Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Анализ методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак

Курсоваяработа
“Анализметодов и способов общедисциплинарной дрессировки собак”

Оглавление
Введение
1. Оборудованиеместа для отработки приемов, требования, предъявляемые к организации занятий
1.1 Дрессировка собак. Основныеположения
1.2 Снаряжениедля отработки приемов дрессировки
1.3 Основные требования,предъявляемые к занятиям
2. Методика испособы подготовки собак по приемам общедисциплинарного циклу
2.1 Приемы дрессировки
2.2 Установление правильноговзаимоотношения дрессировщика с собакой
2.3 Приучение к кличке,ошейнику и поводку
2.4 Подход собаки кдрессировщику
2.5 Посадка собаки
2.6 Движение рядом сдрессировщиком
2.7 Переход в свободноеположение
2.8 Укладка собаки
2.9 Стойка на месте
2.10 Возвращение на место
2.11 Подача брошенного предмета
2.12 Прекращение нежелательныхдействий
2.13 Преодоление препятствий
2.14 Безразличие к найденномукорму
3. Нормативыиспытаний по программе дрессировки «Общий курсдрессировки собак»
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Введение
Собака — первое домашнееживотное, прирученное человеком. Человек очень давно оценил полезные качествасобаки: острое обоняние, тонкий слух, хорошее зрение, быстрый бег, выносливостьи неприхотливость. На протяжении тысячелетий систематического отбора,целенаправленного воздействия у собаки вырабатывалась ярко выраженнаяпривязанность к своему хозяину, податливость к дрессировке.
Все породы собак, а ихболее четырехсот, по назначению и способам использования можно разделить начетыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные илабораторно-экспериментальные. Научной основой дрессировки собак являетсяучение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервнойдеятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всехвидов собак (1).
В процессе дрессировкидрессировщик воздействует на поведение собаки и изменяет его в желаемомнаправлении. Поведением выдрессированной собаки управляет дрессировщик,побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к совершениюопределенных действие (посадка, возвращение на место, охрана вещи, защитапоста, розыск человека по следу).
Служебное собаководствов нашей стране широко развито, во многих городах имеются клубы служебногособаководства, объединяющие большое количество любителей собак служебных пород.Они проводят огромную работу по подготовке специалистов кинологов, дрессировкеи разведению собак.
Пастушьи собакистерегут скот, подгоняют отставших и разыскивают потерявшихся животных,охраняют стада от хищников. Караульные собаки незаменимы при охране различныхобъектов и сооружений. На северных территориях надежным, а зачастую иединственным транспортом являются упряжки ездовых собак. Собаки розыскной исторожевой службы помогают обнаружить и задержать различных преступников. Ноиспользовать собаку для выполнения той или иной роли можно только послесоответствующей дрессировки (2).
Поэтому целью работыявляется изучение методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак.

1.Оборудование места для отработки приемов, требования, предъявляемые корганизации занятий
 
1.1Дрессировка собак. Основные положения
Методика дрессировкисобак — это научно обоснованная система выработки у собак комплекса навыков,необходимых для использования их на определенной работе. Техника дрессировки —это способы воздействия на собаку соответствующими раздражителями при выработкеконкретного условного рефлекса.
Весь процесс подготовкислужебных собак состоит из трех основных этапов: подготовительного, основногокурса дрессировки и специальной подготовки собак.
Подготовительнаядрессировка имеет цель выработать у молодых собак комплекс первоначальныхусловных рефлексов. Это — основа для выработки навыков служебного назначения.
Основной курсдрессировки является центральным в подготовке специалистов и служебных собак иосуществляется, как правило, в ведомственных учебных подразделениях.Продолжительность курса зависит как от предварительной подготовленности собак,так и от количества и качества навыков, необходимых собаке, предназначаемой дляспециальной службы.
После окончанияосновного курса дрессировки собаки тренируются в подразделениях в целяхсовершенствования ранее выработанных условных рефлексов с учетом конкретнойслужебной обстановки.
Все приемы дрессировкиподразделяются на общедисциплинарные и специальные.
Общедисциплинарными,или приемами общей дрессировки, называются потому, что в процессе их отработкивырабатываются условные рефлексы, дисциплинирующие собаку, делающие еепослушной. Большинство общедисциплинарных навыков являются базой для выработкиспециальных навыков у всех видов служебных собак.
Специальные приемыпредназначены для подготовки собак к выполнению определенных служебных задач.Количество и виды специальных приемов определяется назначением собаки (2).
1.2Снаряжение для отработки приемов дрессировки
При дрессировке собак необходимоиметь комплект специального снаряжения индивидуального и групповогопользования. Индивидуальными средствами являются: обычный и строгий(металлический) ошейники, короткий (1—1,5 м ) и длинный (10—12 м) поводки,намордник, цепь. Кроме того:
Строгий ошейник(парфорс) применяется для дрессировки собак, недостаточно чувствительных кобычным по силе болевым раздражителям. Он представляет собой затяжной ошейник сшипами на внутренней стороне.
Апортировочные предметыиспользуются для приучения собаки подноске предметов. Чаше всего онидеревянные, в форме гантели, Длина такого апортировочного предмета 20—25 см,диаметр на концах 5—6 см, посередине 3—4 см.
Сумка для лакомства изпрочной материи размером 15x15 см. Клапан сумки должен надежно застегиваться.
Хлыст служит длянанесения собакам в случае необходимости несильных ударов. Изготавливается изкожи или кожзаменителей. Штырь используется для привязывания собак.Изготавливается из металла.
Групповые средства — этодрессировочный костюм (куртка и брюки), дрессировочное пальто, специальныерукава, пальто гражданское, хлыст кожаный (можно заменить прутьями), пистолетстартовый, контейнеры с набором разнообразных предметов для выборки вещей,индукторы. Последние применяют для приучения собаки не брать корм с земли.Кроме того, во время приучения собаки к сильным звуковым и световымраздражителям используется стартовый пистолет или учебная винтовка, свет фармотоцикла или автомобиля, взрывпакеты, осветительные ракеты и т.д.
Кроме того, в учебныхподразделениях оборудуются площадки с разнообразными сооружениями, барьерами,лестницами и т.д. (3).
1.3Основные требования, предъявляемые к занятиям
В процессе работыдрессировщик должен строго придерживаться следующих основных правил:
1. Начинаядрессировку, внимательно изучить особенности поведения собаки, приучить собакук себе и лишь после этого приступать к работе.
2. Необходимо продуматьплен дрессировки каждого занятия, изучить методику выработки намеченныхусловных рефлексов по учебнику, получить консультацию у опытных дрессировщиков.Рекомендуется вести краткий учет процесса дрессировки собаки.
3. Строгособлюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель(команду, жест) применять несколько раньше безусловного или, в крайнем случае,одновременно.
4. Команды неизменять, но придавать им соответствующую интонацию и внимательно следить заправильностью и четкостью подачи команд и жестов.
5. Не нервничать,не допускать грубости и излишней ласки. Быть требовательным и настойчивым, незабывая поощрять каждое правильное действие собаки.
6. Дрессировкупроводить по принципу: от легкого к трудному, от простого к сложному.
7. Не утомлятьсобаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранитьзаинтересованность собаки в выполнении различных действий.
8. Внимательноследить за физическим состоянием собаки.
9. Необходимо умелопользоваться коротким и длинным поводками как средством, дисциплинирующимсобаку, позволяющим четко управлять ее поведением. Поводки применяются, какправило, для подкрепления команды или жеста в виде рывка, сдерживания и легкогоподтягивания. Нельзя наказывать собаку поводком.
10. Заниматься ссобакой рекомендуется 2–3 раза в день, лучше перед кормлением, но не раньше,чем через 2–3 часа после кормления. Определяя количество занятий ипродолжительность каждого из них, надо исходить из учета количество и видоввыполняемых упражнений, их сложности, нервной и физической нагрузки на организмсобаки и ее работоспособности (2).

