Реферат по предмету "Транспорт"


Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России

Введение
Автомобильный транспорт вРоссии имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народногохозяйства промышленность, сельское хозяйство, торговля и так далее. Ежегодноувеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями погородским, пригородным, междугородным и международным маршрутам. Непрерывновозрастает дальность перевозок грузов и пассажиров, благодаря повышениюэксплуатационных качеств автомобилей, улучшению дорог и построению новых.
Предприятияавтомобильного транспорта призваны осуществлять перевозки пассажиров и груза, атакже поддерживать работоспособность автомобилей на должном уровне и заниматьсявосстановлением утраченной в процессе эксплуатации работоспособности подвижногосостава, поэтому все предприятия автомобильного транспорта по своимпроизводственным функциям подразделяются на: автотранспортные, автообслуживающиеи авторемонтные.
Автотранспортныепредприятия (АТП) предназначены выполнять перевозочный процесс и имеют в своемсоставе подвижной состав, одновременно они выполняют определенные работы поподдержанию автомобилей в техническом состоянии. Предприятия, которыеосуществляют перевозки грузов и пассажиров, а также выполняют техническиеработы с автомобилем, относятся к предприятиям комплексного типа.
К производственнымфункциям комплексного АТП, помимо осуществления перевозочного процесса,относят: хранение автомобилей, проведение профилактических работ и текущегоремонта подвижного состава и обеспечение автомобилей необходимымиавтоэксплуатационными материалами.
Техническое обслуживание(ТО) и ремонт подвижного состава следует рассматривать как одно из главныхнаправлений технического процесса при создании предприятий автомобильноготранспорта. Механизация работ при ТО и ремонте служит материальной основойусловий труда, повышения его безопасности, а самое главное, способствуетрешению задачи повышения производительности труда.
Основным средствомуменьшения интенсивного изнашивания деталей и механизмов и предотвращенияотказов агрегатов или узлов автомобиля, то есть поддержание его в техническиисправном состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение ТО.
 

1. Общие сведения обобслуживаемом автомобиле
1.1 Назначение и областьприменения автомобиля
Автомобиль ЗИЛ 4314выпускается Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1977 года… Ранеезавод выпускал: с 1962 по 1977 года автомобиль ЗИЛ 130 грузоподъемностью 5 тонни с 1977 по 1988 года автомобиль ЗИЛ 4314 грузоподъемностью 6 тонн. Кузовавтомобилей – деревянная платформа с тремя открывающимся бортами. Кабина –трехместная, цельнометаллическая.
Автомобиль предназначендля перевозки грузов с прицепом ( полная масса прицепа не должна превышать 8000 килограмм) по любым дорогам с твердым покрытием, а также по полевым дорогам, если состояниегрунта обеспечивает его нормальную проходимость.
На базе автомобиля ЗИЛ4314 создали следующие модификации: автомобиль-тягач ЗИЛ 431516 и седельныйтягач ЗИЛ 441516. Эти машины предназначены для перевозки различных длинномерныхгрузов и грузов малой плотностью, а также для буксирования прицепов полноймассой 8000 килограмм. На базе перечисленных моделей, завод изготовительвыпускает несколько модификаций, предназначенные для конкретных условий работыавтомобилей. Например такие модели как ЗИЛ 431417 в своей конструкции не имеютотопитель кабины, жалюзи радиатора, термостат в системе охлаждения и ряд другихдеталей, так как эти машины эксплуатируются в условиях тропического климата.
Автомобили рассчитаны наэксплуатацию при температуре окружающей среды от -50 до 40 С, относительнойвлажностью воздуха до 80% при 20 С, и в районах расположенных на высотах до 3000 метров над уровнем моря, при соответствующих изменениях тягово-динамических качеств. Автомобильрассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.

1.2 Техническаяхарактеристика автомобиля
1.2.1 ДвигательМодель ЗИЛ 4314 Тип V-образный, четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный Число цилиндров 8 Ход поршня 95 мм Диаметр цилиндра 100 мм Объем цилиндров 6 л Степень сжатия 6,5 Номинальная мощность 110кВт Максимальный крутящий момент 41 кГ·м Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
1.2.2 ТрансмиссияСцепление Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний на ведомом диске Коробка передач Механическая, с пятью передачами для движения вперед и одной для движения назад, с двумя синхронизаторами. Карданная передача Открытого типа; карданы — на игольчатых подшипниках Главная передача Двойная, с парой конических шестерен со спиральными зубьями или одинарная гипоидная Дифференциал Конический, с четырьмя сателлитами
1.2.3 Ходовая частьРама Штампованная, клепаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединенными поперечинами Передняя подвеска Состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов Задняя подвеска Шины Пневматические с допускаемой нагрузкой 2030 кгс Давление в шинах 4,5-5,5 МПа

