Реферат по предмету "Транспорт"


Сборка двигателя

Содержание
Введение
1.Устройство двигателя
1.1Назначение двигателя, его виды
1.2Устройство двигателя
1.3Принцип работы двигателя
1.4Материалыдля двигателя. Эксплуатационные материалы
2.Техническое обслуживание двигателя
2.1Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей
2.2Возможные неисправности двигателя
2.3Перечень выполняемых работ в объеме технического обслуживания для двигателя
3.Сборкадвигателя
3.1Разборочные работы
3.2Дефектация деталей двигателя
3.3Методы восстановления работоспособности двигателя
3.4Сборка двигателя
3.5Послеремонтные испытания. Порядок сдачи готового изделия
3.6Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей
4.Охранатруда
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения

Введение
Двигатель — механизм, при помощи которого автомобили, тракторы, мотоциклы, вертолеты,самолеты, тепловозы, речные и морские суда получают возможность передвигаться. Двигатель является «сердцем» автомобиля.
Тема «Сборкадвигателя» достаточно актуальна на современном этапе. Механизация иавтоматизация процессов сборки автомобиля и его составляющих частей имеетбольшое значение в развитии ремонтного производства. Экономически выгодноприменять различные машины и механизированное оборудование в процессе сборкиавтомобиля, т.к. снижаются усилия затраченные рабочим, время работы, чистота и культурапроизводства, воздействие и износ используемых деталей. Это имеет огромноезначение в условиях развития автомобильного производства. Актуальность этоговопроса растет изо дня в день, так как число автомобильного транспорта испециальной техники постоянно растет, растет и потребность в ремонте.Торгово-экономическая экономика ставит задачи по усовершенствовании ремонтныхработ, то есть уменьшение временных рамок отведенных на одну ремонтируемуюединицу, улучшение качества ремонта, снижение стоимости ремонта за счетвнедрения передовых технологических разработок, и др.
В даннойработе описаны основные средства механизации и автоматизации при капитальномремонте автомобилей, но в действительности разновидностей специальногоинструмента на порядок больше. В ремонте используется очень широкий спектроборудования, помогающего на много увеличить эффективность ремонтногопроизводства.
Целью письменнойэкзаменационной работы является систематизация научных и практических знаний вобласти сборки двигателя, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решенийпо тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонтадвигателя, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применениюальтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний ирегулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности,долговечности и экономичности.
Основными задачаминаписания работы являются:
— разработка путейразвития по совершенствованию механизации и автоматизации сборочных работ прикапитальном ремонте двигателя;
— основы обеспеченияработоспособности двигателя;
— изучить виды иустройство двигателя;
— ознакомиться сперечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для двигателя;
— основные нормативыбезопасности;
— организациядиагностических и регулировочных работ;
— рассмотреть методы испособы восстановления работоспособности двигателя.
Материалыобзора основаны на информации собранной из справочной, учебной и другойспециальной и технической литературы.
При написанииписьменной экзаменационной работы были использованы источники таких авторов какВ.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В. Д. Олфильев, Фрункин. А.К.,ЧуначенкоЮ.Т., научные труды Ю.М. Рудникова, Ю.Л. Засорина, В.М. Даговича, В.С. Калисекима,А.И. Манзона, Г.Е. Начума.
Данная работа состоитиз введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.Во введении показана цель написания письменной экзаменационной работы. Глава 1 посвященаназначению и устройству двигателя, во 2 главе описывается техническоеобслуживание двигателя, в 3 главе рассматривается их сборка, в 4 главе изложеныобщие основы обеспечения охраны труда. В заключении сформулированы основныевыводы.

1. Устройстводвигателя
1.1 Назначениедвигателя, его виды
Двигатель — механизм,при помощи которого автомобили, получают возможность передвигаться. Двигатели,у которых топливо, распыленное и смешанное с воздухом, сгорает внутри цилиндрови в результате выделяющиеся газы — продукты сгорания — производят работу, называютсядвигателями внутреннего сгорания, сокращенно — ДВС. ДВС — это двигатель,который производит работу. В цилиндрах двигателей перемещаются поршни,связанные посредством шатунов с коленчатым валом. Поэтому такие двигателивнутреннего сгорания называют еще поршневыми [4, C.63].
Двигатель являетсяисточником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.
В настоящее времябольшое распространение получили поршневые двигатели внутреннего сгорания(ДВС).
ДВС подразделяются набензиновые и дизельные. Они различаются по способу зажигания топливно-воздушнойсмеси. В бензиновых двигателях зажигание происходит принудительным путем черезискровые свечи; в дизельных — топливная смесь поджигается от повышения еетемпературы при сжатии. Дизельные двигатели в отличие от бензиновых отличаютсялучшей экономичностью (на 15-20 %) благодаря большей степени сжатия. Однако вслучае поломки их ремонт обходит гораздо дороже бензиновых.
Разнообразиесовременных поршневых двигателей появилось в связи с компоновкой их цилиндров.Различают рядные, V-образные, оппозитные, VR-образные, W-образные двигатели.Наибольшее распространение получили рядные двигатели, в которых цилиндрырасполагаются в одной плоскости, по причине их наименьшей себестоимости всравнении с производством других двигателей.
Двигатель, у которогорабочий цикл совершается за четыре такта (два оборота коленчатого вала),называется четырехтактным. Существуют и двухтактные двигатели, у которыхрабочий цикл совершается за два хода поршня и один оборот коленчатого вала. Ихпочти не применяют на автомобилях, а ставят на мотоциклы.
На автомобилях ставятдвух, четырех-, шести-, восьми и двенадцати цилиндровые двигатели. Все зависитот назначения, веса и размеров автомобиля.
1.2 Устройстводвигателя
Устройство двигателя автомобиляв поперечном разрезе показано на рисунке1.1.
/>
Рисунок 1.1 — Схема

Насхеме показаны основные части двигателя автомобиля:
— распределительныйвал,
— штанга,
— коромысло,
— клапан,
— головка цилиндра,
— цилиндр,
— поршень,
— шатун,
— коленчатый вал,
— поддон картера.
/>
Рисунок 1.2 – Деталикривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов

Рассмотримосновные части кривошипно-шатунного механизма двигателя и схему ихвзаимодействия. Кривошипно-шатунный механизм двигателя включает блок цилиндров,головку блока, поршни, поршневые пальцы и кольца, шатуны, коленчатый вал,коренные и шатунные подшипники, маховик и масляный картер (рисунок 1.2). Цилиндрявляется основной частью двигателя, в которой происходит весь рабочий процесс.Внутренняя часть цилиндра отполирована до зеркального блеска, поэтому ее иназывают зеркалом цилиндра. У многоцилиндровых двигателей цилиндры изготовленыв одной общей отливке, образующей блок цилиндров.
Сверху блок плотнозакрывает головка. В головке цилиндров имеются впускные и выпускные каналы,перекрываемые клапанами, и отверстия для ввертывания свечей зажигания. Черезвпускные каналы в цилиндры поступает горючая смесь, а через выпускные каналывыходят отработавшие газы. Между блоком и головкой ставят металлоасбестовуюуплотняющую прокладку, обеспечивающую герметичность соединения. Блок и головкаимеют двойные стенки, образующие полость, которую заполняют охлаждающейжидкостью. Эту полость называют рубашкой охлаждения.
Нижнюю часть поршняназывают юбкой, верхнюю головкой, а плоскость, которая воспринимает давлениегазов, — днищем. С внутренней стороны юбка имеет приливы — бобышки сотверстиями для поршневого пальца. Для того чтобы юбка поршня могла постоянноприлегать к зеркалу цилиндра и не заклиниваться при тепловом расширении, на нейимеется разрез, допускающий ее сжатие.
Блокцилиндров двигателя легкового автомобиля составляет одно целое с верхней частьюкартера. Высокая жесткость блока обеспечивается тем, что плоскость разъемакартера расположена ниже оси коленчатого вала на 50 мм.
Расстояние между осямицилиндров составляет 95 мм; по всей высоте цилиндров сделаны протоки дляохлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла,улучшается охлаждение поршней и поршневых колец, несколько снижаетсятемпература моторного масла и уменьшается вероятность деформаций блока отнеравномерного нагрева.
