Реферат по предмету "Таможенная система"


Запреты и ограничения, связанные с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ

Введение
Культурные ценностивсегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различныхнациональностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровняжизни, политического или социального статуса.
Для одних — этопредметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других — это способсуществования или средство наживы.
Удовлетворениекультурных потребностей — это, как наслаждение уже созданными произведениямиискусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить,коллекционировать, изучать и т. д. Культурное наследие образует совокупностьматериальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащихсохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.
Интерес к проблемекультурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развитиянаселения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращениякультурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международнымиорганизациями и на международных форумах.
Естественно, что самопонятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают подсобой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников«культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основномиметь дело с «обычным» товаром, т. е. «продуктом труда, созданным для продажи».
Вместе с тем, натаможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечениюнезаконного оборота через таможенную границу предметов художественного,исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (приусловии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения)предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.
Данное обстоятельствообусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продуктчеловеческого труда, созданный для получения прибыли путем продажи или обмена.Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, ноприведенные далее в данной курсовой работе определения, относящиеся ккультурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара.
Целью работы являетсярассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурныхценностей через таможенную границу Российской Федерации.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие задачи:
—   Изучениеправовой базы, регулирующей перемещение культурных ценностей через таможеннуюграницу Российской Федерации;
—   Ознакомлениес порядком вывоза и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию.
В работе так жерассмотрены действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерациипри оформлении перемещаемых через таможенную границу культурных ценностей, атак же необходимые для перемещения таких предметов документы.

Глава 1. Законодательнаябаза, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границуРоссийской Федерации
Необходимость охраныкультурных ценностей признана давно. В настоящее время практически всегосударства имеют законы, регламентирующие защиту объектов культуры. Основноеих назначение — в установлении правового режима культурной собственности, вупорядочении вопросов, связанных с выявлением и учетом культурных ценностей, ихиспользованием, охраной, реставрацией и т.п. Особое место при этом занимаютпроблемы правового урегулирования ввоза и вывоза культурных ценностей, дарения,обмена выставками и торговли объектами культуры.
Развитиезаконодательства в этой сфере привело к закреплению обязанности их защиты намеждународном уровне. Эти вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО[1],ЕС, Интерпола и ряда других международных организаций.
1.1 Конвенция ЮНЕСКО 1970 года
Еще в 1966 годуГенеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры принялапервый документ, определяющий принципы международной и национальной охраныдвижимых культурных ценностей — «Рекомендацию о мерах, направленных назапрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности накультурные ценности».
В 1970 году в Парижебыла принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение ипредупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности накультурные ценности. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что эффективная«охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном,так и в международном масштабах и требует тесного сотрудничества междугосударствами».
Сейчас участниками этойКонвенции являются 89 стран. В статье 1 Конвенции определены культурныеценности, подпадающие по специальные правила. Это культурные ценности,«которые рассматриваются каждым государством как представляющие значениедля археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства инауки» религиозного или светского характера.
В целях обеспеченияохраны своих культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи правасобственности государства-участники Конвенции обязаны создать на своейтерритории национальные службы охраны культурного наследия, которые должны:
• содействовать разработкепроектов законодательных актов, обеспечивающих защиту культурного наследия;
• составлять иобновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурныхценностей, государственных и частных, вывоз которых вызывал бы обеднение национальногокультурного наследия;
• содействоватьразвитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки,архивы, мастерские и т.п.), необходимых для сохранения и популяризациикультурных ценностей;
• организовыватьконтроль за археологическими раскопками;
• устанавливать для антикваров,коллекционеров и т.п. правила и
следить за соблюдениемэтих правил;
Каждое изгосударств-участников Конвенции приняло законодательные акты, учитывая интересыи условия своей страны.
1.1.1 Конвенция ЮНИДРУА1995 года
Незаконная торговлякультурными ценностями и невосполнимый ущерб, причиняемый такой торговлей сталипредметами рассмотрения на дипломатической конференции, прошедшей в 1995 году вРиме. Итогом Конференции стало принятие Конвенции ЮНИДРУА о международномвозвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей.
Конвенция быларазработана Международным институтом по унификации частного права в развитиеКонвенции ЮНЕСКО 1970 года с целью определения культурных ценностей.
В Конвенции ЮНИДРУАопределены сроки возврата культурных ценностей: 3 года с момента обнаружениякультурной ценности и личности ее владельца, в любом случае — в течение 50 летс момента похищения.
Глава 3 посвященавозвращению незаконно вывезенных культурных ценностей. В соответствии с п. 2данной главы незаконно вывезенными считаются и те ценности, которые быливывезены по разрешению на временный вывоз и вовремя не были возвращены.
Конвенция ЮНИДРУАсоздает механизм действия по защите культурного наследия каждой страны, ноработать этот механизм может только тогда, когда есть система учета культурныхценностей на профессиональном уровне с фотофиксацией и научным описанием.Только это позволяет осуществить идентификацию и предъявить претензию. Россияподписала, но не ратифицировала эту Конвенцию[2].
1.2 Федеральный законРФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I
«О вывозе и ввозекультурных ценностей»
В 1988 году СоветскийСоюз ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и должен был привести своезаконодательство в соответствие с Конвенцией.
Но все помнятнеразбериху тех лет, поэтому долгое время действовали: Закон СССР «Обохране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978года и принятое на его основе Постановление Совета Министров СССР «О мерахпо предотвращению незаконного вывоза культурных ценностей за пределы СССР»1979 года.
Правительством СССР былутвержден перечень запрещенных к вывозу предметов, а порядок контроля за ввозомкультурных ценностей определялся Инструкцией Министерства культуры СССР.
В последние годыособенно остро встала проблема сохранения движимого культурного наследия Россииот незаконного вывоза за границу и хищений. После развала СССР Россия, особеннона западе, осталась без обустроенных границ и этим воспользовались многиенедобросовестные граждане. Нужен был новый законодательный акт, защищающий культурноенаследие России.
В 1993 году всоответствии с Конвенцией ЮНЕСКО был принят специальный Закон РоссийскойФедерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который до сих поррегулирует перемещение культурных ценностей через таможенную границу РоссийскойФедерации.
 
