Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование рынка гостиничных услуг в г. Новосибирске

/>Содержание
Введение
1 Становление рынка гостиничных услуг
1.1 Первые упоминания о гостиничном деле
1.2 Современное состояние рынка гостиничных услуг
2 Типы современных гостиниц
3 Исследование гостиничного рынка
3.1 Классификация гостиниц
3.2 Исследование загруженности и современного состояниягостиничного сектора г.Новосибирска
3.3 Пути развития новосибирского рынка гостиничных услуг
Заключение
Список литературы
/>Введение
С 1998 года Госкомстатом РФ при участии специалистов Всемирнойтуристской организации (ВТО) была разработана и введена новая форма отчетности«Гостиница». Ее дополнили такие показатели:
-         число размещенных лиц;
-         цели поездки (досуг,рекреация, отдых и т. д.);
-         описание гостиницы поклассности;
-         число номеров поклассности;
-         число номеров (месяцмаксимального развертывания);
-         количество ночевок;
-         показатели доходностиот эксплуатации гостиницы, от продажи номеров, от дополнительных услуг и др.
Тем самым российская форма статистической отчетности былаприближена к подобным международным аналогам. В результате чего становитсявозможным проведение более качественного мониторинга мест размещения какотечественных, так и зарубежных гостей (например, при оценке целей поездки), атакже выполнять анализ эффективности работы ГТК.
Осваивая нововведение, не все региональные гостиничные предприятияуспевают вовремя предоставлять данные в Госкомстат (тем более с указаниемфинансовых результатов). Отчасти именно поэтому приводимые в обзоре показателидеятельности ГТК за 1998/99 года выглядят весьма спорными.
По данным статистики, заметно значительное сокращение числароссийских объектов размещения — на 300-700 в год (в 1998 г. их стало меньше на724). Объяснение этого явления кроется в первую очередь в закрытии иперепрофилировании в основном региональных гостиниц из-за крайне низкойрентабельности. В то же время предположение о сохранении в настоящее времятенденции столь внушительного уменьшения числа объектов размещения, скореевсего, ошибочно. Против этого говорят итоги работы региональных ГТК в 1999году. Приведенные цифры не дают объективной оценки и из-за происшедшей в 1998году смены сбора статистических данных в отрасли.
Всего гостиничным хозяйством России в 1998 году (по даннымГоскомстата) было обслужено 13,5 млн. человек, из них 11,0 млн. россиян, 892,3тыс. граждан СНГ, 1 627,1 тыс. граждан стран дальнего зарубежья. Средняяпродолжительность проживания в гостиницах в целом по России составила 3,2 дня.
Цель даннойработы – провести исследование рынка гостиничных услуг в г. Новосибирске.
Задачи:
-  рассмотреть становление и современноесостояние гостиничного бизнеса;
-  изучить и сравнить различные типыгостиниц;
-  выявить современное состояние ивозможные пути развития рынка гостиничных услуг г. Новосибирска.
/>1 Становление рынка гостиничных услуг/> 1.1 Первыеупоминания о гостиничном деле
Историявозникновения гостиниц связана со всевозможными путешествиями, поездками,совершавшимися людьми. И люди, оказавшиеся вдали от мест своего постоянногожительства, должны были заботиться об обеспечении себя питанием, убежищем иотдыхом.
Путешествиявплоть до новейшего времени были связаны с риском, и путешественники шли нанего не ради собственного удовольствия: купцы рассчитывали получить прибыль,паломников влекло в дорогу религиозное воодушевление, ученых-исследователей —познание мира, расширение своего кругозора и т. д.
Издавнагостиничное дело и туризм как две области общественной жизни неразрывно связанымежду собой. Чтобы хорошо понять проблему взаимозависимости между путешествиямии гостиничным делом, необходимо подробно познакомиться с этими обеимиобластями, их развитием и организационными формами. Постоянно мы становимсясвидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот,как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.
Самыеотдаленные упоминания о местах для размещения путников можно найти в историиДревнего Египта.
В те далекиевремена Египет уже считался не только средоточием памятников культуры, о чемсвидетельствуют обнаруженные многочисленные надписи на пирамидах, оставленныеэкскурсантами и туристами античности, но и лечебным курортом. Эти потребностипобуждали власти заниматься сооружением палаточных городков, павильонов,всевозможных зданий и сооружений для путешествующих, а также организацией ихпитания и бытового обслуживания. Накопленные знания и опыт сооружения объектовразмещения, зафиксированные в истории Древнего Египта, с успехом использовалисьпозже в сооружении подобных объектов греками и римлянами[1].
В современном значении слова гостиницы были известны еще вгомеровские времена. Помещались они около мест, где происходили общественныепразднества, вблизи многочисленных храмов, как, например, в Олимпии, возлехрама Афродиты и прочих культовых и курортных достопримечательностей.
Мобильность населения в эпоху античности была на удивлениевысокой. Такие события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, атакже торговцев и ремесленников (т. е. как потребителей, так и поставщиковтоваров и услуг) со всей Древней Греции. В окрестностях Олимпа строилисьсооружения, павильоны для проживания в них атлетов, а также для организациивсевозможных бытовых услуг. Олимпийские игры были самым известным, но неединственным зрелищем Древней Греции.
