Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьного возраста

Департамент образования Вологодской области
ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
Выпускнаяквалификационная работа
по физическойкультуре и туризму
Исследованиевлияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьноговозраста
Тотьма
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕТУРИЗМА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1Физическое развитие детей среднего школьного возраста
1.2 Влияниетуризма на организм школьника
1.3Выносливость и способности её развития
ГЛАВА 2. Исследованиевлияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьноговозраста
2.1Организация исследования
2.2Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Сначала«путешествия» были названы необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы«путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и зверем. Затем в путешествияхстал преобладать научный характер – добывания знаний, открытие новых земель, всестороннееизучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступнымиузкому кругу профессионалов[12, с. 5]. Именно в них начинается формированиетуриста – человека, разностороннего и гармонично развитого, настоящегогражданина и патриота своей родины. Свойственные туризму значительные, норавномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуютукреплению здоровье туриста, а жизнь на природе позволяет приобрести полезныенавыки и умения[23, с.3]. Туризм как форма активного и дополнительногообразования, полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать полезен, оннеобходим каждой развивающейся личности, ибо как сказал Гёте: «Без странствийне создается ни одна индивидуальность»[13, с. 24].
Мы считаем, что данная тема в настоящий момент является актуальной, таккак большое значение имеет умение туриста распределять силы при выполненииразличных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполнятьих без особых мышечных напряжений, т.е. технично. Длительное, техническиправильное решение туристических задач определяет выносливость туриста. Она неможет развиваться без общей выносливости – составной части всестороннегоразвития любого спортсмена.
Объект: уровень развития общей выносливости детей среднего школьного возраста.
Предмет: влияние туризма на уровень развития общей выносливости детейсреднего школьного возраста.
Цель: исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливостидетей среднего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить научную, научно – методическую и другие источники информациипо проблеме исследования.
2. Изучить влияние туризма на развитие общей выносливости детей среднегошкольного возраста.
3. Доказать возможности туризма, как средства развития общей выносливостидетей среднего школьного возраста.
Для этого будут использованы следующие методы:
ü  Анализ научно –методической литературы
ü  Анкетирование
ü  Тестирование
ü  Сравнительныйанализ результатов
Гипотеза: мы предполагаем, что при занятии туризмом можно повыситьуровень общей выносливости детей среднего школьного возраста
База исследования: Областной центр детского юношеского туризма иэкскурсий (г. Вологда), Муниципальное образовательное учреждение «средняяобщеобразовательная школа №3» (г. Тотьма).

