Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Возникновение национальных систем гимнастики и развитие физической культуры в России в XIX веке

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕНАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГИМНАСТИКИ
1.1Немецкая гимнастика
1.2Шведская гимнастика
1.3Сокольская гимнастика
2 РЕФОРМЫПЕТРА I И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ РОССИИ
2.1Физическая культура и спорт в первой половине XIX века
2.2Физическая культура и спорт во второй половине XIX века
3 ВОЗРОЖДЕНИЕОЛИМПИЙСКИХ ИГР. РОЛЬ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы. КонецXVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшим развитиемкапитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании,Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила походпротив России, что оказало огромное влияние, в том числе и на развитие военногодела.
Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужныбыли массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическаяподготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальныхсистем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства,военного дела, национальным и культурным особенностям народов.
С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес кискусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. спортполучил в Европе всеобщее признание, и возникло стремление организовать нечтоподобное Олимпийским играм.
Цель работы – изучитьвозникновение национальных систем гимнастики и развитие физической культуры вРоссии в XIX веке.
Задачи работы:
· изучить возникновение национальных систем гимнастики;
· рассмотреть Немецкую гимнастику (приемы и методы обучения);
· рассмотреть Шведскую гимнастику (приемы и методы обучения);
· рассмотреть Сокольскую гимнастику (создатель, приемы и методыобучения);
· рассмотреть реформы Петра I и их значение для развития физическойкультуры в России;
· изучить физическую культуру и спорт в первой половине XIX века;
· изучить физическую культуру и спорт во второй половине XIX века;
· рассмотреть возрождение Олимпийских игр и роль Пьер де Кубертена.
Объект работы: физическаякультура и спорт XIX века.

ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕНАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГИМНАСТИКИ
 
Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшимразвитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции воФранции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран исовершила поход против России, что оказало огромное влияние, в том числе и наразвитие военного дела.
Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужныбыли массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическаяподготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальныхсистем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства,военного дела, национальным и культурным особенностям народов.
Французская система гимнастики стала развиваться под влияниеммассового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Членыюношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристскихпоходах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды вшкольные батальоны и сделал их резервом армии.
После поражения Франции в наполеоновских войнах работу погимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770— 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому,гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Онорганизовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнастики былаестественно-прикладной и основывалась на идеях Локка, Руссо, Песталоцци,военно-прикладной практике физической подготовки солдат и офицеров тоговремени.
С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечнаясила, выносливость, гибкость, способность чувствовать (развитие органовчувств), думать и действовать решительно и смело, формировались умения инавыки, необходимые в жизни и военных условиях. Для этого применялись ходьба,бег с преодолением препятствий, прыжки, метания, переноска грузов или«раненого», плавание и ныряние, фехтование и вольтижировка, верховая езда,танцы, лазание, перелезание с применением лестниц, шестов, канатов и другихприспособлений. При обучении упражнениям использовался соревновательный метод.Кроме того, предусматривалось:
а) физиологическое обоснование отдельных упражнений;
б) врачебный и педагогический контроль за занимающимися;
в) развитие у них не только двигательных способностей, но иморальных, волевых качеств;
г) хорошее знание индивидуальных особенностей учеников;
д) развитие самостоятельности и творческой активности вучебно-воспитательной работе.
Военно-прикладной характер французской системы гимнастикисохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г.,французы настояли, чтобы в программу соревнований были включены прикладныеупражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазание по канату,поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.
§1.1 Немецкая система гимнастики
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой частинемецкой буржуазии. Основателями немецкой системы гимнастики были ЙоганнГутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражненияна гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.),военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитиедвигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.
Фридрих Ян (1778 – 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде подБерлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по егоруководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах иодновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему«турнкунст» – искусство изворотливости (сокращенно – турнен), и учениковназывал турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах,перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторениюотдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.
Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру вдругих городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство,пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретилофизическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытомвоздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятиягимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом былснят запрет на комплекс упражнений Яна.
Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс(1810 – 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями,висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методикупреподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна – Эйзелена – Шписсасостояла из:
1) порядковых упражнений;
2) вольных упражнений;
3) упражнений со снарядами – подвижными и неподвижными;
4) массовых упражнений;
5) игр.
Герхард Ульрих Антон Фит (1763 1836) обобщил и систематизировалвсе, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в«Опыте энциклопедии физических упражнений». Этот труд состоит из трехчастей: «Данные к истории физических упражнений» (1794),«Система физических упражнений» (1795), «Приложения к первой ивторой частям» (1819). Он дал определение понятия «Физическоеупражнение»: это все движения и применение физических сил человеческогоорганизма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощьюгимнастических упражнений, по Фиту, педагог может:
а) сохранить и укрепить здоровье занимающихся;
б) развить красивые формы тела;
в) увеличить силу, быстроту движений;
г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость ирешительность духу;
д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведениисвободного времени;
е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.
Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведениюзанятий:
а) необходимость специально оборудованных мест занятий;
б) высокая профессиональная подготовленность педагога;
в) учет индивидуальных особенностей учеников при подбореупражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).
На высокой технической основе Фит разработал упражнения ввольтижировке на деревянном коне и брусьях.
Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичнымив виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 1839) в начале своейпедагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическомвоспитании, его призыв к возврату на лоно природы, идеализацию первобытногодикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцомкоторому должен стать старый (средневековый) немец.
Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика дляюношества» (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа»(1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др.Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовалираспространению идей автора в Европе.
После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса нафизическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительноедвижение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическимиупражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущихучителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела ещеболее близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастикатогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкогонарода.
В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения:прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями,метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии(бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка соспециальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилосьнаглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стильисполнения упражнений.
В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеонав 1808 г. в Кенигсберге возник Тугенбунд (Союз добродетели ). В его работепринимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастикарассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождениюродины. В 1809 г.этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влияниемидей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия)был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятийгимнастикой.
Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведскойсистемы гимнастики.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченноеравновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовнойдеятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставитьмужественность.
В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из нихзаимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям нагимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине),упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись ивоенно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия,переноска тяжестей, верховая езда и др.
Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали болееинтересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнениюпридавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников,большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Онтребовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног,прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стильвыполнения упражнений.
Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периодеприменялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание,упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности,последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое вниманиеуделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Вовтором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работалисамостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься.
В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок,страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями испособностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные длявсех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывалисьосновные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед заучителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз).Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.
В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе вГессенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейшему развитиюгимнастики..."
Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычаговмобилизации населения для решения государственных задач. С этой цельюорганизуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в системушкольного обучения.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс(1816 — 1858) — преподаватель гимнастики, истории и пения. Опираясь на работысвоих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновалнеобходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. Вчетырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых ивольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци оформировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощьюгимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподаваниядисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба,бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног.Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением идемонстрировались на гимнастических праздниках.
Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы можно былозаниматься на них по 4 —6 человек одновременно, и приспособил их для занятий сошкольниками. Упражнения были систематизированы в порядке возрастающейсложности. При подборе упражнений и дозировке нагрузки осуществлялсядифференцированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам.Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и вдвижении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах.Заканчивался урок подвижными играми и массовыми упражнениями.
Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнениявыполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход,индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка.Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромнымивозможностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средствомдисциплинирования и муштры.
Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.
Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все областифизической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики.Однако остальные виды физических упражнений – атлетика, гребля, бег на коньках,велоспорт – развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежелидвигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ векапоклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.
§1.2 Шведская гимнастическая система
Шведская гимнастическая система создавалась по инициативеправительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). Онокончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей ивзрослых в Копенгагене (Дания) — первое учебное заведение в Европе пофизическому воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увлекалсяпоэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.
По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открытгимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведскойгимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело,готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей иназначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическуюгимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомическогоустройства тела и поэтому признаку классифицировал гимнастические упражнения.Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышцтуловища и др. Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитаниедолжно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией ибиологией. Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Ононачиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышеннойинтенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалосьзанятие привычными упражнениями на расслабление.
Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, онисключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал отсложных форм двигательного материала спорта.
Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 – 1881). Онразработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинти др. Им применялись упражнения и на уже известных в других системах гимнастикиснарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, перекладина и др.).Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренныепланом урока. Их применение могло быть заменено помощью товарища. Большоезначение придавалось исходным положениям.
Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполнялись встрого установленной последовательности: построение группы или перестроение длязанятий, подготовительные упражне­ния для ног, упражнения для формированияправильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающиеупражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения. Он подробно описалтехнику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработалструктуру урока гимнастики. Урок состоял из поточно выполняемых упражнений дляотдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге идыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько разповышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группымышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку,плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкойгимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можнобыло выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль.Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости отпоставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельныегруппы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметричность,прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичностьусилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на этинедостатки, она своей гигиенической направленностью и методическойобоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.
Таким образом, шведская система содействовала созданию основсовременной физической культуры за счет локального развития отдельных группмышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки ивоспитания на коллективной основе.
Шведская система возникла вслед за немецкой гимнастикой.Основателем этой системы был Генрих Линг и завершил эту систему его сын ЯльмарЛинг.
