Реферат по предмету "Транспорт"


Танкеры, их устройство и применение

Азовский морской институт одесской национальной морской академии
реферат
танкеры, их устройство и применение
студента 3курса
заочнойформы обучения
специальностиЭСЭУ
Иванова И.И.

Содержание
Введение
1. Краткая историяразвития танкерного флота
2. Общаяхарактеристика судна
2.1 Назначение судна
2.2 Дедвейт, дальность и автономность плавания
2.3 Корпус и материалы
2.4 Энергетическая установка судна и механизмы
3. Краткое описаниеобщесудовых устройств
3.1 Якорное, швартовное и буксирное устройство
3.2 Спасательные средства
3.3 Рулевое и подруливающее устройство
4. Краткое описаниесудовых систем
4.1  Система бытовоговодоснабжения
4.2 Система сточная ишпигатная
4.3 Системы отопленияи пароснабжения
4.4 Системавентиляции и кондиционирования воздуха
4.5 Системы грузовая,мойки танков и подогрева груза
4.6 Система инертныхгазов и газоотводная
4.7 Противопожарныесистемы
4.8 Системаосушительная и балластная
5 Перспективыразвития танкеров
Заключение
Список использованных источников

Введение
Танкеры относятся к числунаиболее распространенных судов морского транспортного флота. Особенно впоследнее время, когда перевозки нефти и нефтепродуктов морским путем являетсянаиболее выгодной и удобной. В настоящее время одним из путей развития мировогосудостроения является создание средних танкеров, оборудованных дизельнойэнергетической установкой. Это обуславливается хорошими показателями дизельныхдвигателей по сравнению с другими типами энергетических установок. К такимпоказателям относятся: более экономичный расход топлива, удобство приобслуживании, ремонте, применение дешевых сортов топлива.
Вместе с тем,строительство танкеров выдвигает ряд проблем, в том числе задача сохранениягруза и снижение стоимости его транспортировки. В связи с этим в данном проектеразрабатывается система инертных газов, которая служит для предохранениянефтепродуктов от взрывов и самовозгорания.

1. Краткаяистория развития танкерного флота
Первые русские танкерыпоявились на Волге и на Каспийском море. Вначале промышленники перевозилидобытую нефть морем в обычных бочках. В 1894 году завод Любимова в Пермипостроил первое морское судно специального назначения водоизмещением около 1200тонн. Танкер, названный «Арцив Васпуракани», ходил со скоростью около 10,5узла.
За ним последовалипароход сормовской (нижегородской) постройки «Николай» (1240 тонн водоизмещенияпри скорости 6 узлов), спущенный на воду в Воткинске «Президент Крюгер» (2100тонн водоизмещения при скорости 9,2 узла) и сормовский «Алейдар Усейнов» (2070тонн водоизмещения при скорости 11 узлов).
Собственные танкеры имелитакже общество «Мазут», Куринско-Каспийское пароходство, петербургская компания«Надежда» и Восточное общество торговых складов. Как отмечали современники, ихсуда находились на уровне лучших мировых стандартов.
В 1903 году в Россиибратьями Нобель были построены и первые в мире речные танкеры-теплоходы —«Вандал» и «Сармат». Кстати, в военные годы эти суда служили в качествеканонерских лодок. Несколько позже, в 1907 году, на Коломенскоммашиностроительном заводе был построен морской танкер — нефтеналивная шхуна«Дело». Ее грузоподъемность составляла почти 5 тыс. тонн, что длительное времяявлялось мировым рекордом.
Но чаще всего на Волге иКаспии использовались не пароходы и теплоходы, а нефтеналивные баржи,эксплуатация которых обходилась владельцам более дешево.
А в 1907 году наГороховецкой верфи Шорина была построена огромная баржа «Марфа Посадница»,водоизмещение которой достигало 10 400 тонн при грузоподъемности около 9000тонн. Несколько позже, после небольших переделок, грузоподъемность «МарфыПосадницы» довели до 10 400 тонн, что является до сих пор не превзойденнымрекордом.
Кстати, в 1907 годусобственным производством по постройке барж обзавелись и Нобели. В районеРыбинска появилась верфь «Слип», названная так по типу стапеля. Онапредназначалась для постройки нефтеналивных несамоходных судов, которыепредполагалось использовать для транспортировки нефтепродуктов из Баку вцентральные регионы России. Объем производства барж рос очень высокими темпами:если в 1910 году на верфи работало лишь около 100 мастеровых, то в 1913–1914годах — 136, а в 1916 году — 439 человек.
В первые годы советскойвласти иностранцев удивляли уже не «супербаржами», а танкерами, перестроеннымииз легких крейсеров. В связи с нехваткой наливных судов на Черном море былорешено переделать в торговые суда недостроенные легкие крейсеры «Адмирал Грейг»и «Адмирал Спиридов».
Но вернемся к егособратьям, переименованным соответственно в «Азнефть» и «Грознефть». Они моглиперевозить до 10 тыс. тонн нефти, причем в качестве двигателя были выбраныэкономичные дизельные моторы. Примечательно, что при перестройке с судов неснимали броню, что позволяло им работать во льдах.
А первый танкер советскойпостройки был заложен 7 ноября 1925 года в Николаеве, на заводе «Наваль».Первоначально танкер назывался «Красный Николаев», но позже был переименован в«Эмбанефть». Судно водоизмещением 10 445 тонн было спущено на воду в 1927 году,а в строй вступило в 1929 году. Грузоподъемность судна составляла 16 тыс. тонн.
После нескольких крупныхаварий, получивших широкий резонанс в конце XX века, запрещено строить танкерас одинарной обшивкой (однокорпусные танкера). Крупнейшим танкером, а равно исудном в мире, является норвежский супертанкер Knock Nevis, построенный ещё в1981 году. В ближайшие годы его размеры так и останутся непревзойдёнными.