Из практических соображений раньше таверны располагались околохрамов. После жертвоприношения, согласно религиозным обрядам, животныхприносили в таверну и съедали («после жертвоприношения — пир, после пира —возлияния»). Каждый из гостей возлежал на ложе, с подушкой или валиком подлевой рукой.
В законодательных актах Кодекса царя Хаммурапи встречаютсяправовые нормы, позволяющие утверждать, что гостиничное дело в тот периодвремени, 2000 лет тому назад, в Халдее (совр. территория Ирака), былодостаточно развитым. Государство неусыпно надзирало за деятельностью владельцевтаверн, так, в случае уличения их в разбавлении пива водой предусматриваласьсмертная казнь.
Из путешествия римского поэта Горация (65-8 гг. до н. э.),сопровождавшего Мецената, одного из приближенных римского императора Августа, вБрундизий, мы также узнаем о существовании гостиниц.
В Римской империи в связи с развитой сетью транспортных дорогвозникали повсеместно частные постоялые дворы и заезды. Эти дорогипредназначались в первую очередь для военных отрядов, а также для сборщиковналогов, купцов, отдельных слоев интеллигенции(художников, архитекторов, врачей, музыкантов и актеров). Существеннойпринадлежностью этих дорог была сеть «почтовых станций», где путешествующие погосударственной надобности могли менять лошадей или мулов, а также получатьпищу и ночлег. На этих станциях можно было заказать услуги гида, составитьмаршрут, получить карту и описание достопримечательностей. Недалеко от Рима, вморской гавани Остии, можно было заказать морское путешествие. По причиненизкого уровня обслуживания и комфорта в приютах (гостиницах) для путниковостанавливались лишь в том случае, когда отсутствовала возможность остановитьсяу знакомых или родственников.
Несмотря на неудобства и опасности, путешествия стали частьюобраза жизни всего общества Римской империи, что нашло отражение в общественнойпсихологии и сознании. Именно об этом говорят дошедшие до наших днейвысказывания «Все дороги ведут в Рим» или «Плавать по морям необходимо, жить —необязательно». Репутация владельцев частных постоялых дворов была даже хуже,чем у владельцев таверн. Их часто обвиняли в мошенничестве и темных делах, авладелиц-женщин иногда обвиняли в колдовстве. Почти каждый квартал имел пивную.В одной только Помпее, сравнительно небольшом городе для своего времени,находилось 118 пивных и питейных заведений.
В Риме таверны можно было узнать по колоннам, опоясанным цепьюфляг, и по красным колбасам, висящим вдоль стен. Полы были украшены яркоймозаикой, а стены оживляли развешенные картины.
Имелись также пивные и для простого люда. Хозяин пивной выращивалсобственный виноград и делал из него вино. Небольшие кусочки сухого сыра былиразвешаны в комнате в корзинах из тростника.
Рукописные источники сообщают о тавернах и их меню в Римскомгосударстве.
Легенды сообщают, что у Эскулапа, прославленного врача древности,были всесильные помощницы: дочка Гигейя (Гигиена) и кухарка Кулина, услаждавшаядни его жизни несравненной кухней. Молва людская присвоила Кулине имя десятоймузы, которых до нее было девять. У римлян десятая муза так и звалась«Кулинарией».
История сохранила любопытные свидетельства о том, какой изысканнойбыла кулинария две тысячи лет тому назад. Кроме поваров, специалистов посоставлению меню, для составления рецептов новых блюд предусматривалась иособая должность «гастроном». Однако подобные кулинарные шедевры оставалисьпрерогативой таверн для патрициев, в тавернах для плебеев подобных блюд неготовили. Всё было значительно скромнее.
Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многимобязана римлянам. Слово «гостеприимство» произошло от латинского «госпиции».Однокоренными словами являются «хозяин», «приют», «гостиница», «отель».
После введения регулярного государственного почтового сообщения(во времена императора Октавиана с 63 года до н. э.) появились игосударственные постоялые дворы. Государство устраивало дворы в городах и наглавных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие изРима вплоть до Малой Азии или до Галлии. Создавались государственные постоялыедворы, удаленные один от другого на расстояние одного дня поездки на лошади. Помере завоевания новых территорий и расширения Римской империи ее обычаи,хозяйственная и организационная структуры применялись также в новых провинцияхи покоренных странах. О том, насколько серьезно рассматривалась в древностинадежность заведения, предоставлявшего путешественникам приют, питание иночлег, свидетельствует факт особой заинтересованности государства. Так, всводе римских законов была предусмотрена ответственность такого заведения завещи гостя. Даже и сегодня законодательство ряда Государств регулирует этот вопрос,основываясь на приведенных положениях Римского гражданского права[2]./> 1.2Современное состояние рынка гостиничных услуг
Рынок стандартных услуг средств размещения, представляемых науровне западных стандартов, в России стал складываться с начала 90-х годовпрошлого века. Своих гостиничных цепей в России до этого времени не было.Существовали несколько ведомств, которые занимались гостиничным хозяйством —Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждойиз них были свои ведомственные критерии стандартов качества. Сегодня этиведомства столкнулись с большими трудностями при переходе на новый уровеньобслуживания своих клиентов.
