Реферат по предмету "Спорт"


Эффективность бросков в движении у баскетболистов разного амплуа

--PAGE_BREAK--Ведение мяча позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита с последующей атакой кольца, организовать контратаку, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.
Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз вперед, несколько в сторону от ступней. Основные движения выполняются в локтевом и лучезапястном суставе. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направление движения. Туловище слегка подают вперед, плечо и рука свободная от мяча, должны не подпускать соперника к мячу (Портнов Ю. М., 1998; Кузин В. В., 2002).
Вуден Д. (1987) считает, что игрок может добиться отличных результатов при ведении как правой, так и левой рукой, а это может оказаться полезны для каждой игровой ситуации. Автор считает, это полезнее игрокам задней линии, чем нападающим, и полезнее нападающим, чем центровым. Однако каждый игрок может найти этому применение почти в каждой игре.
При броске в движении правой рукой игрок ловит мяч после введения или после передачи партнера под правую ногу. Шаг этот длинный. Следующий шаг короткий стопорящий. Игрок отталкивается левой ногой почти вертикально вверх. При отталкивании мяч выносят над плечом и перекладывают на кисть правой руки. В высшей точке прыжка игрок бросает мяч за счет выпрямления руки. В заключительной части кисть выталкивает мяч мягким движением (мяч при этом получает обратное вращение). Приземляется игрок на левую толчковую ногу или на обе ноги (Тхорев В. И., Родионов В. И., Костюков В. В., 1996).
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча.
Это утверждение становится особенно важным в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов (Яхонтов Е. Р., 1987).
В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.
Выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства их разделили на две группы:
Психические принципы: собранность умение расслабляться, уверенность.
Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы:
а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;
б) создание усилия;
в) расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;
г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;
д) эффективное сопровождение;
Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередование напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча (Портнов Ю. М., 1987).
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. Коузи Б., Пауэр Ф., (1975) считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.
Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Портнов Ю. М., 1988; Лаврова А. Г., 1997).
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков не точны из — за недолета мяча до корзины (Хмелик Ф., 1985). Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точке мишени, во время и после броска.
При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все еще направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и « ощущать его контроль » (Саблин А. Б., 2002).
Основные требования при прыжке следующие:
выполняй бросок быстро,
в исходном положении удерживай мяч б лизко к туловищу,
если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на корзину,
впускай мяч через указательный палец,
сопровождай бросок рукой и кистью,
Постоянно удерживай взгляд на цели,
Полностью сосредотачивайся на бросок,
Следи за мягкостью и непринужденностью броска.
Для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно (Портнов Ю. М., 1988; Кузин В. В., 2002).
Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на пол шага выставляется с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положение перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и направлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель.
При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающие движения и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. (Яхантов Е. Р., 1993).
Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов бросков одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Федосеев В. В., 1995).
Ермаков В. А., (1992) предупреждает от возможных ошибок при выполнении двух шагов перед броском:
размахивание мячом в стороны перед выносом вверх.
отсутствие стопорящего движения на втором шаге, игрок выполняет прыжок в длину.
постановка стопы не с пятки.
приземление после броска на маховую ногу.
1.2 Анализ тактики нападающих действий при использовании бросков в движении
Тактика – один из разделов общей теории спортивной борьбы, рассматривающий вопросы оптимизации соревновательной деятельности, ведения конкретного спортивного поединка. К тактике относят весь комплекс средств, используемых в соревновании. Тактика имеет свои формы, средства и методы. Её формы составляют тактические действия, используемые отдельными игроками, группой игроков и всей командой (Портнов Ю. М., 1998; Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., 2004).
Тактическая деятельность осуществляется в процессе использования техники игры, которая выступает в роли средства тактики.
Системное использование различных тактических средств образует методы, с помощью которых решаются тактические задачи. К ним относят разнообразные способы организации командной деятельности, тактические системы и их варианты, целесообразно используемые в ходе соревновательной борьбы. Основное назначение тактических систем состоит в упорядочении индивидуальных и групповых тактических действий для их оптимизации в конкретных условиях спортивной борьбы (Бондарь А. И., 1992; Полозов А. А., 2002).
Организация действий команды предлагает распределение функций между её игроками. Функции игроков определяются с учётом цели игровой деятельности – нападать или защищаться (Карягин В. М., 1991).
