Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Адаптивная физическая культура как наука

Введение
В настоящеевремя человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье,личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той илииной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего какцель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Этообусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей странев течении десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствиис которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностямиобразует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь,такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана спроисходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличениегласности.
Именно этипроцессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности – проблемуинвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны,включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшейшколы.
В России наибольший опытприменения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющимиотклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном иобразовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводитк смещению центра тяжести совокупности проблем этого вида социальной практикиименно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культурутрактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только кадаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признаваябесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях,это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социальногофеномена, которым является АФК.
Пи этомдоминирование многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводитк вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методовисследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижениюэффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрениюв практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов –новаторов.
Цель даннойработы – обобщить достаточно разрозненные сведения об АФК как важнейшегонаучного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующиезадачи:
– рассмотретьАФК как интегративную науку;
– рассмотретьосновные концепции теории АФК;
– рассмотретьцели и задачи АФК;
– рассмотретькомпоненты АФК.

1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФКинтегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическуюкультуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных инаучных дисциплин: теорию и методику ФК, теорию и методику отдельных ВС и ихгрупп, теорию и методику ФВ, двигательной рекреации и физической реабилитации;анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию,тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию,специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.
Необходимостьобъединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины,коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, чтопредопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующимопытом работы.
Так,например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовомсознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физическойреабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественнаяпрактика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), этосовсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научныйи социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализацияличности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятиеуровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями,чувствами, а не только их лечениес помощью тех или иных физических упражненийили физиотерапевтических процедур.
Одним изважнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологическихоснов АФК, фундаментализация образования в этой области.
Основнаяпроблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине,коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных инаучных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собойрезультат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин.Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека сотклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или инуюинвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход кизучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанцииконкретных наук.

2. Теория адаптивной физической культуры
Теория АФКкак наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы,задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этойобласти; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи,методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяетна практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразныхпотребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Одной изглавных проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов,интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья иинвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследованияпроцесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни даннойкатегории населения страны, преодоление психологических комплексов с помощьюсредств и методов АФК.
Теория АФК должнараскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества –здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а такжеразработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидовкак равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческимпотенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.
Важнейшейпроблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного,эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическимиупражнениями.