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Физическое развитие важный показатель здоровья и социальногоблагополучия. Основными показателями физического развития являются: длиннатела, масса и окружность грудной клетки и др. Однако, оценивая физическоеразвитие ребенка, руководствуясь не только этими соматическими величинами (coma– тело), а используя такие результаты физиометрических изменений (сила сжатиякисти руки, становая сила) и саматоскопические показатели (развитие косно –мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различныеотклонения в телосложении). Только руководствуясь совокупностью этихпоказателей, можно установить уровень физического развития ребенка [27, с. 12].
Физическое развитие – показатель роста и формирование организма зависятне только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитиеобследуемых является путем антропометрических и физиометрических измененийроста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложение жира,уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основе полученныхданных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастнойгруппы. Стандарт служит для индивидуальной оценки физического развития, котораяпроводится на медицинских осмотрах.
Анатомо-физиологические особенности характеризуются завершениемсозревания организма, продолжающим нарастанием массы тела, оформлением моторнойиндивидуальности. Продолжается процесс окостенения скелета, причем происходитоно неравномерно в различных частях. Сила мышц увеличивается в меньшей степени,чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может привести к нарушениюосанки или деформации позвоночника. В то же время чрезмерные нагрузки способныускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину. Придействии сверх сильных или монотонных раздражителе у подростков развиваетсязапредельное торможение, что обязывает разнообразить физические нагрузки впроцессе занятий. Половое созревание находит свое отражение и в состояниивегетативных функций – изменение ритма сердечной деятельности и дыхания, уровняартериального давления и пр.
Растущий организм по сравнению с организмом взрослых отличаетсяповышенной чувствительностью, утомляемостью, недостаточной приспособляемостью квоздействию физических нагрузок.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличениемразмеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7см главным образом засчет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6кг. Наиболееинтенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина телаприбавляется за год на 7 – 9см. А у девочек происходит интенсивное увеличениероста в 11 – 12 лет в среднем на 7см. В подростковом возрасте быстро растуттрубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряя рост в высотупозвоночника. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечныенагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей вдлину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 летотмечается резкий скачек в увеличении общей массы мышц, главным образом за счетувеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивнонарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек в 11 – 12 лет. У подростков нафоне морфологической и функциональной незрелости сердечно сосудистая система, атакже продолжающего развития центральной нервной системы особенно заметновыступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих икоординирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационныевозможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельностизначительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращенияреагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического ифункционального совершенства сердца достигает лишь к 20 годам. Объем легких ввозрасте с 11 – 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышаетсяминутный объем дыхания и растет показатели жизненной емкости легких: у мальчиков– с 1970мл(12 лет) до 2600мл(15 лет); у девочек – с 1900мл(12 лет) до 2500мл(15лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективно, чемвзрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14мл кислорода, в то жевремя как взрослый – 20мл. Подростки меньше, чем взрослые способны задерживатьдыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем увзрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст – это период продолжающего двигательногосовершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитиидвигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднемшкольном возрасте приведен в приложении 1, 2 [26, с. 193].
Физиологическое развитие
Размер тела у детей и подростков увеличивается неравномерно. Рост иразвитие происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Вес тела, как и рост,возрастает неравномерно. Наибольшее его увеличение отмечается у школьников в теже возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение веса тела обусловленоразвитием двигательного аппарата и внутренних органов.
Двигательный аппарат. Развитие костей заканчивается относительно поздно.Например, окостенение фаланг пальцев завершается к 9 – 11 годам, кости запястья– к 10 – 13 годам, полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей – лишьк 15 – 25 годам. Физические упражнения способствуют развитию костного аппарата.Однако если подросток выполняет чрезмерную, непосильную для его работу, то этооказывает неблагоприятные воздействие: происходит преждевременное окостенение ипрекращение роста трубчатых костей. Связочный аппарат у подростков отличаетсябольшей эластичностью. Поэтому они обладают гибкостью по сравнению совзрослыми. Скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению общихразмеров тела, причем рост мышечной массы несколько опережает развитие силы.
Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависти на только оттолщины мышц (её физиологического поперечника), но и от способности включатьодновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц.Эта способность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцышкольника не могут выполнять тяжелую работу. Развитие силы мышц обычнозаканчивается лишь к 20 – 25 годам. Её увеличению способствуют занятияфизическими упражнениями. Возбудимость мышц вполне достаточно для проявления скоростныхкачеств уже у младших школьников. Развитие быстроты, если в дальнейшем несовершенствовать её специально, заканчивается к 13 – 14 годам. В этом возрасте максимальнаячастота движений достигает уровня взрослых. Однако, в тех случаях, быстротамышечного сокращения должна сочетаться с силовым напряжением (быстрый бег,прыжки в длину и высоту с места), совершенствования движений продолжается иболее позднем возрасте.
Выносливость организма к продолжительной работе развивается позднее, чемскоростные качества. Однако, при соответствующей тренировке скоростнаявыносливость может быть уже высокой в подростковом возрасте[5, с. 171].
Управление движениями. Этот процесс обусловлен сложной деятельностьюмногих отделов мозга. Сравнение нервных клеток, участвующих в управлениидвижениями, заканчиваются к 13 – 14 годам. Поэтому, начиная с данного возраста движения,могут быть такими же координированными, как и у взрослых. В. С. Фарфель на основаниисвоих многочисленных наблюдений утверждает, что нет такой сложной двигательнойтехники, которая не была бы доступна подросткам. Для управления движенияминеобходима современная и точная информация об особенностях работы мышц, сухожилий,суставных сумок и связок, и центры воспринимающие проприоцептивные импульсы,называются двигательным анализатором. Его развитие заканчивается к 14 – 14годам. Поэтому подростки могут тесно оценивать свои движения, что необходимопри всех видах спортивной деятельности.
По мере развития двигательного анализатора у школьников совершенствуетсяспособности к ориентировке в пространстве и во времени. Это можно проследить,наблюдая за выполнением ходьбы по прямой и более сложных по координациидвижений школьниками разного возраста. У младших ошибки при выполнении заданныхдвижений очень велики, к13 – 14 годам движения становятся такими же точными,как у взрослых[5, с. 172].
Центрально нервная система. Процессы возбуждения и торможения в ЦНСотличаются у детей небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. Свозрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышается.Однако, у детей и подростков они все еще ниже по сравнению с взрослыми, чтонеобходимо учитывать при дозировке нагрузок. Важное значение имеют оптимальныеинтервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнутьпереутомление, что отрицательно влияет на развитие организма.
У школьников, процессы возбуждения обычно преобладают над тормознымипроцессами. При выполнении движений, особенно в начале обучения, происходитширокая иррадиация (распространение) возбуждения. В результате в работувовлекаются лишние мышцы, и она производится неэкономно. С возрастомспособность к развитию торможения в центральной нервной системе повышается.
Преобладание возбудимых процессов у детей и подростков ярко проявляется впредстартовые реакции. У них, как правило, очень сильно выражены предстартовыереакции. Центральная нервная система у школьников характеризуется большойпластичностью, т.е. способность к быстрому формированию условно-рефлекторныхсвязей. Этим обеспечивается быстрое усвоение новых движений[5, с. 172].