В баскетболе сформировалось следующее разделение игроков по функциям: защитники, крайние нападающие, центровые. В настоящее время все более отчетливо наблюдается дифференциация внутри этих функций. Так, среди защитников выделяются атакующие защитники, активно участвующие в атаках кольца, и задние защитники, участвующие преимущественно в розыгрыше мяча и страховке тыла команды. Среди центровых выделяют основных центровых, действующих преимущественно на острие атаки, и вторые центровые, свободно маневрирующие в районе линии штрафного броска и часто атакующих кольцо с хода (Гомельский А. Я., 1994).
У игроков задней линии: предельные взрывные возможности, технические возможности в бросках со средней и дальней дистанции.
У нападающих: скоростно — силовая выносливость, технические возможности в бросках со средней и дальней дистанции, прыжковая подготовленность.
У центровых: прыжковая подготовленность, разносторонняя техническая подготовленность в сочетании со скоростными и прыжковыми возможностями, максимальная сила нижних конечностей, общая выносливость.
Действия игрока, осуществляющего бросок в движении, могут завершить быстрый прорыв и выполняться в рамках позиционного нападения (Андреев В. И., 1998).
Во многом эффективность действий атакующего игрока зависти от умения обыграть защитника, опередить его противодействия. Очень часто для этого он использует финты.
Финт представляет собой имитацию начала подготовительной фазы того технического приема, который в данной ситуации может быть реально выполнен (Катулин Н. А. 1990).
В действиях атакующих кольцо игроков находят применение такие финты: двойной финт на проход – проход; финт на бросок – проход – бросок (Портнов Ю. М., 1998).
Эффективность тактических действий зависит от умения использовать принципы тактики, в которых выражены основные требования к играющим. К числу общих принципов относятся:
Предугадывание действий соперника, которое обеспечивает возможность опережения и, следовательно, разрушения его замысла (Ковальчук В. П., 1995).
Современность действий – это главное условие их эффективности. Задержка или опережение во времени, пусть даже самые минимальные, означают проигрыш пространства.
Уменьшение числа своих ошибок. Любая игра изобилует ошибками, которые делят на свои и вынужденные. Собственные ошибки игрок допускает либо по невнимательности, либо в силу неумения. Такие ошибки постоянно присутствуют в игре. Чем больше их доля в общем количестве ошибок, тем меньше шансы на достижение победы.
Постоянное взаимодействие и взаимопомощь. Только взаимодействие игроков обеспечивает преимущество над соперником одинаково сильным, но неорганизованным. Принцип коллективизма требует взаимопомощи игроков, создающее чувство единства и общности действий (Портнов Ю. М., 1998; Озолин Н. Г., 2002).
Существуют и частные принципы. Например, применительно к индивидуальным действиям атакующего игрока, выполняющего ведение, особенно эффективным будет ведение в следующих случаях:
Для короткого прохода к корзине открытого игрока.
Для продвижения мяча вперед, когда защитник остался сзади и все партнеры прикрыты.
Для быстрого продвижения вперед после перехвата передачи.
В комбинации с финтами и поворотами для освобождения от опеки защитника.
В быстром прорыве, когда впереди нет открытого игрока.
Для выведения мяча из — под обороняемого щита или из перегруженной игроками части площадки. (Вуден Д., 1987).
Комплексный контроль является одним из важнейших звеньев системы управления подготовкой спортсменов — игровиков, благодаря которому можно оценить эффективность тренировочного процесса и соревновательной деятельности, а также правильность принятия управленческого решения (Крутиков А. В., Бондарь А. И., 1990; Макеева В. С., 1991).
Одной из основных задач в системе комплексного контроля является выявление, разработка, научное обоснование и внедрение в процесс подготовки спортсменов наиболее информативных критериев, тестов, методов объективного инструментального контроля, унификация их для родственных видов спорта и подсистем контроля (Катулин Н. А., 1990; Карягин В. М., 1991; Максименко О. Г., 2000).
Педагогический контроль включает в себя:
— Показатели соревновательной деятельности баскетболистов как критерий технико – тактического мастерства, реализуемого непосредственно в игре;
— показатели тренировочных нагрузок в виде числовых характеристик объема и интенсивности отдельных средств подготовки;
— педагогическое тестирование в форме так называемых «контрольных нормативов » (Крутиков А. В., Бондарь А. И., 1990; Макеева В. С., 1990; Плахова Л. В., 2000).
Для анализа эффективности соревновательной деятельности рекомендуется использовать денные технических протоколов игр, а также специально организованной записи (Портнов Ю. М., 1998).
Таким образом в атакующих действиях баскетболистов значительное место отводится выполнению броска мяча в движении. Данная разновидность броска применяется для атаки кольца в непосредственной близости от него и является наиболее эффективным компонентом атаки.
Бросок по кольцу денным способом осуществляется, чаще всего одной рукой. Как и другие способы атаки кольца, данная разновидность броска состоит из подготовительной, основной и заключительной фазы. Техника броска в движении имеет наибольшее отличие от техники броска с места и в прыжке в подготовительной фазе.
Данный способ атаки осуществляются игроками, которые исполняют функции центровых игроков, защитников и нападающих игроков и применяют в рамках индивидуальных и коллективных (групповых и командных) действий.
Для выяснения эффективности и активности применения атаки кольце соперника игроками разного амплуа были осуществлены наши дальнейшие исследования.

Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:
1.Анализ научно – методической литературы.
2.Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью.
3.Тестирование
4.Педагогический эксперимент
5.Математическая статистика
Анализ литературы осуществлялся с целью изучения результатов научно — методических исследований специалистов по теме работы. Для анализа полученных данных исследований в процессе работы использовались источники отечественных и зарубежных авторов.
Наблюдения за соревновательной деятельностью испытуемых осуществлялись нами с использованием системы записи игр, предложенной Горбашевым И. А., Миловидовым, (1990) в нашей модификации. В заранее разработанных протоколах фиксировались следующие показатели:
Количество и точность выполняемых бросков:
(+) – выполнил точно; (-) – выполнил неточно;
Разновидность броска:
(д) – в движении; (м) – с места; (п) – в прыжке.
Номер игрока, выполнившего бросок, функция в команде (нападающий, центровой, защитник).
При тестировании для оценки эффективности выполнения броска в движении использовались два упражнения.
Упражнение № 1 включало выполнение броска по кольцу в движении после ведении с отскоком от щита. Два броска выполнялись при проходе справа от кольца, два броска при проходе по центру и два броска при проходе слева от кольца. Под оптимальными условиями выполнения данного упражнения понималось выполнение бросков без противодействия защитника (Крутиков А. В., Бондарь А. И., 1990).
В Упражнении № 2 по два броска слева от кольца, справа от кольца и по центру без отскока от щита. В этом упражнении испытуемым противодействовал пассивный защитник, который стоя в полуметре от проекции кольца на площадке не позволял нападающему игроку проходить под кольцо. Испытуемые были вынуждены выполнять бросок с удаления более 1 метра от кольца.
Педагогический эксперимент, который был проведен в ходе исследований, описан более подробно в разделе 3. 2.
При математической обработке статистических данных использовали общепринятые методики, изложенные Лысенко В. В. с соавт. (1997).
Эффективность бросков (Эп) мы находили по формуле:
Эп = Пд / Од * 100%
Где Пд – количество точно выполненных бросков;
Од – общее количество бросков.
Достоверность различий сравниваемых показателей эффективности бросков определялись нахождением критерия t – Стьюдента. Использовались методики с попарно и с попарно не связанными показателями (Лысенко с соавт., 1997).
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Организация исследования
Исследования проводились в несколько этапов:
1 этап (2001 – 2002 гг.) – были проанализированы литературные источники, сформулированы цели, задачи и методы исследования.
2 этап (2002 – 2003 гг.) – проведено педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью баскетболистов 1 разряда на играх первенства г. Краснодара и Краснодарского края. Наблюдения проводились за мужскими командами КГУФКСиТ, Кубанского Аграрного Университета, сборной команды г. Новороссийска, г. Славянска.
3 этап (2003 – 2004 гг.) – был проведен педагогический эксперимент.
4 этап (2004 – 2005 гг.) – были проанализированы результаты исследований и сделаны выводы.
Написание и оформление глав работы.

