Реферат по предмету "Теория государства и права"


Шпаргалка по общей теории права

Билет 1
1. Предмет и место Т.П. в системе др. соц. наук.
Каждая наукаимеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторонаобъективной действительности. Предметом теории гос-ва и права выступаютнаиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ваи права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучаетвозникновение, развитие и функционирование не конкретного гос-ва и права, агосударственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всююриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт ит.д.). Специфика предмета – гос-во и право исследуются во взаимосвязи какдополняющие друг друга социальные институты.
ОТП в системегум-ых наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией идр. Фил-фия вырабатывает мировоззренческие позиции ОТГиП, в результате чегопоследняя вооружается общей методологией познания государственно-правовойдействительности. В свою очередь ОТГиП дает конкретный материал для широкихфил-ких обобщений.
Место ОТГиП в системе юр наук.Общность:рассматривают гос-во и право в целом, как бы не имеют границ во времени впознавательной деятельности. Различие: историко-правовые науки изучают процессразвития гос-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественноистор-кий метод), ОТГиП же дает обобщение этих процессов, исследует сущностьгос-ва и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественнологич-кий метод).
По отношению котраслевым юр наукам ОТГиП выступает как обобщающая. 1. она изучает наиболееобщие закономерности развития и функционирования гос-ва и права. Предмет желюбой отраслевой науки связан лишь с опред сферой общ-х отн-ий, в рамкахсоотв-щей отрасли права. 2. ОТГиП исследует общие для всех отраслевых наукпроблемы (нормы права, правоотн-я, юр отв-сть и т.д.). 3. она играетметодологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем ОТП формирует свои выводы втесной связи с отраслевыми науками (конст, гражд, адм отрасли права), исходитиз фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же с прикладныминауками (криминалистика, судебная медицина) в значительной мере являетсяопосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.
Таким образом,особенности ОТП как науки: гуманит-ая, предмет составляют общественные явления— гос-во и право (ее отлич-е от технич и естеств наук); политико-юр-ая, изуч-еттакие социальные институты, к-ые непосредственно относятся к гос-правовой сфереобщественной жизни (отличе от др гум-ых наук); теоретическая, изуч-ет наиболееобщие законом-сти гос-ва и права (отлич-е от др юр наук).
Судебныйпрецедент.
— источник права, в наибольшей мерераскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы. Речь идет о действиедоктрины прецедента, суть которой в обязанности судов следовать решениям судовболее высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своимипрежними решениями. Доктрина сложилась в середине 19 в., когда запись всудебных отчетов стала цельной системой. В условиях прецедентного или общественногоправа, вынося решение или приговор. Они одновременно объявляют или создаютправо, т.е. выступают в роли законодателей. Альтернатива «объявляют илисоздают» — восполняют пробелы законодательства и создают таким образом новуюнорму. Решение или приговор суда становятся обязательным для нижестоящих судови, как правило, для судов того же уровня. Определение характера прецедента истепень его обязательности применительно к конкретному делу предполагаеттехнику отличий как внутри судебного решения, так и собственно прецедентов отфактической основы дела. Поэтому точность и гибкость составляют егопреимущество. Вместе с тем в ситуациях возможны исключения. Р.Кросс приводит 12таких исключений. Наиболее распространенные из них сформулированы в прецеденте1944г., и сводятся к следующему: 1.суд в праве и обязан решить, какому изсвоих двух конфликтующих прецедентов он последует. 2. Суд должен отказатьсяпоследовать своему прецеденту, который хотя и не был ясно отвергнут, но, по мнениюсуда, не может быть совместим с прецедентом палаты лордов.3. Суд не обязанследовать своему прецеденту, если считает, что решение было вынесено по небрежности.В других (кроме Англии странах) неодинакова степень строгости в следованииправилу прецедента. В США отказались от принципа «жесткогопрецедента», предоставив судебным органам полную свободу в установлении иизменении прецедентов. Верховный суд страны и апелляционные суды штатов несчитают себя, безусловно, связанными своими прежними решениями.
общества игосударства
Впервые Гегель:ГО – буржуазное О, к-ое охватывает огромную сферу общ. отнош-й, находящихся внесферы регулирования гос-ва (религия, куль-ра, образов-ие), а гос-во регулируеттолько вопросы права. Но затем г-во стало проникать в другие сферы (втоталитарных – не осталось свободных зон – регул  даже детсады и браки). Таким образом –переплетение этих сфер, теперь сложно уже разделить (нем. ученые не / этипонятия), гос-во не д. подавлять эти сферы, д.б. взаимодействие м/д ними. ГО(шир смысл) совокупность истор-ски сложившихся форм совместной деятельностилюдей; (в узком) исторически конкретный тип соц системы, определенная формаобщественных отношений. Г-во — это организация политической власти,содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определеннойтерритории.