По данным Госкомстата России, в 2001 г. в стране насчитывалось4120 средств размещения, в том числе 3306 гостиниц (Таблица 1).
Таблица 1
Гостиничноехозяйство РФ[3]Название РФ Москва С.-Петербург 2001 2001/ 2000, 2001 2001/ 2000 2001 2001/ 2000
Число средств размещения,
из них гостиниц
4120
3306
-1,48
-1,34
170
149
-2,86
0,68
65
57
-5,80
-1,72 Число номеров, всего 179317 -2,22 34716 -2,96 11879 0,16 Число мест, всего 338429 -2,21 63231 -1,28 22365 1,18 Зарегистрированные ночевки 47342 1,68 12574 308 -0,88 3489175 2,46 Ночевки, предоставленные российским гражданам 37142487 -0,29. 7983090 -6,95 1894559 1,78 Ночевки, предоставленные гражданам государств-участников СНГ 3541506 0,31 1894514 3,52 97112 39,07 Ночевки, предоставленные гражданам стран вне СНГ 6658 5,33 2696704 8,45 437504 8,40 Доходы всего, тыс. руб. 26518034 28,91 13243714 33,55 4128442,6 8,46 Коэффициент использования наличных мест 0,38 0,54 0,48
Это число уменьшилось еще на 45 объектов. Официальная статистика,которой, впрочем, многие специалисты отрасли не склонны доверять, утверждает,что в России в прошлом году работали 23 гостиницы категории 5* (из них 8 вМоскве и 3 в С.-Петербурге), 64 — 4*, 211 — 3* и 185 — 2*. Средства размещенияс номерами без удобств имеют небольшую долю в гостиничном секторе Сибирского(31,8%) и Дальневосточного (28.8%) федеральных округов. Примечательно, чтоДальний Восток одновременно занимает второе место после Центрального региона почислу пятизвездочных гостиниц — здесь их 6.
Загрузка российских гостиниц в 2001 г. составила 38% (в 2000 г, —37%). Самый высокий коэффициент использования наличных мест отмечался в Москве(54%), самый низкий — в Южном федеральном округе (30%). Если в целом по странедоходы гостиниц увеличились на 28,91%, то в Москве — на 33,55%, а в С.Петербурге— только на 8,46%. Доходы столичных средств размещения аккумулировали почтиполовину всех доходов российской гостиничной отрасли — при этом, что в Москвенаходится только 19,4% гостиничного номерного фонда. Доходы петербургскихгостиниц составили 15,6% от совокупных по стране при доле номерного фонда 6,6%.Несмотря на рост доходов, общая рентабельность российского гостиничного бизнесав 2001 г. снижалась: во всех регионах расходы увеличились опережающими темпами.
Общее число зарегистрированных ночевок в России выросло на 1,68%.Если количество ночевок граждан из стран дальнего зарубежья увеличилось на15,33%, туристов из стран СНГ — на 0,31%, то Число ночевок россиян вотечественных отелях несколько сократилось. Аналогичная ситуация характерна дляМосквы. На фоне роста ночевок иностранных граждан интерес россиян к столичнымгостиницам снижался, в результате в московских гостиницах было зарегистрированона 0,88% меньше ночевок, чем в 2000 г. В С.-Петербурге снижение количестваночевок было отмечено только по туристам из стран СНГ, что не сказалось наобщей картине — общее число зарегистрированных в Северной столице ночевоквыросло на 2,46%, а наполняемость петербургских гостиниц подросла на 1%.
В таблице 2 приведены данные по финансовым вложениям в гостиничныйбизнес.
Таблица 2
Инвестициив развитие гостиничных предприятий по формам собственности Млн. руб. В процентах к итогу всего в том числе из-за рубежа всего в том числе из-за рубежа Все гостиничные предприятия, в том числе по формам собственности 249,2 30,8 100 100 государственная 38,0 29,3 15,3 95,1 муниципальная 3,3 0,0 1,3 0,0 общественных объединений (организаций) 0,4 0,0 0.2 0,0 частная 68,3 0,0 27,4 0,0 смешанная российская (без иностранного участия) 28,2 0,0 11,3 0,0 иностранная 0,0 0,0 0,0 0,0 смешанная с совместным российским и иностранным участием 111,0 1,5 44,5 4,9
Наиболее успешными оказались в этом году гостиницы, находящиеся вгосударственной собственности и совместной собственности российских ииностранных компаний, где загрузка составила соответственно 45% и 41% (в 2001г. 42% и 30%). Рост доходов отмечался в отелях всех форм собственности, заисключением муниципальных объектов и гостиниц государственного сектора. Однакопревышение доходов над расходами было характерно только для отелей, находящихсяв иностранной собственности. Несмотря на снижение рентабельности бизнеса,значительно вырос объем инвестиций в развитие совместных гостиничныхпредприятий и гостиниц, находящихся в собственности общественных организаций.Всего, по данным Госкомстата РФ, в гостиничный бизнес в 2001 г. былоинвестировано 608258,4 тыс. руб., что на 32% больше, чем в 2000 г.[4]
/>2 Типы современных гостиниц
 
Современное развитие гостиничного дела в мировой практикепредлагает клиенту (потребителю гостиничных услуг) многовариантный гостиничныйсервис в зависимости от цен, складывающихся на рынках этих услуг. Каждый годсредства массовой информации сообщают многочисленной клиентуре о новых формахдеятельности в данном виде сервиса.
