Реферат по предмету "Трудовое право"


Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

ПРЕДМЕТ: ТРУДОВОЕПРАВО.
ТЕМА: «ТРУДОВЫЕПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ИПРЕКРАЩЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ ТРУДОВЫХ».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
СТУДЕНТА:
ТРЕТЬЕГО КУРСА, ГРУППЫ ЮД 2-00,
ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВИЧА
г. МОСКВА 2002 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Понятие и система правоотношений в трудовом праве
2.Трудовое правоотношение
3.Организационно-управленческие правоотношения
4.Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству
5.Правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадровнепосредственно на производстве
6.Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудовогозаконодательства
7.Правоотношения по рассмотрению трудовых споров
1. Правоотношения в сфере трудовогоправа — это урегулированные нормами трудового права трудовые и иные тесносвязанные с ними (производные) общественные отно­шения. Основным элементомсистемы правоотношений трудо­вого права являются трудовые правоотношения,которые оп­ределяют характер производных правоотношений. Последние не имеютсамостоятельного значения и не могут существо­вать без трудовых правоотношений.Все производные правоотношения можно разделить на предшествующие, сопутству­ющиеи вытекающие из трудовых правоотношений.
Таким образом, система правоотношений трудовогопра­ва выглядит следующим образом:
• трудовые правоотношения;
• организационно-управленческиеправоотношения;
• правоотношения по обеспечению занятостии трудоуст­ройству;
• правоотношения по профессиональнойподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на про­изводстве;
• правоотношения по надзору и контролю заохраной тру­да и соблюдением трудового законодательства;
• правоотношения по рассмотрению трудовыхспоров.
2. Под трудовым правоотношением понимаютурегулиро­ванное нормами трудового права общественное отношение, складывающиесямежду работником и работодателем, в силу которого работник обязуется выполнятьопределенную трудо­вую функцию с подчинением правилам внутреннего трудово­гораспорядка, а работодатель — оплачивать труд работника и обеспечивать условиятруда в соответствии с законодатель­ством, коллективным договором и соглашениемсторон.
Субъектами трудового правоотношения выступают работ­ники работодатель. Обязательной предпосылкой возникно­вения трудовогоправоотношения является наличие у субъек­тов трудовой правосубъектности(трудовой право- и дее­способности). Содержание трудового правоотношениясоставляют субъективные права и обязанности его участников. Объективные обстоятельства,с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращениетру­довых правоотношений, называются юридическими фактами. Как правило,основанием возникновения трудового право­отношения является трудовойдоговор (контракт). В некото­рых случаях возникновение трудовых правоотношенийсвя­зывается со сложным юридическим фактом, когда кроме трудового договоратребуется другой юридический акт (ут­верждение в должности, избрание надолжность, направление службы занятости в счет квоты (брони) и т.д.). Изменениетрудового правоотношения возможно по соглашению сторон. Законодатель такжепредусматривает случаи, когда не требу­ется согласия одной из сторон (переводна другую работу в случае производственной необходимости или простоя, по со­стояниюздоровья и др.). Основанием прекращения трудово­го правоотношения можетбыть как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление одной из них. Вслучаях, уста­новленных законом, основанием прекращения трудового пра­воотношенияможет быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной этогоправоотношения (призыв или поступление на военную службу, требование профсоюзногооргана и т.д.).
3. Организационно-управленческиеправоотношения в сфере труда складываются в процессе организации и управ­лениятрудом между трудовым коллективом или представ­ляющим его профсоюзным органом,с одной стороны, и рабо­тодателем, администрацией организации — с другой.
Полномочия трудовых коллективов, правапрофкома и обя­занность администрации по их обеспечению предусмотрены трудовымзаконодательством, а также коллективными догово­рами, соглашениями и уставамиорганизаций. Основаниями возникновения данной категории правоотношений являются:коллективные переговоры, коллективный договор, правила внутреннего трудовогораспорядка, другие локальные акты.
Прекращение организационно-управленческогоправоотно­шения связывается с такими юридическими фактами, как истечение срокадействия локального акта, отмена ранее при­нятого акта (решения) и принятиенового акта (решения).
4. Правоотношения по обеспечениюзанятости и трудо­устройству возникают, когда гражданин нуждается в работеи обращается по этому поводу в государственные органы по трудоустройству.Правовые, экономические и организацион­ные основы государственной политикисодействия занятос­ти населения, в том числе гарантии государства по реализа­цииконституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защитуот безработицы, определены Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятостинаселения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.04.96 №36-ФЗ, 21.07.98 № 117-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 №195-ФЗ).