В верхней частицилиндров у некоторых блоков запрессованы короткие сухие гильзы длиной 40 мм состенками толщиной 15,75 мм. При эксплуатации гильзы не выпрессовываются;растачивание и хонингование цилиндров при ремонтах производится совместно, т.е.так же, как и цилиндров, не имеющих гильз.
Водяная рубашка блокацилиндров сообщается с рубашкой головки блока через специальные отверстия в ихвзаимно прилегающих плоскостях, уплотняемых прокладкой головки блока.
В передней части блокаимеется полость для цепной передачи, приводящей в движение распределительныйвал и дополнительный вал привода масляного насоса, прерывателя-распределителя ибензонасоса. В передней части полости находится окно, закрываемое крышкойпривода распределительного вала, для крепления которой передний торец блокаснабжен фланцем с девятью резьбовыми отверстиями. Справа на блоке цилиндроврасположены приливы с отверстиями для крепления водяного насоса, кронштейнагенератора и кронштейна крепления подвески двигателя. С левой же стороны блокаимеется развитый прилив, в котором размещен дополнительный вал приводамасляного насоса, прерывателя-распределителя, бензинового насоса имаслоотделитель системы вентиляции картера. Чуть ниже расположены: прилив сотверстием для маслоизмерительного стержня (щупа), фланец крепления кронштейнаподвески двигателя и резьбовое отверстие для краника слива охлаждающей жидкостииз водяной рубашки блока цилиндров.
Задняя часть блокацилиндров имеет развитые кронштейны и отверстия для крепления картерасцепления, который фиксируется относительно блока двумя установочными втулками,входящими в крайние боковые отверстия, и крепится к нему четырьмя болтами.Непосредственно к обработанному торцу задней части блока привернута шестьюболтами крышка сальника, уплотняющего заднюю коренную шейку коленчатого вала.
Если взглянуть на блокцилиндров двигателя снизу, можно увидеть пять опор для вкладышей коренныхподшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатываютокончательно под вкладыши совместно с блоками, и поэтому они невзаимозаменяемы. Для обеспечения их правильного расположения при сборкенеобходимо учесть, что на них нанесены метки с номерами соответствующих опор.Каждая крышка крепится двумя болтами.
Газораспределительныймеханизм предназначен для своевременного впуска в цилиндр горючей смеси ивыпуска из него отработавших газов. Механизм имеет распределительные шестерни,распределительный вал, толкатели, штанги, коромысла и клапаны с пружинами. Какработает газораспределительный механизм? Шестерня приводагазораспределительного механизма (распределительная шестерня) вращается вместес коленчатым валом. Связанная с ней ведомая шестерня, установленная нараспределительном валу, имеет в 2 раза больше зубьев, так что распределительныйвал за два оборота коленчатого вала делает только один оборот.
Главнымисоставляющими газораспределительного механизма являются:
· распределительныйвал;
· рычаги;
· ременьгазораспределительного механизма (ремень ГРМ) или цепь;
· клапаныс мощными пружинами (впускные и выпускные);
· впускныеи выпускные каналы.
двигатель автомобиль ремонт неисправность

1.3 Принцип работы двигателя
Практически всеавтомобильные двигатели работают по 4-тактному термодинамическому циклуМюллера: впуск топливной смеси, сжатие, рабочий ход, в процессе которогопроизводится сжигание топливной смеси, и выпуск отработавших газов.
Двигатель сжигаетпоступающее в него топливо и преобразует тепловую энергию сгорания вовращательное движение коленчатого вала; далее вращение передается черезтрансмиссию на ведущие колеса автомобиля, являющиеся элементом ходовой частиавтомобиля.
В цилиндре происходит сгораниетоплива и преобразование тепловой энергии в механическую работу. Для этого вцилиндре имеется поршень, который при помощи пальца и шатуна связан сколенчатым валом (рисунок 1.1). Поршень движется в цилиндревозвратно-поступательно, а коленчатый вал вращается.
Преобразование движениявыполняет кривошипно-шатунный механизм (рисунок 1.2). Поршень свободно надет напоршневой палец, одновременно «проходящий» через верхнюю головкушатуна. Нижняя разъемная головка шатуна охватывает шейку коленчатого вала. Такуюшейку называют шатунной. Эта шейка смещена относительно других шеек, называемыхкоренными, на некоторое расстояние. Коренные и «шатунная» шейкисвязаны между собой пластинами почти прямоугольной формы — щеками. Щеки вместес коренными и шатунной шейкой образуют кривошип. Коренные шейки коленчатоговала являются его осью и вращаются в подшипниках, расположенных в картере(основании) цилиндра. Шатунная шейка, как любая точка на ободе колеса,вынуждена вращаться относительно своей оси, описывая окружность, радиус которойназывается радиусом кривошипа.
Основнымихарактеристиками любого двигателя являются: рабочий объем (в куб. см.),максимальная мощность (в л.с.), максимальный крутящий момент на коленчатом валу(определяет силу тяги на колесах), удельный расход топлива.
Детальнорассмотрим циклы работы двигателя. При движении поршня от нижней к верхнеймертвой точке (цилиндр по-прежнему изолирован от внешней среды) рабочая смесьсжимается и давление в цилиндре возрастает до 8—12 кг/см2. Такойпроцесс называется сжатием — это один из циклов работы двигателя. При этомколенчатый вал повернется еще на пол-оборота, или на 180°.
Сжатая горючая смесьготова к сгоранию. Поэтому достаточно в цилиндре вспыхнуть электрической искре,как смесь воспламенится и начнет выделять горячие газы. Под давлением газовпоршень вынужден начать движение от верхней к нижней мертвой точке.Одновременно с поршнем коленчатый вал поворачивается еще на поло оборота, илина 180°. Такой процесс называется расширением, или рабочим ходом. При этомпроцессе газы совершают работу, и за счет их энергии поршень движетсяпоступательно, а коленчатый вал вращается. Далее поршень продолжает двигаться,по уже от нижней к верхней мертвой точке, а коленчатый вал в четвертый разповорачивается на пол-оборота, или на 180". Цилиндр сообщается струбопроводом, через который выбрасываются отработавшие газы. Этот процессименуется выпуском.
Поршень 4 раза прошелмертвые точки, или произвел четыре хода. Коленчатый вал повернулся вокруг своейоси 2 раза (всего на 720°). За это время в цилиндре полностью закончился такназываемый рабочий цикл.
Процессы в цилиндре,связанные с движением поршня и вращением коленчатого вала, называют тактами:впуска, сжатия, рабочего хода (или расширения) и выпуска. Такт рабочего ходасовершается за счет тепловой энергии газов, а такты впуска, сжатия и выпуска —за счет кинетической энергии маховика, который укреплен на конце коленчатоговала.
Изучив рабочий циклодноцилиндрового двигателя, легко представить рабочий цикл многоцилиндрового.Допустим, двигатель имеет четыре цилиндра, тогда число рабочих ходов во всехцилиндрах за рабочий цикл двигателя будет равно тоже четырем, а во времярабочего хода в одном цилиндре в трех других будут совершаться вспомогательныетакты.
Очередность рабочихходов и других тактов в цилиндрах подчинена строгому порядку работы. Учетырехцилиндровых четырехтактных двигателей применяются следующие порядкиработы цилиндров: 1—2—4—3 и 1—3—4—2. При порядке работы 1—2—4—3 рабочий циклдвигателя показан в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Рабочийцикл двигателяПолуобороты коленчатого вала Углы поворота коленчатого вала, град Цилиндры 1 2 3 4 1-й 180 Впуск Выпуск Сжатие Рабочий ход 2-й 360 Сжатие Впуск Рабочий ход Выпуск 3-й 540 Рабочий ход Сжатие Выпуск Впуск 4-й 720 Выпуск Рабочий ход Впуск Сжатие
1.4 Материалы длядвигателя. Эксплуатационные материалы
Материаломдля блока цилиндров служит серый чугун или алюминиевый сплав. Головка и поршеньотливаются из алюминиевого сплава, поршень достаточно легкий и обладает хорошейтеплопроводностью.