Так, 100 лет назад существовало лишь 2 вида предприятийразмещения:
-         роскошные отели дляпредставителей высших слоев общества;
-         постоялые дворы длявсех остальных.
Для тех, кто был вынужден проводить время в дороге, почти не быловыбора. Сегодня потребитель гостиничного продукта имеет дело с большимразнообразием форм и видов предприятий размещения, от роскошных отелей игостиниц экономического класса до мотелей и кемпингов. Каждый может найти длясебя оптимальный вариант, по душе и по деньгам.
Рыночные отношения в российской экономике развиваются динамично,хотя и не такими стремительными темпами, как хотелось бы бизнесменам, занятым вгостиничном сервисе. Неоспоримо одно: постепенно стираются резкие различия ворганизации гостиничного дела в России и зарубежье. Гостиничные предприятия РФповышают уровень сервиса, оснащенность номерного фонда, квалификациюобслуживающего персонала. Сфера гостиничных услуг стала приоритетной вроссийской экономике.
Большое разнообразие предприятий гостиничного сервиса, а такжепериодическое появление новых видов делает любую систематизацию типов ихарактеристик предприятий размещения весьма условной. В таблице 3 данасравнительная характеристика 9-ти типов гостиничных предприятий по 7-миразличным категориям, являющимся типичными.

Таблица 3
СравнительнаяхарактеристикаТип Размеры Обслуживание Цена Потребитель Условия Управление Отель-люкс
От небольшого до среднего
100-400
номеров
Высокое качество, хорошо обученный персонал для выполнения
любых пожеланий гостей
Очень высокая цена номера,
включающая все возможные виды обслуживания
Руководители
корпораций,
профессионалы, небольшие конференции на высоком уровне
Элитарные, дорогая отделка помещений,
рассчитанная
на знатоков Профессиональная управляющая компания
Гостиница -
средний
класс Крупная, от 400 до 2000 номеров Широкий набор услуг, персонал для всех видов услуг Общая цена размещения выше среднего, все удобства
Предприниматели-индивидуалы,
конференции и т. п.
Дорогая мебель и оборудование
большое фойе, рестораны Профессиональная управляющая компания
Гостни
ца — апартамент
Небольшая
до средних
размеров,
100-400 номеров
Средний уровень.
Используется в качестве временного жилья Цена в зависимости от сроков размещения
Коммерсанты и семейные туристы, временные прожива
ющие
Аналогично
полностью
меблированной квартире Профессиональная управляющая компания Мотель
Средних
размеров
150-400
номеров
Средний уровень при меньшем количестве
персонала
Средняя по
размерам между гостиницей и мотелем
экономического класса цена за размещение.
Аналогично гостинице.
но с акцентом на познавательный
автотуризм
Аналогично
гостинице, но дешевле, фойе меньших размеров,
кафетерий, столовая
Профессиональная управляющая компа
ния,
индивидуальный
владелец

Продолжение таблицы 3Гостиница экономического класса
Небольших размеров
10-150
номеров Ограниченный уровень, ограниченное число персонала Невысокая цена размещения, что создает интерес для клиентов Ночующие маршрутные автотуристы Простое и быстрое обслуживание, фойе и пищеблока нет Индивидуальный владелец или франшизный член
Частная
гостиница (ночлег и завтрак)
Небольших размеров
10-150 номеров Завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке.
Цены среднего уровня включают
закуски и завтрак Коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к большему домашнему уюту. Уют, обилие зелени, декорирование специально для данного рынка Индивидуальный владелец или ассоциированный член гостиничной цепи Курортная гостиница
100-500 номеров (возможны
значительные различия) Полный набор услуг, в большем, чем гостиница, ассортименте ввиду отдаленности.
Цена выше среднего частично из-за расположения широкого набора услуг и удобств. Возможна
комплексная цена. Одиночный и семейный отдых, групповые мероприятия: симпозиумы, конгрессы и т.п. Большое количество спортивных сооружений, большое, привлекательное фойе, дорогие рестораны, номера типа «апартамент»
Независимая профессио
нальная управляющая компания
Гостиница
типа
кондо
минимум/таймшер
50-250 номеров (возможны
значительные различия). Встречаются отдельные
строения по
4-5 номеров Аналогично курортам, коллективное управление и другие услуги Квартиры проданы индивидуальным владельца, проживающим или сдающим в аренду. Цены курортные.
Владельцы -
индивидуалы
с целью вложения средств и Владения помещением для отдыха.
