Реферат по предмету "Трудовое право"


Шпаргалки по трудовому праву

В. №1.Предмет трудового права.
 
ТП зародилось в период октябрьской революции в 1918 г.
В 1922 завершился процесс становления отрасли. С 1 февраля 2002 года действует сегодняшний Кодекс Трудового права.
Предмет:  ТП отношения которые возникли между работником и работодателем
 
В. №2. Метод регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
 
Метод ТП – это комплекс из 6 способов правового регулирования труда:
1.        Сочетание централизованного и локального регулирования.
2.        Сочетание единства и дифференциации правового регулирования (единство, единые правила для всех; дифференциация труда женщин, детей; тяжелый труд)
3.        Равноправие сторон.
4.        Установление прав и обязанностей в трудовых правоотношениях.
5.        Договорной характер труда.
6.        Своеобразие способов защиты нарушенных трудовых прав.
 

В. №3. Система трудового права.
 
Система трудового права – совокупность юридических норм образующих единое целое (отрасль)
Система ТП включает следующие институты:
1.        Трудоустройства и занятости
2.        Институт трудового договора
3.        Институт профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
4.        Институт рабочего времени, времени отдыха.
5.        Оплаты и нормирования труда
6.        Гарантии и компенсации
7.        Дисциплины труда
8.        Охраны труда.
9.        Институт материальной ответственности сторон трудового договора.
10.      Надзора и контроля за соблюдением Трудового законодательства
11.      Разрешение трудовых споров

 
В. № 4. Принципы трудового права.
 
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ– закрепленные в действующем законодательстве основополагающие и руководящие начала правовой регламентации, определяющие смысл, содержание и применение права. Отраслевые принципы трудового права – закрепленные в нормах общей части основополагающие и руководящие начала, отражающие смысл, содержание и применение норм трудового права.
В ТК РФ закреплены следующие принципы:
1) свобода труда;
2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;
5) равенство прав и возможностей работников;
6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;
7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе;
8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;
9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
10) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
11) социальное партнерство;
12) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
13) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
15) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;
16) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;
17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;
18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В. № 5. Понятийный аппарат трудового права.
 
ОТРАСЛЬ ТРУДОВОГО ПРАВА – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.
Определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли законодательства. Предметом любой отрасли права являются отношения, на регулирование которых направлены правовые нормы.
Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности:
1) возникновение этих отношений при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов;
2) возникновение данных отношений в процессе и в связи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями;
3) отсутствие равноправия между участниками отношений, входящих в предмет трудового права.

 
В. № 6. Источники трудового права: понятие, общая характеристика и соотношение. Классификация источников трудового права.
 
ИСТОЧНИКАМИ трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
В ст. 5 ТК РФ приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права(классификация источников трудового права):
1) Трудовой кодекс Российской Федерации;
2) федеральные законы и законы субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права;
3) указы Президента Российской Федерации;
4) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
5) нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) акты органов местного самоуправления.
В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ приравнивается к федеральным законам.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ.
1. Система состоит из общего и специального законодательства.
2. Система делится на законы и подзаконные акты.
3. В систему источников входят нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, и акты субъектов Российской Федерации
4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых: акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
5. Наличие актов договорного характера.
6. В создании актов трудового законодательства принимают участие работодатели и работники через своих представителей.
7. Действие принципа не ухудшения положения работника, т. е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст.5, 6, 8, 9 ТКРФ).
Все источники трудового законодательства можно разделить на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим.
Международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты
СООТНОШЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА:
СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВОМ– конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.
Трудовые отношения близко примыкают К ГРАЖДАНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.
Смежная область регулирования отношений ТРУДОВЫМ ПРАВОМ И АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.
Трудовое право соприкасается и с ПРАВОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.
Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

 
В. №7. Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс РФ как важнейшие источники трудового права.
 
Конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.
 
В. №8. Международные правовые акты  как источники трудового права России.
 
