Реферат по предмету "Трудовое право"


Особенности положения несовершеннолетних в трудовом законодательстве Российской Федерации

Международный университет социальных наук «LEX»
                            Юридический факультет
                         
                                       Эско-Алексей Янтунен
                                     3курс

Особенности положения несовершеннолетних в трудовомзаконодательстве Российской Федерации
Курсовая работа по трудовому праву
руководитель: С. Козлова
ТАЛЛИНН
 1999Содержание
1.   Введение ……………………………………………………………………. стр.3
2.   Понятие права ………………………………………………………………стр. 4
3.  Место трудового права в системеправа ………………………………………………………………………………… стр. 5
4.  Разница между трудовым договором игражданско-правовым                                 договором (договорподряда)………………………………………...…… стр. 7
5.  Понятие субъектанесовершеннолетнего в гражданском праве ………………………………………………………………………………… стр. 10
6.   Особенностиположения несовершеннолетнего в трудовом                                      законодательстве………………………………………………………….стр. 11
6.1.    Занятость …………………………………………………………………стр. 126.1.1. Квотирование рабочих мест для трудоустройства                                                      молодежи………………………………………………………………..  стр. 15
6.2.    Трудоустройство. Трудовой договор и условия работы ………… стр. 17
7.  Заключение…………………………………………………………………… стр. 30
8.    Литература …………………………………………………………………… стр. 31Введение
Каждыйчеловек в своей жизни ежедневно сталкивается с проблемой добычи хлеба насущногона каждый день. Следовательно, живя в обществе, любой человек, сохраняянекоторую свою индивидуальность, что естественно для самой его природы, должен вноситьсвой посильный вклад на благо этого общества. Разновидностью этогообщественного вклада является процесс труда. Сам труд по своему характеру можетбыть индивидуальным и коллективным. В процессе труда создаются материальныеценности. Эти материальные ценности могут быть конечным результатом труда, амогут быть промежуточным и начальным для следующего процесса труда. Все этирезультаты труда идут на благо общества, составляющими которого являются самилюди. В этом кругообороте: коллективный труд — результат, добывается хлебнасущный на каждый день.
Труд вжизни каждого человека занимает одно из самых ведущих мест. Этот роддеятельности движет прогресс, будучи сам движим научными открытиями и развитиемтехники и технологий, созидает богатство страны, ее вес на международной арене,а также коллективный труд, который проявляется в единстве целей, благодарясвоей направленности на удовлетворение нужд общества в целом, обладает огромнойсозидающей силой.  Трудиться должен, даже обязан каждый человек.
Труд, как явление касается каждого и как любоедругое социальное явление, нуждается в регулировании правовыми нормами особогохарактера со стороны государства.
 В соответствии со статьей 37Конституции Российской Федерации, которая является важнейшим источникомтрудового права: «Труд свободен. Каждый имеет право натруд», сферу которого свободно выбирает и на условия которого свободносоглашается. «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиямбезопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминациии не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,а также право на защиту от безработицы». «Каждый имеет право на отдых». Крометого, эти же положения повторяет Декларация прав и свобод человека и гражданинав РФ в статье 23.
Средиотраслей современного российского права трудовое право занимает одно из ведущихмест. Оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессефункционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своейсовокупности эти отношения и составляют основные элементы предмета трудовогоправа России.
До недавнего прошлого сфера действия трудовогозаконодательства была ограничена регулированием трудовых отношений,складывающихся между государством и наемными работниками. Из статьи первой,Кодекса Законов о Труде Российской Федерации который действует ныне, следует,что в область его регулирования входят все трудовые отношения всех субъектов,независимо от их организационно — правовой собственности.Понятиеправа
Право этосовокупность юридических норм, регулирующих взаимоотношения между государствоми человеком.
Раньше, впрежние времена, право выступало как особая система норм, которая возникла на ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правиломповторяющиеся изо дня в день акты  производства, распределения и обменапродуктов и позаботиться  о том, чтобы отдельный человек подчинился общимусловиям производства и обмена.
Правовозникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатомего деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. Споявлением государства формируются новые правила поведения, неизвестныепрежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие отстарых).
Наиболееочевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не отобщества, выступая воплощением воли государства, то есть государственной волиполитических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.
Нормыправа общеобязательны в силу возможности государственного принуждения;обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они нереализуются добровольно; имеют общезначимый характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и каждому, ктопопадает в предусмотренные ими условия; характеризуются формальнойопределенностью, т.е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатсяв систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах. Тем самым право защищаетсяот произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность. Кромеэтого нормы права характеризуются системностью и нормативностью, т.е. онирасположены в определенной системе, состоящей из отдельных групп норм, причемкаждая из них представляет собой правило поведения.
Следовательно,право есть система общеобязательных, не персонифицированных,формально-определенных, установленных и охраняемых государством правилповедения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти, направленных наурегулирование общественных отношений.
В понимании права,  большинство ученых исходит из того, что его нельзярассматривать только как возведенную в закон волю господствующего класса. Былопредложено широкое понимание права, куда включались не только юридическиенормы, но и правовые отношения, правовая идеология, правовое сознание, чтоприводило, естественно, к различению права и закона.
Право — более широкое по объему понятие, чем закон, так как кроме него существуют ииные нормативные предписания как внутреннего (указы, постановления, решения ит.п.), так и международного характера.
Правопредшествует закону, оно непосредственно вытекает из общественных потребностей.В этом случае под ним понимается право в обще социальном смысле, т.е. моральноеправо, право народов и т.п. Государство не придумывает право, оно закрепляетсложившиеся в обществе представления о справедливости, но нельзя понимать подправом объективные общественные отношения даже до их санкционирования законом.
Право в специально-юридическом смысле есть юридическийинструмент, связанный с государством.