2.Методика и способы подготовки собак по приемам общедисциплинарного циклу
 
2.1Приемы дрессировки
Дрессировка собаквсегда должна начинаться с общих приемов. Благодаря этим приемам у собаквырабатываются навыки, обеспечивающие управление их поведением, устанавливаетсянеобходимый контакт с дрессировщиком, закладывается основа для специальнойподготовки.
Каждый приемдрессировки подразделяется на следующие стадии:
Первая стадия —воспитание первоначального действия на определенный условный раздражитель(звуковую команду, жест и т. п.). На этой стадии дрессировщик должен решить двезадачи: побудить собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальнуюусловную связь на команду. На этой стадии собака «еще не умеет» четко различатькоманды и может проявлять ошибочные действия. Дрессировщик должен затормаживатьошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильновыполненные. На этой стадии дрессировщик еще не может преодолевать влияниеотвлекающих раздражителей. Поэтому занятия следует проводить в обстановке,отличающейся наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.
Вторая стадия —усложнение первоначально выработанного навыка. Например, в процессе подходасобаки к дрессировщику по команде «Ко мне» таким усложнением являетсязакрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и т. д.Следует добиваться, чтобы собака четко различала (дифференцировала) применяемыекоманды.
Третья стадия —закрепление отрабатываемого навыка в различных условиях окружающей среды.
дрессировкасобака испытание занятие

