Реферат по предмету "Теория государства и права"


Федерализм

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 2
1.Формыгосударственного устройства. 2
2.Федеративноеустройство государства. 3
Заключение. 21
Литератураи нормативные акты… 22Введение
Целью настоящей курсовой работы  является  попытка раскрыть понятиефедерализма, основываясь на  современной  теории конституционного права,  и дать  примерное представление об этом.
В большом  количестве литературы по изучению курса государственногоправа, понятию федерализма уделено много внимания, так как вся правовая наука вразвитых государствах основывается на «демократизме». Прежде всего,  по моему мнению,  необходимо  дать краткое  определение  в  прагматическом  смыслепонятию «федерализм».1.Формы государственного устройства.
История существованиягосударства свидетельствует о том, что во всех века разные государстваотличались друг от друга внутренним строением, то есть способомтерриториального деления (административно-территориальные единицы, автономныеполитические образования, государственные образования, обладающиесуверенитетом), а также степенью централизации государственной власти(централизованные, децентрализованные, организованные по принципудемократического централизма). Данный феномен обозначается термином «формагосударственного устройства», под которой понимается территориальнаяорганизация государственной власти, соотношение государства как целого с егосоставными частями.
При всём многообразииформ государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная ифедеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но онавстречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство –это целостное централизованное государство, административно-территориальныеединицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статусагосударственных образований, не обладают суверенными правами.Вунитарном государстве едины высшие органы государства, единое гражданство,единая конституция, что создаёт организационно-правовые предпосылки для высокойстепени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полномподчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местныхпредставительных органов.
Большинство всех существующих и ныне существующихгосударств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошоуправляемо, а унитарная форма достаточно надёжно обеспечивает государственноеединство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция,Швеция, Норвегия и др.) многонациональный (Великобритания, Турция и др.) составнаселения.
Конфедерация  –  это союз суверенных государств,образуемы для достижения определённой цели (военных, экономических и др.).Союзные органы лишь координируют деятельность государств  –  членовконфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.Поэтому, конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединенияимеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуютсяв федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 были объединены вконфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества.Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.
Возможно, что у данной формы государственногоустройства всё же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшиереспублики СССР, Югославия, Северная и Южная Кореи.
В последние десятилетия появилась особая формаассоциированного государственного объединения. Примером тому являетсяЕвропейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести отсодружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и кфедеративному всеевропейскому государству.2.Федеративное устройство государства.
Федеративное государство (федерация) – сложноесоюзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и тд.)являются государствами или государственными образованиями, обладающимисуверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научномсмысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции.Поэтому федерация возможна  только там, где объединяются самостоятельныегосударства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именнополитически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» ив чём они её утратят».
Входящие в состав федерации государственныеобразования и государства называются её субъектами. Они могут иметь своиконституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы –законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимостьразграничить их компетенции.
Способы размежеваниякомпетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболеераспространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике и других странахконституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенциюфедерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, РоссийскойФедерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферудействия совместной компетенции федерации и её субъектов. Само применениетермина «федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерацииявляется соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. Помнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализмазаключается в разграничении власти различных государственных органов, а еерешение связано с большими трудностями. Традиционное федеративное устройствопредполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих в федерациютерриторий в единое государство с разделением при этом государственногоуправления между центром и составными частями. В центре создаютсяобщенациональные институты законодательной, исполнительной и судебной власти.Каждая из составных частей федерации также сохраняет самостоятельные органызаконодательной, исполнительной и судебной власти. Между участникамидостигается соглашение о разделении полномочий центра и составных частей.Построенные на началах федерализма государства получили различные наименования.В некоторых случаях они определяются как объединенные или соединенные(Соединенные Штаты Америки), в других – союзные (Швейцария, Германия) либосодружества (Австралия). К характерным признакам федерации относится и то, чтоотношения центра и составных частей регулируются основным законом государства — конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов —конституционный надзор.
Федеративныеконституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросыгосударственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы,налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов междусубъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта икоммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов,но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В ихчисле — организация местных органов власти, общественно необходимые работы ислужбы.Конституция федеративныхгосударств по-разному, с учетом уровня развития экономики, историческихтрадиций, соотношения политических сил определяют объем предметов веденияфедерации и её субъектов. Различным образом они решают и вопрос опринадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадаютпод юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежатсубъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и вСоединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать, что более 30% всейтерритории США принадлежит федерации на правах собственности. Во многих сферахфедерация и ее субъекты тесно взаимодействуют, в частности, в решении вопросаохраны окружающей среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретныхконституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и еёсубъектов во многих государствах мира. В целом взаимоотношения между центромфедерации и субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходитусиление центральной власти, в ряде других — её ослабление. Эти процессы затрудняютобъективную оценку федеративных отношений задачу, решение которой необходимоискать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики,национальных отношений и права.