ГО и г-во —понятия несовпадающие. Г-во занимает в обществе центральное положение и играетв нем главную роль. По характеру г-ва м. судить о хар-ре всего общества, егосущности.
Государство поотношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общихдел (обеспечивая порядок и общественную безопасность). Хронологические рамкиобщества и государства тоже не совпадают; первое возникло раньше и имеет болеебогатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимсяобществом, государство приобретает по отношению к нему относительнуюсамостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется,зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.Билет 2
Методология общей Т.П.
Методология- система научн. способов(прием) иследован. предмета, явления. С ее помощью постигается сущность гос-пр.явлений. ТГП начинается с анализа процесса разложения первообщинного строя ивозникнов. гос-пр явлений. В науке движение познания от простого к сложномуполучило название — восхождение от абстрактного к конкретному. Довольно нагл. идоходчиво поясн этот метод К.А. Тимирязьев в своих знаменитых 10 лекциях ожизни растений. Начав с клеточки, этого начало живого организма, он анал-т еесодер-е, затем он переходит к более сложному явл-ю -   к семени растения. От семени — к корню(именно потому, что послед-й появ-ся из семени, когда оно брошено в землю), откорня к листу, от листа к стеблю и т.д. Так, шаг за шагом постигаются все болеесложные стороны растений. Весь процесс изучения идет от абстр-го к конкр-му, отменее конкр. (сложного) к более  конкр.(сложному). Другим универс. методом  ТГПявл-ся принцип совпад-я истор-го и лог-го. В данном случае истор-е понимаетсякак реаль-й, факт-й процесс развития явлен-я со всеми случайностями, зигзагами,частностями, искажаю-ми его обьектив-ю логику к развит-ю, а логич-е – какзакономерное, необход-е в развитии явления. Итак, историческое — это процессразвития того или иного явле-я во всей его полноте, а логическое – лишь егочасть, ибо представл-т только необхо-е в этом процессе. Реализация принципаединства истор.  и лог-го в ТГП означает,что в ней д.б. представлен только необход-й,, законом-й процесс возникновения,развития и изменения гос.-пр. явлений. Иначе говоря, она, освобождает их из-подвласти конкретно-истор. обст-в, случайностей, частностей. Т.о.  в ТП возникает истор. процесс развития гос.пр-х  явл-й, но без зигзагов и случайностей,кот изобилует истор. отд стран.  С этойпроблемой тесно связана проблема разграничения 2-х способов рассмотрения гос ипр: абстрактно-теорет-го и конкретно-истор-го. Абстр-но теорет-й подход характ-сярассмотр-ем гос-ва и пр в чистом виде, т.е. в необход. последоват-ти их развитияпутем освоб-я этого процесса от всякого рода истор -х случайностей.Конкретно-истор-й, напротив, предполагает рассмотрение, возник-я и развитияГиП во всей его истор полноте, т.е. с зигзагами, случайностями этого процесса.Под методом науки понимается совокупностьприемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.Всеобщие методы — это филос-кие, мировоззрен-ие подходы, выражающие наиболее универсальныепринципы мышления (метафизика – гос-во и право — вечные и неизменные институты,глубоко не связанные др с др и с ин общест-ми явл-ми; диалектика — материалистическая и идеалистическая. Общенаучные методы — это приемы, к-ые неохватывают всего научного познания, а прим-ся лишь на отдельных его: анализ(условное разделение сложного гос-правового явления на части); синтез (объед-есоставных частей); системный подход (раскрытие целостности объекта, выявлениемногообразных типов связей в нем); функцион-ый подход (выяснение функций однихсоц явлений по отношению к др). Частнонауч методы — это приемы, которыевыступают следствием усвоения теорией гос-ва и права научных достиженийтехнич-х, естеств-х и гум-х наук: конкретно-социологический (анкетирование,наблюдение за поведении субъектов в гос-правовой сфере); статистический(позволяет получить колич-ые показатели того или иного гос-правового явления);кибернетический (с помощью системы понятий, законов и технич-х средств кибернетикипознать гос-правовые явления).
Структураюридических норм
Норма права — этообщеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное иобеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование общ-х отн-й.
Юр норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы.