2. Общая характеристика судна
 
2.1Назначение судна
Танкер — морское или речное грузовоесудно, предназначенное для перевозки наливных грузов. В зависимости от дедвейтасуществуют:
GP — малотоннажные танкеры (6000—16499 т);
GP — танкеры общего назначения (16500—24 999 т);
MR — среднетоннажные танкеры(25000—44999 т);
LR1 — oiler — крупнотоннажные танкеры1 класса (45000—79 999 т);
LR2 — крупнотоннажные танкеры 2класса (80 000—159 999 т);
VLCC — крупнотоннажные танкеры 3класса (160 000—320 000 т);
ULCC — супертанкеры (более 320 000т); для перевозок нефти со Среднего Востока до Мексиканского залива.
Корпус танкерапредставляет собой жесткий металлический каркас, к которому прикрепленаметаллическая обшивка. Корпус делится перегородками на ряд отсеков (танков),которые заполняются наливными грузами. Грузовые танки гладкостенные имаксимально приспособлены к механизированной мойке.
Объем одного танка можетсоставлять от 600 до 10 000 м³ и более для крупнотоннажных танкеров. Блокжилых, служебных вспомогательных помещений и блок машинных помещенийконструктивно разделены с целью снижения уровня шума. Навигационная рубка отжилых помещений отделена коффердамом. Всё топливо размещается в бункерахмашинного отделения и в цистернах, примыкающих к машинному отделению со стороныгрузовых танков. Предусматриваются жилые помещения для 26 человек экипажа, 1лоцмана и 4 запасные каюты. Открытые места на крыльях ходового мостика защищеныветроотбойными конструкциями.
танкер флотсудно

