Содержание
Введение
1. Актуальность и целесообразность ………………………………………………..……6
2. Системызвукоусиления и системыозвучивания………………………………..……8
3. Речевой имузыкальный режим работы………………………………………….…….10
4. Обзорсовременных акустических систем большой мощности…………….….……..12
5. Технические параметрыгромкоговорителей ………………………………….….…...13
6. Акустические системы…………………………………………………………….…….22
6.1. Акустическое оформление………………………………………………………..……..23
6.2. Характеристики направленности……………………………………………….……….31
6.3. Разделительные фильтры………………………………………………………………33
7. Выбор и расчет параметров оптимального вариантаакустического оформления….35
7.1. Программнаясреда SPEAKERSHOP……………………………………………………36
7.2. Расчетакустическойсистемы.Описание конструкции………………………...….….39
8. Заключение ……………………………………………………………………………….42
9. Список литературы………………………………………………………………………..43
Введение
Предметбакалаврской работы-акустическая система — на удивление консервативен. За последние десятилетияпромелькнули весьма экстравагантные способы генерирования акустическихколебаний, вплоть до плазменно-ионизационного разряда. А традиционные динамикипо-прежнему доминируют во всех сферах звуковой техники, и достойной смены импо-прежнему не видно. Роль и значение акустических систем в звукоусилительномтракте переоценить невозможно.
В данной работе не стоит цель анализа научных экспериментов в областигенерации звуковых колебаний. Будут рассмотрены принципы звукообразования итехника, базирующаяся на электродинамическом способе возбуждения звуковыхколебаний.
В настоящее время технология производства громкоговорителей иакустических систем существует в двух видах — массовое производство наавтоматизированных линиях и мелкосерийное производство. Понятно, что обычнаябытовая техника изготавливается на конвейере. В производстве профессиональнойаппаратуры велика доля ручного труда, применяются более дорогие материалы итехнологии.
Роль акустической системы, или, проще говоря, колонок,в формировании звука сравнима с той, которую играет монитор, когда делокасается изображения. Акустическаясистема является последним звеном звуковоспроизводящего тракта, непосредственнопреобразующим звуковой электрический сигнал в акустические колебания и, темсамым, в значительной степени определяет качество звучания этого тракта.
1. Актуальность и целесообразность.
Вначале отойдём от акустики и инженерного толкования и опишем туиндустрию, на которую ясделал ставку, выбравименно эту тему для своей бакалаврской работы.
В середине 60-х XX века на музыкальной сцене происходили грандиозныесобытия. Герои «рок-революции» стремились донести свои«послания» до слушателей во всех уголках земного шара, а это, в своюочередь, требовало радикальных технологических прорывов в области акустических систем. Возникланеобходимость в концертных громкоговорителях нового поколения — легких,обеспечивающих качественное и мощное воспроизведение современной музыки во всемее стилистическом многообразии. Связь между исполнителем и аудиторией сталаключевым фактором на концертах современной музыки, и обеспечивающие эту связьакустические системы должны были соответствовать новым требованиям
Трудно представить себе современное развлечение без музыки, неважно, будьэто театр, ночной клуб, ресторан. Везде есть системы звуковоспроизведения.В каждом из перечисленных объектов звукдолжен отвечать своим специфическим требованиям, но выполнять при этом одну задачу- делать отдых посетителей приятным и доставлять удовольствие.
Развлекательная среда призвана будить эмоции и создавать настроение.
Индустрия развлечений в настоящее время является одной из самых динамичноразвивающихся отраслей в мире. За последнее время здесь довольно значительноувеличилось число конкурентов, появились новые серьезные лидеры. В то же времяи многие производители уделяют самое пристальное внимание столичной индустрииразвлечений. Возрастание деловой активности, увеличение потребностей в активномдосуге требуют значительного количества центров развлечений разного класса,которые могли бы удовлетворить потребности гостей и жителей столицы насовременном уровне, а это соответственно ведёт к спросу на светотехническое,видео и звуковоспроизводящее оборудование. Остановимся на интересующем насзвуковоспроизводящем оборудовании. У нас в стране существует довольно развитыйрынок такого оборудования. Продаются большое количество инсталляционных систем, систем домашнегокинотеатра, бытовых акустических систем различных ценовых категорий, всёзависит от бренда производителя и качества аппаратуры.