Следуетразличать право и закон, по содержанию. Праву присущи признаки равенства исвободы,  ибо формальное равенство является наиболее абстрактным определениемправа, общим для всякого права и специфичным для права вообще.Местотрудового права в системе права
Трудовоеправо является частью системы права, т.е. отраслью права. В теории праваотрасль права определяется как совокупность юридических норм, которая образуетсамостоятельную часть правовой системы и регулирует сферу качественнооднотипных общественных отношений.
Трудовоеправо как часть правовой системы, должно регулировать качественно однотипныеобщественные отношения. Название отрасли права само по себе указывает натрудовые отношения, являющиеся объектом регулирования трудового права. Трудовоеправо регулирует трудовые отношения, тем самым нормы трудового правараспространяются на трудовые отношения, которые складываются между работником иработодателем на основе трудового договора.
Систематрудового права России — совокупность юридических норм, образующих единоепредметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительносамостоятельные структурные образования — институты, а также на иные устойчивыеобщности норм, имеющие более дробную структурную определенность — подинституты.
Трудовоеправо считают отраслью права, традиционно входящей в частное право, но внастоящее время трудовое право в ряде вопросов имеет публично-правовыеэлементы.
Наиболеехарактерными структурными подразделениями системы трудового права являютсяинституты. Они включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупностьюридических норм, которые различаются между собой по предметному признакурегулирования, то есть особенностям отдельных видов общественных отношений либоотдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественныхотношений.
Современнаясистема трудового права России включает в себя следующие институты:
·    трудоустройства (объединяет нормы, регулирующиеотношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);
·    трудового договора (объединяет нормы, регулирующие приемна работу, переводы и увольнения);
·    профессиональной подготовки и повышения квалификациикадров непосредственно на производстве;
·    рабочего времени и времени отдыха;
·    нормирования труда;
·    оплаты труда;
·    дисциплины труда;
·    материальной ответственности;
·    охраны труда;
·    надзора и контроля, за охраной труда и соблюдениемтрудового законодательства.Разница междутрудовым договором и гражданско-правовым договором (договор подряда)
В предметгражданского права входят общественные отношения, которые близко примыкают ктрудовым отношениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте) подряда. Этоотношения по выполнению договоров бытового, поручения, литературного заказа ит.п. Указанным отношениям присущи общие черты: они связаны с трудом, основанына договорных началах, носят возмездный характер. Однако между ними имеются исущественные различия, обусловливающие их разную отраслевую принадлежность.
Различияже состоят в том, что:
·    предметом и основным содержанием трудовых отношенийвыступает процесс труда, живой труд, в то время как предметом отношений побытовому подряду, поручению, литературному заказу выступает овеществленный труд,продукт труда;
·    по трудовому отношению работник обязуется выполнятьработу определенного рода (по определенной специальности, квалификации,должности), в то время как в указанных гражданских отношениях труд связан свыполнением индивидуально-конкретного задания;
·    трудовые отношения предполагают включение работника вличный состав трудового коллектива организации, где он обязан выполнять мерутруда, соблюдать режим рабочего времени, подчиняться имеющимся правиламвнутреннего трудового распорядка.
Выполнениетрудовых заданий по гражданско-правовым договорам всех этих атрибутов непредусматривает, то есть гражданин не включается в состав трудового коллективаорганизации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда,соблюдать режим работы организации, подчиняться установленным в ней правиламвнутреннего трудового распорядка. То есть, трудовое задание он выполняет посвоему усмотрению и на свой риск.
Общественныеотношения, связанные с выполнением работы, являются объектом и многих другихотраслей права. По договору подряда, относящемуся к гражданскому праву,подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданиюзаказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатитьвыполненную работу.
На первыйвзгляд, кажется, что трудовые отношения регулируют и нормы, касающиеся договораподряда, т.е. гражданско-правовые нормы. Аналогичный вопрос может встать и вотношении договора поручения и иных договоров, регулируемых гражданским правом.
Отличиесостоит здесь в том, что входящие в сферу трудового права правовые нормырегулируют выполнение работы, процесса труда, в котором руководящим,организующим и контролирующим лицом является работодатель.
Работникобязан выполнять трудовые задания в соответствии с требованиями работодателя.На основании трудового договора работник выполняет работу для работодателя, темсамым для работодателя это сопряжено со значительно большим кругомобязанностей, чем для заказчика в отношении подрядчика.
Работодатель же, обязан создать необходимые условия длявыполнения работы, обеспечить работнику заработную плату, определить время иместо выполнения работы, предоставлять работнику отпуск и т.д.
У заказчика же в гражданско-правовых отношениях нетникаких обязанностей, кроме как принять и оплатить результат работы. Заказчикне связан с организацией и руководством работы подрядчика. Подрядчик выполняетработу за свой риск и самостоятельно организовывает свою деятельность.
Такимобразом, в случае с договором подряда имеют место имущественные отношения междуподрядчиком и заказчиком, а не трудовые отношения. Заказчика интересует лишьрезультат работы подрядчика, а не то когда и при каких условиях выполняетсяработа. Подрядчик сам выбирает способ и время выполнения заказа, сам должен отвечатьза безопасность труда, сам должен создать условия во исполнение заказа и нестиответственность за некачественно выполненную работу. Имущественными являютсятакже отношения между представителем и представляемым, а также между другимипредусмотренными гражданским правом сторонами договора.
Работниказачисляют в штат предприятия, учреждения или иной организации, являющейсяработодателем, на работника заводится трудовая книжка, и время работы уработодателя зачитывается в трудовой стаж работника. Участвующее в трудовыхправоотношениях лицо, выполняет у работодателя какую-то определенную трудовуюфункцию. Они могут состоять не только в выполнении заказа, но и в выполнениизадач, требующих разных профессиональных знаний. Работодатель обязангарантировать работнику ранее оговоренную заработную плату.