1.2.1 Понятие иперечень культурных ценностей, попадающих под действие закона
Под культурнымиценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся натерритории РФ, а именно:
—   созданныеотдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ.
—   имеющиеважное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицамибез гражданства, проживающими в РФ.
—   обнаруженныена территории РФ.
—   приобретенныеархеологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласиякомпетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
—   приобретенныев результате добровольных обменов.
—   полученныев качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властейстраны, откуда происходят эти ценности.
Следует учитывать, чток культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметыкультурного назначения серийного и массового производства.
Перечень предметов,подпадающих под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» приведенв приложении 1.
В настоящее времязапрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурныхценностей:
• движимые предметы,представляющие историческую, художественную, научную или иную культурнуюценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народовРФ, независимо от времени их создания.
• движимые предметы,независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные вохранные списки и реестры.
• культурные ценности,постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах,библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей[3].
• культурные ценности,созданные более 100 лет назад.
Запрет на вывозкультурных ценностей по иным основаниям не допускается.
1.2.2 Понятие ввоза –вывоза культурных ценностей
В соответствии сЗаконом под вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами влюбых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся натерритории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.
Ввоз культурныхценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границуРоссийской Федерации культурных ценностей, находящихся на территориииностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.
Временный вывозкультурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможеннуюграницу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территорииРоссийской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.
Временный ввозкультурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможеннуюграницу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территориииностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренныйсрок.
 
1.3Контроль государственных органов
Федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей являетсяФедеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраныкультурного наследия (Росохранкультуры)[4], котораянаходится в ведении Министерства культуры РФ[5].
Росохранкультурыосуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальныеорганы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
К полномочиямРосохранкультуры, в частности, относятся:
1)  осуществление государственного контроля за вывозом иввозом культурных ценностей;
2)  принятие решений о возможности вывоза или временноговывоза культурных ценностей, выдача юридическим и физическим лицамсвидетельства на право их вывоза и временного вывоза;
3)  регистрация культурных ценностей, ввозимые и временноввозимые на территорию РФ;
4)  заключение договоров о возврате вывозимых культурныхценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе;
5)  обеспечение экспертизы культурных ценностей,заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате послевременного вывоза.
Важная роль врегулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам,которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядкомперемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей,взаимодействуя при этом с соответствующим департаментом Министерства культурыРФ или его территориальными управлениями по охране культурного наследия. Вкомпетенцию таможенных органов входит пресечение незаконного оборота культурныхценностей через таможенную границу[6]. Принеобходимости применения специализированного оборудования и специальных знанийдля таможенного оформления отдельных видов товаров, Федеральная ТаможеннаяСлужба России (ФТС России) вправе устанавливать определённые таможенные органыдля декларирования таких товаров в целях обеспечения эффективности контроля засоблюдением таможенного законодательства Российской Федерации[7],в частности это касается и перемещения культурных ценностей.