1.2.4 Система управленияРулевой механизм Реечная -зубчатая Передаточное число 20:1 Усилитель рулевого механизма Гидравлический Рабочий тормоз Колодочный, барабанного типа, действует на все четыре колеса, привод пневматический Стояночный тормоз Барабанного типа, привод пневмомеханический
1.2.5 ЭлектрооборудованиеСистема проводки Однопроводная Номинальное напряжение в сети 12 в Маркировка аккумуляторной батареи 6СТ-90-ЭМС
1.2.6 Габаритные размерыДлина 7250 мм Ширина 2500 мм Высота 2500 мм База 3800 мм Колея 1800 мм
1.2.7 Заправочные емкостиТопливный бак 170 л Система охлаждения двигателя 8,5 л Система смазки двигателя 26 л Гидромеханическая передача 9,5 л Картер двухступенчатого моста 4,5л Картер гипоидного заднего моста 10 л
1.3 Техническаяхарактеристика сборочной единицы
Смазочная системадвигателя смешанная (под давлением и разбрызгиванием). Для охлаждения масладвигателя снабжены масленым радиатором, установленным впереди жидкостногорадиатора.
Под давлением масло подаетсяк коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникамраспределительного вала, к опорам вала привода распределителя зажигания имасленого насоса и к толкателям. К втулкам коромысел масло подается подпеременным давлением через пустотелую ось коромысел, в которую масло поступаетчерез каналы, от среднего подшипника распределительного вала. К остальнымтрущимся деталям двигателя масло поступает свободно и разбрызгиванием.
Из масленого картерамасло через неподвижный насос через неподвижный маслоприемник поступаетмасляный насос.
В нижней головке шатунаимеется отверстие. Когда оно совпадает с отверстием шейки коленчатого вала,масло струей подается на стенку цилиндра. Со стенки цилиндра оно снимаетсямаслосъемным кольцом. Затем через отверстие в канавке маслосъемного кольцамасло отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышкахпоршня и в верхней головке шатуна.
Из переднего правогоконца магистрального канала масло через трубку попадает к компрессору длясмазывания разбрызгиванием кривошипно-шатунного механизма.
В средней шейкераспределительного вала предусмотрены две винтовые канавки, при совпадениикоторых с отверстием в блоке масло подается в головку цилиндров.
Из канала головкицилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел поступаетв полость. Из полости масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел,а через канал в коромысле – к сферическому сочленению регулировочных винтов соштангами толкателей. Через имеющиеся зазоры во втулках подшипников масло стекаетна поверхность головки цилиндров, откуда через два канала по концам головоксливается в картер двигателя.
Стержни клапанов внаправляющей втулке и механизм принудительного вращения впускного клапанасмазываются масленым туманом и каплями масла, свободно стекающего из соседниймеханизма коромысел.
Масленый насос.Используется шестеренный, двухсекционный масленый насос. Верхняя секция насосаподает масло в центробежный фильтр, а затем в смазочную систему двигателя.Рабочее давление, создаваемое в этой секции и в масленой системе,поддерживается редукционным клапаном, установленном в промежуточной крышкенасоса и отрегулированным на давление 0,32-0,40 МПа. При увеличения давленияредукционный клапан перепускает часть масла из напорной полости масляногонасоса во всасывающую, а от туда в картер.
Центробежный масленыйфильтр. С реактивным приводом, включенный в масленую систему последовательно.
Масло подаваемое насосом,поступает в канал корпуса фильтра, откуда через кольцевой зазор вокруг трубки ичерез радиальные отверстия трубки и корпуса ротора масло поступает под ставку.Отсюда часть масла попадает в жиклеры через сетчатый фильтр, предохраняющиежиклеры от засорения, а другая часть, пройдя через отверстия во вставке,подвергается очистке от грязи в центрифуге. Масло, прошедшее через жиклеры,стекает в картер двигателя. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, черезрадиальные отверстия в верхней части корпуса ротора, через кольцевой зазорвокруг оси и радиальные отверстия в верхней части оси, поступает в трубку, азатем в канал корпуса фильтра и в распределительную камеру блока и далее впродольные каналы смазочной системы двигателя.
Масленый картер. Надвигателе установлен неразъемный стальной масленый картер. Масленый радиатор.Крепится четырьмя болтами к кронштейну, укрепленным на рамке подвескижидкостного радиатора. Снятый с автомобиля радиатор необходимо промыть,обезжиривающим раствором и горячей водой. Затем проверить герметичность поддавлением воздуха 0,4МПа в водяной ванне.