2.1 Основные опорные концепции теории адаптивной физическойкультуры
В связи смногообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделитьте опорные концепции, которые являются существенными для формирования личностичеловека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития,социализации и интеграции в обществе.
Цельтакого подхода – не собирание фактов из разных областей человеческих знаний, аопределение соотносимости теорий, установление базисных, междисциплинарныхвзаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящейполифункциональный характер.
Важнейшими,имеющие определяющие значение ля людей с каким-либо нарушениями и дляформирования теории АФК, являются следующие опорные концепции:
· во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земленезависимо от здоровья; нет ни чего дороже, чем жизнь человека, приоритетачеловека как высшей ценности образования и культуры;
· во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, вкоторой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое исоциокультурное единство;
· в-третьих, признание человека как личности, уникальность которойопределяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, вкоторой она формируется, своеобразием телесной и психической организации,темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков,способностей и т.п.;
· в-четвертых, признание личности как существа свободного,одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро,чувства справедливости, сострадания, милосердия;
· в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализациии творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе ФК.
2.2 Цели и задачи адаптивной физической культуры
Для многих инвалидовАФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти всоциум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценныхэмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своейжизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переноситьпоражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего телаощущают философию «честной игры»…
Цель АФК как вида ФК –максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивыеотклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимальногорежима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся впроцессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, ихгармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально ииндивидуально значимого субъекта.
Задачи, решаемые в АФК,должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритеттех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебнымматериалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса идругими факторами.
В самом обобщенном видезадачи в АФК можно разделить на две группы.
Перваягруппа задач вытекает из особенностейзанимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные,компенсаторные и профилактические задачи.
Говоря о коррекционныхзадачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательногоаппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем(зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматическихфункциональных систем и др.
Втораягруппа – образовательные, воспитательные,оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.
2.3 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
Исходя из потребностейлиц с отклонение в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующиекомпоненты (виды) АФК.
Адаптивноефизическое воспитание (образование) – компонент(вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянииздоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; вформировании положительного и активного отношения к АФК.
Адаптивныйспорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющийпотребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализациисвоих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребностив коммуникативной деятельности и социализации.
Адаптивнаядвигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющийудовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включаяинвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене видадеятельности, получении удовольствия, в общении.
Адаптивнаяфизическая реабилитация – компонент (вид) АФК,удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья влечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которыеутрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основнымзаболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
Креативные(художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека сотклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации,творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку,образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
Экстремальныевиды двигательной активности –компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянииздоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных,экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья идаже для жизни.
2.4 Функции адаптивной физической культуры
Все функции АФКреализуются через деятельность: движение – двигательные действия (физическиеупражнения) – двигательная активность – двигательная (физкультурная)деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученныеими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность всфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственныхзанятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различныесоциальные отношения с другими институтами, общественными явлениями ипроцессами, формирующие социальные функции.
Во избежаниеразномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические,свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальныекак результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениямисоцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи,родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те,которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.
1. Педагогические функции:
Ø коррекционно-компенсаторная;
Ø профилактическая;
Ø образовательная;
Ø развивающая;
Ø воспитательная;
Ø ценностно-ориентационная;
Ø лечебно-восстановительная;
Ø профессионально-подготовительная;
Ø рекреативно-оздоровительная;
Ø гедонистическая;
Ø спортивная и соревновательная.
2. Социальные функции:
Ø гуманистическая;
Ø социализирующая;
Ø интегративная;
Ø коммуникативная;
Ø зрелищная и эстетическая.
2.5 Принципы адаптивной физической культуры
Принципыявляются составной частью методологии и представляют собой базовыетеоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальныезакономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношениеобщества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципыслужат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраиваниятехнологий в соответствии с целями АФК.
1. Социальные принципы отражают педагогические детерминантыкультурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидови лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующиепротиворечия.
· Принцип гуманистической направленности;
· Принцип непрерывности физкультурного образования;
· Принцип социализации;
· Принцип интеграции;
· Принцип приоритетной роли социума.
2. Общеметодические принципы. Процесс неспециального физкультурногообразования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общимдидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач,воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельностиопределяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, ноглавное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебныхпрограмм, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.
· Принцип научности;
· Принцип сознательности и активности;
· Принцип наглядности;
· Принцип систематичности и последовательности;
· Принцип прочности.
3. Специально-методические принципы – это принципы АФК на основеинтеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития.Доминирующим является теоретические концепции специалистов и ученых в областиспециальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики,олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.
· Принцип диагностирования;
· Принцип дифференциации и индивидуализации;
· Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогическогопроцесса;
· Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;
· Принцип учета возрастных особенностей;
· Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогическихвоздействий.

Заключение
АФК как новая дляРоссии интегративная область образования, науки, культуры, социальной практикиимеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состояниемздоровья населения нашей страны и невозможностью кардинально изменения ситуациибез пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей ишироких слоев населения по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровомуобразу жизни.
Огромными перспективаминаучно-исследовательской работы в области АФК, объединяющей в себе такиеобласти знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количестводругих научных дисциплин.
Последние два компонента(вида) АФК самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционнымиспособами ее самоактуализации, с искусством.
Особенно важнымнаправлением развития АФК в Росси является внедрение аксиологическойличностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам сотклонениями в состоянии здоровья. А это не возможно без активного участиясредств массовой информации и коммуникации, формирования информационногопространства АФК.
Повсеместное внедрениев жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднятьна новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов илиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, всвою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашейстраны.
адаптивныйфизический инвалид аксиологический

Библиографический список
1.  Теория и организация АФК: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность.История, организация и общая характеристика АФК / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
2.  АФК: Ежеквартальный периодический журнал. – 2000; №№1–2, 3–4. –2001 и последующие годы: №1, 2, 3, 4.
3.  Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внекласснаяработа ФВ во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1997.
4.  Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. ФВ в школе глухих ислабослышащих: Учебное издание. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.
5.  Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:Тера-Спорт, 2000. – 166 с.
6.  Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. –М.: Аграф, 1997. – 128 с.
7.  Горская И.Ю., Сунягулова Л.А. Базовыекоординационные способности школьников с различными уровнями способностей:Монография. – Омск: Изд-во СибГАФК, 2000 – 212 с.
8.  Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика ФВинвалидов. – Одесса, 1991. – 98 с.
9.  Дмитриев А.А. ФК в специальном образовании: Учебное пособиедля студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. -176 с.
10. Евсеев С.П.,Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническоеобеспечение АФК: Учебное пособие / Под ред. профессора С.П. Евсеева. – М.:Советский спорт, 2000. – 152 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.