Органы кровообращения. Размеры и вес сердца увеличивается параллельно сразмерами и весом тела. Развитию сердечной мышцы способствует занятияфизическими упражнениями. При этом важнейшим условием является правильный выборобъема и интенсивности нагрузок. Применение чрезмерных нагрузок можетсопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы.
По мере развития организма частота сердечных сокращений в состоянии покояуменьшается, а систолический и минутный объем крови возрастает. Если подросткисистематически занимаются спортом, то минутный объем крови у них увеличиваетсямедленнее, чем у не спортсменов. Это объяснено экономизацией тканевыхокислительных процессов при занятиях спортом. В качестве примера в приложении 3приведены величины минутного объема крови у детей и подростков, с раннего возрастасистематически занимающихся плаванием, и у их сверстников – не спортсменов.Артериальное давление у школьников с возрастом повышается (прил. 4), причем успортсменов – относительно быстрее, чем у не занимающихся спортом[5, с. 173].
Органы дыхания. Увеличение грудной полости и развитие дыхательных мышцспособствует повышению как общей, так и жизненной емкости легких у боле старшихшкольников. Занятия спортом, способствующие интенсивному развитию дыхательныхмышц, обеспечивающие более быстрое увеличение жизненной емкости легких.Потребность кислорода, а следовательно, и легочная вентиляция в состоянии покояувеличиваются с возрастом параллельно нарастанием общей массы тела и развитиюскелетной мускулатуры.
Частота дыхания с возрастом уменьшается. Увеличение легочной вентиляциипри этом обеспечивает углублением дыхания. Потребление кислорода и легочнаявентиляция при выполнении одинаковой (стандартной) работы больше у младших. Благодаряразвитию сердца и легких у юных спортсменов показатели потребления кислородаможет достигать у них высоких величин. При работе предельной мощности, когда онстановится равным максимальной величине (МПК), у 13-летних же этот показательне повышает в среднем 2,5л/мин. Однако, если рассчитать потребляемый кислородна 1кг веса тела, то разница между спортсменами различного возраста не стольвелика. Это говорит о том, что аэробная производительность организма присистематических занятиях спортом может быть очень высокой уже в юном возрасте.Максимальное потребление кислорода зависти от многих факторов. Большое значениепри этом имеют минутный объем крови, величина легочной вентиляции, кислороднаяемкость крови. Судя по величине максимального потребления кислорода, можно считать,что у юных спортсменов сердце и легкие уже достигли высокого функциональногоразвития.
Важным показателем, свидетельствующим о производительности сердца иусвоении кислорода тканями, является, как отмечалось выше, кислородный пульс.Он показывает, какое количество кислорода соответствует каждому сокращениясердца. Кислородный пульс повышается при мышечной деятельности.
Для успешной спортивной деятельности (особенно при динамическойциклической работе субмаксимальной и умеренной мощности) большое значение имеетне только аэробная, но и анаэробная производительность организма, т.е.способность выполнять работу при недостаточном снижении кислорода. О степениадаптации к таким условиям можно судить по времени произвольной задержкидыхания. При этом окислительные реакции в тканях продолжаются, а в кровистановятся все менее и менее кислорода. Чем дольше человек способен задерживатьдыхание, тем, следовательно, лучше адаптированы ткани его организма кнедостатку кислорода. Дети по сравнению с взрослыми могут задерживать дыханиеменее время, значит, ткани их органов менее приспособлены к деятельности припонижении содержания кислорода в крови. Систематически занятия спортом улучшаютэту способность[5, с 175].
Обмен веществ и энергии. Одной из важнейших особенностей подрастающегоорганизма является более высокий обмен веществ и энергии по сравнению свзрослыми. Как уже отмечалось (расход энергии в состоянии полного мышечногопокоя, натощак, при температуре окружающее среды 20 – 22Сº) происходит теминтенсивнее, чем моложе организм. Особенно ярко это выражено при вычисленииосновного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии всостоянии основного обмена на 1м поверхности тела у 10-летниз равен 49,5ккал, удетей 14 – 15-летних – 46ккал, у 16 – 18-летних – 42ккал.
Особенно важное значение при этом имеет белковая пища, так как белкиявляются отавными пластическим материалом, из которого состоят ткани организма[5,с. 176].
Физиологические особенности детей, подростков учитываются при выбореспортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательныхнагрузок. Эти данные подробно излагаются в специальных курсах физическоговоспитания[27, с. 177].
1.2 Влияние туризма на организм школьника
Туризм – вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалкуорганизма[20, с 817].
Туризм – это путешествие в свободное время по всей стране и в другиестраны, когда отдых сочетается с элементами спорта и познавательными задачами [3,с. 597].
Туризм — это вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы),совершаемые организованно или самодеятельно для отдыха, со спортивными илипознавательными целями[24, с. 627].
Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическоеразвитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональноесостояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшениефизической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательныхкачеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный инаиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функцийорганизма[15, с. 6].
Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие.Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличенииобъема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовыхпоказателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневныхпоходов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимоположительного влияния на организм показали, что различные виды туризма по –разному влияют на отдельные системы. Так, на увеличении силы мышц верхнегоплечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышцы спины – пешие. Мощностьвыдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов –в лыжных. Многолетние (4 – 5 лет) регулярные занятия туризмом оказываютположительное влияние на физическое развитие школьников, их физическуюподготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем.Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе, туризмом,к 16 годам, увеличиваются по сравнению с их показателями 12 – летнего возрастана 46,7%, то у регулярно занимающихся спортом – на 101,7%. У мальчиковувеличение кистевой силы составляет соответственно 881,2%; 99,9% и 126,5%[15,с. 7].
Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние наулучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияниедвигательных качеств на физическое развитие является физиологическийобусловленным и наиболее важным фактором оптимального протеканияфизиологических функций организма. Вот почему у занимающихся туризмом имеломесто, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и впервую очередь показателей кардиореспираторной системы. Так, у занимающихсятуризмом имело более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками,которые не занимались ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное посравнении. Со спортсменами. Глубина дыхания 16-летниз девочек увеличилась посравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 93,6%. У мальчиков глубинадыхания увеличилась соответственно на 57,4; и 98,0%[19, с. 8].
Все более повышается оздоровительная роль современного туризма какэффективного вида активного отдыха, восстановления организма занимающихся ототрицательного воздействия промышленного труда и производства, учебной и другойдеятельности, и другой деятельности, и в профилактике влияния неблагоприятныхфакторов и условий современной жизни. В походах и путешествиях развиваютсямногие ценные физические качества человека – выносливость, сила, быстрота,ловкость, увеличивается работоспособность и др. По данным В.С. Мятяжкова, прииспользовании массовых форм самодеятельного туризма в сочетании с природой –климатическими факторами значительно улучшаются показатели внешнего дыхания посравнению с исходными данными на 200мл, наблюдается урежение пульса с 76 до68,2уд/мин, снижение показателей артериального давления со 130/80мм рт.ст. до115/75мм.рт.ст. и др[22, с. 22].
Систематические занятия туризмом приводят к положительным сдвигам каксубъективных, так и объективных показателей: урежение сердечных сокращений (с67 до 63уд/мин), снижение уровня артериального давления (с 126±до 115±0,2ммрт.ст.), более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений послеокончания работы.
Больше чем у половины занимающихся отмечено снижение веса тела: в среднемна 4,8кг (в течении года) у имевших избыточный вес; на 2,8кг у лиц с нормальнымвесом. Наряду с этим, у тех, кто имеет дефицит веса, он прибавляется. В случаяхже сочетании физических упражнений с малокалорийной диетой потеря весадостигает 7 – 11кг[22, с. 40].
Основываясь на общих закономерностяхв онтогенеза двигательных способностей можно предположить, что наибольшийэффект от тренировки достигается в период бурного естественного развитияпсихофизических качеств (такие периоды получили название сенситивных).
Обобщая данные литературныхисточников, можно констатировать, что чувствительный период развития быстроты от7 -16 лет, координационных способностей от 8 -11 лет, скоростно-силовых качествот 9-18 лет. Интенсивный прирост силы происходит с 12 до 19 лет и выносливостьс 13 до 19 — 20 лет (рис. 1)[8, с. 21]./>
Выносливость  