2.Расчётная часть
2.1 Характеристикапредприятия и объекта проектирования
Автотранспортныепредприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а также всепроизводственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению иснабжению подвижного состава.
Работа АТП обеспечиваетсяфункционированием различных служб и отделов, входящих в ее состав.
Объектом проектированияявляется агрегатный цех, на котором будет проводиться техническое обслуживаниеи ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ 4314. В данном цехе проводятся работы поразборке, ремонту и сборке узлов и агрегатов трансмиссии автомобилей споследующей их проверкой на стендах и другом оборудовании. Категория условийэксплуатации автомобилей данного предприятия № III — автомобильные дороги грунтовые профилированные и лесовозные.Климат, в котором эксплуатируются автомобили холодный, каждый автомобиль всутки в среднем проходит 240 километров. Проектируемая автобаза имеет 115 едиництехники модели ЗИЛ 4314.
2.2 Расчет годовойпроизводственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонтуавтомобилей
Исходные данные:Тип подвижного состава ЗИЛ 4314 Среднесписочный состав автомобилей 115 единиц Среднесуточный пробег 240 км Категория условий эксплуатации III Природно-климатические условия климат холодный

Периодичность ежедневногообслуживания (ЕО) автомобиля определяется по формуле:
/>, км, (1)
где /> — среднесуточный пробег автомобиля,км.
/>(км).
Периодичностьуборочно-моечных работ определяется по формуле:
/>, км, (2)
где /> — периодичность проведения моечныхработ, дней.
Принимаем/>равное 2 — 4 дня.
/>(км).
Периодичность техническогообслуживания № 1 (ТО-1) и технического обслуживания № 2 (ТО-2) определяется поформуле:
/>, км, (3)
где /> — нормативная периодичностьтехнического обслуживания (ТО), км;
/> — коэффициент корректированиянормативов периодичности в зависимости от условий эксплуатации;
/> — коэффициент корректированиянормативов периодичности в зависимости от природно-климатических условий;
/> — вид ТО.
Для автомобиля ЗИЛ 4314 />= 4000 км; />= 16000 км; />= 0,8; />=0,9.
/>(км);
/>(км).
Пробег до капитального ремонта(КР) определяется по формуле:
/>, км, (4)
где /> — нормативный пробегавтомобиля до КР, км;
/> — коэффициент корректированиянормативов периодичности в зависимости от категории условий эксплуатации;
/> — коэффициент корректированиянормативов в зависимости от модификации подвижного состава;
/> — коэффициент корректирования нормативовпериодичности в зависимости от природно-климатических условий;
/> — коэффициент корректированиянормативов в зависимости от степени изношенности подвижного состава,определяется по формуле:
/>, км, (5)
где />и /> — соответственно процентноеколичество автомобилей до КР и после КР, единиц;
/> и />-соответственно коэффициенты, учитывающие степень изношенности автомобилейпрошедших и не прошедших КР.
Принимаем
/>(единиц);
/>= 1; />= 0,8.
/>
В зависимости от исходных данных принимаем
/>= 0,8; />= 1,0; />= 0,8; />= 120000 км.
/>(км).
Послеопределения расчета периодичности ТО-1 производим окончательную корректировкуее величины по кратности со среднесуточным пробегом автомобиля:
/>, (6)
где /> — величина кратности;
/>
Окончательноскорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает значение:

/>, км. (7)
/>(км).
Округляем до целых сотен:/>
После определениярасчетов периодичности ТО-2 (/>) проверяемеё кратность со скорректированной периодичностью ТО-1 (/>):
/>, (8)
где /> — величина кратности.
/>
Окончательноскорректированная величина периодичности ТО-2 принимает значение:
/>, км. (9)
/>(км).
Величина расчетногопробега автомобиля до КР корректируется по кратности с периодичностью ТО-1 иТО-2:

/>, (10)
где /> — величина кратности.
/>.
Принимаем />= 70
Окончательнаяскорректированная величина расчетного пробега автомобиля до КР принимаетзначение:
/>, км. (11)
/>
Результаты расчетапериодичности по кратности сводим в таблицу.
Таблица 1 — ПериодичностьТО и КРНаименование периодичности Нормативная периодичность, км Расчетная периодичность, км Коэффициент кратности Фактическая периодичность, км 1 2 3 4 5
/> 240 - - -
/> 720 - - -
/> 4000 2880 12 2900
/> 16000 11520 4 11600
/> 350000 201600 70 203000

Простой подвижногосостава при ТО и КР
Простой подвижногосостава при ЕО и ТО-1 в расчетах не учитывается, так как эти виды работвыполняются в междусменное время.
Простой автомобиля в ТО-2определяется по формуле:
/>, /> (12)
где /> — нормативная продолжительностьпростоя подвижного состава в ТО; /> -коэффициент сменности, принимается равным 0,7 при выполнении ТО-2 вмеждусменное время и равное 1 при выполнении ТО-2 при снятии автомобиля с линии;
/> — коэффициент корректированиянормативов в зависимости от степени изношенности подвижного состава,определяется по формуле:
/> (13)
Принимаем
/>(единиц);
/>= 0,97; />= 1,4.
/>.
Дляавтомобиля ЗИЛ 4314
/>= 0,5-0,6; />= 1.
/>

Простой автомобиля в КР
/>, дни (14)
где /> — нормативный простойавтомобиля в КР, дни;
/> — время доставки автомобиля наспециализированное ремонтное предприятие и возврат его, дни.
Для учебногопроектирования принимаем
/>= 22 дня; />=8 дней.
/>(дней).
Под производственнойпрограммой предприятия понимается количество обслуживаний, планируемых заопределенный промежуток времени. Методика расчета основана на цикле пробегаавтомобиля до КР />.
Число КР на одинавтомобиль за цикл определяется по формуле:
/>. (15)
/>.
Число обслуживаний ТО-2на один автомобиль за цикл определяется по формуле:

