Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Силовые способности и методика ихразвития
1.1 Понятие о силовых способностях,их виды
1.2 Факторы, определяющие уровеньразвития и проявления силовых способностей
1.3 Воспитаниесиловых возможностей у подростков
2. Скоростные способности
2.1 Понятие о скоростныхспособностях, их виды
2.2 Факторы, определяющие уровеньразвития и проявления скоростных способностей
3. Методикаразвития силовых способностей в каратэ
3.1 Средства развития силовыхспособностей
3.2 Методы развития силовых способностей
4. Методика развития скоростныхспособностей в каратэ
4.1 Методика развития быстротыдвигательных реакций
4.2 Методика развития комплексныхформ проявления скоростных способностей
Выводы
Список использованной литературы
 
ВВЕДЕНИЕ
По мнению многих специалистов,значительное место з процессе физического воспитания подрастающего поколениядолжно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств (Н.Н. Гончаров, 1950,1952; В.С. Фарфель, 1959, 1960; Р.Е. Мотылянская, 1956, 1957; Н.В.Зимкин 1956;Н.Н. Яковлев, А.В. Коробков, С.В. Янанис, В.П. Филин, 1964, 1968; Ломейко,1964; Л.Я. Черешнева, 1965, 1968, Ю.Ф. Курамшин 2004; и др.), т.к. высокий уровеньразвития этих качеств во многом зависит успешной трудовой деятельности человекаи достижению высоких спортивных результатов.
Под термином «скоростно-силовыекачества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальноймощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитудыдвижения (В.С. Фарфель, 1948, 1960 Н.В. Зимкин, 1953, 1956; В.М. Дьячков, 1958,1961). Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только отвеличины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрациинервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.
Изучению физиологических механизмов,лежащих в воспитания скоростно-силовых качеств, посвящено значительноеколичество работ, таких как В.С. Фарфель, 1948,1959, В. Коробков, 1954; А.Б.Гандельсман и Смирнов, 1963, 1966; А.А. Маркосян, 1965; С.И. Гальперин, Н.Э.Татарский, 1967). С физиологически зрения скоростно-силовые качества относятсяк качествам проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имееттенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанногос этим напряжения (В.С. Фарфель, 1948).
Высокий уровень развитияскоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и техническойподготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий впространстве и во времени (В.М. Дьячков, 1958, 1961; Ю.В. Верхошанский, 1961,1963, 1966, 1968, и др.). Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне иэффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм квыполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но ибыстроты. Данные врачебных наблюдений (С.П. Летунов и Р.Е. Мотылянская, 1960,1961, 1965; Л.И. Стогова, 1965; Ф.А. Иорданская, 1965; Г.А. Титов, 1965, и др.)также подтверждают эффективность приспособления юного организма ккратковременным усилиям скоростно-силового характера. Р.Е. Мотылянская (1965)отмечает, что на базе морфологического и функционального укрепления организмаскоростно-силовая подготовка может явиться мощным стимулом для повышения общегоуровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональныхвозможностей. Этим и интересна данная тема
Задачей исследования являетсяизучение и решение проблемы развития скоростно-силовых качеств у детейшкольного возраста в значительной мере способствовало бы разработке эффективнойметодики совершенствования их двигательной функции.
Согласно современной теориифизического воспитания, принято считать: воспитание скоростно-силовых качествможно эффективно осуществлять с помощью скоростно-силовых и собственно силовыхупражнений. Типичными скоростно-силовыми упражнениями являютсялегкоатлетические прыжки и метания, удары по мячу в спортивных играх, удары вбоксе, броски в борьбе и т. п.
Цельюисследования данной работы является выявление закономерностей развитияскоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, таккак уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладываетсяфундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, чторазвитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать в детском иподростковом возрасте.
Анализ литературных данныхпоказывает, что весьма актуальным вопросом является разработка иэкспериментальное обоснование эффективных средств и методов воспитанияскоростно-силовых качеств у представителей различных видов спорта.

 
1. СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
 
1.1 Понятие о силовых способностях,их виды
Выполнение любого движения илисохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величинуразвиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.
МЫШЕЧНАЯ СИЛА как характеристикафизических возможностей человека — это способность преодолевать внешнеесопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. [4,c.115]
Одним из наиболее существенныхмоментов, определяющих мышечную силу, являетсярежим работы мышц. Впроцессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
— При уменьшении своей длины(преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа нагоризонтальной скамейке средним или широким хватом).
— При ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрическийрежим, например, приседание со штангой на плечах или груди).
— Без изменения длины (удерживающий,т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями внаклоне вперед в течение 4—6 с).
— При изменении и длины, и напряжениямышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор накольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).
Первые два режима характерны длядинамической, третий — для статической, четвертый — для статодинамическойработы мышц. Эти режимы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и«статическая сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работемышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели.
В любом режиме работы мышц сила можетбыть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Сила, проявляемая в уступающем режимев разных движениях, зависит от скорости движения: чем больше скорость, тембольше и сила (рис. 1). [4,c.105]
В изометрических условиях скоростьравна нулю. Проявляемая при этом сила несколько меньше величины силы вплиометрическом режиме. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах,мышцы развивают в условиях преодолевающего режима. С увеличением скоростидвижений величины проявляемой силы уменьшаются.
В медленных движениях, т.е. когда скорость движения приближается к нулю,величины силы не отличаются существенно от показателей силы в изометрическихусловиях.
В соответствии с данными режимами ихарактером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются надва вида:
1) собственно силовые, которые проявляются в условияхстатического режима и медленных движений;
2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрыхдвижений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключенииот уступающей к преодолевающей работе.
/>
Рис. 1. Связь между силой и скоростью впреодолевающем и уступающих режимах (по Б. Абботу и др.)
Vi и V2- скорость уменьшения и увеличения длины мышцы; р)и Р2 — соответствующие этим скоростям величины силы в преодолевающем(миометрическом) режиме; hи k — соответствующиевеличины силы в уступающем (плиометрическом) режиме; Ро — максимальнаяизометрическая сила [2,c.81]
 
Собственно силовые способности человека могут проявляться приудержании в течение определенного времени предельных отягощении с максимальнымнапряжением мышц (статический характер работы) или при перемещении предметовбольшой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, априлагаемые усилия достигают максимальной величины (характер работы поспортивной терминологии медленный, динамический, «жимовой»). В соответствии стаким характером работы мышечная сила может быть статической и медленнойдинамической.
Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которых нарядусо значительной силой требуется и существенная скорость движения. При этом чемвыше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чемменьше отягощение, тем больше действие становится скоростным.
1.2 Факторы, определяющие уровеньразвития и проявления силовых способностей
Формы проявления скоростно-силовыхспособностей во многом зависят от характера напряжения мышц в том или иномдвижении, который выражается в различных движениях скоростью развития силовогонапряжения, его величины и длительности.
Важной разновидностьюскоростно-силовых способностей является «взрывная» сила — способность проявлятьбольшие величины силы в наименьшее время. Она имеет существенное значение пристарте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе ит.д. [1,c.110]
Если зарегистрировать динамограммуотталкивания при прыжке вверх с места у квалифицированного спортсмена иновичка, то кривая взрывного усилия у мастера спорта показывает не тольковысокий уровень проявления силы, но и достижение ее за очень короткийпромежуток времени (рис. 2).
/>
Рис..2. Проявления «взрывной» силы при прыжке вверху мастера спорта (1) и начинающего спортсмена (2)
Видно, что у мастера спорта не тольковысокий уровень проявления силы, но и самое главное то, что максимальныхвеличин силы он достигает за очень короткий промежуток времени.
Кривая взрывного усилиятрехкомпонентна и качественно определяется такими свойствами нервно-мышечногоаппарата, как максимальная сила мышц, способность к быстрому проявлениювнешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц (стартовая сила), способностьк наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы —ускоряющая сила. Установлено, что эти свойства в той или иной степени присущичеловеку любого возраста, пола, независимо оттого, занимается он спортом илинет, и вида двигательной деятельности.
Уровень развития «взрывной» силыможно оценить с помощью скоростно-силового индекса, который вычисляется последующей формуле:
 