Главной задачей шведской гимнастики была задача оздоровления иукрепления здоровья. Эта гимнастика была рассчитана и на детей и на взрослых,все упражнения подразделялись на 4 основные группы:
а) педагогическая гимнастика (ее цель – гармоническое развитиездоровых детей, начиная со школьного возраста);
б) военная гимнастика (состояла из специально подобранныхупражнений, которые способствовали бы физической подготовке военных);
в) врачебная гимнастика (содержала упражнения корригирующегохарактера и применяемая при лечении различных заболеваний);
г) эстетическая гимнастика (направлена на развитие совершенствованиеформ человеческого тела и воспитание чувства прекрасного).
Опираясь на анатомические и физиологические данные, Г. Лингстремился дать гимнастике научное обоснование. Но поскольку в этот периодуровень развития физиологии был не высок, классификация упражненийпроизводилась по анатомическому признаку.
П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгремом и др.подробно разработали педагогическую гимнастику, считая, что высшая цельгимнастики — забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Военная гимнастика в армии была направлена на подготовкупослушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивойосанкой.
Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер,подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгаянаправленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразиеупражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастикибыстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряднедостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Демени, а именно: упражненияне соответствовали строению тела человека, не согласовывались с егофизиологическими процессами, не использовались для решения образовательныхзадач.
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следуетсказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, наего личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведениязанятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности нетолько отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.
К недостаткам шведской гимнастики следует отнести отсутствиеиндивидуального подхода, прямолинейность и статичность выполняемых упражнений.
§1.3 Сокольская гимнастика
 
Сокольская гимнастическая система была первой славянской системойфизического воспитания, получившей широкое признание в России в конце ХIХ века.В отечественной литературе до сих пор отсутствуют исследования, освещающиеформы и методы работы сокольских организаций, как отечественных, так изарубежных. В существующих источниках анализ деятельности, к сожалению,осуществлялся слишком тенденциозно и односторонне. Выпускник Пражскогоуниверситета М.Тырш будучи представителем буржуазной интеллигенции, стремился кобъединению и сплочению чешского народа для участия внационально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В своей книге«Основы физической подготовки» он изложил оригинальную системуупражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М.Тырш дополнил элементами,заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторымивидами атлетики.
Анализируя доступные материалы можно констатировать, чтоСокольство родилось в эпоху пробуждения чешского самосознания.
Идеи, порожденные французской революцией и войнами Наполеона,вызвали в начале ХIХ века во всей Европе активизацию общественно-политическогодвижения, которое к середине века вылилось в ряде революционных выступлений.Общее стремление к независимости и свободе проникло и в Чехию, входящую всостав Австро-Венгерской империи и начавшую борьбу за национальноеосвобождение. В эту эпоху и родилось Сокольство, оформившее национальныестремления чешского народа в одну стройную систему, которая постепенноразвиваясь и совершенствуясь превратилась в заметное социальное явление нетолько в Чехии, но и в других славянских государствах, в первую очередь вРоссии.
Сокольская система гимнастики — это первая значительная славянскаясистема физического воспитания, получившая название «Сокол» — использованный как символ свободы, мужества, независимости. В Чехии во главеэтой организации встали люди редкой энергии и выдающихся нравственных качеств:основатель М.Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет,и первый председатель И.Фигнер, пожертвовавший все свое состояние на созданиематериальной базы «Сокола» и постройку первой Пражской сокольни.Выпускник Пражского университета М.Тырш будучи представителем буржуазнойинтеллигенции, стремился к объединению и сплочению чешского народа для участияв национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В своейкниге «Основы физической подготовки» он изложил оригинальную системуупражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М.Тырш дополнил элементами,заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторымивидами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.
Первая группа — упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольныеупражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.
Вторая группа — снарядовые упражнения: прыжки простые в длину,прыжки «атакой» в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения накозле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине,брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье,бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различнымиотягощениями (палками, гантелями, тяжестями и т.д.); упражнения в метаниях(копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками,флагами, булавами, скакалками).
Третья группа — групповые упражнения: пирамиды, массовыегимнастические выступления, подвижные игры.
Четвертая группа — боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс,упражнения с сопротивлением.
Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалосьвнимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведскойгимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выгляделинекрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по такой схеме: сначалаупражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые,дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов),затем общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятиязаканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, быловведено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическаяобувь.
В целом система была направлена на регулярную и целенаправленнуютренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического инравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физическихи нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основысокольского движения, М.Тырш обратился к физической культуре Древней Греции.
Восхищение общеэллинскими празднествами привело М. Тырша к идееорганизации подобных физкультурных празднеств, которые могли способствоватьсближению всех славянских народов. В 1868 г. в Праге им была предпринятапопытка провести совместные публичные физкультурные выступления всех славянскихсокольских обществ Австро-Венгрии. Однако она не увенчалась успехом т.к. властиотказались разрешить их проведение. Они состоялись лишь четырнадцать летспустя. В сокольской печати того времени празднества были названы олимпиадой,однако официально эти гимнастические выступления вошли в историю какобщесокольские слеты, на которых демонстрировались массовые вольные движения ипроводились соревнования на различных гимнастических снарядах. В 1889г. чешские«соколы» принимали участие в съезде французских гимнастов в Париже,который был организован Пьером де Кубертеном.
