Содержание.
Страницы
1. Введение..........................................................................................................
2. Описаниеизделия и узла, в который входит изделие.................................
3. Технологическаячасть.
3.1. Обоснованиевыбора типа производства......................................................
3.2. Выбор метода получения заготовки..............................................................
3.3. Обоснование выбранных баз для обработкиизделия..................................
3.4. План обработки................................................................................................
3.5. Выбороборудования и режущего инструмента............................................
3.6. Расчет припусков и межоперационныхразмеров.........................................
3.7. Расчет режимов резания и машинноговремени...........................................
3.8. Расчет технических норм времени.................................................................
4. Конструкторскаячасть.
4.1. Описаниеи расчет станочного приспособления...........................................
4.2. Выбор, описание конструкции, обоснованиеосновных параметров и
расчет режущего инструмента........................................................................
4.3. Выбор, описание конструкции и расчетизмерительного инструмента......
5. Экономическаячасть.
5.1. Расчетпотребного количества оборудования................................................
5.2. Расчет производственных ивспомогательных рабочих, руководящих
работников, служащих и специалистов..........................................................
5.3. Расчет фонда заработной платы......................................................................
5.4. Расчет стоимости основных материалов........................................................
5.5. Расчетцеховых накладных расходов по степеням затрат.
Определениенакладных расходов..................................................................
5.6. Составление сметы затрат на участок............................................................
5.7. Определение себестоимости одногоизделия................................................
5.8. Технико-экономические показатели..............................................................
6. Организационная часть.
6.1. Планировкаоборудования и рабочих мест на проектируемом участке.
6.2. Организация транспортирования изделий научастке и уборке стружки…
6.3. Организация рабочего места станочника.......................................................
6.4. Организацияинструментального хозяйства..................................................
6.5. Организациятехнического контроля.............................................................
6.6. Мероприятия по охране труда, техникебезопасности и
противопожарной защите................................................................................
1. Введение.
Человеческоеобщество постоянно испытывает потребности в новых видах продукции, либо всокращении затрат труда при производстве основной продукции. В общих случаяхэти потребности могут быть удовлетворены только с помощью новых технологическихпроцессов и новых машин, необходимых для их выполнения. Следовательно, стимуломк созданию новой машины всегда является новый технологический процесс,возможность которого зависит от уровня научного и технического развитиячеловеческого общества.
Путьсоздания машины сложен. Замысел к созданию, выражается в виде формулировкислужебного назначения машины, являющегося исходным документом в проектированиимашины. Для изготовления спроектированной машины разрабатывают технологическийпроцесс и на его основе создают производственный процесс, в результате которогополучается машина, нужная для выполнения технологического процесса изготовленияпродукции и удовлетворения возникшей потребности.
Машинаполезна лишь в том случае, если она обладает надлежащим качеством, т.е.способностью удовлетворить потребности необходимые для ее создания.
Создаваямашину, человек решает две задачи:
1. Сделатьмашину качественной и обеспечить экономию труда в получении производимой с еепомощью продукцией;
2. Затратитьменьшее количество труда в процессе создания и обеспечения качества самоймашины.
Производственныйпроцесс изготовления машин является системой связи свойств материалов,размерных, информационных, временных и экономических. Технология машиностроенияисследует эти связи с целью решения задач обеспечения в процессе производства,требуемого качества машины, наименьшей себестоимости и повышения производительноститруда.
Намашиностроительных заводах успешное внедрение новой техники зависит от степениего оснащения современной технологической оснасткой. Для всех видов технологическойоснастки характерно наличие значительного числа деталей, разнообразной и сложнойформы. Большинство деталей в процессе изготовления подвергается различным видамобработки, механической, термической, электрохимической и т.д.
Производительностьпроцесса обработки зависит от режимов резания (скорости, глубины, подачи) а, следовательно,от материала режущей части инструмента, его конструкции, геометрическихпараметров, лезвий инструмента и т.д. В дипломном проекте для расчета режимоврезания применяется аналитический метод.