J = F max / t max,
где: J— скоростно-силовой индекс;
Fmax — максимальное значение силы,показанной в данном движении;
t max — время достижения максимальной силы.
Силу мгновенно проявить нельзя.Мышцам необходимо время, чтобы проявить максимальную силу. Установлено,примерно через 0,3 с от начала движения мышца проявляет силу, равную 90% отмаксимума. В то же время в спорте есть много движений, которые выполняются завремя меньшее, чем 0,3 с. К примеру, время отталкивания в беге у сильнейшихспринтеров длится 100—60 мс, в прыжках в длину 150 мс, в прыжках в высотуспособом «фосбюри-флоп» — 180 мс, на лыжах с трамплина — 200—180 мс, финальноеусилие в метании копья примерно 150 мс. В этих случаях человек не успевает проявитьмаксимальную силу. Поэтому ведущим фактором силовых способностей будет не самавеличина проявляемой силы, а скорость ее нарастания, т.е. градиент силы.Подтверждением этому служит уменьшение времени, затрачиваемого на выполнениедвижений в метании копья, толкании ядра, отталкивании в беге, прыжке и т.д. сростом квалификации спортсменов. О величине градиента силы можно судить позначениям тангенса угла наклона касательной к кривой F(t) на начальном участке (см. рис. 2).Его величина характеризует уровень развития стартовой силы.
Таким образом, в скоростно-силовыхупражнениях повышение максимальной силы может не привести к улучшениюрезультата. На спортивном жаргоне это означает, что человек «накачал» такуюсилу мышц, которую не успевает проявить в короткое время. Следовательно,человек, имеющий меньшие силовые показатели, но высокие значения градиента,может выиграть у соперника с большими силовыми возможностями.
/>
Рис. 3. Кривые нарастания силы у двух спортсменов [2,c.65]
Из рис. 3 видно, что у спортсмена А —большая сила и низкий градиент силы. У спортсмена Б, наоборот, градиент силывысок, а максимальные силовые возможности небольшие. При большой длительностидвижения (1з), когда оба спортсмена успевают проявить свою максимальную силу,преимущество оказывается у более сильного спортсмена А. Если же времявыполнения движения очень коротко (меньше ti), то преимущество будет на стороне спортсмена Б.
В результате современных исследованийвыделяется еще одно новое проявление силовых способностей, так называемаяспособность мышц накапливать и использовать энергию упругой деформации(«реактивная способность»). Она характеризуется проявлением мощного усилиясразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. при быстромпереключении их от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимумаразвивающейся в этот момент динамической нагрузки (см. рис. 1). Предварительноерастягивание, вызывающее упругую деформацию мышц, обеспечивает накопление в нихопределенного потенциала напряжения (неметаболической энергии), который сначалом сокращения мышц является существенной добавкой к силе их тяги,увеличивающей ее рабочий эффект.
Установлено, что чем резче (воптимальных пределах) растяжение мышц в фазе амортизации, тем быстреепереключение от уступающей работы мышц к преодолевающей, тем выше мощность искорость их сокращения. Сохранение упругой энергии растяжения для последующегосокращения мышц (рекуперация механической энергии) обеспечивает высокуюэкономичность и результативность в беге, прыжках и других движениях. К примеру,у гимнастов время перехода от уступающей работы к преодолевающей имеет высокуюсвязь с уровнем прыгучести. Отмечена высокая зависимость между реактивной способностьюи результатом в тройном прыжке с разбега, в барьерном беге, втяжелоатлетических упражнениях, а также между импульсом силы при отталкивании сподседом в прыжках на лыжах с трамплина.
В практике физического воспитанияразличают также абсолютную и относительную мышечную силу человека.
Абсолютная сила характеризует силовой потенциалчеловека и измеряется величиной максимально произвольного мышечного усилия визометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятогогруза.
Относительная сила оценивается отношением величиныабсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленностилюдей разного веса.
Для метателей диска, молота,толкателей ядра, штангистов тяжелых весовых категорий большее значение имеютпоказатели абсолютной силы. Это связано с тем, что между силой и массойсобственного тела наблюдается определенная связь: люди большего веса могутподнять большее отягощение и, следовательно, проявить большую силу. Не случайнопоэтому штангисты, борцы тяжелых весовых категорий стремятся увеличить свой веси тем самым повысить свою абсолютную силу. Для большинства же физическихупражнений неизмеримо важнее показатели не абсолютной, а относительной силы — вбеге, прыжках, в длину и высоту, гребле, плавании, гимнастике и др. К примеру,выполнить упражнение «упор руки в стороны» на кольцах («крест») способен тотгимнаст, у которого относительная сила приводящей мышцы руки к весу тела равнаили больше единицы. [3,c.41]
Уровень развития и проявления силовыхспособностей зависит от многих факторов. Прежде всего, на них оказывает влияниевеличина физиологического поперечника мышц: чем он толще, тем при прочих равныхусловиях большее усилие могут развивать мышцы. При рабочей гипертрофии мышц вмышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл и повышаетсяконцентрация саркоплазматических белков. При этом внешний объем мышц можетувеличиваться незначительно, поскольку, во-первых, повышается плотность укладкимиофибрилл в мышечном волокне, во-вторых, уменьшается толщина кожножировогослоя над тренируемыми мышцами.
Сила человека зависит от состава мышечныхволокон. Различают «медленные» и «быстрые» мышечные волокна. Первые развиваютменьшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем«быстрые» волокна. Второй тип волокон осуществляет в основном быстрые и мощныесокращения. Силовая тренировка с большим весом отягощения и небольшим числомповторений мобилизует значительное число «быстрых» мышечных волокон, в то времякак занятия с небольшим весом и большим количеством повторений активизируют как«быстрые», так и «медленные» волокна. В различных мышцах тела процент «медленных»и «быстрых» волокон неодинаков, и очень сильно отличается у разных людей. Сталобыть, с генетической точки зрения они обладают разными потенциальнымивозможностями к силовой работе.
На силу мышечного сокращения влияютэластичные свойства, вязкость, анатомическое строение, структура мышечныхволокон и их химический состав.
Существенную роль в проявлениисиловых возможностей человека играет регуляция мышечных напряжении со стороныЦНС. Величина мышечной силы при этом связана:
— с частотой эффекторных импульсаций,посылаемых к мышце от мотонейтронов передних рогов спинного мозга;
— степенью синхронизации(одновременности) сокращения отдельных двигательных единиц;
— порядком и количеством включенных вработу двигательных единиц.
Перечисленные факторы характеризуютвнутримышечную координацию. Вместе с тем на проявление силовых способностейвлияет также согласованность в работе мышц синергистов и антагонистов,осуществляющих движение в противоположных направлениях (межмышечнаякоординация). Проявление силовых способностей тесно связано с эффективностьюэнергообеспечения мышечной работы. Важную роль при этом играет скорость имощность анаэробного ресинтеза АТФ, уровень содержания креатинфосфата,активность внутримышечных ферментов, а также содержание миоглобина и буферныевозможности мышечной ткани.
Максимальная сила, которую можетпроявить человек, зависит и от механических особенностей движения. К нимотносятся: исходное положение (или поза), длина плеча рычага и изменение углатяги мышц, связанного с изменением при движении длины и плеча силы, аследовательно, и главного момента силы тяги; изменение функции мышцы взависимости от исходного положения; состояние мышцы перед сокращением(предварительно растянутая мышца сокращается сильно и быстро) и т.д.
Сила увеличивается под влияниемпредварительной разминки и соответствующего повышения возбудимости ЦНС дооптимального уровня. И наоборот, чрезмерное возбуждение и утомление могутуменьшить максимальную силу мышц.
 