/>. (16)
/>.
Число обслуживаний ТО-1на один автомобиль за цикл определяется по формуле:
/>. (17)
/>.
Число ЕО на 1 автомобильза цикл определяется по формуле:
/>. (18)
/>.
Для перехода от числаобслуживания за цикл к годовому рассчитываем переводной коэффициент последующей формуле:
/>, (19)

где /> — число дней эксплуатацииавтомобиля за год, определяется по формуле, дни;
/> - число дней эксплуатацииавтомобиля за цикл, определяется по формуле.
/>. (20)
/>.
/>, дни, (21)
где /> — число дней работыпредприятия в году, дни;
/> — коэффициент технической готовностиавтомобиля, определяется по формуле:
/>, (22)
где /> — суммарное число днейпростоя автомобиля в ТО-2 и КР, определяется по формуле:
/>. (23)
/>.
/>.

Для моторного участка
/>.
/>(дня).
/>.
Число КР на одинавтомобиль за год определяется по формуле:
/>. (24)
/>.
Число ТО на одинавтомобиль за год определяется по формуле:
/>, (25)
где /> — вид ТО.
/>. />.
/>.Годовая программа КР и ТО на все автомобили определяется по формуле:
/>, (26)
где /> - среднесписочноеколичество автомобилей в АТП, единиц.

/>.
/>.
/>.
/>.
Количестводиагностических воздействий за год на весь парк автомобилей определяется поформуле:

/>. (27)
/>. (28)
/>.
/>.
Количество ходовыхавтомобилей определяется по формуле:
/>, единиц. (29)
/>(единиц).
Годовой пробег автомобиляопределяется по формуле:
/>, км. (30)
/>(км).

Суточное количествообслуживаемых автомобилей определяется по формуле:
/> (31)
/>
/>
/>
/>
/>
Ритм производства в зонахтехнического обслуживания и диагностики определяется по формуле:
/>, мин, (32)
где /> - продолжительностирабочей смены по данному виду ТО в течение суток;
/> — количество смен;
/> - коэффициент,учитывающий неравномерность поступления подвижного состава на работающие посты,принимается для зон ЕО /> = 1,5; для зонТО-1, ТО-2, />, /> />.

/>(мин).
/>(мин).
/>(мин).
/>(мин).
/>(мин).
Удельная трудоемкость ЕОопределяется по формуле:
/>, челÄч, (33)
где /> — нормативная трудоемкостьЕО.
/>( челÄч).
Трудоемкость ТО-1 и ТО-2определяется по формуле:
/>, челÄч, (34)
где /> — нормативная трудоемкостьТО;
/> — коэффициент корректированиянормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества автомобилей на АТПи количества технологически совместимых групп подвижного состава.
Количество технологическисовместимых групп подвижного состава принимаем равным двум.

Для автомобиля ЗИЛ 4314 принимаем
/>= 0,58; />=1,0;/>= 1,05.
/>(челÄч)
/>(челÄч)
Удельная трудоемкость текущегоремонта (ТР) определяется по формуле:
/>. (35)
Для автомобиля ЗИЛ 4314принимаем
/>=1,2; />=1,0;/>=1,2; />=1,19; />= 1,05.
/>.
Годовой объем работопределяется по формуле:
/>, челÄч. (36)
/>(челÄч).
/>(челÄч).
/>(челÄч).
Годовой объем работ потекущему ремонту определяется по формуле:

/>, челÄч. (37)
/>(челÄч).
Годовая трудоемкость работпо ремонтным цехам определяется по формуле:
/>, челÄч, (38)
где /> — доля цеховых работ в процентномотношении от общего объема работ текущего ремонта.
Для автомобиля ЗИЛ 4314 />принимаем за 18-20%.
/>.
2.3 Расчет численностипроизводственных рабочих
При расчете различаюттехнологически необходимых /> и штатные/> число рабочих.
Технологическинеобходимое число рабочих определяется по формуле:
техническийобслуживание ремонт автомобильный
/>, (39)

где /> — годовой объем работ по агрегатномуцеху, челÄч;
/> — годовой фонд времени рабочего местатехнологически необходимого рабочего, ч, рассчитывается по формуле:
/>, (40)
где /> — число календарных дней вгоду;
/> — число выходных дней в году;
/> — число праздничных дней в году;
— продолжительностьрабочего дня;
— час сокращения рабочегодня перед праздником.
/> (ч).
/>(чел).
Штатное числопроизводственных рабочих определяется по формуле:
/>, чел, (4 1)
где /> — годовой фонд времеништатного рабочего, ч.
Годовой фонд времеништатного рабочего времени меньше фонда времени технологически необходимогорабочего за счет представления рабочим отпусков и невыхода их на работу поуважительным причинам, определяется по формуле:
/>, ч, (42)

