Реферат по предмету "Транспорт"


Внешнеэкономическая деятельность авиакомпании "Эйр Казахстан"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИ Й ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ
Кафедра “МЕЖДУНАРОДНАЯЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ”
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
   
на тему: “Внешнеэкономическая деятельность авиакомпании
                              (напримере ЗАО “Эйр Казахстан”)”

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                  3
 Глава1.    Внешнеэкономическая деятельность государства                            7
1.1.сущность и виды внешнеэкономической деятельности                   7
1.2.внешнеэкономическая деятельность
РеспубликиКазахстан.                                                                            15
Глава 2.     Анализ внешнеэкономическойдеятельности                         
            авиакомпании ЗАО “Эйр Казахстан                                                       31  
            2.1. Экономическая характеристикаавиакомпании                               31
2.2.    Анализ производственной ифинансовой деятельности
          авиакомпании  ЗАО “ЭйрКазахстан”                                          42                     
2.3.    Внешнеэкономическая деятельность
          ЗАО “ЭйрКазахстан”                                                                     55 
Глава3.      Перспективы развития ЗАО “Эйр Казахстан”
                   на 2002 -  2005годы                                                                          59
             3.1.    План развития ЗАО “Эйр Казахстан”
                      на период 2001 -2005 гг                                                                59
             3.2. Прогноз финансовых показателей и Программа
                    развития   на период2001-2005года                                               63
  
Заключение                                                                                                            68
Списоклитературы                                                                                               72
ВВЕДЕНИЕ
 
Казахстан  как суверенное государствоактивно ведет работу по формированию открытой эконо­мики. Основой построенияэкономики открытого типа является широкое участие страны в миро­хозяйственныхсвязях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по уг­лублениюэкономических реформ, формированию социально ориентированной рыночнойэкономики, Казахстан исходит из того неоспоримого факта, что ры­ночнаяэкономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чуждыизолирован­ность и замкнутость. В связи с этим будущее на­шей экономики видитсяв интеграции ее с миро­вым хозяйством.
Не случайно одним из важныхшагов пра­вового обеспечения подлинного суверенитета рес­публики сталоконституционное закрепление Казахстан как самостоятельного субъекта между­народныхотношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего правовступать в международные организации, системы коллективной безопасности,межгосударственные образования.
          РеспубликаКазахстан активно включилась в многосторонние международные механизмыэкономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику вавторитетных международных финансовых и экономических, организациях, таких какОрганизация Объединенных Наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютныйфонд, Международная финансовая корпорация, Организация содействияэкономическому развитию, Международная организация труда, Всемирная организацияздравоохранения, и в других ведущих финансово-экономических организациях.
Многиемеждународные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банкреконструкции и развития, Комиссия Европейского Союза и другие открыли вреспублике свои региональные представительства и активно сотрудничают сказахстанскими партнерами.
Осуществляетсяряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда,Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, вчастности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансовогообеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики.
          Казахстанвместе с государствами Центральной Азии стал членом организации экономическогосотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этойорганизации республика принимает активное участие в разработке и реализациипроектов по совместному строительству межгосударственных транспортныхкоммуникаций, обеспечивающих для Казахстана  выход к морским портам, ктранснациональным транспортным сетям, мировым рынкам товаров и капитала.
Следуетотметить, что сотрудничество Казахстана с международными организациямистроилось и будет строиться исходя из цели, сочетающей как долгосрочные, так итекущие приоритеты.
Во-первых,это стратегическая интеграционная задача—непосредственное включение вмеждународные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе созданияравноправных и отвечающих национальным интересам условий для взаимодействиявсех хозяйствующих субъектов Казахстана с внешним миром.
Во-вторых,это прямое содействие решению текущих проблем республики, поддержка проводимыхреформ путем получения финансовой, технической и консультативной помощи состороны ряда указанных институтов на основе имеющегося международного опыта.
Наначальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля формироватьсовременный внешнеэкономический комплекс республики, создать по существу новыймеханизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три годанезависимости реформа внешнеэкономических связей в  Казахстане заметнопродвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах.
С начала осуществления реформыизменился состав и структура участников внешнеэкономических связей. Правовыхода на внешний рынок получили более двух тысяч хозяйствующих субъектовреспублики, в числе которых ассоциации, концерны, малые и частные предприятия.
Помимо внешней торговли, заметноактивизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества,увеличивается число созданных и функционирующих на территории республикипредприятий с иностранными инвестициями.
Запервые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданыуказы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основырасширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности,стимулирующие развитие экспортного потенциала республики.