/>
Силовые качества   />                                                                   /> /> /> /> /> /> />

/>/>

 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Рис. 1. Интенсивные периоды развитияфизических качеств в период онтогенеза.
Слово «туризм» — производное отфранцузского «тur» прогулка, поездка. В немецком языке«turizm» — это проведение отдыха впутешествиях, в итальянском языке — «путешествие из любопытства».
Историю туризма в России можнорассматривать по двум направлениям — взрослый и детско-юношеский, которыевзаимозависимые и дополняют друг друга, но организационно развивались почтисамостоятельно, поскольку взрослый туризм развивался, в основном, как явлениеобщественное, а детский туризм, являясь частью образовательной деятельности,практически всегда в той или иной мере поддерживался государством [12, с. 5].
В основе развития туризма лежитестественное стремление человека познать окружающий мир, пройти нехожеными тропами,увидеть явления природы, испытать свои волевые и физические возможности, своимиуникальные. Мысль об использовании прогулок и экскурсии в народном образованииРоссии как средства обучения и воспитания учеников медленно, трудно проникла впедагогическое сознание российского общества второй половины Х1Хвека.Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые в Россиитеоретически обосновал К.Д.Ушинский. В своей учебной книге «Родное слово» онпридавал «местному элементу» большое значение, рассматривая его как одно изважных средств наглядности связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» — такопределил К.Д. Ушинский эту отрасль знаний. Он оценивал: «Природа одно измогущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание безучастия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью.Неприятною искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевогоцветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда оно не разовьется с тоюполнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая… .»[12, с. 10].
Экскурсии как метод обучения впрактику преподавания естествознания впервые ввёл Я.А. Герд. Настоятельнорекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы «отец» русскойфизической культуры П.Ф. Лесгафт, включивший в составленную им классификациюфизических упражнений «естественные перемещения» и экскурсии.
Видный отечественный педагог П.Ф. Каптеревв 1885году в своей работе «Дидактические очерки» писал: «… Несомненно, придетвремя, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будутнеобходимы элементом серьезного общего образования,… педагогу нужно серьезноозаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основныепредставления и понятия были приобретены вполне наглядным путем, иначе будетнедостаток основательности и твердости в занятиях». Отечественная наука одетском туризме опиралась на гуманистические направление в российскойпедагогике на работы К.Д. Ушинского, Л.Т. Толстого, В.А. Герда, Н.А. Гейнеке,П.В. Каптерева, Б.Е. Райкова, С.Т. Шатского и других российских педагогов,содействовавших развитию эскурсионно-туристского дела с подрастающимпоколением.
В начале XX века к этой теме вновь привлекается внимание просвещенцев,оно получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе: известныйрусский деятель народного образования педагог В.Т. Вахтеров (1953-1924гг)посвятил ей целую главу в своей последней книге «Основы новой педагогики»(издана в 1913г). В этой книге в главе «Об экскурсиях и уроках на воздухе»,опираясь на мысль Ушинского о благотворном воспитательном на воздействииприроды, В.Т. Вахтеров на многочисленных примерах из разных областей знаний ещёраз убедительно показал, ни сечем несравнимую ценность живого восприятияребенком реальных предметов и явлений природы [12, с. 19].
В целях реализации задач понаглядному обучению, организации экскурсий, урегулированию приема школьников ипомощи им, Народный Комиссариат Посвящения РСФСР по предложению Н.К. Крупской вдекабре 1918года организовал в Москве Центральное бюро школьных экскурсий.Таким образом, было предложено начало создания государственной системы детско-юношескоготуризма[13, с. 14].
Серьёзно использовав туризм в своейработе, известный советский педагог С.Т. Шацкий (1978-1934гг). В 1920-е годы поего инициативе была создана первая опытная станция по народному образованию,руководителем которой он и был назначен. Выделяя организационно-методическуюсторону туристической работы, Н.К. Крупская писала: Экскурсии имеют громадноезначение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены… Надонаучиться наблюдать жизнь и стараться из неё точно так же черпать всё, чтовозможно[13, с. 23].
Туристко-экскурсионная работа средидетей и подростков в практике многих советских педагогов того времени занималозначительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применялколлективные многодневные походы-путешествия в целях воспитания.
Земля и движение — вот наши добрыевоспитатели и хранители жизни и поэтому у туризма всегда есть будущее.
Человек путешествующий всегда был.Сначала «путешествия» были вызваны необходимостью добывания пищи, да и сейчасмы «путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и звере. Затем впутешествиях стал преобладать научный характер — добывания знаний, открытиеновых земель, всестороннее изучение Земли. Путешествия стали более длительнымии сложными, доступными узкому кругу профессионалов[13, с. 6].
Суть туризма состоит в перемещенияхчеловека (группы людей) в пространстве из места постоянного проживания в другиеместа. Без перемещений нет туризма. А сами эти перемещения характеризуются, покрайней мере, тремя обязательными элементами-признаками.
1. Перемещение (его маршрут, способ,сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, по самостоятельнопринятому человеком решению, согласованному с компаньонами. Исключениемявляется плановый туризм, при котором человек не полностью самостоятелен вопределении основных параметров перемещения.
2. Перемещение происходит в свободноеот служебных обязанностей и учёбы время. Исключение сделаем для работниковсферы туризма, а так же для учителей, преподавателей-руководителей детскихтуристических и экскурсионных групп.
3. Перемещение всегда являетсявременным, длиться определённый срок, по истечении которого человек возвращаетсяк месту постоянного проживания.
Справедлив афоризм: «Туризм-этокраеведение, но краеведение-это не туризм». В 1950-е годы появляется большоеколичество научных публикаций, отражающий лучший опыт — формы, метод, тематикуи другие стороны многообразной туристско-краеведческой деятельности. Особенноследует выделить работы О.А. Архангельской, В.В. Добковича, В.А. Кравцова, А.Г. Комовского, А.Н. Прохорова и др. В нихавторы дают ценные советы по организации и проведению экскурсий, походов ипутешествий с учётом возрастных особенностей школьников, богатый материал потехнике туризма и ориентированию на местности [15, с. 24].
Современный туризм по организациидеятельности делиться на два направления: плановый (коммерческий) исамостоятельный (спортивно-оздоровительный). Плановый туризм предполагаеторганизацию отдыха по туристическим путёвкам, а так же использованиетранспортных средств, для коллективных поездок в экскурсионных иоздоровительных целях. Самостоятельный туризм включает в себя различные формы:массовые походы выходного дня, многодневные путешествия, в том числе испортивные походы, туристические слёты и соревнования и т.п. Отличительной чертой всех мероприятий самостоятельноготуризма является то, что они организуются самими участниками[15, с. 24].
В определении туризма выделяется дваего понятия — «поездка» и «поход», которые в практике туристического движениянаряду с общими целями имеют существенные различия. «Поездка» — это путешествиепо туристско-экскурсионному маршрут с использованием транспортных средств,
«Поход» понимается как путешествие помаршрутам с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на байдарке,плоту и т. д.). Походы различают по «плановым» и «самодеятельным» маршрутами. Походыпо плановым маршрутам организуются специализированными туристско-экскурсионнымиучреждениями, обеспечивающими полное или частичное туристско-экскурсионноеобслуживание. Походы по самодеятельным туристским маршрутам организуют сами егоучастники, которые с помощью специализированных туристических органовопределяют маршрут, способ передвижения по нему, продолжительность, условия ипорядок организации и проведения путешествия. Походы по самодеятельныммаршрутам разделяются на «походы выходного дня» и «многодневные путешествия». «Походывыходного дня» организуются в субботние, воскресные и праздничные дни. «Многодневныепутешествия» проводятся в период отпусков и каникул. По территориальномупризнаку походы по самодеятельным маршрутам делят на «местные» (по родномукраю) и «дальние». По способу передвижения на маршруте походы выходного дня имногодневные путешествия делятся на пешеходные, горные, водные (на плотах,гребных или моторных судах), лыжные, велосипедные, мотоциклетные,автомобильные, спелеологические. Туристические путешествия различают покатегориям технической сложности. Их классификация осуществляется на основеклассификации маршрутов по видам туризма, построенных в определенной логическойпоследовательности. Основные факторы, характеризующие категорию сложностимаршрута, — его общая длина, протяженность участков с естественнымипрепятствиями.
На пешеходных маршрутах к такиместественным препятствиям относятся участки с сильно пересеченной местностью,осыпи, стланики, скальные участки, горные перевалы, буреломы и завалы,заболоченные места и переправы через водные преграды.
На лыжных маршрутах к естественнымпрепятствиям относятся -снежная целина, буреломы, сильнопересеченная местность,а также учитываются низкая температура, высокая влажность воздуха и сильныеветры, необходимость устройства биваков в полевых условиях, отсутствие дров. Наводных маршрутах естественными препятствиями являются перекаты, пороги,быстрины, завалы, волоки и др. Кроме того, учитываются встречающейся намаршруте плотины, шлюзы, запани, молевые сплавы, движение против течения набечеве или шестах, по открытым водным пространствам (озеро, водохранилище,море), на участках, равных дневному переходу или превышающих его, сложностьподхода к началу водной части маршрута. На горных маршрутах категория сложностиопределяется количеством и трудностью преодоления перевалов, а такжеучитывается сложность и протяженность подходов к перевалам, средняя имаксимальная высота маршрута, наличие топлива на маршруте, длительностьпребывания на высоте. Самодеятельные туристические путешествия классифицируютсяна шесть категорий сложности (прил. 5). Самодеятельные туристические походы ипутешествия по своим целям относятся к понятию «спортивный туризм» и являютсяодним из эффективных средств системы физического воспитания. Туристскаядеятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодогочеловека. Туризм — исключительно ценное средство физического воспитания иактивного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляютсвой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другиефизические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования наместности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Особыеусловия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качествличности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины,принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости имужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
1.3 Выносливость и способности её развития
Выносливость – это способность проявление совокупности таких свойстворганизма, которые обеспечивают длительное выполнение какой – либо деятельностибез снижения её эффективности[16, с. 124].
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению впроцессе мышечной деятельности[18, с. 12].
Выносливость обозначают также и как способность противостоять утомлению.
Утомление – это состояние организма, возникающее вследствие длительнойили напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности[14,с. 166].
Утомление возникает через определенный промежуток времени после началаработы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжитьдеятельность с прежней эффективностью. Развитие утомления проходит через 3фазы:
1. Фазу компенсированного утомления, когда, не смотря на возрастающиезатруднения, человек может некоторое время сохранить прежнюю интенсивностьработы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменениябиомеханической структуры двигательных действий.
2. Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на всестарания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжитьработу в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от еёвыполнения.
3. Фазу полного утомления[14, с. 166].
Выносливость одно из самых важных физических качеств туриста. Всоревнованиях выносливость проявляется в способности туристов выдерживатьбольшую по объему и высокую по интенсивности соревновательную нагрузку. Тольковсесторонние подготовленные выносливые туристы могут быстро преодолеватьсложные и протяженный маршрут, насыщенный естественными препятствиями. Объем нагрузкив походе зависит от протяженности пути, веса рюкзака и других факторов: темпапередвижения, быстроты преодоления естественных препятствий, общей продолжительностипутешествия[18, с. 10]. В результате такой длительное нагрузки, организмутомляется, что в свою очередь отражается на правильном выполнении техническихприемов, применяемых туристами при прохождения сложных участков на маршруте, авсе это вместе отражается и на безопасности похода в целом. Достигнуть большихуспехов в воспитании выносливости туристы могут лишь при условиях всесторонней физическойподготовки, те есть использовать на занятиях физические упражнения из различныхвидов спорта. Однако решающим здесь являются сердечно – сосудистая, дыхательнаяи центральная нервная системы[4, с. 20].