2.2Установление правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой
Для того чтобы начатьдрессировку, дрессировщик должен прежде всего установить контакт с собакой. Этодостигается выработкой у собаки таких условных рефлексов, которые обеспечивают«доверие», а в дальнейшем и «привязанность» ее к своему дрессировщику.
В процессе приучениясобаки к дрессировщику у нее вырабатываются условные рефлексы на его голос,внешний вид и присущий ему запах. В результате этого собака начинает постепенноотличать своего дрессировщика от других людей. Во время приучения собаки кдрессировщику основным безусловным раздражителем является пищевой. Большоезначение также имеет выгуливание собаки и регулярный уход (чистка, купание).
Приучая собаку к себе,следует категорически запрещать посторонним лицам давать ей пищу или лакомство.
При установленииправильного взаимоотношения дрессировщика с собакой наиболее возможны следующиеошибки: 1) чрезмерно грубое, невыдержанное обращение с собакой, вызывающеепроявление оборонительной реакции и затрудняющее приучение собаки; 2) излишнеласковое обращение, частая и неуместная игра и т. п., выводящая собаку из«подчинения» дрессировщику; 3) робкое, боязливое и нерешительное обращение ссобакой, вызывающее у нее недоверие и настороженность.
2.3Приучение к кличке, ошейнику и поводку
Кличка помогаетуправлять поведением собаки во всех случаях, когда дрессировщику необходимопривлечь ее «внимание». При дрессировке кличка должна предшествовать какой-либокоманде лишь в тех случаях, когда собака отвлекается от дрессировщика илитогда, когда нужно усилить ее внимание.
Приучение собаки ккличке лучше всего начинать во время кормления. Держа в руках посуду с пищей,дрессировщик должен подойти к собаке и произнести два-три раза кличку животногов ласковой интонации. После этого он дает собаке пищу и снова два-три разаповторяет кличку. Кроме пищи, можно использовать «лакомство».
Основными возможнымиошибками дрессировщика в период приучения собаки к кличке являются: 1) слишкомрезкое и громкое название клички, способное вызвать, особенно у молодой собаки,проявление «робости» и «боязни»; 2) злоупотребление кличкой без подкрепления еелакомством. Если кличку слишком часто произносить перед другими командами, усобаки может появиться нежелательная связь и она начнет выполнять командытолько после клички.
Приучение к ошейнику иповодку лучше всего сочетать с выгуливанием. Дрессировщик, называя кличкусобаки, надевает ей ошейник и отвлекает игрой и лакомством. Через 3—5 мин.(особенно, если собака начинает проявлять беспокойство) ошейник следует снять.Как только собака успокоится, его надевают вновь. Это упражнение повторяютдва-три раза.
Когда собака привыкнетк ошейнику, ее следует приучать к поводку. Отвлекая собаку игрой и лакомством,дрессировщик пристегивает к ошейнику поводок и снова отвлекает собаку игрой, нестесняя ее движений.
Затем следует взятьсяза конец поводка и начать прогулку с собакой, пуская ее свободно. Как толькособака привыкнет ходить на поводке, его нужно легко натянуть и ограничить темпдвижения собаки. Пройдя таким образом 30—40 м, следует дать лакомство. Этоупражнение рекомендуется повторить два-три раза.
К основным возможнымошибкам при проработке этого приема относятся: 1) применение команды «Рядом» ирывков с самого начала приучения собаки к поводку. Подобные действия усиливают«боязнь» поводка и вызывают «недоверие» к дрессировщику; 2) использованиеповодка вместо хлыста, вызывающее боязнь дрессировщика, держащего поводок; 3)слишком свободное или слишком тугое надевание ошейника.
2.4Подход собаки к дрессировщику
По команде «Ко мне» илижесту (резкое опускание на бедро правой руки, поднятой в сторону до уровняплеча) собака должна быстро подбежать к дрессировщику, обойти справа и сесть уего левой ноги.
Дрессировщик выводитсобаку на коротком поводке на место занятия, остановившись, подает собакекоманду «Гуляй» и предоставляет ей возможность отойти от себя на всю длинуповодка. При этом конец поводка он берет в левую руку, а в правой руке держитлакомство. После небольшой выдержки он привлекает внимание собаки кличкой,произносит команду «Ко мне» и, показывая лакомство на ладони правой руки,побуждает собаку подойти к себе. Подход собаки поощряется лакомством. Кактолько собака начнет быстро подходить к дрессировщику, кличку следуетиспользовать только в случае отвлечения; дальнейшие упражнения нужно проводитьна длинном поводке. Если собака подходит вяло и медленно, нужно быстро отбежатьнесколько шагов назад, повторяя при этом команду «Ко мне».
Как только собаканачнет подходить по команде «Ко мне», ее следует приучить к обходудрессировщика справа и посадке у левой ноги. Для этого дрессировщик берет вправую руку лакомство, показывает собаке, отводит руку за спину и быстроперекладывает лакомство в левую руку, привлекая собаку к своему левому бедру. Послетого как собака начнет быстро обходить дрессировщика и останавливаться у еголевой ноги, следует приучить ее к посадке. Для этого, прежде чем дать собакелакомство, дрессировщик, используя команду «Сидеть», заставляет ее сесть и толькопосле этого дает лакомство. Неправильную посадку нужно сразу же исправлять.
Приучать собакуподходить по жесту можно после того, как на команду «Ко мне» выработаетсячеткий условный рефлекс и она будет подходить к дрессировщику по первойзвуковой команде.
После того как собакаприучится четко и безотказно подходить к дрессировщику при незначительныхотвлечениях, следует усложнять условия занятия. В тех случаях, когда собака,отвлекаясь на какой-либо посторонний раздражитель, не выполняет команду «Комне», можно применить рывок поводком, но повторную команду «Ко мне» или жестнужно подать после небольшой выдержки (1,5—2 сек.). Рекомендуется такжеиспользовать угрожающую интонацию.
Для хорошегозакрепления у собаки навыка подхода необходимо тренировать ее в различныхусловиях и из разных положений.
Наиболее частымиошибками при проработке этого приема являются: 1) чрезмерно частоеиспользование клички собаки перед командой «Ко мне», в результате чего у собакивозникает нежелательная связь; 2) длительное одновременное применение жеста икоманды, вырабатывающее у собаки условный рефлекс на комплексный раздражитель.В этом случае собака не будет выполнять команду или жест раздельно; 3)неправильная посадка у левой ноги дрессировщика; 4) злоупотребление рывками приподзыве; 5) дача лакомства правой рукой, в результате чего собака будетзаходить вперед, стремясь остановиться справа от дрессировщика.
2.5Посадка собаки
По команде «Сидеть» илижесту дрессировщика (сгибание в локте правой руки, поднятой вертикально ладоньюнаружу) собака должна сесть и не изменять этого положения до следующей командыили жеста.
Собаку, находящуюся улевой ноги, нужно придерживают за поводок у ошейника (на расстоянии 15—20 см),чтобы собака не могла подпрыгивать. Дрессировщик берет лакомство в правую рукуи медленно поднимает его над головой собаки, произнося при этом команду«Сидеть». Руку, в которой находится лакомство, нужно заносить все выше инесколько назад, к холке. Вид и запах лакомства возбуждают собаку, но собака неможет подпрыгивать, чтобы достать лакомство. Она напряженно следит за ним, всевыше поднимает голову и, наконец, садится. Как только собака села, дрессировщиквновь повторяет команду «Сидеть» и поощряет ее лакомством.
Существует и другойметод: подав команду «Сидеть» в приказной интонации, дрессировщик подтягиваетповодок вверх и несколько назад, как бы «осаживая» собаку, а левой рукойнажимает на ее круп отвесно к земле. Как только собака сядет, дрессировщик,придерживая левой рукой ее круп, повторяет команду «Сидеть», а правой рукойдает лакомство.
При попытке собакивстать дрессировщик вновь повторяет команду «Сидеть» в угрожающей интонации,сопровождая ее более резким рывком поводка и более сильным нажатием на круп.Как только собака начнет выполнять команду «Сидеть», следует добиватьсявыдержки в этом положении. Для этого рекомендуется поощрять собаку лакомствомне сразу после посадки, а через 1—2 мин. При попытках собаки изменить положениеподается команда «Сидеть» в угрожающей интонации и, если необходимо,применяется воздействие рывком поводка и нажатием руки. Постепенно выдержкуследует увеличивать (до 5 мин.); при этом собака должна оставаться на местедаже тогда, когда дрессировщик отходит от нее. Свой отход от собаки он сначаладолжен предупреждать командой «Сидеть». Хорошо выполненное действие необходимозакреплять поощрением.
Приучение к жесту, какк условному раздражителю, производится на основе команды «Сидеть». Отойдя отстоящей собаки на длину короткого поводка, дрессировщик, прежде чем посадитьсобаку, подает жест, который вначале сопровождает командой «Сидеть».
В дальнейшем подачакоманды все больше задерживается, а затем применяется лишь в том случае, еслисобака не садится по жесту.
Усложняя этот прием,следует заставлять собаку садиться из различных положений (стойки на месте,укладки, при остановке, с хода).