2.2 Дедвейт, дальность и автономностьплавания
Выбор осадки припроектировании танкера зависит от предполагаемого района плавания танкера. Взависимости от осадки судна практически устанавливается и высота борта. Навеличину надводного борта влияет также седловатость и погибь палубы, длина ивысота надстроек, коэффициент полноты корпуса.
Длина современныхтанкеров грузоподъемностью 25-30 тыс. т приближается к 200 м. Ширина танкеровдостигает 22-24 м. В настоящее время у больших наливных судов отношение длины кширине составляет от 7,26 до 7,42.
Во всех эксплуатационныхслучаях загрузки судно не будет иметь дифферента на нос. Дедвейт судна вморской воде плотностью 1,025 т/м3 при осадке около 12,27 мсоставляет 39300 тонн +1% с грузом удельноймассой около 0,7 т/м3, при осадке около 12,27 м – 44990 тонн +1%, с грузом удельной массой около 0,8 тонн.
Дальность плавания 15000миль. Имеется возможность увеличения дальности плавания до 18500 миль за счетснижения грузоподъёмности.
Автономность плавания сзапасом пресной воды 30 суток, сухой провизии 60 суток, по остальной провизии40 суток.
 
2.3Корпус и материалы
Защита корпуса от коррозиии обрастания осуществляется применением современных, стойких к морской воде инефтепродуктам красок. Цистерны пресной воды выполняются из стали с последующейокраской.
В качестве материала дляосновных связей корпуса принимается низколегированная судостроительная сталькатегорий Ф32, Д32, Е32, с пределом текучести 315 МПа (32 кгс/мм2).
Для рубок, выгородок впрочном корпусе, мелких фундаментов и креплений принимается углеродистая сталькатегорий А и В, имеющая предел текучести 235 МПа (24 кгс/мм2).
 
2.4Энергетическая установка судна и механизмы
На танкерах в качествеглавных широко применяются двигатели внутреннего сгорания. Рост мощностисудовых дизелей несколько отставал от роста водоизмещения танкеров. Поэтомучасто на крупных судах устанавливали и устанавливают сейчас по два двигателя,работающих на один винт. С эксплуатационной точки зрения одновинтовая установказначительно выгоднее двухвинтовой, так как обеспечивает увеличение скоростиприблизительно на 5% при той же мощности двигателей.
На многих дизельныхтанкерах все вспомогательные механизмы, включая грузовые насосы, брашпиль,кормовой швартовый шпиль – электрифицированы.
Для погрузки провизии,спуска и подъема рабочей шлюпки, а также обслуживания машинно-котельногоотделения устанавливается грузовой кран. Для погрузки и поддержания шлангов вовремя подсоединения устанавливается гидравлический кран грузоподъемностью 10т смаксимальным вылетом стрелы 21м.
Чтобы не сжигать многотоплива в паровых котлах, на большинстве дизельных танкеров дополнительноустановлены небольшие утилизационные паровые котлы., которые дают достаточноеколичество пара для хозяйственных нужд (баня, камбуз, буфет) во время морскогоперехода.
В настоящее время строяттанкеры с повышенной скоростью хода в 17-25 узлов и большой грузоподъемности.Вследствие повышения скорости и грузоподъемности танкеров все большееприменение в качестве главных двигателей получают мощные паровые турбины.
Наблюдается тенденцияпроектировать судовые турбины с повышенным давлением пара, что увеличиваетк.п.д. турбин до 25%.

3. Краткое описание общесудовыхустройств
3.1Якорное, швартовное и буксирное устройство
Судно снабжается двумястановыми и одним запасным якорями.
Становые якоря убираютсяв клюзы с наделкой.
Якорные цепи для становыхякорей – электросварные с распоркой особой прочности из стали. Цепи хранятся вспециальных ящиках, обеспечивающих самоукладку цепей. Проводка якорной цепи изклюза на лебёдку осуществляется через ролик. Для стоянки судна на якоряхпредусматриваются стопора якорных цепей. Швартовное и буксирное устройстваснабжаются канатами
3.2Спасательные средства
На судне устанавливаютсядве моторные спасательные шлюпки вместимостью 36 человек, одна рабочаяпластмассовая шлюпка грузоподъемностью 1300 кг и надувные спасательные плотывместимостью 10 человек – 8 шт.
3.3Рулевое и подруливающее устройство
Прокладка руляосуществляется электрогидравлической, четырехцилиндровой плунжерной рулевоймашиной. Рулевая машина обеспечит прокладку руля при полном переднем ходе и приработе одного насосного агрегата с 35° одного борта на 30°другого борта в течение 28 секунд.
Для улучшенияуправляемости на малых ходах и при швартовке в качестве средства активногоуправления на судне устанавливается подруливающее устройство, котороерасполагается в носовой части судна и включает гребной винт фиксированного шагав поперечной трубе.