Помнению большинства западных исследований, в современном мире наблюдаетсятенденция к федерализации, ведущая к возникновению наряду со старыми,традиционными федерациями новых федерализирующихся систем. Федерализация отнюдьне представляет собой установление федеративной системы в обычном смысле.Современные западные исследователи видят смысл федерализма, с одной стороны, впредоставлении составным частям федерации самостоятельности и самоуправления, ас другой — в обеспечении их участия в управлении государственными делами. Самфедерализм при этом рассматривается как хорошо испытанное средство для решенияконфликтов, в том числе основанных и на этнических различиях. Так, в частности,считают авторы работы «Федерализм и роль государства», изданной под редакциейизвестных правоведов Г.Баквиса и У.Чендлера.
Как уже упоминалось, само понятие федерализма определяется довольно широко.Федерализм рассматривается не только как определенная государственнаяструктура, но и как понятие, предполагающее и непременно включающее в себяопределенный процесс урегулирования отношений. Как пишет известный на Западеспециалист по проблемам федерализма Д.Элизар, смысл федерализма в этомконтексте состоит в ом, чтобы обеспечить такое соединение различных групп всоюз, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранятьсамостоятельность частей. По его мнению, применение федеративного принципаозначает определенную комбинацию самоуправления и разделенного правления. Этотакое конституционное разделение власти, говорит он, при котором составнымэлементам федерации принадлежит доля в процессе принятия политических решений ив управлении. Д.Элизар вводит понятие «федеративные устройства», понимая подэтим применение различного рода организационных средств для примирениятребований самоуправления и разделенного правления. Часть ученых утверждает,что поскольку по самой своей сути федерализм — это средство укреплениядемократического республиканизма, предполагающего разделение властей,тоталитарные системы, неотъемлемой чертой которых является неприятие разделениявластей в какой бы то ни было форме, не могут быть подлинно федеративными.Другие, не отрицая справедливость подобных утверждений, доказывали, чтовоздействие федерализма, даже если тот был задуман в качестве ширмы, придаетопределенного рода институционально-конституционную силу местнымэтническо-территориальным интересам, позволяя им сохраняться хотя бы вограниченной виде. Как показало дальнейшее развитие событий, правы были и те, идругие. Стоило пасть тоталитарным режимам в СССР, Чехословакии и дажеЮгославии, где режим был относительно мягким, они раскололись, и, по меньшеймере, в двух случаях из трех этот раскол повлек за собой кровопролитие. В то жесамое время формирование на территории распавшихся образований новых государствпроисходило в рамках установленных ранее федеральных границ и преподносилоськак обретение каждой из входивших в состав федерации этнических единицсуверенитета и независимости. Несомненно, также, что для установления иподдержания мира, по крайней мере, в двух случаях из трех названных — потребуется какие-то альтернативные федералистские решения. Из всеговышесказанного следует, что в своей основе федерализм — это вопросвзаимоотношений. Он воплощается в конституциях и институтах, структурах ифункциях, но, в конечном счете, имеют значение именно взаимоотношения. Пристоль широком подходе к определению федерализма в число государств сфедеративным устройством наряду с традиционными федерациями включаются также иунитарные государства, применяющие федеративные принципы для примирениятребований самоуправления и разделенного правления. Это Бельгия, Италия иИспания с присущими им тенденциями к автономии; Португалия, передающая рядполномочий островным провинциям. Д.Элизар полагает, что усиление федеративныхначал отмечается в Швейцарии, Австрии, Германии, а в таких государствах какКанада и Великобритания использование федеративных устройств получает болееширокое распространение.
 Итак,развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладающейявляется тенденция к интеграции при сохранении определенных гарантий прав иинтересов субъектов федерации. В то же время наблюдаются и весьма серьезныевсплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах(Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономическислаборазвитых государствах (Нигерии).
Говоряо федерализме, следует также сказать об экономической интеграции субъектовфедеративной структуры. Как известно, развитие любой теории, в том числе ифедерализма, неразрывно связано с практикой. Более того, философия намнеоспоримо указывает, что критерием истинности теории является именно практика.Поэтому развитие теоретического исследования федерализма состоит в правильнойинтерпретации существующих федеративных систем, обобщения практических вопросовэкономической, правовой, социальной и других сфер.