2.6Движение рядом с дрессировщиком
Движение рядом сдрессировщиком приучает собаку находиться возле дрессировщика при различныхтемпах движения, а во время остановки — самостоятельно садиться.
По команде «Рядом» илижесту (легкое похлопывание левой рукой по своему бедру) собака должна двигатьсярядом с дрессировщиком, не отставая от него и не забегая вперед больше чем наполовину своего туловища.
Поставив собаку у левойноги так, чтобы ее грудь находилась на уровне его левого колена, дрессировщикначинает двигаться вперед. При этом он берет левой рукой поводок (в 20—30 см отошейника) так, чтобы он свободно скользил в руке, конец поводка свертывает внесколько петель, плотно прилегающих друг к другу (гармошка), и прочно зажимаетв правой руке. При попытках собаки забежать вперед или отклониться в сторонудрессировщик произносит команду «Рядом» в приказной интонации и правой рукойделает рывок поводком.
Если собака отстает, тодрессировщик, произнося команду «Рядом», ускоряет движение и легкими рывкамиповодка выравнивает собаку. Если собака боится следовать за дрессировщиком,нужно побудить ее к движению на лакомство. Для этого дрессировщик кладет наладонь правой руки лакомство. Пройдя несколько шагов, нужно подкрепитьправильное движение собаки у ноги.
Убедившись в том, чтособака четко выполняет команду «Рядом» во время движения по прямой, следуетвводить повороты под разными углами и изменять темп движения. Перед поворотомвсегда следует предупреждать собаку командой «Рядом».
При повороте направокоманда «Рядом» сопровождается рывком поводка в сторону поворота; при поворотахналево дрессировщик после команды «Рядом» слегка осаживает собаку назад рывкомповодка, при повороте кругом подает команду «Рядом» и совершает поворот черезправое плечо.
Дальнейшее усложнение вотработке этого навыка состоит в приучении собаки к жесту, а затем и к движениюбез поводка. Для приучения собаки к движению без поводка нужно вначалепроводить упражнение с опущенным на землю поводком. В дальнейшем поводокснимается и дрессировщик управляет движением собаки с помощью жеста и команды.
Окончательноезакрепление навыка движения собаки у ноги дрессировщика следует производитьтам, где имеются различные отвлекающие раздражители.
Основными возможнымиошибками при проработке этого приема являются: 1) нарушение основного принципавыработки условного рефлекса, на команду — применение «рывка поводком» раньшекоманды; 2) злоупотребление чрезмерно частыми и сильными рывками; 3) подачакоманды в одной интонации; 4) длительное использование натянутого поводка; 5)отсутствие периодических подкреплений команды после того, как навык достаточнозакреплен.
2.7Переход в свободное положение
Этот прием долженприучить собаку по команде «Гуляй» или жесту (движение правой руки вперед содновременным наклоном корпуса и выставлением вперед правой ноги) отходить отдрессировщика и принимать свободное положение. Этот прием следует отрабатыватьодновременно с приемами «подход собаки к дрессировщику» и «движение рядом сдрессировщиком».
Собака находится околодрессировщика, он подает команду «Гуляй». Если собака не отходит, следуетпробежать с ней несколько шагов, повторяя при этом команду «Гуляй» с ласковойинтонацией. Как только собака отойдет от ноги дрессировщика, нужно замедлитьшаг и отстать. Дав собаке выгуляться 3—5 мин., ее подзывают к себе и вновьповторяют данное упражнение.
Основными ошибками припроработке этого приема являются: 1) вялые движения дрессировщика при подачекоманды; 2) чрезмерное увлечение игрой при выгуливании, вызывающее установлениенежелательной связи, — после команды «Гуляй» сразу переходить к игре; 3)выгуливание на поводке, стоя на месте.
2.8Укладка собаки
По команде «Лежать» илижесту дрессировщика (быстрое опускание правой руки, вытянутой вперед на уровнеплеча ладонью вниз) собака должна лечь и, оставаясь на месте, не изменять этогоположения до следующей команды.
Первоначальноеприучение собаки к укладке производится из положения посадки. Посадив собаку улевой ноги и придерживая поводок в левой руке около ошейника так, чтобы собакане смогла встать и двинуться вперед, дрессировщик берет в правую рукулакомство. Как только собака потянется за лакомством, дрессировщик произноситкоманду «Лежать» и постепенно опускает руку с лакомством вниз. Стремясь достатьлакомство, собака ложится.
Чтобы приучить собаку квыдержке, следует после укладки по команде левой рукой, положенной на холку,слегка прижимать собаку к земле, а лакомство давать не сразу, а через 3—5 сек,постепенно все более удлиняя это время.
Можно использоватьдругой метод: дрессировщик, произнося команду «Лежать», левой рукой нажимает нахолку собаки, а правой обхватывает запястья ее передних ног и вытягивает ихвперед. Это заставляет собаку лечь. После этого, придерживая собаку за холку,повторяет команду «Лежать» и поощряет собаку.
Дальнейшие усложнениявводятся после того, как собака начнет выполнять укладку по команде с выдержкойдо двух минут. Следует добиться выдержки в положении укладки при отходе от неена длину короткого поводка. Если собака после отхода дрессировщика пытаетсяизменить положение, он вновь повторяет команду «Лежать» в угрожающей интонации,применяя при необходимости рывок поводком.
В дальнейшем, уложивсобаку по команде, следует отходить от нее в различных направлениях, обходитьсобаку вокруг, останавливаться позади нее и т. д.
При четком ибезотказном выполнении собакой команды «Лежать» на расстоянии короткого поводкаследует приучить ее к укладке по жесту. Кроме того, рекомендуется заставлятьсобаку ложиться из различных положений (стойки на месте, посадки, при остановкедвижения и т. д.).
Основными возможнымиошибками при проработке этого приема являются: 1) отсутствие контроля заправильностью укладки; 2) ускоренный переход к занятиям на длинном поводке беззакрепления выдержки при работе на коротком поводке.
2.9Стойка на месте
По команде «Стоять» илижесту (правая полусогнутая рука поднимается ладонью кверху, несколько нижеплеча дрессировщика) дрессировщика собака должна встать из любого положения и,оставаясь на месте, не изменять этого положения до следующей команды-жеста.
Первоначальный условныйрефлекс на команду «Стоять» лучше всего вырабатывать во время ежедневнойчистки. При попытках животного изменить положение дрессировщик произноситкоманду «Стоять» и ладонью левой руки, занесенной под живот собаки, принуждаетее встать.
В дальнейшем данныйнавык следует отрабатывать из положения сидя. Посадив собаку у левой ноги,дрессировщик подает команду «Стоять» и, нагибаясь к ней, подхватывает ее подживот левой рукой, заставляя встать. Затем, придерживая собаку несколько секундв этом положении, он вновь повторяет команду «Стоять» и поощряет собаку.
Отойдя от стоящейсобаки, дрессировщик внимательно наблюдает за ней. При попытках собаки сойти сместа подается команда «Стоять» в угрожающей интонации и дрессировщик быстроподходит к собаке и поощряет ее. При отработке выдержки в положении стойки нарасстоянии длинного поводка, а в дальнейшем и без поводка следует чаще самомуподходить к собаке и реже подзывать ее к себе. Время выдержки можно удлинятьтолько постепенно.
Окончательноезакрепление указанного навыка производится с помощью упражнений, во времякоторых положение «стоять» отрабатывается в комплексе с приемами посадки иукладки. При этом необходимо добиваться от собаки четкой дифференцировки команд«Стоять», «Сидеть» и «Лежать», а также соответствующих жестов.
Основными ошибками,возможными при проработке этого приема, являются: 1) чрезмерное давление рукойна живот собаки или удар по животу, вызывающие боязнь руки дрессировщика; 2)сильный рывок поводком, заставляющий собаку не только вставать, но и сходить сместа и затрудняющий отработку выдержки; 3) частые подзывы собаки из положения«стоять», ведущие к слабой выдержке.
2.10Возвращение на место
По команде «Место» инаправляющему жесту (вытягивание правой руки вперед, в направлении того места,на которое должна пойти собака) собака должна быстро возвратиться на место,обозначенное каким-либо предметом, лечь около него и сохранять это положение допоследующей команды.
Положив в определенномместе какой-либо предмет, хорошо известный собаке (перчатку, или подстилку, накоторой обычно отдыхает собака), дрессировщик подводит ее к положенномупредмету и, подавая команды («Место», «Лежать»), побуждает ее лечь возлепредмета, подкрепляя действия животного лакомством. Затем он отходит нанебольшое (3—5 м) расстояние и подзывает собаку. После незначительной выдержкисобаки у ноги дрессировщик берет в правую руку лакомство. В дальнейшем,повторив несколько раз команду «Место» и привлекая собаку лакомством, отводитее на место, укладывает и поощряет. После нескольких упражнений дрессировщик,подавая команду «Место», сам старается отстать от собаки, заставляя еевернуться на место по команде. Правильное действие собаки поощряется. Расстояниедо места посыла следует постепенно увеличивать до 15 м и более.
На последующих занятияхпо отработке этого навыка следует чередовать посыл собаки на место с подзывом,повторяя это не более трех-четырех раз в течение одного занятия. Со временемзанятия усложняют — увеличивают время выдержки на месте, сначала в присутствиидрессировщика, а затем в его отсутствие. Выдержку в отсутствие дрессировщикаотрабатывают следующим образом. Уложив собаку у предмета, дрессировщик отходитза укрытие. При ее попытках сорвать выдержку подается команда «Место» вугрожающей интонации.
Основными ошибками припроработке этого приема являются: 1) неправильная и далекая укладка собаки отпредмета; 2) подкрепление лакомством каждого подзыва собаки с места, ведущее ктому, что собака вяло отходит от дрессировщика и очень медленно возвращается наместо; 3) возвращение животного на одно и то же место, в результате чего собакане реагирует на расположение предмета; 4) использование аппортировочногопредмета в качестве предмета для обозначения места, приводящее к тому, чтособака стремится взять и принести предмет.