4. Краткое описание судовых систем
4.1Система бытового водоснабжения
На судне предусматриваетсяединая система бытовой пресной воды, обеспечивающая все бытовые потребителипресной воды питьевого качества.
Обеззараживание водыпроизводится в установках ультрафиолетового облучения, в состав которых входятлампы и фильтры – освежители. Общая пропускная способность установок около 30 м3/час.
 
4.2Система сточная и шпигатная
Сточные воды от унитазовсанузлов надстройки и оборудования медблока отводится за борт через установкудля очистки и обеззараживания сточных вод или цистерну сбора сточных вод.
Хозяйственно-бытовые водыотводятся за борт или через установку для очистки сточных вод. Предусмотренавозможность сбора этих вод в специальную цистерну.
Удаление воды с открытыхчастей предусматривается через систему шпигатов за борт.
4.3Системы отопления и пароснабжения
Паровое отоплениепредусматривается в хозяйственных, санитарно – бытовых и других помещениях,требующих отопления и не обслуживаемых системой кондиционирования воздуха илиэлектроотоплением.
Хозяйственный паропроводпредусматривается для снабжения паром водонагревателей, потребителей камбузногои прачечного блоков, воздухонагревателей общесудовой и машинной вентиляции.

4.4 Система общесудовой вентиляции икондиционирования воздуха
В зависимости отназначения помещение обслуживается естественной или искусственной вентиляцией.
Предусмотренодистанционное отключение из навигационной рубки вентиляторов искусственнойвентиляции при пожаре.
Жилые, общественные и рядслужебных помещений оборудуются одноканальной среднескоростной системой круглогодичногокондиционирования воздуха с центральными кондиционерами.
Холодильная установкакондиционирования воздуха обслуживается одним винтовымкомпрессорно-кондиционерным агрегатом на хладоне 22.
4.5 Системыгрузовая и мойки танков
Грузовая система предусматриваетвозможность приема до восьми сортов груза одновременно. При этомобеспечивается:
закрытый прием при помощибереговых средств каждого сорта груза с интенсивностью до 200м3/часчерез каждый трубопровод грузового коллектора;
суммарная интенсивностьприема груза около 7500м3/час;
суммарная интенсивностьвыгрузки около 3900м3/час, чем обеспечивается выгрузка судна за15-16 часов;
Грузовая системаобслуживается погружными насосами, установленными в каждом грузовом танке и вотстойно — грузовых танках.
Система обеспечиваетмойку танков горячей водой с температурой 80º С и растворамихимических препаратов.
Мойка грузовых танковсырой нефтью осуществляется при выгрузке путем подачи её в моечную магистральот грузового коллектора по специальному трубопроводу.
Система подогрева грузавыполняется автономной для каждого танка. Прокачка груза через паровыеподогреватели, работающие на насыщенном паре давлением 0,7 МПа, обеспечиваетсяпогружными грузовыми насосами. Подогреватели устанавливаются на верхней палубе.Система обеспечивает подогрев груза от 50 оС до 75 оС за5 суток перед выгрузкой при температуре забортной воды +5 оС инаружного воздуха +2 оС.
4.6Система инертных газов и газоотводная
Система инертных газовобеспечивает создание и поддержание в танках атмосферы с содержанием кислородане выше 8 % по объёму и избыточного давления от 125 до 800 мм вод. ст. Производительностьсистемы около 5000 м3/ч. Содержание кислорода в ИГ не более 5 %.Температура газа на входе в танк не более 65 оС
Для отвода газов изгрузовых и отстойно-грузовых танков предусмотрена газоотводная система,автономная для каждого танка.
Из каждого танка выведенагазоотводная система, на высоту более двух метров от верхней палубы.
Каждая труба оборудованапредохранительным и вакуумными клапанами в составе высокоскоростныхгазо-выпускных устройств, обеспечивающих выброс газов из танков.
4.7Противопожарные системы
а) Системы водяногопожаротушения.
Система обслуживаетсядвумя насосами производительностью 160 м3/ч при напоре 1,0 МПа.Пожарные лотки располагаются из расчёта подачи не менее двух струй воды клюбому возможному очагу пожара на суше.
б) Система углекислотноготушения.
Система углекислотноготушения высокого давления предусматривается для тушения пожаров вмашино–котельном отделении. Запас углекислоты хранится в баллонах. Предусматриваетсяпредупредительная сигнализация о предстоящем пуске углекислоты в МКО.
в) Система пенотушения.
Система пенотушенияпредусматривается для тушения пожаров в грузовых танках и на открытых частях ВПв районе танков.
Для тушения местныхочагов пожара в МКО предусматривается стационарные воздушно – пенные аппараты.
4.8Система осушительная и балластная
а) Осушительная системапредназначена для осушения МКО, выгородки лага и эхолота и балластировкиахтерпика.
Комплектуются двумясамовсасывающими центробежными насосами производительностью 160 м3/чи одним поршневым насосом производительностью 25 м3/ч,расположенными в МКО.
б) Балластная системаобслуживается двумя погружными гидроприводными насосами производительностьюоколо 900 м3/ч.
Балласт толькоизолированный.