Гильзы отлиты изспециального высоколегированного чугуна аустенитной структуры, которыйотличается повышенной износостойкостью.
В качествематериала для изготовления поршневого пальца выбирают сталь, а для большейизносоустойчивости его наружную поверхность подвергают термическойобработке-закалке при помощи нагрева токами высокой частоты. Поршневые кольцаделают обычно из чугуна; при этом они обладают большой упругостью. Коленчатыйвал изготовляют из высокопрочной стали или чугуна.
Шатун состоит изстального стержня, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. Верхняяголовка шатуна надета на поршневой палец и тем самым соединена с поршнем. Обеполовинки нижней головки шатуна надеты на шатунную шейку коленчатого вала и соединенымежду собой стяжными болтами, гайки которых после затяжки шплинтуют. Чтобыуменьшить трение между деталями и, следовательно, их износ, в верхнюю головкушатуна вставляют бронзовую втулку, а в нижнюю — тонкостенные вкладыши,являющиеся подшипниками скольжения. Внутреннюю поверхность вкладышей заливаютбаббитом (сплавом олова и свинца).
Маховик отливают изчугуна. На обод маховика напрессовывают зубчатый венец (изготовленный изстали), который вращается вместе с маховиком и используется при пуске двигателяот шестерни стартера.
Рассмотримэксплуатационные материалы двигателя — топливом могут быть бензин, газ икеросин.
Основные виды топливадля автомобилей — продукты переработки нефти — бензины и дизельные топлива. Онипредставляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных дляулучшения их эксплуатационных свойств.
Бензины в силу своихфизико-химических свойств применяются в двигателях с принудительным зажиганием(от искры). Более тяжелые дизельные топлива вследствие лучшей самовоспламеняемостиприменяются в двигателях с воспламенением от сжатия, т.е. дизелях.
Маркировка бензиноввключает одну или две буквы и цифру: буква «А» — бензин автомобильный, «И» — исследовательский метод определения 04 (если нет «И» — то моторный), цифрауказывает на октановое число.
Автомобильные бензины,за исключением марки АИ-98, подразделяются на виды: летний — для применения вовсех районах, кроме северных и северовосточных, в период с 1 апреля до 1октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течениевсего года; зимний — для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточныхрайонах; в остальных районах — с 1 октября до 1 апреля.
Дизельные двигатели всилу особенностей рабочего процесса на 25...30% экономичнее бензиновых двигателей,что и предопределило их широкое применение. В настоящие время ониустанавливается на большинство грузовых автомобилей и автобусов, а также начасть легковых.
По физическомусостоянию горючие газы делятся на две группы: сжатые и сжиженные. Если критическаятемпература углеводородов ниже обычных температур при эксплуатации автомобилей,то их применяют в сжатом виде, а если выше — то в сжиженном виде под давлением1,5...2,0 МПа.
Преимущества СПГ передбензинами:
• повышается срокслужбы моторного масла в 2,0...3,0 раза;
• увеличивается ресурсдвигателя на 35...40% вследствие отсутствия нагара на деталяхцилиндро-поршневой группы;
• увеличивается на 40%срок службы свечей зажигания;
• на 90% снижаетсявыброс вредных веществ с отработавшими газами, особенно СО.
Недостатки СПГ:
• цена автомобилявозрастает примерно на 27%;
• трудоемкость ТО и ТРвозрастает на 7...8;
• мощность двигателяснижается на 18...20%, время разгона увеличивается на 24...30%, максимальнаяскорость уменьшается на 5...6%, максимальные углы преодолеваемых подъемовуменьшаются на 30...40%, эксплуатация автомобиля с прицепом затрудняется;
• дальность поездки наодной заправке не превышает 200...250 км;
• грузоподъемностьавтомобиля снижается 9...14%.
С учетом достоинств инедостатков автомобилей, работающих на СПГ, определена область их рациональногоиспользования — перевозки в крупных городах и прилегающих к ним районах.
Моторные маслаобеспечивают:
• снижение трения иизноса трущихся деталей двигателя за счет создания на их поверхностях прочноймасляной пленки;
• уплотнение зазоров всопряжениях и, в первую очередь, деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ);
• отвод тепла оттрущихся деталей, удаление продуктов износа из зон трения;
• защиту рабочихповерхностей трущихся деталей от коррозии продуктами окисления масла и сгораниятоплива;
• предотвращение всехвидов отложений (нагары, лаки, зольные отложения).
Эксплуатационныетребования к моторным маслам:
• оптимальная вязкость,определяющая надежную и экономичную работу агрегатов на всех режимах;
• хорошая смазывающаяспособность;
• устойчивость киспарению, вспениванию, выпадению присадок;
• отсутствие коррозии икоррозионных износов;
• малый расход маслапри работе двигателя;
• большой срок службымасла до замены без ущерба для надежности двигателя;
• сохранение качествапри хранении и транспортировке. Для выполнения этих требований моторные маслаобладают рядом свойств, к важнейшими из которых относятся вязкостные инизкотемпературные.
От вязкости зависятрежим смазки, отвод тепла от рабочих поверхностей, уплотнение зазоров,энергетические потери в двигателе, быстрота запуска двигателя и т.д.
На вязкость моторныхмасел существенно влияет температура. При ее снижении вязкость резкоувеличивается. Так, в интервале температур от 100 до 0 °С вязкость различныхмасел может возрастать в 300 раз и более.
Вязкостно-температурныесвойства в первую очередь определяют выбор моторного масла для конкретного типадвигателя и условий его эксплуатации. При предельно высоких рабочихтемпературах в двигателе вязкость масла должна быть достаточной, чтобыобеспечить надежную смазку и работу узлов трения, низкий износ деталей,эффективное уплотнение сопряжении, малый прорыв картерных газов и расход маслана угар. При отрицательных температурах масло должно иметь относительно низкуювязкость, обеспечивающую эффективный пуск двигателя, своевременную подачу маслак парам трения и т.д.
В настоящее времянаходят широкое применение всесезонные моторные масла, для которых при высокихтемпературах характерны значения вязкости летних образцов, а при отрицательныхтемпературах — зимних.

2. Техническоеобслуживание двигателя
2.1Значениеи сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей
У нас встране принята планово-предупредительная система технического обслуживания иремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническоеобслуживание осуществляется по плану, а ремонт – по потребности. Принципиальныеосновы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонтаавтомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании иремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Техническоеобслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные,контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные,электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборкиагрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если притехническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов,то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах иприборах.
По периодичности,перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласнодействующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО),первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Положениемпредусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт(ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР),выполняемый на специализированных предприятиях.
Каждый вид техническогообслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ(операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на двесоставные части контрольную и исполнительскую.
Контрольная часть(диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская частьвыполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовыезатраты при ТО подвижного состава.
Диагностика являетсячастью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущегоремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации отехническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуетсяназначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания иремонта [12, С. 65].
Ежедневное техническоеобслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии вмежсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам исистемам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборамосвещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а также дозаправкуавтомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойкаавтомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных,климатических условий и санитарных требований, а также от требований,предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Как правило,техническое обслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании,проводят после обкатки (через 2… 3 тыс. км пробега), а затем через каждые 15тыс. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2). Сезонное ТО проводят двараза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодноевремя года. Перечень контрольно-осмотровых и регламентных работ указан всервисной книжке автомобиля.

2.2 Возможныенеисправности двигателя
1. Двигатель незапускается.
Возможные причины:
— засоренытопливопроводы или топливный фильтр. Продуть топливопровод сжатым воздухом
— засорены фильтрыкарбюратора и топливного насоса. Промыть фильтры в неэтилированном бензине.Заменить фильтр тонкой очистки топлива, промыть фильтрующий элементфильтра-отстойника
— неисправен топливныйнасос. Заменить диафрагму или клапаны
— неисправенкарбюратор. Отрегулировать привод воздушной заслонки, промыть и продуть жиклерывоздухом
— неисправна системазажигания. Подтянуть контакты, заменить коммутатор, датчики, блок управления.