Существеннобыл упрощен порядок создания совместных с иностранным капиталом предприятий,регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лицензированияэкспортиру­емой продукции. Все это позитивно повлияло на ак­тивизациювнешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта.
Цельюдипломной работы является изучение внешнеэкономической деятельностинациональной авиакомпании “Эйр Казахстан”.
Взадачи исследования входят:
-изучениетеоретичеких аспектов внешнеэкономической деятельности;
-анализосновных экономических показателей компании;
-ознакомлениес деятельностью компании с зарубежными партнерами;
-выявление направленийсовершенствования функционирования  компании и    др.
Глава 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1  Сущностьи виды внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономическойдеятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления иначалом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась кдецентрализации внешней торговли и переходу от межправительственныхвнешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровнепредприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились двапонятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность,последнее из которых изменило существующее ранее значение и характервнешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельностьпредставляет совокупность производственно-хозяйственных,организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортированныхпредприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методовработы на рынке иностранного партнера.
Внешнеэкономическаядеятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровнепроизводственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полнойсамостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара дляэкспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма исроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельностикак с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом,внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных,организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательнымисопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнениеопределенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца кпокупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг- транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетныхопераций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации оконъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.
Внешнеэкономическаядеятельность относится к рыночной сфере, базируется на критерияхпредпринимательской деятельности, структурной структурой связи с производствоми отличается правовой автономностью и экономической, а также юридическойнезависимостью от отраслевой ведомственной опеки.
СогласноКонвенции Организации Объединенных Наций о договорах международнойкупли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемаямежду контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятиякоторых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресекоторых указаны разные государства.
Исходнымпринципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческийрасчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности исамоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых иматериально-технических возможностей. Ответственность за результатывнешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в частиэкспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного иимпортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическуюдеятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как двераздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Основныезадачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как:
-    таможенныйконтроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
-     нетарифноерегулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственногозначения (лицензирование и квотирование);
-     мерыоперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифноерегулирование (налоги, пошлины и сборы).  Существенно влияют на определениестратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств,  ведомств,отдельных предприятий и объединений.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собойпроцесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместноепредпринимательство, оказание услуг, со­трудничество.
Внешняя торговля начала быстро развиваться при капи­талистическомспособе производства и достигла наибольшего развития при вхождении рядакрупнейших стран мира: США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии идругих в мировую рыночную экономическую систему.       
        Процесс бурного развития капиталистическогоспособа производства способствовал решению технических проблем пере­броскикрупных партий товаров на дальние расстояния; за счет использования железныхдорог, пароходов в XIX веке. В XX веке возможность широкого развития внешнейторговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного,желез­нодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.
Интенсивное развитие различных видов машинного про­изводстваделает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимыновые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок.Потреб­ность закупки нефти, леса, руд„мёталлов тем выше, чем интенсив­нееразвивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природныхресурсов, и ее промышленность может разви­ваться исключительно за счет внешнейторговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисковбольшого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономиче­скихсвязей и усилению внешнеэкономической деятельности.
Существенной предпосылкой развития внешнеэкономиче­скойдеятельности является возможность повышения нормы при­были на основевнешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементыпостоянного и переменного капи­тала и таким образом способствует снижениюиздержек производ­ства. Благодаря конкуренции между производителями разныхстран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня ихинтернациональной стоимости, которая ниже на­циональной стоимости в менееразвитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но вышеуровня на­циональной стоимости в развитых странах.
Важным фактором развития внешней торговли является вывозкапитала, на основе которого возникают транснацио­нальные корпорации, которыечаще всего бывают национальны­ми по капиталу и интернациональными по сфередеятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являютсяинтернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональныхкорпораций в международной торговле весь­ма значительна, так как на долю ихвнутрикорпорационного обо­рота приходится около одной трети международногоэкспорта.
К ряду других общих факторов развития внешнеэкономи­ческойдеятельности относятся:
1. Неравномерность экономического развития различныхстран мира. Каждая странаимеет собственную структуру отрас­лей, свой. уровень развития промышленностисельского хозяйст­ва, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализациюв экономике.
Специализация промышленного или сельскохозяйственно­гопроизводства дает сильный толчок развитию внешней торгов­ли, что оченьактуально для небольших по территории и числен­ности населения развитыхкапиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и других. Этистраны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50 % и при­мернотакая же доля импортируется.
