Реферат по предмету "Туризм"


Контрольная по экскурсионной деятельности

Филиал Киевского университета туризма, экономики и права в г. Луганске КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету «Организация экскурсионных услуг» студента заочной формы обучения специальность «менеджмент организаций» ІІІ курс группа 31-МТЗ Максимова Дмитрия Васильевича Вариант № 19 г. Луганск 2004 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Анализ путей разработки основ экскурсионной методики, подготовки кадров для развития


туристско-экскурсионного дела в их историческом аспекте. 1. Становление экскурсионного дела в советское время. 2. Развитие и совершенствование экскурсионного дела в послевоенные годы. 2. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию, его сущность. 1. Виды группировок экскурсантов. 2. Особенности проведения экскурсии для различных групп.


3. Перечень материалов для «Уголка экскурсанта» на предприятии. 13 Список использованной литературы. 1. Анализ путей разработки основ экскурсионной методики, подготовки кадров для развития туристско-экскурсионного дела в их историческом аспекте. Экскурсионное дело прошло большой исторический путь, прежде чем достигнуть своего современного состояния. В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи.


История экскурсионного дела является органической частью истории отечественной культуры в целом. Она показывает, как развивалось национальное самосознание, культурный уровень общества в тот или иной исторический период. История экскурсионного дела является органической частью истории нашей страны, ее исторических этапов. В связи с этим историю экскурсионного дела можно разделить на три основных этапа. I этап – Возникновение экскурсионного дела в России.


II этап – Становление Советского экскурсионного дела. III этап – Развитие и совершенствование экскурсионного дела в условиях развитого социализма в СССР. Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Первые сведения о проведении экскурсий для детей относятся ко второй половине XVIII в когда передовые педагоги высказывались о целесообразности организации для детей прогулок на


природу. Этому способствовали переведенные на русский язык произведения известного чешского педагога Яна Амоса Каменского, который отводил важное место наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. Благодаря передовым педагогам и методистам рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786г. А «Школьный устав» 1804г. Рекомендовал не только устраивать прогулки (экскурсии) в природу, но и посещать мануфактуры, мастерские


ремесленников и другие предприятия. Появление идей родиноведения дало толчок развитию мысли о предметности и наглядности обучения родного края. К этому времени относится общественно-научная деятельность великого русского педагога-демократа К.Д. Ушинского, который отверг схоластические приемы преподавания и разработал основы научной педагогики. Он рекомендовал выход за пределы обычного схоластического урока. Таким выходом явился новый, наиболее активный метод обучения – экскурсия, и в первую очередь экскурсии


в природу. Наиболее образованные и передовые люди того времени совершали путешествия и экскурсии с познавательной целью, создавая для этого свои небольшие по составу организации – общества, существовавшие на их собственные средства или средства меценатов. Во второй половине XIX в. Одним из первых было создано Общество любителей естествознания. Успешную работу вело в Екатеринбурге Уральское общество любителей естествознания, его активными членами


были Н.К. Чуприн, А.П. Карпинский, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие ученые и писатели. Общество избрало в качестве почетных членов К.А. Тимирязева, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, Н.М. Пржевальского, Н.А. Норденшельда. Общество занималось просветительной деятельностью среди населения, организуя лекции и экскурсии, чем внесло свой вклад в зарождение экскурсионного дела.


С возникновением туризма и экскурсий в России связана также деятельность Русского горного общества. Возникнув в 1900г оно просуществовало до 1927г изменив коренным образом свой состав. Его учредителями были ученые, снискавшие своими трудами мировую славу: Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, И.В. Мушкетов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Членами общества были писатель


В.А. Гиляровский, океанограф Ю.М. Шокальский и другие ученые энтузиасты. Общество внесло элементы организованности в путешествия, экспедиции, экскурсии: давало проводников, страховало участников походов, экскурсий и восхождений в горы и предоставляло возможность отдохнуть в горном приюте. С 1902 по 1909г. В Пятигорске функционировало Кавказское горное общество. Одним из направлений деятельности этого общества было проведение экскурсий


по определенным маршрутам и под руководством членов Общества. В связи сростом числа экскурсантов Общество стало подготавливать специальных платных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснение об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей явилось шагом вперед в становлении экскурсионного дела. Организованный в Ялте в конце 80-х годов XIXв.


Кружок любителей природы, горного спорта и крымских гор сделал еще один шаг в развитии отечественного туризма и экскурсий. Председателем Кружка был врач В.И. Дмитриев, друг А.П. Чехова. Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекла внимание любителей природы из других городов Крыма. Это привело к росту членов кружка, и в 1890г. на его основе был создан


Крымский горный клуб с центром в Одессе. Большим достижением в деятельности клуба было то, что он расширил географию маршрутов, походов и экскурсий. Для этого им было создано экскурсионное бюро, которое рекомендовало желающим маршруты экскурсий и давало их описание. К услугам приезжих была квартирно-посредническая контора, дававшая адреса квартир, где можно было остановиться гостям. При Клубе была создана метеостанция для научных целей и музей природы, который посещали экскурсанты.


Экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба является одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим довольно четкие функции по организации экскурсий. В дальнейшем, в связи с ростом числа экскурсий и путешествий появилась необходимость в координации их руководства. Это привело к созданию Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе. Комиссия объединила педагогов-энтузиастов, имеющих опыт экскурсионной работы.


В их числе были В.И. Комаринский, В.Ю. Ульянинский, Н.Г Тарасов и другие, которые стали анализировать и обобщать накопленный опыт экскурсионной работы с учащимися, давать методические рекомендации. В начале XX в. видные педагоги, методисты, основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Это были


Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, В.А. Гкрд, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии их значение и организация».


В этом труде впервые были разработаны и сформулированы основные принципы школьной экскурсионной методики и дана система учебных экскурсий по всем классам и предметам. Обсуждение этих вопросов продолжалось в журналах, освещающих практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник» (Москва), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль) и в других изданиях. Дальнейшему развитию экскурсионного дела способствовала практика экскурсионных


комиссий учебных округов, отчеты которых публиковались в «Экскурсионном вестнике», они свидетельствуют о расширении тематики экскурсий 1.1. Становление экскурсионного дела в советское время. Октябрьская революция положила начало формированию новых потребностей экскурсантов, с другим мировоззрением и взглядами. Широкие народные массы, в основном не грамотные, проявили стремление к знаниям, истории, культуре. К осуществлению задач повышения культурного уровня граждан, были привлечены такие деятели


культуры как: А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Л.Р. Межинская, В.Р. Межинская, О.Ю. Шмидт, В.Д. Бон-Бруевич, П.И. Лебедев-Полянский и другие. В связи с этими задачами стали создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открывались новые учебные заведения по подготовке экскурсионных работников. В Москве был открыт Центральный музейно-экскурсионный институт, в


Петрограде – Экскурсионный институт – учебное и научно-исследовательское учреждение. Большой вклад в развитие советского экскурсионного дела и его пропаганду внесли Н.К. Крупская, П.П. Болонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Ф. Родин и многие другие передовые педагоги и методисты. В 1920г. в Петрограде и Москве были открыты учреждения, готовящие руководителей экскурсий инструкторские


экскурсионные станции. Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались на экскурсионных конференциях. В Кубанском педагогическом институте в 1923-1926гг. курс «Экскурсионное дело» был прочитан профессором Гердом В.А лекции которого позже были изданы отдельной книгой «Экскурсионное дело», явившейся большим вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела. Вместе с организационными формами экскурсий развивались теория и методика экскурсионного дела.


Обобщая накопленный опыт, экскурсионные работники давали рекомендации по организации и методике проведения экскурсий. В Петрограде начал выходить научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело». В эти годы были выпущены сборник научно-педагогических статей под общей редакцией профессора Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация»; книга Н.П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению», «Внешкольные экскурсии» под редакцией


Б.Е. Райкова и Э.В. Краснухи, «Методика и практика экскурсионного дела» Н.А. Гейнике и много других работ. В 1930г. вышло четвертое дополненное и переработанное издание книги Б.Е. Райкова «Методика и техника ведения экскурсий». Автор, исходя из экскурсионной практики, автор обосновал ряд важнейших проблем экскурсионного дела, таких как, экскурсионный метод, типы экскурсий, школьные и внешкольные экскурсии, техника их ведения


и т.д. 1.2. Развитие и совершенствование экскурсионного дела в послевоенные годы. После Великой Отечественной войны перед советским народом встали задачи восстановить разрушенное народное хозяйство на территориях, которые были оккупированы фашистами, и преодолеть последствия войны во всех областях жизни. Особое внимание уделяется разработке экскурсий по ленинской тематике. Создается экскурсия «По ленинским местам Москвы».


Московский Кремль стал главным объектом столичных экскурсий. Тематика экскурсий пополнялась производственными экскурсиями на новостройки страны, экскурсиями на искусствоведческие и литературные темы. Этот период характеризуется дальнейшим расширением и усовершенствованием экскурсионной работы в стране, укреплением связей экскурсионных учреждений с профсоюзными организациями промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов, развитием различных форм


обслуживания местного населения. Значительно расширилась экскурсионная тематика. В 1975г. она насчитывала 13 тыс. тем. В последующие десятилетия в области теории и методики экскурсионного дела был сделан значительный шаг вперед. Центральным советом по туризму и экскурсиям разработаны и изданы «методические рекомендации» - более ста наименований, среди них: «Методика подготовки и проведения экскурсий», «В помощь экскурсоводу», «Подготовка и проведение экскурсий на военно-исторические темы», «Экскурсии


в помощь системе политического образования»,



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.