельности. В рамках каждого из направлений и профильных формразвития и освоения культуры двигательной деятельности таким общим объектомслужат двигательные возможности человека. Технологии их сохранения, развития иосвоения вполне конвертируемы.
Цель- отражение потребности в каких-либо условиях существования (развития) в формемысленного предвосхищения конечных результатов деятельности по их созданию иосвоению. Дифференцируется в виде постановки промежуточных задач,технологические решения которых также становятся объектом конверсии в видетиповых алгоритмов.
Опыт(индивидуальный или социальный) — это результат практического освоенияопределенных видов деятельности. Представлен совокупностью условий, средств,форм и способов ее осуществления, а также способностей, умений, знаний инавыков, связанных с их применением. Кристаллизуется в культуре личности, вквалификации субъекта деятельности, в ее инфраструктуре и технологии.
Предметомдеятельности служат те изменения сторон и свойств объекта, которые приводят кполучению конечных результатов деятельности. Сами эти стороны и свойства могутбыть объектами особых видов деятельности, а создание необходимых условий ихизменения — предметом деятельности особых субъектов-операторов. Конверсия можетзатрагивать как изменение сторон и свойств объекта, так и технологию созданияусловий изменения объекта. Средства деятельности — те факторы, которые по волесубъекта вступают в прямое взаимодействие с объектом и вызывают в немнаправление изменения. Это могут быть естественные силы человека, природные илиобщественные условия, либо технические средства (орудия), впитавшие в себя рядфункций человека (физических и интеллектуальных). Являются одними из главныхкомпонентов конвертируемых технологий; обеспечивают единство и взаимосвязьтехнологических процессов изменения объекта и операций деятельности субъекта.
Операциикак элементы содержания конкретных видов деятельности служат формой проявлениявнешней активности субъекта деятельности. Обеспечивают наведение системнойактивности средств деятельности и технологических процессов изменения объекта.Любой вид деятельности включает как основные, так и вспомогательные операции.Те и другие могут быть объектами конверсии.
Продуктдеятельности — то состояние объекта, которое и делает его предметомпотребления. Это конечный или промежуточный (покомпонентный) результат всехвместе взятых, или отдельных форм деятельности и операций. Для высокихтехнологий характерна большая степень соответствия эффекта целям и задачамдеятельности. Это обстоятельство и вынуждает прибегать к технологическойконверсии.
Блок-схемафункциональной системы деятельности (см. рис. 3) охватывает основные параметрытехнологической конверсии. Ориентированные по содержанию конкретных видовдеятельности, они могут быть использованы для разработки ее программы.
/>
Рис.3. Функциональная структура деятельности
Физическоевоспитание и спортивная тренировка отличаются друг от друга характером конечныхцелей, результатов и частично составом используемых средств и методов. Всодержании физического воспитания обычно выделяют две стороны: обучениедвижениям и воспитание физических качеств; в содержании спортивной тренировки — четыре: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку [23].В американской теории физического воспитания и спорта выделяют четыре уровняразвития, которыми мы управляем: органическое, нейро-мышечное, интеллектуальное(интерпретивное) и эмоциональное. Содержание сторон и уровней в различныхподходах к их выделению частично совпадает.
Реальноуправление процессом индивидуального развития должно осуществляться, а егосодержание развертываться в пределах одной и той же матрицы формированияспособностей и свойств субъект-объекта воспитания и тренировки — человека (см.таблицу).
Матрицапрограмм физического воспитания и спортивной тренировкиСтороны развития и воспитания Параметры конверсии Уровни развития способностей и свойств биологический (школа движений) психический (школа деятельности) социальный (школа поведения) Морфогенез: Цель Физическое совершен ствование (подготовка) Развитие органов чувств и интеллекта Развитие волевых и моральных качеств
Развитие органов движений, деятельности и поведения
Повышение их устойчивости и дееспособности Задачи Оптимизация физического состояния, воспитание физических качеств Повышение пределов восприятия и обработки информации Воспитание характера, групповая интеграция и социализация личности Метод Простое повторение и накопление эффекта упражнения Кодовое повторение и интериоризация состава действий Конспективное повторение и обобщение социального опыта Физическая активность /> /> Системогенез: Средства Двигательные действия Познавательная активность Нравственная активность
Формирование функциональных систем деятельности
Освоение культуры движений, деятельности и поведения
Нейрофизиоло-
гические связи /> /> /> Формы двигательной дея тельности Способы совместной деятельности Метод Модифицированное повторение и отбор Пространственно- предметные отношения /> /> /> Моторно- поведенческие ситуации Задачи Обучение движениям /> /> Формирование двигательных навыков Модельное повторение и экстериоризация Развернутое повторение и спецификация Цель /> Формирование умений рационально действовать (тактика) Формирование эстетики и этики поведения Физическое Образование Социально-этическое образование Техническая подготовка Тактическая подготовка />
Ееструктура обусловлена единством, целостностью трех уровней (биологического,психического и социального) и двух сторон (морфогенеза и системогенеза)процесса индивидуального развития. Физическое воспитание и спортивнаятренировка — это специализированные формы управления развитием способностей исвойств человека посредством освоения культуры двигательной деятельности.Соответственно их содержание, состав задач и целей, средств, методов итехнологий должны дифференцироваться по этим сторонам и уровням развития [27,30, 33].