Современноепроизводство предъявляет повышенные требования к технологической оснастке:точность базирования изделий, жесткость, обеспечивающая полное использованиемощности оборудования на черновых операциях и высокую точность обработки начистовых операциях, высокая гибкость, сокращающая время на наладку и замену оснастки,универсальность, позволяющая обрабатывать изделия определенного типа размеров сминимальным временем на переналадку, надежность и взаимозаменяемость.
Дипломныйпроект является большой самостоятельной работой будущего технолога,направленной на решение конкретных задач в области совершенствованиятехнологии, организации производства и улучшение технико-экономичес- кихпоказателей работы участка. Наряду с этим дипломное проектирование закрепляетумение студента пользоваться справочной литературой, ГОСТами, таблицами,номограммами, нормами и расценками умело, сочетая справочные данные стеоретическими знаниями, полученными в процессе изучения курса. Проект закрепляет,углубляет и обобщает знания, полученные студентами во время лекционных ипрактических знаний.
Дипломный проект представляет собой расчетно-графическуюработу, в которой обобщаются все технологические познания и навыки,приобретенные за время обучения. В дипломном проекте содержатся моменты,определяющие понимание дипломантом значения для народного хозяйства той отраслипромышленности, в которой разрабатывается дипломный проект. Максимальноеприближение дипломного проекта креальным условиям производства повышает заинтересованность дипломанта в болееглубокой разработке проекта.
2. Описание изделия и узла, в который входитизделие.
В современном машиностроении большинствомашин состоит из сборочных единиц (узлов) и механизмов. Для обеспечениякинематической и силовой связи валы узлов соединяют муфтами.
Муфтойназывается устройство для соединения концов валов со свободно сидящими на нихдеталями (зубчатые колёса, звездочки и т.д.).
Муфтапредназначена для передачи крутящих моментов. Муфта соединяется с валом припомощи шпоночного соединения. На Æ 46f9ммнасаживается зубчатое колесо, которое крепится к полумуфте при помощи паза.
Полумуфта имеет 2 ступени.
1 ступень Æ 81h12мм идлиной 37 мм. Ступень имеет паз длиной 50 мм, шириной 50 мм и глубиной 24 мм.При помощи паза полумуфте передается крутящий момент. На ступени находятся 3отверстия: 2 отверстия Æ4,2мм длиной 15мм и 30 мм предназначены для смазки; 1отверстие Æ 4,2 мм и длиной 10 мм предназначено для креплениязубчатого колеса. На ступени имеется паз длиной 15 мм и шириной 20 мм, вкоторый входит крепление зубчатого колеса. На ступени сняты лыски шириной 50мм, которые имеют допуск на соосность относительно базового отверстия.
2 ступень Æ46f9 мм идлиной 30 мм. В ступени имеется отверстие Æ27h9 мм и длиной44 мм, которое является базовым. В отверстии находится шпоночный паз, с помощьюкоторого передается крутящий момент. Наружная поверхность имеет шероховатость1,6, для насаживания зубчатого колеса. Ступень имеет допуск на радиальноебиение относительно базового отверстия 0,2 мм.
3. Технологическая часть.
3.1. Обоснованиевыбора типа производства.
В зависимости от широты номенклатуры,регулярности, стабильности и объема выпуска изделий современное производствоподразделяется на следующие типы: единичное, серийное, массовое. От типапроизводства во многом зависит характер технологического процесса и егопостроение.
Наосновании справочника Добрыднева И. С. « Курсовое проектирование по предметутехнология машиностроения », по табл. 24 исходя из массы детали
M = 1,49 кг и заданной программы выпуска 400 шт. повторяемость 3 раза в год определяем тип производства – серийное.
Серийноепроизводство характеризуется ограниченной номенклатурой изделий, изготовляемыхили ремонтируемых периодически повторяющимися партиями и сравнительно большимобъемом выпуска.
Взависимости от количества изделий или серий и значения коэффициента закрепленияопераций различают мелкосерийное и крупносерийное производство. Коэффициентзакрепления операций определяется отношением числа всех технологических операций,выполняемых или подлежащих выполнению в течение месяца к числу рабочих мест.
Серийноепроизводство является основным типом современного машиностроительногопроизводства и предприятиями этого типа выпускается 75-80% всей продукции машиностроительногопроизводства. По всем технологическим и производственным характеристикамсерийное производство занимает промежуточное положение между единичным имассовым производством.