Основными задачами мощной концертнойакустики являются: обеспечение хорошей слышимости в концертных залах,театрах, аудиториях, стадионах и т.п.; обеспечение высокого качества звучаниямузыки, чтобы это звучание приобрело требуемые целостность и полноту;обеспечение разборчивости речи. При этом системы звукоусиления не должныпрепятствовать правильной локализации источников сигнала, естественная неискаженнаялокализация необходима для создания контакта между слушателями и исполнителямина сцене
Почему мощная система?
Система должнабыть мощной из-за таких соображений:
· рынок концертной акустики.
·
2. Системызвукоусиления и системыозвучивания.
По своему функциональному назначению системы звукоусиления и сиcтемы озвучивания, отличаютсядруг от друга. Например, на дискотеках основное внимание уделяется танцевальнойплощадке. Здесь главное создать равномерное звуковое поле над головамитанцующих, воспроизвести весь динамический и частотный диапазон музыкальныхпрограмм, эти задачи выполняют системы озвучивания.
Системы звукоусиления должны обладать некоторой универсальностью. Онидолжны транслировать (в ресторанах и ночных клубах ) с неизменным качеством фоновую, камерную, симфоническую, блюз, рок,диско и другую музыку, а также «живые» выступления музыкантов. Такой же универсальностью должны обладать системы звукоусиления и в концертных залах. Каждыйзал, в зависимости от его архитектурных особенностей и функциональногоназначения, требует индивидуального подхода при проектированиизвукоусилительных систем .С увеличением пространства проблемы,связанные с обеспечением чистого, понятного (разборчивого) звукаи необходимого уровня звукового давления, а значит громкости воспроизведениямузыкальных и речевых программ, растут.Это связано с тем, что чем дальше от источника звука (акустической системы звукоусилительного комплекса)находится слушатель, тем меньше уровень громкости воспроизводимой программы. Впространстве, в котором отсутствует реверберация, например на улице, уровеньзвукового давления уменьшается в два раза (на 6 дБ) при удалении от источникана двойное расстояние.
Вторая проблема, которая возникает при озвучивании помещения этореверберация, присущая каждому помещению. Если слушатель располагается вблизиакустической системы, то он находится в «прямом поле». Это поле, гдезвук, идущий от акустической системы, гораздо громче отраженного звука. Приудалении от акустической системы звук, отраженный от пола, потолка и стенпомещения, становится громче звука, приходящего непосредственно от нее.
Вот здесь и начинаются проблемы.Вреверберационном пространстве всегда найдется точка, где отраженный звуксильнее, чем прямой. Надо отметить, что уровень звукового давления стремится кпостоянному значению в реверберационном (диффузном) поле, независимо от того,где находится слушатель. Расстояние от акустической системы, на котором уровнипрямого и отраженного звука равны, называется «критическим расстоянием».Когда слушатель находится в реверберационном поле, то звук, который он слышит,большей части является отраженным от пола, потолка и стен помещения и лишьнебольшая его часть идет непосредственно от акустической системы. Все этиотражения достигают ушей слушателя через слегка различающиеся промежуткивремени, имея несколько больший уровень звукового давления, чем прямой звук. Врезультате для слушателя, находящегося в реверберационном поле, теряетсяразборчивость и прозрачность звука.
Проблему реверберационных полейможно решить двумя путями.
Первый — это изменить форму иотделку отражающих элементов стен и потолка помещения. Но на практике изменитьинтерьер помещения таким способом практически невозможно. Второй путь — это правильноспроектировать звукоусилительный комплекс, чтобы он смог преодолеть проблемуреверберационных полей в помещении.