Отличитьимущественную ответственность, связанную с трудовым отношением, вытекающим изтрудового договора, от имущественной ответственности, связанной с выполнениемзаказа на основании договора подряда, не смотря на перечисленные различия,весьма сложно, но в то же время, необходимо, потому что правовое положениеработника в трудовом отношении во многом отличается от правового положенияподрядчика в гражданском правоотношении.
Есливозникает спор о сущности правоотношения, то необходимо найти ответы наследующие вопросы:
·    кто организует и управляет процессом труда;
·    кто платит за средства производства;
·    кто определяет время, место и способ выполнения работы;
·    на кого ложится риск, сопряженный с выполнением работы;
·    кто получает доход или прибыль;
·    зачислено ли лицо, выполняющее работы, в штат работниковпредприятия, учреждения или организации;
·    подчиняется ли лицо, осуществляющее работы, внутреннемутрудовому распорядку нанявшего его.
Если же,выполняющий работу подчиняется внутреннему трудовому распорядку противоположнойстороны, трудится под руководством и контролем последней, если средствапроизводства принадлежат работодателю и на него ложится сопряженный свыполнением работы риск, то между сторонами имеет место трудовоеправоотношение.Понятие субъектанесовершеннолетнего                                       в гражданском праве
Вгражданско-правовых  отношениях требуются особенно выделить категориюнесовершеннолетних, т.к. многие лица не достигшие совершеннолетнего возраста всилу объективных причин вынуждены вступать в какие-либо отношения, по поводучего-либо. Вполне естественно что на такую категорию лиц распространяютсяособенные нормы регулирующие их правоотношения. Во — первых потому что несовершеннолетниеещё не обладают всей полнотой юридической дееспособности, а во — вторых потомучто в силу неокрепшего физически организма а также не сформировавшейся психики.Кто же такой, «несовершеннолетний»?
В Гражданском кодексе РСФСР,  о правовом положениии о дееспособности несовершеннолетних от пятнадцати до восемнадцати летнаписано таким образом:
«Несовершеннолетниев возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с согласияродителей, усыновителей или попечителей. Однако они  вправе  самостоятельно совершать  мелкие   бытовые сделки, распоряжаться своим заработком илистипендией,  осуществлять права автора  на свои  произведения науки, литературы и  искусства, открытия, изобретения, рационализаторские предложенияи промышленные образцы. При наличии достаточных оснований орган опеки и попечительства может  по   своей  инициативе  либо   по  ходатайству  общественных организаций или  других заинтересованных лиц  ограничить или лишить несовершеннолетнего в  возрасте  от пятнадцати  до восемнадцати  летправа самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией. Правонесовершеннолетних   в   возрасте   от   пятнадцати    до восемнадцати   лет вносить   в   кредитные  учреждения   вклады   и распоряжаться имиопределяется  законодательством Союза ССР» [1].
Дееспособностьнесовершеннолетних в возрасте до  пятнадцати лет:
" Занесовершеннолетних,  не  достигших  пятнадцати  лет,  сделки совершают от ихимени родители, усыновители или опекуны.  Несовершеннолетние в   возрасте   до пятнадцати   лет   вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Правонесовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет вносить в кредитные учреждения вклады   и   распоряжаться  ими   определяется законодательством СоюзаССР"[2]. 
То естьрассматриваются две категории несовершеннолетних: до пятнадцати и от пятнадцатидо восемнадцати.
Но, как быто ни было: несовершеннолетние до 7 лет — недееспособны, с 7 лет возникаетограниченная дееспособность, которая прекращается с возникновениемдееспособности при достижении 18 лет.
Но изправила есть исключение:
«Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городе Советов народныхдепутатов в отдельных исключительных случаях могут снижать брачный возраст, ноне более чем на два года»[3].
В случае, если несовершеннолетний вступит в брак,тем самым он приобретет полную дееспособность, как если бы ему исполнилось 18лет. В случае, если брак прекратится, или он будет признан недействительным попричинам, не связанным с брачным возрастом, несовершеннолетний не лишаетсяприобретенной в связи с вступлением в брак дееспособности.
Трудовыеотношения — вид сделки, однако,  как и на иные виды сделок, вводятся некоторыеограничения,  следствием которых являются особенности трудовых правоотношений слицами, не достигшими восемнадцати лет — несовершеннолетними. Ониприравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны  труда, рабочеговремени,  отпусков и  некоторых других условий труда  пользуются льготами.Особенности положения несовершеннолетнего в трудовом законодательстве
У несовершеннолетнего, который ищет работу, как и у совершеннолетних, есть трипути ее поиска:
·    обратиться в службу занятости;
·    обратиться в другие организации по содействию втрудоустройстве населения;
·    обратиться путем прямого обращения к работодателю.Занятость
Согласностатьи 40_1. КЗоТ государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим натерритории Российской Федерации:
·    свободу выбора вида занятости, в том числе работы сразличными режимами труда (для несовершеннолетних это пятидневная ишестидневная трудовые недели);
·    бесплатное содействие в подборе подходящей работы итрудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;
·    предоставление предприятиями, учреждениями,организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работывыпускникам учебных заведений;
·    бесплатное обучение новой профессии (специальности),повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иныхучебных заведениях с выплатой стипендии;
·    возможность заключения срочных трудовых договоров(контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых сучетом возрастных или иных особенностей граждан;
·    правовую защиту от необоснованного увольнения.
Закон озанятости в статье первой гласит:
«Занятость¾ это деятельность граждан,связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило,им заработок, трудовой доход. Гражданам, в том числе несовершеннолетним,принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями кпроизводительному, творческому труду».
То естьзанятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных иобщественных потребностей и приносящая доход. Занятыми считаютсянесовершеннолетние граждане: работающие по трудовому договору (контракту), втом числе те, кто проходит очный курс обучения в общеобразовательныхучреждениях, учреждениях начального профессионального, среднегопрофессионального и высшего — профессионального образования и другихобразовательных учреждениях, включая обучение, по направлению федеральнойгосударственной службы занятости — статья 2.
Безработнымиже, признаются несовершеннолетние трудоспособные граждане, которые не имеютработы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поискаподходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней – статья 3. Нобезработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста(но все же граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют правона повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решениявопроса о признании их безработными, если им в течении этого времениисполнилось 16 лет).
Решение опризнании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы,безработным принимается органами службы занятости по месту жительствагражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработкеза последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу,   не имеющих специальности — паспорта и документа об образовании — статья 3.
Цельюобращения несовершеннолетних граждан в органы службы занятости является поискподходящей работы. Подходящей же считается такая работа, в том числе работавременного характера, которая:
·    соответствует профессиональной пригодности работника сучетом уровня его профессиональной подготовки;
·    условиям последнего места работы (за исключениемоплачиваемых общественных работ); состоянию здоровья;
·    транспортной доступности рабочего места, причеммаксимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработногоопределяется с учетом развития сети общественного транспорта в даннойместности.
Оплачиваемая работа, включая работу временногохарактера, требующая или не требующая (с учетом возрастных особенностейграждан) предварительной подготовки, считается подходящей для граждан:
·    впервые ищущих работу, не имеющих специальности;
·    отказавшихся повысить или восстановить квалификацию поимеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовкупосле окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
·    состоящих на учете в органах службы занятости более 18месяцев, а также более трех лет не работавших;
·    обратившихся в органы службы занятости после окончаниясезонных работ.
Подходящейже, не может считаться работа, если:
·    она связана с переменой места жительства;
·    условия труда не соответствуют правилам и нормам поохране труда.
Согласност. 9, все граждане, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет,имеют право на бесплатную консультацию  и бесплатное получение информации ворганах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, специальности,трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Профессиональнаяподготовка, повышение квалификации и переподготовка несовершеннолетнихбезработных граждан могут осуществляться по направлению органов службызанятости, если:
·    невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствияу гражданина необходимой   профессиональной квалификации;
·    необходимо изменить профессию (специальность, родзанятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданинапрофессиональным навыкам.
Крометого, как указано в статье 23 — профессиональная подготовка, повышение квалификациии переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательныхучреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрахорганов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательныхподразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии сзаключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональнуюподготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют кроме безработныхвыпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущиеработу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Органы образования по запросу органов службы занятостипредставляют им информацию о профессионально — квалификационной структуре выпускаи численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи
Работодатель,согласно статье181 КЗоТ, обязан принимать на работу выпускниковобщеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального исреднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особонуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы(сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, идр.), направляемых органами государственной службы занятости в порядкетрудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Передэтими органами работодатель несет ответственность за отказ в приеме на работулиц, направляемых органами службы занятости в счет квоты, выражаемую ввозмещении средств, затраченных на создание рабочих мест на другихпроизводствах.
Кроме того, получив отказ в приеме на работу,направляемый в счет квоты, может обжаловать в суд, а последний, в случаепризнания этих действий не законными, обязывает работодателя заключить с этимлицом трудовой договор.
Согласностатье 182, лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего ивысшего профессионального образования обеспечиваются работой в соответствии сполученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов),заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовкеспециалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего ивысшего — профессионального образования и работодателями.
Органыисполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учрежденияначального, среднего и высшего — профессионального образования, и органыгосударственной службы занятости оказывают содействие в трудоустройствевыпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего — профессионального образования с учетом их профессиональной подготовки иквалификации.
По желаниювыпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройствеим может оказываться негосударственными службами занятости.  Отказ работодателяв приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднегои высшего — профессионального образования, может быть обжалован ими в суд. Вслучае отказа в приеме на работу выпускникам образовательных учрежденийначального, среднего и высшего — профессионального образования, прибывшим наработу в соответствии с названными договорами (контрактами), работодатель несетответственность.
182статьей, также, установлена договорная форма обеспечения работой лиц,окончивших образовательные учреждения начального (т.е. профтехучилища,выпускающие рабочих определенной специальности, квалификации), среднего ивысшего профобразования (т.е. выпускающие молодых специалистов).
Договорамогут быть двух видов:
·    договор, индивидуально заключаемый обучающимся сработодателем, об обеспечении его работой по изучаемой специальности поокончании обучения. В них закрепляется обязанность обучающегося по окончанииобучения и получения специальности, квалификации прибыть на работу на данноепроизводство и обязанность работодателя обеспечить это лицо по окончаниипрофессионального образования работой по полученной им специальности, квалификации;
·    договор, заключаемый заранее работодателями ссоответствующими учреждениями начального, среднего и высшего — профессионального образования на подготовку специалистов. Такие договорыобразовательные учреждения профессионального образования стремятся заключитьдля всех своих выпускников.
Российскоегосударство стремится по мере сил участвовать в этом процессе, привлекая органыисполнительной власти, в ведении которых находятся выпускающие выпускниковсоответствующие учреждения профессионального образования и органыгосударственной службы занятости. Содействие в трудоустройстве этим выпускникампо их желанию может оказываться и негосударственными службами занятости.
Другим,важным положением является запрет на отказ работодателя в приеме на работу выпускникуучреждений профессионального образования, у которого был с работодателемзаранее заключен договор об обеспечении его работой по окончании обучения, иликоторый получил от выпустившего его учебного заведения направление в счетзаранее сделанной работодателем заявки или договору о подготовке специалистов.Такой отказ выпускник может обжаловать в суд.  Суд, установив незаконностьэтого отказа в приеме на работу, обяжет работодателя заключить с выпускникомтрудовой договор со дня обращения к нему выпускника.