1.3 Воспитание силовых возможностей уподростков
Силовые возможности зависят отвозраста и пола занимающихся, а также от общего режима жизни, характера ихдвигательной активности и условий внешней среды.
Наибольший естественный приростпоказателей абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13—14 и 16—18лет, у девочек и девушек в 10—11 и 16—17 лет. Причем самыми высокими темпамиувеличиваются показатели силы крупных мышц разгибателей туловища и ног.Относительные же показатели силы особенно значительными темпами возрастают удетей 9—11 и 16—17 лет. Показатели силы у мальчиков во всех возрастных группахвыше, чем у девочек. Индивидуальные темпы развития силы зависят от фактическихсроков полового созревания. Все это необходимо учитывать в методике силовойподготовки.
В проявлении мышечной силы наблюдаетсяизвестная суточная периодика: ее показатели достигают максимальных величинмежду 15—16 часами. Отмечено, что в январе и феврале мышечная сила нарастаетмедленнее, чем в сентябре и октябре, что, по-видимому, объясняется большимпотреблением осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наилучшиеусловия для деятельности мышц — при температуре +20° С.
Показатели мышечной силы у детеймладшего школьного возраста невелики. Например, предельный груз, который могутподнять семилетние одной рукой, составляет всего несколько килограммов. К 11годам показатели силы существенно возрастают и в дальнейшем продолжаютувеличиваться в течение всего школьного периода, но неравномерно (табл. 1 ирис. 4).
/>
Рис. 4. Темпы прироста мышечной силыв различном возрасте (1—мальчики, 2—девочки) (по Ф.Г. Казаряну) [8,c.85]
Таблица 3
Темпы увеличения абсолютной мышечнойсилы (в % по отношению к8-летним) (по Ф.Г. Казаряну)Возраст, лет Плечо Туловище Бедро Голень Стопа сгиба разги сгиба разги сгиба разги сгиба разги сгиба тели батели тели батели тели батели тели батели тели 8 100 100 100 100 100 100 100 100 100 9 121, 0 127,1 120,6 119,9 115,6 118,8 125,6 132,4 122,6 10 124,9 133,5 129,4 131,6 126,5 148,3 148,4 142,0 143,1 11 170,0 186,0 194,9 171,4 201,2 179,7 201,9 196,4 189,3 12 185,3 191,6 154,9 174,4 181,7 196,5 174,4 194,3 198,3 13 204,1 237,2 214,3 212,4 204,8 225,8 215,4 241,4 233,3 14 301,7 326,5 281,0 264,7 313,4 287,2 298,6 360,9 295,2 15 290,9 340,8 308,8 291,9 387,7 329,4 358,6 369,0 324,8 16 359,6 427,3 382,8 331,7 471,9 369,2 451,1 513,9 387,1 17 486,5 474,9
426,7
426,2 378,3 602,3 424,6 562,5 659,9 450,3 18 474,4 510,7 426,2 404,3 576,5 392,5 512,7 476,8 583,9 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Применение средств и методоввоспитания силы в школьные годы должно быть тщательно согласовано с возрастнымиособенностями этой двигательной способности.
Темпы развития мышечной силы у детейобусловлены возрастными морфо-функциональными изменениями костно-мышечнойсистемы, общим биологическим созреванием организма, степенью двигательнойактивности и другими факторами. Костно-мышечный аппарат достигает степениразвития, свойственной взрослым, лишь к 18—20 годам.
Для воспитания силовых способностей ушкольников используют разнообразные средства: гимнастические общеразвивающйеупражнения с отягощениями (с набивными мячами, гантелями и т. д.) и ссопротивлением партнера; силовые игры типа перетягивания каната или «боявсадников»; статические упражнения (удержание определенной позы или веса),комбинированные упражнения (например, ходьба по гимнастическому бревну,удерживая мячи на вытянутых в стороны руках), тяжелоатлетические упражнения смалой, а затем и нормальной штангой и упражнения скоростно-силового и силовогохарактера из других видов спорта; упражнения на гимнастических снарядах(подтягивание, подъемы) и акробатические упражнения (стойки и др.).Предусматривается и использование силовых упражнений в естественных условиях(на открытых спортивных площадках, на местности) — броски, метание, толканиекамней, приседание и ходьба с грузом, многоскоки на песке, бег в воде, бег вгору и т. д. Для направленного развития отдельных мышечных групп широкоприменяются локальные силовые упражнения. Специальное внимание следует уделятьупражнениям для дыхательных мышц, в том числе дыхательным упражнениям ссопротивлением, а также ходьбе, бегу и другим упражнениям циклическогохарактера с глубокими дыхательными движениями.
Состав этих средств и методика ихприменения видоизменяются в зависимости от возраста учащихся, пола и конкретныхособенностей индивидуального физического развития.
На протяжении всего младшегошкольного возраста не следует включать в занятия упражнения, связанные смаксимальными и вместе с тем продолжительными мышечными напряжениями, вчастности с длительным сохранением статических поз (предельная величинаотягощении не должна превышать 1/3—1/2 веса собственного тела). Перетягивание вшеренгах, лазание по вертикальному канату без помощи ног, висы на одной руке,поднимание и переноска гимнастических скамеек менее чем четырьмя детьми,упражнения с набивными мячами весом более 1 кг, выполнение стойки «смирно»дольше 5—8 сек. — эти и подобные им нагрузки могут при неверной дозировкепривести к нарушению осанки и другим нежелательным последствиям. В то же времянеобходимо постепенно воспитывать у детей способность к мышечным усилиям, в томчисле и статическим, но кратковременным, которые исключают длительную задержкудыхания, «натуживание» (особенно нежелательные для девочек).
В занятиях с детьми младшегошкольного возраста следует уделять особое внимание упражнениям, укрепляющимкрупные мышечные группы (спины и живота), от развития которых во многом зависитправильная осанка. Типичными средствами воспитания силовых способностей у детей7—9 лет являются: общеразвивающие упражнения с предметами, лазание по наклоннойскамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания, бег по наклоннойплоскости, игры с элементами единоборств и др.
Для 10—11-летних требования кпроявлению силы повышаются. Общеразвивающие упражнения выполняются с болеезначительными отягощениями (гимнастическими палками, набивными мячами и т. д.),шире используются упражнения в смешанных упорах и висах (продолжительностью до10 сек., считая добавочные движения ногами), лазание по вертикальному канату втри приема, метание легких предметов на дальность, проводятся игры свыраженными силовыми напряжениями динамического характера («Бой петухов»,«Перетягивание через черту») и т. д.
К 14—15 годам детям доступнызначительные силовые напряжения. С подростками можно начинать направленнуюсиловую тренировку, правда, с ограничением веса внешних отягощении примерно до60—70% от максимального и объема силовой нагрузки (не допускаются повторения«до отказа» и т. п.). Как показывает опыт и исследования (А.П. Кураченков, Р.Е.Мотылянская и др.), тренировка с тяжестями в этом возрасте прииндивидуализированной рациональной дозировке может давать полезный эффект, втом числе для развития опорно-связочного аппарата. [6,c.78]
Начиная с 13—14 лет силовые нагрузкиу девочек все больше отличаются от таковых у мальчиков, как по интенсивности,так и по объему. У девочек преобладают упражнения с отягощением весомсобственного тела, в качестве внешних отягощении используются преимущественногимнастические предметы или другие, относительно нетяжелые снаряды и подсобныесредства, больше доля локальных силовых упражнений.
В течение большей части школьного периода упражнения с отягощениямидолжны иметь преимущественно скоростно-силовую направленность, т. е.характеризоваться не столько собственно силовыми проявлениями (статическийрежим и медленные силовые напряжения), сколько сочетанием силы и быстроты.Воспитание силы в этот период в целом подчинено воспитанию скоростно-силовыхспособностей, если не считать завершающего этапа в старших классах, когда (уюношей) создаются наиболее благоприятные возрастные предпосылки направленногопрогрессирования силовых способностей.
физический скоростной силовой воспитание