где /> — число дней отпускасогласно трудовому кодексу, />= 28дней;
/> — число дней невыхода на работу поуважительным причинам (выполнение государственных обязанностей, по болезни такдалее). Принимаем равное 10-15 дней.
/>(ч).
/>(чел).
Таблица 2 — ведомостьпроизводственных рабочих участкаПрофессия Технологические рабочие Штатные рабочие Разряд 2 3 4 5 Слесарь по ремонту автомобилей 4 5 2 1 1 1
2.4 Расчеттехнологического оборудования
Количество основногооборудования определяется расчетом по трудоемкости работ:
/> (43)
где /> — трудоемкость работ в год,челÄч;
/> — число рабочих дней в году;
/> — продолжительность рабочей смены, ч;
/> — число рабочих смен
/> — число рабочих, одновременноработающих на данном виде оборудования;
/> — коэффициент использованияоборудования по времени, зависит от его рода, назначения и рода производства.Принимается равным />= 0,6…0,9.
Таблица 3 –Технологическое оборудованиеНаименование Тип, модель Количество, штук Размеры в плане, мм
Общая площадь, м2 1 Вертикальный сверлильный станок 2С-132 1 1310х1605 2,10255 2 Шкаф инструментальный СТ100 1 800х400 0,32 3 Тумбочка инструментальная СД-371 1 700х500 0,35 4 Стенд для разборки пневмооборудования грузовых автомобилей К245 1 1200х840 1,008 5 Станок для расточки тормозных барабанов и обточки тормозных накладок Р159 1 1820х900 1,638 6 Стенд для разборки и сборки коробок передач Р201 1 692х195 0,13494 7 Пресс гидравлический с электроприводом Р338 1 2050х1630 3,3415 8 Стенд для сборки и регулировки сцепления автомобиля ЗИЛ и ГАЗ Р207 1 625х565 0,353125 9 Верстак слесарный Р529 4 1200х700 3,36 10 Шкаф для хранения инструментов Р934 1 700х 500 0,70 Продолжение таблицы 3 11 Ванна для мойки Собст.изг 1 900х750 0,675 12 Стенд для разборки и сборки карданных валов Р2215 1 2015х1236 2,49054 13 Пресс для клепки фрикционных накладок тормозных колодок и дисков сцепления Р335 1 420х470 0,1974 14 Стенд для прессовки шкворней грузовых автомобилей Р332 1 1690х550 0,9295 15 Огнетушитель пенный ОП-5 2 62х33 0,74 16 Ящик с песком 1 1000х500 0,50 17 Кран подвесной однобалочный 1 18 Стенд для разборки и сборки рессор автомобиля Р 201 1 1225Х90 0, 9295 Итого 20,4131

Таблица 4 — Технологическая оснасткаНаименование Модель, ГОСТ Количество, штук 1 Линейка для проверки сходимости колес К-624 1 2 Инструмент для ремонта и обслуживания гидрорулей И135 1 3 Линейка измерительная металлическая Л342 4 4 Комплект ключей гаечных с открытыми зевами И-146 2 5 Комплект торцевых ключей 2336М11 2 6 Штангенциркуль ШЦ-1-125-01 5 7 Шаблон радиусный Т1 2 8 Пневмогайковерт ИП-3113А 1 9 Набор щупов ГОСТ 882-75 1 10 Набор напильников ГОСТ 643-73 1
/>.
2.5 Расчетпроизводственной площади, освещения и вентиляции
Производственная площадьмоторного участка рассчитывается по формуле:
/>, м2, (44)
где /> — площадь участка, м2;
/> — суммарная площадь горизонтальнойпроекции технологического оборудования и организационной оснастки, м2;
/> — коэффициент плотности расстановкиоборудования.
/>(м2)
Окончательная площадьзоны ТО и ТР, постов диагностики и цехов обычно корректируется иустанавливается с учетом того, что при строительстве широко используютсяунифицированные типовые секции и пролеты, а также типовые конструкции и детали,изготовленные серийно заводами стройматериалов.
Производственные зданиявыполняются сеткой колон, имеющих одинаковый для всего здания шаг, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролётов с модулем 6, то есть 12, 18, 24 и болееметров. Колоны, используемые в качестве опор, бывают прямоугольного, круглого илиовального сечения. Прямоугольные имеют сечение 400х400; 400х600; 400х800;500х500; 500х600; 500х800.
Высота здания выбираетсяв зависимости от размера пролета… Для одноэтажных зданий она рвана: до 12 метров — 3,6; 4,2. При пролете до 18 метров — 4,8. При пролете до 24 метров — 5,4; 6; 7,2.
Отдельные помещенияизолируются друг от друга и от внешней среды стенами. Стены выполняются в видекапитальных сооружений или перегородок. Капитальные стены выполняются толщиной380; 510 и 640 мм. Перегородки изготавливаются из кирпича или стеновых панелей.Кирпичные изготовляются толщиной 120, 250, 380 мм, а из стеновых панелей — толщиной 100, 120, 300 мм (для не отапливаемых помещений), а для отапливаемых- 280; 300 мм.
Окончательно принимаемаяплощадь должна быть уточнена по размерам участкам типовых проектов, организациитруда на автотранспортным предприятиям. Корректировка допускается в пределах20% для помещений с площадью до 100 м2 и 10% для помещений сплощадью свыше 100 м2.
Компоновкатехнологического оборудования и оснастки должна учитывать схемутехнологического процесса и выполняется с учетом минимального передвижениярабочих в процессе труда и соблюдение нормируемых расстояний междуоборудованием в соответствии со СНиП.
Окончательно принимаемплощадь 96 м2., так как для оборудование занимает большую площадь.
Освещение
В соответствии со СНиП наобъекте проектирования следует принять тот или иной тип освещения и установитьнормы освещения на объекте проектирования и индивидуальных рабочих местах.
Уровень освещения зависитот характера выполняемых работ. Освещённость на открытых стояках не менее 5 лк,на закрытых — 10 лк, зона мойки и уборки — 200 лк, зона ТО и в цеха — 500 лк,цехах топливной аппаратуры и зонах диагностирования — 750 лк.
Для естественногоосвещения следует выполнить расчет количества окон, для этого определяютсуммарную площадь окон по формуле:
/>, м2, (45)
где /> - площадь участка;
/> — удельная площадь окон, приходящихсяна 1 м2 пола (принимается равным 0,1…45) в зависимости отвыполняемых работ на участке;
/> — коэффициент, учитывающий потерисвета от стекол (принимается равным 0,6…0,9).
Число окон рассчитываетсяпо формуле:
/>, м2, (46)
где /> - площадь одного окна,определяется по формуле:
/>, м2, (47)