В 1892г. состоялась вторая поездка «соколов» нагимнастические празднества французских гимнастов в Нанси. Под влиянием идейолимпизма в том же году по инициативе общества «Сокол» было приняторешение об устройстве игр для молодежи.
Следует отметить, что чешские «соколы» принимали активноеучастие в международных состязаниях, таких как состязания «Союзаевропейских гимнастических обществ». В 1911 г. они стали, победителямиэтих состязаний, оставив позади всех представителей наций, входивших в числочленов Европейского союза. В состязания, помимо гимнастических упражнений,входили и элементы легкой атлетики: толкание ядра, прыжки в высоту с шестом,бег на 100 м.
Отличительной чертой сокольского движения было то, что с самогоначала представителями общества велась культурно-просветительская работа средишироких масс чешского народа. До создания «Сокола» чешские крестьянев подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможностьпосещать школу обучались на чужом немецком языке. «Соколы» сыгралиогромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первыесокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имелибиблиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательскойдеятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родномязыке.
Благодаря привлекательности, форм работы с детьми, с женской имужской молодежью, сокольское движение получило широкое распространение вомногих странах мира. Мир обязан сокольству введением гимнастическойтерминологии, созданием правил судейства соревнований, широким использованиемгимнастических снарядов и высоким гимнастическим мастерством. Сокольство сталоодним из основ развития современной спортивной гимнастики.

ГЛАВА 2 РЕФОРМЫПЕТРА IИ ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
 
§2.1 Физическая культура и спорт в первой половине XIXв.
 
Просветительные, военные и другие реформы XVIII в. не оказали существенноговлияния на физическое воспитание народных масс Российской империи. В народныхшколах (приходских и уездных) физическое воспитание отсутствовало. В такойобстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоевнаселения оставались самобытные формы физических упражнений и игр. В народномбыту XVIII и первой половине XIX в. продолжали сохраняться и развиваться многие виды игр иупражнений прошлых веков. Несмотря па царские указы об их запрете (1726, 1832 идр.) и гонения со стороны церкви, они продолжали переходить по традиции отодного поколения к другому. В быту народов России культивировались в большомразнообразии всевозможные игры, развлечения и физические упражнения. В играх изабавах русского народа, говорил В.Г. Белинский, со всей силой проявляются "…простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах егочувств".
Игры и физические упражнения народов нашей страны отражалипроизводственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство,рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью внароде пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивнуюнаправленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба,кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и спредметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом идр.). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба налыжах, катание на санках и деревянных с металлическими полозьями коньках.Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами,верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлялсамобытную народную систему физического воспитания. Эта система дополняласьнародными средствами закаливания с использованием естественных сил природы:купания в холодной воде или обтирания снегом.
В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила иловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность и т.д. Высокиеморально-волевые и физические качества народные массы показывали в борьбе занезависимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г. и др.
Многие народные физические упражнения и игры нашли свое отражениев художественной литературе, поэзии, изобразительном искусстве. А.С. Пушкинпосвятил поэтические строки скульптурам «Парень, играющий в свойку»русского ваятеля А.В. Лагоновского (1836) и «Парень, играющий вбабки» Н.С. Пименова (1836). В скульптуре А.А. Иванова «Юноша,играющий в городки» показана одна из самых любимых игр русского парода.
Подробно описал кулачные бои Н. Г. Помяловский в романе«Поречане». Им же описана в «Очерках бурсы» народная игра вножной мяч, носившая название «кила». Популярную игру сибирских иуральских казаков «Взятие снежной крепости» прекрасно изобразилзамечательный русский художник В.И. Суриков.
Народы России использовали различные игры, упражнения и состязанияне только как забаву, но и как одно из средств подготовки к борьбе со своимивнутренними и внешними врагами.