2. Двигатель неразвивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью:- неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора. Отрегулировать приводдроссельных заслонок
— загрязнен фильтрующийэлемент воздушного фильтра. Заменить фильтрующий элемент — неисправна системазажигания
— неисправен топливныйнасос
— неисправен карбюратор
— не полностью открытавоздушная заслонка
— засорена вентиляционнаятрубка топливного бака
— нарушены зазоры вклапанном механизме
— сбиты фазыгазораспределения. Отрегулировать зазоры клапанов газораспределительногомеханизма
— поломка или залеганиепоршневых колец
— плохое прилеганиеклапанов к седлам
— чрезмерный износцилиндров и поршневых колец.
3. Двигательперегревается:
— недостаточноеколичество жидкости в системе охлаждения. Долить охлаждающую жидкость
— неправильнаяустановка момента зажигания. Отрегулировать угол опережения зажигания  - сильнозагрязнена наружная поверхность радиатора. Промыть систему охлаждения  -неисправен термостат. Заменить термостат
— не работаетэлектродвигатель вентилятора. Заменить реле предохранителя
— неисправен насосохлаждающей жидкости. Заменить
— нагар на стенках камерсгорания и днищах поршней
— повреждена прокладкаголовки блока цилиндров. Заменить прокладку.
4.Двигатель продолжает работать после выключения зажигания:
— сильный перегревдвигателя
— нагар на стенкахкамеры сгорания, днищах поршней, тарелках клапанов.
5. Двигатель неразвивает полной мощности – ухудшилась динамика разгона, невозможно снизитьтоксичность двигателя, трудности с запуском, повышенный расход топлива и масла,повышенный пропуск газов в картер двигателя, неравномерная работа двигателя намалых оборотах:
— пробита прокладкаголовки блока цилиндров. Заменить прокладку  - износ, потеря упругости, поломкаи пригорание поршневых колец. Заменить кольца
— прогорание поршней.Замена поршней
— неплотное закрытиеклапанов из-за нарушения зазоров в клапанном механизме. Отрегулировать клапаны
— обгорание фаскивыпускных клапанов. Заменить клапаны и седла
— зависание клапанов внаправляющих втулках
— плохое прилеганиеклапанов к седлам. Замена седел
— износ направляющихвтулок и стержней впускных клапанов. Заменить
— закоксовываниепрорезей в маслосъемных кольцах и в канавках поршней из-за применения масланесоответствующего качества (приложение А).
2.3 Переченьвыполняемых работ в объеме технического обслуживания для двигателя
Двигатель являетсяодной из важнейших частей любого автомобиля и нуждается в постоянном уходе. Дляподдержания его в работоспособном состоянии и предотвращения возможныхнеисправностей необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание.Основными операциями технического обслуживания систем и механизмов двигателя,обеспечивающими их нормальную работу, являются: постоянная проверка уровнямасла в двигателе; промывка топливной системы; замена моторного масла ифильтров (масляного, топливного, воздушного); проверка герметичности топливнойсистемы, системы охлаждения и смазки; замена свечей зажигания или накаливания(в дизельных двигателях); проверка натяжения и, при необходимости, заменаприводных ремней (генератора, гидроусилителя руля, кондиционера, ГРМ) и ихроликов натяжения; регулирование зазора клапанов и форсунок; замена резиновыхпрокладок головки блока цилиндров, клапанной крышки и поддона картера и т.д.Наиболее серьезные повреждения двигатель получает при обрыве ремнягазораспределительного механизма (ГРМ).
В зависимости отрегламента технического обслуживания автомобилей разные производителирекомендуют осуществлять такие работы через каждые 5 000-15 000 км пробега.Однако с учетом повышенного окисления масла из-за высокой сернистостироссийского топлива, а также эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях (частыезапуски двигателя, продолжительная работа на холостом ходу, запыленностьвоздуха и проч.) рекомендуется сокращать максимальный межсервисный пробег до 10000 км. Примерно каждые 1 000 км пробега необходимо самостоятельно осуществлятьпроверку уровня масла в двигателе.
При своевременнойзамене моторного масла в двигателе его промывки не требуется. Однако, в случаенарушения сроков эксплуатации, использования неподходящего сорта масла илиналичия признаков некачественного масла (повышенная вязкость, сгустки, грязьпод клапанной крышкой и т.д.) необходимо промывать двигатель специальнойпромывочной жидкостью перед заливкой свежего масла. Промывка двигателя такжетребуется при переходе к маслу другого производителя, т.к. активные веществамасел разных производителей могут часто не сочетаться друг с другом. Ихсоединение может привести к вспениванию масла или, наоборот, образованиютрудноудаляемых отложений. Промывочная жидкость позволяет удалить остаткипрежнего масла со всеми имеющимися в нем присадками. При выборе масласоответствующего индекса вязкости и класса необходимо следовать рекомендациямзавода-изготовителя автомобиля.
Одновременно с заменоймасла следует производить замену масляного фильтра тонкой очистки, отвечающегоза удаление из системы смазки абразивных частиц, способных вызвать повышенныйизнос трущихся деталей двигателя. От качества очистки масла напрямую зависиткак интервал замены моторного масла, так и ресурс двигателя автомобиля.
Выполнение регламентатехнического обслуживания при условии своевременного устранения всех неожиданновозникающих неисправностей позволяет постоянно поддерживать двигатель в хорошемтехническом состоянии и обеспечить ему максимально возможный пробег.

3. Сборкадвигателя
3.1Разборочные работы
Вымывдвигатель на моечной установке, устанавливают его на стенде для разборки исливают из картера масло. Снимают карбюратор, отсоединив от него шланги и тягупривода дроссельных заслонок, снимают топливный насос и распределительзажигания. Ключом 67.7812.9514 (трубчатый торцовый 21 мм) вывертывают свечизажигания и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Снимаютремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, а затем генератор скронштейном. Отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подводажидкости из отопителя, снимают насос охлаждающей жидкости. С головки цилиндровснимают выпускной патрубок охлаждающей рубашки и трубопровод отвода жидкости котопителю.
ПриспособлениемА.60312 отворачивают и снимают масляный фильтр с прокладкой. Выворачиваютдатчик контрольной лампы давления масла, снимают крышку сапуна вентиляциикартера, масляный картер и масляный насос. Снимают фиксатор сливной трубкимаслоотделителя, прикрепленный к нижней плоскости блока цилиндров, и вынимаютмаслоотделитель вентиляции картера. Снимают шкив коленчатого вала, закрепивмаховик фиксатором A.60330/R и отвернув ключом А.50121 храповик.
Снимаюткрышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала.Отворачивают болты крепления звездочек распределительного вала и вала приводамасляного насоса. Ослабляют колпачковую гайку натяжителя цепи, отворачиваютгайки крепления его к головке цилиндров, снимают натяжитель и, отвернув болт,снимают башмак натяжителя цепи. Отворачивают ограничительный палец цепи,снимают звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и вынимаютцепь.
Ослабляютгайки шпилек крепления упорного фланца распределительного вала. Отвернув гайкикрепления, снимают корпус подшипников распределительного
вала.Отворачивают гайки шпилек и, удалив упорный фланец, осторожно, чтобы неповредить поверхность опор корпуса подшипников, вынимают распределительный вал.Отворачивают болты крепления головки цилиндров и снимают ее вместе с выпускнымколлектором и впускным трубопроводом. Ключом отворачивают два болта крепленияупорного фланца валика привода масляного насоса, снимают фланец и вынимаютвалик из блока цилиндров. Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплектаА.40005 снимают звездочку с коленчатого вала. Отворачивают гайки шатунныхболтов, снимают крышки шатунов и осторожно вынимают через цилиндры поршни сшатунами. При выполнении этой операции рекомендуется пометить поршень, шатун, атакже вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить ихна прежнее место.
Устанавливаютв отверстие блока цилиндров фиксатор, ключом отворачивают болты, снимают шайбуи маховик коленчатого вала, а затем переднюю крышку картера сцепления.Выталкивателем А.40006 вынимают подшипник ведущего вала коробки передач изгнезда в коленчатом валу. Снимают держатель заднего сальника коленчатого вала.
Отворачиваютболты крышек коренных подшипников, снимают их вместе с нижними вкладышами,затем снимают коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на заднейопоре.