Арендаторы — с целью получения помещения •для отдыха. Спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размеру фойе, ресторан, помещения для собраний, номера типа «апартамент»
Независи
мая профессиональная управляющая компания. Домовладение, принадлежащее организациям Крупнее, обычный порядок распреде-ления по номерам отстутствуют
Ограниченно,
преимущественно самообслуживание
Комплексная цена включает питание.
Оплата предварительно.
Широкий спектр.
Индивидуалы
прибывшие в организацию.
заинтересованные в удобствах и невысокой цене Близко по характеру к традиционным комфортабельным кварталам. Федеральные власти, местная администрация, профессиональная управляющая компания
Современныегостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций,уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), ихфункциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительностипроживания в них, уровню цен. Все эти факторы учитываются при проектировании ивлияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуруздания и пр. Основные признаки, характеризующие гостиницы: вместимость,этажность, назначение и уровень комфорта[5].
/>3 Исследование гостиничного рынка/> 3.1Классификация гостиниц
Современная гостиница большой вместимости и высокого уровнякомфорта стала сложным комплексным организмом, в состав которого входитзначительное число помещений разного функционального назначения: жилые,помещения приема и обслуживания, общественного питания (с развитым составомпроизводственных помещений и сложным технологическим оборудованием),культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административное,развитой состав служебных, хозяйственных, подсобных, технических помещений идр. В состав современных гостиниц все чаще включают также помещения для деловыхконтактов (конференц-залы или залы многофункционального использования),киноконцертные залы, бальные залы, отделения банка, бассейны, сауны, спортзалы,кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи ипрочее.
Обычно различные помещения гостиниц группируют по функциональнымпризнакам, позволяющим организовать между ними четкие технологическиевзаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям,способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфортпроживания в ней. Сложность организации правильной взаимосвязи различныхпомещений состоит еще и в том, что проживающие в гостинице не должны видетьповседневную работу сложного комплексного организма, а должны только пользоватьсярезультатами этой работы.
Чем выше уровень комфорта гостиницы и больше вместимость, тембольше различных помещений входит в ее состав и тем более сложнуюфункциональную структуру она имеет.
В мировой практике проектирования и строительства гостиниц функциональныесхемы их организации весьма разнообразны, однако все они строятся с учетомсложных технологических процессов, протекающих в гостиницах, соблюдение которыхнеобходимо для четкой работы гостиничного предприятия. Вместе с тем принципывнутренней организации имеют много общего, так как основные группы помещений вних примерно одинаковые. Поэтому оказалось возможным разработать принципиальныесхемы функциональной организации гостиниц разной вместимости.
Для функциональной организации гостиницы существенное значениеимеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровнякомфорта обычно имеют не менее 3-4-х входов:
-         главный вход, которымв основном пользуются проживающие и другие посетители (в комфортабельныхгостиницах этот вход должен иметь навес или козырек, обеспечивающий крытыйпроход от автомашин ко входу в здание);
-         вход в предприятияобщественного питания, которым в основном пользуются посетители из города;
-         один или нескольковходов для работников гостиницы и пищеблока;
-         специальный вход длядоставки багажа гостей.
Кроме того, гостиница должна иметь погрузочно-разгрузочнуюплощадку (дебаркадер) в хозяйственном дворе, через который в гостиницудоставляют чистое белье, мебель, различный инвентарь, инженерное оборудование,сырье и продукты для предприятий общественного питания, а также вывозят изгостиницы грязное белье, пищевые отходы, пустую тару, мусор. Следует учитывать,что по отечественным санитарно-гигиеническим требованиям выгрузка чистого бельяи продуктов должна быть отделена от погрузки грязного белья, пищевых отходов имусора. В современных гостиницах, расположенных в крупных городах, иногда накурортах, хозяйственный двор часто делают закрытым и размещают в цокольном илиподвальном этаже здания. При удачном размещении генерального плана участкамаршруты автомашин, въезжающих и выезжающих из хозяйственного двора, несовпадают и не пересекаются[6].
Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входами вздание: главным и в служебно-бытовое помещение, а также погрузочно-разгрузочнойплощадкой в хозяйственном дворе.
По функциональному назначению различные гостиничные помещенияобъединяются в жилую, общественную и служебно-хозяйственную части. За счетразличного взаиморасположения и решения этих частей создаются различныеобъемно-пространственные структуры гостиниц. В практике проектирования истроительства сложилось несколько таких структур.
По месту расположения можно выделить следующие виды гостиниц:
-         гостиницы в центрегорода;
-         придорожные, какправило, малой этажности с открытыми автостоянками;
-         гостиницы вокрестностях города и в аэропортах./>3.2 Исследование загруженности исовременного состояния гостиничного сектора г.Новосибирска
Коэффициентзагрузки гостиниц в г. Новосибирске находился в пределах около 40% (длясравнения: в Москве — 64%, Европе — 61%, Северной Америке — 65%, Азии — 70 %).
Заполнениегостиниц по целям поездки осуществляется следующим образом:
-         26,8% — прибывает туристов на отдых;
-         65,7% — приходится на деловые ипрофессиональные поездки;
-         7,3% — лечение и профилактика;
-         0,2% — прочие.
