Реферат по предмету "Теория государства и права"


Теория государства и права (шпаргалки)

1. Монархия, виды монархий
Понятие. – Признаки. – Виды.
Монархия – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу – монарху, который получает власть в порядке наследования. Её внутренняя классификация (по полномочиям монарха) – абсолютная, дуалистическая и парламентарная монархии.
Признаки: 1) Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства; 2) Монарх осуществляет единоличное правление; 3) Власть монарха объявляется священной. Монарх, т.о., несёт ответственность “перед Богом”; 4) Монарх формально независим в своей деятельности. Монарх не подлежит юридической ответственности; 5) Создаётся особый порядок утверждения и принятия власти монархом. Легитимность власти основана на традиции и впоследствии закрепляется законом. Монархия формируется на основе естественного права наследования, по которому и переходит власть; 6) Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.
Виды: абсолютная и ограниченная монархия. К последней относятся дуалистическая и парламентарная монархии. Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издаёт законы, назначает высших чиновников, создаёт и распускает государственные органы, собирает и расходует казну без всякого контроля с чьей-либо стороны. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда старый класс феодалов уже не в состоянии сохранить общественное господство, а народившаяся буржуазия – ещё не в состоянии. Она отражает конфликт смены экономической формации с феодальной на капиталистическую. Её признаки: наличие парламента, нижняя палата которого формируется выборным путём, а верхняя назначается монархом; подчинение правительства монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет его членов; право вето монарха на принимаемые парламентом законы. Парламентарная монархия – форма правления, при которой монарх присутствует, но выполняет прежде всего функции официального главы государства, “отца нации”; его наличие обусловлено традицией, историческими причинами др., он “царствует, но не правит”. В остальном такая форма правления сходна с парламентарной республикой.
2. Понятие и структура правоотношений
Понятие. – Признаки. – Структура.
Правоотношение – это разновидность общественных отношений, юридическая связь между его участниками, которые взаимодействуют посредством реализации гарантированных законом прав и обязанностей.
Признаки: 1) Тесная связь правоотношений и правовых норм. С одной стороны, нормы права – общие модели поведения людей. Правоотношение реализует нормы права. С другой стороны, на правоотношение влияет логическая структура правовой нормы. Гипотеза – условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты). Диспозиция – права и обязанности участников правоотношения, определённые запреты и ограничения. Санкция образует правоохранительное правоотношение, когда участники правоотношения нарушают запреты или отказываются от выполнения юридических обязанностей. 2) Социально-волевой характер правоотношений. Участники, как правило, самостоятельно начинают правоотношение, своей волей пользуются правами и исполняют обязанности. 3) Взаимное наделение правами и обязанностями участников правоотношений.
Структура правоотношения. В неё включаются: субъект, объект, содержание, а также юридические факты. Субъекты правоотношения – это граждане и организации (включая государство), которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Для субъектов характерна право- и дееспособность. Объекты правоотношения – это то, на что направлена деятельность субъектов правоотношения. Это не есть блага, которые являются предметом правоотношения, скорее, это – действия обязанных субъектов по удовлетворению определённых потребностей управомоченных лиц. В содержание правоотношения входят субъективные права (предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта) и юридические обязанности (предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения в интересах управомоченного субъекта, то есть мера должного поведения субъекта). Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Формулируется в гипотезах правовых норм.
3. Форма правления в России и ее развитие в современных условиях.
В России идет процесс формирования новой российской государственности и ее правовой системы (10 лет). Этот процесс начался с окончанием власти ЦККПСС, началом можно считать разные даты – или 12.06.90, когда была принята декларация независимости, которая устанавливала основные принципы – разделения властей, верховенства закона, конституционного контроля и прав человека. Изменилась правящая идеология, экономическая функция меняется дважды – сначала полностью либеральная, а сейчас все более и более строгая со стороны государства. Внешние функции тоже меняются. Они становятся более цивилизованными и позволяют России участвовать на международной арене. Форма правления – республика, но ее вид определить сложно, ближе к суперпрезидентской фактически, а по конституции – смешанная форма, президентско-парламентская. На самом деле у президента больше полномочий на деле – например, 7 федеральных округов с полномочными представителями, Госсовет, который играет большую роль, но не прописан в конституции. По государственному устройству – федерация смешанная (национальная + территориальная), ассиметричное государство. Политический режим – переходной, т.е. у нас есть  многопартийность, выборы, ротация власти тип. Политологи называют его либерально-авторитарный.
4. Содержание правоотношений
Субъективные права. – Юридические обязанности.