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Еже­годно в мире в поисках работы перемещается 25 млн.человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай,Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть ре­гионы: Западная Европа,США, Ближний Восток, Южная Амери­ка, которые нуждаются в притоке рабочих рук.Поэтому переме­щение работников из страны в страну, регулируемое Междуна­роднойорганизацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитиювнешнеэкономической деятельности.
Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долюкоторых составляют полезные ископаемые, объективно способст­вует установлениюторговых отношений между странами мира.
Установлению внешнеэкономических -связей между госу­дарствамиспособствует возможность некоторых стран мира:
Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и других — выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных вразличных странах.
3. Характер политических отношений. Укреплениювнеш­неэкономической деятельности способствует наличие дружествен-
ных политических отношений между странами. И, наоборот,по­литическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть доразрыва экономических связей.
4. Различный уровень научно-технического развития.Фор­мированию внешнеэкономической деятельности способствует об­мен междустранами студентами, стажерами, научными сотрудни­ками, преподавателями;проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических иархеологических экспе­дициях; выполнение контрактов по проведению проектных,науч­но-исследовательских и конструкторских работ.
5.Особенности географического положения, природных иклиматических условий. Крезультатам развития внешнеэкономи­ческой деятельности в мировой экономикеможно отнести:
·    дальнейшее углубление международного разделения труда;
·     экономию общественного труда в странах, активноосуществ­ляющих    внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие вдругих формах внешнеэкономических связей;
·     интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
·    дальнейшее укрепление политических, научных,технических, культурных и других связей;
·     увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономи­ку;
·     успешное функционирование транснациональных корпорацийи концернов;·     расширениекруга стран, достигших полной конвертируемости их валют
                           Виды внешнеэкономической деятельности:
     экспорти импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности,капиталов, рабочей силы);
*     оказаниесубъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектамхозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных,страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических,брокерских, аудиторских, юридических и других не запрещенных законамигосударства;
*     научная,научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и инаякооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение иподготовка специалистов на коммерческой основе;
*     международныефинансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренныхзаконами государства;
*     кредитныеи расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности ииностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектамивнешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учрежденийза пределами государства;
*     совместнаяпредпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности,включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведениесовместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом натерритории государства и за ее пределами;
*     предпринимательскаядеятельность на территории государства, связанная с предоставлением лицензий,патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектовсобственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности,аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределамигосударства;
*     организацияи осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов,аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий сучастием субъектов внешнеэкономической деятельности;
*     организацияи осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территориигосударства за иностранную валюту;
*     товарообменные(бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречнойторговли;
*     арендные,в том числе лизинговые операции;
*     операциипо приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и намежбанковском валютном рынке;
*     работына контрактной основе физических лиц государства с иностранными субъектамихозяйственной деятельности;
*     другиевиды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами государства.
Приведенныйперечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным иохватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следуетотметить, что ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономическихсвязей как  международная торговля, с помощью которой страны могут развиватьспециализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общийобъем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в техпродуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно илиневозможно вообще.  1.2.Внешнеэкономическая деятельность РеспубликиКазахстан
СтановлениеКазахстана как независимого государства предполагает построение политических иэкономических отношений с зарубежными странами, определение места страны всистеме мировых хозяйственных связей и международного разделения труда.
Доконца 1991 г. Казахстан не имел самостоятельной государственности. Развитиереспублики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования иглубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. Именно всоветский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие егокрупных зерноводческих хозяйств, причем экономика была специализирована напоставках в другие республики СССР топливно-энергетических и минеральныхресурсов, зерна и другой сельскохозяйственной продукции, т.е. носила сырьевойхарактер. В республике были также построены крупные металлургические заводы дляпервичной переработки минерального сырья, а также крупные машиностроительныезаводы, большая часть которых входила в систему военно-промышленного комплексаСССР.
РаспадСССР и разрушение единого экономического и денежного пространства особенноболезненно отразились на экономике Казахстана, во многом обострив спадпроизводства и инфляционные процессы. Казахстан вышел на мировую арену каксамостоятельное государство, находясь в состоянии глубокого экономическогокризиса. Сложившиеся экономические деформации, полная ориентация всей экономикина пространство бывшего СССР, неадекватность системы экономических отношенийвнутри республики характеру мировых экономических связей -все это значительноограничило возможности быстрой интеграции страны в мировую экономику. Крометого, Казахстан, как страна, не имеющая выходов к морю и имеющая выходы намировые транспортные магистрали только через пост социалистические страны с нестабильнойэкономикой,  имел чисто объективные трудности в диверсификации своихэкономических отношений.