Основное внимание при проектированиизвукоусилительной системы, предназначенной для работы в конкретном помещении,следует уделять выбору акустических систем. Акустические системы с узкойдиаграммой направленности иногда называют системами «дальнего боя»(не стандартизированный технический термин, а профессиональный жаргон). Термины«дальний бой», «ближний бой» характеризуют, как далекоакустические системы могут донести чистый, понятный звук. Это напрямую зависитот дисперсии. Для описания принципа построения таких систем можно взять примериз повседневной жизни. Представим себе обычный шланг для полива. Вода в шлангеподходит к насадке на его конце с постоянным давлением, а сама насадкаопределяет, как пойдет вода. Если насадка широкая, то вода далеко не польется,но если поменять насадку на более узкую или зажать конец шланга, вода польетсязначительно дальше.
То же самое происходит и со звуком. Например,если среднечастотный драйвер соединить с широкоугольным рупором, получитсясистема «ближнего или среднего боя». Если же его соединить сузкоугольным рупором, то получится система «дальнего боя». Применяярупорные системы с узкой диаграммой направленности можно решить проблемуреверберации в помещениях среднего и большого размеров. Путем повышения уровнязвукового давления прямого звука добиваются, чтобы материал музыкальных иречевых программ стал более понятным и разборчивым. Системы «дальнегобоя» используются не только для повышения уровня звукового давления, нотакже и для концентрации звука на удаленных от источника звука слушательскихместах, при этом уровень звукового давления прямого звука будет выше уровняотраженного. А это и есть решение проблемы реверберационных полей.
3.Речевой и музыкальный режим работы.
При посещении концерта впечатления слушателя формируются не толькохарактером прослушанных музыкальных произведений, но и акустической атмосферойв зале. Задача любой системы озвучивания состоит в таком воздействии накачество звукопередачи, при котором параметры исходного звучания не толькополностью сохраняются, но и заметно улучшаются с точки зрения ихпространственного восприятия без появления каких-либо неприятных побочныхэффектов. Слушатель всегда имеет собственное представление о «хорошемзвуке», сформированное личным опытом, и производит оценку звучания помногим субъективным критериям. Поэтому, говоря о качестве звучания, необходимоопределить критерии оценки, согласованные с субъективным восприятием звука.
Если для речи важнейшим параметром является ее разборчивость(артикуляция) и степень зависимости от уровня громкости и посторонних шумов, тодля музыки высокое качество звучания определяется факторами, которые в какой-тостепени могут быть охарактеризованы с помощью понятий уровня громкости,прозрачности, пространственного впечатления, тембральной окраски звучания,баланса и тому подобных субъективных критериев. Практика же требует объективноизмеряемых параметров, которые должны быть близки к субъективным оценкам иосновываться на однозначных и не слишком сложных методах измерений. Рассмотримболее подробно субъективные понятия, характеризующие качество звучания и ихобъективную количественную оценку.
Для речи существует один субъективный критерий качества звучания — хорошая разборчивость или слоговая разборчивость v. Следует различать чисто«информативную» речь — доклад, монолог, объявление и т.п. — и речьхудожественную, имеющую определенное эстетическое содержание в первую очередьблагодаря интонации. Во втором случае, очевидно, что только разборчивости, каккритерия качества передачи звука, недостаточно и для художественной речикритерии качества ее звучания такие же, как и для музыки. Разборчивость речиопределяется весьма простым методом: на сцене произносятся отдельные слоги — логатомы. Они должны опознаваться только по последовательности характерных дляних звуков, а не по смысловому содержанию. Доля правильно понятых слогов изобщего числа произнесенных характеризует слоговую разборчивость. В результатеисследований, проведенных В. Рэйчардом и В. Кнудсеном, было получено следующеесоотношение: v = 96kнч .kвч .kn..kc. Коэффициенты kнч и kвч учитываютнеобходимое ограничение полосы частот в канале звукоусиления. В системахзвукоусиления, предназначенных для очень гулких помещений с большим уровнемшума, полезно подавить низкие частоты, что мало скажется на передаваемойинформации, но позволит избежать еще большего уровня шума, подавление жевысоких частот может быть полезно при озвучивании открытого пространства.