В содержание правоотношения входят субъективные права (предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта) и юридические обязанности (предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения в интересах управомоченного субъекта, то есть мера должного поведения субъекта). Однако это есть юридическое содержание. В материальное содержание входит юридическое поведение, которое управомоченный может, а обязанный должен соблюдать. Должное поведение может выступать в виде положительных действий, либо в воздержании от действий. Фактическое содержание – действие. Юридическое содержание есть возможность действия или воздержания от действия. Оно выражается в правах и обязанностях.
Субъективное право состоит из трёх правомочий: 1) На собственное действие ; 2) На требование исполнения обязанностей; 3) Право притязания (защиты) – в тех случаях, когда юридические обязанности не исполняются. Субъективное право – система наличных прав субъектов, отражающих свободу выбора действий. Закрепление свободы, инициативы и самостоятельности лиц есть особая функция субъективного права в механизме правового регулирования.
Юридическая обязанность – обязанность, возложенная на отдельного субъекта, вид и мера должного поведения, возлагаемая на обязанное лицо в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.
5. Методы науки “Теория государства и права”
Под методом понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы ТГиП — это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. В совокупности с предметом методы отличают ТГиП от других наук. Традиционно используются как общенаучные методы, так и специальная методология
Исходным методомявляется диалектическая логика — теория познания. Явления изучаются в развитии, движении, во взаимодействии между собой. Используются законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания. К философским законам и категориям (содержание и форма, возможность и действительность случайность и необходимость и др.).  непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному (иначе говоря, от частного — к общему и наоборот). Выделяется материалистический метод, учитывающий влияние экономического базиса на развитие соответствующих отношений. Исторический метод требует учета и изучения конкретных проявлений государства и права, их институтов на различных ступенях исторического развития общества, изучения правовых памятников. Можно говорить о системном методе, позволяющем составить систему из различных проявлений государства и права и изучать указанные явления в их системном единстве и взаимодействии. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Можно указать также методы объективного подхода к изучаемым явлениям (как положительные, так и отрицательные стороны проявления государства и права в различные периоды) и связи теории и практики (служит критерием истинности научных знаний). Специальные методы. Это — формально-юридический метод, помогающий описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. Его проявления: исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определённости права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Метод сравнительного государство- и правоведения имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. Данный метод имеет большое значение при проведении реформ. Метод государственного и правового моделирования заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определённое сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других. С помощью конкретно-социологического метода можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Его приемы — наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
6. Формы территориального устройства: понятие, виды.
– это способ территориального устройства государства, которое вносит определённый порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Виды: унитарное, федеральное государство. Конфедерация.
Унитарное государствоотличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Федерация– соединённое, союзное государство. Федерация – сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований. Это — форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государства государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.
Конфедерация– это форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна конфедерация — Европейское Сообщество.
8. Понятие конфедерации
Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение) — форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одна конфедерация — Европейское Сообщество.
Признаки: 1) Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определённых целей; 2) Конфедерация – непрочное, как правило временное образование; 3) Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств – членов); 4) Отсутствие единого гражданства; 5) Право свободного выхода субъектов из конфедерации; 6) Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов её членов; 7) В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и др.); 8) Армия состоит из воинских контингентов государств – членов конфедерации.
7. Понятие правосознания. Его место и роль в системе форм общественного сознания.
Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Роль правосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что он обеспечивает целесообразное их применение, помогает правильно в каждом отдельном случае, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопрос о нарушении права и социальной ответственности личности, об опасности того или иного лица для общества.
Правосознание включает взгляды и идеи людей на нормы права в государстве, правомерность и неправомерность поведения граждан, представления людей о своих собственных правах и обязанностях. Правосознание знание можно выделить как особую форму сознания и благодаря специфике составляющих его элементов: эмоциональных, логических и нормативно-оценочных.
Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:
1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность,  законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.
36. “Генеральная” функция государства
Генеральная функция государства — реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. К их числу относятся:
— природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормальной среды его обитания;
— социально-культурные условия (общая свобода, доступ к культурным ценностям, образованию, свобода творчества);
— экономические условия (частная собственность, свобода выбора занятий и т.п.);
— политические условия (доступ к управлению делами общества, реальное участие в нем, возможность влияния на принимаемые политические решения, гласность и т.д.).
Генеральная функция государства реализуется в его внешних и внутренних функциях.
9. Эффективность права
понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы. В этом определении отражен лишь тот общий подход, на основе которого ведутся исследования эффективности права. В различных конкретных разработках вопрос об эффективности права раскрывается с разных сторон.
с точки зрения его социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с «качественной» стороны. С этой точки зрения эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора — обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.количественная оценка эффективности права, когда в качестве исходного момента при определении ряда основных параметров социальной эффективности права используется показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта. В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Здесь непосредственная, ближайшая цель правовых норм является эталоном оценки их эффективности.
с качественной стороныиспользуют, наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность. Обоснованность и целесообразность — это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества — какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д. Экономичность — это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.
Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.
10. Санкция правовой нормы
Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Пра­во­вая нор­ма име­ет свою внут­рен­нюю струк­ту­ру, ко­то­рая на­счи­ты­ва­ет 3 эле­мен­та: ги­по­те­зу, дис­по­зи­цию и санк­цию.
Санкция(взыскание) есть последствия нарушения диспозиции. Это – элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей (к выполнившему их), предусмотренных диспозицией.
Виды. По степени определённости: точно определённые (санкция определяется однозначно), относительно определённые (устанавливаются верхний и нижний пределы колебаний санкций; при этом могут быть санкции без нижнего предела и без верхнего предела), альтернативные (могут быть применены различные виды наказаний). По характеру реакции государства: карательные (штрафные), правовосстановительные.
11. виды правонарушений
Правонарушение — это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Правонарушение есть разновидность антисоциального, противоправного поведения.
В силу формальной определенности права его нормы четко закрепляют не только само правило поведения (необходимого либо запрещенного), но и иные факторы, позволяющие характеризовать деяние как правонарушение. Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения. Он включает в себя субъекта правонарушения (деликтоспособное физическое лицо или организация), объект правонарушения (то, на что оно направлено, т. е. те ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб), объективную (внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними) и субъективную (сопряжена с понятием вины, которая может выступать в форме умысла или неосторожности) сторону правонарушения.
Виды. Правонарушения, как и акты правомерного поведения, весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого законодательства, объектам посягательств и т. д. По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления —общественно опасные уголовно наказуемые деяния, запрещённые уголовным законом под угрозой наказания. К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления. Гражданско-правовые правонарушения(деликты) — это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.
12. Политический режим: понятие, виды
Политический режим – система методов и способов осуществления политической власти в обществе. Из него выделяют государственно-правовой режим, характеризующий методы и способы осуществления государственной власти в правовой форме.
В общем политический режим делится на две большие группы: демократический и антидемократический режимы. Антидемократический режим, кроме прочего, имеет деление на деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный режимы. В целом он отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии, на огосударствлении общественных организаций, милитаризации общества и др. Его признаки: подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод; главенство государства над правом; диктатура одной политической партии, класса и т. д.; огосударствление общественных организаций; милитаризация общественной жизни; преследования за официально не признанные убеждения, инакомыслие.
Демократический режим: когда народ закрепляется как источник права. Демократия имеет внутреннее деление на непосредственную (осуществляется населением) и представительную (осуществляется выбранными представителями населения). Она предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищённость личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и др. Признаки: провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина; правовой характер деятельности государственных органов; демократические методы государственной власти; политическое многообразие общественной жизни; защищённость личности от произвола и беззакония; свобода личности в сфере экономической деятельности.
13. Признаки правовых норм
Норма права – исходящее от общества и государства общеобязательное формально определённое правило поведения, обеспеченное принудительной силой государства и определяющая права и обязанности участников общественных отношений.
Юридическая норма – база правового регулирования, его основа, даёт толчок механизму правового регулирования. На её основе возникают субъективные права и юридические обязанности. (1) Норма права устанавливает круг общественных отношений, на которые распространяется действие норм; (2) устанавливает круг участников (субъектов) правоотношений, тем самым решает вопросы правосубъектности; (3) определяет содержание общественных отношений, содержание поведения субъектов; (4) устанавливает обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношения; (5) устанавливают юридические средства, которые обеспечивают возможное или должное поведение.
Признаки нормы права: 1) Правило поведения общего характера. Рассчитано на неопределённое число общих случаев. Адресуется всем и каждому (в определённых случаях), что позволяет отличать норму права от индивидуального распоряжения, которое действует один раз и на определённых лиц. 2) Формальная определённость. Указывает на чёткость, на точность определения прав и обязанностей субъектов. 3) Исходит от общества и государства и выступает в качестве властного предписания, веления. 4) Охраняется принудительной силой государства. 5) Норма права – форма определения и закрепления прав и обязанностей. Нормы права определяют диапазон свободы участников правоотношения. Именно с возложением прав и обязанностей и возможно правовое регулирование.
21. Понятие юридической квалификации
При установлении юридической основы конкретного дела выбор правовой нормы осуществляется путём юридической квалификации. Юридическая квалификация – оценка обстоятельств путём отнесения их к определённым юридическим нормам. Её суть: определение отраслевой принадлежности фактических обстоятельств дела; определение принадлежности к правовому институту; установление точной нормы, распространяющейся на обстоятельства данного дела – суть точной юридической квалификации. Сущность состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путём сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на стадии сбора фактов, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты.
Значение: юридическая квалификация помогает отсеять ненужные факты, не имеющие юридического значения. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые есть в гипотезе избранной нормы. Выяснение дополнительных обстоятельств может привести к изменению юридической квалификации.
14. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.
Традиционно вся система юридических знаний подразделяется на три группы: историко-теоретические науки; отраслевые юридические науки; прикладные науки. Иногда также выделяется и международное право.
Историко-правовыенауки изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. То есть, собирают факты, не делая обобщённых выводов. ТГиП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые факты для построения собственных обобщений, концепций.
Отраслевые науки.Связь с ТГиП бесспорна. Отраслевые науки самостоятельно не создают сформулированных понятий в рамках теории, а используют имеющиеся в завершенном виде, внося в них свои отраслевые особенности. В этом проявляется фундаментальный характер ТГиП. Кроме того, ТГиП — единая наука, которая формулирует сведения о всей государственно-правовой действительности. Тем самым она знакомит с особенностями юридических наук в целом, даёт общее представление о государственно-правовой действительности, одновременно выполняя мировоззренческую функцию. Таким образом, ТГиП 1) изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования; 2) исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (правоотношения, правонарушения, ответственность и др.); 3) играет методологическую роль в юриспруденции. С другой стороны, отраслевые науки предоставляют теории практическую сторону и могут подтвердить или откорректировать некоторые теоретические положения, следовательно, ТГиП опосредованно, через отраслевые науки, связана с практикой.
Прикладные науки.ТГиП связана с ними значительно меньше: они не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в своё содержание данные естественных, технических и других наук (сравни: судебная медицина, судебная статистика, криминалистика и др.).
15. Правоприменение: понятие, отличие от иных форм реализации права
Применение – особая форма реализации права. Это – деятельность компетентных органов власти и должностных лиц по поводу реализации правовых норм в относительно конкретных жизненных случаях путём вынесения индивидуальных правовых предписаний. Может быть и после непосредственной реализации права. Основания применения: Когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без властных полномочий; когда есть препятствия в осуществлении субъективных прав или добровольно не исполняется юридическая обязанность; когда возникает необходимость применения юридических санкций, в том числе и тех, которые относятся к мерам юридической ответственности.
Признаки правоприменительной деятельности: 1) Это властная деятельность. Её осуществляют только субъекты, наделённые властными полномочиями. Граждане применять правовые нормы не вправе, они – субъекты непосредственной реализации права. Основная масса правоприменяющих органов – государственные. 2) Это – творческий процесс, в котором осуществляются казуальное (индивидуальное) регулирование. 3) правоприменительный процесс состоит в индивидуализации нормы относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации. 4) Осуществляется в определённых процессуальных формах. 5) Завершается вынесением актов применения права (индивидуальный правовой акт).
Требования: законность (действие на основании и во исполнение закона); обоснованность (решение принимается на основе скрупулёзной оценки фактов, связи с законодательством, правильной юридической квалификации); целесообразность; эффективность. В результате правоприменения должно быть обеспечен наибольший эффект осуществления целей юридических норм.
38. Судебный прецедент как форма права
Правовой (судебный, административный) прецедент есть решение по конкретному делу, которому придаётся общеобязательность при рассмотрении аналогичных дел. Ведущий источник права в англосаксонской правовой системе. В России вопрос о судебном прецеденте остаётся весьма спорным.
Не всякое судебное решение может считаться прецедентом. Существует “правило прецедента”, которое определяет: Прецедент может быть сформулирован только высшими судебными инстанциями. Он является обязательным для суда, который его сформулировал, и для нижестоящих судебных инстанций. Прецедентом является не всё решение, а только та часть, которая содержит сведения о правовой позиции судьи. Слабое место — возможность произвола судьи. Поэтому в некоторых странах, например, в России, правовой прецедент формально не существует. Однако фактически в России Верховный и Высший арбитражный суды издают акты различной формы (в том числе правоприменительные), нормативные положения которых используются нижестоящими судами для укрепления своей позиции решения конкретного дела. Роль этих судов (по крайней мере Верховного) сложилась исторически (идёт из СССР).Кроме того, можно говорить, что судебный прецедент разрешён для Конституционного Суда РФ.
16. Социальная природа государства.
Государство возникло как ответ на потребности общества во внутренней самоорганизации. Предпосылкой такой потребности стал рост как самого общества, так и стоящих перед ним задач. В этих условиях возникает потребность как сконцентрировать силы общества на определённых задачах, так и охранить интересы общества, группы лиц, человека. В связи с этим эволюционно возникло государство – специализированный орган общественного самоуправления. Изначально государство подотчетно обществу (является его продуктом), и в этом проявляется прямая связь общества и государства. С другой стороны, государство имеет свои самостоятельно осуществляемые полномочия. Оно единственное имеет право применять власть по отношению к обществу; восприятие справедливости такой власти, верности велений


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.