Рост промышленного производства и торговли требовали притокарабочей силы. Происходит сильная миграция сельского населения в город назаработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытные формы физическоговоспитания народа постепенно приходят в упадок в сельской местности. Но, сдругой стороны, народные физические упражнения и игры распространяются средижителей городов. Государственные преобразования в области экономики, военногодела и культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сословия. Царскоеправительство стало стремиться к повышению духовной и физической культурыдворян. В 1717г. вышла в свет книга «Юности честное зерцало»,представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе. Внем отмечалось: «Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции своейсовершенен, а наипаче в языках, в конной езде, в танцевании, в шпажной битве иможет добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оныйможет с такими досугами прямым придворным человеком быть». Для поднятиякультуры дворянства учреждались ассамблеи (впоследствии дворянские собрания),на которых проводились игры, танцы и другие развлечения. Особое внимание Петр I уделял развитию среди дворян парусногои гребного дела. При этом он преследовал практическую цель — пополненияофицерскими кадрами военно-морского флота. По его указанию в 1719 г. создаетсятак называемая «Невская флотилия» и разрабатывается регламент пообучению парусному и гребному делу. В бесплатное пользование дворянам былороздано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучалисьуправлению парусом и изучали искусство гребли. После Петра I парусное и гребное дело пришло вупадок. Екатерина I и Елизавета Петровна пытались возродить петровский регламент, ноуспеха они не имели. Лишь в 1846г. в Санкт-Петербурге открылся императорскийяхт-клуб. Его членами состояли 125 человек, наиболее приближенных к Николаю I.
В быту дворянской знати России широко были развиты фехтование наэспадронах, саблях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лука, ружей ипистолетов; охота пешая, конная, псовая и с птицами; верховая езда, как средимужчин, так и женщин. Это были дворянские виды спорта. Они служили дворянскойзнати средствами развлечения. В то же время овладение этими видами спортаспособствовало подготовке дворян к военной офицерской службе. Распространениефехтования и стрельбы из пистолетов связано еще и с тем, что в дворянской средечасто имели место дуэли. Для обучения фехтованию и верховой езде приглашалисьспециалисты — больше всего иностранцы: фехтмейстеры — учителя фехтования иберейторы — учителя верховой езды.
В первой половине XIX в. получают распространение различные фехтовальные, стрелковые,гимнастические и плавательные частные спортивные заведения, предназначенные дляаристократических кругов. В большинстве своем они открывались иностранцами,приехавшими в Россию для обогащения. Их деятельность строилась на коммерческихначалах. Иногда устраивались соревнования по стрельбе и фехтованию. Так, водной из газет «С. — Петербургские ведомости» за 1808г. появилосьследующее объявление: «В будущую субботу, 10 октября, в собрании любителейстрельбы будет дан генеральный фехтовальный бал или так называемое»АССО" единственно для членов данного собрания. Те из любителей, коинамерены вписаться в оное, должны заплатить годовой взнос, состоящий из 50рублей". Периодически проводились состязания по конному спорту (бега,скачки) и среди русских троек. Для занятий и развлечений строились специальныесооружения — манежи, тиры, ипподромы, катательные горы, карусели и т.п.
В конце XVIII в. и первой половине XIX в. начали выходить пособия, в которых излагались основы техники,тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видамфизических упражнении. В 1796г. учитель фехтования Балтазар Фишер написал книгу«Искусство фехтования во всем его пространстве». В 1808г. вышла книгаТевенота «Искусство плавать с рассуждениями». В середине XIX в. были опубликованы ещедва учебных пособия по фехтованию: Н.В. Соколова «Начертание правилфехтовального искусства» (1843) и И.Е. Севербрика «Руководство кизучению фехтования на рапирах и эспадронах» (1852).
В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом,шахматы, шашки. При Екатерине II был выписан из Франции «профессор мячиковой игры»,который обучал дворянскую молодежь игре в «жё де пом», прообраз современноготенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, напоминавший наш бадминтон,лапту, горелки, крокет и другие игры.
 
§2.2 Физическая культура и спорт во второй половине XIXв.
 
В начале второй половины XIX столетия феодально-крепостническая система переживала глубокийэкономический, политический и военный кризис. Поражение царской России вКрымской войне (1853-1855) особенно ярко показало всю гнилость и отсталостькрепостной системы. Правительство вынуждено было пойти на проведение некоторыхреформ.
После отмены крепостного права (1861) и проведения земской (1864),военной (1874) и школьных (60-80-е годы) реформ быстрыми темпами начинаетсяразвитие капитализма.
На специальных курсах офицеров и унтер-офицеров готовили дляведения занятий по гимнастике. Известное влияние на проведение физическойподготовки в войсках оказала военная реформа 1874г., согласно которой срокислужбы в армии значительно сокращались. В этих условиях предстояло за болеекороткий срок службы дать солдатам необходимую военно-физическую подготовку.Большой вклад в разработку методики и теории физической подготовки в русскойармии внесли генералы М.И. Драгомиров (1830 — 1905) и А.Д. Бутовский(1838-1917).М.И. Драгомировым были разработаны средства и методы обучениясолдат гимнастике, штыковому бою, стрельбе и военному строю. Занятияпроводились в оборудованном снарядами гимнастическом городке, солдаты училисьбрать штурмом земляные укрепления, палисадники, рвы. При непосредственномучастии А.Д. Бутовского создавались многие инструкции, положения и программы пофизической подготовке в армии и военных учебных заведениях. Он руководилкурсами, на которых офицеры учились гимнастике. Бутовский преподавал историю иметодику физических упражнений. Им были разработаны методические указания дляобучения общеразвивающим и прикладным физическим упражнениям. Однако военно-физическаяподготовка стояла на должной высоте лишь в тех частях и подразделениях армии ифлота, командование которыми находилось в руках прогрессивной части русскогоофицерства.