Экономическиереформы, направленные на переход к рыночным отношениям — это объективнаянеобходимость для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в экономику путемформирования новой системы стимулов производственной деятельности и еерегулирования. Бывшая централизованно планируемая экономика Казахстана должнапретерпеть трансформацию, чтобы стать адекватной системе производственныхотношений, сложившихся в мире, и интегрироваться в систему мировыххозяйственных связей, которые регулируются финансовыми потоками, отражающимидействие рыночных сил.
Новаявнешнеэкономическая политика республики формируется в контексте этих реформ иявляется их неотъемлемой частью. С одной стороны, переход к рыночнымиотношениям является необходимым условием вхождения страны в мировой рынок, сдругой стороны, развитие внешнеэкономических связей стимулирует развитиерыночных отношений, способствуя созданию конкурентного рынка внутри республикии поступлению конкурентных сигналов к экспортерам, ускоряет процессмонетаризации экономических связей и формирования адекватной финансовойсистемы, дает мощный импульс процессам разгосударствления и приватизации. Такимобразом, главные акценты во внешнеэкономической политике определяются этапамипроведения экономической реформы .
Напервом этапе необходимо стимулировать воздействие внешнеэкономических связей наход рыночной реформы и макроэкономическую стабилизацию, что определяет главныйкурс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическаяполитика должна быть направлена также на рационализацию и диверсификациюэкономических связей с другими странами, что позволит Казахстану постепенноснизить уровень экономической зависимости от стран бывшего СССР, прежде всегоот России, и обеспечить большую устойчивость экономике.
Навтором этапе акцент может быть сделан на продвижение продукции казахстанскихэкспортеров на мировой рынок, т.е. на повышение конкурентоспособностинациональной экономики. Этот этап наступает, когда страна достигаетмакроэкономической и финансовой стабильности и начинает осуществлять инвестициив производство.
Впрошедшие годы основным содержанием внешнеэкономической политики Казахстанастала либерализация внешнеэкономической деятельности.
До1993 г. вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулироваласьсистемой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялисьпочти на 200 наименований товаров, включая все энергетические ресурсы, черные ицветные металлы, продукты питания, зерно, строительные материалы, широкийспектр промышленных и потребительских товаров. Экспорт стратегических товаровосуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры.Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двустороннимимежправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.
Первыйзначительный шаг в либерализации внешнеэкономической деятельности был сделан в1992- 1993 г. внешнеэкономические операции в основном регулировались черезсистему государственных заказов, а экспорт стратегических товаров находился подмонопольным контролем государства. Таможенная служба республики в этот периоднаходилась на стадии формирования, и по объективным   причинам, официальнаятаможенная статистика не велась. Характерной чертой торговых отношений этогопериода являлась значительная доля бартерных сделок, прежде всего, междупредприятиями стран СНГ, в силу отсутствия у них достаточного объема  собственных финансовых средств. 
Числоквот было сокращено до 34 наименований, а лицензий — до 61 наименования. Быливведены аукционы по продаже экспортных квот и лицензий. Объеммежреспубликанской торговли по межправительственными соглашениями сократился на60%, а систему государственного заказа, обеспечивавшую выполнение соглашений,сменила система государственных закупок, которая более полно отвечала рыночнымусловиям и формировалась на основе договорных цен. В то же время для выравниваниявнутренних и внешних цен на экспортную продукцию были введены экспортные налогина 145 видов, уплачивавшиеся в твердой валюте, в размере до 30 процентов.Средний размер экспортных налогов составлял 15%. Импортные лицензиираспространялись на 5 наименований продукции, импорт облагался налогом вразмере от 0,5 до 21% со средней ставкой 13%. Около 26 предприятий пользовалисьльготами по внешнеэкономической деятельности.
В1994 г. 25,7 % экспортных поставок республики и 9% импортных поставокосуществлялись в порядке прямого товарообмена. Произошло дальнейшее уменьшениечисла товаров, подлежащих лицензированию (до 34 наименований) и квотированию(до 7 наименований), по большинству товаров произошло выравнивание внутренних имировых цен, что привело к снижению средней ставки налога на экспорт до 7%, причемэкспортный налог уплачивался уже в тенге. Были отменены все льготы поналогообложению внешнеэкономической деятельности.