В основе проявления этого качества лежит единство взаимодействияпрактически всех органов и систем: обмена веществ в работающих органах,сердечно – сосудистой, пищеварительной, дыхательной, выделительной ицентральной нервной систем.
Выносливым считается организм, удовлетворяющий трем условиям:
·         долженрасполагать богатым запасом энергии;
·         должен уметь внужный момент расходовать её до конца;
·         должен уметьтратить энергетические ресурсы с разумной расчетливостью, чтобы их хватило навыполнение как можно большего количества работы[16, с. 125].
В зависимости от конкретных условий предстоящей физической нагрузкивыносливость разделяют на общую и специальную.
Общая выносливость – это способность к продолжительной работе умереннойинтенсивности, осуществляемой при участии большей части мышечного аппарата[16,с. 125].
Общая выносливость – способность спортсмена продолжительное время выполнятьразличные по характеру виды физических упражнений сравнительно высокойинтенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы[2, с. 143].
По-другому её ещё называют аэробной выносливостью, так как онавырабатывается в условиях полного обеспечения работающего организма кислородом.Общая выносливость развивается посредством циклических движений. Циклическиедвижения названы потому, что в основе их лежит повторение одного и того жецикла – круга движений. Основной принцип в воспитании общей выносливостизаложен в постепенном увеличении длительности выполнения физических упражненийумеренной интенсивности[4, с. 21].
Основной метод воспитания выносливости — равномерность. Принцип егозаключается в том, что на первых занятиях нагрузка увеличивается постепенно,главным образом, за счет длительности непрерывной работы при сохраненииневысокой средней скорости.
Деятельность человека исключительно многообразна. Она требует и участия различногомышечного состава, и различной интенсивности. В соответствии с этим выделяют иразличные виды выносливости, обеспечивающие все эти разнообразные видыдеятельности, требующие проявления «специализированной» выносливости[16, с.125].
Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу,несмотря на возникающее утомление, в определенном виде спортивнойдеятельности[25, с. 76].
Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу,несмотря на возникающее утомление, в определенном виде спортивнойдеятельности[25, с.76].
При невысокой физической нагрузке непрерывность работы в умеренном темпеможет продолжаться в течении длительного времени. С увеличением нагрузкивыполнение движений в высоком темпе снижается. Воспитание специальнойвыносливости успешно решается только тогда, когда туристы в совершенствевладеют техникой. В свою очередь специальная выносливость имеет своиразновидности:
— силовая выносливость;
— выносливость к статическим усилиям.
Силовая выносливость – это способность сохранять необходимый уровеньпроявления усилий (силы) до конца состязания или тренировочного занятия [25, с.75].
Силовая выносливость туриста в походе состоит в том, что ему напротяжении нескольких дней пути приходится двигаться с вынужденным грузом, всреднем по 5-7 часов в день ходового времени, делая только короткие остановкидля отдыха или выбора пути. Для воспитания силовой выносливости хорошисредством служат однодневные и двухдневные походы, проводимые со средним имаксимальным весом рюкзака (15 – 35кг) и с контрольным временем. Большуюэффективность в воспитании силовой выносливости дают упражнения, выполняемые наполосе препятствий.
Статическая выносливость – это способность к продолжительному поддержаниюпозы или продолжительным статическим напряжениям[25, с. 76].
Выносливость к статическим усилиям, прежде всего, характеризуется тем,что необходимое длительное поддерживать умеренное мышечное напряжение. Такаяосновная физическая работа протекает в условиях движения туриста с грузом помаршруту. Этот вид работы является одним из самых утомительных. Средствамивоспитания выносливости к статическим усилиям на занятиях служат однодневные идвухдневные походы (обязательно с околопредельным весом рюкзака)[4, с.22].
Специальная выносливость классифицируется:
— по признакам двигательного действия, с помощью которого решаетсядвигательная задача (например, прыжковая выносливость);
— по признакам двигательной деятельности, в условиях которого решаетсядвигательная задача (например, игровая выносливость);
-по признакам взаимодействия с другими физическими качествами(способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи(например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационнаявыносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно – мышечногоаппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, оттехники владения двигательным действием и уровня развития других двигательныхспособностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга.Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточноскоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельностизависит от многих факторов:
• Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов,которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхание,сердечно – сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирования ивосстановление энергии в процессе работы. Основным источником энергообразованияявляются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможностиорганизма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы испособствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работылюбой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктовметаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль вподдержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностьюдо 15-20с.
Анаэробные гликолические источники являются главным в процессеэнергообеспечения работы, продолжающейся от 20с до5-6 мин.
• Факторы функциональной и биохимической экономизации определяютсоотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычноэкономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а таккак энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограниченны или засчет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющихся их расход, тоорганизм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. Приэтом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующихпроявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны:
— механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владениятехникой или рациональной тактикой соревновательной деятельности;
— физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем,какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы безнакопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс ещё глубже – тоза счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
• Фактор функциональной устойчивости позволяют сохранить активностьфункциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутреннейсреде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличениеконцентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивостиспособность человека сохранить заданные технические и тактические параметрыдеятельности, несмотря на нарастающее утомление.
• Личностно–психологические факторы оказывают большое влияние напроявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивациюна процессе и результаты длительной деятельности, а также такие волевыекачества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, умение терпетьнеблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через«не могу».
• Факторы генотипа (наследственность) и средой. Общая (анаэробная)выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов(коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенновоздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокийкоэффициент наследственности (0,62 – 0,75) обнаружены в статическойвыносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности исреды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работесубмаксимальной мощности, а на мужчин – при работе умеренной мощности. Специальныеупражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. Узанимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этогодвигательного качества значительно превосходят аналогичные результаты незанимающихся спортом. Развитие выносливости происходит от дошкольного возрастадо 30 лет. Наиболее интенсивный период наблюдается с 13 до 20 лет[26, с. 106].
Большинство видов специальной выносливости в значительной мереобусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чегоиспользуют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц ипозволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.        Эффективным средством развития специальной выносливости являются специальноподготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным поформе, структуре и особенностям воздействия на функциональные системыорганизма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительныесредства. Средствам служат в основном специализированные упражнения,выполняемые в зонах субмаксимальной и максимальной мощности. При этомтренировочные нагрузки, направленные на совершенствования, должны отличаться следующимихарактеристиками:
• Интенсивность упражнения. В циклических упражнениях характеризуетсяскоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий вединицу времени (темпом). Интенсивность работы должна быть близкой кпредельной[16, с. 127].
• Продолжительность упражнения. С увеличением выполнения упражненияснижается её интенсивность.
• Число повторений упражнений. Определяется их воздействие на организм.Число повторений определяется исходя из уровня подготовленности занимающихся(ориентиром может служить общий объем циклической нагрузки в пределах около1500м).
• Продолжительность интервалов отдыха. Имеет большое значение дляопределения, как величины, так и особенно характер отведенных реакций организмана тренировочную нагрузку. При планировании длительности отдыха междуповторением упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следуетразличать три типа интервалов:
1. Полные (ординарные) интервалы, полное восстановление организма.
2. Напряженные (неполные) интервалы, при котором очередная нагрузкапопадает на состояние некоторого недовосстановления.
3. Минимакс интервал это наименьший интервал отдыха между упражнениями.
• Характер отдыха. Между отдельными упражнениями может быть активным ипассивным. При пассивном отдыхе занимающиеся на выполняют никакой работы, приактивном – заполняет паузы дополнительной деятельностью[16, с 127].
Основными методами общей выносливости являются:
1. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работыс равномерной скоростью или усилиями. Упражнения могут выполняться с малой,средней и максимальной интенсивностью.
2. Переменный метод отличается от равномерного последовательнымварьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бег) путемнаправленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий ит.п.
3. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений состандартной и с переменной нагрузкой, и со строго дозированными, и заранеезапланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха междуупражнениями 1 – 3 мин (иногда по 15 – 30с).
4. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений,воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типунепрерывной или интервальной работы.
5. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в формесоревнований.
6. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры,где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый разопределяют конкретные параметры нагрузки[26, с. 107].
Методикой воспитания для развития общей выносливости наиболее широкоприменяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15 – 20 мин,выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартнойнепрерывной, переменной непрерывной интенсивной нагрузки. При этомпридерживаются следующих правил.
1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочныетребования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитывают возраст,пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий послеопределенного времени в организме человека произойдут измененияфизиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам.Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки обозначает такуютрудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее,на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние ихна организм человека, во многом определяется системой и последовательностьювоздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитанииобщей выносливости возможно в том случае, если будут соблюдаться строгая повторяемостьнагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.
3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематическогоповышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек всердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, еслинагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меруповышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек вразличных системах организма.
4. Переменность. Сущность этого метода заключается в изменении скоростина отдельных участках и во включении спуртов и ускорении на отдельных участкахдистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большиеобъемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия[26, с. 115].