Стр-ра юр нормы —это упорядоченное единство необх элементов, обеспечивающих ее функциональнуюсамостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма икак они взаимосвязаны. Стр-ра: гипотеза — элемент нормы права, указывающийна условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), к-ые опр-сяпутем закрепления юр фактов; диспозиция — элемент нормы права,определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав иобяз-стей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юр фактов; диспозициявыступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; санкция — элемент нормы права, предусм-щий последствия для Sb-та, реализующего диспозицию. Они м.б. негативными, неблагоприятными — меры наказания, и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестноевыполнение служебных обяз-стей работником).
Каждый изназванных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особуюроль, т.е. без гип норма бессмысленна, без дисп немыслима, без санкции бессильна.
Проблемаструктуры прав нормы явл дискуссионной. Одни считают, что состоит из двухчастей — гип и дисп или дисп и санк. Больш-во же ученых-юристов придержтрехзвенной стр-ры правовой нормы.
Понятие законности
З-сть – это выраженная в точном инеуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общаяволя. З-сть – есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законови основанных на них юр-х актов всеми Sb-ми права. Требования: 1) верх-во закона вотношении других НПА; 2) издание НПА лишь полномочными органами и в пределахсвоей компетенции; 3) своевременность обновления зак-ва в соотв-ии  с потребностями развития общ-ва; 4)обеспечение прав и свобод гр-на и чел-ка, провозглашенных междунар актами;5)контроль за точным и неуклонным соблюдением исполнением законов; 6)пресечение всех и всяких проявлений беззакония и произвола; 7).Единствопонимания и применения законов на всей терр-ии их действия. К принципам:1. Единство законности в масштабах всего гос-ва. 2. Обязательность законностивсех, без какого бы то ни было исключения 3.Неразрывная связь законности с общей культурой населения 4. Связьзаконности и целесообразности 5. Контроль со стороны общества за законностью
Билет3. Органическая теория государства
широкоераспространение во второй половине XIXв. в трудахСпенсера, Бориса, Прейса и др. (наука испытала на себе мощное влияние идеиестественного отбора, высказанной Дарвиным).
Суть: гос-во — это организм, постоянныеотношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям междучастями живого существа, т.е. гос-во — продукт социальной эволюции, котораяявляется лишь разновидностью эволюции биологической. Эволюция органическогомира движется в направлении создания сложного специализ-го органа (каждаяклетка несет в себе опред-ую функцию); потом создаются сверхбиол-кие организмы– социальные.
Гос-во, будучи разновидностью биоорганизма,имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Всеорганы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновениягосударственности.
Средибиологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболееприспособленные, а в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тожеестествен­ного отбора) складываются конкретные государства, формируютсяправительства, совершенствуется структура управления.
Но: 1. Биол-кийорганим имеет единую чувствительность; в соц организме это не обязательно 2.Клетки био организма действуют вместе, не разделяются; люди могут перемещатьсянезависимо друг от друга.
Действие нормативных актов по кругу лиц
21.01.2000 З-н''О нормативных правовых актах Республики Беларусь'': НПА- офиц док-нт,установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченногогос органа (должн.лица) или путем референдума с соблюдением установленнойзак-вом Республики Беларусь процедурой, содержащей общеобязат правилаповедения, расчит на неопред круг лиц и неоднократ применение. Все НПА обр-ютедин систему, важная черта к-ой – иерархия (кажд акт занимает св ступень инаходится в соподчиненности с другими).
Нормативные актыимеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу ипрекращение действия (т.е. период его действия). Вступление в силу: З-ны иДекр (10 дней после офиц опубл-я); Указ, Пост СМ, Реш КСуда, ПостПленумов Верх и ВысшХозСудов, Акты респ органов гос управления, Акты Областныхи Мингор Сов Депут-в и Областных и Мингор Исполк-в (1. не касается прав исоб граждан – со дня включ в нац реестр правовых актов, если в них не указаниной срок; 2. касается – с мом офиц опубликования, если включение в нац реестрне произошло позднее опубликования или в них не указан более поздний срок, чемдата опубликования; Пост Палат Парламента – с мом принятия, если в нихне указан иной срок.Здесь важно учитывать пр-п, согласно к-му закон обратнойсилы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которыеуже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание законуобратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самомзаконе об этом сказано [спец оговорка] (только в целях улучшения правовогоположения субъектов); 2) если закон смягчает или отменяет отв-сть (ст.104 К-ции).Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующихоснованиях: 1.по истечении срока действия акта, на который он был принят; 2.всвязи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта(прямая отмена).