Развитиефедерализма в нашей стране невозможно без постоянного теоретического обобщенияпрактического опыта федерализма в других государствах и внедрения в практикупередовой научной теории.
Федерация как формагосударственного устройства и федерализм как политико-правовая и идейнаяфилософия развития общества по самой своей сути и природе в наибольшей степениотвечают общедемократическим тенденциям общественной эволюции напостиндустриальной ступени его существования. Отсюда совсем неслучаен тотповышенный интерес к институту именно федеративной государственности, которыйотчетливо прослеживается во всем мировом сообществе за последнее время.
Достаточно упомянуть, чтона сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных напяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек. Федерализмоказался жизненно стойкой формой государственного устройства. Он сохранился вовсех буржуазных странах, где существовал до второй мировой войны, а в ФРГ былвосстановлен. Причем показательно, что из семи наиболее развитых государств вмире, три ( США, ФРГ, Канада ) являются федерациями. Еще лишь каких — нибудьчетверть века назад в таком признанном федеративном образовании как США нередкоможно было столкнуться с тем, что вопросы федеративного развитиярассматривались чисто поверхностно. Определенный спад интереса к федерации какперспективной форме государственного устройства в послевоенный период сменилсяобратной реакцией приблизительно с конца 60-х гг.
Во всем мире постепенностала отчетливо проявляться набирающая силу тенденция устойчивого возрожденияинтереса со стороны правящих кругов многих стран (политиков, правоведов,экономистов, предпринимателей и т.д.) к федерализму как многообещающей формегосударственного устройства. Это объяснялось целым комплексом обстоятельств. Содной стороны, качественное усложнение процессов функционированиягосударственных структур как внутри страны, так и на международной арене,требовали поиска более оптимальных форм и методов управленияобщественно-экономической и политической жизнью на государственном уровне. Сдругой стороны, углубление процесса международного разделения труда,интернационализация многих сторон общественно-политической жизни диктовалинеобходимость создания в целом ряде случаев единых межгосударственных структуруправления с использованием опыта и по образцу федеративных институтов (ЕС,союз Австралии и Новой Зеландии и др.). И наконец, распад одних федераций(СССР, Чехословакия, изменение границ Югославии), а также глубокий кризис илипроявление кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочнымифедеративных государственных образований (Канада, Австралия, Бразилия, Бельгия,Швейцария и др.) привлекли самое пристальное внимание мировой общественности ксвоей эволюции.
На современном этапефедерализм представляет собой чрезвычайно емкий, сложный и многомерный феномен,который одновременно характеризуется исключительным динамизмом. Данное понятиеохватывает самые разные аспекты общественной жизнедеятельности — политический,правовой, экономический, финансовый, культурный, международный и др. Разделениевласти в федерациях, функциональных полномочий между центром и субъектами, нетолько позволяет учитывать национальный фактор в развитии государства,существенно приблизить аппарат и органы управления к территориям, но изначительно повышает возможности населения оказывать влияние на подотчетныегосударственные управленческие структуры. В этой связи показательна иприобретает немаловажное значение, та значительная трансформация взглядов иподходов к институту федерации и понятию федерализма в целом, с учетоместественной эволюции и накопленного опыта в данной области, происшедшая занесколько истекших десятилетий. Существуют самые разнообразные (подчас совсемне исключающие и не отрицающие одна другую) трактовки и интерпретациифедерализма, которые с течением времени претерпевали заметные изменения. Приэтом самые авторитетные специалисты за рубежом и в России так и не могут придтик единому знаменателю.
Так К.К.Уир,австралийский ученый, характеризуя систему федеративного устройства,акцентировал внимание на особой «методике разделения полномочий, в соответствиис которой и центральное, и региональные правительства, каждое в своей области,оставались бы полностью самостоятельными и независимыми». Тем самым, исходя изтак называемой теории «водонепроницаемых переборок», автор основной упор делаетна недопустимость какого-либо нарушения сфер юрисдикции того или иного уровнявласти в рамках федеративного государства. В свою очередь, Дэниел Элазар,напротив, последовательно отстаивает концепцию неизбежного тесноговзаимодействия при характеристике федеративных взаимоотношений. По его мнению,федерализм — это прежде всего тесный союз, предусматривающий «распределениереальной власти между несколькими центрами, которые для достижения общих целейдолжны вырабатывать совместные соглашения».
 С самым пристальнымвниманием следует отнестись к характеристике рассматриваемой проблемы, которуюдает политолог В.Острем. В своем фундаментальном исследовании «Смысламериканского федерализма», основываясь на анализе достигнутого высокого уровняразвития федеративных отношений в США, он делает заключение: «Федерализм — непросто форма государственного управления, а это метод разрешения проблем, образжизни».