 
2. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХРАЗВИТИЕ
 
2.1Понятие о скоростных способностях,их виды
Для характеристики возможностей человека выполнятьдвигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовалсяобобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстротыдвижений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили напонятие «скоростные способности».
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ — это комплексфункциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действийв минимальный для данных условий отрезок времени.
Различаютэлементарные икомплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формамотносятся четыре вида скоростных способностей:
1. Способность к быстромуреагированию на сигнал.
2. Способность к выполнению одиночныхлокальных движений с максимальной скоростью.
3. Способность к быстрому началудвижения (то, что в практике иногда называют резкостью).
4. Способность к выполнению движенийв максимальном темпе.
2.2 Факторы, определяющие уровеньразвития и проявления скоростных способностей
К настоящему времени накоплен ряднаучных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложнуюструктуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарныхскоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростныхспособностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателямимаксимального темпа в движениях, выполняемых из разных исходных положений, сотягощениями различного веса и без отягощении, с изменением амплитуды движений,отсутствует тесная связь.
Более высокие показателимаксимального темпа наблюдаются в движениях верхних конечностей — по сравнениюс нижними; правых — по сравнению с левыми; дистальных — по сравнению спроксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальныхтемповых возможностей человека.
Элементарные формы проявлениябыстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями итехническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростныхспособностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного видаспортивной деятельности. К таким комплексным формам проявления относятся:
— способностьбыстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые «скоростныеспособности) — стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребномспорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;
— способность кдостижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростныеспособности) — в беге, плавании и других циклических локомоциях;
— способность быстро переключаться содних действий на другие и т.п. Уровень развития и проявления скоростныхспособностей зависит от следующих факторов:
1. Подвижности нервных процессов,т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояниеторможения и обратно.
2. Соотношения различных мышечныхволокон, их эластичности, растяжимости.
3. Эффективности внутримышечной имежмышечной координации.
4. Совершенства техники движений.
5. Степени развития волевых качеств,силы, координационных способностей, гибкости.
6. Содержания АТФ в мышцах, скоростиее расщепления и ресинтеза (восстановления). [7,c.145]
На проявление скоростных способностейтакже влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движенийнаблюдается при температуре +20—22°С. При температуре +16°С скорость снижаетсяна 6—9%.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можноочень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее — другие,обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, инаоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частотедвижений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборефизических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов,для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основноевнимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разныхположений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, спрыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а нестартового разгона. Относительная независимость между отдельными формамискоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины,обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательныхзаданиях. Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдаетсятолько в координационно-сходных двигательных действиях.
Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеетбольшое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется напоказателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скоростиплавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростныхспособностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физическислабо подготовленных людей.
2.3 Воспитание скоростныхспособностей у подростков
Повышенная возбудимость и лабильностьнервных процессов в детском возрасте (табл. 10)—благоприятная предпосылка длявоспитания быстроты двигательной реакции и быстроты движений. Вместе с темневысокая степень развития силы и выносливости у младших школьниковограничивает у них скоростно-силовые проявления и скорость в упражненияхциклического характера. Учитывая это, при воспитании быстроты в младшем(особенно) и среднем школьном возрасте воздействуют преимущественно на такиескоростные способности, как быстрота двигательной реакции, быстрота отдельныхдвижений и способность увеличивать в короткое время темп движений, неосложненных отягощениями.
Таблица 3
Изменение некоторых показателенподвижности нервных процессов в возрастном аспекте (по Р.Л. Рабиновичу)Количественные оценки измерявшихся показателей Возраст, лет 8 12 15 17 Прирост (в %) 100 128 132 158 Темпы прироста (разница в %) 28 4 26
Соответственно используют разнообразные упражнения, требующие быстройреакции на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные),быстрых локальных движений и кратковременных перемещений. Это, например,упражнения в бросании и ловле малого мяча, упражнения с короткой и длиннойскакалкой (вбегание и выбегание), игры («Салки», «Вызов номеров» и др.),эстафеты с бегом, упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями навнезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.
При воспитании быстроты у детейпредпочтение отдают естественным формам движений и нестереотипным способам ихвыполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростьюможет привести к образованию «скоростного барьера» уже в детском возрасте.Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже испортивные игры. Игры характеризуются постоянно варьирующими условиямипроявления скоростных способностей, поэтому позволяют зачастую более эффективновоздействовать на их развитие, чем стандартные пробежки «на быстроту». Присущийиграм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуютмаксимальному проявлению скоростных возможностей.
К среднему школьному возрасту всеболее значительное место в составе средств воспитания быстроты занимаютскоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, спрыгиваний ивыпрыгиваний в темпе, переменных ускорений в беге (с варьированием какскоростных характеристик бега, так и внешних условий — в гору и с горы, поразличному грунту) и т. п. Определенное место занимает и повторное преодолениекоротких дистанций (30, 40, 50, 60 м и др.) с максимальной скоростью. Взанятиях со старшеклассниками применяется комплекс собственно скоростных,скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости,в том числе в формах, характерных для спринтерских видов спорта. В целяхвоспитания скоростных способностей на этом этапе продолжают использовать,естественно, и игры.
Чтобы избежать чрезмернойстабилизации пространственно-временных характеристик движений пристандартно-повторных методах упражнения, рекомендуется систематическичередовать эти методы с методами переменного упражнения, сочетая их и в рамкахданного отдельного занятия. Показана, например, целесообразность такого порядкавыполнения скоростных упражнений в занятии:
а) скоростные упражнения взатрудненных условиях: 3—4 ускорения в гору, или по лестнице, или по опилочнойдорожке;
б) повторный бег с «контролируемой»околопредельной скоростью по гаревой дорожке;
в) кратковременные ускорения воблегченных условиях (по склону холма, по наклонной дорожке и т. п.).
Принимая во внимание тенденцию кстабилизации скорости движений с возрастом и относительно небольшие количественныесдвиги в максимальных проявлениях быстроты, следует постоянно заботиться обэффективных методах и приемах мобилизации подростков и юношей на выявлениескоростных возможностей и в то же время создавать условия, которые исключали бычрезмерную напряженность, скованность движений. Значительный эффект в этом отношениимогут давать, как свидетельствуют исследования (Л.И. Валигура и др.),формирование соответствующей психологической установки путем направленногоразъяснения, убеждения, а также идеомоторные упражнения (мысленноевоспроизведение правильных движений на старте, во время ускорения и т. п.),создание соревновательных ситуаций. Скоростные упражнения у детей необходимосочетать с упражнениями в рациональном расслаблении мышц, в том числе и впроцессе выполнения самих скоростных упражнений (бег с подчеркнутымрасслаблением мышц голени после отталкивания, контроль за фазами напряжения ирасслабления во время игр с мячом и т. д.).