Глава 2. Вывозкультурных ценностей с территории Российской Федерации
 
2.1 Порядок вывозакультурных ценностей
При вывозе культурныхценностей из Российской Федерации установлены следующие правила[8] :
•  вывоз культурныхценностей может осуществляться только законным собственником предметов либолицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательствомпорядке;
•  при вывозекультурных ценностей юридическими лицами необходимо документальноеподтверждение их права собственности на вывозимые предметы;
•  юридические ифизические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после егосмерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательствазаконности приобретения данных культурных ценностей[9];
•  автор имеет правовывезти созданные им культурные ценности в любом количестве, не зависимо оттого, выезжает он за пределы Российской Федерации временно или на постоянноеместо жительство.
Вывоз культурныхценностей (в том числе в международных почтовых отправлениях) за исключением,не подлежащих вывозу[10],осуществляется только после проведения специальной экспертизы и получениясвидетельства на право вывоза культурных ценностей в соответствующемдепартаменте Минкультуры и массовых коммуникаций РФ или его территориальныхорганах по сохранению культурных ценностей.
Основным и единственнымдокументом, на основании которого осуществляется пропуск через таможеннуюграницу культурных ценностей, является свидетельство на право вывоза, формакоторого утверждается правительством Российской Федерации[11].
Решение о возможностивывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, атакже о продлении сроков временного вывоза культурных ценностей, принимаетсязаместителем руководителя Росохранкультуры и оформляется распоряжением, вкотором указывается должностное лицо, ответственное за оформление и выдачусвидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РоссийскойФедерации[12].
После принятия решенияо возможности вывоза культурных ценностей заявителю выдается 2 экземплярасвидетельства установленного образца на право вывоза культурных ценностей стерритории Российской Федерации. ”Экземпляр для таможни” и “Экземпляр длязаявителя”, каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культурыили его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству вобязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатьюсписок и 2 фотографии размером не менее 8х12 см. разрешаемых к вывозу культурныхценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшегосвидетельство должностного лица и являются неотъемлемой частью свидетельства.При вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии,нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.
Культурные ценности,вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежатобязательному письменному декларированию[13] (Пассажирская таможеннаядекларация). При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, еговыдавший, указываются в пассажирской таможенной декларации в п. 4.1.
При заполнении грузовойтаможенной декларации номер и дата выдачи свидетельства на право вывозакультурных ценностей указывается в графе 44 «Дополнительная информация /Представляемые документы / Сертификаты и разрешения» под номером 6.
Таким образом, лицо,вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:
1. заграничныйпаспорт;
2. предметы,относящиеся к культурным ценностям;
3. 2экземпляра свидетельства на право вывоза;
4. списоквывозимых предметов культурных ценностей;
5. 2фотографии на каждый предмет;
6. таможеннуюдекларацию;
7. принеобходимости документы, подтверждающие соблюдение авторских прав.
2.2 Действиядолжностных лиц Таможенного органа при оформлении вывозимых культурныхценностей
После принятиятаможенной декларации должностное лицо таможенного органа осуществляеттаможенный досмотр вывозимых культурных ценностей. Согласно ст. 372 ТК РФтаможенный орган вправе проводить таможенный досмотр и в отсутствие декларанта,иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей приреальной угрозе сохранению культурных ценностей.
Цель таможенногодосмотра — идентифицировать вывозимые культурные ценности с информацией,содержащейся в свидетельстве. Должностное лицо таможенного органа должнопроверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярахсвидетельства в графе «Отметка таможни» проставить штамп «Выпускразрешен» и оттиск личной номерной печати, или произвести запись«Вывоз разрешен» с проставлением даты и личной номерной печати. Вслучае если таможенное оформление производится во внутренней таможне, инспектортаможни делает следующую запись: «Оформлено», с проставлением даты иличной номерной печати, а отметки в свидетельстве проставляются в таможне награнице.
«Экземпляр длязаявителя» свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль.«Экземпляр для таможни» свидетельства с прилагаемыми к немудокументами остается в делах таможенного органа.
В случаях, когда непредставляется возможным точно идентифицировать культурную ценность (предметкультурного назначения) с данными, указанными в соответствующих документах, илиподлинность оформленных документов вызывает сомнение, должностные лицатаможенного органа могут обратиться в Министерство культуры или еготерриториальные органы по охране культурного наследия или пригласить экспертадля проведения экспертизы.
При вывозе культурныхценностей, оформленных в соответствии с установленным порядком, экспортнаятаможенная пошлина не взимается. Кроме того, культурные ценности не могутрассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установленыстоимостные ограничения при вывозе[14].
Финансовое обременение,связанное с вывозом культурных ценностей за пределы таможенной территорииРоссии, связано прежде всего с необходимостью оплаты проведения экспертизы дляполучения свидетельства[15].За совершение уполномоченными органами действий, связанных с выдачейсвидетельства на вывоз культурных ценностей, предусмотрена государственнаяпошлина. В соответствии с НК РФ государственная пошлина уплачивается вследующих размерах:
а) за право вывоза[16]:
—   культурныхценностей, созданных более 50 лет назад,- 10% от их стоимости;
—   культурныхценностей, созданных 50 лет назад и менее,- 5% от их стоимости;
—   предметовколлекционирования по палеонтологии,- 10 % от их стоимости;
—   предметовколлекционирования по минералогии,- 5% от их стоимости;
б) за право временноговывоза культурных ценностей — 0,01% страховой стоимости временно вывозимыхкультурных ценностей[17].
2.3 Порядок временноговывоза культурных ценностей
Временный вывоздопускается при условии, что временно вывозимые товары могут бытьидентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе[18].Временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться впользование, владение или распоряжение другим лицам.
При наличии основанийполагать, что временно вывезенные физическими лицами культурные ценности могутбыть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение навременный вывоз только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин иналогов.
Срок временного вывозав Таможенном кодексе не оговорен, однако определено, что он устанавливается позаявлению декларанта, исходя из цели и обстоятельств вывоза. Срок временноговывоза культурных ценностей, устанавливаемый таможенными органами, не может превышатьсрока, указанного в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей. Срок ицель вывоза культурных ценностей должны соблюдаться во время их нахождения запределами территории Российской Федерации. В исключительном случае временныйвывоз культурных ценностей может быть продлен на основании письма Министерствакультуры РФ или его территориальных органов по охране культурного наследия[19].Форма извещения таможенных органов, производящих таможенное оформлениевременного вывоза культурных ценностей, о продлении сроков временного вывозакультурных ценностей приведена в приложении 6.
Временный вывозкультурных ценностей может осуществляться музеями, архивами, библиотеками,другими юридическими лицами, а также физическими лицами в следующих целях:
•  для организациивыставок;
•  для осуществленияреставрационных работ и научных исследований;
•  в связи стеатральной, концертной и иной артистической деятельностью;
•  в иных необходимыхслучаях.
Решение о возможностивременного вывоза с территории Российской Федерации культурных ценностей,находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях,архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей,может быть принято только с согласия Министерства культуры РФ, Государственнойархивной службы РФ или соответствующего органа исполнительной власти, в ведениикоторого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурныхценностей[20].
Временный вывозкультурных ценностей без предъявления таможенным органам свидетельства на правовременного вывоза ( также в 2х экземплярах) запрещается.
В настоящее время дляпроведения таможенного оформления и таможенного контроля обратно ввезенныхпосле временного вывоза культурных ценностей обязательного представления втаможенные органы акта экспертизы не требуется[21].
Однако, при наличиисомнений в подлинности возвращаемых на территорию Российской Федерациикультурных ценностей таможенные органы вправе привлекать экспертов Министерствакультуры или его территориального органа для оказания содействия в проведениитаможенного контроля[22].
Культурные ценности,временно вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежатобязательному письменному декларированию (в пассажирской таможеннойдекларации), где указываются номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза,а также орган, его выдавший.
По возвращениикультурных ценностей музейных фондов после их временного вывоза в течение 10дней в государственный орган, выдавший свидетельство на право вывоза культурныхценностей из Российской Федерации, необходимо направить извещение об ихвозврате с подписью руководителя хранилища с приложением заключенияреставрационного совета хранилища о состоянии сохранности культурных ценностей,возвращенных после временного вывоза[23].
2.4 Действиядолжностных лиц таможенных органов при оформлении временно вывозимых культурныхценностей
Должностное лицотаможенного органа после принятия пассажирской таможенной декларации проверяетсоответствие временно вывозимых культурных ценностей с информацией,содержащейся в свидетельстве и прилагаемых к нему документах, и на обоихэкземплярах свидетельства в графе “Отметка таможни” производит запись “Вывезенодо “…”с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.
После завершениятаможенного оформления “Экземпляр для таможни” свидетельства и декларацияостается и хранится в таможенном органе, осуществившем таможенное оформление,для контроля обратного ввоза. “Экземпляр для заявителя” свидетельства сотметкой таможни о пропуске временно вывозимых культурных ценностейвозвращается лицу, осуществляющему временный вывоз.
При обратном ввозекультурных ценностей должностное лицо таможенного органа при оформлениисвидетельства в графе “Отметка таможни” производит запись “Ввезено”,проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

2.5 Порядок и правилапроведения экспертизы культурных ценностей[24]
Заявленные к вывозу иливременному вывозу с территории РФ, а также возвращенные после временного вывозакультурные ценности подлежат обязательной экспертизе[25].
Экспертизу культурныхценностей осуществляют уполномоченные на это Министерством культуры РФ иФедеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек,реставрационных и научно-исследовательских организаций, иные специалисты,являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры РФ и (или), членамиэкспертных комиссий или территориальных органов по охране культурного наследия.
Результаты экспертизыявляются основанием для принятия Министерством культуры РФ или еготерриториальными органами решения о возможности или невозможности вывоза иливременного вывоза культурных ценностей с территории РФ.
В случае принятиярешения о возможности вывоза/ временного вывоза Министерством культуры илитерриториальными органами Росохранкультуры Свидетельство на право вывоза[26].
 