Источники трудового права — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.
Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права.
 Пример:
В силу ст. 10 ТК РФ принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.
Напомним, что норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения появилась в Трудовом кодексе после подписания Россией международно-правовых актов. В частности, Всеобщей декларации прав человека (1948), которая провозгласила право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированном Россией в 1966 году, а также в Европейской социальной хартии (пересмотренной) (1996).
 

 
В. №9. Региональное законодательство о труде.
К полномочиям субъектов РФ отнесено право издавать законы и подзаконные акты о труде, которые бы повышали установленный минимум гарантий, конкретизировали федеральное трудовое законодательство и при наличии к тому оснований восполняли его пробелы. Это прямо вытекает из ч. 2 ст. 6 ТК РФ. В то же время предоставление работникам на региональном уровне дополнительных трудовых прав, гарантий, установление льгот и преимуществ должны происходить в соответствии с конституционными положениями и общими принципами правового регулирования в сфере труда (ст. 2 ТК РФ).
Рассматривая региональное законодательство, касающееся конкретизации нормативных правовых актов, можно отметить, что они затрагивают достаточно широкий круг вопросов: социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения, функции профессиональных союзов, занятость и трудоустройство, охрана труда и др.
Конкретизирующие нормы имеют место практически во всех нормативных правовых актах субъектов РФ о труде. Кроме того, в региональном законодательстве о труде наметилась тенденция к повышению уровня гарантий для работников. Правда, она носит ограниченный характер, т.к. в основном касается тех гарантий, которые предоставляются непосредственно государством, а не работодателем, и в большей степени характерна для института занятости и трудоустройства, нежели для других институтов трудового права.
Деятельность органов местного самоуправления регламентируется Законом РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанные Законы не наделяют органы местного самоуправления прямыми полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере труда, но к предметам их ведения отнесены, в частности, комплексное развитие муниципального образования и содействие занятости. Следовательно, по этим вопросам они полномочны принимать нормативные правовые акты.

 
В. №10. Локальные нормативные акты, их виды. Порядок разработки и принятия.
 
ТК не содержит определения понятия локального нормативного акта. Однако существует общепризнанное понятие локального нормативного акта. Им считается нормативный акт 2. В самом общем виде в международных нормах фиксируется недопустимость рабства или подневольного состояния (ст. 4 Всеобщей декларации прав человека), которая в Международном пакте о гражданских и политических правах логически переходит к недопустимости принудительного или обязательного труда (п. 3 ст. 8). Конвенция N 29 МОТ «О принудительном и обязательном труде» (1932 г.) гораздо раньше международно-правовых актов ООН установила обязательство стран, ее ратифицировавших, упразднить в возможно кратчайший срок принудительный или обязательный труд во всех его формах (ст. 1). Выполнение работы с нарушением сроков или размеров выплаты заработной платы или с угрозой для жизни или здоровья работника (необеспеченность средствами коллективной или индивидуальной защиты) выходит за рамки положений указанных конвенций.
Правовую основу государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ составляет Закон о социальной защите инвалидов и принятые в его исполнение и конкретизацию иные нормативные акты.
в сфере трудовых отношений, действующий в пределах конкретной организации, или деятельности индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 8 ТК право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, предоставлено всем работодателям, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Локальные нормативные акты принимаются работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» устанавливает, что к компетенции единоличного исполнительного органа АО (директора, генерального директора) относятся все вопросы руководства его текущей деятельностью, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Директор (генеральный директор) наряду с другими действиями утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Руководитель государственного и муниципального унитарного предприятия осуществляет свои нормотворческие полномочия в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Этим Законом предусмотрено, что руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Он действует от имени унитарного предприятия без доверенности, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, а также издает приказы.
Среди локальных нормативных актов имеются и такие, которые принимаются во исполнение заключенного с представительным органом работников соглашения, коллективного договора: положение о премировании, установление различных стимулирующих выплат и надбавок.
Локальные нормативные акты в одних случаях принимаются работодателем самостоятельно, а в других — с учетом мнения представительного органа работников, если он имеется. Мнение представительного органа работников учитывается в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями. Так, ст. 103 ТК устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст. 190 ТК указано, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Коллективный договор, соглашения могут предусматривать принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Локальные нормативные акты должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним ТК. Во-первых, они не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а во-вторых, при принятии локального нормативного акта следует учитывать мнение представительного органа работников, если это предусмотрено ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями. Если эти требования не выполняются, то такие локальные нормативные акты не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
 