(заметное ослабление высоких частот с расстоянием — на частоте 10 кГц и прирасстоянии 60 мзатухание в воздухе составляет 20db — может компенсироваться системойзвукоусиления, но при излишнем уровне этих частот звучание шипящих согласныхприобретает неприятный характер). kn учитывает уровень громкости сигнала ишума, kc учитывает «влияние помещения» и характеризует как ранниеотражения, так и собственно реверберационный процесс. Не вдаваясь в подробностиматематического определения этих коэффициентов, отмечу следующее: разборчивостьречи снижается при очень высоких уровнях громкости, поэтому, если задачасистемы звукоусиления сводится только к тому, чтобы уровень полезного сигналапревышал уровень шума, желательно ограничиться возможно меньшим уровнемгромкости. В случае, если время реверберации в помещении на слушательскихместах больше 1,2 сек, то разборчивость речи можно повысить, подняв уровеньранних отражений. Вышеперечисленные акустические параметры, в свою очередь, определяюттехнические параметры систем звукоусиления, предназначенных для передачи речи. Длякачественного воспроизведения музыкальных программ определяющую роль играетширокий частотный диапазон и ровнаяамплитудно-частотная характеристика
4. Обзорсовременных акустических систем большой мощности.
Cпоявлением цифровой записи резко повысились требования к звуковоспроизводящему тракту, и особенно кпоследнему звену – акустической системе. В музыкальных сигналах увеличилосьсодержание высокочастотных составляющих, что изменило энергетическоесоотношение в спектре сигнала. Этот факт нашел отражение и в проектировке ипроизводстве акустических систем.
Высококачественная акустическаясистема должна иметь такие амплитудно-частотные, временные и фазовыехарактеристики, которые обеспечивали бы неискаженную передачу акустическогосигнала с минимальными гармоническими искажениями при достаточно большихуровнях излучаемого давления. Далее в таблице приведены сравнительныехарактеристики двух самых популярных(20%всего рынка концертной акустики в Украине)акустических систем фирмы GKF.
Таблица 4.1
Параметр
GKF Ariane
GKF SVP-505
Фото
Глубина х Ширина х Высота, мм
1120 х 380 х 360
1000 х 360 х 250
Вес (кг)
42
33
Импеданс, Ом
4
4
Чувствительность (дБ)
97
97
Частотный диапазон, -3dB
40 — 18000
35 – 19000
Тип фильтра
Мощность (стандарт AES), Вт
Конфигурация системы
Расчетное максимальное давление (пик), дБ
Расчетное максимальное давление (долговрем.), дБ
Объем, л
Пассивный ВЧ, НЧ
650
2 полосы, полный диапазон
139
127
152
Пассивный ВЧ, НЧ
500
2 полосы, полный диапазон
137
125
98
5.Технические параметрыгромкоговорителей
Рис.5.1 Основные элементы конструкции головки громкоговорителя
Принципиально устройство динамическогогромкоговорителя по существу не менялось с 20-30-х годов.Мировой объем выпускагромкоговорителей разного назначения достигает почти 500 млн в год, из нихболее 85% составляют электродинамические катушечные, поэтому именно ихособенности конструкции и будут рассмотрены. Несмотря на известностьконструкции динамического громкоговорителя, коротко напомним о ней.
Устройство:
Основыустройства конусного (диффузорного) электродинамического громкоговорителяпрямого излучения со звуковой катушкой показаны на рисунке 1. Громкоговорительсостоит из трех основных частей: подвижной системы, магнитной цепи идиффузородержателя. В свою очередь подвижная система включает в себягофрированный подвес, диафрагму, центрирующую шайбу, пылезащитный колпачок,звуковую катушку и выводы. Магнитная цепь состоит из магнита (кольцевого иликернового), верхнего и нижнего фланцев и керна. В зависимости от назначенияголовки громкоговорителя конструкция и технология изготовления всех этихэлементов различается очень значительно.
Низкочастотныйгромкоговоритель (woofer).