Среди правоотношений по обеспечениюзанятости и тру­доустройству можно выделить:
• правоотношение между органом занятости игражда­нином, обратившимся с заявлением о помощи в подыскании подходящейработы;
• правоотношение между органом занятости иработода­телем;
• правоотношение между гражданином,получившим на­правление от органа занятости, и работодателем.
Правоотношение между гражданином и органомслужбы занятости возникаетс момента обращения гражданина в этот орган с заявлением о помощи в устройствена работу.
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатноеполучение информации в органах службы заня­тости в целях выбора сферыдеятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.Несовершенно­летние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также имеют пра­во набесплатную консультацию и бесплатное получение ин­формации в органах службызанятости в целях выбора профессии и возможности получения профессиональногообучения. Безработные граждане также имеют право на бес­платныепрофессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку иповышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Орган занятости обязан принять заявление гражданина и оказать емусодействие в получении подходящей работы. При невозможности предоставленияработы гражданин при­обретает право на получение пособия по безработице.Основанием прекращения данных правоотношений является, как правило, приемгражданина на работу.
Правоотношение между органом занятости иработода­телем возникаетс момента появления работодательской пра­воспособности у организации ипрекращается с ликвидаци­ей организации. Содержанием правоотношения являютсяправа и обязанности его участников.
В соответствии с Законом РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» работодатель обязан представлять органамслужбы занятости:
• своевременно, не менее чем за тримесяца, информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся;
• ежемесячно сведения о применении вотношении дан­ной организации процедур о несостоятельности (банкрот­стве);информацию, необходимую для осуществления деятель­ности по профессиональнойреабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантныхра­бочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов,перечислении обязательных страховых взносов и др.
Работодатель имеет право:
• принимать на работу граждан,непосредственно обра­тившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имею­щиминаправление органов службы занятости;
• получать от органов службы занятостибесплатную ин­формацию о состоянии рынка труда;
• обжаловать действия органа службызанятости в вы­шестоящий орган службы занятости, а также в суд и т.д.
Органы службы занятости обязаны бесплатноинформи­ровать работодателя о состоянии рынка труда, вести учет свободныхрабочих мест и граждан, обращающихся за помо­щью в трудоустройстве. Принеобходимости органы службы занятости могут полностью или частичнокомпенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан,высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их за­нятости, а также наорганизацию обучения принятых на рабо­ту граждан, высвобожденных из другихорганизаций.
Правоотношение между гражданином,получившим от органа занятости направление на работу, и работодателем возникает с момента передачи данногонаправления работо­дателю.
Содержанием правоотношения являетсяобязанность граж­данина представить работодателю направление на работу и право(обязанность) работодателя принять гражданина на работу по направлению службызанятости. Обязанность при­нять на работу возникает у работодателя в случае,если граж­данин направлен в счет установленной квоты (брони).
Работодатель обязан вернуть направление ворган занято­сти с указанием в нем дня приема гражданина на работу. Если работодательотказывает в приеме на работу, то в на­правлении он делает отметку о дне явки кнему гражданина и причине отказа и возвращает его гражданину.
5. Правоотношения по профессиональнойподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на про­изводстве складываютсяиз трех групп правоотношений:
• правоотношения по ученичеству;
• правоотношения по повышениюквалификации, перепод­готовке кадров, обучению смежным профессиям;
• правоотношения по руководству обучением.
Правоотношение по ученичеству возникает между граж­данином, принятым дляобучения определенной специальнос­ти (профессии) и дальнейшей работы по ней, иработодате­лем. Основанием возникновения данного правоотношения являетсяученический договор. Субъектами правоотношения по ученичеству выступают ученики работодатель. Содержа­ние правоотношения составляют обязанность ученикаовладеть в установленный договором срок специальностью, подчиняясь правиламвнутреннего трудового распорядка, и обязанность работодателя организоватьобучение ученика (индивидуальное, бригадное или курсовое), оплачивать времяобучения в уста­новленном договором размере и по окончании обучения обес­печитьученика работой согласно полученной специальности.
Правоотношение по ученичеству прекращаетсяс момента окончания обучения и сдачи учеником квалификационного экзамена.
Правоотношение по повышению квалификации,перепод­готовке кадров, обучению смежным профессиях возникает между работником иработодателем, которые уже состоят в трудовом правоотношении. Основанием возникновениярассматриваемого правоотношения является соглашение сторон, в соответствии скоторым работник направляется на повыше­ние квалификации. Данные правоотношениямогут носить как краткосрочный, так и длительный характер.