Действиенормативного акта в пространстве связано с территорией, на которуюраспространяется территориальное верховенство г-ва, или с компетнциейсоотв-щего наделенного правотворческими полномочиями гос органа. НПА респ-хорганов имеют обязательную силу на всей терр Республики Беларусь. НПА органовМСУ – на терр соотв-щих адм-терр единиц.
Действие акта покругу лиц. На территории РБ НПА действуют в отношении всех ее граждан,государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц безгражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты,распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц(экологический налог действует в отношении юр лиц, индивид предпринимат-ей),или на лиц независимо от места их нахождения (Ех. Налогообложение доходовграждан, полученных за границей).
Религ-ые и традиц-е системы права.
К семье религиозногоправа относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак,Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы,Малайзии и др.
Среди признаковданной правовой семьи можно выделить следующие: главный творец права Бог, а необщество, гос-во, поэтому юр предписания даны раз и навсегда, в них нужноверить и соответственно строго соблюдать; источниками права являютсярелигиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране,Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Мануи т.д. и действующие в отношении индусов; весьма тесное переплетение юр положенийс религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местнымиобычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; особое место всистеме, источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины),конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретныхрешений; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно-правовыеакты (зак-во) имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смыслеслова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, ане прав человека (как это имеет место в ромаио-германской и англо-саксонскойправовых семьях).
Традиц-оеправо К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара,ряда стран Африки и Дальнего Востока. Признаки: доминирующее место в системеисточников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаныйхарактер и передаваемые из поколения в поколение;обычаи и традиции представляют собой синтезюридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путеми признанных гос-вами; обычаи и традициирегулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельныхиндивидов; нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя впоследнее время их принимается все больше и больше; судебная практика(юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие вобщине и обеспечивая ее сплоченность; юр доктрина не играет существенной роли вюридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.
Билет4. Теократическая теорияпроисхождения государства и права.
Эта теория самаяранняя (древние греки и др верили, что гос-во создали боги). Получилараспространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современныхусловиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен,Мерсье и др.).
Тео – божество;кратия – власть. Теократия – это форма правления, при которой высшая властьпринадлежит духовенству.
Суть: всезапрограммировано высшим разумом. Право – выражение воли бога. Гос-во — продуктбожественной воли; гос власть — вечна и незыблема, зависима главным образом отрелигиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государюво всем.
Неравенство людейпредопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и неоказывать сопротивления.
Доктрина умаляетвлияние соц-эконом и иных отношений на гос-во и не позволяет определить, каксовершенствовать форму гос-ва, как улучшать гос устройство. К тому жетеологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
Законодательство (право) возникло и развивалосьвместе с государством. Политика более широкое явление по сравнениюс деятельностью государства. К числу современных политических институтов(организаций) относятся также полит партии, другие общественные объединения (профсоюзы,объединения предпринимателей) иные организации, выражающие такие важные интересы общества, как охрана окр среды, защитаправ человека, и многие другие объединения.Существенный прогресс в достижении приоритета права по отношению к политикепроизошел после второй мировой войны. Этот прогресс б/обусловлендостижением единства объединенных наций в борьбе фашизма и провозглашения Всеобщейдекларации прав человека, закреплявшей свободу и достоинство человека основнойцелью политики и законодательствагосударств — членов ООН. В современную эпоху вопрос о взаимосвязи ивзаимодействии политики гос-ва с правомприобретает важнейшее значение также потому, что юридическое право только тогдасправедливо и гуманно, когда оноодинаково обязательно, а права и обязанности одинаково равны для всех граждан,в том числе и для чиновников гос аппарата, депутатов, руководителей гос-ва.Политика правового гос-ва не м/б свободна от требований конституции и других законов, а также норм международногоправа и договоров с другими гос-вами. Гос-во д/их неукоснительно соблюдатьво всех своих политических решениях. Такова самая важная и очевидная граньсоотношения политики гос-ва с правом, юридически воплощенном в законах.
Понятие, признаки и виды законов
З-н –нормативно-правовой акт, закрепл-щий пр-пы и нормы регулир-ия наиболее важныхобществ-ых отн-ий. Признаки закона: 1) он принимается только органомзаконодат-ной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и изданияопределяется К-цией РБ; 3) в идеале он должен выражать долю и интересы народа;4) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Классиф-ция,законов может проводиться по различным основаниям:  по их юридической силе; по субъектам; попредмету правового регулирования (конст-ые, адм-ые, гражданские, угол-ые и др);по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. Выделяют такжечрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иныезаконы.