Предлагаемаяматрица программ физического воспитания и спортивной тренировки отражает полноеструктурное единство их содержания, ориентированного по основным параметрамконверсии. Главное отличие — в направленности развития способностей и свойств.Физическое воспитание ориентировано на всестороннее и гармоничное развитиедвигательных возможностей человека в пределах нормы; спортивная тренировка — наинтегральное и гармоничное, на специализированное и предельное развитиеспособностей, необходимых для достижения высоких результатов в состязаниях повиду спорта. Совокупностью же видов спорта охватывается весь объем развитиядвигательных возможностей на уровне использования высоких технологий ихформирования. Виды спорта при этом выступают как операторы конверсии — носителиопределенных технологий и факторы формирования программ физического воспитания.
Список литературы
1.Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегияразвития на перспективу (актовая речь). — М.: ГЦОЛИФК, 1992.
2.Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки какактуальное направление //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 4.
3.Бальсевич В.К. Противоречия традиционной методологии исследованияфизкультурно-спортивной деятельности. Теория деятельности и социальная практика.III Международный конгресс. М., 1995.
4.Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи. Материалымеждународного конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации».СПб. 1996.
5.Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитаниядетей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка,1996, № 2.
6.Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи идиссоциации //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10.
7.Бальсевич В.К. Теоретико-методологические основания концепции формированияфизической культуры человека в дошкольном возрасте. «Здоровый образ жизни:сущность, структура, формирование на пороге XXI века». Томск, 1996.
8.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культурышкольника. Сб. работ участников международного семинара. М., 1993.
9.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Социально-педагогический опыт подготовкиспортсменов-олимпийцев и его использование в практике физического воспитания идетско-юношеского спорта. Дети и олимпийское движение. Новосибирск, 1993.
10.Бальсевич В.К., Быховская И.М., Железняк Ю.Д. и др. Методологические основаниясовременной концепции физического воспитания детей, подростков и юношества.Материалы международной конференции «На пороге XXI века: образование икультура». М., 1996.
11.Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л.П. Матвеева. М., 1983.
12.Воль А. Большой спорт и его общественные функции //Спорт за рубежом, 1970, №11.
13.Зациорский В.М. Концепция перестройки школьной физической культуры. Проект. — М.: ВНИИФК, 1988.
14.Концепция развития физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 3.
15.Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.
16.Матвеев Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки общей теории физическойкультуры в СССР. Очерки по теории физической культуры. М., 1984.
17.Матвеев Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность пофизическому воспитанию //Теор. и практ. физ. культ., 1990, №2.
18.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
19.Наталов Г.Г. Теория физического воспитания. Алма-Ата, 1976.
20.Наталов Г.Г. К вопросу о диалектике меры. Актуальные проблемы диалектическойлогики. М., 1971.
21.Наталов Г.Г. Предметное строение культуры. Проблемы изучения культуры какцелого. Пермь, 1981.
22.Наталов Г.Г. Социальная ориентация и предметное содержание программ физическоговоспитания. Философско-социологическая теория физической культуры. М., 1985.
23.Наталов Г.Г. Спорт как система ценностей культуры двигательной деятельности исоциальный институт ее развития, распространения и освоения. Олимпийскийбюллетень № 1. М., 1994.
24.Наталов Г.Г. Теория формирования культуры двигательной деятельности какобщепрофилирующая дисциплина. Сборник научных трудов, посвященный 25-летиюКубанской ГАФК. Краснодар, 1994.
25.Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру. Краснодар, 1995.
26.Наталов Г.Г. Фундамент специальности «физическая культура и спорт».«Природа, общество, человек». Вестник Южнороссийского отделенияМеждународной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996, № 1(4).
27.Новиков А.Д. Физическое воспитание. М., 1949.
28.Никитюк Б.А. Загребская модель спортивной науки и высшего физкультурногообразования //Теор. и практ. физ. культ., 1987, № 7.
29.Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теориифизической культуры и спорта. (Актовая речь). — М.: ГЦОЛИФК, 1984.
30.Чернышенко Ю.К., Наталов Г.Г. и др. Концепция организации физическоговоспитания в лицеях и колледжах. Сборник научных трудов, посвященный 25-летиюКубанской ГАФК. Краснодар, 1994.
31.Чернышенко Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по физическомувоспитанию. «Природа. Общество. Человек.» Вестник Южнороссийскогоотделения международной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996, № 1(4).
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация компьютеров общего назначения по областям применения
Реферат Проверки налоговых деклараций
Реферат Методические указания и вопросы к тесту по римскому праву
Реферат Контрольная работа №1 по компьютерной подготовке ИЗО ГУУ (г. Москва)
Реферат Hidden Behind Closed Doors Essay Research Paper
Реферат Империалистическая политика Германии на Ближнем Востоке в периоды Первой и Второй Мировых войн
Реферат Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема
Реферат George Meade Essay Research Paper Do you
Реферат Mary Cassatt Essay Research Paper She was
Реферат История Москвы
Реферат Геометрия пространства двойной планетной системы Земля - Луна 2
Реферат СССР и Польша в 1939 году
Реферат Elie Wiesel Essay Research Paper To hate
Реферат Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой
Реферат Methods Of Domination Essay Research Paper Methods