В1993-1995 г. осуществляется существенная либерализация ВЭД, во внешней торговлеутвердился принцип договорных цен, были подписаны соглашения о торгово –экономическом сотрудничестве  со многими государствами, в том числе Соглашениео зоне свободной торговле государств – участников СНГ. 
С1995г. республика ежегодно имеет положительное сальдо торгового баланса  (поданным таможенной статистики), при стабильном увеличении (за  исключением1998г.) экспортной составляющей внешнеторгового оборота республики (с 58% в1995г. до 64,4% в 2000г).
Былиотменены все экспортные квоты, отменены экспортные и импортные лицензии, заисключением короткого списка товаров, составленного по соображениямнациональной и личной безопасности и здоровья (9 наименований — по экспорту и11 наименований — по импорту); аннулирована
монополияна внешнюю торговлю стратегическими товарами; отменена обязательная продажавалютной выручки экспортеров; запрещена бартерная торговля; приняты меры длярасширения биржевой торговли промышленной и сельскохозяйственной продукцией,установлен порядок реализации товаров на экспорт через аукционную торговлю набиржах, а также порядок выдачи товарными биржами сертификатов для таможенногооформления вывозимых товаров.
Вянваре 1995 г. Россия, Казахстан и Беларусь заключили договор о таможенномсоюзе. Первый этап — отмена таможенных барьеров между этими странами — былзавершен в марте 1995 г. С начала октября 1995г. были введены единые таможенныетарифы. Максимальная ставка экспортного таможенного тарифа была снижена с 30%до 25%, а число товарных групп, облагаемых таможенным тарифом, сократилось с 70до 27. Значительно снижены ставки импортных таможенных пошлин, хотя переченьналогооблагаемых товарных групп все еще включает 12 наименований.
Благоприятнаяконъюнктура мировых цен на экспортируемые  товары, реализация политикиимпортозамещения позволили  в 2000г достичь самого высокого положительногосальдо торгового баланса (без учета неорганизованной торговли) в размере4087,4млн. долл. США.
Поитогам 2000г. экспорт товаров в стоимостном выражении увеличился на 63%, импорт–на 37%. 
     В2000г. большая часть экспортно-импортных операций осуществляется за СКВ:экспорт-90,2%, импорт – 60,7%. Доля бартера во внешнеторговых операциях сталанезначительной: экспорт –1,3%, импорт-2,6%.
За1995-2000гг. объем товарооборота со странами вне СНГ возрос в 2,5раза, а состранами СНГ снизился на7%. В структуре внешнеторговых связей Казахстанапрослеживается тенденция увеличения доли стран вне СНГ (с 39% в 1995г.до 64% в2000г.) и сокращение доли государств – членов Содружества (соответственно с61до 36% ).
Дляусиления контроля за внешнеэкономической деятельностью и исключения случаевнедобросовестных сделок в 1995 г. Правительство наметило разработать Законы«Об экспортно-импортных сделках» и «Об экспорте капитала»,а также гармонизировать таможенные тарифы с международными нормами. Вывоззерна, хлопка-волокна, кожсырья, проката черных металлов будет осуществлятьсяпри их приобретении или регистрации контрактов по их продаже на республиканскихтоварных биржах. Вводится совместный банковский и таможенный контроль запоступлением валютной выручки от экспорта.
Либерализациявнешнеэкономической деятельности коснулась не только внутренних процедур, но идоступа на рынки зарубежных стран для казахстанской продукции. Кромевышеуказанного таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном, всоответствии с которым были отменены все таможенные барьеры на пути продвижениятоваров, за эти годы значительно улучшился режим доступа на рынки стран ОЭСР. Вотношении Казахстана сняты или снижены многие санкции, применявшиеся к странамс нерыночной экономикой, со стороны стран ОЭСР: дискриминационные тарифы,квоты, изменяющиеся уровни налогообложения, произвольно применяемые схемылицензирования и другие нетарифные барьеры. Республика получила статуснаибольшего благоприятствования на рынках Европейского Союза, Австрии,Скандинавских стран, Канады, США и Японии. В 1992 г. Канада, в 1993 г. ЕС иАвстрия и в 1994 г. США включили Казахстан в систему Генеральных преференций. Внастоящее время проводится подготовка вступлению Казахстана во Всемирнуюторговую организацию (ВТО), включая Генеральную систему торговли и тарифов(ГАТТ). Вместе с тем, экспорт Казахстана все еще не страдает от антидемпинговыхмер, квотирования и других ограничений, поэтому ускорение рыночных реформ ивступление республики в ВТО являются важнейшими задачами для обеспечения выходана мировые рынки.