3.2Дефектация деталей двигателя
Основная цельдефектации двигателя — определение степени износа и/или повреждения всех егодеталей. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, приобрестинеобходимые запасные части, а с другой — определить те детали, которые могутбыть отремонтированы или восстановлены.
Данный этап ремонтатребует определенных навыков, опыта, аккуратности и терпения. После длительнойэксплуатации двигатель обычно имеет большое количество изношенных илиповрежденных деталей и поверхностей. Вследствие этого не следует полагаться напамять — необходимо записывать все размеры изношенных поверхностей иповреждения деталей. Это исключает в дальнейшем уже при сборке обнаружениеранее незамеченных или забытых поврежденных, но не отремонтированных и незамененных деталей и, соответственно, увеличение сроков ремонта двигателя.
Дефектация являетсядостаточно сложным и длительным процессом, предполагает высокую квалификацию иопыт специалистов, выполняющих контроль и измерение деталей. Эта работавозможна только после мойки деталей, иначе выполнить точные измеренияневозможно из-за попадания грязи под ножку того или иного измерительногоприбора. При проверке и измерении деталей можно ориентироваться на приложениеБ, где указаны основные детали и поверхности, требующие обязательного контроля.Результаты измерений и проверок рекомендуется заносить в Акт дефектации, чтобывпоследствии сделать вывод о необходимости ремонта или замены тех или иныхдеталей.
Особое внимание должнобыть обращено на детали со следами ранее выполненного ремонта.
Практика показывает,что пока еще существуют мастерские и «гаражные умельцы», действующиепо известному принципу — «после меня хоть потоп». Результатом их«работы» являются кривые коленчатые валы, расточенные подпроизвольные размеры головки шатунов, «осажденные» (т.е. обработанныепо плоскости разъема) крышки шатунов и коренных подшипников, гильзы цилиндров,установленные без натяга в блоке, сорванные резьбы и т.д. и т.п. Обычно более40-50% «отремонтированных» подобным образом деталей с большим трудомподдаются восстановлению либо вообще неремонтопригодны и требуют замены. Узлы,детали и их поверхности, требующие обязательного контроля при ремонтедвигателей.
Для выполнения дефектациинадо иметь весь необходимый измерительный инструмент. Отсутствие какого-либоинструмента не позволяет обеспечить высокое качество ремонта, т.к. нельзядостоверно определить состояние и необходимость ремонта или замены большогочисла деталей двигателя.
Дефектация валапроводится с целью определения методов и средств ремонта и включает:
— измерение диаметров иовальности шеек (наибольший и наименьший размеры);
— измерение биенияповерхностей (направление и величина);
— измерение размероввспомогательных поверхностей (хвостовик и т.д.). Перед дефектацией вал долженбыть вымыт и просушен. Измерения диаметров шеек и хвостовика производятсямикрометром. Опорные шейки измеряются в одной (произвольной) плоскости, заисключением визуально наблюдаемого одностороннего износа. В этом случаеизмеряются минимальные и максимальные размеры шеек, а также определяетсянаправление износа. Иногда точно определить износ сложно из-за рельефа рабочейповерхности.
3.3 Методывосстановления работоспособности двигателя
При ремонте валовдолжны быть выполнены следующие условия: 1) восстановлен (до исходного) рабочийзазор в соединениях с ответной деталью (или деталями);
2) восстановленовзаимное расположение рабочих и вспомогательных поверхностей;
3) восстановленокачество рабочих поверхностей.
Пренебрежение хотя быодним из указанных условий ведет к ускоренному износу и выходу из строя каксамого вала, так и ответных деталей. Например, увеличенный зазор дает шум илистуки при работе, уменьшенный — приводит к задирам и заклиниванию. Искривлениеоси опорных рабочих поверхностей вала увеличивает нагрузки на опоры и износподшипников. Из-за несоосности рабочих и вспомогательных поверхностейускоряется износ элементов привода вала (цепи, ремни, натяжители), а такженарушается герметичность уплотнений вала. Низкое качество отремонтированнойповерхности — большая шероховатость и пониженная твердость, ускоряют износ ивала и сопряженных с ним деталей.
Основными способамиремонта валов являются:
1. Шлифование опорныхшеек в ремонтный (уменьшенный) размер — применяется для равномерно изношенныхвалов при наличии вкладышей (втулок) подшипников увеличенной толщины.
2. Правка с последующимшлифованием шеек в ремонтный размер — для деформированных и изношенных валов.
3. Наплавка или наварка(возможно с небольшим предварительным занижением размера шейки) с последующимиправкой и шлифованием в ремонтный размер — для сильно изношенных идеформированных валов.
4. Аналогично п.3, ношлифование производится в прежний размер шеек — используется для вспомогательныхи распределительных валов, где применяются, в основном, только втулкиподшипников стандартного размера.
5. Аналогично п.3, ношлифование производится в размер, больший стандартного — применяется, восновном, для распределительных валов, устанавливаемых в изношенные и/илиувеличенные в ремонтный размер опоры в головке блока цилиндров.
6. Правка безшлифования — применяется для неизношенных валов, имеющих большую остаточнуюдеформацию.
Независимо от способаремонта следует придерживаться определенной последовательности ремонтныхопераций:
1. Дефектация иподготовка вала к ремонту.
2. Наварка.
3. Правка.
4. Шлифование.
5. Балансировка.
6. Полирование рабочихповерхностей.
7. Окончательныйконтроль.
В конструкцияхдвигателей можно выделить два типа отверстий. Первый тип — отверстия, поповерхности которых работает — вращается или поступательно движется, ответнаядеталь (вал, толкатель, поршень, палец и т.д.). Это – цилиндры, гильзыцилиндров, поршни, опоры подшипников распределительного вала в головке,отверстия в поршне и т.д. Второй тип — отверстия, используемые для установкиили запрессовки втулок, вкладышей подшипников и других деталей, т.е. поповерхности таких отверстий ответная деталь непосредственно не работает (неперемещается). К таким отверстиям относятся постели в головке и блоке цилиндровпод вкладыши или втулки, отверстия верхних и нижних головок шатунов и др. Крометого, отверстия первого типа следует различать по способу смазки пары трения — под давлением или разбрызгиванием.
В соответствии с типомотверстий в эксплуатации встречаются повреждения различного характера, средикоторых следует отметить износы, задиры, остаточные температурные деформации идр. При этом различные типы отверстий требуют для ремонта различных способов исредств (технологий) ремонта. Для отверстий первого типа основным способомремонта является увеличение диаметра, что предполагает использование ответнойдетали увеличенного (ремонтного) размера. Для отверстий второго типа приремонте обычно требуется восстановление размера до стандартного.
Существенное влияние наспособ ремонта оказывает то, является ли отверстие разъемным или неразъемным.
Неразъемные отверстиякак первого, так и второго типов могут быть отремонтированы установкойдополнительной втулки. Этот способ является основным для отверстий второготипа, в то время как для отверстий первого типа его следует применять лишь вкрайних случаях при очень сильном износе или повреждении. Во всех случаяхремонта отверстий необходимо учитывать их взаимное расположение по отношению кдругим элементам конструкции деталей. Так, при ремонте не должны быть нарушеныпараллельность, перпендикулярность и соосность ремонтируемого отверстия к такназываемым базовым поверхностям, относительно которых была произведенаобработка отверстий на заводе-изготовителе. Практика показывает, что наиболеесложно ремонтировать группу соосных отверстий, если произошел износ илидеформация одного или нескольких из них. В данной ситуации приходитсяремонтировать, как правило, все отверстия, расположенные на данной оси. Этотребует специального прецизионного оборудования и нередко достаточно большогообъема работ по подготовке к ремонту.
Для ремонта поверхностиотверстий наиболее часто используются токарные, расточные, хонинговальные ивнутри-шлифовальные станки.
При ремонте отверстийбольшое значение имеют методы и средства контроля. Для всех случаев ремонтатребуется точное измерение диаметра отверстия, например, нутромером с ценойдепения до 0,01 мм. Для многих деталей требуются также измерения соосности,перпендикулярности и/или параллельности различных поверхностей.