Объемвыпуска предприятий серийного производства колеблется от десятков и сотен дотысяч регулярно повторяющихся изделий, используется универсальное, специализированноеи частично специальное оборудование.Широко используются станки с ЧПУ, обрабатывающие центра. Оборудование расставляется по технологическим группам с учетом направленияосновных грузовых потоков цеха по предметно-замкнутым участкам. Технологическаяоснастка в основном универсальная и создается высокопроизводительнаяспециальная оснастка, при этом целесообразность ее создания должна быть предварительнообоснована технико-экономическими расчетами. Большое распространение имеетуниверсально-сборная, переналаживаемая технологическая оснастка, позволяющаясущественно повысить коэффициент оснащенности серийного производства. Вкачестве исходных заготовок применяют горячекатаный и холоднотянутый прокат,литье в землю и под давлением, точное литье, поковки, штамповки. Требуемаяточность достигается как методом автоматического получения размерам, так иметодом пробных ходов и промеров счастичным применением разметки.
Средняяквалификация рабочих – 3-5 разряд. Наряду с рабочими высокой квалификации,работающих на сложных станках и наладчиков, используются рабочие операторы, работающие на настроенных станках.
3.2. Выборметода получения заготовок.
Всовременном производстве одним из основных направлений развития технологиимеханической обработки является использование черновых заготовок с экономическиконструктивными формами, обеспечивающими возможность применения наиболее оптимальныхспособов их обработки, т.е. обработка с наибольшей производительностью инаименьшими отходами. Это направление требует непрерывного повышения точностизаготовок и приближения их к конструктивным размерам готовой детали, что позволяет соответственносократить объем обработки резанием, ограничивая ее в ряде случаев чистовыми иотделочными операциями.
Вкачестве заготовки была принята поковка. На кузнечно – прессовых машинах можнополучить заготовки, нуждающиеся в незначительной доработке. Для машин кузнечно– прессового производства характерна высокая производительность, снижающаястоимость поковок. При обработке металлов на кузнечно – прессовых машинах изменениеформы и размеров заготовки происходит не за счет удаления излишка металла в видестружки, как при обработке резанием, а за счет перераспределения объема в самойзаготовке. Это резко снижает отходы металла. Ковка позволяет получить заготовкуформой и размерами наиболее приближенными к форме и размерам готовой детали.Что позволяет снизить трудоемкость дальнейшей обработки и повысить коэффициентиспользования металла. Легированная сталь обладает ценнейшими свойствами,которых нет у углеродистой стали и не имеет ее недостатков. Применениелегированной стали, повышает долговечность изделия, увеличиваетпроизводительность за счет увеличения режимов резания. Легирующие элементыоказывают, разностороннее влияние на свойства стали. Хром повышает твердость,уменьшает ржавление; никель дает высокую прочность и пластичность, повышаеткоррозионную стойкость.Химический состав % Сталь 40ХН ГОСТ4543-71С Si Mn Cr
Ni
Cu
S
P
не более
0,36-0,44
0,17-0,37
0,50-0,80
0,45-0,75
0,30
0,30
0,035
0,035
Определяем коэффициентиспользования материала.
3.3. Выбор иобоснование технологических баз.
Базой называется поверхность или совокупностьповерхностей, ось, точку детали или сборочные единицы по отношению, к которойориентируются другие детали изделия или поверхности детали, образуемые илисобираемые на данной операции.
Поназначению базы подразделяются на конструкторские, технологические и измерительные.
Конструкторскиебазы разделяются на основные и вспомогательные, учет которых приконструировании имеет существенное значение.
Основнаябаза определяет положение самой детали визделии, а вспомогательная база – положение присоединяемой детали относительноданной.
Технологическойбазой называют поверхность, определяющую положение детали в процессе ихизготовления.
Измерительнойбазой называют поверхность, определяющую положение детали и средств контроля.
Почислу лишаемых деталь степеней свободы базы делят на: направляющие, опорные,установочные.
Дляповышения точности обработки а, следовательно и лучших эксплуатационныхрезультатов следует стремиться к выполнению принципа постоянства баз,заключенного в сохранении базовых поверхностей во время всей обработки детали ипринципе совмещения баз конструкторских, измерительных и технологических иповерхностей.