2.5.1 Необходимыедокументы
Экспертизаосуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либоуполномоченного им лица, представляемому в Министерство культуры РФ или еготерриториальные органы.
В заявленииуказывается:
—   информациюо собственнике;
—   информацияоб основании возникновения у него права собственности;
—   описаниекультурных ценностей;
—   привременном вывозе в заявлении также указываются цель, условия и сроки ихнахождения за пределами РФ.
К заявлению прилагаются:
—   списокс описанием культурных ценностей, если предметов более двух (3 экземпляра);
—   по3 фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 см (при вывозе ивременном вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии,нумизматики, бонистики и фалеристики представления фотографий не требуется);
—   копиидокументов, подтверждающих право собственности на вывозимые культурные ценности(с предоставлением оригиналов);
—   документы,удостоверяющие стоимость культурных ценностей;
—   копиязагранпаспорта, или документа, удостоверяющего личность гражданина илиподданного иностранного государства на территории РФ.
Заявление и прилагаемыек нему документы регистрируются в Министерстве культуры или его территориальныхорганах в установленном порядке в специальном журнале. Заявителю выдаетсяуведомление о получении заявления с указанием его регистрационного номера.
Выявление в процессерассмотрения заявления и документов обстоятельств, свидетельствующих оботсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временныйвывоз культурных ценностей, является основанием для отказа в их вывозе иливременном вывозе.
В случае выявленияобстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения заявленной культурнойценностью, Министерство или его территориальные органы информируют об указанныхобстоятельствах соответствующие правоохранительные органы.
На основании заявленияи прилагаемых документов Министерство культуры или его территориальные органыопределяют целесообразность и сроки представления культурных ценностей наэкспертизу или, по согласованию с собственником (владельцем), организацииэкспертизы по месту их нахождения.
2.5.2 Сроки проведенияэкспертизы
Срок проведенияэкспертизы устанавливается Министерством культуры по согласованию с Федеральнойархивной службой России в зависимости от сложности экспертных работ и объемапредставляемых материалов, но не должен превышать 30 дней. При необходимости ссогласия заявителя могут проводиться дополнительные исследования в музейных, архивныхи реставрационных учреждениях Министерства культуры или Федеральной архивнойслужбы России. В этом случае срок проведения экспертизы может быть продлен, ноне более чем на 30 дней.
 
2.5.3 Экспертноезаключение и свидетельство на право вывоза
Экспертное заключение(в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурныхценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места ивремени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса),отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотренияпредставленных документов.
Экспертное заключениедолжно содержать обоснованные выводы о возможности или невозможности вывоза иливременного вывоза представленных культурных ценностей и предложения по ихоценке, основанные на их рыночной стоимости.
При несогласиизаявителя с экспертным заключением культурные ценности представляются нарассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры илиЦентральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы, которыевыносят решение о согласии (несогласии) с экспертным заключением.
Министерство культурыили его территориальные органы осуществляют проверку заявленных культурныхценностей по государственным охранным спискам или реестрам. Если результатыэкспертизы дают основание для внесения в государственные охранные списки илиреестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственныеорганы независимо от согласия лица, ходатайствующего об их вывозе.
На основании экспертногозаключения, решения Государственной экспертной комиссии или Центральнойэкспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, а также порезультатам проверки по государственным охранным спискам или реестрампринимается решение о возможности или невозможности вывоза или временноговывоза.
При принятииМинистерством культуры или его территориальными органами по итогам экспертизырешения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей имивыдается Свидетельство на право вывоза культурных ценностей (Приложение 2).Предметы, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что онине являются культурными ценностями, подпадающими под действие Закона РоссийскойФедерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», может оформлятьсясправка установленного образца, подтверждающая, что для их вывоза не требуетсясвидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории РоссийскойФедерации[27].Справка заверяется номерным штампом (приложение 4) должностного лицаРосохранкультуры, которое ее выдавало. Форма справки приведена в приложении 3. Бланкисвидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя,учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Учет ихранение указанных бланков осуществляет Министерство культуры РФ. Свидетельствооформляется в двух экземплярах, каждый из которых скрепляется печатьюМинистерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшегосвидетельство. К свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленныеуказанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временномувывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельстводолжностного лица.
2.5.4 Экспертиза при возвратепосле временного ввоза
Экспертиза культурныхценностей, возвращенных после временного вывоза, осуществляется на основаниипредставляемого в 10-дневный срок собственником или уполномоченным им лицом вМинкультуры и массовых коммуникаций РФ или его территориальные органы, выдавшиесвидетельство на право временного вывоза, извещения о возврате таких ценностей.В извещении указывается состояние сохранности каждой культурной ценности послеее возврата.
Экспертное заключение вотношении культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза стерритории РФ, должно содержать обоснованные выводы относительно состояния ихсохранности после возврата. В случае выявления в результате экспертизыизменения состояния сохранности культурных ценностей, органы, выдавшиесвидетельство на право вывоза, определяют меры, направленные на обеспечениевосстановления состояния поврежденных культурных ценностей и на привлечениелиц, обеспечивавших их сохранность, к ответственности, предусмотреннойзаконодательством РФ.