2.11Подача брошенного предмета
По команде «Аппорт» илижесту (жест правой руки в направлении предмета) собака должна быстро принестиброшенный предмет и сесть около левой ноги дрессировщика, не бросая предмет докоманды «Дай».
Приучать собаку кподаче предмета следует начинать в щенячьем возрасте, в процессе игры.Взмахивая аппортировочным предметом перед мордой щенка, дрессировщик как бывовлекает его в игру. Одновременно с этим он произносит команду «Аппорт». Кактолько щенок схватит предмет, нужно слегка тянуть его к себе; это заставитщенка крепко держать аппорт. Убедившись в том, что щенок держит предметдостаточно крепко, нужно отпустить предмет и после небольшой выдержки, подавкоманду «Дай», взять его у щенка.
Для того чтобы щеноклегко отдал предмет, следует, произнося команду «Дай», предложить емулакомство. Увидев лакомство в руках дрессировщика, щенок сразу отдает предмет.Постепенно нужно увеличивать выдержку — заставлять щенка дольше держать предметв пасти; рекомендуется также позволять щенку держать аппорт во время отхода отдрессировщика, при движении рядом с ним и при подходе.
Следует также приучитьщенка брать предметы с земли. Для этого дрессировщик, бросает его на землю,произнося команду «Аппорт». Лакомство нужно давать только после взятия предметаиз пасти щенка по команде «Дай».
Взрослую собаку можноприучать к подаче брошенного предмета двумя способами. Первый из них аналогиченспособу, по которому приучают щенка. Двигая предмет перед собакой, дрессировщикпобуждает ее схватить предмет. Одновременно произносится команда «Аппорт».После небольшой выдержки, по команде «Дай» дрессировщик берет у собаки предмети поощряет ее. В дальнейшем следует заставлять собаку поднимать предмет сземли.
Второй способ приучениясобаки основан на том, что дрессировщик насильственно открывает пасть собаки ивкладывает предмет, придерживая рукой нижнюю челюсть. Одновременно он подаеткоманду «Аппорт», повторяя ее два три раза и поощряя собаку восклицанием«Хорошо». Через 5—10 сек. он произносит команду «Дай» и берет у собаки предмет,поощряя ее лакомством.
Добившись того, чтособака хватает предмет по команде «Аппорт» из рук дрессировщика или с земли,нужно усложнять занятия. Прежде всего рекомендуется приучить собаку подноситьпредмет с различных расстояний. Затем нужно не брать у собаки принесенныйпредмет, а заставлять ее подносить его с обходом дрессировщика и посадкой улевой ноги. Как только собака начнет по команде быстро и безотказно подноситьпредмет, нужно отработать у нее выдержку в положении посадки перед посылом запредметом.
Основные ошибки приотработке аппортировки: 1) предоставление собаке возможности играть сподносимым предметом; 2) поспешный переход к приучению подавать вещь срасстояния; 3) наличие лакомства в руках дрессировщика при подносе предмета,приводящее к тому, что собака преждевременно выбрасывает вещь из пасти.
2.12Прекращение нежелательных действий
Этот прием вырабатываету собаки стойкий условный рефлекс на прекращение или предупреждениенежелательных для дрессировщика действий по его команде «Фу», используемой вугрожающей интонации.
Использовать команду«Фу» нужно только при необходимости. Для отработки этого навыка следуетвыбирать такое место, где имеются отвлекающие раздражители. Придя на местозанятия, дрессировщик не спускает собаку с поводка и, подав команду «Гуляй»,свободно двигается с собакой, постепенно приближаясь к посторонним отвлекающимраздражителям. Как только собака, привлеченная каким-либо раздражителем,попытается совершить нежелательное действие, дрессировщик подает команду «Фу»,сопровождаемую сильным рывком поводка. Это прекращает нежелательное действиесобаки. После небольшой выдержки дрессировщик вновь подает команду «Гуляй» ипредоставляет собаке возможность совершить нежелательное действие, предупреждаяего выполнение запрещающей командой «Фу». Такие упражнения можно повторять наодном занятии не более трех-четырех раз.
Как только у собакиустановится условный рефлекс на команду «Фу», рекомендуется переходить кусложнению данного приема. Для этого занятия переносятся в места, отличающиесяналичием большого количества разнообразных отвлекающих раздражителей. Собакавначале находится на длинном поводке, а затем без поводка.
Основные ошибки: 1)чрезмерно частое подкрепление команды «Фу» сильными болевыми раздражителями; 2)частое употребление команды «Фу», ослабляющее силу действия этой команды насобаку; 3) неуместное использование команды «Фу» взамен какой-либо основнойкоманды.
2.13Преодоление препятствий
Первоначальноеприучение собаки к преодолению препятствий проводится на специальноприспособленных снарядах (барьер, бум, лестница, канава). Для преодоленияпрепятствий, требующих прыжков используется команда «Барьер»; для преодоленийпрепятствий путем лазания или перехода — команда «Вперед».
Приучая собаку кпреодолению препятствий, нужно придерживаться следующих правил:
1) начинать с наиболеелегких упражнений;
2) не проводить занятиясразу после кормления собак;
3) усложнять упражненияпостепенно с учетом физического состояния собаки.
Приучение собаки кпреодолению барьера, бума и лестницы проводится одновременно в различнойпоследовательности.
Для первоначальногоприучения используется барьер высотой от 30 см до 1 м. Держа собаку на поводке,дрессировщик быстро подходит или бежит с ней к барьеру и, произнося передпрепятствием команду «Барьер», прыгает через него, увлекая за собой собаку.После прыжка собаку поощряют лакомством, оглаживанием и восклицанием «Хорошо».Так повторяется три-четыре раза.
На последующих занятияхдрессировщик подбегает с собакой к барьеру и побуждает ее к прыжку командой«Барьер», но сам не прыгает. Остановившись перед препятствием, он предоставляетсобаке возможность совершить прыжок. В момент прыжка собаки дрессировщик быстропереходит на другую сторону барьера и там поощряет собаку.
Добившись того, чтособака начнет прыгать через барьер только по одной команде, нужно переходить кусложнениям: увеличении высоты барьера и приучении собаки захватыватьсяпередними лапами за верхнюю доску и, подтягиваясь, перепрыгивать через преграду.
Если необходимо,дрессировщик поддерживает собаку в момент прыжка. После этого быстро перебегаетна противоположную сторону барьера и поощряет собаку.
Приучение к прыжкамчерез канаву производится аналогично описанному.
Основные возможныеошибки: 1) увеличение высоты барьера без учета физических возможностей собаки;2) злоупотребление количеством прыжков, вызывающее перенапряжение собаки.
По команде «Вперед»собака должна переходить через бум (бревно), двигаясь впереди дрессировщика нарасстоянии одного метра. Дрессировщик, держа собаку у левой ноги, подходит кбуму. Взяв ее за поводок около ошейника и подавая команду «Вперед», онпобуждает собаку взойти по доске откоса на бум.
После этогодрессировщик вновь подает команду «Вперед» и подтягиванием поводка, а такжесвоим движением рядом с собакой побуждает ее двигаться по буму. Если собакатеряет равновесие, нужно поддержать ее левой рукой под живот и ободрить.
При попытках собакиспрыгнуть с бума дрессировщик подает команду «Вперед» в угрожающей интонации ирывками поводка принуждает ее продолжить движение.
После того как собаканачнет проходить через бум лишь по одной команде «Вперед», упражненияусложняются: собаку приучают к движению без поводка, отрабатывается замедленныйтемп перехода через бум при движении дрессировщика позади собаки.
Окончательноезакрепление этого навыка производится путем упражнений в различных условиях(переход собаки по бревну или доске, переброшенной, через канавы). В этомслучае собака по команде «Вперед» и жесту идет впереди дрессировщика.
Основные ошибки: 1)применение сильных рывков поводка с целью заставить собаку идти на бум; 2)недостаточный контроль за собакой, в результате чего она многократно спрыгиваетс бума.
По команде «Вперед»собака должна подняться до площадки и после выдержки спуститься с лестницы поподзыву дрессировщика. Для выработки у собаки этого навыка следует вначалеиспользовать лестницу с широкими ступенями. Держа собаку на коротком поводке,дрессировщик подходит к лестнице и, подавая команду «Вперед», поднимается по нейвместе с собакой, поощряя ее.
Как только собака будетпо команде «Вперед» свободно всходить по обычной лестнице, занятия нужноперенести на специальную учебную лестницу.
При первоначальнойдрессировке собаку следует держать на коротком поводке, который затемзаменяется длинным. На первых занятиях дрессировщик должен подниматься испускаться с лестницы вместе с собакой. Подойдя к лестнице с отлогими широкимиступенями, он подает команду «Вперед» и, держа собаку правой рукой за поводок уошейника, медленно поднимается с ней по лестнице. Иногда необходимо помогатьсобаке — переставлять ее лапы со ступеньки на ступеньку. После небольшойвыдержки можно начать спуск. Во время приучения собаки к спуску дрессировщикдолжен находиться немного впереди нее. В дальнейшем собаку можно пускать безповодка.
Основные ошибки: 1)использование при первоначальной дрессировке лестницы, имеющей узкие ступени, сбольшими промежутками между ними; 2) несвоевременное предупреждение падениясобаки; 3) пуск собаки на лестницу без отработки необходимой выдержки наплощадке лестницы; 4) пуск собаки по лестнице с волочащимся поводком,затрудняющим ее движение.
По команде «Вперед»собака должна свободно входить в воду и плыть в указанном направлении. Приступаяк проработке этого приема, прежде всего нужно приучить собаку к тому, чтобы онане боялась воды. Поэтому начинать занятия следует в теплые дни.
Находясь в воде иподзывая к себе собаку, дрессировщик показывает лакомство, которым поощряет еев тот момент, когда она входит в воду. Если собака отказывается идти в воду,нужно взять ее на руки, занести в воду и поставить недалеко от берега. Послеэтого нужно стараться отвести собаку поглубже. Если, попав на глубокое место,собака, пытаясь удержаться на воде, начнет бить передними лапами, следуетпридерживать ее под живот, подавая команду «Вперед».
Основные ошибки припроработке этого приема: 1) бросание собаки в воду, вызывающее «боязнь воды»;2) приучение к плаванию сразу на глубоком месте в быстро текущей воде,приводящее иногда к гибели животного.