3.4 Сборкадвигателя
При сборке двигателядетали протирают чистой тряпкой или салфеткой, продувают сжатым воздухом, а всетрущиеся поверхности смазывают моторным маслом. Шпильки, пробки, штуцера, еслиих выворачивают или заменяют, устанавливают на сурике или белилах, разведенныхнатуральной олифой. Крепежные соединения при сборке затягивают толькодинамометрическим ключом с теми же моментами, которые указаны в техническойхарактеристике на конкретный двигатель.
Далее необходимоочищенный и вымытый блок цилиндров установить на стенд для сборки и завернуть внего отсутствующие шпильки; уложить в гнезда блока цилиндров и всоответствующие крышки вкладыши коренных подшипников; уложить в коренныеподшипники коленчатый вал с шестерней привода масляного насоса, ведущейзвездочкой распределительного вала и подшипников первичного вала коробкипередач и вставить в гнезда средней крышки коренных подшипников два упорныхполукольца; установить крышки коренных подшипников с нижними вкладышами всоответствии с метками и равномерно затянуть гайки шпилек коренных подшипников.Затяжку производить динамометрическим ключом.
Затем следует надеть назадний фланец коленчатого вала прокладку крышки манжеты. Надеть крышку сманжетой на оправку, передвинув крышку с оправки на фланец коленчатого вала,прикрепить ее болтами к блоку цилиндров; центрирование крышки с манжетой поотношению к фланцу коленчатого вала производить по трем специальным выступам накрышке манжеты.
После этого следуетустановить маховик на коленчатый вал, подложив перед заворачиванием болтов подних три стопорные пластины; завернуть болты и загнуть концы стопорных пластинтак, чтобы исключить возможность отворачивания болтов, производя затяжку динамометрическимключом; вставить гильзы в расточки блока цилиндров, проверить величинувыступания торца гильзы над плоскостью блока (она должна быть в пределах0,01—0,08 мм).
Проверив выступание,необходимо вынуть гильзы из блока и установить в них поршни с кольцами ишатунами в сборе. Перед окончательной установкой гильз смазать краской ихпосадочные места.
Перед тем, какустановить поршень с кольцами и шатунами в сборе в гильзу, необходимо смазатьмаслом для двигателя поршневые кольца, юбку поршня и поршневой палец.
Установку поршневыхколец производить таким образом, чтобы их замки располагались под углом 120°относительно друг друга. Перед установкой поршня с кольцами в гильзу сжатькольца специальной обжимкой. Устанавливая гильзы в блок цилиндров, необходимообратить внимание на правильность расположения поршня и шатуна. Стрелка наднище поршня, выступ на стержне шатуна и паз на крышке шатуна должны бытьобращены в сторону цепной передачи привода распределительного вала.
Далее необходимосмазать вкладыши в шатуны и крышки шатунов и установить их в шатуны, соединитьшатуны с шейками коленчатого вала, установить крышки и равномерно затянутьгайки шатунных болтов; закрепить гильзы планками-держателями и проверить, легколи вращается коленчатый вал в подшипниках; снять планки-держатели гильз сошпиле крепления головки блока цилиндров и установить на шпильки уплотнительнуюпрокладку и головку блока цилиндров пускной трубой, впускным коллектором итопливным насосом в сборе. Если уплотнительная прокладка сильно обжата илиповреждена, ее нужно заменить новой.
Гайки крепления головкиблока цилиндров необходимо накручивать в определенной последовательности:
· установитьуспокоитель цепи на оси, расположенные на переднем торце блока цилиндров;
· установитьрычаг натяжного устройства со звездочкой в сборе на ось, расположенную напереднем торце блока цилиндров, зафиксировать его топорным кольцом; повернутьколенчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился в положенииверхней мертвой точки;
· установитьраспределительный вал в головку блока цилиндров так, чтобы риска на его фланцесовпала с серединой прилива на передней опоре распределительного вала; отжатьзвездочку натяжного устройства и накинуть цепь на ведущую и ведомую звездочкипривода распределительного вала;
· нараспределительный вал установить ведомую шестерню вместе с цепью так, чтобыведущая ветвь цепи не провисала;
· поджатьзвездочку натяжного устройства, добившись полного натяжения ведущей цепи, приэтом незначительно поворачивая распределительный вал так, чтобы не изменитьокончательное положение коленчатого вала.
Риска на фланцераспределительного вала не должна выходить за пределы прилива передней опорыраспределительного вала.
Далее:
· установитьнижнюю крышку распределительных звездочек с прокладками на шпильки и затянутьгайки крепления крышки;
· собратьверхнюю крышку распределительных звездочек с плунжером, пружиной и прижимнойпланкой и затянуть стопорный болт;
· установитьверхнюю крышку распределительных звездочек с прокладками на переднем торцеголовки блока цилиндров и затянуть болты в определенной последовательности,поддерживая цепь в натянутом состоянии;
· отпуститьстопорный болт натяжного устройства на половину оборота;
· установитьна носок коленчатого вала шкив и стопорную шайбу храповика и затянуть храповикдинамометрическим ключом;
· загнутьстопорную шайбу.
Коленчатый валповернуть по часовой стрелке на три оборота с отпущенным стопорным болтомнатяжного устройства для выбора всех зазоров в приводе распределительного вала,затем завернуть стопорный болт до упора. Коленчатый вал повернуть по часовойстрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра находится вположении ВМТ такта сжатия (оба клапана закрыты, а вторая метка на шкивеколенчатого вала по направлению его вращения совмещена с острием установочногоребра на нижней крышке распределительных звездочек).
Повернуть валик приводараспределителя зажигания, затем осторожно установить привод распределителязажигания в гнездо нижней крышки распределительных звездочек и, когда шестерняпривода распределителя войдет в зацепление с ведущей шестерней, закрепленной напереднем конце коленчатого вала, паз на валике займет правильное положение,немного повернувшись при этом против часовой стрелки. Затем необходимо затянутьгайки крепления привода распределителя.
Далее установить наместо масляный картер с прокладкой, жидкостный насос иподводящий патрубок с прокладками, а также установочную планку генератора;установить крышку головки блока цилиндров с прокладкой; перед затяжкой гаеккрепления крышки установить на шпильки кронштейн крепления проводов высокогонапряжения с проводами, скобы крепления подводящей трубки к топливному насосу струбкой и скобу крепления трубки вакуумного корректора распределителя зажиганияс трубкой. На свободные шпильки надеть плоские шайбы, затем равномерно затянутьвсе семь гаек крепления крышки.
После этого надвигатель установить карбюратор, генератор, распределитель зажигания, свечизажигания, датчики указателей температуры охлаждающей жидкости и давлениямасла, провода высокого напряжения. Перед затяжкой гаек при установкекарбюратора установить на две задние шпильки крепления карбюратора кронштейнупора оболочки троса.
На шкивы коленчатоговала, жидкостного насоса и генератора надеть ремень и отрегулировать егонатяжение за счет положения генератора; надеть трубку вакуумного корректорараспределителя зажигания на штуцер отбора разрежения из карбюратора и на штуцервакуумного корректора; соединить топливный насос с карбюратором резиновойтрубкой с фильтром тонкой очистки фильтра и установить масляный щуп, масляныйфильтр, диски сцепления, коробку передач, стартер, термостат со шлангами,передние опоры двигателя с переходниками и подушками.
3.5 Послеремонтныеиспытания. Порядок сдачи готового изделия
Отремонтированныйдвигатель рекомендуется перед установкой на автомобиль обкатать наиспытательном стенде без нагрузки. Для этого следует установить двигатель наиспытательный стенд, пустить и обкатать на следующих режимах:
(1100±200} об/мин — 5мин;
(1900 + 200) об/мин — 5мин;
(2600±200) об/мин — 10мин.
Во время обкаткиотремонтированного двигателя не рекомендуется доводить его работу домаксимальных режимов. При этом проверить: нет ли утечки охлаждающей жидкостиили топлива между сопрягаемыми деталями из соединений трубопроводов и черезпрокладки; давление масла в системе смазки; частоту вращения коленчатого валана холостом ходу; нет ли посторонних стуков и других неисправностей в работедвигателя.
Если при обкаткевыявлены неисправности, двигатель необходимо остановить и устранить отмеченныенедостатки, после чего продолжить испытания.