ГЛАВА 3 ВОЗРОЖДЕНИЕОЛИМПИЙСКИХ ИГР. РОЛЬ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА
 
С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес кискусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спортполучил в Европе всеобщее признание, и возникло стремление организовать нечтоподобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры,организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не далиощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийскогодвижения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности.
По-настоящему древними Играми стали интересоваться, лишь, когданачались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки однаудивительней другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождениевеликих соревнований.
А к тому времени (речь идет о последней четверти девятнадцатоговека) робко, но уже появляются национальные и спортивные международные союзы…Олимпийские игры просто должны были состояться!
Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационнойработы. А, кроме того, нужны немалые деньги, необходимы единые правила, которыесвоей твердой объективностью подходили бы всем.
Главное же – нужен был человек, который бы, положил на это жизнь.Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден,энергичен. И такой человек нашелся.
Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был одним из самыхинтересных, талантливых, энергичных и увлеченных людей своего времени. Его имянавечно связано с Олимпийскими играми.
После окончания парижского университета Сорбонны, Пьер вместе сдрузьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием игреблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического неможет быть и духовного, и нравственного развития.
Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов длядетей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя егодолжно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главныйспортивный подвиг Кубертена был впереди!
Кубертен ни на минуту не оставлял мечты о сказочной, отдаленной отнас многими и многими веками Олимпии.
Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль овозрождении Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертенподчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, аначал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму былоотдано почти полвека!
Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивныймир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй… Еще больше –спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то дело этохорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели.
Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает,доказывает. Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Возьмем,к примеру, Первые Олимпийские Игры современности, которые проводились в 1896г.в Афинах.
Администрация Афин и греческое правительство не в силах былипроизвести полные затраты на проведение Игр. Правительство не соглашалось навыделение дополнительных средств, мотивируя свой отказ тем, что афиняне, мол,слабо разбираются в спорте, что в городе нет необходимых спортсооружений дляпроведения соревнований, а финансовое положение Греции не позволяет пригласитьпредставителей из многих стран на празднество. Многие видные государственные иполитические деятели поддержали заявление правительства. Например, влиятельныйполитический деятель Стефонос Дратомис писал, что Греция не в состояниивоплотить в жизнь великолепную идею Пьера де Кубертена и проведение Игр лучшевсего отложить до 1900 года, как составную часть Всемирной выставки в Париже.Пьер де Кубертен был вынужден обратиться с письмом к Ф. Кеменю с просьбойизыскать возможность проведения Игр 1896 года на венгерской территории. Однаковенгерские власти в просьбе категорически отказали в связи с отсутствиемсредств. После этих отказов Пьер де Кубертен все же настаивал на проведении Игрв Греции. По мнению Пьер де Кубертена, при организации Игр можно было обойтисьбез особых правительственных затрат и рассчитывать на помощь только частныхлиц. Эту точку зрения разделял и греческий кронпринц Константин, создавшийспециальную комиссию содействия. Он назначил бывшего мэра Афин Филемонагенеральным секретарем комиссии, а также обратился к народу с призывом опожертвовании средств в фонд подготовки Олимпиады. Деньги стали поступать нетолько от жителей Греции, но и из Лондона, Марселя, Константинополя и другихгородов, где существовали богатые греческие колонии. На деньги, поступившие изАлександрии от Георга Авероффа, был восстановлен древний олимпийский стадион. ВАфинах были сооружены также велодром и стрельбище. В центре города разместилитеннисные корты. Спортсменам предоставлялись павильоны с эллингами и раздевалкамидля проведения соревнований по гребле. Подготовкой мест для проведениясоревнований I Олимпиады занимался греческий Национальный олимпийский комитет,который сумел закончить все подготовительные работы за один год. Международныйолимпийский комитет и национальные комитеты других стран подбирали участниковИгр, что оказалось не простым делом. Вот что писал по этому поводу Пьер деКубертен: «Большая часть гимнастических ассоциаций Германии, Франции иБельгии преисполнена сознанием собственной исключительности: члены этихассоциаций не намерены терпеть в программе Игр тех видов спорта, которые они некультивируют. Особую ненависть у них вызывают так называемые»английские" виды спорта… Другие ассоциации были готовы послать вАфины своих представителей лишь после предоставления им информации относительнотого, какой интерес пробуждает к себе намеченный спортивный праздник…Германская пресса, в довершение всего, заявила, что Олимпиады являютсяисключительно франко-греческим предприятием. Тем временем г-н Кемень в Венгрии,майор Бальк в Швеции, генерал Бутовский в России, профессор Слоэн в США, лордАмптхилл в Англии и доктор Гут-Ярковский в Богемии делали все возможное длятого, чтобы пробудить интерес к предстоящим соревнованиям".Организуя этиИгры, Пьеру де Кубертену приходилось учитывать политические отношения иразногласия между странами, и в первую очередь между Германией и Грецией. В1895 году в Германии был образован комитет по участию в Олимпийских играх. 6апреля 1896 года, на Мраморном стадионе, король Греции в присутствии 80 тысячзрителей объявил Игры I Олимпиады открытыми. «Это был волнующий момент.Тысяча пятьсот два года назад император Феодосии запретил Олимпийские игры, безсомнения полагая, что, уничтожая этот ненавистный пережиток язычества, онспособствует делу прогресса. Теперь же христианский монарх объявил о формальнойотмене императорского указа… Когда король вновь занял свое место, хор в 150голосов исполнил Олимпийскую оду, написанную специально для этого случаягреческим композитором Самарой», — отмечал Пьер де Кубертен.
Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Кубертен говорил оОлимпийских играх столь убедительно и страстно, что французские спортивныедеятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласитьна него представителей крупнейших спортивных держав.
И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был созданМеждународный Олимпийский Комитет – МОК.
Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! Иэто была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!
Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило100-летний юбилей олимпийского движения современности, образования МОК.Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международнымгодом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил идревнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдатьолимпийское перемирие.
День 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках странмира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.
А все же главная заслуга Пьера де Кубертена в том, что Олимпизм,олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания.При возведении этого здания Пьер де Кубертен был не только «прорабом», но иглавным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпизма.
Первая и главнейшая из них – спорт, культура, наука, искусстводолжны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называтьсяолимпийским движением.
Идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особеннокогда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президентыи министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.
Времена меняются, и теперь Олимпийские игры предстают перед намисловно торжественный гимн человечеству и человечности!
Кубертен посвятил свою жизнь и особой науке, которая называетсяспортивная педагогика. Ее цель – физическое и духовное развитие и воспитаниемолодежи с помощью занятий спортом. Пьер де Кубертен считал, что новый предметпоможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию,французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.
Кубертен не был поэтом. Но написал одно прекрасное стихотворение.Называется оно «Ода спорту».
Интересна история создания этого произведения. В 1912 годупроводился конкурс искусств, посвященный Олимпийским играм. Кубертен написалсвою знаменитую «Оду спорту», передал ее в жюри. Но так как его авторитет средилюдей, занимающихся олимпийским движением, был огромен, Кубертен подал своюработу под псевдонимом. И вот высшая награда, золотая медаль, была присужденаименно «Оде» Кубертена.
В «Оде спорту» девять глав. Последняя из них называется «О, спорт!Ты – мир!» Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев.
«Ода» написана по-французски. Перевод же его на русский весьма несовершенен.
Кубертен находит простые и прекрасные слова, которые понятныкаждому спортсмену. Да и каждому человеку. Он говорит о том, что спорт – нашпостоянный спутник в жизни, настоящий и надежный друг. Если ты будешь, веренему, то получишь взамен радость, которую он дарит твоему духу и твоему телу. Аведь это действительно так: радость движения – радость жизни!
«Спорт! – восклицает Кубертен. – Ты вестник мира. Стоит тебеулыбнуться, стоит пойти по странам упругой радостной походкой, и над землеюразливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другуруки со словами: «Здравствуй, друг!»
Теперь каждый знает олимпийский символ: пять разноцветныхсоединенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов. Перед началом Игрспортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традициизажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разныестраны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения Игрочередной Олимпиады. Все это было задумано Пьером де Кубертеном! Недаром егоназывают отцом олимпизма. Двадцать девять лет Кубертен был бессменнымпрезидентом МОК. Он стал автором важнейшего документа – Олимпийской хартии. ПохороненКубертен в швейцарском городе Лозанне неподалеку от штаб-квартирыМеждународного олимпийского комитета. По завещанию Пьера де Кубертена сердцеего покоится в Греции, на родине Игр, в бессмертной Олимпии.
Однако в истории существуют предшественники Пьер де Кубертена.
Одним из первых попытку возродить понятие «Олимпийские игры»предпринял итальянский государственный деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери(1405-75), обратившись к идеям античного мира в своем трактате (ок. 1450), гдеон полемизировал с церковными и феодальными властями.
Его соотечественник и современник, врач и историк физическоговоспитания Иероним Меркуриалис посвятил Олимпиадам несколько разделов в своемтруде «Де арте гимнастика», выступив против применения античной гимнастики всоревновательных целях.