 
3. Методика развитиясиловых способностей в каратэ
 
3.1 Средства развития силовыхспособностей
При развитии силовых способностейпользуются упражнениями с повышенным сопротивлением — силовыми упражнениями. Взависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:
1. Упражнения с внешнимсопротивлением.
2. Упражнения с преодолением весасобственного тела.
3. Изометрические упражнения [9,c.77].
К упражнениям с внешнимсопротивлением относятся:
— упражнения с тяжестями (штангой,гантелями, набивными мячами, гирями), в том числе и на тренажерах, которыеудобны своей универсальностью и избирательностью, упражнения с партнером;
— упражнения с сопротивлением упругихпредметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров, блочныхустройств и т.п.);
— упражнения в преодолениисопротивления внешней среды — бег в гору, по песку, снегу, воде, против ветра ит.п.
Упражнения с внешним сопротивлениемявляются одним из эффективных средств развития силы. Смело подбирая их,правильно дозируя нагрузку, можно развить абсолютно все мышечные группы имышцы. При выборе упражнений следует знать, что эффект совершенствования силы связанс режимом работы мышц. Наибольший эффект в развитии способности мышц проявлятьсилу, -можно достичь при уступающем и преодолевающем режимах.
Упражнения с преодолением весасобственного тела,применяют в тренировках людей различного возраста, пола, подготовленности и вовсех формах занятий. Выделяют следующие их разновидности:
— гимнастические силовые упражнения,сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на брусьях и в висе, лазанье по канату,поднимание ног к перекладине и др.)
— легкоатлетические прыжковыеупражнения (однократные и многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжкичерез барьеры, прыжки в «глубину» с возвышения с последующим отталкиваниемвверх);
— упражнения в преодолениипрепятствий.
Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуютодновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единицработающих мышц. Они подразделяются на:
— упражнения в пассивном напряжениимышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т.п.);
— упражнения в активном напряжениимышц в течение определенного времени и определенной позе (выпрямлениеполусогнутых ног, упираясь плечами в закрепленную перекладину, попытка оторватьот пола штангу чрезмерного веса и др.).
Выполняемые обычно при задержкедыхания, они приучают организм к работе в очень трудных бескислородныхусловиях. Занятия с использованием изометрических упражнений требует маловремени. Оборудование для их проведения весьма простое. С их помощью можновоздействовать на любые мышечные группы. Особенно ценны они в условияхгиподинамии у моряков-подводников, танкистов, операторов.
Помимо названных, можно выделить такназываемые упражнения в самосопротивлении за счет волевых усилий (волеваягимнастика). Их суть состоит в напряженных движениях, когда тяговому усилию активноймышечной группы противостоит напряжение антагонистов. Эти упражнения преждевсего полезны при проведении оздоровительных занятий. Они позволяют занебольшое время создать значительную нагрузку, не требуя специальногооборудования.
 

 
3.2 Методы развития силовыхспособностей
Направленное развитие силовыхспособностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечныенапряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит втом, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокуюстепень мышечных напряжений.
В методическом плане существуютразличные способы создания максимальных напряжений: поднимание предельныхотягощении небольшое число раз; поднимание непредельного веса максимальноечисло раз — «до отказа»; преодоление непредельных отягощении с максимальнойскоростью; преодоление внешних сопротивлений при постоянной длине мышц;изменении ее тонуса или при постоянной скорости движения по всей амплитуде;стимулирование сокращения мышц в суставе за счет энергии падающего груза иливеса собственного тела и др. В соответствии с указанными, способамистимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы развития силовыхспособностей:
7. Метод максимальных усилий.
2. Метод повторных непредельных усилий.
3. Метод изометрических усилий.
4. Метод изокинетических усилий.
5. Метод динамических усилий.
6. «Ударный» метод. [10, c.162]
Метод изометрических усилий. Характеризуется выполнениемкратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц.Продолжительность изометрического напряжения обычно 5—10 с. Величинаразвиваемого усилия может быть 40—50% от максимума и статические силовыекомплексы должны состоять из 5—10 упражнений, направленных на развитие силыразличных мышечных групп. Каждое упражнение выполняется 3—5 раз с интерваломотдыха 30—60 с. Отдых перед очередным упражнением 1—3 мин. Изометрическиеупражнения целесообразно включать в тренировку до 4 раз в неделю, отведя дляних каждый раз 10—15 мин. Комплекс упражнений применяется в неизменном видепримерно в течение 4—6 недель, затем он обновляется за счет изменения исходныхположений в аналогичных упражнениях или направлениям воздействия на различныемышечные группы и т.п.
Паузы отдыха заполняются выполнениемупражнений на дыхание, расслабление и растяжение, которые способствуют быстромувосстановлению организма и устранению негативных эффектов статическихнапряжений. Доказана целесообразность выполнения между подходами упражненийдинамического характера.
При выполнении изометрических упражненийважное значение имеет выбор позы или величины суставных углов. Так, тренировкасгибателей предплечья при большом суставном угле (растянутом состоянии мышц)вызывает меньший прирост силы, но более высокий перенос на не тренируемыеположения в суставных углах. И наоборот, тренировка при относительно маломсуставном угле (укороченном состоянии мышц) приводит к более эффективному ростусиловых показателей. Однако перенос силовых возможностей на нетренируемыеположения в суставных углах при этом существенно ниже, чем в первом случае.Изометрические напряжения при углах в суставах 90° оказывает большое влияние наприрост динамической силы разгибателей туловища, чем при углах 120 и 150°. Наприрост динамической силы разгибателей бедра положительно влияют изометрическиеупражнения при углах в суставах 90°.
Целесообразно выполнениеизометрических напряжений в позах, соответствующих моменту проявлениямаксимального усилия в спортивном упражнении. Например, для прыгунов на лыжах страмплина рекомендуется максимальные изометрические напряжения в позахразличной глубины подседа (углы в коленных суставах 80, 110, 140°), находящихсяв пределах амплитуды отталкивания с положением туловища, параллельным полу.