При проектировании низкочастотных громкоговорителей, как всей конструкциив целом, так и ее отдельных элементов, исходят из специальных требований.
Низкочастотные громкоговорители, как правило, имеют более низкуючувствительность по сравнению со средне- и высокочастотными (из-за болеетяжелой подвижной системы). В связи с этим, для обеспечения необходимогозвукового давления в области низких частот, они должны выдерживать значительныемощностные нагрузки (200 Вт и более) при сохранении тепловой и механическойпрочности.
Сравнительнонизкая резонансная частота (16...30 Гц), необходимая для обеспеченияэффективного воспроизведения низкочастотных составляющих сигнала, требуетвысокой линейности упругих характеристик гибких элементов (подвеса и шайбы),вплоть до больших смещений подвижной системы (до ±12...15 мм).
Рис.5.2 АЧХ низкочастотного громкоговорителя
С точки зрения обеспечения неокрашенности звучания НЧ-громкоговорителидолжны иметь, помимо малых уровней гармонических искажений, как можно болеегладкую (т.е. без ярко выраженных резонансов), амплитудно-частотнуюхарактеристику звукового давления, вплоть до верхней границы воспроизводимогоими диапазона частот (как правило 1500..3000 Гц). В результате экспериментовбыло установлено, что для того, чтобы НЧ-громкоговоритель не вносил слышимойокраски в звучание в верхней части воспроизводимого им диапазона, резонансныепики на его АЧХ должны быть не менее чем на 20 дБ ниже среднего уровнязвукового давления, создаваемого акустической системой в этой области частот(после фильтрации) (рис.5.2).
Среднечастотныегромкоговорители (mid-range)
Конструирование среднечастотных громкоговорителей, особенно дляаппаратуры Hi-Fi, является наиболее сложным процессом. Это обусловлено тем,что, во-первых, в акустических системах категории Hi-Fi и High-EndСЧ-громкоговорители используются в диапазонах частот от 200…800 Гц до 5...8кГц, где чувствительность слуха ко всем видам искажений максимальна.(Субъективные дифференциальные пороги восприятия практически всех видовискажений достигают минимума в области 1...3 кГц).
Во-вторых,именно на эту область частот приходится максимум спектральной плотностимощности почти всех видов музыкальных программ.
Рис.5.3 Конструкция среднечастотного громкоговорителя
Основные принципы конструирования отдельных элементов и узловСЧ-громкоговорителей аналогичны тем, которые применяются вНЧ-громкоговорителях, однако существует и своя специфика. Так, например,излучающий элемент — диафрагму — в СЧ громкоговорителях изготавливают как ввиде криволинейных конусообразных рупоров, так и в виде куполов (Рис.5.3).Конусообразные диафрагмы используются, как правило, в СЧ-динамиках,воспроизводящих частоты от 200...400 Гц (их иногда называют Mid-Bass). Диаметрытаких громкоговорителей составляют 125...200 мм, а верхние воспроизводимыечастоты доходят до 3…5 кГц. Однако, такие динамики стараются использовать вболее узкой полосе, так как из-за сравнительно больших размеров диафрагм они имеютузкую направленность.
СЧ-громкоговорители диаметрами 160...200 мм находят все большееприменение в акустических системах, работающих совместно с НЧ-блоками(subwoofer), построенными по принципам «двойной фазоинвертор»,«симметричная нагрузка», и воспроизводящими частоты не выше 150...200Гц. В качестве материала для таких диафрагм чаще всего продолжают применятьспециально разработанные композиции на основе растительных целлюлоз,синтетических пленочных материалов, а также на основе полипропилена или высокомодульногокевлара.
Купольные диафрагмы имеют, как правило, диаметры 40...80 мм. СЧ-динамикис ними обладают лучшей направленностью, и применяются обычно ввысококачественных акустических системах для воспроизведения частот от600...1000 Гц до 6...8 кГц. Форма купольной диафрагмы жестко связана сприменяемым для нее материалом. Как правило, диафрагмы изготавливаются либо из«мягких» (пропитанные ткани, синтетические пленки, целлюлоза и т.п.), либо из «жестких» материалов (алюминиевая, титановая, бериллиеваяфольга, различные их высокомодульные сплавы, например, с бором, и т. п.).