Среди отечественныхавторов наибольшей разработанностью и фундаментальностью выделяется подход кпроблеме федерализма Р.Г.Абдулатипова и Л.Ф.Болтенковой. По их мнению, «понятиепринципа федерализма, на базе которого и должна строиться федерация»,охватывает десять основополагающих «элементов», таких как «определениегосударственности как федеративной;… самостоятельность субъектов федеративныхотношений в осуществлении принадлежащих им полномочий;… системообразующееединство и неразрывная связь субъектов федерации…». И хотя подобный подходимеет полное право на существование, он не решает главной задачи — выработкидостаточно краткого и вместе с тем емкого, обобщающего понимания проблемыфедерализма.
 Таким образом, как взарубежных, так и в отечественных научных публикациях, несмотря намногочисленные попытки пока не удается обнаружить достаточно емкого и краткоготерминологического определения современного федерализма.
В сложившейся ситуации внаиболее общем виде под федерализмом, с моей точки зрения, следует пониматьсложную, многогранную совокупность отношений, которая возникает и развиваетсяна основе и в рамках политически согласованных и четко юридически закрепленныхфедеративных  государственных или международных структур. Преимущество данногопонятия федерализма заключается в том, что оно в сжатой и максимальносконцентрированной по содержанию форме позволяет охватить во многом полярные(от политико-правовых до экономических, культурных, национальных и др.) аспектыфедерализма как явления и философско-идеологической концепции развитияобщества, включая и процессы, происходящие в современной Российской Федерации.
Конституция каксовокупность основополагающих законодательных актов, в правовом порядкерегулирующих весь спектр взаимоотношений в обществе, играет важнейшую роль вжизни любого государства. Но ее значение многократно возрастает в странах сфедеративной формой государственного устройства, так как в подавляющембольшинстве случаев именно в Основном законе закрепляется исходная юридическаябаза разделения полномочий и функций между центром и субъектами федерации.
Современная мироваяпрактика формирования политико-правовых основ федераций наглядно демонстрирует,что конституционные положения в своем обобщенном виде подразделяются напредметы ведения, относящиеся к сфере федеральных (центральных) органов власти,на полномочия, закрепленные за субъектами союзного государства и так называемыеостаточные полномочия, не отнесенные четко и однозначно в тексте Основногозакона к ведению того или иного уровня власти.
 Подобное разделениепозволяет достаточно четко соотнести целое с частным, наиболее общие вопросы,требующие совместных усилий от субъектов федераций, с их собственнымиисторическими, социально-экономическими, национально-культурными и другого родаособенностями.
В настоящее время вопросысохранения единства страны определяются теми положениями и составляют ядро тойчасти федеральной конституции, которая регламентирует и содержит в общем сжатомили более пространном виде перечисление предметов ведения центральных органоввласти. Это в равной мере характеризует конституционную практику как развитых,«устоявшихся» федераций (США, Австрии, Канады, Германии, Швейцарии,Австралии и др.), так и складывающихся заново или только формирующихся(Бельгия, Нигерия, ЮАР, Испания и др.). Это объясняется тем, что для любогофедеративного государства проблема обеспечения всестороннего единства ицелостности относится к кардинальным, первостепенным вопросам егосуществования. Но и здесь просматриваются отдельные нюансы и различия, что вомногом связано с историческими условиями образования и формирования тех илииных государств. Если для федераций североамериканского континента (Канада,CША) и Австралии, сравнительно «недавно» возникших как государственныеобразования и расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитыхпространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличие положенийо возможности «формирования» центральными властями новых субъектов в рамкахфедераций. В Европе данная ситуация выглядит несколько иначе. Федеральныеорганы «обязаны» гарантировать неприкосновенность территориальных границсубъектов от внешних и внутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственныза обеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальныхграниц субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, сзаконодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласииобщефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации.
 В целом во всех Основныхзаконах современных федераций их целостность и единство гарантируется ужепростым перечнем того круга полномочий, который относится к ведениюцентрального уровня власти. В него входят формирование общефедеральных органоввласти, судебных органов, обеспечение обороны, внешних связей, торговли иобмена, прямого и косвенного налогообложения, банковского дела, службы связи ит.д., то есть закрепляются все необходимые функции по созданию и закреплениюгарантий надлежащего развития единого государственного организма.
 В таких федерациях какИндия, Канада, Нигерия и ряде других дополнительные права по обеспечениюцелостности государства могут также вытекать и из совокупности остаточных полномочий,которые закрепляются в Основных законах этих государств за федеральным уровнемвласти. Фундаментальные положения международного права (Устав ООН,Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.и др.), провозгласившие приоритет прав и свобод личности, вместе с тем,базируются на необходимости соблюдения стабильности в существующей системемеждународных отношений и относят вопрос о единстве и целостности современногогосударства к его внутреннему законодательству.