Внешнеэкономическиесвязи Казахстана были значительно диверсифицированы. Разрыв хозяйственныхсвязей с республиками бывшего СССР, обусловленный в первые годы после егораспада центробежными тенденциями и нарушением платежного механизма, наряду сомногими негативными последствиями имел и положительный результат: вследствиенеобходимости адаптации к новым условиям и переориентации товарных потоковпроизошла рационализация хозяйственных связей. Искусственно поддерживаемые плановойэкономикой, но не рациональные товарные потоки были переориентированы, анаметившаяся в последние два года тенденция к реинтеграции позволяетвосстановить те связи, которые являются взаимовыгодными для стран-партнеров.
Внастоящее время Казахстан торгует со 124 странами мира. Значительно измениласьстрановая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия(40,5% экспорта и 42,6% импорта), Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта),Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта),Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия(3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6%экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и США(1,0% экспорта и 2,3% импорта).
Запериод с 1995г.по 1999г. доля минеральных продуктов в Казахстанском экспортевозросла с 29% до 44%, а в 2000г. по сравнению с1999г. удельный вес минеральныхпродуктов в общем объеме экспорта вырос еще на 11 процентных пунктов.
Оцениваяреальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что вближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки в основном с сырьевойпродукцией. Обрабатывающая промышленность республики сегоднянеконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия иосуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособнуюпродукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью иизношенностью оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимсяресурсам, высокой энерго — и материалоемкостью производства, отсутствиемтехнологий глубокой переработки, что делает казахстанскую промышленную продукциюнеконкурентоспособной даже по ценовому фактору, а также грузом социальныхпроблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия республикидаже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности, то вмашиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача — вкратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионныемероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциалвоенно-промышленного комплекса на цели повышения конкурентоспособностипродукции.
Однойиз главных статей казахстанского экспорта является нефть сырая, доля которой вэкспорте возросла с 15%в 1995г.до 44,2% в 2000г. В 2000г. по сравнению с 1995г.более чем  в три раза увеличился удельный вес нефти и газового конденсата вэкспорте республики, на ряду с уменьшением удельного веса отдельных товаров.Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивыйспрос на это сырье на мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти какважнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможностиэкспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок изависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по еетрубопроводам. Так, в 1999 году квота, установленная Казахстану длятранспортировки нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что,безусловно, гораздо ниже его экспортных возможностей.
Внастоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черныеметаллы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными идешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества вэкспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветнойметаллургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствияинвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий,несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимостиэнергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическаяотсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии смировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортныепроизводства могут привести к большим потерям в будущем.
Товарная структураказахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долюкоторых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.
Товарная структура импортируемыхреспубликой товаров достаточно разнообразна: наибольшую  долю занимают машины иоборудование, химические товары  и минеральные продукты.
В рыночной экономике государствоосуществляет регулирование международной торговли и внешней экономическойдеятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защитыобщенациональных интересов. Деятельность государственных органов порегулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но еемасштабы, формы и методы, конкретные цели  и задачи определяются каждой странойисходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней политикигосударства.
  Государственноерегулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости отклассификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические иадминистративные, тарифные и нетарифные.
Экономическиеметоды регулирования  международной торговли базируются на использованииэкономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов НДС,акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государствовоздействует на экономические интересы ВЭД и, следовательно, на их поведение,сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они вбольшей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играютглавную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
Административныеметоды включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которыхгосударство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД,регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества.Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночныхотношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.
Тарифныеметоды являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная рольтаможенных тарифов в регулировании международной торговли определилацелесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методамиэкономического регулирования.
Тарифноерегулирование направленно преимущественно на защиту внутреннего рынка отиностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играютввозные пошлины.
Экспортныепошлины противоречащими природе рыночных отношений, международные ирегиональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международнойторговле.
Ассортименттоваров, завозимый в Казахстан из разных стран разнообразен и постояннообновляется. Некоторые товары поступают на казахстанский рынок только завоза ихиз других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественныеаналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такиетовары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми инациональными издержками и ценами.
Соотношениямежду этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, какправило, колебаться в весьма широком диапазоне, что определяет необходимостьдифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.
Приограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза, ставкитаможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделийили с ориентированием на их индивидуальные выходные главные параметры.