При отсутствиииспытательного стенда вышеперечисленные проверки можно осуществитьнепосредственно после установки двигателя на автомобиль.
Необходимо учитывать,что после ремонта двигатель имеет повышенное сопротивление вращению, поэтомуобкатку двигателя следует продолжить на автомобиле.
После установкидвигателя на автомобиль следует тщательно проверить правильность монтажа.Убедившись, что двигатель смонтирован правильно, необходимо пустить его и датьпоработать на холостом ходу 5—10 мин. После этого проверить отсутствиеподтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла, обеспечение полного открытиявоздушной и дроссельных заслонок карбюратора.
Выявленные при проверкедефекты следует устранить до начала движения автомобиля.
3.6 Организациярабочего места слесаря по ремонту автомобилей
Рабочее место- единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы,технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Этопервичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего местапредполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ,необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание,благоприятные и безопасные условия труда.
На каждое рабочее местосоставляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы,годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащениеи порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на немобрабатываемых изделий.
Оснащение рабочегоместа осуществляется по утвержденной технической документации на выполнениеработ. Оно включает организационную и технологическую оснастку.
Технологическоеоснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный ивспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средстватехнологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном,удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски иперекладывание с места на место.
Рабочие, имеющие дело сэтилированным бензином, должны быть обеспечены спецодеждой и резиновымиперчатками. Спецодежда должна всегда оставаться в рабочем помещениипредприятия. Приходить в этой одежде в жилые помещения запрещается.
Запрещается кластьинструменты на оборудование и на ограждения.
По окончании работынеобходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления идетали на соответствующие места [11].

4. Охрана труда
Охрана трудапредставляет собой комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполненияработ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Контроль за выполнениеммероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возлагаетсяна профсоюзные организации.
В целях предупрежденияпроизводственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятсядо сведения каждого работающего соответствующие правила техники безопасности ипожарной безопасности.
В Россиисуществует государственная Система стандартов безопасности труда,устанавливающая общие требования безопасности работ, которые проводятся наавтотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах привсех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых илегковых автомобилей, автобусов, тягачей и др., предназначенных дляэксплуатации на дорогах общей сети России.
Все лица,поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда ипроизводственной санитарии, который является первым этапом обучениябезопасности труда на данном предприятии. Вторым этапом обучения являетсяинструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасныхприемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, гдеон должен работать.
Руководство предприятияобязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа иобучение работающих безопасным приемам и методам работы.
При проведении вводногоинструктажа должны быть разъяснены:
— основные положениязаконодательства по технике безопасности и производственной санитарии;
— правила внутреннеготрудового распорядка на предприятии, правила поведения
на территории, впроизводственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительныхнадписей, плакатов и сигнализаций;
— особенности условийработы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
— требования кработающим по соблюдению личной гигиены и правил производственной санитарии напредприятии;
— нормы выдачи иправила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
— порядок оформлениянесчастного случая, связанного с производством;
— требования пожарнойбезопасности.
В программу инструктажапо безопасным приемам и методам на рабочем месте входит:
— общее ознакомление стехнологическим процессом на данном участке производства;
— ознакомление сустройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, атакже применением средств индивидуальной защиты (предохранительныхприспособлений);
— порядок подготовки кработе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющихустройств, приспособлений и инструментов);
— требование правильнойорганизации и содержания рабочего места;
— основные правилабезопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочийиндивидуально и совместно с другими рабочими.
Слесарь поремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях,поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставкипострадавшего в медицинское учреждение.
Производственныйтравматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебреженияправилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.
Техническое обслуживаниеи ремонт необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах(постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования ислесарно-монтажного инструмента, предусмотренных для конкретного вида работы.
Инструменты,применяемые на постах ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускаетсяиспользование гаечных ключей с изношенными гранями и несоответствующихразмеров, применение рычагов для увеличения усилий затягивания резьбовыхсоединений, а также зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток,напильников, ножовок должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, на ихповерхностях не должно быть сколов. Деревянные рукоятки во избежаниераскалывания должны иметь металлические скрепляющие кольца.
Для осмотраавтомобилей необходимо применять только безопасные переносные лампы напряжением36В с предохранительными сетками. При работе в осмотровых канавах напряжениеламп не должно превышать 12В.
Автомобиль,установленный на напольный пост ТО или ремонта, необходимо надежно закрепить установкойне менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этомрычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующеенизшей передаче. На автомобилях с карбюраторным двигателем или с газобаллоннойустановкой следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем– перекрыть подачу топлива.
ТО и ТРавтомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением техслучаев, когда работа двигателя необходима по технологическому процессу данной операции(например, для регулировки угла опережения зажигания).
При разборкеавтомобиля снимать, транспортировать тяжелые агрегаты следует с помощьюподъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующимиполную безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль забуксирные крюки. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускаетсядля данного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты призачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать иустанавливать рессоры следует после установки под шасси (кузов) специальныхподставок (козелков). Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму,исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).
Ознакомимся смерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновенияпожара на автомобиле, нельзя:
— допускатьзагрязнений двигателя топливом и маслом;
— допускатьтечь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;
— мытьдвигатель бензином;
— куритьвблизи баков и приборов системы питания;
— подогреватьдвигатель открытым пламенем.
В гаражах –стоянках и помещениях для технического обслуживания автомобилей запрещается:
— пользоваться открытым огнем, паяльными лампами там, где хранятсялегковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
— мыть илипротирать бензином кузов, детали или агрегаты, а также мыть руки и чиститьодежду бензином, курить;
— хранитьгорючие жидкости в больших количествах, чем требуется;
— держатьоткрытыми горловины топливных баков;
— загромождатьпроходы;
Своевременноеобнаружение загорания и быстрое уведомление пожарной команды является главнымусловием успешной борьбы с возникшим пожаром.

Заключение
Двигатель — механизм,при помощи которого автомобили, тракторы, мотоциклы, вертолеты, самолеты,тепловозы, речные и морские суда получают возможность передвигаться. Онявляется сердцем любого автомобиля.
Являясь одной изважнейших частей любого автомобиля он нуждается в постоянном уходе. Дляподдержания его в работоспособном состоянии и предотвращения возможныхнеисправностей необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание.
Обеспечение надежной иэкономичной работы современных двигателей возможно только при условииприменения в них моторных масел с определенными свойствами, отвечающихнеобходимым требованиям.
Кроме того, на срокеслужбы очень сильно сказывается качество и своевременность техническогообслуживания. А применение низкосортных масел и плохих фильтров может уменьшитьресурс в десятки раз или просто “убить” агрегат. В таких случаях приходитсякапитально ремонтировать двигатель даже на сравнительно новом автомобиле.
Механизация иавтоматизация процессов сборки автомобиля и его составляющих частей имеетбольшое значение в развитии ремонтного производства. Экономически выгодноприменять различные машины и механизированное оборудование в процессе сборкиавтомобиля, т.к. снижаются усилия затраченные рабочим, время работы, чистота икультура производства, воздействие и износ используемых деталей.
Сборка двигателя этоочень ответственное мероприятие. Любые ошибки сборки ведут к выходу мотора изстроя. Должна быть техническая подготовка данного вида работ: мастерская,специальная литература, точность сборки. Следует различать сборку изподготовленных к сборке деталей, и восстановление самих деталей.
Во время написанияписьменной экзаменационной работы были систематизованы научные и практическиезнания в области эксплуатации и ремонта двигателя. В данной работе былирассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессеэксплуатации и ремонта двигателя, по его сборке, изменению конструкцииненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов,разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенныххарактеристик по надежности, долговечности и экономичности.
В ходе написанияписьменной экзаменационной работы изучено устройство двигателя, основные егонеисправности, для того чтобы ясно представлять его работу и быстро икачественно устранять неисправности и правильно ее эксплуатировать. Былирассмотрены основы обеспечения работоспособности двигателя. Ознакомились сперечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для двигателя, сосновными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочныхработ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособностидвигателя. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе поспециальности.
Также были разработанымероприятия по повышению качества ремонта, сборки двигателя, выработаны предложенияпо повышению качества ремонта и сборки, приобретены практические навыкипланирования, организации производства и труда, были закреплены, углубленызнания, полученные в процессе обучения.