где /> — ширина окна (принимаетсяиз стандартных значений 1,5; 2; 3 и 4 м)
/> — высота окна, рассчитывается поформуле:
/>, м, (48)
где /> — высота здания;
/> — расстояние от пола до подоконника(принимается от 0,8 до 1,2 м);
/> — расстояние от потолка до окна(принимается равным от 0,3 до 0,5 м).
/>(м).
/>(м2).
/>(м2).
/>(единиц).
Расчет искусственногоосвещения
Выбираем значениеосвещенности и системы освещения в зависимости от характеров работ, от площадипола и высоты здания выбираем удельную мощность осветительной установки (/>= 15…25 />) и рассчитываем суммарнуюмощность ламп по формуле:
/>, Вт, (49)
где /> — площадь участка.

/>(Вт)
Затемвыбираем виды ламп (люминесцентные или накаливания). Мощность ламп накаливаниявыбирается из следующего ряда — 60; 75; 100; 150; 200; 250; 300; 500; 750;1000; 1500.
Люминесцентные лампыбывают низкого, высокого и сверхвысокого давления. Мощность ламп низкогодавления от 8 до 120 Вт. Высокого и сверхвысокого от 80 до 1000 Вт.
На участке будутиспользоваться лампы накаливания, мощностью 150 Вт
Число ламп рассчитываетсяпо формуле:
/>, шт (50)
где /> - мощность одной лампы.
/>(шт).
Принимаем /> равное 10.
Фактическая суммарнаямощность ламп определяется по формуле:
/>, Вт. (51)
/>(Вт).

Расход электроэнергии загод рассчитывается по формуле
/>, кВт, (52)
где /> - годовое время работы освещения,зависящее от природно- климатического района нахождения АТП и количества смен. Приработе в одну смену в теплом климате />= 650кВт.
/>(кВт).
Расчет вентиляции
Вентиляция помещенияпредназначена для уменьшения задымленности,
запыленностии для отчистки воздуха от вредных выделений производства. Она способствуетоздоровлению условий труда, повышению производительности труда и предотвращаетпрофзаболевания.
Напроектируемых участках принимается смешенная вентиляция (естественная имеханическая). Естественная вентиляция осуществляется за счет форточек,дефлекторов.
Суммарная площадьфорточек определяется по формуле:
/>, м2, (53)
где /> - площадь участка;
/> - коэффициент,учитывающий отношение площади форточек к площади помещения, в зависимости отвыполняемых работ />= 0,02… 0,04.

/>(м2)
Расчет механическойвентиляции. Рассчитывается по кратности обмена воздуха по формуле:
/>, м3, (54)
где /> - объем помещения, м3,рассчитывается по формуле;
/> — коэффициент кратности объемавоздуха в зависимости от проектируемого помещения (для моторного участка /> = 3…4)
/>, м3. (55)
/>(м3).
/>(м3).
 