Несмотря на многиепозитивные изменения в сфере гостиничного хозяйства, по-прежнему существует ряднегативных факторов, сдерживающих развитие Новосибирска как делового и туристическогоцентра.
В течение последнихтрех лет средние цены в гостиницах постоянно увеличивались. За 2003 г. цены на проживаниевозросли на 33,92%. Среднесуточная стоимость 1-местного номера в 2003 г.составляла 2004 руб., 2-местного — 2500 руб. Доходы от эксплуатации гостиниц в2003 г. составили 488,6 млн. руб., что на 21,5% выше по сравнению с 2002 г. По официальнымданным, основную часть клиентов составляют бизнес — клиенты — 66%.
Прогнозситуации на рынке на ближайшие 5 — 10 лет предполагает, что наибольшим спросом угостей города будут пользоваться средства размещения экономического класса.Стоимость номера, включая завтрак, составит $80 — 100 в сутки.
По данныммэрии, в Новосибирске 64 гостиницы на 4431 место. Примерно треть из них —ведомственные. Крупнейшими являются «Новосибирск» (448 мест), «Обь» (416),«Сибирь» (357), «Центральная» (290), «Северная» (280), «Золотая долина» (190).Агентство DSO Consulting оценивает объем рынка гостиничных услуг города в 2003году в 671,1 млн. руб. По предварительной оценке, в 2004 году объем рынкаувеличился примерно на 20–30%. На Новосибирск приходится 40% объема рынкагостиничных услуг Западной Сибири. Сегодня в городе строится только однакрупная гостиница — «Турист» (объем инвестиций $23 млн.).
По мнению исполнительного директора Новосибирской ассоциациитуристических организаций Галины Машуховой, рынок гостиничных услуг вНовосибирске далеко не насыщен. В частности, по ее данным, в городе не хватаетпримерно 100–150 мест в гостиницах уровня «четыре звезды». Впрочем, какуточнила госпожа Машухова, ни одна из местных гостиниц не имеетгосударственного сертификата, подтверждающего ее «звездность»[7].
Существующие гостиницы уже не могут разместить всех желающихпосетить Новосибирск. Особенно в зимний период, с сентября до апреля, когдаделовая активность в городе повышается. С февраля приезжающие вынужденыдожидаться освобождения номеров, сидя в фойе, чего раньше никогда не было.Отель «Сибирь» вынужден отказывать турагентствам, так как большая часть местзабронирована еще три месяца назад. Об этом говорит и руководитель отделабронирования фирмы «Академсервис» (Москва) Екатерина Рассказова. Только вянваре, по ее словам, пришлось отказать 100 потенциальным клиентам,которые планировали выехать в Новосибирск.
По оценке директора туристической фирмы «Полярная звезда» ЛюдмилыРомановой, Новосибирску нужно удвоить номерной фонд в гостиницах. Турфирманередко вынуждена селить приезжих в санаториях и общежитиях.
Но директор гостиницы «Новосибирск» Александр Элерт заявляет, чтодефицита гостиничных мест нет, а зимой проявляется «ярко выраженнаясезонность». Во время торговых ярмарок заполняемость гостиницы может составить100%, и вынуждены отказывать гостям, но это исключение из правил. Гостиницаготова принимать в два раза больше гостей. Рудый из «Сибири» признается, что иего отель имеет среднегодовую загрузку только 61%.[8]
Большинство гостей стремятся поселиться в наиболее комфортабельныхгостиницах. Особенно остро ощущается спрос на номера ценой около $150 всутки, говорит менеджер фирмы «Интернет-плюс» (бронирует отели в регионах). А вцелом уровень цен на гостиничные услуги в Новосибирске она оценивает на 10-15%выше, чем в других городах миллионниках, не включая Москву и Санкт-Петербург.
/>/> 3.3 Путиразвития новосибирского рынка гостиничных услуг
Компания «РГСНедвижимость» создана в 2003 г. для управления активами группы компаний«Росгосстрах». Уставный капитал – 672,6 млн. руб. Активы, находящиеся всобственности и под управлением «РГС Недвижимости», включают в себя более 300объектов и земельных участков под строительство в России и оцениваются в суммуболее $100 млн. Rezidor SAS входит в SAS Group и владеет правами на известныемеждународные гостиничные бренды Radisson SAS Hotels & Resorts, Regent,Park Inn и Country Inn. Под управлением группы около 200 отелей по всему миру,в том числе четыре в России – по одному в Москве и Санкт-Петербурге и два вСочи. Выручка Rezidor SAS Hospitality в 2004 г. – 498,7 млн. евро, чистаяприбыль – 3,86 млн. евро. В Новосибирске только гостиница «Сибирь» имеетсертификат на «три звезды».