Метод изокинетических усилий. Специфика этого метода состоит втом, что при его применении задается не величина внешнего сопротивления, апостоянная скорость движения. Упражнения выполняются на специальных тренажерах,которые позволяют делать движения в широком диапазоне скоростей, проявлятьмаксимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения.Например, по всей амплитуде гребка в плавании кролем или брассом. Это даетвозможность мышцам работать с оптимальной нагрузкой на протяжении всегодвижения, чего нельзя добиться, применяя любые из общепринятых методов.
Силовые упражнения в изокинетическомрежиме, выполняемые на современных тренажерах, позволяют варьировать скоростьперемещения биозвеньев от 0 до 200 и более в 1 с. Поэтому этот методиспользуется для развития различных типов силовых способностей — «медленной»,«быстрой», «взрывной» силы. Его широко применяют в процессе силовой подготовкив плавании, в легкой атлетике, в спортивных играх — для отработки ударов рукамии ногами, бросков мяча и т.п. Он обеспечивает значительное увеличение силы заболее короткий срок по сравнению с методами повторных и изометрических усилий.При применении этого метода отпадает необходимость в разминке, котораяхарактерна для занятий с отягощениями.
Силовые занятия, основанные навыполнении упражнений изокинетического характера, исключают возможностьполучения мышечносуставных травм, так как тренажер приспосабливается квозможностям индивида во всем диапазоне движения, а не наоборот. Человекфактически не может сделать больше того, на что он способен при данных условиях.Используя сопротивление, автоматически приспосабливающее к проявляемому усилию,можно достигнуть большей силы при меньшем числе повторений упражнений,поскольку каждое повторение «загружает» мышцу по всей траектории движения.
В процессе выполнения упражнениячеловек видит свой результат, демонстрируемый на специальном циферблате или ввиде графической кривой и, таким образом, имеет возможность соревноваться сам ссобой и с другими лицами.
Метод динамических усилий. Предусматривает выполнение упражненийс относительно небольшой величиной отягощении (до 30% от максимума) смаксимальной скоростью или темпом. Он применяется для развитияскоростно-силовых способностей — «взрывной» силы. Количество повторенийупражнения в одном подходе составляет 15—25 раз. Упражнения выполняются внесколько серий — 3—6, с отдыхом между ними по 5—8 мин.
Вес отягощения в каждом упражнениидолжен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в техникедвижений и не приводил к замедлению скорости выполнения двигательного задания.Например, при развитии силы броска ватерполиста лучшие результаты дали броскимедицинбола весом 2 кг, у копьеметателей при метании ядер оптимальный весснаряда должен быть 3 кг.
«Ударный» метод основан на ударном стимулированиимышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза иливеса собственного тела. Поглощение тренируемыми мышцами энергии падающей массыспособствует резкому переходу мышц к активному состоянию, быстрому развитиюрабочего усилия, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, чтообеспечивает значительную мощность и быстроту последующего отталкивающего движения,и быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей.
Этот метод применяется главнымобразом и для развития «амортизационной» и «взрывной» силы различных мышечныхгрупп, а также для совершенствования реактивной способности нервно-мышечногоаппарата.
В качестве примера использованияударного метода развития «взрывной» силы ног можно назвать прыжки в глубину споследующим выпрыгиванием вверх или длину. Приземление должно быть упругим, сплавным переходом в амортизацию. Для смягчения удара на место приземленияследует положить толстый (2,5—3 см) лист литой резины. Глубина амортизационногоподседания находится опытным путем. Амортизация и последующее отталкиваниедолжны выполняться как единое целостное действие.
Доказана большая эффективность этогоупражнения, проводимого по следующей методике. Упражнение выполняется с высоты70—80 см с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги с последующимбыстрым и мощным выпрыгиванием вверх. Прыжки выполняются серийно — 2—3 серии, вкаждой по 8—10 прыжков. Интервалы отдыха между сериями — 3—5 мин (длявысококвалифицированных спортсменов). Выполняются упражнения не более двух разв неделю. Отягощением является вес собственного тела. Чрезмерное подседаниезатруднит последующее отталкивание, неглубокое — усилит жесткость удара иисключит полноценное отталкивание. Переход от амортизации к отталкиванию долженбыть очень быстрым, пауза в этот момент снижает тренирующий эффект упражнения.Для активизации отталкивания в высшей точке взлета желательно подвеситьориентир (например, флажок), который надо достать одной рукой.
Использование «ударного» метода вэтих случаях требует специальной предварительной подготовки, включающейзначительный объем прыжковых упражнений и со штангой. Начинать надо с небольшойвысоты, постепенно доведя ее до оптимальной. К примеру, в тренировке фигуристовиспользуются отталкивания двумя ногами после прыжка в глубину с высоты 0,75 мдля мужчин, 0,7 м — для юношей и 0,6 м — для женщин. Прыгунам на лыжах страмплина в глубину с высоты 0,5—0,6 м в позу приседа разной глубины (110 и140° в коленных суставах).
Для гимнастов эффективны прыжки вглубину с высоты 50—60 см с последующим выпрыгиванием на возвышение (горкуматов) или с кувырком вперед через планку (на горку матов). Высота спрыгиваниядля легкоатлетов-прыгунов 0,75—1, 1—1,5 м.
Оптимальной считается следующаядозировка прыжков: 4 серии по 10 раз для хорошо подготовленных спортсменов и2—3 серии по 6—8 раз — для менее подготовленных. Интервал отдыха между сериями— 6—8 мин, заполняется легким бегом и упражнениями на расслабление.
Возможно применение «ударного» методаи для развития силы других мышечных групп с отягощениями или весом собственноготела. Например, сгибание-разгибание рук в упоре лежа с отрывом от опоры. Прииспользовании внешних отягощении на блочных устройствах груз вначале опускаетсясвободно, а в крайнем нижнем положении траектории движения редко поднимается сактивным переключением мышц на преодолевающую работу. Выполняя упражнения сотягощениями «ударным» методом, необходимо соблюдать следующие правила:
— применять их можно только послеспециальной разминки тренируемых мышц;
— дозировка «ударных» движений недолжна превышать 5—8 повторений в одной серии;
— величина «ударного» воздействияопределяется весом груза и величиной рабочей амплитуды. В каждом конкретномслучае оптимальное значение этих показателей определяется эмпирически, взависимости от уровня физической подготовленности;
— исходная поза выбирается с учетомсоответствия положению, при котором развивается рабочее усилие в тренируемомупражнении.