У«мягких» диафрагм собственные окружные и радиальные резонансырасположены, как правило, в области воспроизводимых частот. Для уменьшения ихамплитуд применяются различные меры по увеличению конструктивной жесткости:ребра жесткости на поверхности, использование составных диафрагм из куполовразличной кривизны и жесткости материала и т.п., а также увеличениедемпфирования за счет нанесения на их поверхность различных пропиток и смазок.При этом чрезмерное нанесение таких покрытий может привести к гистерезиснымявлениям при колебании диафрагмы, что, в свою очередь, вызовет субъективноеощущение потери «полетности» звучания.
У СЧ-динамиков с мягкими диафрагмами подвесы обычно изготавливаются(прессуются или отливаются из целлюлозы) вместе с диафрагмой, и имеют, восновном, профиль тороидальной, синусоидальной или тангенциальной формы. Вакустических системах средней мощности используют купольные СЧ-громкоговорителис одним подвесом, без центрирующей шайбы. В акустических системах большоймощности и низкой частотой раздела применяют СЧ-громкоговорители с двумягибкими элементами, как в НЧ-громкоговорителях, т.е. подвесом и шайбой, так какпри закреплении на одном подвесе при больших смещениях возможны интенсивныепоперечные и крутильные колебания подвижной системы, что существенноувеличивает нелинейные искажения. В некоторых конструкциях СЧ-динамиков поддиафрагмой размещают звукопоглощающий материал, демпфирующий резонансы объемавоздуха.
СЧ-громкоговорители с мягкими диафрагмами имеют, как правило, меньшуючувствительность, чем с жесткими диафрагмами, за счет более тяжелых из-заприменения различных пропиток и смазок диафрагм. В связи с этим их стараютсяделать несколько более мощными, применяя звуковые катушки больших диаметров(50...80 мм), заполняют зазоры магнитных цепей магнитной жидкостью,обеспечивающей более интенсивное отведение тепла от звуковой катушки кнеподвижным деталям магнитной цепи.
Для снижениянелинейных искажений, вызванных взаимодействием переменного магнитного полязвуковой катушки с постоянным магнитным полем цепей, в последних применяютсяописанные выше меры («короткозамкнутые витки» и т.п.) Уменьшениевлияния неравномерности и неоднородности магнитного поля в зазоре магнитнойцепи во всех СЧ-динамиках (и с мягкими, и с жесткими диафрагмами) достигаетсяприменением звуковых катушек, имеющих высоту намотки, несколько меньшую высотызазора, что позволяет звуковой катушке, учитывая сравнительно небольшуюамплитуду ее смещений, находиться в процессе работы в наиболее равномерном иоднородном постоянном магнитном поле внутри зазора.
Необходимо отметить, что СЧ-громкоговорители с мягкими диафрагмами,особенно при малых уровнях входного сигнала, обеспечивают неокрашенное,естественное по тембру звучание. Однако, при больших уровнях, в них можетвозникнуть потеря динамической устойчивости и, соответственно, слышимыеискажения.
ВСЧ-громкоговорителях с жесткими купольными диафрагмами обеспечиваетсярасширенный воспроизводимый диапазон частот (до 12 кГц) при практическипоршневом характере колебаний, что дает малые уровни переходных искажений ичистое звучание.
Рис5.4 Конструкция высокочастотного громкоговорителя
Высокочастотныегромкоговорители (tweeters)
Требования квысокочастотным громкоговорителям для бытовых и профессиональных акустическихсистем за последние годы резко возросли в связи с увеличением спектральнойплотности мощности в высокочастотной части спектра в современной (особенноэлектронной) музыке, а также с расширением частотного и динамического диапазонапрограмм, воспроизводимых цифровой звуковоспроизводящей аппаратурой. Все этопотребовало от фирм-производителей решения целого ряда новых конструктивных итехнологических задач при проектировании ВЧ-громкоговорителей (рис. 5.4).