5. Перспективыразвития танкеров
Мировой танкерный флотдостиг рекорда суммарной вместимости. Согласно прогнозам, в ближайшее времяувеличение числа танкеров продолжится, прирост дедвейта должен составить около6%. По словам экспертов, рост танкерного флота стал естественной реакцией наувеличение спроса на нефть, в первую очередь со стороны Китая. Ажиотаж нанефтяном рынке уже привел к тому, что доходность морских перевозок углеводородовв 4-5 раз превысила обычное значение. Специалисты ожидают, что такая ситуацияпродлится до тех пор, пока Китай не умерит свои энергетические аппетиты.
В Российской Федерацииситуация с танкерным флотом развивается парадоксальным, и, возможно,поучительным для Украины образом. В то время как в мире танкерный флотпринадлежит либо нефтяным компаниям, либо судовладельцам, в России частныенефтяные компании рассматривают судоходный бизнес как непрофильный иизбавляются от него при первой возможности.
«Совкомфлот» подписалконтракт с корейской Samsung Heavy Industries Co. на строительство к марту 2009г. трех танкеров ледового класса на сумму в $424 млн. (более $140 млн. затанкер).
Новыми судами активнооснащается и государственная компания «Роснефть», которая заключила контракт сиспанской компанией Factorias Vulkano на строительство трех танкеров усиленноголедового класса, а также «Газпром», который до 2010 г. планирует построить 4-5плавучих комплексов из 20-30 танкеров.

Заключение
По общему мнению экспертов,рекорд вместимости танкерного флота стал следствием увеличения спроса ипредложения на рынке нефти. «Этого следовало ожидать, ведь мировое потреблениенефти значительно превысило 80 млн барр. в сутки. Фактически мы вернулись вгоды нефтяного ценового кризиса, только подоплека и добавочные премии у него неполитические, а террористические», – сказал RBC daily Алексей Безбородов. Поданным крупнейшей мировой танкерной компании Frontline, 43% мировогопроизводства нефти в настоящее время приходится на морские месторождения, идальнейшее увеличение добычи сырья будет происходить за их счет. При этом, пооценке компании, 2%-ное увеличение производства на таких месторождениях требуетроста танкерного флота на 4%.
С динамикой потреблениянефти со стороны Китая эксперты связывают и будущее танкерного рынка. Спрос натанкеры может упасть только после снижения темпов роста китайской экономики.Пока же каждый танкер приносит своему владельцу прибыль на уровне 80-130%.

Список использованных источников
 
1.  Организация безаварийной эксплуатациинефтяного танкера. Курс лекций. Вахтанин Н.А., Шерстнев Н.В. Изд-во СевНТУ,2003
2.  Ежедневная деловая газета РБК daily,декабрь 2008
3.  Материал из Википедии — свободнойэнциклопедии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.