 
4. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОТСНЫХСПОСОБНОСТЕЙ В КАРАТЭ
 
4.1 Методика развития быстротыдвигательных реакций
Быстрота двигательных реакций можетбыть простой и сложной. Простая реакция — это ответ заранее известнымдвижением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например,старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от грудиили из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций —сложные.
В двигательных реакциях различают трифазы:
1. Сенсорную — от момента появления сигнала допервых признаков мышечной активности.
2. Премоторную — от появления электрическойактивности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет25—60 мс.
3. Моторную — от начала движения до егозавершения. Сенсорная и премоторная фазы образуют латентный (скрытый) компонентреакции, а моторная — двигательный. [10,c.62]
В области физического воспитанияобычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом появлениясигнала и моментом окончания реагирования на него. Например, моментом ухода состартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного временипростой двигательной реакции в результате тренировки происходит главным образомза счет ее моторного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательныепроцессы являются относительно независимыми, причем индивидуальные различия временилатентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный периодреакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому этасоставляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма впроцессе занятий физическими упражнениями.
Согласно физиологическимпредставлениям, латентное время реакции складывается из пяти составляющих:
1. Появление возбуждения в рецепторе.Раздражитель должен быть воспринят («выхвачен») органом чувств — глазом, ухом,тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.
2. Передача возбуждения поцентростремительному нерву в ЦНС.
3. Переход возбуждения по нервнымсетям и формирование эффекторного сигнала.
4. Передача возбуждения от ЦНС кмышце.
5. Возбуждение в мышце и появление вней механической активности.
Время, затрачиваемое на появлениевозбуждения в рецепторе во многом зависит от физической природы раздражителя,его интенсивности и особенностей воспринимающего рецептора. Так, времявосприятия звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени рецепциизрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долювремени занимает фотохимический процесс, преобразующий световую энергию внервный импульс. Время передачи возбуждения по центростремительному нерву в ЦНСзависит от подвижности нервных процессов.
Считается, что этот фактор внаибольшей степени изменяется под влиянием упражнений. Основная доля латентноговремени реакции уходит на «центральную задержку» — время, необходимое дляпереработки поступающего сигнала и формирования эффекторной импульсации в ЦНС,от ее укорочения, очевидно, в решающей мере зависит возможность улучшенияскрытого периода реакции. На время проведения возбуждения вдоль нервных волоконвлияет толщина этих волокон. Скорость нервных импульсов равна 50—120 м/с.Установлено, что она практически не зависит от тренировки, не изменяется свозрастом, достигая своего максимума от 9—11 лет до 25—28 лет. После этогопериода скорость уменьшается.
Таким образом, время необходимое дляпроведения нервных импульсов — одно из врожденных слагаемых времени реакции.
Соотношение латентного и моторногокомпонентов в общем времени реакции зависит от характера реакции, возраста,вида спорта, квалификации спортсмена, состояния утомления организма и пр.Значительное улучшение быстроты простой реакции — задача весьма сложная,фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. На долюлатентного компонента приходится 20—25% и моторного — 75—80% общего времени. Кпримеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартераколеблется в пределах 0,30—0,40 с, из них латентный период составляет 0,06—0,10с, моторный — 0,24—0,30 с. Благодаря совершенствованию элементов старта можноулучшить общий результат в спринте на 0,05—0,08 с.
В простых реакциях наблюдаетсябольшой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие какой-либо частью тела наодин сигнал, оказываются наиболее быстрыми при реагировании другими частямитела. Например, человек, быстро реагирующий на звуковой сигнал рукой, будетбыстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции вомногом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: навосприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие(моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, товремя реагирования меньше, чем если оно направлено на восприятие сигнала.Отсюда педагогический вывод: надо учить занимающихся умению концентрироватьвнимание на предстоящем действии.
Быстрота реакции повышается принекотором напряжении мышц. Поэтому, скажем, при низком старте рекомендуетсянесколько давить на стартовые колодки. Быстрота реакции зависит от времениожидания сигнала. Оптимальное время между предварительной и исполнительнойкомандой около 1,5 с.
Задержка дыхания спринтера-бегуна впромежутке между командой «Внимание!» и выстрелом стартового пистолетауменьшает время стартовой реакции. После 25—30-минутной разминки время реакцииукорачивается. Если выполняется несколько стартов (с интервалом 1,5—2 мин), толучшее время наблюдается на 7-й и 8-й попытках.
Для развития быстроты простой реакцииприменяются упражнения, в которых необходимо выполнить определенное движение назаранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные). Например:
— низкий старт в беге по командепреподавателя;
— в ходьбе по кругу — на неожиданныйрезкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнитьпрыжок вверх или в сторону, приседание, изменить направление движения на 180или 360°;
— по ожидаемому сигналу преподавателявыполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.
Упражнения «на быстроту реакции»выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных ксоревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстротыдвигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения изразличных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; изположения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.
В том случае, когда выполнениеупражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применятьразнообразные сигналы — от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, кпримеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы,во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняетситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагироватьна сигнал.
Наиболее распространенным способомсовершенствования быстроты реагирования являетсяповторный метод,предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийсясигнал. Этот метод «содействует» улучшению сенсорной и моторной фазы реакции.При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты. Ксожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется ипоследующее ее улучшение происходит с большим трудом.
Чтобы избежать чрезмернойстабилизации быстроты простой реакции, необходимо чаще использовать в занятиях,особенно с детьми школьного возраста,игровой метод, которыйпредполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного измененияситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений вэтом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающиеэлементы быстрого реагирования на внезапные сигналы.
Общий принцип подбора упражнений —разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к спецификеосновной деятельности спортсмена.
Другой метод —сенсорный,который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностьюразличать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды).Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличается, как правило,высокой быстротой реакции. Данный метод направлен на развитие способностиуправления быстротой реакции на основе совершенствования точности восприятиявремени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.
три этапа: на первом этапе учениквыполняет действие (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагироватьна сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщаетученику фактическое время реакции; на втором этапе реакция и последующиедвижения также выполняются с максимальной скоростью. Но преподавательспрашивает у ученика, за какое время он, по его мнению, выполнил движение.После этого ему сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своихощущений времени с тем, что фактически показано, совершенствует точностьвосприятия времени; на третьем этапе ученику предлагают выполнять задания сразличной заранее обусловленной скоростью реагирования. Сложные реакции.В них выделяют:
1. Реакции на движущийся объект.
2. Реакции выбора.
Чаще всего эти типы реакцийвстречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объектсоставляет 0,18—1,00 с. Латентный период этой реакции больше, чем простой, иможет достигать 300 мс. К примеру, время реакции вратаря при движении рукой словушкой в среднем имеет величину 0,18—0,21 с, с «блином» — 0,22—0,23 с; привыдвижении ногой, одноименной с ловушкой — 0,22—0,24 с, одноименной с «блином»— 0,24—0,26 с.
Скрытый период реакции на движущийсяпредмет слагается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущийсяпредмет (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скорость егодвижения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Основная доля этого времени (более80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет,передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема и ее развитиюна занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражненияс реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
— постепенно увеличивать скоростьдвижения объекта;
— сокращать дистанцию между объектоми занимающимися;
— уменьшать размеры движущегосяобъекта.
Одним из средств развития этойспособности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мячамименьшего размера, чем обычные.
Важное значение на сокращение времениреакции имеет умение человека предугадывать движение, скажем, полет мяча вфутболе или шайбы в хоккее, по действиям игрока, производящего удар. Так, всовременном хоккее скорость полета шайбы в бросках достигает свыше 50 м/с. Этозначит, что с расстояния до 10 м вратарь практически не успевает среагироватьна брошенную шайбу. Однако очень часто вратарь удачно реагирует на шайбу,брошенную даже с более близкого расстояния. Это происходит благодаряпредугадыванию, предвосхищению (антиципации) полета шайбы.
Реакция выбора связана с выбором нужногодвигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведенияпартнера, противника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный типреакции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса так- реакции.Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий итехнических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенновыбрать из них наиболее выгодных. Для развития быстроты реакции с выборомследует:
1. Постепенно усложнять характерответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнятьзащиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает,когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагаютреагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно егоподводят к реальной обстановке единоборств.
1. Развиватьспособность предугадывать действия противника, как бы опережать их начало, т.е. реагировать нестолько на противника или партнера, сколько на малозаметные подготовительныедвижения и внешний вид (осанку, мимику, эмоциональное состояние и пр.). Кпримеру, большинство боксеров отличают финты от ударов по исходному положениюног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, поворотутуловища, по вращению таза, по положению рук.