Глава 3. Ввозкультурных ценностей в Российскую Федерацию
 
3.1 Порядок ввозакультурных ценностей
Ввозимые культурныеценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке,установленном Федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместнос Государственным исполнительным органом, уполномоченным в области таможенногодела – Федеральной Таможенной Службой России[28].
Эффективность работытаможенных органов при проведении контроля законно перемещаемых культурныхценностей зависит не только от должностного лица таможенного органа, а в первуюочередь от своевременно разработанного порядка учета и выдачи, необходимых длятаможенных целей документов. К сожалению, до настоящего времени департаментом поохране культурного наследия Министерства культуры не прописан порядокрегистрации культурных ценностей при их ввозе, поэтому не определена и рольинспектора таможни при таможенном оформлении ввозимых культурных ценностей[29].С другой стороны, не принятие нормативных правовых документов не дает право неисполнять закон, поэтому рассмотрим подробнее порядок ввоза таких товаров.
Ввозимые всопровождаемом багаже культурные ценности декларируются путем заполнения бланкапассажирской таможенной декларации. При их ввозе в несопровождаемом багаже либопри пересылке в адрес физического лица, не следующего через таможенную границуРоссийской Федерации при условии, что они предназначены для личного пользованияэтого лица, — путем заполнения заявления, предназначенного для декларированиятоваров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
физическим лицом дляличного пользования в несопровождаемом багаже [30].
При ввозе культурныхценностей физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплатытаможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования испециальной регистрации[31].
3.2 Действиядолжностного лица таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей.Специальная регистрация
Таможенное оформлениекультурных ценностей, заявленных к ввозу на территорию Российской Федерации,осуществляется должностным лицом таможенного органа путем проставления впассажирской таможенной декларации и прилагаемых к ней документах отметки«зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное вкачестве культурной ценности».
Специальная регистрациякультурных ценностей заключается в проведении следующих операций:
После проведениявыпуска таможенный орган в 2-дневный срок уведомляет Территориальное управлениепо охране культурного наследия о ввозе культурных ценностей в РоссийскуюФедерацию и лицах, ввозящих культурные ценности, с указанием следующихсведений: фамилия, имя и отчество, адрес и телефон места жительства ипребывания в Российской Федерации, цель ввоза, количество и краткое описаниеввозимых предметов.
Росохранкультурырегистрирует в установленном порядке ввезенные культурные ценности,обеспечивает проведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимыхпредметах в Федеральном регистре культурных ценностей для выявления предметов,находящихся в розыске по международным запросам.
При проведениитаможенного контроля ввозимых культурных ценностей юридическими лицами,должностное лицо таможенного органа также обязано проинформировать их онеобходимости проведения специальной регистрации культурных ценностей вМинистерстве культуры Российской Федерации или его территориальных органах поохране культурного наследия в 10-дневный срок с момента их декларирования.
3.3 Порядок временноговвоза культурных ценностей
Таможенный режимвременного ввоза допускается при условии, что товары могут бытьидентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе [32]. Сроквременного ввоза установлен Таможенным кодексом и не должен превышать 2-х лет.Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможеннымиорганами в зависимости от целей и обстоятельств ввоза, как правило, сроком наодин год с возможным последующим продлением без предоставления дополнительныхразрешений Министерства культуры РФ. Временно ввезенные культурные ценности немогут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другимлицам.
При наличии основанийполагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могутбыть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение навременный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплатытаможенных пошлин и налогов.
Временно ввозимыекультурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации вМинистерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурногонаследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.
При декларированиивременно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительноприлагаются:
•  два комплектафотографий временно ввозимых культурных ценностей;
•  два экземплярасписков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных впроизвольной форме самим собственником или уполномоченным им лицом, в которыхуказывается авторство, название произведения, место и время создания, материалыи техника исполнения, размеры, состояние сохранности, страховая оценка и срокобратного вывоза культурных ценностей.
В случае отсутствияфотографий уполномоченным лицом должно быть представлено подробное описаниевременно ввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранномязыке, то к ним должен быть приложен перевод на русский язык.
3.4 Действиядолжностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей.Специальная регистрация
Должностным лицомтаможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурныхценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевойстороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий таможенныйинспектор проставляет дату и оттиск личной номерной печати. В случаенеобходимости может быть сделана запись: «при обратном вывозе подлежитэкспертизе».
После проведениятаможенного контроля первый экземпляр списка и комплект фотографий вместе стаможенной декларацией возвращается декларанту для дальнейшего прохождениярегистрации культурных ценностей (в Министерстве культуры), а вторые экземплярыхранятся вместе с таможенной декларацией в таможенном органе для дальнейшегоконтроля при обратном вывозе.
Росохранкультуры вустановленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечиваетпроведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах вФедеральном регистре культурных ценностей.
При обратном вывозекультурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры РФили его территориальных органах поохране культурного наследия. Принеобходимости проводится повторная экспертиза и идентификация предметов соформлением экспертного заключения.
Ввоз и временный ввозкультурных ценностей на территорию Российской Федерации может быть запрещен всоответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи сзапросами компетентных органов иностранных государств. Например, ввоз ивременный ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск,запрещается. Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующеговозвращения законным собственникам[33].
3.5 Порядок действий вотношении задержанных и обращенных в федеральную собственность культурныхценностей
В Кодексе РоссийскойФедерации об административных нарушениях установлена административнаяответственность за незаконное перемещение товаров, а также недекларированиелибо недостоверное декларирование[34].Эти меры подлежат применению и в отношении культурных ценностей. Незаконныевывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда инаказываются так же в соответствии с уголовным законодательством РоссийскойФедерации. При этом контрабандой признается как перемещение культурныхценностей через таможенную границу Российской Федерации с целью вывоза, так иперемещение через таможенную границу Российской Федерации с целью ввоза вРоссийскую Федерацию[35].
Уголовнымзаконодательством так же предусмотрено наказание за «Невозвращение на территориюРоссийской Федерации предметов художественного, исторического иархеологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»[36]в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одногомиллиона рублей. Уже само наказание за совершение неправомерных действий вотношении культурных ценностей говорит об их значимости и необходимостизаконодательной защиты, а так же внимательного контроля должностными лицами кактаможенных органов, так и уполномоченными лицами Росохранкультуры.
Культурные ценности,изъятые по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела,а также в случаях отказа собственника культурных ценностей в пользу государстваили признания этого имущества бесхозным, обращаются в федеральнуюсобственность.
Предметы истории,объекты науки и произведения искусства, обращенные в федеральную собственностьпо решению суда, по рекомендации экспертной комиссии Министерства культуры РФили его территориальных органов, могут быть безвозмездно переданы таможеннымиорганами музеям, а предметы культа — религиозным организациям[37].
Например, в Иркутскойобласти в государственные учреждения культуры и религиозные конфессии нашегорегиона управлением Росохранкультуры г. Иркутска было передано около 400памятников истории и культуры, предметов музейного значения. Основноеколичество переданного составили монеты (музею истории города Иркутска иЧитинском областному краеведческому музею им. А.К.Кузнецова), предметыдворянского и мещанского быта XIX века — Иркутскому областномуисторико-мемориальному музею декабристов и т.д. Большая коллекция книг переданав научные библиотеки Иркутского госуниверситета, краеведческого музея иИркутскую епархию, а краеведческие музеи Читы, Иркутска и Агинский дацанполучили предметы буддийского культа, изъятые Забайкальской таможней.
Передача обращенных вгосударственную собственность изъятых или конфискованных культурных ценностейявляется одним из основных направлений работы экспертной комиссии, и все этипередачи были осуществлены при взаимодействии таможенных и правоохранительныхорганов и благодаря активному участию и принятым решениям Росохранкультуры г.Иркутска[38].
Культурные ценности натерритории Российской Федерации, не переданные на постоянное хранение вгосударственные учреждения, а также помещенные под таможенный режим отказа впользу государства, подлежат реализации в соответствии с федеральными законамии иными правовыми актами Российской Федерации[39].