Взависимости от служебного назначения все поверхности детали по ГОСТ 21495-76подразделяются на основные, вспомогательные, исполнительные и свободные.
Основныеповерхности – это поверхности, с помощью которых определяют положение данной детали в изделии.
Вспомогательныеповерхности – это поверхности, определяющие положение всех присоединяемыхдеталей относительно данной.
Исполнительныеповерхности — это поверхности, выполняющие служебное назначение детали.
Свободныеповерхности — это поверхности, не соприкасающиеся с поверхностями других деталей ипредназначенные для соединения основных, вспомогательных и исполнительныхповерхностей между собой с образованием совместно необходимой для конструкцииформы детали.
1. Основная поверхность.
2. Вспомогательная поверхность.
3. Исполнительная поверхность.
4. Измерительная поверхность.
Таблица базирования по маршруту обработки
Полумуфта02.23.006.
Таблица №1
№ пп
Название
Операции
Базовые поверхности Эскиз базирования
005
Заготовительная.
Наружная поверхность.
010
Ковка.
Наружная поверхность.
015
ТО.
020
Пескоструйная.
025
Токарно-винторезная.
Наружная поверхность.
030
Токарно-винторезная.
Внутренняя поверхность.
035
Вертикально – фрезерная.
Наружная поверхность.
040
Вертикально – фрезерная.
Наружная поверхность.
045
Вертикально-фрезерная.
Наружная поверхность.
050
Горизонтально-фрезерная.
Наружная поверхность.
055
Слесарная.
060
Вертикально-сверлильная.
Наружная и внутренняя поверхность.
065
Долбежная.
Наружная поверхность.
070
Слесарная.
075
Плоскошлифовальная.
Наружная поверхность.
080
Круглошлифовальная.
Внутренняя поверхность.
085
Покрытие
090
Маркировочная
095
Контрольная
3.4. План обработки.
Производственнымпроцессом называется совокупность всех действующих людей и орудий производства,связанных с переработкой сырья и полуфабрикатов в заготовки, готовые детали,сборочные единицы и готовые изделия на данном предприятии.
Технологическийпроцесс – часть производственного процесса, содержащая действия, по изменению ипоследующему определению состояния предмета производства.
Технологическийпроцесс непосредственно связан с изменением, размеров, форм и свойствобрабатываемой детали.
Заводской технологический процесс:
Разработанный технологический процесс:
005. Заготовительная.
010. Ковка.
015. ТО.
020. Пескоструйная.
025. Токарно – винторезная.
030. Токарно – винторезная.
035. Вертикально – фрезерная.
040. Вертикально – фрезерная.
045. Вертикально – фрезерная.
050. Слесарная.
055. Вертикально – сверлильная.
060. Протяжная.
065. Слесарная.
070. Плоскошлифовальная.
075. Круглошлифовальная.
080. Покрытие.
085. Маркировочная.
090. Контрольная.
005. Заготовительная.
010. Ковка.
015. ТО.
020. Пескоструйная.
025. Токарно – винторезная.
030. Токарно – винторезная.
035. Вертикально – фрезерная.
040. Вертикально – фрезерная.
045. Вертикально – фрезерная.
050. Горизонтально – фрезерная.
055. Слесарная.
060. Вертикально – сверлильная.
065. Долбежная.
070. Слесарная.
075. Плоскошлифовальная.
080. Круглошлифовальная.
085. Покрытие.
090. Маркировочная.
095. Контрольная.
3.5. Выбор оборудования и режущего инструмента.
Выбормодели станка, прежде всего, определяется его возможностью обеспечить точность размеров и формы, а также качествоповерхности изготовляемой детали. Если эти требования можно обеспечитьобработкой на различных станках, определенную модель выбирают из следующих соображений:
1. Соответствие основных размеровстанка габаритам обрабатываемых деталей, устанавливаемых по принятой схеме обработки;
2. Соответствие станка попроизводительности заданному масштабу
производства;
3. Возможность работы на оптимальныхрежимах резания;
4. Соответствие станка по мощности;
5.