Первый отельпод управлением международной гостиничной группы Rezidor SAS появится в центреНовосибирска в районе Нарымского сквера в составе гостинично-офисногокомплекса, инвестором которого выступает «РГС Недвижимость». Пресс-секретарькомпании Ирина Пятенко не подтвердила и не опровергла привлечение Rezidor SAS куправлению, сказав лишь, что проект предусматривает начало в 2006 г. строительства трехзвездочной гостиницы на 200 номеров общей площадью 11 000 кв. м и офисного центра в 10 000 кв. м. Завершить строительство планируется в 2007 г., инвестиции ориентировочно составят около $35-40 млн.[9]
Планирующая построить в Новосибирске свою гостиницу компания«Русские отели» также подыскивает управляющую компанию. Участие гостиничногооператора международного уровня сделает проект успешным, ведь спрос накачественный гостиничный сервис очень высок. Ранее «Русские отели» выбралиюжно-африканскую Protea, но, хотя срок действия протокола о намерениях с ней неистек, она пожелала найти другого оператора.
А новосибирская компания «Турсиб» (имеет проектмногофункционального комплекса, в составе которого отель «четыре звезды»)планирует управлять самостоятельно. Привлечение международного гостиничногооператора рассматривалось акционерами компании как один из вариантов, но онирешили перенять опыт московской гостиницы «Золотое кольцо». Российскиеуправляющие компании вполне могут составить конкуренцию зарубежным: сейчасчасть будущего менеджмента нашей гостиницы обучается за рубежом, а значит, вдальнейшем возможно соответствовать зарубежным стандартам качества».
По оценке Новосибирской ассоциации туристических организаций(НАТО), дефицит гостиничных номеров уровня «пять звезд» в Новосибирске —50-100, «четыре звезды» — 100-150. Поэтому новым игрокам придетсяпоторапливаться — в 2006-2007 гг. в Новосибирске запланированооткрытие сразу нескольких отелей уровня «четыре-пять звезд», что приведет кусилению конкуренции. Так, акционеры «Турсиба» планируют вложить около$60 млн. в строительство четырехзвездочного отеля на 350 мест,близкая к акционерам «Базового элемента» компания «Русские отели» —$13 млн. в строительство четырехзвездочного отеля на 92 номера.Protea получила земельный участок под строительство отеля на 250 номеров исейчас согласовывает документы[10].
В здании, гденаходится гостиница «Центральная» мэрии принадлежит 5,3 тыс. кв. м, которые онасдает в аренду ООО «Гостиница «Центральная». Еще около 1 тыс. кв. м находится всобственности ресторана «Дружба», из которых половина сдана в аренду кофейне«Суши–терра» и игровому клубу «Вулкан».
Еще в ноябре2004 года мэрия заявила о намерении провести до конца года конкурс на право реконструкцииздания, но он не был объявлен, поскольку городской администрации не удалосьдоговориться о его условиях с совладельцем здания. Главные среди них —предоставление аналогичного по площади помещения в центре и компенсация затратна переезд.
Теперь мэрияпланирует не реконструировать здание, а построить на его месте гостиницу«международного класса» общей площадью 20–25 тыс. кв. м. Стоимость инвестиций вее создание с учетом сноса существующего здания оценивается примерно в 1 млрд.руб. Рыночную оценку стоимости принадлежащих сейчас мэрии в существующем зданииплощадей проведут две независимые оценочные компании. В качестве компенсации заснос своей недвижимости мэрия может получить более 160 млн. руб.
К концу 2006 г. «Турсиб» планирует полностью завершить все отделочные работы в 20- этажном зданиигостиницы, строительство которой началось еще в 1968 г. (пл. Маркса). Ранее компания планировала открыть двери отеля в декабре 2004 г. Но первоначальный проект гостиницы устарел и компании потребовалось время на созданиенового, отвечающего современным требованиям. «Турист» будет отелем уровня «четырезвезды» на 350-370 номеров. Предусмотрено оборудование общего конференц-зала,медпункта, ресторана и бассейна. Сумма инвестиций превысит $20 млн. Около50% средств будут заемными, и срок окупаемости инвестиций — пять лет.
О желаниистроить гостиницы заявляли и другие местные компании. Но дальше получения землидело пока не пошло. Так, в начале 2004 г. строительная компания «Сэлф-мастер» взяла участок 4 га на ул. Гоголя под гостиницу на 180-200 номеров.Но реализация проекта затягивается из-за отсутствия инвесторов. А «НовосибирскСтройМастер» со Строительным трестом № 30 хотели построить отель на 12 000 кв. м в районе Березовая роща. Но сейчас в «Новосибирск СтройМастере» говорят, чтопрофиль будущего здания не определен.
Не дожидаясь,когда в Новосибирске откроют свои двери новые комфортабельные отели,существующие гостиницы пытаются обновить номера и улучшить уровень сервиса.
«Сибирь»приступила к капитальному ремонту в прошлом году. Отель уже обновил25% номерного фонда, в этом году в планах еще столько же, говорит ГеоргийРудый. Также в планах на этот год расширить конференц-зал с 90 до150 мест, отремонтировать парикмахерскую и ресторан.