В современных акустических системах высокочастотные громкоговорителииспользуются, как правило, в диапазонах частот от 1,5…3 кГц до 30...40 кГц(зачем нужен такой широкий диапазон частот, если предел слуха составляет 20кГц, да и то в ранней молодости, — это предмет многочисленных обсуждений впсихоакустике). Обеспечить равноценное качественное воспроизведение звука втаком широком диапазоне с помощью одного громкоговорителя чрезвычайно трудно.Поэтому большая часть выпускаемых в настоящее время ВЧ-динамиков применяются вдиапазонах от 2...5 до 16...18 кГц, а в некоторых акустических системахустанавливаются дополнительные малогабаритные ВЧ-громкоговорители(supertweeter), воспроизводящие частоты от 8...10 до 30...40 кГц. Примеромтакого современного громкоговорителя может служить ST-200 фирмы Tannoy,воспроизводящий диапазон до 54 кГц со спадом 6 дБ, и выдерживающий подводимуюмощность 135 Вт (до 550 Вт в пиках).
Обычно в ВЧ-громкоговорителях используются купольные диафрагмы (диаметром15….40 мм), так как в этой области частот у конусных диафрагм не удаетсяизбежать радиальных резонансных мод собственных колебаний, значительноухудшающих как объективные характеристики, так и звучание. Электрическиемощности таких динамиков достигают 8...15 Вт (без фильтрующе-корректирующихцепей) и 20…50 Вт в составе акустических систем, а чувствительность — не менее90 дБ/Вт/м. Мощности ВЧ-динамиков все время растут — примером может служитьвышеупомянутый громкоговоритель Tannoy; имеется целый ряд моделей, где мощностипревышают 100 Вт, а чувствительность достигает 100 дБ/Вт/м.
Диафрагмы ВЧ-громкоговорителей, также как у СЧ-громкоговорителей,изготавливаются из тех же «мягких» или «жестких»материалов, соответственно горячим прессованием или штамповкой, сэлектронно-вакуумным напылением. В качестве материалов используется алюминий,титан (в вышеупомянутой модели Tannoy ST-200 купольная диафрагма изготовлена из25 мкм титана с напыленным слоем золота), и даже самый легкий (и самый вредныйпри производстве) металл — бериллий. Для повышения теплоотвода от звуковойкатушки в некоторых конструкциях купол и каркас звуковой катушкиизготавливаются как единая деталь из одного материала (например, алюминиевойфольги). Наряду с купольными диафрагмами в ряде моделей применяются плоские илиU-образные кольцевые диафрагмы (такие ВЧ-динамики применяются вконцертно-театральной аппаратуре).
Подвесы у ВЧ-громкоговорителей изготавливают обычно из того же материала,что и диафрагма (хотя встречаются и комбинированные конструкции), плоской илисинусоидальной формы. Для предотвращения возникновения резонансных колебанийобъема под диафрагмой, подвес, как правило, заполняется демпфирующим материалом.
Звуковые катушкиВЧ-динамиков часто наматываются алюминиевым (иногда серебряным) плоскимпроводом, позволяющим за счет меньшего удельного веса по сравнению с меднымувеличить уровень звукового давления в области верхней граничной частоты нанесколько децибел.
Специфической особенностью ВЧ-громкоговорителей является использование«акустических линз» (эквилизаторов, концентраторов), устанавливаемыхперед диафрагмой, и обеспечивающих выравнивание АЧХ в определенных диапазонах,и изменение характеристики направленности.
Теперь рассмотрим некоторые технические параметры, по которым нормируютсягромкоговорители:
• номинальноеэлектрическое сопротивление — сопротивление катушки в качестве нагрузкипостоянному току;
• полноеэлектрическое сопротивление — сопротивление переменному току в рабочемдиапазоне частот с учетом максимумов и падений сопротивления на отдельныхчастотах и наличия противо-ЭДС.
• частотаосновн