Заключение
С развитием интеграцииРоссии в мировую экономику возрастает роль таможенной службы в обеспечениисоблюдения запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей черезтаможенную границу Российской Федерации. Деятельность в этой сфере во многомзависит от взаимодействия таможни с различными государственными организациями,от уровня правовых знаний сотрудников таможенных органов.
Известно, что, несмотряна меры по защите национального достояния России, продолжаются попыткинезаконного вывоза за границу предметов старины и искусства. Среди причин,определяющих крупномасштабность преступлений в этой сфере, следует выделитьвозможность получения сверхприбылей (противоправные операции с предметамистарины и искусства занимают в мире одно из первых мест среди преступлениймеждународного характера, в том числе, по получаемым доходам).
Взаимодействие сучреждениями культуры позволяет наиболее эффективно претворять в жизньФедеральную программу мер по обеспечению сохранности культурных ценностей,способствует усилению борьбы с незаконным оборотом предметов, являющихсяисторическим и культурным наследием народов России.
Меры, направленные насоблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей черезтаможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваныоградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности,последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.
Порядок перемещениякультурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду сэтим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. Приизучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточнополном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в РоссийскуюФедерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательствав этой области заключается в том, что не существует такого документа, которыйбы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурныхценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Список использованнойлитературы
1. МеждународнаяКонвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконноговвоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. 14.11.1970г., Париж.
2. МеждународнаяКонвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. 16.11.1972г., Париж.
3. МеждународнаяКонвенция ЮНИДРУА о международном возвращении похищенных или незаконновывезенных культурных ценностей. 1995г., Рим.
4. Федеральныйзакон № 4804-1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
5. Федеральныйзакон №54 – ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ»
6. ТаможенныйКодекс Российской Федерации
7. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях
8. УголовныйКодекс Российской Федерации
9. ПостановлениеПравительства Российской Федерации № 322 от 27.04.2001 «Об утвержденииПоложения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»
10. ПриказРосохранкультуры № 65 от 10.11.2004 «О порядке оформления вывоза и временноговывоза культурных ценностей»
11. ПриказРоссвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей,подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации,оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»
12. ПисьмоМинистерства культуры РФ № 01-188/16-30 от 13.12.2001
13. ПисьмоГТК РФ № 14-10/25129 от 01.09.2000
14. ПисьмоГТК РФ № 01-06/24071 от 19.06.2001 «Об упорядочении нормативной базы потаможенному контролю за перемещением культурных ценностей»
15. ПисьмоГТК РФ № 05-18/13062 от 02.04.2002 «О таможенном оформлении и таможенномконтроле культурных ценностей»
16. ПисьмоФТС России № 06-59/11043 от 11.04.2005 «О направлении списка экспертов»
17. ПисьмоФТС России № 04-18/32943 от 22.09. 2005 «О направлении информации»
18. ПисьмоФТС России № 04-16/37089 от 09.09.2008 «О направлении информации»
19. ПисьмоФТС России № 04-16/7473 от 20.02.2009 «О направлении информации»
20. АнчутинаС.А. «Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерствакультуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г.Иркутске». Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего региональногомежведомственно совещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)
21. ВойтовичА.Н. «Правовая база сохранения культурных ценностей». Сохранение культурныхценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г.Иркутске (3-7 декабря 2001)
22. СомовА.В. «Борьба таможенных органов с контрабандой культурных ценностей». Сохранениекультурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственносовещания в г. Иркутске (3-7 декабря 2001)
23. БогуславскийМ.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. –М.:Юристъ, 2005 г.
24. Культурныеценности глазами таможенника: Учеб. пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А.Левданская и др.; Под общ. ред. проф. В.И. Дьякова. -Владивосток: ВФ РТА, 2004г.

Приложение №1
Перечень культурныхценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», вывозкоторых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурныхценностей с территории Российской Федерации.
Утвержден ПриказомРоссвязьохранкультуры № 117 от 14.03.2008 «О перечне культурных ценностей,подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации,оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации».
1. Культурные ценности,включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов РоссийскойФедерации*.
* За исключением копий,отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах(центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственныхмузеях и библиотеках ведения Минкультуры России, Госфильмофонде России,учреждениях системы РАН.
2. Предметы иколлекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурнуюзначимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитиемобщества и государства, с историей науки и техники:
2.1. мемориальныепредметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственныхдеятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
2.2. предметы и коллекцииобмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения,созданные более 50 лет назад;
2.3. предметы техники,приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного,производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданныеболее 50 лет назад;
2.4. предметы и ихфрагменты, полученные в результате археологических раскопок.
3. Художественныеценности*:
* За исключениемсозданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ,предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов,инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимоот времени их создания, не находящиеся на государственном учете, в отношениикоторых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают поддействие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «Овывозе и ввозе культурных ценностей».
3.1. произведенияживописи, скульптуры;
3.2. произведенияграфики и оригинальные графические печатные формы;
3.3. авторскиедизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;
3.4. предметыотправления религиозных культов различных конфессий;
3.5. предметыдекоративно-прикладного искусства, в т.ч. художественно оформленное оружие.
4. Составные части и фрагментыархитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства.
5. Печатные издания,созданные более 100 лет назад.
6. Рукописи,документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданныеболее 50 лет назад.
7. Уникальные и редкиемузыкальные инструменты*.
* За исключениеммузыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) и массового изготовления,в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся нагосударственном учете, в отношении которых государственной экспертизойустановлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
На струнные смычковыеинструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки может оформлятьсяпаспорт.
В паспорте на струнныесмычковые музыкальные инструменты, не являющиеся уникальными и редкими,Россвязьохранкультурой или ее территориальными управлениями производитсяследующая запись:
«Россвязьохранкультура(или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальныйинструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от15.04.1993 № 4804-1 „О вывозе и ввозе культурных ценностей“ и можетвывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей стерритории Российской Федерации».
Данная записьзаверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо еетерриториального управления.
8. Знаки почтовойоплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичныемарки, созданные более 100 лет назад*.
* За исключениемпочтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания.
9. Монеты, боны,банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад.
10. Старинные ордена имедали*, а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати,созданные более 50 лет назад.
* За исключением личныхнаград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградныеудостоверения, вывозимых самим награжденным.
11. Редкие образцы иколлекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областейнауки, как анатомия, палеонтология и минералогия.