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Изучение активности, эффективности выполнения бросков в движении баскетболистами разного амплуа
Из полученных данных следует, что треть всех выполняемых баскетболистами бросков осуществляется в движении, а две трети бросков выполняется в прыжке или с места (Таб. 1).
Таблица 1
Соотношение бросков в движении и дистанционных бросков у баскетболистов 1 разряда (%)
Броски в движении
Броски в прыжке, с места
Всего бросков
29
71
100
В таком же объёме баскетболисты, выполняющие в командах функции центровых, нападающих и защитников, осуществляют броски в прыжке и с места. Также половина всех бросков в прыжке и с места выполняются баскетболистами — нападающими. Таким образом, активность в атаке кольца у нападающих игроков в два раза выше, чем у центровых игроков и игроков — защитников. Одна половина броска в движении приходится на нападающих игроков, а другая половина – на центровых игроков и защитников (Таб. 2).
Таблица 2
Участие в атаке баскетболистов разного амплуа при выполнении бросков в движении и бросков в прыжке и с места (%)
Разновидности бросков
Функции в команде
Всего бросков
Центровые
Защитники
Нападающие
Броски в движении
25
28
47
100
Броски в прыжке, с места
25
27
48
100
Из данных сравнительного анализа следует, что самая низкая эффективность бросков в движении выявлена у центровых игроков (Таб. 3). Наибольшая эффективность при выполнении данной разновидности атаки кольца отмечена у нападающих игроков. Нападающие игроки по эффективности бросков в движении существенно превзошли центровых игроков (Р
Таблица 3
Эффективность атаки кольца баскетболистами разного амплуа (%)
Разновидности бросков
Статистические параметры
Центровые
Защитники
Нападающие
1
2
3
Броски в движении
X
t(1-2)(2-3)
(1-3)
P(1-2)(2-3)
(1-3)
52
66
71
1,5 0,9
2,5
>0,05 >0,05

Броски в прыжке, с места
X
t(1-2)(2-3)
(1-3)
P(1-2)(2-3)
(1-3)
63
51
56
2,2 0,4
0,6
0,05
>0,05
Однако при выполнении бросков в прыжке и с места у центровых игроков эффективность выше, чем у защитников (Р
Из изложенного выше следует, что самая высокая эффективность бросков в движении в мужских командах 1 разряда отмечена у нападающих игроков. Наибольшая эффективность при атаке кольца в прыжке и с места выявлена у центровых игроков.
Рассматривая деятельность баскетболистов разного амплуа одной команды в одной игре (на примере сборной команды КГУФКСиТ) выяснили, что из трёх центровых игроков команды броски в движении осуществляли только два игрока. При этом второй центровой применял броски в движении эпизодически. И только третий центровой игрок действовал в данном компоненте атаки активно (Таб. 4).
Таблица 4
Активность и эффективность выполнения бросков по кольцу игроками мужской команды КГУФКСиТ в игре с командой г. Славянска (январь 2002 г.) (%)
№ Игрока
Амплуа в команде
Броски в движении
Броски в прыжке, с места
Активность
Эффективность
Активность
Эффективность
4
Центровой
5,0
83
6,7
50
9
Центровой
0,8
100
5,9
86
12
Центровой
4,2
40
6
Защитник
3,4
100
4,2
100
10
Защитник
1,7
50
0,8
100
7
Защитник
2,5
66
0,8
0
13
Защитник
2,5
66
14
Нападающий
0,8
100
0,8
100
5
Нападающий
1,7
100
5,0
50
11
Нападающий
1,7
50
10,9
54
В группе игроков, исполняющих функции защитников, из четырёх игроков броски в движении применяли три игрока. Общий объём этих нападающих действий в сумме составил 7,6 %.
Все три нападающих игрока выполняли броски в движении, однако это составило лишь в 4,2 % нападающих действий.
Из полученных данных следует, что высокую эффективность бросков в движении (83 – 100 %) показали 5 игроков. Остальные 3 игрока, выполнявшие данный бросок, имели эффективность в пределах 50 – 66 %.
Броски в прыжке и броски с места выполняли все игроки команды. В группе центровых и нападающих игроков объём таких бросков составил 16,8 % всех атак кольца соперника. Только в группе защитников активность при выполнении бросков в прыжке и с места оказалась в 2 раза меньше, чем в группе нападающих и центровых игроков.
Среди игроков, активность участия которых в бросках с места и в прыжке составляло более 4 %, абсолютный результат 100 % попаданий в кольцо имел защитник. У остальных игроков этого подразделения эффективность бросков составила 40 – 86 %.
Таким образом, в мужской команде КГУФКСиТ активность участия в выполнении бросков в движении выше у центровых игроков и у защитников. Активность выполнения бросков в прыжке и с места выше у центровых и нападающих игроков. Эффективность выполнения бросков в движении выше у центровых игроков, а при выполнении бросков в прыжке и с места – у защитника.
Из полученных данных следует, эффективности бросков в движении с отскоком от щита значимо выше эффективности бросков без отскока от щита (Табл. 5).
Таблица 5
Эффективность бросков в движении с отскоком от щита и без отскока от щита у баскетболистов 1 разряда
С отскоком от щита
Без отскока от щита
Достоверность различий
Х
У
T
Р
87,5
47,3
2,7