2.14Безразличие к найденному корму
Выработка отказа братьлакомство или пищу из рук чужого человека или пищу, найденную на земле, имеетбольшое практическое значение.
Первоначальныеупражнения проводятся во время кормления собаки. Посадив или уложив собаку,дрессировщик ставит перед ней посуду с пищей. При попытках собаки подойти кпище дрессировщик использует команду «Фу», затем вновь принуждает собакупринять прежнее положение. После выдержки собаки перед пищей в течение 20—30сек. дрессировщик по команде «Возьми» разрешает ей взять пищу. В последующихупражнениях выдержка собаки перед пищей доводится до 3—5 мин.
Дальнейшая проработкаэтого приема сводится к тому, что дрессировщик кладет на землю лакомство и припопытке собаки взять его подает команду «Фу», сопровождаемую сильным рывкомповодка или ударом хлыста.
На последующих занятияхкуски мяса, кости, хлеб а т. д. заранее разбрасываются помощником вопределенных местах. Держа собаку на поводке, дрессировщик подходит с ней кместам, где был разбросан корм, и начинает прогуливаться в различныхнаправлениях, тщательно наблюдая за собакой. При попытке собаки взять пищу сземли подается команда «Фу» в угрожающей интонации, сопровождаемая сильнымрывком поводка.
Дальнейшие упражненияпроводятся при участии помощника. Дрессировщик держит собаку на короткомповодке или привязывает ее к столбу, дереву, изгороди, становясь позади собаки.Помощник, выходит из-за укрытия и постепенно приближается к собаке, ласковоназывая ее по кличке и предлагая лакомство. Если собака сделает попытку взятьлакомство, дрессировщик подает команду «Фу», сопровождаемую рывком поводка илиударом хлыста.
Усложнение этого приемасостоит в том, что дрессировщик, привязав собаку за цепь и надев на нее строгийошейник с длинным поводком, постепенно отходит от собаки. Подошедший из-заукрытия помощник «предлагает» собаке лакомство.
Допустимы и болееактивные действия со стороны помощников. В этом случае дрессировщик уходит отсобаки. Помощник, подходящий к собаке, держит в одной руке корм, а в другой (заспиной) — гибкий прут, плотный соломенный жгут или хлыст. Если собака пытаетсясхватить пищу, помощник наносит ей неожиданный удар прутом вдоль туловища.Такой удар вызывает у собаки проявление оборонительного рефлекса и торможениепищевого рефлекса.
Основные ошибки: 1)привлечение к занятиям всегда одного и того же помощника и проведениедрессировки в одном и том же месте; 2) использование одного вида пищи (1,2).