Правоотношение по повышению квалификациипрекраща­ется с окончанием обучения работника.
Правоотношение по руководству обучением возникает между обучающим лицом иработодателем. Основанием его возникновения является договор, согласно которомуобуча­ющее лицо, как правило, это высококвалифицированный ра­ботник, обязуетсяподготовить прикрепленных к нему учени­ков к самостоятельной работе поопределенной специальности. Данное правоотношение возникает как дополнительноек тру­довому правоотношению обучающего лица или как основное, когда обязанностьпо обучению других лиц является трудовой функцией работника.
Правоотношение по руководству обучениемпрекращается с момента сдачи учеником квалификационных экзаменов.
6. Правоотношения по надзору и контролюза охраной труда и соблюдением трудового законодательства.
Общий государственный надзор засоблюдением законо­дательства осуществляют органы прокуратуры. Государствен­ныйнадзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляютсяФедеральной инспекцией труда — еди­ной федеральной централизованной системойгосударствен­ных органов. Непосредственно государственный надзор и контрольосуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лицаФедеральной инспекции труда.
Кроме этого, существуют специализированныеорганы, осу­ществляющие надзор за охраной труда: Государственный энергетическийнадзор, Федеральный горный и промышлен­ный надзор России (Госгортехнадзор),Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатом­надзор)и др.
Общественный контроль за соблюдением прави закон­ных интересов работников в области охраны труда осуще­ствляетсяпрофессиональными союзами и иными предста­вительными органами, которые вправесоздавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных(доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченныхработниками представительных органов.
Субъектами данных правоотношений такжевыступают должностные лица администрации, работодатели, которые обя­заныобеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законо­дательство. Содержаниеправоотношения составляют обязан­ность органов надзора и контроля осуществлятьсоответст­вующие надзор и контроль за охраной труда, а также за со­блюдениемтрудового законодательства и обязанность рабо­тодателей, должностных лицадминистрации обеспечить ус­ловия для осуществления прав этих органов понадзору и профсоюзному контролю.
7. Правоотношения по рассмотрениютрудовых споров возникают при наличии разногласий между работником, тру­довымколлективом и администрацией предприятия, учреж­дения, организации по вопросамприменения законодатель­ных и иных нормативных актов о труде, коллективного договораи других соглашений о труде, условий трудового до­говора (контракта) и др.Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам ирайон­ными (городскими) судами, коллективные трудовые споры — примирительнымикомиссиями, посредником и трудовым ар­битражем.
Основанием возникновения данныхправоотношений яв­ляется заявление о разрешении трудового спора.
Содержание правоотношений зависит от видарассматри­ваемого трудового спора (индивидуальный или коллектив­ный), а такжеот органа, рассматривающего спор (Комиссия по трудовым спорам, суд, трудовойарбитраж и т.д.).
Правоотношение по рассмотрению трудовых споровпре­кращается вынесением уполномоченным органом решения по трудовому спору.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н, Трудовое правоРоссии. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Юристъ, 1999.
2. Комментарий к Кодексу законов о трудеРоссийской Фе­дерации / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: ИНФРА-М, 1997.
3. Российское трудовое право / Отв. ред.А.Д. Зайкин. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
4. Сыроватская Л, А. Трудовое право.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999.
5. Трудовое право / Отв. ред. О.В.Смирнов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные понятия и термины, принимаемые в страховании
Реферат Современные методы начисления амортизации
Реферат Протез предплечья с биоэлектрическим управлением двумя функциями. Биоуправляемые протезы плеча
Реферат Финансовые службы предприятий
Реферат Ancient Peruvian Ceramics Of The North Coast
Реферат Прогнозирование спроса, структуры и объёма продаж
Реферат Современный рынок, структура и принципы
Реферат Формирование финансовых средств: нетрадиционные источники финансирования организаций культуры
Реферат Эпоха царствования Павла I
Реферат Статистика национального богатства
Реферат Правила приготовления настоев, настоек, соков и других лекарственных форм из растительного сырья
Реферат Machiavelli Opinions Of A Perfect Princedom Essay
Реферат 144. Khankh T. Q., Schiller Ch., Kuhn Th., Boell M. Уличное освещение сравнение обычного со светодиодным
Реферат Bronte Essay Research Paper emotions
Реферат Теория личности в психологии