Список использованныхисточников
1.  БеляевС.В. Моторные масла и смазка двигателей: учебное пособие / Беляев С.В. –Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1993. — 70 с.
2.  БоровскихЮ.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Ю.И.Боровских, Ю.В. Буралев, К.А. Морозов, В.М. Никифоров, А.И. Фешенко. – М.:Высшая школа; Академия, 1997. – 528 с.
3.  ВершигораВ.А. Многокрасочный альбом / Вершигора В.А., Игнатов А. П., Новокшенов Н. В. идр. — Третий Рим, 1996. — 90 с.
4.  ГрамолинА.В. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонтаавтомобилей: учебник / Грамолин А.В., Кузнецов А. С. — М.: Машиностроение,1995. — 63 с.
5.  Замятин В.К. Технология и оснащениесборочного производства машиноприборостроения; Справочник – М.: Машиностроение,1995. – 608 с.
6.  КарагодинВ.И. Слесарь по ремонту автомобилей: практическое пособие / Карагодин В.И.,Шестопалов С.К. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 239 с.
7.  КругловС.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковыхавтомобилей. — М.: Высшая школа, 1995. — 304 с.
8.  РоговцевВ.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / РоговцевВ.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. – М.: Транспорт, 1989. – 432 с.
9.  РумянцевС.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
учебник для ПТУ / С.И. Румянцев,А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль. – М.: Машиностроение, 1989. – 272 с.
10.   СпиновА.В. Системы впрыска бензиновых двигателей. — М.: Машиностроение, 1995. – 112с.
11.   ФрункинА.К. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: учебник / Фрункин А.К. — М.:Высшая школа, 1991. – 56 с.
12.   ЧуначенкоЮ.Т. Автослесарь: учебник /Чуначенко Ю.Т.–Р-Н-Д: Феникс.
Приложение А Неисправностидвигателя
Причины неисправности двигателя ВАЗ 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Приора
Способ устранения
Внешние проявления отказа двигателя ВАЗ 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Приора  Нет давления топлива в рампе: засорен топливопровод. неисправен топливный насос, засорен топливный фильтр, неисправен регулятор давления топлива Проверить давление в топливной рампе, промыть продуть топливный бак, топливопроводы, заменить насос, фильтр, регулятор.  Двигатель не запускается  Неисправна система зажигания  Проверка системы зажигания  Двигатель не запускается  Недостаточное давления топлива в рампе: засорен топливопровод. неисправен топливный насос, засорен топливный фильтр, неисправен регулятор давления топлива Проверить давление в топливной рампе, промыть продуть топливный бак, топливопроводы, заменить насос, фильтр, регулятор.  Двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах или глохнет  Неисправен регулятор холостого хода  Заменить регулятор холостого хода  Двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах или глохнет  Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов  Протянуть хомуты, заменить поврежденные шланги  Двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах или глохнет  Нарушены зазоры в механизме привода клапанов  Проверить гидротолкатели  Двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах или глохнет  Неисправна система зажигания  Проверка системы зажигания  Двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах или глохнет  Неполное открытие дроссельной заслонки  Отрегулируйте положение дроссельной заслонки  Двигатель не развивает полной мощности и недостточно приемист  Неисправен датчик положения дроссельной заслонки  Заменить датчик дроссельной заслонки  Двигатель не развивает полной мощности и недостточно приемист  Недостаточное давления топлива в рампе: засорен топливопровод. неисправен топливный насос, засорен топливный фильтр, неисправен регулятор давления топлива  Промыть продуть топливный бак, топливопроводы, заменить насос, фильтр, регулятор.  Двигатель не развивает полной мощности и недосаточно приемист  Загрязнен воздушный фильтр  Заменить фильтрующий элемент  Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист  Неисправна система зажигания  Проверка системы зажигания  Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист  Нарушены зазоры в механизме привода клапанов  Проверить гидротолкатели  Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист  Недостаточная компрессия: пробита прокладка блока цилиндров, прогорание поршней, залегание колец, плохое прилегание клапанов к седлам, чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец  Заменить прокладку, Очистить кольца и канавки поршней, заменить поврежденные клапана, отшлифовать седла под клапан, заменить поршни, расточить и отхонинговать цилиндры.  Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист  Использование масла несоответствующей марки  Заменить масло  Недостаточное давление масла в прогретом двигателе  Разжижение или впенивание масла  Возможное попадание топлива или охл. жидкости устранить причины попадания и Заменить масло  Недостаточное давление масла в прогретом двигателе  Загрязнение деталей маслянного насоса или износ деталей маслянного насоса  Промыть или отремонтировать масляный насос  Недостаточное давление масла в прогретом двигателе  Засорение маслянного фильтра  Промыть насос  Недостаточное давление масла в прогретом двигателе  Ослабление крепления или засорение маслоприменика  Протянуть всасывающий гусак масляного насоса  Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Приложение Б Дефектациядеталей двигателяДеталь Что контролируется Коленчатый вал
диаметры (износ) шеек;
взаимное биение коренных шеек;
биение вспомогательных поверхностей относительно ко-
ренных шеек;
состояние (износ) упорных поверхностей. Блок цилиндров
диаметры (износ) постелей;
соосность постелей;
диаметры (износ) цилиндров;
состояние поверхности цилиндров (риски, царапины и другие дефекты);
верхняя плоскость;
трещины на различных поверхностях. Шатуны диаметр (износ, деформация) отверстия нижней головки, диаметр отверстия верхней головки; деформация стержня. Поршни
размер юбки (износ);
высоты канавок поршневых колец;
диаметр (износ) отверстия поршневого пальца;
трещины и другие дефекты.
Поршневые кольца
и пальцы
износ наружной поверхности (ширина замка в цилиндре или калибре);
износ торцевых поверхностей (высота колец). Головка блока цилиндров
нижняя плоскость (деформация);
диаметры (износ) отверстий подшипников распределительного вала;
соосность отверстий подшипников;
диаметры (износ) отверстий направляющих втулок клапанов;  трещины на поверхностях камер сгорания, между седлами клапанов и на других поверхностях. Газораспределительный механизм
диаметры опорных шеек распределительного вала; взаимное биение опорных шеек и кулачков;
износ кулачков;
износ толкателей;
диаметры (износ) отверстий коромысел;
диаметр (износ) оси коромысел;
диаметр (износ) стержней клапанов;
износ фасок клапанов Привод распределительного вала
износ цепи (ремня) ГРМ;
состояние подшипников роликов ремня;
состояние (износ) зубьев звездочек (шкивов);
состояние упорных поверхностей шкивов;
состояние кожуха ремня;
состояние натяжителя цепи (ремня) и успокоителей цепи. Система смазки износ шестерен и корпуса маслонасоса; состояние редукционного клапана; состояние маслоприемника. Система охлаждения легкость вращения и люфт валика насоса; следы подтекания жидкости через дренажные отверстия на корпусе насоса. Прочие детали и узлы диаметры (износ) опорных шеек вспомогательных валов; диаметры (износ) отверстий подшипников вспомогательных валов; трещины в поддоне картера; износ деталей сцепления; состояние опер двигателя; трещины в выпускном коллекторе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Записки о русском фольклоре
Реферат Мова Паскаль
Реферат Семь этапов процедуры бенчмаркетинга. Попытка приложить американские и западноевропейские схемы к отечественным условиям
Реферат Three Waves of Alvin Toffler. The Basic Points
Реферат Обґрунтування проекту підвищення ефективності комерційної діяльності фірми (на матеріалах торгово-посередницького приватного підприємства "Монолит Пласт")
Реферат Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Реферат Экономические функции государства. Государственное регулирование экономики
Реферат Crucible And Clinton Similarities Essay Research Paper
Реферат Онкология (рак ободочной кишки)
Реферат Способы перевода терминов с английского языка на русский на материале экономических текстов
Реферат Онкология (Меланома кожи)
Реферат Профессиональные интоксикации ароматическими углеводородами бенз
Реферат Арабо-мусульманський культурний регіон
Реферат Практический подход к астме
Реферат Saint-Petersbourg