3.Нормативы испытаний по программе дрессировки «Общий курс дрессировки собак»
Минимальный допустимыйвозраст ксдаче норматива — 12 месяцев.
По общему курсудрессировки проверяются навыки:
1. Движениесобаки рядом с дрессировщиком.
Дрессировщик по командесудьи производит повороты на месте (направо, налево, кругом). Собака должна идтиспокойно рядом с дрессировщиком, у его левой ноги (плечо собаки на уровнеколена дрессировщика). При остановках она должна садиться у левой ногидрессировщика параллельно с ним (без команды «Сидеть!»).
Навык считаетсяневыполненным в случае отклонения собаки в любую сторону более чем на 2 м(появление просвета между дрессировщиком и собакой более 2 м).
2. Показ прикусау собаки и отношение к наморднику.
Дрессировщик с собакой подходитк судье, останавливается, показывает прикус у собаки, надевает ей намордник,подает команду «Гуляй!», а сам начинает движение в любом направлении,подзывает собаку, снимает намордник (намордник может быть любого образца, кромепетельного).
Собака должнабезразлично относиться к наморднику, не проявлять сопротивления при егонадевании, не сопротивляться при показе прикуса.
Невыполнением навыка«показ прикуса» считается невозможность осмотреть зубы собаки. Невыполнениемнавыка «отношение к наморднику» является: невозможность надетьнамордник на собаку, сбрасывание намордника или непрекращающиеся попытки егосбросить, несмотря на воздействие дрессировщика.
3. Посадка,укладка, стойка.
Дрессировщик оставляетсобаку на месте в положении «сидеть», отходит от нее на 15 м икомандами (голосом и жестом одновременно) заставляет собаку принимать требуемоеположение. Каждый навык должен быть выполнен дважды из разных положений.
Собака должна по первойкоманде принять требуемое положение, не изменять его, и не продвигаться вперед,оставаясь на месте до следующей команды. При изменении собакой положения безкоманды дрессировщика, он должен вернуть ее в требуемое положение.
Продвижение собакиболее 5 м на всех положениях считается невыполнением навыков комплекса.
Повторные команды,вызванные отвлечением и поданные отвернувшейся собаке (несвоевременнаякоманда), считаются ошибкой дрессировщика. Собака при этом наказывается толькоза отвлечение.
4. Подход кдрессировщику.
Собака по первойкоманде должна быстро подбежать к дрессировщику и сесть у левой ноги (обход необязателен). Допускается при подходе собаки ее посадка перед дрессировщиком,после чего по команде «Рядом» она должна сесть у левой ноги.
Навык считаетсяневыполненным, если собака не подошла к дрессировщику в течении 15 сек. послепервой поданной команды.
При подзыве собаки изсвободного состояния (после команды «Гуляй!») до команды «Комне!» разрешается назвать кличку для привлечения внимания собаки.
5. Возвращениена место.
Дрессировщик командой«Лежать!» укладывает собаку, кладет перед ней вещь, подает команду«Место!» и отходит от собаки вперед на 15 м.
По указанию судьи послевыдержки до 30 сек. командой голосом «Ко мне!» и жестом подзываетсобаку, после выдержки до 15 сек. командой голосом «Место!» и жестомпосылает собаку на место.
Собака по первойкоманде должна быстро подбежать к дрессировщику, а затем, также по первойкоманде, вернуться на место и лечь в пределах 1 м от оставленной вещи.
Дрессировщик, послевыдержки до 30 сек., подходит к собаке и дает команду «Сидеть»; доэтого момента собака должна находиться в положении лежа.
Навык считаетсяневыполненным в случае невозвращения собаки на место или укладки ее далее 2 мот оставленной вещи.
6. Подачапредмета.
Дрессировщик показываетсобаке предмет, подает команду «Сидеть!» и бросает предмет вперед неближе 10 м от себя. После выдержки дрессировщик одновременно командой«Апорт!» и жестом посылает собаку за предметом.
Собака должна подбежатьк брошенному предмету, взять его, подойти к дрессировщику и сесть с предметом улевой ноги (допускается посадка собаки перед дрессировщиком). После выдержки покоманде «Дай!» собака должна отдать предмет в руки дрессировщика. Вслучае посадки перед дрессировщиком, последний, после взятия предмета подаеткоманду «Рядом!», после которой собака должна немедленно сесть рядомс дрессировщиком.
Если собака не подноситпредмет, бросает далее 1 м от дрессировщика или не отдает его, навык считаетсяневыполненным.
7. Прекращениенежелательных действий.
Этот навык проверяется(после предварительного согласования с дрессировщиком) одним из следующих способов:
· запрещениемсобаке взять корм из рук дрессировщика;
· запрещениембрать какой-либо предмет.
При первом способедрессировщик, посадив собаку рядом с собой (команда «Сидеть!»), рукой(на открытой ладони) дает несколько раз по одному кусочку лакомства. Поуказанию судьи при даче очередного кусочка дрессировщик подает команду«Фу!».
При втором способедрессировщик посылает собаку за брошенным им предметом. Затем по указанию судьиподает команду «Фу!».
Собака по первойкоманде «Фу!» должна быстро прекратить совершаемые ею действия. Еслисобака взяла лакомство (предмет), то она должна выбросить его из пасти поподанной команде «Фу!».
Продолжение собакой начатых действий после двух запрещающих команд считаетсяневыполнением навыка.
8. Преодолениепрепятствий.
Дрессировщик, поуказанию судьи, подходит к препятствию, командой голосом и жестом посылаетсобаку на препятствие.
Оказывать собакекакую-либо механическую помощь при преодолении препятствий не разрешается.Собака должна преодолеть препятствие по первой команде. При неудачномпреодолении препятствия собаке разрешаются две повторные попытки. Легкоатлетическийбарьер собака должна преодолеть не касаясь его.
На бум собака входит потрапу, быстро проходит по буму и сходит по трапу с другой стороны. Дрессировщикидет за собакой или рядом с ней вдоль бума.
По лестнице собакаподнимается с одной стороны и без задержки сходит по другой. Дрессировщикследует за собакой (вдоль лестницы) и продолжает движение с собакой по указаниюсудьи.
Комплекс считаетсяневыполненным в случае не преодоления одного из препятствий, а такжепреодоления какого-либо препятствия с механической помощью дрессировщика илипрыжке собаки в проем между помостами.
Работа собакиоценивается судьей по каждому навыку или комплексу в соответствии с таблицейштрафных баллов (см. приложение 1). За неправильные и нечеткие действия извысшей оценки по навыку (комплексу) вычитаются штрафные баллы (4).