3. Технологическаячасть
3.1Технологический процесс работ агрегатного цеха
Работына участке проводятся в следующем порядке: при поступление автомобиля в зонутехнического обслуживания и текущего ремонта проводится мойка и очистка узлов иприборов, затем они разбираются на составные части и детали, которые моют, апотом проводится дефектация деталей. Годные, новые и восстановленные деталипоступают на сборку, а негодные на утилизацию. После сборки узлов и приборовпроводится их испытания после чего они направляются в зону техническогообслуживания.
Ниже приведена схематехнологического процесса агрегатного цеха.
/>
Рисунок 1 — Схематехнологического процесса ТО и ТР

3.2 Техническоеобслуживание и ремонт системы
ЕО- перед выездом налинию, перед пуском двигателя, необходимо проверить уровень масла в поддонекартера. В этих целях вынимают и протирают ветошью измерительный щуп, вставляютнаместо до упора, затем вновь вынимают и по специальным меткам определяют,сколько следует залить масла. Нежелательна эксплуатация автомобиля припониженном уровне масла, так как приводит к перегреву и разжижению масла, но недопускается и перелив масла выше указанных меток, потому что этот избыток маслабудет попадать в камеру сгорания, что приводит к дымлению двигателя, кзамасливанию электродов свечей и выходу их из строя. Следует проверитьгерметичность системы смазки по возможным подтекам масла. В дороге следуетследить за показанием манометра (указателем давления масла) на различныхрежимах работы двигателя.
ТО-1 – провестиконтрольный осмотр, обращая особое внимание на герметичность системы- возможныподтеки масла через поврежденные или плохо затянутые прокладки (клапанныхкрышек, поддона картера, крышки распределительных шестерен), в местахсоединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масляногорадиатора, через поврежденные или плохо затянутые элементы масляных фильтров,центрифуг, часто наблюдается течь масла через передний и особенно через заднийкоренные подшипники коленчатого вала при повышенных износах или повреждений ихсальников и т.д.
Поэтому при каждом ТО-1следует проводить крепежные работы в местах возможной течи масла и самихэлементов системы смазки, расположенных снаружи двигателя. Проверить давлениемасла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы. Указательдавления на щупе приборов должен показывать на скоростном режиме работы двигателядля легковых и грузовых автомобилей семейств ГАЗ, ЗИЛ и МАЗ. На холостом ходухолостом ходу давление должно быть в пределах 0,05-0,08 МПа. Не допускаетсяработа двигателей при загорании сигнализатора аварийного давления масла. Маслоподлежит замене, если оно уже настолько темного цвета, что не просматриваютсяриски на щупе.
ТО-2 – дополнительно кобъему работ по ТО-1 при ТО-2 порядке проведения сопутствующего ремонта можнозаменять отдельные неисправные легкодоступные элементы смазки, вплоть домасляного радиатора, центрифуги и т.д.
ЕО- проверить уровеньмасла в моторе, при необходимости залить. Перед выездом на линии визуальнопроверить на наличие течи снизу масла.
СО- помимо вышеуказанныхобъемов работы ТО-1 иТО-2 перед летней эксплуатации меняют зимнее моторноемасло на летнее с последующей промывкой системы смазки или наоборот. Сливаютмасло на прогретом двигателе в специальную емкость, с последующей утилизациейотработавшего масла.
 

4. Проектированиеприспособлений
4.1 Приспособления,применяемые при ТО и ТР узла
Современные узлы иагрегаты изготавливают на высокоточном технологическом оборудовании.
Для обслуживания иремонта агрегатов и узлов применяют универсальный съемник, для постановки иснятия узлов, валов и корпусов. При работе с приспособлением нужно помнить отехнике безопасности.
Этот универсальныйсъемник состоит из следующих частей: ручка, зацеп, траверса, наконечниксменный, двух болтов и штифтов.
4.2 Проектированиеприспособления, применяемого при ТО и ТР системы
Современные узлы иагрегаты изготавливают на высокоточном технологическом оборудовании.
Для качественногоремонта, технического обслуживания агрегатов и узлов автомобилей широкоприменяется различный инструмент и приспособления.
Съемники универсальныеслужат для снятия и постановки узлов, агрегатов и т.д. Существуют съемникиспециальные, универсальные, обеспечивающие круговой контакт с захватывающейдеталью.
Выталкиватели инерционныеприменяются для выпресовки ряда деталей. Используют кинетическую энергию массивнойвтулки, посаженную на среднюю часть вала выталкивателя. Резко подовая втулкувдоль вала и ударяя по заднему фланцу, создает усилие, необходимое длявыпресовки детали.
Ключи специальныеприменяют в целях обеспечения доступа к крепежным деталям и для повышениякачественной затяжки.
Приспособление-видоснастки, имеет разнообразное конструктивное исполнение. Они применяются для:крепления узлов на стендах, для разборки или сборки, монтажа, выпресовкидеталей, фиксирования валов.
Разборочно-сборочные работысоставляют свыше 50% общей трудоемкости ремонта. При ремонте автомобилей,разборка и сборка связана с подъемом и транспортировкой большого количестваразличных узлов, агрегатов, деталей.
Поэтому ремонтныепредприятия оснащаются всевозможным оборудованием для поднятия и перемещенияразличных грузов.
 