Приложение №2
Форма бланкасвидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РоссийскойФедерации.
УтвержденаПостановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года«Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозомкультурных ценностей».
СВИДЕТЕЛЬСТВО№  на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации
Выдано
(фамилия,имя, отчество физического лица или наименование юридического лица)
направо вывоза (постоянного, временного) культурных ценностей:
(необходимоеподчеркнуть)
Списокпредметов на __ листах прилагается.
Фотографиипредметов в количестве ___ шт. прилагаются
Культурныеценности вывозятся в
 (названиестраны)
Цельвывоза, срок вывоза
(заполняетсяпри временном вывозе)
Вывозразрешен на основании решения
 (наименованиегосударственного органа, выдавшего свидетельство)
_____________от" "_________200 г. № ___________
М.П.
(подписьдолжностного лица государственного органа, выдавшего свидетельство, егофамилия, инициалы)
""_____________200 ____ г.___________________________
(датаи место выдачи свидетельства)
Отметкитаможни

Приложение №3
Доклад для выступления.
Культурные ценностивсегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различныхнациональностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровняжизни, политического или социального статуса.
Интерес к проблемекультурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развитиянаселения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращениякультурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международнымиорганизациями и на международных форумах.
Необходимость охраны культурныхценностей признана давно. Первым документом, определяющим принципымеждународной и национальной охраны движимых культурных ценностей стала«Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза,вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности», принятая ещев 1966 году Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки икультуры. Ее продолжением стала Парижская Конвенция ЮНЕСКО о мерах,направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза ипередачи права собственности на культурные ценности.
В 1988 году СоветскийСоюз ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в 1993 году в соответствии сней был принят Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурныхценностей», который до сих пор регулирует перемещение культурных ценностейчерез таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с нимпод культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира,находящиеся на территории РФ, а именно:
—   созданныеотдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ.
—   имеющиеважное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицамибез гражданства, проживающими в РФ.
—   обнаруженныена территории РФ.
—   приобретенныеархеологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями.
—   приобретенныев результате добровольных обменов.
—   полученныев качестве дара или законно приобретенные ценности.
Следует учитывать, чток культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурногоназначения серийного и массового производства.
В настоящее времязапрещены к вывозу из Российской Федерации следующие категории культурныхценностей:
• движимые предметы,представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценностьи отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ,независимо от времени их создания.
• движимые предметы,независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные вохранные списки и реестры.
• культурные ценности,постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах,библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей .
• культурные ценности,созданные более 100 лет назад.
Федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим охрану культурных ценностей являетсяФедеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраныкультурного наследия (Росохранкультуры), которая находится в веденииМинистерства культуры РФ .
К полномочиямРосохранкультуры, в частности, относятся:
6)  осуществление государственного контроля за вывозом иввозом культурных ценностей;
7)  принятие решений о возможности вывоза или временноговывоза культурных ценностей, выдача свидетельства на право их вывоза ивременного вывоза;
8)  регистрация культурных ценностей, ввозимые и временноввозимые на территорию РФ;
9)  обеспечение экспертизы культурных ценностей,заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате послевременного вывоза.
Важная роль также отводится таможенным органам.
Рассмотримпорядок ВЫВОЗА КЦ
При вывозе из РФКЦ установлены след. Правила:
1.  Только собственник или законный представитель
2.  Доказательства законности приобретения этих КЦ (вывозпри жизни автора/в течение 50 лет после его смерти)
3. Вывозкультурных ценностей (в том числе в МПО) — только после проведения специальнойэкспертизы и получения свидетельства на право вывоза культурных ценностей всоответствующем департаменте Минкультуры и массовых коммуникаций РФ или еготерриториальных органах по сохранению культурных ценностей.
Заявителю выдается 2экземпляра свидетельства на право вывоза культурных ценностей.”Экземпляр длятаможни” и “Экземпляр для заявителя”, каждый из которых заверен печатьюМинистерства культуры или его территориального органа, выдавшего свидетельство.К свидетельству в обязательном порядке прилагаются:
1. сброшюрованныеи заверенные указанной печатью список
2. 2фотографии размером не менее 8х12 см. культурных ценностей.
(Список и фотографиитакже заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица и являютсянеотъемлемой частью свидетельства)
Физ. Лица вобязательном порядке декларируют КЦ в Пассажирской таможенной декларации Приэтом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший,указываются в п. 4.1.
При заполнении ГТДреквизиты свидетельства указываются в графе 44 под номером 6.
Таким образом, лицо,вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:
8. заграничныйпаспорт;
9. предметы,относящиеся к культурным ценностям;
10.2 экземплярасвидетельства на право вывоза;
11.список вывозимыхпредметов культурных ценностей;
12.2 фотографии накаждый предмет;
13.таможеннуюдекларацию;
14.принеобходимости документы, подтверждающие соблюдение авторских прав.
Действия должностных лицТаможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей.
После принятиятаможенной декларации должностное лицо таможенного органа осуществляеттаможенный досмотр вывозимых культурных ценностей.
Должностное лицотаможенного органа должно проверить подлинность предоставленных документов, наобоих экземплярах свидетельства в графе «Отметка таможни» проставитьштамп «Выпуск разрешен» и оттиск личной номерной печати, илипроизвести запись «Вывоз разрешен» с проставлением даты и личнойномерной печати. В случае если таможенное оформление производится во внутреннейтаможне, инспектор таможни делает следующую запись: «Оформлено», спроставлением даты и личной номерной печати, а отметки в свидетельствепроставляются в таможне на границе.
«Экземпляр для заявителя»свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль. «Экземплярдля таможни» свидетельства с прилагаемыми к нему документами остается вделах таможенного органа.