За отказ вприеме на работу заранее заявленного по договору выпускника работодательпроизводит целевые финансовые отчисления в Фонд занятости в размере среднегозаработка работника данной категории за год.Трудоустройство,трудовой договор и условия работы.
Гражданеимеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, илипутем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью другихорганизаций по содействию в трудоустройстве населения.
При этом существуют гарантии при приеме на работу:
«запрещаетсяне обоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы то ни было прямое иликосвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществпри приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка,социального происхождения, имущественного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, атакже других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, недопускается. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения иограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данномувиду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах,нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите»[4].
Трудоваяправосубъектность устанавливается, как правило, по достижении гражданамипятнадцатилетнего возраста. Это — минимальный возраст для лиц наемного труда иработодатель вправе отказать несовершеннолетнему в возрасте 14 лет приеме наработу.
Но, всеже, для подготовки молодежи к труду существуют особые условия приема на работу.Т.е. допускается прием на работу достигших четырнадцатилетнего возрастаучащихся профтехучилищ, средних школ и техникумов для выполнения легкого труда,не причиняющего вред здоровью и не нарушающего процесса их учебы. Эти лицавыполняют работу в свободное от занятий в учебном заведении время. Кроме того,несовершеннолетние в возрасте 14 лет, могут быть приняты на работу только ссогласия их законных представителей, т.е. родителей, попечителей илиусыновителей.
«Недопускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодежи кпроизводительному труду допускается прием на работу обучающихся вобщеобразовательных учреждениях начального и среднего профессиональногообразования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и ненарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя»[5]
Стороны исодержание трудового договора (контракта):
«Трудовойдоговор или контракт, есть соглашение между работником и работодателем(физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнятьработу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинениемвнутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическоелицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условиятруда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором исоглашением сторон»[6].
Трудовойдоговор (контракт), исходя из интересов работника, принимаемого на работу, таки работодателя, заключается только в письменной форме и оформляется приказом(распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации, которыйобъявляется работнику под расписку. Преимущество письменной формы заключается втом, что все условия договора фиксируются в едином акте, который обязателен длясторон. Такая форма договора повышает гарантии сторон в реализации достигнутыхдоговоренностей по важнейшим условиям труда.  Фактический же, допуск к работесчитается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием наработу надлежащим образом оформлен. Но, все же, для лиц, которые были принятына работу ранее, без письменного заключения трудового договора, оформлениетрудовых отношений в письменном виде производится только с их согласия.
«Несовершеннолетние(лица,  не  достигшие  восемнадцати  лет), в трудовых правоотношениях приравниваютсяв правах к совершеннолетним, а в  области охраны  труда, рабочего времени, отпусков и  некоторых других условий труда  пользуются льготами»[7].
Законодательствосчитает граждан субъектами трудового права не с момента возникновения у нихфактической способности к труду, а с появлением способности к труду какправовой категории, то есть трудовой правосубъектности.
Трудоваяправосубъектность устанавливается, как правило, по достижении гражданамипятнадцатилетнего возраста. Это — минимальный возраст для лиц наемного труда.
Юридическаяприрода возрастного критерия трудовой правосубъектности граждан сострит в том,что именно с этим возрастом связывается по закону достижение ими трудовогосовершеннолетия: в трудовых правоотношениях они приравниваются к гражданскомусовершеннолетию (т.е. к лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста), а вобласти охраны труда, рабочего времени и некоторых других условий трудапользуются определенными льготами и преимуществами.  Установленные законодательствомдля них трудовые льготы направлены, прежде всего, на охрану их физического инравственно-психического здоровья от существующих производственных вредностей.
Для лицнаемного труда нормы права, устанавливающие возрастной критерий трудовойправосубъектности, всегда имели и имеют императивный характер. Поскольку ихнарушение противоречит интересам охраны труда подростков, не достигшихуказанного выше возраста, виновные лица из числа предпринимателей(работодателей) и администрации привлекаются к ответственности, а трудовыеправоотношения с подростками подлежат прекращению.
Трудовойдоговор работник, в том числе и несовершеннолетний заключает лично ¾ он приравнен в своих правах иобязанностях к совершеннолетним. Это одна из гарантий добровольного заключениятрудового договора. Наряду с тем, что все трудовые права (право на труд, наоплату по трудовому вкладу, на социальное страхование по болезни и др.)несовершеннолетние работники имеют наравне с совершеннолетними.
Обязательнымиусловиями трудового договора являются:                                
·    место работы;
·    наименование организации;
·    трудовая функция ¾ работа в соответствии с квалификацией по определеннойспециальности, которую должен выполнять работник;
·    дата начала работы и дата ее окончания, если трудовойдоговор заключается на определенный срок;
·    обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.
При приеме на работу, администрация организации обязанапотребовать от поступающего на работу несовершеннолетнего:
·    трудовую книжку, а если лицо поступает на работу впервые¾ справку опоследнем занятии;
·    для лиц в возрасте от 14 до 16 лет ¾ свидетельство о рождении, а с 16лет ¾ паспорт.
·    Кроме того, работодатель может потребовать свидетельствоили диплом о профессиональном образовании, которые свидетельствуют обопределенных знаниях и квалификации.
Иногда, вряде случаев, скорее всего и в случае приема на работу четырнадцатилетнего,работодателем, могут быть потребованы:
·    направление районной или городской комиссии потрудоустройству молодежи или комиссии по делам несовершеннолетних;
·    удостоверение о направлении на работу или справка, котораядает право самостоятельно устраиваться на работу;
·    путевка (направление на работу).