5. Разработка мероприятийпо технике безопасности, пожарной безопасности, санитарии и охране окружающейсреды
Охрана труда и техникабезопасности — это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполненияработ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Ответственность за охранутруда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению ипредупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний вцелом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам- на соответствующих руководителей.
Для предупрежденияпроизводственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятсядо сведения работающих соответствующие правила техники безопасности и пожарнойбезопасности. Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное икачественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам иметодам работы.
Инструктажи по характеруи времени проведения подразделяются на:
-вводный
-первичный
-повторный
-внеплановый
-целевой
При проведении вводногоинструктажа должны быть разъяснены:
-основные положенияроссийского законодательства по технике безопасности и производственнойсанитарии;
-правила внутреннеготрудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, впроизводственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительныхнадписей, плакатов и сигнализаций;
-особенности условийработы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
-требования к работающимпо соблюдению личной гигиены, и правила производственной санитарии напредприятии;
-нормы выдачи и правилапользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
-порядок оформлениянесчастного случая, связанного с производством;
требования пожарнойбезопасности.
В программу инструктажа по безопасным приемам и методам нарабочем месте входят:
-общее ознакомление стехнологическим процессом на данном участке производства;
-ознакомление сустройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, атакже применением средств индивидуальной защиты (предохранительныхприспособлений);
-порядок подготовки кработе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющихустройств, приспособлений и инструментов);
-требование правильнойорганизации и содержания рабочего места;
основные правилабезопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочийиндивидуально и совместно с другими рабочими.
В зоне ТО и в зоне ТР дляобеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижениятрудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР легковыхавтомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенныхэлектромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятсяспециальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами иинвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов. Дляпредупреждения поражения работающих электрическим током подъемники заземляют.Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями,неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями,предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля.Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках. Карбюратор, топливныйнасос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должныпользоваться исправным инструментом и оснасткой, так как автомобили самизаезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной вентиляцией.
Все рабочие места в зонахТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями,оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобилядолжны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Всеоборудование и инструмент, запасные части, приспособления располагают в непосредственнойблизости в пределах зоны досягаемости.
Основными факторами,влияющими на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и начеловека, являются отработавшие газы автомобиля, которые содержат окисиуглерода, а также окислы свинца. Наряду с отработавшими газами вредное действиена окружающую среду оказывает шум и вибрация, возникающие при движенииавтомобиля и работе станции технического обслуживания. Значительно уменьшитьвредное воздействие на окружающую среду оказывает поддержание подвижногосостава в технически исправном состоянии.
Для обеспечения пожарнойбезопасности предприятия на каждые 50 метров площади участка должен приходиться один огнетушитель. Горюче-смазочные материалы должны находится отдельно ототкрытого пламени и утилизироваться согласно экологическим нормам.

Выводы и предложения
В данном курсовом проектебыли рассмотрены вопросы об обслуживании и текущем ремонте автомобильноготранспорта в нашей стране. Изучен вопрос о назначении автомобиля, еготехнической характеристики, а также конструкции и назначении системы смазки автомобиляЗИЛ 4314.
Кроме того, произведенрасчет годового объема программ по ТО и ТР. Рассчитана численностьпроизводственных рабочих агрегатного цеха, подобрано необходимое оборудованиедля выполнения требуемых работ. На основании чего произведен расчет площадицеха, его освещения и вентиляции.
Изучен технологическийпроцесс работ выполняемых в агрегатном цехе и разработаны мероприятия по ТО иТР системы охлаждения двигателя; рассмотрены применяемые приспособления при ТОи ТР, а также разработаны мероприятия то технике безопасности, противопожарнойбезопасности и т.п.
В графической частикурсового проекта представлены:
-  сборочный чертеж центробежногомасляного фильтра автомобиля ЗИЛ 4314;
-  планировка агрегатного цеха;
-  чертеж приспособления.
При выполнении работ поТО и ТР автомобилей для повышения качества и быстроты выполняемых операцийнеобходимо внедрять современные технологии и приспособления. Это повыситуровень обслуживания и поможет сократить время на ТО и ТР автомобиля.

Литература
1 Левитский Э.ФАвтомобиль ЗИЛ 130 и его модификации. Московский автомобильный завод имениЛихачева Н.А., 1992
2  Вахламов В.К. Автомобили: Теория,конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф.образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
3  Епифанов Л.И., Епифанова Е.А.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2001.
4  Каталог ГАРО. — М.: ТОО Томправ,1996.
5  Каторча Г.А. и др. Табельтехнологического оборудования для АТП. — М.: Ротапринт Информавтотранс, 1992.
6  Крылов А.Д. Техническое обслуживаниеавтомобилей и двигателей. — Н. Новгород, Ротапринт РЗАТТ, 1999.
7  Роговцев В.Л. и др. Устройство иэксплуатация автотранспортных средств. — М.: Транспорт, 2000.
8 Коган Э. И. и др.Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1984.
9 Напольский Г.М.Технологическое проектирование АТП и СТО, 1985.
10 Методическиеуказания по выполнению курсового проекта, ГОУСПО ЛМсК, г. Липецк, 2005.
11 Положение отехническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта, Транспорт, 1986.
12 Практическоеруководство по ремонту автомобилей ЗИЛ 4314; ЗИЛ 131Н и их модификаций, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.