Билет5. Патриархальная теория происхождениягосударства и права.
Представители — Аристотель, Филмер, Михайловский и др.
Суть: государство – разросшаяся семья (люди —существа коллективные, стремящиеся, к взаимному общению, приводящему квозникновению семьи, увеличение числа этих семей приводят к образованию государства).Гос-во образовалось  путем объединенияглав общин, кланов и др. Власть государя — продолжение власти отца (патриарха)в семье, которая выступает неограниченной. Как и в семье отец, монарх невыбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.
Вместе с темпредставители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, посути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такиекатегории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляютсясоответственно с категориями «государь», «подданные».
Понятие иклассификация юридических фактов
ЮФ — этоконкретные жизненные обст-ва, с к-ми норма права связывает наступление опред юрпоследствий. ЮФ явл-ся предпосылками правоотн-ий. Их модель фиксируется вгипотезе юр норм. Классификация: 1) по хар-ру наступающих последствий:правообразующие (поступление в вуз); правоизмсняюшие (перевод с очной на заочную форму обучения); правопрекращающие (окончание вуза); 2) по связис волей участников правоотн-ий: события (обстоятельства, не зависящие отволи субъекта — стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.); действия(обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последниеделятся на правомерные и противоправ­ные. Правомерные / на юр акты(действия, совершаемые с намерением породить юр последствия, сделки, судрешения и т.п.) и юр поступки (действия, приводящие к юр последствиямнезависимо от намерений лица, их совершающего, создание худож произведения ит.д.). Противоправные деяния м.б. угол, адм, гражд, дисципл. Нередко для возникновенияпредусм-ых правовой нормой юр-х последствий необх не один юр.факт, а ихсовок-сть к-ую наз юр (фактическим) составом. Ех, для получения пенсии повозрасту требуются такие факты, как достиж пенс возр, наличие необ­х трудстажа, решение о назнач пенсии.
Право и свобода. С.-емкая категория. Кант – право не относ-ся к С-де, т.к. Св-да = произвол (есличел-к не м. поступать произвольно- нет св-ды), а право ставит границыпроизволу(т.к. ч-к сталкивается с правами др. ч-ка). Св-да одного – подавлениесв-ды др-го. Идеалистический подход: право д. определить меру свободы, создатьусловия: св-да одного не мешает св-де др-го (ограничивает ее). Геринг: Пр. исв-да никак не соотнос-ся, т.к. пр-во это источник борьбы интересов и неотнос-ся к св-де.

Билет 6. Договорная теория происхождения государстваи права.
Получилараспространение в наиболее логически завершенном виде в XVII— XVIIIвв, в трудахГреция, Руссо, Локка, Радищева и др.
Суть: гос-во — результат договора, в которыйвступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии (водиночку было сложно бороться  и покорятьмир). Гос-во — это рациональное объединение людей на основе соглашения междуними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву.Изолированные же до происхождения гос-ва индивиды превращаются в единый народ.В итоге у правителей и общества возникает комплекс, взаимных прав иобязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.
Так, гос-во имеетправо принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., нообязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д.Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр, в свою очередь ониимеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребленияправителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
Эта теория была подкреплена созданиемСША, но это не первоначальная теория образования гос-ва, т.к. предки амер-цевприехали и установили свои порядки, зная все теории.
Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Сис-ция — этоупорядочение норм актов, приведение их в опред систему. Она необх для обеспече­ниядоступности зак-ва, для удобства пользования им. Виды: 1) инкорпорация — форма сис-ции путем объединения норм актов без изменения их содержания всборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юр значение.Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический(по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации;
2) консолидация- форма сис-ции путем объединения норм актов без изменения их содержания в единыйсводный НПА, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр значение. ЗдесьНПА объединяются по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охранаприроды, образование и т.п.);
3) кодификация- форма сис-ции путем объединения НПА в единый, логически цельный акт сизменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревшийправовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения,обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация — способправотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид сис-ции.
Пр-п верховенстваправа (ст. 7 К-ции).
1. пр. неразрывно связано с чел-м, этосторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия норм образа жизни2.гос-во не единственный источник формирования П. оно облекает в правовую формулибо прав. требования, либо волеизъявления всего народа, выраженное ч/зреферендум, либо положения, сформиров-ся в ходе общественной практики, в особ.судебной. 3. П. возникло раньше, а потому носит более естеств. хар-р, чемгос-во. Версия: гос-во возникло из необходимости организационно-властнойсиловой поддержки правовых установлений в обществе.