Обязательным условием приема несовершеннолетних наработу, являются обязательные медицинские осмотры лиц моложе восемнадцати лет.«Лица моложе двадцати одного года принимаются на работу лишь послепредварительного, обязательного медицинского осмотра. Работники в возрасте довосемнадцати лет подлежат ежегодному, обязательному медицинскому осмотру»[8]. Соответственно,работодателю запрещен прием на любую работу лиц моложе двадцати одного года безпредварительного медицинского осмотра. Здесь выступает обязательность,означающая невозможность приема на работу лица моложе двадцати одного года,если оно не прошло медицинский осмотр. Такой обязательный медицинский осмотрэти лица проходят с целью определения пригодности по состоянию здоровья кработе, на которую предполагается принять лицо моложе двадцати одного года. Длялиц моложе двадцати одного года обследования проводятся медико-санитарнымичастями и поликлиниками при промышленных предприятиях. Если их нет, тоработодатель заключает договор с территориальной поликлиникой, в районе которойнаходится предприятие, организация.
Кроме того, для работников в возрасте до восемнадцатилет, кроме предварительного осмотра установлен и ежегодный медицинский осмотр.Он проводится в сроки, устанавливаемые приказом администрации, в которомуказываются фамилии таких лиц. Этот приказ согласовывается с соответствующимилечебными учреждениями. Уклонение подростка до восемнадцати лет от прохожденияежегодного медицинского осмотра является дисциплинарным проступком, за которыйадминистрация может наложить дисциплинарное взыскание за невыполнение еераспоряжения без уважительных причин. Предварительные и ежегодные осмотры осуществляютсяза счет средств работодателя.
Решение оприеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта)между работодателем и лицом, принимаемым на работу. Субъектами правоотношенийявляются всегда:
·    работодатель ¾ организация любой формы собственности или отдельныеграждане;
·    работник ¾  граждане, достигшие шестнадцати лет (в исключительныхслучаях пятнадцати лет) или учащиеся, достигшие 14 лет. 
Трудовойдоговор между работником и работодателем согласно статье 17, может бытьзаключен:
·    на неопределенный срок;
·    на определенный срок не более пяти лет;
·    на время выполнения определенной работы.
Срочныйтрудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут бытьустановлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, илиусловий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях,непосредственно предусмотренных законом.
Причем приприеме на работу, испытательный срок, согласно статье 21 не устанавливается дляследующих лиц:
·    лиц, не достигших восемнадцати лет;
·    молодых рабочих по окончании профессионально-техническихучебных заведений;
·    молодых специалистов по окончании высших и среднихспециальных учебных заведений.
Этоположение установлено для обеспечения конкурентоспособности этих, еще неимеющих достаточного опыта и навыков лиц. Они не должны быть уволеныработодателем, если в первые месяцы работы, по кругу своих рабочих обязанностейони в чем-то уступают совершеннолетним работникам. Несовершеннолетний, можетбыть, впервые оформляется на работу и у него  отсутствует какой-либо опытпрежней работы. Цель же испытательного срока — выяснить, отвечает ли работникпредъявляемым ему требованиям по выполнению работы, которая оговорена втрудовом договоре.
Согласноположениям статьи 175 КЗоТ, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет натяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, наподземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вредих нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, впроизводстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями,наркотическими и токсическими препаратами).
Запрещаетсяпереноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающихустановленные для них предельные нормы:
·    указанные лица не должны привлекаться на работы,связанные с переноской и передвижением тяжести свыше 4,1 кг; 
·    не должны быть использованы на погрузочно-разгрузочныхработах.
 
Существуетсписок, тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда, а такжеработ, выполнение которых может причинить вред нравственному их развитиюзапрещенных для несовершеннолетних, утвержденный Постановлением ГоскомтрудаСССР и ВЦСПС от 10 сентября 1980г. (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1984, №3-7;1983, № 12; 1985,№12).
Этотсписок был введен в действие еще союзным законодательством. По этому списку длялиц до 18 лет запрещены около 500 видов тяжелых, вредных и опасных работ прикакой бы форме собственности и организационно-правовой форме производства онине производились.
Т.е. видыработ, не включенных в этот список, могут считаться легким трудом. Ноработодатель и трудовой коллектив в коллективном договоре, имеют власть и правоопределить работы, не включенные в этот список, как вредоносные длянесовершеннолетних своим решением.
В томслучае, когда сам подросток до 18 лет просит использовать его труд на этихвидах труда, администрация не имеет право это делать, иначе она несет дисциплинарнуюили административную ответственность за нарушение трудового законодательства, апри тяжелых для подростка последствиях, может нести и уголовнуюответственность. Поэтому уже при приеме подростка до 18-летнего возрастаадминистрация обязана ориентироваться на список запрещенных для него работ.Кроме того, можно выявить и некоторые особенности привлечения к труду указаннойкатегории работников.
А именно:
·    для подростков до 18 лет запрещается любая подземнаяработа, в том числе и не физическая и эпизодическая;
·    лиц до 21 года нельзя использовать на опасных взрывныхработах;
·    лиц до 18 лет нельзя использовать на работах пожарником,водолазом и других опасных видах труда;
·    запрещено применение труда подростков до 18лет наработах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию — вночных клубах и кабаре, в игорном бизнесе, на работах по производству,перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими итоксическими препаратами на любой форме собственности и во всех видахорганизационно-правовых форм производств.