Говоря о соблюдениитерриториальной целостности федеративного государства, имеются в виду, преждевсего незыблемость его границ и сохранение целостности общества, живущего наего территории. В частности, в конституциях некоторых государств прямозакреплено положение, в соответствии с которым их территория образуется изсовокупности территорий субъектов федерации. В связи с этим следует особоподчеркнуть, что сам факт конституционно определения территории государствапредставляет собой существенную гарантию его территориальной целостности, таккак для изменения территории необходимо внесение поправок и корректив в текстсамой конституции.
 Другая важная гарантияобеспечения целостности федеративного образования заключается в том, чтоконституции сосредоточивают решение всех вопросов, касающихся защитынеприкосновенности и неделимости государства от посягательства со сторонывнешних и внутренних недружественных сил, исключительно в руках федеральныхвластей. Следует особо отметить и тот факт, что важнейшей гарантией,обеспечивающей целостность федеративных государств, является и отсутствие в ихконституциях специальных предписаний, которые предусматривали бы правосубъектов федерации на свободный и   односторонний выход из состава федерации.
Конституциинекоторых федеративных государств, помимо того что в них определенные вопросыотнесены к исключительному ведению федерации, содержат специальные предписания,которые запрещают субъектам федерации какую-либо деятельность, относящуюся кэтим вопросам. Подобный вид конституционного запрета несомненно представляетсобой существенную гарантию сохранения территориальной целостностифедеративного государства. Что касается конституционных гарантий целостностиобщества, проживающего на территории федеративного государства, то это преждевсего те из них, которые обеспечивают юридическое равенство граждан данногогосударства.
 Вэтом отношении конституции зарубежных федеративных государств устанавливают вкачестве гарантий, во-первых, институт единого гражданства для всего населения,обитающего на территории государства, во-вторых, равенство всех граждан передзаконом и, в-третьих, определяют в качестве официального языка один из языковили несколько языков, которыми пользуется для общения население, живущее натерритории страны.
 Исключительноважной гарантией сохранения территориальной целостности государствапредставляется конституционно установленный примат федерального права надправом субъектов федерации.  Основной закон ФРГ по тому же вопросуконстатирует: «Федеральное право имеет преимущество перед правом земель».
 Следуетособо выделить предназначение целой совокупности конституционных гарантий,обеспечивающих целостность конституционной системы федеративного государства,направленных на преодоление несоответствия между федеральной конституцией иосновополагающими актами субъектов федерации. Соответствующие положениясодержатся практически во всех без исключения федеральных конституциях. Так, вчасти 1 статьи 28 Основного закона ФРГ говорится, что конституционное устройствов землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического исоциального правового государства в духе Основного закона Германии.
Конституционнойпрактике зарубежных стран присущи три разновидности гарантий. Первая из нихпредусматривает получение официального заключения со стороны федеральныхорганов о соответствии конституций субъектов федерации федеральной конституции.Например в Швейцарии в соответствии со статьей 6 Конституции Союза дляполучения подобного заключения необходимо, чтобы конституции кантонов несодержали ничего противоречащего постановлениям союзной конституции; чтобы ониобеспечивали осуществление политических прав согласно республиканским формам — представительным и демократическим, а также чтобы они были приняты народом имогли быть пересмотрены, если этого потребует абсолютное большинство населения.
 Втораяразновидность гарантий охватывает судебный контроль за соответствиемконституций субъектов федерации общефедеральной конституции. Он осуществляетсяВерховным федеральным судом или Конституционным судом, которые вправе полностьюили частично объявлять недействительными конституции субъектов федерации.
 Третийвид гарантий предусматривает конституционное закрепление обязанности для высшихдолжностных лиц субъектов федерации неукоснительно соблюдать федеральнуюконституцию и нести ответственность в случае нарушения установленных норм. ВМексике губернаторы, депутаты законодательных органов и члены Высших судовштатов несут ответственность за нарушение федеральной конституции. В случае еенарушения со стороны названных лиц они подлежат увольнению и лишаются правазанимать государственную должность.