Не отстает и«Новосибирск»: в реконструкцию гостиницы уже вложено 100 млн. руб. Былиотремонтированы 120 номеров, 112 из них экономкласса, а восемь —класса «люкс». «Новосибирск» построил двухэтажный комплекс площадью 475 кв. м, в котором разместился ресторан на 140 мест и банкетный зал. Сейчас завершаетсяпрокладка оптико-волоконной сети, в ближайших планах отеля обеспечиватьклиентов цифровой связью.
А в июле набазе бывшего двухэтажного административного здания откроется центр, которыйбудет включать в себя бэк-офис, большой и малый конференц-залы на 150 и50 посадочных мест, а также несколько переговорных комнат. Общая площадьцентра — 4500 кв. м. Инвестиции — 8 млн. руб.
Гостиница«Золотая долина» еще в июле прошлого года обеспечила доступ к Интернету вкаждом номере. В этом году гостиница планирует установить и систему спутниковойсвязи.
О поведении обслуживающего персонала в гостиницах ходят легенды,говорит менеджер компании «Интернет плюс» (бронирует отели в регионах). —Сибирские горничные лихо умеют отказать клиенту в услуге, объяснив, что этогостиница «три звезды», а не «пять». Даже в известных новосибирских гостиницахгорничная может начать уборку в номере, игнорируя присутствие клиента, илиотправить его за ответом на рядовой вопрос «на вахту», добавляет председательНовосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО) Владимир Кауров. «Апоскольку оплата за проживание составляет 50% от стоимости тура, то откачества обслуживания в гостиницах и пансионатах зависят репутация и успехтурфирмы, — сетует директор турфирмы «Полярная звезда» ЛюдмилаРоманова. — Гостиницы проводят реконструкцию, но не все стремятся обновитьорганизацию работы»[11].
/>Заключение
Исследуя состояние российского ГТК, следует обратить внимание наосновные показатели, характеризующие его деятельность: среднюю заполняемостьили коэффициент загрузки номерного фонда (КЗНФ), доходность, степень износаобъектов и некоторые другие. Данные среднегодового КЗНФ по 1998 г. производятвесьма удручающее впечатление: 33% в целом по стране, 37% — в городах, 11% — всельской местности. Относительно благополучным на общем фоне можно считатьсостояние гостиничных хозяйств Москвы (КЗНФ — 56%), С.-Петербурга (около 60%),а из регионов — Краснодарского края.
В то же время в 34-х субъектах РФ расходы по эксплуатациипревышают общие доходы гостиниц. За последние три года стабильно убыточнымистало большинство гостиниц Сибири, Севера России, Татарстана, Башкортостана идругих регионов. Степень физического и морального износа российского ГКопределяется специалистами МФКСТ в 80%.
Вывести гостиничные хозяйства на уровень рентабельности без модернизацииматериально-технической базы невозможно.Как невозможно, в свою очередь, осуществить модернизацию предприятий безкапитальных вложений, которые можно скорее теоретически, чем практическипривлечь из федерального бюджета или в основном из внебюджетных — частныхзарубежных и российских инвестиционных источников.
В Федеральной программе «Развитие туризма в РФ» запланированоосуществление свыше 190 инвестиционных проектов в 57-ми субъектах РФ. Вкачестве государственной поддержки реализации данных проектов предусмотренавозможность использования государственных инвестиционных ресурсов из бюджетаразвития, что подразумевает либо выделение денежных средств, либопредоставление государственных гарантий на конкурсной основе. Однако, начиная с1995 года, капитальных вложений на реконструкцию и строительство гостиницпрактически не поступало. Из предусмотренной в программе не столь большой суммы2 млрд. руб. на обновление гостиниц и здравниц реально было выделено около 168млн., то есть не более 9%.
Что касаетсядальнейших государственных инвестиций, то они в настоящее время направляется наразвитие эффективных проектов, окупаемых в кратчайшие сроки, в течение 1-2-хлет.
Высококлассныегостиницы, особенно те, которые были выстроены за последние 3-4 года, в томчисле с участием иностранного капитала, не могут быть отнесены под категориютаких проектов. Обычно минимальный срок их окупаемости — 5 лет при условииобщей экономической стабильности в стране.
/>Список литературы
1.  Биржаков М.Б… Никифоров В.И. Индустриятуризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.
2.  В Новосибирске на улице Каменской построятгостиницу на 400 мест. // Коммерсант. – 2005.– 2 февраля.
3.  Волков Ю.Ф. Введение гостиничный и туристический бизнес. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4.  Гостиничный бизнес в давние времена. / Сост. Авалко М.И. –М.: Просвещение, 2006.
5.  Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедиятуризма. — М.: Финансы и статистика, 2004.
6.  Международная гостиничная группа Rezidor SAS решилаосваивать Сибирь. // Ведомости. – 2005. – 24 ноября.
7.  Новости гостиничного рынка. // Вечерний Новосибирск. –2005. – 18 ноября.
8.  Статистика. // Турбизнес. – 2002. – сентябрь.
9.  Туриндустрия в Новосибирске: Гостиницы изпрошлого. // Ведомости. – 2005. – 14 февраля
10.      Туриндустрия вНовосибирске: По-дубайски пытается научить работать новосибирских отельеров«Полярная звезда». // Ведомости – Новосибирск.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.