Например, таможенные пошлины наавтомобили и перевозочные средства устанавливаются с учетом объема цилиндровдвигателя и количества лет с момента их выпуска, что может служить показателемих морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших вупотреблении и имеющих значительный  моральный и физический износ, применятьповышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает завоз такой продукции,поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу общества.
Таможенныепошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономическойдеятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства вобласти внешнеполитического обмена, и поэтому ставки ввозных пошлин не могутбыть инертными к техническому уровню и физическому состоянию  импортируемыхмашин и оборудования, а тем более создавать преимущества  для импорта моральноустаревших и физически изношенных машин и оборудования.
Последовательноеи целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активнойвнешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики,полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в системумирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторовстратегического плана — обеспечения устойчивого экономического роста.
                              Внешняя торговля со странами СНГ.
Динамика внешнеторгового оборотаКазахстана со странами СНГ складывалась неоднозначно. В 1997-1999гг.наблюдалась тенденция снижения объемов внешней торговли  со станамиСодружества. Однако в 2000г произошло существенное повышение объемовэкспортно-импортных операций со всеми странами – основными торговыми партнерамииз числа стран Содружества.
В2000г. доля стран СНГ в общем объеме казахстанского экспорта составила 26%.
Встраны Содружества, казахстанскими поставщиками было экспортировано  товаров на2390,4 млн.долларов (160% к предыдущему году).Произошло существенное повышениеобъемов экспорта: на Украину – в 2,3раза, в Беларусь – на 66%, в Россию- на 57%,в Азербайджан – на 54%. Незначительное сокращение объема экспорта наблюдалось вКыргызстан (менее 2%). Поставки в Туркменистан сократились на 45%.
                                                                                              
        Таблица 1Динамика экспорта РеспубликиКазахстан в страны СНГ (млн.долл.США)Наименование страны 1995 1996 1997 1998 1999 2000
ВСЕГО
из него: 5250,2 5811,0 6497,0 5435,8 5598,0 9139,5 СТРАНЫ СНГ 2883,5 3178,9 2981,9 2169,5 1492,4 2398,4 Таможенный союз 2535,3 2702,9 2452,0 1738,6 1256,3 1914,8 Беларусь 54,2 46,2 43,0 22,2 12,1 20,1 Кыргызстан 74,9 111,6 66,2 62,8 59,5 58,5 Российская Федерация 2365,8 2484,4 2287,8 1611,4 1138,6 1783,9 Таджикистан 40,4 60,7 55,0 42,2 46,1 52,3 Страны вне Таможенного союза 348,2 476,0 529,9 430,9 236,1 475,6 Азербайджан 23,1 9,6 23,2 29,8 30,7 47,4 Армения 0,2 0,1 0,1 0,8 7,0 4,2 Грузия 0,3 10,1 2,1 4,7 3,3 7,7 Молдова 2,5 3,1 2,8 ' 0,9 0,2 1,1 Туркменистан 47,5 38,8 49,8 12,3 13,5 7,4 Узбекистан 153,1 201,8 148,4 119,2 66,4 139,2 Украина 121,5 212,5 303,5 263,2 115,0 268,6
Впервом полугодии 2001г.доля стран СНГ   в общем объеме экспорта Республикисоставила 31%(в январе-июне 2000г.-28,2%). Внешнеторговый оборот со странамиСНГ составил 3173,9 млн.долларов США, что на 32,1 % выше уровня аналогичногопериода  2000г., в том числе экспорт – 1382,2млн. долларов, импорт – 1791,7млн.долларов.
РоссийскаяФедерация в силу исторически сложившихся процессов экономическогосотрудничества с Казахстаном продолжает оставаться основным торговым партнероми основным потребителем казахстанской  продукции. Удельный вес РоссийскойФедерации в объеме экспорта в страны СНГ в 2000г. составил 75%. Наибольшийудельный вес в структуре экспорта в Российскую Федерацию занимают: минеральноетопливо, оксид и гидроксид алюминия, руды и концентраты, недрагоценные металлыи изделия из них, пшеница и мука. В 2000г. по сравнению с1999г. экспортныепоставки в РФ увеличились по основным товарным группам. Так, в 2 раза повысилсяэкспорт транспортных средств, свинца и изделий из черных металлов, экспортминерального топлива. Вместе с тем, сократились поставки в Россию мяса исубпродуктов ( по данным 2000г. 96% от общего экспорта данного товара былопоставлено в Россию) – в 13 раз, овощей   (93%) – в 2раза, шерсти(21%) – на11%.
В2000г. доля стран СНГ в общем объеме импорта Казахстана составила 55%.