Целостностьзарубежных федеративных государств обеспечивается также и тем, что ихконституции предусматривают ряд гарантий, обеспечивающих строгое вертикальноесоподчинение в деятельности федеральных органов и органов субъектов федерации.Подобная «субординация» соответствующих федеральных органов за деятельностьюорганов субъектов обеспечивается путем осуществления контроля со стороныфедерации. Как правило судебным инстанциям предоставляется право контролироватьакты, принимаемые органами субъектов федерации, с точки зрения их соответствияфедеральным законам. В случае возникновения коллизии соответствующиенормативные акты могут быть полностью или в какой-либо их части отменены. В ФРГв соответствии с Основным законом, кроме контроля со стороны Федеральногоконституционного суда, контроль за выполнением федеральных законов землямиосуществляет и федеральное правительство. С данной целью оно может направлятьуполномоченных в высшие ведомства земель, а с их согласия или в случае ихотказа с согласия Бундесрата — также в подчиненные им ведомства. Еслинедостатки, обнаруженные федеральным правительством при исполнении землями федеральныхзаконов, не будут устранены, то по представлению федерального правительства илиземли Бундесрат выносит решение, нарушила ли земля соответствующую норму права.Решение Бундесрата может быть обжаловано через Федеральный конституционный суд.Органы земель подчиняются указаниям компетентных высших органов федерации.Такие указания передаются высшим ведомствам земель, кроме случаев, признаваемыхфедеральным правительством срочными. Выполнение указаний должны обеспечиватьвысшие ведомства земель. Федерация осуществляет контроль за законностью ицелесообразностью исполнения федеральных законов. Федеральное правительствоможет в этих целях требовать отчета и предоставления документов, а такженаправлять уполномоченных во все ведомства.
 Ещеодна совокупность гарантий сохранения целостности федеративного государствасвязана с обеспечением выполнения принятых решений федеральных органов на всейтерритории федерации. Сюда относится применение определенных мер принуждения,если это продиктовано складывающейся ситуацией. Статья 37 Основного закона ФРГпровозглашает, что если земля не выполняет федеральных обязательств,возложенных на нее Основным законом или другим федеральным актом, федеральноеправительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобыпобудить землю к выполнению этих обязательств в порядке принуждения со стороныфедерации. Для осуществления таких мер принуждения федеральное правительствоили его уполномоченный имеет право давать указания всем землям и ихучреждениям. Высший представительный орган Швейцарии — Союзное Собрание — поконституции вправе принимать меры, имеющие целью поддержание авторитета союзнойКонституции и обеспечение гарантий, данных кантональным конституциям, а такжеобеспечение выполнения союзных обязанностей.
 Сохранениюцелостности федеративного государства в немалой степени способствуют исодержащиеся в конституциях гарантии прав субъектов федерации. Прежде всего,это относится к таким основополагающим принципам федерализма, как равенствосубъектов федерации и независимость в решении вопросов внутренней политики.Конституциями признается наличие собственных правовых и политических системсубъектов федераций. А защита их прав во многом обеспечивается конституционнымнадзором или контролем.  В Канаде, Австрии, Германии, Индии, Нигерии, Малайзиии др. странах представительство субъектов федерации в верхней палатефедерального парламента на прямую зависит от численности населения. В ФРГкаждая из земель имеет в Бундесрате не менее трех мест. Земли с населениемсвыше двух миллионов человек представлены четырьмя, а свыше пяти миллионовжителей — пятью законодателями. Одной из основополагающих гарантий прав штатов,провинций, земель, кантонов и т.д. является порядок принятия новой илиизменения действующей конституции. Какое-либо кардинальное изменение балансасил и соотношения полномочий в пользу федерации может быть осуществлено толькос изменением текста конституции, что в ряде случаев требует егосанкционирования определенным числом субъектов федерации.  В Швейцарии, Австралиии некоторых других современных федерациях поправки к конституциям должныполучить одобрение на специальных референдумах.
Кчислу важнейших гарантий прав субъектов федерации следует отнести и требованиецелостности и неприкосновенности территории земель, штатов, провинций иликантонов, границы которых не могут быть изменены без предварительного согласия
их представительных органов.Отдельные конституции закрепляют и ряд дополнительных гарантий. Например, в ФРГпри заключении договоров, затрагивающих интересы отдельных земель, необходимопроведение с ними консультаций. В большинстве федераций центральные органыпроводят предварительные переговоры и консультации с субъектами федерации передпринятием законов, регулирующих важнейшие стороны государственной жизни.