глава 2.исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости детейсреднего школьного возраст
2.1 Организация исследования
На первом этапе исследования были изученылитературные источники по данной теме. В основном это касалось развитиявыносливости детей школьного возраста. Кроме этого, был рассмотрен вопрос овлиянии туризма на организм подростка. Данные, полученные на первом этапе, былипомещены в первой главе данной работы.
На втором этапе исследования (весна-осень)были проведены тестирование с участием двух исследуемых групп.
Для определения выносливости было проведеноследующее:
1) Анкетирование
2) Тестирование развития общейвыносливости,(6мин. бег) где выявляется их физическое развитие.
На третьем этапе была разработана методика тренировки исоставлены упражнения для развития выносливости. На занятиях мы использовали методцикличности, который в свою очередь, предусматривает многократное повторение ипреодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или«до отказа». Выбор метода мы делали на основе того, что дети до этого незанимались систематически, учитывали их физиологические и психологическиевозможности. Исходя из этого, данный метод является более результативным, иприрост показателей будет более благоприятный.
УПРАЖНЕНИЯ
Бег через лес с равной интенсивностью
Бег через болото
Бег по колено в воде
Бег по песку
Бег с отягощением (утяжеленный пояс)
Бег по лесу в тяжелой обуви
Бег по склону «по горизонтали»
Бег через кустарники
Многоскоки по грунту и песку
Преодоление препятствий по узкойопоре
Ходьба по горной местности сотягощениями
Гребля против течения
Гребля против ветра
Ходьба по снегу с отягощением
На четвертом этапе былопроведено повторное тестирование, где и будут сделаны выводы о влиянии туризмана уровень общей выносливости.
2.2 Результаты исследования
Наше исследование мы проводили набазе Тотемской средней общеобразовательной школы №3 и в Областном центредетского юношеского туризма и экскурсий (ОЦДЮТур и Э) г. Вологды.
На первом этапе исследования было проведена анкета(приложение 6), и измерения выносливости (6мин. бег), где получили следующиерезультаты (приложение 9, 10).
/>