Вимпорте из стран Содружества преобладают поставки машин, оборудования итранспортных средств, топливно-энергетических ресурсов, продукции химической иметаллургической промышленности. В 2000г. по сравнению с 1999г. поставки вКазахстан из Российской Федерации возросли на 82%, Азербайджана и Туркменистана– в 2,3раза,   Украины – на 35%, Кыргызстана   и Беларусь на 2%. В то же времяиз Узбекистана – сократились на 16% (табл.2).
  
    Внешняя торговля со странами вне СНГ.
В Казахстане в 1995-2000гг.наблюдалась устойчивая динамика роста внешнеторгового оборота со странами внеСНГ. Причем высокими темпами росли объемы экспорта. Пик экспортной активности вторговле со странами дальнего зарубежья пришелся на 2000г., когда было проданопродукции на 6749,1 млн.долларов (164% к уровню 1999г) (табл.3).
Долястран вне СНГ в общем объеме казахстанского экспорта в 2000г. составила 74%.
Таблица 2
Динамика экспорта Республики Казахстан встраны вне СНГ
(млн. долл.США)Наименование страны 1995 1996 1997 1998 1999 2000 ВСЕГО 2366,7 2732,1 3515,1 3266,3 4105,6 6749,1 ЕВРОПА 1597,6 1621,2 2174,5 2271,1 1910,2 2799,5 СТРАНЫ ЕС 1116,2 1095,4 1707,5 1690,5 1284,3 2073,8 СТРАНЫ ВНЕ ЕС 481,4 525,8 467,0 . 580,6 625,9 725,7 АЗИЯ 647,6 1006,7 1134,9 726,8 847,3 1208,3 АМЕРИКА 108,6 95,0 179,2 220,0 1319,1 2719,6 АФРИКА 12,5 8,8 25,5 47,4 27,7 19,5 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 0,4 0,4 1,0 1,0 1,3 2,2
Напротяжении  последних лет увеличиваются объемы поставок казахстанской продукциив страны Азиатского региона. Увеличились экспортные поставки в Китай – на 42%,в Турцию  на – 78%, в Иран в – 2раз. При этом сократились объемы экспорта вРеспублику Корею на 5%, в Японию – на 58%.
Встаны Азиатского региона, по данным 2000г, было экспортировано  57% черныхметаллов и изделий из них (в 1999г-65%). Преобладает, главным образом, плоскийпрокат черных металлов, основными потребителями  которого в 2000г. были Китай,Иран, Турция, Таиланд. В минувшем году большинство из этих стран значительноувеличили объемы импорта казахстанского проката черных металлов: Китай-11%,Иран-2,4раза, Турция –48%. В 2000г. по сравнению с 1999г. поставки в Китайалюминия необработанного возросли в 7 раз, меди рафинированной –на 69%, отходови лома медных – на59%.
За2 предыдущих года произошло резкое увеличение экспорта в страны Америки,главным образом, за счет продажи нефти на Бермудские и Виргинские острова. Скаждым годом увеличивается экспорт в США, которые являются основным торговымпартнером нашего государства в американском регионе.
В2000г.доля стран вне СНГ в общем объеме импорта составила 45%.
Импортиз  стран вне СНГ, по данным таможенной статистики, увеличился по сравнению спредыдущем годом на 10% и составил 2294,7млн.долларов.
Большаячасть импортных товаров завозится на казахстанский рынок из Германии,Великобритании, Италии, Нидерландов.
Страныазиатского региона  в общем объеме импорта в Казахстане в 2000г. составил 12%.Основные поставщики данного региона: Китай, Япония, Турция, РеспубликаКорея.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диктофон
Реферат Cheever And Joyce Essay Research Paper Joyce
Реферат «На улице» (1850). «Несжатая полоса»(1854), «Забытая деревня»(1855), «Размышления у парадного подъезда»(1858), «На Волге»(1860), «Железная дорога»(1864)
Реферат Масова комунікація парадокс сучасного суспільства
Реферат Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге
Реферат Современное состояние и анализ деятельности агрофирмы ООО "Денисовка"
Реферат George Washington And Abraham Lincoln Essay Research
Реферат Захарьин, Пётр Михайлович
Реферат Советская политическая система и особенности ее развития в 30–50-тые годы ХХ века
Реферат Финикия 2
Реферат Администрация муниципального образования каневской район постановление
Реферат Преступления итальянских солдат в Сомали
Реферат Оценка показателей безотказности блока РЭС
Реферат Медведев, Пётр Михайлович
Реферат Deforestation Essay Research Paper According to available