Вопрос обобеспечении территориальной целостности является относительно самостоятельным иодним из кардинальных вопросов существования единого, в том числе ифедеративного государства. На практике его решение не исключает конституционнопредусмотренного использования и силовых методов, в том числе и привлечения длявыполнения задачи специализированных военных подразделений вплоть до армейскихформирований. Так, в 1970 г., после совершения крайне националистическимиподпольными организациями ряда террористических актов в крупном канадскомгороде Монреале, правительство Канады на основании Конституции ввело в действие«Закон о мерах военного времени» и направило туда и в столицу франкоязычнойпровинции г. Квебек части регулярной армии. Однако подобная акция носила и повремени, и по своим масштабам крайне ограниченный характер. К тому жефедеральные власти неоднократно объявляли, что действовали только в интересахнаведения общественного порядка, а не против субъекта федерации — провинцииКвебек и его властей. Однако в современных условиях подобные действия вгосударственных масштабах являются исключением из общей практики и сугубокрайней мерой со стороны федеральных властей, как в самой Канаде, так и вдругих развитых федерациях. На протяжении трех последних десятилетий острыйконфликт в Канаде нашёл своё разрешение мирными средствами- путем взаимныхполитических уступок и переговоров (так по поводу возможного отделения Квебекаот Канады в самой стране неоднократно высказывалась и высказывается точказрения, что это будет не собственно отделение субъекта от федерации, а скореенеудачное стечение обстоятельств и неспособность самого федеративногогосударства в целом найти внутренние резервы для урегулирования взаимоотношенийс одним из членов федерации). А примеры бывшей Югославии и горячих точек натерритории СНГ показывают, что использование вооруженных сил сопряжено смногочисленными человеческими жертвами и зачастую малоэффективно для реальногопоиска компромисса.
 Следует особоподчеркнуть, что вопрос о территориальной целостности, хоть и носит важный,относительно самостоятельный характер, но все-таки в наши дни все большерассматривается как совокупная часть более общей проблемы, а именно сохраненияи всестороннего обеспечения единства и всеобъемлющей (исторической,экономической, социально-политической, правовой, национально- культурной ит.д.) целостности того или иного федеративного образования.
 Для этогоиспользуется целый комплекс многообразных и взаимосвязанных средств и методов.Обобщая, их можно подразделить на уже упоминавшиеся чисто «силовые», и такназываемые «цивилизованные». Действие последних, получающих все большеераспространение в современном мире, основано как на прямом, так и на косвенном,опосредованном воздействии на решение проблемы. В экономической области,например, центральные власти уделяют все большее внимание сглаживаниюэкономических диспропорций в развитии отдельных субъектов федераций, проводясоответствующую финансовую политику и перераспределяя совокупный национальныйдоход в рамках федерации (не без конфликтов с наиболее развитыми регионами) сцелью обеспечения во всех районах конкретной страны единого, равного уровняпредоставления социальных благ и гарантий населению, который не опускался быниже среднестатистической величины по всей стране.
 Вполитической сфере для сохранения единства и обеспечения максимального «балансаинтересов» в рамках федеративных структур (что является краеугольным камнемподдержания стабильной федерации) активно используются разнообразные совещания,переговоры на самом различном уровне, разнообразные механизмы согласования,постоянные и временные консультативные комитеты и т.д.
 В правовойобласти огромное значение принадлежит (наряду с уже упоминавшимисяконституционными гарантиями) толкованию конституционных положений в судебныхинстанциях. Возникающие таким образом прецеденты не только стоят на стражесохранения законности, гарантии строгого соблюдения прав двух уровней власти,но и как бы корректируют правовые положения в соответствии с духом времени иреальностью развития данной конкретной федерации в более централизованном илидецентрализованном состоянии.
 Наиболеевпечатляющим и характерным из «косвенных» мер воздействия насохранение и упрочение единства и целостности (в том числе и территориальных)федеративного союза на современном этапе служит построение отношений междудвумя уровнями власти в области международных контактов. Как известно, сферавнешней политики и внешних сношений относится к предметам ведения федеральныхорганов власти, и это положение является одним из краеугольных камнейсуществования жизнеспособного федеративного государственного образования.
 Но известенцелый ряд примеров, приобретший в последние десятилетия характерсистематического и последовательного процесса, когда члены того или иногофедеративного государства самым непосредственным образом участвовали иучаствуют в деятельности на международной арене. Что еще более важно,объективная тенденция развития современных международных отношений создаетоснову для дальнейшего все более масштабного непосредственного вовлечениясубъектов различных федераций в международные связи.
 Осуществлениесубъектами федераций функций внешних сношений свидетельствует о том, что ониобладают частичным международным статусом, но он так и не получил пока в силуразличных причин хотя бы частичного отражения в нормах международного права.Однако развитие собственных международных контактов в первую очередь зависит оттого, позволяет ли федеральная конституция составным частям государствавступать в международные сношения или нет.