Рис. 1. Результаты анкеты
По данной анкете выявлено, что детииз контрольной группы не занимаются никаким из видов спорта, кроме как урокифизкультуры, а экспериментальная группа занимается спортом и большинство изисследуемых имеет разряд по спорту.
/>

Рис. 2. Уровень общей выносливости
На основании данных можно сделатьвывод, что у двух групп нет высокого уровня выносливости, так как за зимнийпериод, проводилась меньшая интенсивность тренировок. У контрольной группыобщая выносливость находится на более низком уровне, из — за того, что детиходят только на уроки физкультуры по 2 часа в неделю. Данные результаты быливзяты из школьной программы[17 с. 45]. На третьем этапе были проведеныповторные измерения на уровень общей выносливости (6мин. бег) у двух групп. Поданным измерениям мы получили следующие результаты.
На основании данных повторных измерений можно сделать вывод, что уконтрольной группы уровень общей выносливости увеличился благодаря тому, что залетний период дети находились в лагерях, а у экспериментальной группы уровеньобщей выносливости увеличился с помощью специальных упражнений для развитиявыносливости и прохождение большого километража в походах.
/>
Рис.3. Уровень общей выносливости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что именно общаявыносливость — основа физической подготовленности. Именно общая выносливость являетсяпоказателем хорошей подготовленности человека к дальнейшему физическомуразвитию. Таким образом, в своей выпускной квалификационной работе мы хотимдоказать то, что данная тема является актуальной на данный момент, так какзанимаясь туризмом при подготовке выносливости происходит большая затратавремени и энергии, а также постоянство тренировок. Мы выяснили, что во многихнаучных изданиях различными авторами затрагивается тема влияния различных видовспорта и в частности туризма, на организм человека, в том числе и подростка.Изменение определённых параметров организма человека (рост, вес, объём грудной клетки)идет на протяжении всей его жизни, но особенно заметное изменение происходит враннем и среднем возрасте. Туризм, как и спорт в целом, оказывает заметноевлияние на формирование организма человека, так как помогает при нормированныхнагрузках идет правильное его формирование.
Туризм — это не только различныепоходы, экскурсии, прогулки, ориентирование на местности, но и изучениепечатных и иллюстрированных материалов, воспитывающие в подростке и такиеценные жизненные навыки как логика, ум и проницательность.
Кроме непосредственного воздействияна состояние подростка, туризм способствует ещё и развитию общей выносливости.Чтобы преодолевать далекие расстояния, различные туристические соревнования нужно,чтобы организм был готов к трудностям и неожиданным поворотом для этого и развиваетсявыносливость.
Из всего вышеизложенного можно сделатьвывод, что туризм  оказывает не только прямое положительное влияние на общую выносливость,но и на улучшение физиологическое развитие детей среднего школьного возраста.

БИБЛИОГРАФИЯ
1.         Беляков Л.В.,Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности.Смоленск, 1973.
2.         Буйлин Ю.Ф.Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000
3.         Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. — М: «МАРТИН», 2006.С.597
4.         Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов — пешеходников. — М.: «Турист», 1979
5.         Васильева В.В. идр. Физиология человека(Учеб. Пособие для средних физкультурных учебных заведений). М., «Физкультуру испорт», 1973.
6.         Волков Н.И. Проблемаутомления и восстановления в теории и практике спорта. 1974
7.         Воробьев А.Н.Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М., 1971
8.         Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резервав ориентировании: Учебное пособие. — М.: ЦДЮТ и К,2001
9.         Гилмор Г.,Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства. М 1968.
10.       3ациорский В.М.Физические качества спортсмена. М., 1966.
11.       Зубков С.А. Путипреодоления трудностей в ориентировании на мест ности при подготовке юныхспортсменов,- М., 1971
12.       Константинов Ю.С.Детско-юношеский туризм.Учебно методическое пособие. — М.: ФЦДЮТ и К,2006
13.       КонстантиновЮ.С. Из истории детскоготуризма в России(1918 — 2008)гг. — М.: ФЦДЮТ и Т,2008
14.       Курамшин Ю.Ф.Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004
15.       Курилова В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентовпед. ин — тов по спец. «Физ. Воспитание» и « Нач. воен. Обучение и физ.Воспитание». -М.: Посвящение, 1988 с. 6 -8
16.       Лукьяненко В. П.Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советскийпроспект.-2003
17.       Лях В.И. Программыобщеобразовательных учреждений комплексная программа физического воспитанияучащихся 1 -11 классов. — М.: «Просвещение»2006
18.       Михайлов Б.А. Физическая подготовка туристов. -М.:«Турист»,1985
19.       Моргунов Б.П.Туризм. — М.: Просвещение, 1978
20.       Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарьрусского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.V
 Виноградова. -4-е изд., дополнительное. -М.:Азбуковедник, 1999
21.       Пасечный П.С. Основы организации и управлениясамодеятельным т уризмом. — М.: «Турист» 1980
22.       Роль и задачи спортивно — массового туризма в физическомвоспитании и оздоровлении населения, под ред. В. И. Ганопольского, И. А.Дрогова, И. М. Новожиловой; М. -90, 1Щ:
23.       Рыжевский Г.Я. Биваки. — М.: ЦДЮТ,1995
24.       Современныйсловарь иностранныхслов: 2-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1999
25.       Терминологияспорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М.: Спорт Академии. Пресс, 2001
26.       Холодов Ж.К., КузнецовВ.С. Теория и методика физическоговоспитания и сорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.:Издательский центр " Академия", 2000.
27.       Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология ишкольная гигиена: Пособие для студентов, ин — тов / А.Г. Хрипкова, М. В.Антропов, Д.А. Фарбер. — М.: Посвящение, 1990