Вотдельную категории следует выделить учащихся-практикантов на производстве,относительно которых соответствующее постановление, утвердившее вышеприведенныйсписок, предусматривает следующие ограничения:
·    припрохождении учащимися до 18 лет производственной практики на работах,предусмотренных Списком, они могут на них находиться не более 4 часов в день(смену) при строгом соблюдении на этих работах санитарно-гигиенических норм и при условии, что к моментуокончания ими профессионального обучения, они достигнут 18-летнего возраста;
·    выпускники профтехучилищ, закончившие профессиональнуюподготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, указанным в Списке,не достигшие к моменту окончания обучения 18 лет, могут допускаться к работе поэтим профессиям лишь под руководством опытных рабочих-наставников при условиистрогого соблюдения норм по охране труда.
Вдополнение к положениям статьи 175 КЗоТ, несовершеннолетние работники не могутпривлекаться к работам:
·    по совместительству, т.е. вне основного рабочеговремени, на основании трудового договора у того же или у другого работодателя;
·    по письменному договору о полной материальнойответственности;
·    по вахтовому методу, поскольку эти работы связаны сотъездом в другую, местность и с длительными рабочими сменами.
Согласностатьи 177, запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночными сверхурочным работам. В соответствии с этой статьей и приводимым вышепонятием «ночное время», лица, моложе 18 лет не могут быть привлеченына работы с 10 ч вечера до 6 ч утра. То есть если несовершеннолетний работаетна сменном графике, то его вечерняя смена может длиться только до 10 ч вечера.Кроме того, администрация не должна привлекать несовершеннолетнего ксверхурочной для него работе.
Дляподростка до 18 лет сверхурочной считается работа, сверх установленного статьей43 КЗоТ для них сокращенного рабочего времени:
     «Для работников,  не   достигших   возраста восемнадцати   лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочеговремени:
   1) в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов внеделю;
   2) в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихсяв  возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, — не более 24 часов в неделю»[9].
Продолжительностьрабочего  времени   учащихся,  работающих   в течение учебного года в свободноеот учебы время, не может превышать половины указанных в статье 43 норм.
Согласностатье 46, для всех работников, в том числе и для несовершеннолетних,устанавливается  пятидневная рабочая  неделя с двумя выходными днями. Припятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной  работы (смены)определяется  правилами внутреннего   трудового   распорядка или графикамисменности.
На тех предприятиях,  в  учреждениях,  организациях,  где   по характеру производства  и  условиям  работы  введение   пятидневной рабочей неделинецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя  с  одним выходным днем. 
При  шестидневной  рабочей  неделе продолжительностьежедневной работы не  может превышать 7 часов  при недельной норме 40 часов, 6часов  при недельной норме 36 часов и  4 часов при недельной норме 24 часа.
Пятидневнаяили  шестидневная  рабочая  неделя  устанавливается администрацией предприятия,  учреждения,  организации  совместно  с соответствующим  выборным профсоюзным органом  с  учетом  специфики работы, мнения  трудового  коллективаи  по  согласованию с  местным Советом народных депутатов.
Согласностатьи 179, для рабочих моложе восемнадцати лет нормы выработкиустанавливаются, исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорциональносокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигшихвосемнадцати лет.
Длямолодых рабочих, поступающих на предприятие, в организацию по окончанииобщеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, атакже прошедших профессиональное обучение на производстве, в предусмотренныхзаконодательством случаях и размерах и на определяемые им сроки могутутверждаться пониженные нормы выработки. Эти нормы утверждаются администрациейпредприятия, организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзныморганом предприятия.
Применительнок Кодексу Законов о Труде, под нормой выработки понимается заданная рабочемумера производства продукции надлежащего качества за его рабочий день (смену),неделю, месяц. Указанная норма выступает мерой труда рабочего за час, день,неделю, месяц, то есть определяет установленную норму его труда.
В видутого, что для работников моложе 18 лет по сравнению с другими работниками натех же видах труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
·    в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю,т.е. сокращена на  4 часа;
·    в возрасте от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю,т.е. сокращена на 16 часов. 
То и норма труда длянесовершеннолетних должна устанавливаться меньше, пропорционально ихсокращенному рабочему времени. Иными словами, нормы выработки для рабочихмоложе восемнадцати лет устанавливаются в соответствии с нормами выработки длявзрослых рабочих, сокращая их для несовершеннолетних пропорционально ихсокращенному рабочему времени. Что касается молодых рабочих, впервыепоступающих на работу по окончании учебы, нормы выработки могут быть утвержденыпониженные на первые месяцы работы. Такие пониженные нормы молодым рабочимимеются в виду совершеннолетним, поскольку на рабочих до 18 летраспространяется во всех случаях часть первая статьи 179 КЗоТ.
Какправило, пониженные нормы выработки утверждаются администрацией по согласованиюс профкомом, которые определяют, на сколько времени и в каком размере понизитьконкретным молодым рабочим, впервые после учебы начинающим самостоятельноработать по полученной специальности, их нормы выработки на период адаптации.
Согласностатье 180, заработная плата работников моложе восемнадцати лет при сокращеннойпродолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, какработникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневнойработы.
Труд работников моложе восемнадцати дет, допущенныхк сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным длявзрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на котороепродолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению спродолжительностью ежедневной работы взрослых работников.
Оплататруда учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и среднихспециальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время,производится пропорционально отработанному времени или в зависимости отвыработки. Предприятия, учреждения, организации могут устанавливать учащимсядоплаты к заработной плате за счет собственных средств.
Смыслстатьи ¾ предоставить несовершеннолетнемуработнику сокращенную продолжительность рабочего времени. А именно:
·    у работников до 16-летнего возраста рабочий день — 4часа, в расчете на шестидневную рабочую неделю;
·    у работников от 16 до 18 лет рабочий день — 6 часов.
·    А с учетом работы по пятидневной рабочей неделе:
·    у работника в возрасте от 16до 18 лет — 7ч 12мин.;
·    у работника в возрасте до 16 лет — 4ч 15 мин.