Тот факт, что половина всех бросков, в том числе и бросков в движении, осуществляется нападающими игроками, объясняется регламентом деятельности игроков этого амплуа. Так, при быстром нападении основная нагрузка при развитии и завершении атаки
Высокая, по сравнению с центровыми игроками и защитниками, активность нападающих игроков при проведении быстрого прорыва объясняет самую высокую эффективность их действий при завершении быстрого нападения. Как известно, действия нападающей команды при быстром нападении направлены на вывод нападающих игроков в отрыв или создание численного превосходства игроков нападения над игроками защиты (Портнов Ю. М., 1998).
Невысокая, по сравнению с другими командами, активность нападающих игроков команды КГУФКСиТ при бросках в движении в рассматриваемой нами игре, мы можем объяснить особенностями тактических действий в нападении команды против данного соперника. Невысокую активность при нападении с использованием бросков в движении нападающие игроки команды КГУФКСиТ компенсировали высокой активностью при бросках в прыжке и бросках с места.
Чтобы более подробно изучить вопрос об использовании и эффективности бросков с отскоком и без отскока от щита нами был осуществлен педагогический эксперимент.
3.2 Повышение эффективности бросков в движении без отскока от щита.
Педагогический эксперимент проводился с участниками сборной мужской команды по баскетболу г. Туапсе. Состав участников эксперимента 14 человек. Все игроки имели 3 — 2 разряд. В состав контрольной и экспериментальной группы входили по 7 участников. Контрольная и экспериментальная группы были сформированы по итогам исходного тестирования с использованием метода сопряженных пар (Иванов В. С., 1990).
Продолжительность педагогического эксперимента составила 3 месяца. Тренировочные занятии проводились 3 раза в неделю по 2,5 часа. Обе группы работали совместно, а 10 минут тренировочного времени занимались раздельно.
Испытуемые экспериментальной группы в эти 10 минут отрабатывали броски в движении без отскока от щита с близкого расстояния. С помощью пассивного и активного защитника моделировали условия противодействия игрокам, выполняющим бросок.
О степени влияния используемых тренировочных средств судили по изменениям показателей эффективности бросков в движении с отскоком от щита и без отскока от щита.
Из Табл. 6 следует, что исходные показатели эффективности бросков в движении в обеих группах существенно не отличались.
Таблица 6
Эффективность бросков в движении испытуемых в начале и в конце педагогического эксперимента (%)
Условия выполнения бросков
Стат.
пара-метры
До эксперимента
После эксперимента
Контр.
Экспер.
Контр.
Экспер.
Оптимальные условия
X,Y
t
P
78,0
81,0
79,0
84,0
0,3
>0,05
0,6
>0,05
Против пассивного защитника
X,Y
t
P
52,3
47,4
47,6
60,7
0,6
>0,05
2,4