4.2 Методика развития комплексныхформ проявления скоростных способностей
Во многих двигательных действияхрассмотренные выше разновидности скоростных способностей проявляются всочетании. Комплексное их проявление определяется содержанием основнойдвигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростныхспособностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мячаи др.
В циклических «спринтерских»действиях различают несколько фаз (рис. 10.2):
1. Начало движения (старт) истартовый разгон.
2. Сохранение скорости (относительнаяее стабилизация).
3. Снижение скорости.
Каждая из фаз характеризует одно изпроявлений скоростных способностей спринтеров: первая — стартовые скоростныеспособности, вторая — дистанционные скоростные способности, третья —спринтерскую выносливость. К примеру, в беге на 100 м сильнейшие спринтерыдостигают максимальной скорости на 40—50-метровом отрезке, затем она остаетсяотносительно постоянной до 85 м, а потом снижается. Вклад каждой фазы вспортивный результат выглядит следующим образом: старт — 3%, стартовый разгон —30%, поддержание максимальной скорости — 52%, падение скорости бега — 5%.
/>
Рис. 5. Фазы в динамике скорости спринтерского бега [5,c.125]
Следовательно, при прочих равныхусловиях во второй зоне заложена главная составляющая спортивного результатаспринтера. Именно эта зона характеризует специфические спринтерские способностичеловека. Как правило, детей, быстро набирающих скорость, мало, а хорошосохранявших набранную скорость — еще меньше.
При повышении уровня развитияскоростных способностей можно выделить два методических подхода:
1. Аналитическое совершенствованиеотдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление.
2. Целостное совершенствование,которое предусматривает объединение локальных способностей в целостныедвигательные акты, характерные для данного вида спорта.
В качестве средств развитиякомплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения,которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называютскоростными). В зависимости от направленности занятия эти средства будут носитькомплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные видыбыстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.
Техника скоростных упражнений должнаобеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба,гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручкамималопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны бытьнастолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия былинаправлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительностьупражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижаласьвследствие утомления.
Продолжительность упражнений,направленных на совершенствование комплексных скоростных способностей привыполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах,скоростно-силовых и слож-нокоординированных видах спорта, может быть до 5—10 с.При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спортациклического характера продолжительность упражнений может колебаться в болеешироких пределах — от 5—6 с до 1 мин и более.
При развитии комплексных скоростныхспособностей ведущим является повторный метод. Основная тенденция вданном случае — стремление превысить в занятиях свою максимальную скорость.Этой задаче подчиняются все компоненты метода (длина дистанции, интенсивностьвыполнения упражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха).Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобыскорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу выполнения.Движения осуществляются с максимальной скоростью, занимающиеся в каждой попыткестремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха междупопытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полноевосстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения кповторению.
Не менее важное значение имеютигровой и соревновательный методы, использование которых создаетдополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей засчет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничествазанимающихся.
Эффективным методом повышенияскоростных возможностей является ивариативный метод, предполагающийчередование скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченныхусловиях, что стимулирует активные мышечные напряжения, способствующиеповышению скорости движений. С этой целью можно использовать такие упражнения,как бег в гору, по песку и снегу, бег с отягощениями, бег с различным грузом.
Выполнение скоростных упражнений воблегченных условиях стимулирует предельно быстрые движения, превышающие поскорости движения в обычных условиях. В этом случае используются бег понаклонной дорожке (с горы), езда на велосипеде, бег на коньках за передвижнымщитом, бег по ветру, плавание по течению. Облегчить условия выполненияупражнения можно с помощью специальных буксировочных устройств, которые даютвозможность бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоростью на 5—20%,превышающую доступную ему. Повысить скорость движений можно также за счетпередвижения за лидером-партнером, выполнения упражнений с использованиемлидирующих устройств типа звуко- и автолидеров и др.
В практике нередко приходитсянаблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видахспорта, в которых преимущественно проявляются скоростные способности. Несмотряна продолжающиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях неулучшаются.
Образуется так называемый скоростнойбарьер. Одной из причин этого явления следует считать продолжительноеприменение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. Врезультате возникают условия к образованию двигательного динамическогостереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарийголовного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростныхпараметров движений, в силу чего они с большим трудом поддаются дальнейшемусовершенствованию.
Поэтому одной из важнейших задач приразвитии скоростных способностей является предупреждение образованияскоростного барьера, а если он возник — его разрушение и ослабление.
Для предупреждения «скоростногобарьера» в занятиях с начинающими необходимо не спешить с узкой специализациейв каком-либо упражнении, а добиваться относительно высоких результатов,используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражненияследует применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативныхизменяющихся ситуациях и формах.
Очень полезны подвижные и спортивныеигры, упражнения на местности.
При занятиях с квалифицированными спортсменамиуменьшается объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличиваетсяудельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных испециально-подготовительных упражнений.
Для преодоления скоростного барьерасоздают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшуюскорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости.
Скорость в облегченных условияхдолжна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же вобычных условиях.В ряде случаев целесообразным оказывается прекращениена некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные видыфизических упражнений, с помощью которых можно повысить уровеньскоростно-силовых способностей

 Выводы
Исследованиямногих авторов показали, что по уровню скоростно-силовой подготовленности(прыгучести) занимающихся можно в большой мере судить об их общей и специальнойфизической подготовленности. По его данным, основными факторами, определяющимиуровень развития прыгучести, являются пол, возраст, двигательная активность.Прыгучесть в значительной степени зависит от силы разгибателей ног. Однакосовершенствование прыгучести происходит только в том случае, если силу ибыстроту развивать параллельно.
Большинство авторов считают, чтонаиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств(прыгучести) является результат в прыжке в высоту с места, отталкиваясь двумяногами (В.М. Дьячков, 1953, 1958, 1961, 1964; Barbara i Boguslav Ryba, 1958; В.С. Фарфель, 1959; S. Rahn, 1961; L. Smith, 1961; H. Schunke, H. Peters, 1962;П.Панайотов, И. Терзиев, 1962; A. Asmall, S. Christian, W. Kessler, 1963; В.Ф. Ломейко, 1964, и др.). W. Kessler (1993) обнаружил, что у 81 мальчика 10—12 лет прыжокв высоту с места коррелирует с бегом на 50 ярдов и подтягиванием наперекладине. H. Gray, К. Start,D. Glengross (1962) провели.сравнительный анализ3 видов прыжков: из положения упора присев со свободным движением рук; прыжки вдлину в места; прыжок вверх из основной стойки. Авторы пришли к выводу, что попоказателям надежности повторного обследования и по объективности результатовлучшим является прыжок из положения упора присев со свободным движением рук.Следующим идет прыжок вверх из основной стойки. Отмечается, что хотявертикальный прыжок из основной стойки по показателям второй, он более прост иудобен в работе преподавателя. Следовательно, в качестве основного показателяпрыгучести, как у взрослых, так и у детей школьного возраста, целесообразноиспользовать прыжок в высоту с места. Это упражнение относительно несложно покоординации, техника выполнения движений легко осваивается занимающимися посленескольких пробных попыток. Г.А. Вайшвила выявил прямую взаимосвязь у мальчиков11—14 лет между результатом в беге на 60 м и в прыжке в длину с места (0,373),результатом в беге на 60 м и в прыжке в высоту с места (0,501). Как показаланализ литературных источников, определение возрастных периодов, когда развитиепрыгучести протекает более замедленно, — актуальный вопрос, от правильногорешения которого во многом зависит эффективность, спортивной подготовки вразличных видах спорта.
Список использованной литературы
1. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К.Педагогика физической культуры. Учебник. – СПб. – 1999.
2. Иванов-Катановский С.Комбинационная техника каратэ. – М.: Гран. – 2001.
3. Лубышева Л.И. Современные подходык формированию физкультурного знания у студентов // Теория практика физическойкультуры. – 1993. — №3.
4. Пономарев Н.И. Социальные функциифизической культуры. – М.: Физкульура и спорт. – СПб. 1998.
5. Растяжки, сила и ловкость в боевойпрактике. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2003.
6. Теория и методика физической культуры. /под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.2004.
7. Теория и методика физическоговоспитания. / под ред. Л.П. Матвеева. – М.Физкультура и спрорт. – 1976.
8. Фарфель В.В. Управление движениемв спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1975.
9. Филин В.П. Воспитание физическихкачеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт., 1999.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания. – М.Физкультура и спорт. – 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дисковые накопители информации
Реферат «Розробка методів отримання та культивування мезенхімальних та ембріональних стовбурових клітин різних видів тварин з метою застосування їх у ветеринарній медицині»
Реферат Проектирование РБД "Санатория" с помощью инструментария AllFusion ERwin Data Modeler
Реферат Как в поэме А А Блока Двенадцать обнаруживается сломленность старого мира
Реферат «Поэзия Ф. И. Тютчева: трагедия и исповедь души»
Реферат Биография А.А. Блока
Реферат Особенности оценки финансовой устойчивости организации в современных условиях хозяйствования
Реферат Эмоционально личностное развитие детей дошкольного возраста
Реферат Контрольна робота з Економічної теорії
Реферат Номадизм Кочевой тип производства
Реферат Введение в ObjectSpaces
Реферат 1. Наименование проекта
Реферат Imagery In Macbeth Essay Research Paper Macbeth
Реферат Empiricism Rationalism And Pragmatism Essay Research Paper
Реферат Lorenzo