Человечество выбирает П. в качествеприоритета в своем развитии, а от сюда — необх-сть ограничения прав. власти,связанности П. деятельности гос. аппарата, ориентирование гос-ва на защиту прави свобод че-ка. Верховенство П.,означает: 1. рассмотрение всех вопросов общественной гос. жизни с позицииправового закона.2. соединение общечелов-х нравственно-правовых ценностей иформально-регулятивных ценностей П. с организационно   — территор-м делением общества и публичнойвластной силой. 3. необходимость идеалог. — правового обоснования любых решенийгос-х и общест-х органов.4. наличие в гос-ве необход-х для выражения П. форм ипроцедур.
Билет7. Теория насилия.
В наиболеелогически завершенном виде возникла в XIXв:  Дюринг, Гумплович, Каутский и др.
Суть: гос-во, гос власть, институты властивозникли в результате завоевания одних племен другими. Для управлениязавоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и сталогосударство. Появились специализ-ые органы принуждения – они и есть первичнаягосударственность. Расслоение на классы шло в соответствии со статусом.
Следовательно,государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извнесила.
Исторический опытподтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многихгосударств (древнегерманское, франки захватили Галлию). Но степеньиспользования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следуетрассматривать в качестве одной из причин возникновения гос-ва наряду с иными. Ктому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичныероли, уступая первенство социально-экономическим.
Понятие и виды юридической ответственности.
ЮО – этоважная мера защиты интересов личн, общ-ва, гос-ва. Наступает в рез-те нарушенияпредписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителюмер гос принуждения. Важн признак: ЮО опред-ся гос-вом и применяется егокомпетент органами. ЮО- обяз-сть правонарушителя нести наказание, претерпеватьсанкции, предусм-ые правовыми нормами и применяемые компетент органами засовершенное им противоправное деяние. ВИДЫ: 1. гражд (имущ санкции,  возмещ вреда); 2.адм (органы применяют клицам,  штраф); 3.дисциплин (выговор,уволь); уголов (наказание, применяемое только судом к лицам, виновным в уголовпреступлении).
 Право и личность.
Права человека — неотъемлемое свойствочеловека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается самаприрода человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а негосударству. Поэтому они не могут рассматриватьсякак «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. Впервом случае речь идет о правовом государстве, а во втором — обантидемократическом.
Права человека — это социально-экономические, политические, культурные и другие возможностисвободного самоопре­деления и свободной жизнедеятельности человека. ВМеждународном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также вМеждународном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что этиправа вытекают из присущего человеческойличности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека. Свобода отдельнойличности, как и общества в целом, основывается на признании человеческогодостоинства как абсолютной ценности.
Билет8. Диалектико- материалистическаятеория происхождения государства
Представили: Маркс, Энгельс,Ленин.
Суть: гос-во возникло послеразделения общества на классы, которые раскололи первобытное общество и сталинужны органы принуждения. Всякое гос-во является классовым, т.е. управляетсягосподствующим классом. Разделение труда и связанное с ним совершенствованиеорудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточныйпродукт, который привел к возникновению частной собственности, в результатечего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров иэксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности,выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и невыражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям,превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своихэкономических интересов новую политическую структуру — государство, котороеслужит как инструмент проведения воли имущих.
Но: частная соб-сть,разделение труда возникло после образования гос-ва (на Востоке  гос-во боролось против частной соб-сти (неличной) на средства и орудия производства, которые дают возможностьэксплуатации). В теории весьма заметна недооценка нац-ных, религиозных, психологических,военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождениягосударственности.
 Формы(источники) права
Формы права — этоспособ вы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Спасательное дело в период становления Российской государственности
Реферат «Искусство метафоры». Авторские статьи и обзор мнений философов, лингвистов, психологов, математиков по проблеме метафоры http
Реферат Водоспади Африки як унікальні природні обєкти
Реферат Водоспади Африки, як унікальні природні об'єкти
Реферат Stonewall Jackson Essay Research Paper Stonewall Jackson
Реферат Водосборсная плотина в составе низкого напорного гидроузла
Реферат Преемники Неру
Реферат Водохозяйственный расчет водохранилища
Реферат Водопостачання, водовідведення та поліпшення якості води
Реферат Основные параметры помехоустойчивого кодирования. Основные параметры помехоустойчивых кодов
Реферат Новая фразеология и ее использование
Реферат Водний транспорт лісосплав рибне господарство як учасники водогосподарського комплексу
Реферат Вопросы по геологии
Реферат Водозаборные скважины
Реферат Немецкая осень