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Темп прироста различных физических способностей у детей среднегошкольного возраста (%)Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост Мальчики Девочки Мальчики Девочки Скоростные 3,9 2,9 15,4 11,5 Силовые 15,8 18,4 79,0 92,0 Общая выносливость 3,3 2,1 13,0 8,4 Скоростная выносливость 4,1 1,0 16,4 4,0 Силовая выносливость 9,4 3,3 37,5 13,1

Приложение 2
Темп прироста активной и пассивной гибкости у детей 11 – 14 лет.уставы Гибкость активная пассивная мальчики девочки мальчики девочки Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных -0,1 -1,4 -0,8 -1,7 Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах -1,7 -2,6 -3,4 -2,3

Приложение 3
Минутный объем крови (л) у юных пловцови у их сверстников, не занимающихся спортом (по А.В. Козлову)Возраст (в годах) Пловцы
Не занимающие
спортом 10-11 4,4 4,1 12-13 4,2 4,6 14-16 3,7 5,3

Приложение 4
Артериальное давление (мм. рт. ст.)школьников ( по В.Н. Засухиной)Возраст (в годах) Систолическое Диастолическое 10-11 99 54 12 100 57 13 102 57 14 102 57 15 106 58 16-17 110 63

Приложение 5
Деление туристических путешествий накатегории сложностиПоказатели Категории сложности путешествий 1 2 3 4 5 6 Продолжительность путешествий (в днях), не менее 6 8 10 13 16 20 Протяженность путешествий (в км), не менее — пешеходных 150 170 210 230 250 - — лыжных 130 160 200 250 300 300 — горных 100 120 140 150 160 160 — водных (на судах и гребных судах) 150 175 200 225 250 250 — на велосипедах 250 400 600 800 1100 - — на мотоциклах 1000 2000 2500 3200 4000 4000 — автомобилях 2000 2500 3500 4500 5500 5500

Приложение 6
Анкета
1.Ф.И.
2. Возраст
З.Пол
4. Занимаетесь спортом в свободное отучебы время.
5. Каким видом спорта вы занимаетесь.
6. Имеете ли вы спортивный разряд
7. Какой разряд вы имеете на данныймомент№ Группа Занятия спортом 1 Контрольная 2 Экспериментальная 10

Приложение 7.
Результаты общей выносливости уэкспериментальной группы№ Разряд Возраст
В начале
(весна 2008)
В конце
(осень 2008) 1 Артем В. 3 13 1200 1450 2 Артем М. Зю 13 1050 1400 3 Никита Ч. 14 1100 1350 4 Никита П. 1ю 15 1200 1450 5 Саша П. 2ю 14 1150 1400 6 Катя К. Зю 14 1100 1350 7 Илья К. 2ю 13 1200 1400 8 Денис М. Зю 15 1200 1350 9 Дима В. 2 14 1150 1300 10 Люба Б. 1 14 1100 1400

Приложение 8
Результаты общей выносливости уконтрольной группы№ Возраст
В начале
(весна 2008)
В конце
(осень2008) 1 Наташа О. 13 950 1100 2 Вадим С. 13 1000 1100 3 Дима Б. 13 900 1150 4 Саша Б. 14 1100 1200 5 Андрей X. 15 1200 1300 6 Олег В. 13 1200 1300 7 Илья Ш. 14 1100 1200 8 Сергей Л. 15 1000 1100 9 Сергей К. 14 1200 1250 10 Марина Д. 14 950 1100

Приложение 9
Таблица измерения уровня общейвыносливости у контрольной группы (весна 2008)№ возраст Уровень ОВ 1 Наташа О. 13 Н 2 Вадим С. 13 Н 3 Дима Б. 13 Н 4 Саша Б. 14 Н 5 Андрей X. 15 С 6 Олег В. 13 С 7 Илья Ш. 14 Н 8 Сергей Л. 15 Н 9 Сергей К. 14 С 10 Марина Д. 14 С /> /> /> /> /> /> Уровни общей выносливости В начале низкий 60 средний 40 высокий

Приложение 10
Таблица измерения уровня общейвыносливости у эксперемтальной группы (весна 2008)№ Разряд. Возраст Уровень ОВ 1 Артем В. 3 13 С 2 Артем М. Зю 13 Н 3 Никита Ч. 14 Н 4 Никита П. 1ю 15 С 5 Саша П. 2ю 14 С 6 Катя К. Зю 14 С 7 Илья К. 2ю 13 С 8 Денис М. Зю 15 С 9 Дима В. 2 14 С 10 Люба Б. 1 14 С Уровни общей выносливости В начале низкий 20 средний 80 высокий

Приложение 11
Таблица измерения уровня общейвыносливости у контрольной группы (осень 2008)№ возраст Уровень ОВ 1 Наташа О. 13 С 2 Вадим С. 13 С 3 Дима Б. 13 С 4 Саша Б. 14 С 5 Андрей X. 15 С 6 Олег В. 13 В 7 Илья Ш. 14 С 8 Сергей Л. 15 С 9 Сергей К. 14 С 10 Марина Д. 14 С Уровни общей выносливости В конце % низкий средний 90 высокий 10

Приложение 12
Таблица измерения уровня общейвыносливости у экспериментальной группы (осень 2008)№ Разряд Возраст Уровень ОВ 1 Артем В. 3 13 В 2 Артем М. Зю 13 С 3 Никита Ч. 14 В 4 Никита П. 1ю 15 В 5 Саша П. 2ю 14 В 6 Катя К. Зю 14 В 7 Илья К. 2ю 13 В 8 Денис М. Зю 15 С 9 Дима В. 2 14 С 10 Люба Б. 1 14 В Уровни общей выносливости В конце % низкий средний 30 высокий 70


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.