Заработнуюплату работники моложе восемнадцати лет при повременной системе оплаты трудаполучают в размере такого же оклада, ставки, что и взрослые работники. Если же,несовершеннолетние работники работают на сдельных работах, то они получаютзаработную плату за сдельную  продукцию надлежащего качества, по сдельнымрасценкам и им доплачивается по повременной ставке за сокращенное время (посравнению со взрослыми работниками), т.е. работникам до 16 лет за 3 часа вдень, а от 16 до 18 лет за один час в день (по шестидневной рабочей неделе).
Чтокасается оплаты труда учащихся общеобразовательных школ, профессионально-техническихи средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время,то описанные выше гарантии на них не распространяются. Они оплачиваютсяпропорционально отработанному ими времени, а также в зависимости от выработки,т. е. оттого, сколько сделал продукции. Предприятия, учреждения, организации имне обязаны, а лишь могут  устанавливать доплаты к заработной плате за счетсобственных средств. Эти доплаты учащимся могут устанавливаться  поколлективным договорам и соглашениям.
Работникам,«ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникампродолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочуюнеделю»[10].Но, согласно статье 178, работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпускустанавливается продолжительностью, не менее 31 календарного дня и может бытьиспользован ими в любое удобное для них время года.
Вместе стем, следует обратить внимание на то, что коллективные договоры исоциально-партнерские соглашения, а также индивидуальный трудовой договор слицом моложе 18 лет могут предусматривать для несовершеннолетних и болеедлительные ежегодные оплачиваемые отпуска, например, 35-40 календарных дней.
Ежегодныйоплачиваемый отпуск работнику моложе 18 лет нельзя переносить на следующий год,он предоставляется ежегодно, в любое время года и в первый год работы попросьбе несовершеннолетнего работника может быть предоставлен до истеченияодиннадцати месяцев непрерывной работы.
Согласностатье 183, расторжение трудового договора (контракта) с работником моложе 18лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнениядопускается только с согласия государственной инспекции труда объектаРоссийской Федерации и районной (городской) комиссии по деламнесовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора (контракта) пооснованиям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 33 КЗоТ:
·    при ликвидации предприятия, учреждения, организации,сокращения численности или штата работников;
·    обнаружившегося    несоответствия    работника    занимаемойдолжности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либосостояния здоровья,  препятствующих  продолжению данной работы;
·    восстановления на работе  работника, ранее выполнявшего эту работу.
Увольнениепо этим основаниям производится лишь в исключительных случаях и не допускаетсябез последующего трудоустройства.
Эта статьяпредусматривает дополнительные гарантии на случай увольнения работников моложе18 лет, за счет невозможности увольнение данной категории работников без согласияоргана Рострудинспекции субъекта Российской Федерации и комиссии по деламнесовершеннолетних. С учетом общего порядка увольнения, применительно к этомуслучаю возможны несколько ситуаций, связанных с увольнением; а именно работникмоложе 18 лет увольняется по:
·    сокращению штата, численности;
·    несоответствию по состоянию здоровья,
·    невыходу на работу из-за длительной болезни, в этомслучае на его увольнение требуется согласие трех органов, т.е. профкома (еслион член данного профсоюза), органа государственной инспекции труда субъектаРоссийской Федерации и районной (городской) комиссии по деламнесовершеннолетних.
Еслинесовершеннолетний работник уволен по инициативе администрации без согласияхотя бы одного из двух указанных органов, то он подлежит восстановлению егосудом на работе, а виновное в таком увольнении должностное лицо будет нестиматериальную ответственность за ущерб, в связи с оплатой вынужденного прогулауволенному.
Увольнениеработника моложе 18 лет по основаниям пунктов 1, 2 и 6 статьи 33 КЗоТ, моглибыть лишь в исключительных случаях и не допускается без последующеготрудоустройства.Заключение
Российскоегосударство призвано защищать законные интересы своих граждан. В соответствии сдействующим законодательством, лица не достигшие 18 лет, обязаны получитьобразование, это их главная задача. Права и обязанности этих лиц по поводузанятости, трудоустройства, трудовых отношений также закреплены всоответствующих нормативных актах.
Преждевсего государство заботится об образовательном уровне, здоровье, моральном инравственном развитии подрастающего поколения. Но, несовершеннолетние, наопределенных условиях, могут реализовать себя на определенной виде работы иработодатели не в праве препятствовать им в этом.
Нормыправа, которые регулируют занятость, трудоустройство и трудовые отношения вРоссии, более жизненны, чем в Эстонии. В Эстонии же, все это впереди.Литература
1.   КонституцияРоссийской Федерации. Принятавсенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официально опубликована и вступилав силу 25 декабря 1993 г. С изменениями, внесенными указами Президента N 20 от9 января 1996 г. и N 173 от 10 февраля 1996 г.


2.  ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года
3.  Кодексзаконов о труде (с изменениями на 31 июля 1998 года). Принявший орган: Верховный Совет Российской Федерации
4.  Закон Российской Федерации «О занятости населения вРоссийской Федерации» (в ред. Федерального Закона Российской Федерации от 22 марта1996 года. — Российская газета, 6 мая 1996г.).
5.   Трудовое право.Учебник. Москва 1998 г. Изд. Проспект под ред. Проф. О.В. Смирнова – 448 с.
6.   К.Н. Гнусов, В.Н.Толкунова. Трудовой договор. Комментарий к КЗОТ Москва, Теис 1996. –192с.
7.   Скаридов А. С. КЗоТ.Постатейный анализ и рекомендации. 1 и 2 том. Издательство Михайлова В.А.Санкт-Петербург. 1997г.
8.   С.А. Комаров Общаятеория государства и права. Учебник. Москва. Юрайт, 1997. ¾ 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.