 В зависимостиот тех возможностей, которые внутреннее законодательство страны предоставляетсубъектам федеративных государств в отношении международной деятельности,современные федерации можно подразделить на три группы. К первой из нихотносятся такие страны, в которых в соответствии с конституцией осуществлениевнешних сношений является исключительной прерогативой центральногоправительства. В качестве примера подобных федераций служит Австрийская Республика,Аргентинская Республика, Венесуэла, Федеративная Республика Бразилии и др. Вовторую группу федераций входят государства, в которых, согласно конституции,субъекты имеют некоторые права на осуществление международной деятельности, нодля этого необходимо предварительное согласие и контроль со стороныобщенациональной администрации. Такого рода примером являются, прежде всегоСоединенные Штаты Америки. И, наконец, третью группу составляют такиефедерации, конституция которых признает за субъектами определенные полномочия вобласти внешних сношений. К ним относятся ФРГ, Швейцарская Конфедерация,Канада. Для того, чтобы сохранять верховенство и контроль над сфероймежгосударственных связей и в то же время не создавать излишнюю основу дляпрямого конфликта, запрещая субъектам, прямое участие в установлении иналаживании самостоятельной системы внешних контактов, федеральные властимногих современных федераций пошли на значительные уступки, разрешив субъектамна современном этапе участие в системе международных отношений в их сфереюрисдикции. При этом следует считать, что сфера деятельности субъектоврегулируется международным частным правом, а не международным публичным правом.Таким образом, предупредительными действиями в значительной мере устраняется почвадля потенциально взрывоопасного конфликта между двумя уровнями власти.
Подводя итог,следует особо отметить:   серьезную трансформацию функций государства на этапепостиндустриального   развития общества, для которого характерно максимальноестремление   воздерживаться от «силового» решения проблем в пользу органичногоиспользования совокупности средств и методов предупреждения или цивилизованного преодоления конфликтных ситуаций;   совокупность вопросов,относящихся к сфере обеспечения единства страны,   регулируется в федеративномгосударстве основными положениями общефедеральной   конституции и относится кпрерогативам центральной власти;   вопрос о территориальной целостностисоставляет часть более общей проблемы   обеспечения единства и целостностистраны;   проблема территориальной целостности (особенно в федеративныхгосударственных   образованьях, чья территория фактически состоит изтерриториальных владений   субъектов федераций) может рассматриваться и какотносительно самостоятельный   вопрос, но в современной мировой практике и вправовых документах предпочтение   отдается его анализу в контексте другихсоставных элементов государственной целостности; в Основных законах, какправило, отсутствует прямая конституционная   норма, связанная с обеспечениемтерриториальной целостности федеративного   государства, она трактуется всудебных прецедентах как производное от   «единства федеративногогосударства»;   набор средств и методов по обеспечению единства и целостностифедерации в   решающей степени зависит от исторически сложившихся традицийразвития   государственности, типа («силового» или «цивилизованного»)федеративного   образования;   опыт современных развитых федераций показывает,что основной упор делается на   профилактические, предупредительные меры посохранению целостности   государства;   использование «силовых» действий, и впервую очередь регулярной армии против   субъекта федерации является крайнередким, исключительным случаем, который   должен в обязательном порядкеполучить одобрение федерального парламента;   любые политические заявленияруководящих государственных деятелей, направленные на запугивание субъектовфедерации применением вооружённой силы, преследуются по закону вплоть доотстранения от власти.Заключение
В своей работе погосударственному праву   я попыталась раскрыть понятие «федерализма». Итак, самфедерализм является важнейшим принципом основ конституционного строя многихсовременных государств.
Вопрос был рассмотрен,насколько это представлялось возможным, достаточно подробно. Проанализированысоотношение различных форм государственного устройства, определены признаки, характерные для понятия «федерализма» в целом.Литература инормативные акты

1.  Основной закон ФРГ 1949г.
2.  Конституция РФ 1993 г.
3.  Бабаев В. К. Теориягосударства и права. — М.: Юристъ, 1999. — 592 с. 
4.  Баглай М. В.Конституционное право РФ. – М.: Юрист, 1997. – 554 с.
5.  Козлова Е. И., КутафинО.Е. Конституционное право РФ. – М.: Юрист, 1997. – 437с.
6.  Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. — М.: Норма, 2000.- 595 с.
7.  Марченко М. Н. Общаятеория государства и права: Акад. курс в  2-х т. Теория права, т. 2. — М.:Зерцало, 1998. — 640 c.
8.  Чиркин В. Е.Моделисовременного федерализма: Сравнительный анализ //Государство и право. 1994. №8-9 С. 151.  
9.  Юсубов Э. С. Теорияфедерализма в России:  — Томск: Изд-во НТЛ,1998. — 110 c.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.