Заключение
Каждая собака обязанабыть воспитанной. Хорошо тому хозяину, который уже преуспел в изучении сложнойи многогранной науки под названием «дрессировка собак», и вырастилсвоего питомца умным и послушным. Теперь он радуется жизни, выслушивая о своемпсе полные восхищения отзывы, а не считает сожранные ботинки и прочий материальныйущерб.
Существует несколькоподходов к дрессировке:
1. Групповаядрессировка, или дрессировка в группе. Набирается группа собак, в среднем — оттрех до десяти в группе. При этом виде обучения занятия проводятся надрессировочной площадке, владельцы работают со своими собаками сами, подруководством инструктора.
2. Индивидуальнаядрессировка. Индивидуальная дрессировка позволяет не только привить навыкипослушания, но и подробно разобраться в причинах возникновения нежелательногоповедения, и исправить их.
3. Дрессировка ссодержанием у инструктора. Собака проживает у инструктора определенный срок(как правило, 5-7 недель). Принципиально отличается от первых двух — при смене«образа жизни» возникает стрессовая ситуация для собаки, разбиваются многиестереотипы взаимоотношений с человеком, психика собаки становится болеевосприимчивой.

Списоклитературы
 
1. Арасланов Ф.С., Алексеев А.А.,Шигорин В.И. Дрессировка служебных собак. – М: Досааф, 1997 – С. 126.
2. Бочаров В. И. Всё о собаках. –Дрессировка служебных собак. – М: Досааф, 1995 – С. 101.
3. Московкин В. В. Основы служебногособаководства – Чебоксары: «Руссика», 1992. – С. 286.
4. Крузеpман Г. В. Справочник.Дрессировка собак. – М: Мир, 1998. – С.142.

Приложение1
 
Таблица штрафныхбаллов оценки работы собаки на испытаниях по общему курсу дрессировки (Высшаяоценка — 100 бал.)
№№ Наименование нарушений
Кол-во снимаемых баллов 1. Нечеткий подход и доклад судье 2 2. Нечеткие повороты в движении и на месте 3 3. Вялое управление 3 4. Искажение команды, жеста 2 5. Несвоевременное исполнение команды судьи 1 6. Отсутствие необходимого воздействия на собаку 1 7. Несвоевременное поощрение 1 8. Воздействие на собаку без необходимости 1 9. Неумелое воздействие на собаку 2 10. Слабый контакт дрессировщика с собакой 5 11. Нарушение указаний судьи 5 12. Применение лакомства снимается с испытаний 13. Грубое обращение с собакой снимается с испытаний
Показ прикуса и отношение к наморднику — 10 бал. 1. Сопротивление при показе прикуса, надевании намордника 1 2. Каждая попытка сбросить намордник 1 3. Каждая запрещающая команда 1 4. Каждое механическое воздействие 2 5. Другие нарушения, вызывающие искажения навыка 0,5-1 6. Невыполнение навыка 10
Движение рядом с дрессировщиком — 10 бал. 1. Каждая повторная команда 0,5 2. Отклонение в пределах корпуса 0,5 3. Отсутствие посадки, неправильная посадка 0,5 4. Отклонение собаки до 2 м 1-2 5. Каждое механическое воздействие 2 6. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 0,5-1 7. Невыполнение навыка 10
Посадка, укладка, стойка — 10 бал. 1. Каждая повторная команда, жест 0,5 2. Каждое изменение положения 0,5 3. Неправильное положение 0,5 4. За каждое продвижение 0,5 5. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 0,5-1 6. Невыполнение навыка 10
Подход к дрессировщику — 10 бал. 1. Каждая повторная команда, жест 0,5 2. Отсутствие посадки при подходе 0,5 3. Отсутствие выдержки 2 4. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 0,5-1 5. Невыполнение навыка 10
Возвращение на место — 10 бал. 1. Каждая повторная команда, жест 0,5 2. Изменение положения 0,5 3. Отвлечение при возвращении на место 0,5-1 4. Отсутствие укладки, укладка в пределах 2-х м 1 5. Отсутствие выдержки 2 6. Каждое механическое воздействие 2 7. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 0,5-1 8. Невыполнение навыка 10
Подача предмета — 10 бал. 1. Каждая повторная команда, жест, изменение положения 0,5 2. Отвлечение собаки 0,5-1 3. Игра с предметом 0,5-1 4. Бросает, но затем приносит 1 5. Бросает предмет около дрессировщика в пределах 1м 1 6. Сопротивление при отдаче 2 7. Отсутствие выдержки 2 8. Другие нарушения, не вызывающие искажение навыка 0,5-1 9. Невыполнение навыка 10
Прекращение нежелательных действий — 10 бал. 1. Каждая повторная команда «Фу!» 2 2. Пассивно-оборонительная реакция 3 3. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 0,5-1 4. Невыполнение навыка 10
Отношение к выстрелу — 10 бал. 1. Изменение положения 1 2. Прекращение выполнения навыка, но возобновление по команде 2 3. Агрессия в сторону стреляющего, но прекращение по команде 2 4. Уход к дрессировщику 4 5. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 0,5-1 6. Невыполнение навыка 10
Преодоление препятствий — 10 бал. 1. Каждая повторная команда, жест 2. Движение без команды 3. Неуверенное выполнение (движение по препятствию) 4. Касание легкоатлетического барьера лапами 5. Опережение собаки дрессировщиком на каждом препятствии 6. Каждая повторная попытка 7. Падение легкоатлетического барьера (при прыжке) 8. Другие нарушения, не вызывающие искажения навыка 9. Невыполнение навыка
Общее впечатление (заинтересованность, активность, скорость выполнения навыка) — оценивается по итогам всего испытания — 10 1. Недостаток или отсутствие заинтересованности, медленное выполнение штраф по усмотрению судьи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.