В. №11. Трудовые отношения и их отличие от других отношений по поводу труда.
Трудовое отношение является двусторонним и носит волевой характер, оно основано на свободном выборе сторонами друг друга с целью заключить в добровольном порядке соглашение о вступлении в это отношение. Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель (см. ст. 20 ТК и комментарий к ней). Трудовые отношения отличаются характерными признаками, которые позволяют отграничить трудовые отношения от гражданско-правовых отношений, возникающих из договоров личного подряда, поручения, возмездного оказания услуг и других договоров в области трудовой деятельности.
2. Из определения трудового отношения, приведенного в комментируемой статье, следует, что одним из основных признаков данного отношения является выполнение работником работы по обусловленной с работодателем трудовой функции. Под трудовой функцией понимается работа по определенной специальности, квалификации или должности. Для выполнения работы физическое лицо (гражданин) должно обладать соответствующей подготовкой, подтвержденной наличием специальности, квалификации, которые, как правило, не требуются для выполнения конкретно-определенных работ по гражданско-правовым договорам в области трудовой деятельности.
3. Признаком трудового отношения является личное выполнение работником своей трудовой функции, которую работник не вправе поручить другому лицу, что вполне допускается, например, в гражданско-правовом договоре подряда.
4. При возникновении трудового отношения работник включается в состав (штат) работников с подчинением установленным правилам внутреннего трудового распорядка, определяющим режим труда и отдыха, общие и специальные обязанности работников, ответственность за их нарушение и др.
Указанные положения составляют блоки норм правовых институтов отрасли трудового права, регулирующих труд работника в условиях кооперированного (совместного) труда, такие как рабочее время и время отдыха, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора и др. Работа исполнителя гражданско-правового договора осуществляется без какого-либо подчинения установленным правилам внутреннего трудового распорядка, режиму труда и отдыха, он не может быть привлечен к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
5. Трудовые отношения всегда носят возмездный характер. Выполняя работу, работник имеет право на выплату заработной платы в определенном размере не ниже минимального уровня и в установленное время, не реже 2 раз в месяц. Работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату за его труд, который, как правило, измеряется фактически затраченным рабочим временем работника. Таким образом, оплата осуществляется за живой труд и его результаты, в отличие от вознаграждения (цены договора) по гражданско-правовому договору, при котором оплата производится за полученный результат, как, например, выполненная работа по договору личного подряда или оказанная услуга, изготовленные товары и др.
6. Из содержания комментируемой статьи вытекает и такой признак трудового отношения, который обязывает работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При выполнении работы по гражданско-правовым договорам их исполнители устанавливают условия по своему усмотрению.
7. Трудовое отношение носит длящийся характер в отличие от гражданско-правовых отношений, прекращающихся при выполнении обязательства по исполнению работы или оказанию услуги (услуг). Наряду с длящимся характером трудовое отношение является сложным, включает ряд прав и корреспондирующих им обязанностей сторон. Поэтому исполнение работником его обязанностей требует от работодателя обеспечения условий его труда и выплаты заработной платы. При этом трудовое отношение продолжается, если нет оснований, установленных в законе, для его прекращения.

 
В. № 12. Основания возникновения трудовых отношений.
 
Статья 16 ТК говорит об Основаниях возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
(часть третья введена Федерал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.