При вывозе экспортнаятаможенная пошлина не взимается и культурные ценности не могут рассматриватьсяв составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостныеограничения при вывозе.
Порядоквременного вывоза культурных ценностей.
Срок временного вывозав Таможенном кодексе не оговорен, однако определено, что он устанавливается позаявлению декларанта, исходя из цели и обстоятельств вывоза.
Культурные ценности,временно вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежатобязательному письменному декларированию (в пассажирской таможеннойдекларации), где указываются номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза,а также орган, его выдавший.
Должностное лицотаможенного органа после принятия пассажирской таможенной декларации проверяетсоответствие временно вывозимых культурных ценностей с информацией,содержащейся в свидетельстве и прилагаемых к нему документах, и на обоихэкземплярах свидетельства в графе “Отметка таможни” производит запись “Вывезенодо “…”с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.
При обратном ввозекультурных ценностей должностное лицо таможенного органа при оформлениисвидетельства в графе “Отметка таможни” производит запись “Ввезено”,проставляет дату и оттиск личной номерной печати.
Теперь более подробно оразрешительных док-ах Министерством культуры или его территориальныеорганы пожеланию заявителя проводят экспертизу, на основании ее Свидетельствона право вывоза культурных ценностей. Если экспертиза установила, что предметыне являются КЦ, то выдается справка о том, что для вывоза этих предметов нетребуется свидетельство. Справка заверяется номерным штампом должностного лицаРосохранкультуры, которое ее выдавало.
При ВВОЗЕ культурные ценности подлежат таможенному контролю испециальной регистрации в Мин.культуры или его территориальных органах (такпрописано в законе о вывозе и ввозе КЦ).
Ввозимые в сопровождаемомбагаже культурные ценности декларируются путем заполнения бланкапассажирской таможенной декларации. При их ввозе в несопровождаемом багажелибо при пересылке в адрес физического лица, не следующего через таможеннуюграницу Российской Федерации при условии, что они предназначены для личногопользования этого лица, — путем заполнения заявления установленного образца.
При ввозе культурныхценностей физическим лицам предоставляется полное освобождение от уплатытаможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования испециальной регистрации.
Действие должностныхлиц ТО
ДЛ проставляет впассажирской таможенной отметку «зарегистрировано при ввозе в РоссийскуюФедерацию, как заявленное в качестве культурной ценности» и предупреждаетдекларанта о необходимости спец.регистрации .
Специальная регистрациякультурных ценностей заключается в проведении следующих операций:
После проведениявыпуска таможенный орган в 2-дневный срок уведомляет Россохранкультуры о факте ввозакультурных ценностей и лицах, их ввозящих с указанием фамилии, имени иотчества, адрес и телефона, места жительства или пребывания в РоссийскойФедерации, цель ввоза, количество и краткое описание ввозимых предметов.
Росохранкультуры регистрируетв установленном порядке ввезенные культурные ценности, обеспечивает проведениеэкспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах в Федеральномрегистре культурных ценностей для выявления предметов, находящихся в розыске помеждународным запросам.
Порядок временноговвоза культурных ценностей.
Срок временного ввозаустановлен ТК и не должен превышать 2-х лет. Временно ввезенные культурныеценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение илираспоряжение другим лицам.
Временно ввозимыекультурные ценности также подлежат декларированию и специальной регистрации вМинистерстве культуры РФ или его территориальных органах по охране культурногонаследия, с указанием срока нахождения культурных ценностей на территории РФ.
При декларированиивременно ввозимых культурных ценностей к таможенной декларации дополнительноприлагаются:
•  два комплектафотографий временно ввозимых культурных ценностей;
•  два экземплярасписков с описанием временно ввозимых КЦ.
В случае отсутствия фотографийуполномоченным лицом должно быть представлено подробное описание временноввозимых культурных ценностей. Если списки составлены на иностранном языке, ток ним должен быть приложен перевод на русский язык.
Действия должностныхлиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей.Специальная регистрация.
Должностным лицомтаможенного органа проводится идентификация временно ввозимых культурныхценностей на основании предъявленных документов, фотографий и т.д. На лицевойстороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий проставляется датаи оттиск личной номерной печати.
Первый экземпляр спискаи комплект фотографий вместе с таможенной декларацией возвращается декларантудля дальнейшего прохождения регистрации культурных ценностей (в Министерствекультуры), а вторые экземпляры хранятся вместе с таможенной декларацией втаможенном органе для дальнейшего контроля при обратном вывозе.
Росохранкультуры вустановленном порядке регистрирует ввезенные культурные ценности, обеспечиваетпроведение экспертизы и проверяет наличие сведений о ввозимых предметах вФедеральном регистре культурных ценностей.
При обратном вывозекультурные ценности должны быть сняты с регистрации в Министерстве культуры.
Меры, направленные насоблюдение запретов и ограничений при перемещении культурных ценностей черезтаможенную границу Российской Федерации, отражены в законодательстве и призваныоградить нашу страну от незаконного вывоза культурного достояния. В частности,последнее изменение в федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»было внесено 27 июля 2008 года и вступило в силу с 1 января 2009 года.
Порядок перемещениякультурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации наряду сэтим законом отражен более чем в десятке нормативно правовых актах. Приизучении законодательной базы, с одной стороны, можно говорить о достаточнополном отражении правил вывоза и ввоза культурных ценностей в РоссийскуюФедерацию и порядке их оформления. Однако, на мой взгляд, несовершенство законодательствав этой области заключается в том, что не существует такого документа, которыйбы объединил в себе все положения, регулирующие перемещение культурныхценностей через таможенную границу Российской Федерации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономический анализ и организованная преступность
Реферат Black Boy Essay Research Paper Richard has
Реферат Деятельность Инспекции Федеральной налоговой службы г. Армавира
Реферат История библиотечной науки
Реферат Пейсинг, или отображение чувств
Реферат Киселевский, Иван Платонович
Реферат Mexican Economy Essay Research Paper For the
Реферат Исследование распределения субъектов Российской Федерации по уровню бюджетных расходов на душу населения
Реферат Анализ законодательства и правоприменительной практики в сфере деликтных обязательств
Реферат Оценка эффективности маркетинговой деятельности
Реферат Основные положения марксистской теории
Реферат Социальный интеллект, как способность к эффективному общению
Реферат Абрамов ф. б. - Судьба человека в романе ф. а абрамова братья и сестры
Реферат Brown Vs Board Of Ed Essay Research
Реферат Наличные и безналичные расчеты на предприятии