В 1516 юрист Иоханнес Аквилла организовал в Бадене «показательныеолимпийские выступления». Английский драматург Томас Кид (1544-90) показывалсцены из истории олимпизма с театральных подмостков.
Пользуясь поддержкой английского короля Якова I, королевскийпрокурор Робер Довер организовал в 1604 ряд соревнований под названием«Олимпийские игры». В соревнованиях атлетов, борцов, конников могли участвоватьвсе желающие независимо от пола и сословий. Игры сопровождала своеобразная«культурная программа», включавшая охоту, танцы, пение, музыку, шахматы.Соревнования стали очень популярны и проводились в течение почти 100 лет. Идеямолимпизма уделяли большое внимание великие гуманисты 18 в. Ф. Шиллер и Ж. Ж.Руссо. Англичанин Джилберт Уэст (1703-1756) первым посвятил истории Олимпиаддокторскую диссертацию, закончив ее словами надежды на возрождение идейолимпизма. В течение восьми лет (1772-1779) немецкий герцог Л. Фридрих проводилсостязания на специально построенном в своем имении в Дессау стадионе попрограмме древних Олимпийских игр, устраиваемых в честь дня рождения его жены.
В 1830-х гг. в Швеции, близ г. Хельсингборга, проводилисьсоревнования под названием «Олимпийские игры», в 1844 подобные соревнованиябыли организованы в Монреале, в 1859 по специальному указу греческого короляОттона I Баварского на восстановленном в Афинах античном стадионе прошлисоревнования легкоатлетов и выставка произведений изобразительного искусства иизделий кустарных промыслов. Вторая Олимпиада (в 1863) не состоялась из-занизложения короля, но позднее, в 1870, 1875, 1888, 1889 прошли еще четыреподобных турнира. Французский общественный деятель, историк и литератор, баронПьер де Кубертен в 1883 выступил с предложением о регулярном проведениивсемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следуетсказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, наего личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведениязанятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности нетолько отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.
Народы России использовали различные игры, упражнения и состязанияне только как забаву, но и как одно из средств подготовки к борьбе со своимивнутренними и внешними врагами.
С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечнаясила, выносливость, гибкость, способность чувствовать (развитие органовчувств), думать и действовать решительно и смело, формировались умения инавыки, необходимые в жизни и военных условиях.
Пьер де Кубертен находит простые и прекрасные слова, которыепонятны каждому спортсмену. Да и каждому человеку. Он говорит о том, что спорт– наш постоянный спутник в жизни, настоящий и надежный друг. Если ты будешь,верен ему, то получишь взамен радость, которую он дарит твоему духу и твоемутелу. А ведь это действительно так: радость движения – радость жизни!
Теперь каждый знает олимпийский символ: пять разноцветныхсоединенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов. Перед началом Игрспортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традициизажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разныестраны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения Игрочередной Олимпиады. Все это было задумано Пьером де Кубертеном! Недаром егоназывают отцом олимпизма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. В.В.Столбов, книга / Физическая культура и спорт в XVIII в. и первой половине XIX в. / В.В.Столбов, История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – 68 – 70с.
2. С.Князьков, книга / Дворянство времен Петра Великого / Князьков С., Время ПетраВеликого. – М., 1991. – 397 – 408 с.
3. В.В.Столбов, книга / Физическое воспитание и спорт в народном быту / Столбов В.В.,История и организация физической культуры и спорта. – М., 1982. – 71 – 74 с.
4. В.В.Столбов, книга / Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первойполовине XX в. / Столбов В.В., История и организация физической культуры испорта. – М.,1982. – 77 – 79 с.
5. С.Князьков, книга / Время Петра Великого. — М.: Планета, 1991. – 712 с.
6. Н.А.Колесникова, пособие / Взгляд с трибуны. — М.: Советская Россия, 1987. – 192 с.
7. Б.А. Лисицын,учебник для студентов ВУЗов / Спорт и религиозные организации. – М.:Физкультура и спорт, 1985. – 80 с.
8. В.В. Столбов,учебное пособие / История и организация физической культуры и спорта. – М.:Просвещение, 1982. – 287 с.
9. ОливоваВера, пособие для студентов / Люди и игры: у истоков современного спорта. — М.:Физкультура и спорт, 1985. – 240 с.
10. Н.И.Павленко, книга / «Петр Великий» — М.: 1998. – 183 – 186 с.
11. Б. Хавин,учебное пособие / Все об Олимпийских играх. М., 1979 – 23, 31, 52 с.
12. Олимпийскаяэнциклопедия. М., 1980. – 222 – 228 с.
13. Л. Кун,книга / Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.
14. Твойолимпийский учебник. М., 1996. – 44, 49, 63 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта:
www.refcentr.ru/
www. Home/
www.bestreferat.ru/
revolution./sport/d00068968.html
/14854-1.html
/ 20664-1.html
/ 134653.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.