Из полученных денных сравнительного анализа следует, что в экспериментальной группе участники существенно улучшили качество выполнения бросков без отскока от щита (Табл. 7). В то время, как в контрольной группе существенного изменения не произошло ни по одному из показателей.
По результатам конечных испытаний выяснили, что в бросках в движении без отскока от щита участники экспериментальной группы превзошли участников контрольной группы на 22 % (Р
Таблица 7
Изменения эффективности бросков в движении испытуемых контрольной и экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента (%)
Условия выполнения бросков
Стат.
пара-метры
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Исходные
Конечные
Исходные
Конечные
Оптимальные условия
X,Y
t
P
78,0
79,0
81,0
84,0
0,2
>0,05
0,6
>0,05
Против пассивного защитника
X,Y
t
P
52,3
47,6
47,4
60,7
0,6
>0,05
2,3

Таким образом, использование в процессе педагогического эксперимента средств тренировки оказало положительное влияние на подготовленность испытуемых экспериментальной группы при выполнении броска в движении без отскока от щита.

Выводы
В мужских командах 1 разряда треть всех выполняемых баскетболистами бросков осуществляется в движении, а две трети бросков выполняется в прыжке или с места.
Активность в атаке кольца броском в движении у нападающих игроков в два раза выше, чем у центровых игроков и игроков защитников.
Эффективность бросков в движении у нападающих игроков (71 %) существенно выше, чем у центровых игроков (52 %), (Р
В мужской команде КГУФКСиТ активность участия в выполнении бросков в движении выше у центровых игроков и у защитников. Эффективность выполнения бросков в движении выше у центровых игроков.
Эффективность бросков в движении с отскоком от щита (87,5 %) значимо выше эффективности бросков без отскока от щита (47,3 %) (Р
Все испытуемые экспериментальной группы в процессе трёхмесячного педагогического эксперимента существенно улучшили качество выполнения бросков без отскока от щита (на 22 %) (Р

Практические рекомендации
Чтобы акцентировать внимание игрока на выполнении прыжка вверх, а не вперёд, при выполнении броска в движении рекомендуем использовать приём: заставить игрока, выполняющего бросок в движении, вернуться назад и поймать мяч до его касания пола после броска.
Для повышения эффективности атаки броска предлагаем центровым игрокам следующие упражнения:
Получи передачу в позиции центрового, быстро повернись к корзине вправо или влево, и пройди вперёд с ведением для броска снизу. Сделай первый удар мячом в пол той рукой, в сторону которой ты поворачиваешься.
Получи передачу в позиции центрового, сделай финт головой в одну сторону и покажи мяч над плечом на этой же стороне, быстро повернись и пройди с ведением в другую сторону. Проход начинай с движения ноги и руки, ближней к направлению поворота.
Получи мяч в позиции центрового, быстро повернись к корзине вправо или влево, приостановись и отклонись назад, а затем быстро пройди вперёд в первоначальном направлении. Это изменение темпа может освободить тебя от защитника.
Программа совершенствования в бросках нападающих игроков включает следующие упражнения:
Получи мяч на краю и быстро пройди к корзине с ведением, используя поворот назад для броска снизу или для быстрой остановки шагом и броском с отклонением или в прыжке с расстояния 1,5 м от корзины.
Получи мяч на краю, повернись вперёд или назад лицом к корзине и, используя те же финты, что и центровой игрок, выполняй те же виды бросков, пересекая трёхсекундную зону или проходя с ведением вдоль лицевой линии.
Получи мяч на краю, повернись лицом к корзине, сделай финт на проход и отступи назад для броска с места или сделай финт на бросок с места и пойди с ведением.
Для совершенствования игроков задней линии в бросках рекомендуем:
Финт на бросок с места в позиции игрока задней линии и, пройдя с ведением вправо или влево для разных видов бросков.
Финт на проход с ведением, шаг назад для броска с места или финт на бросок с места после отступания и проход с ведением для броска.
Передача мяча центровому, проход мимо для получения обратной передачи и выполнение разных видов бросков.

Литература
1.                Агеенко Н. Н., Бондарь Л. И., Ахмеров Э. К., Голуб О. С., Никель В. М., Ивановский В. Я. Спортивные игры: Учебное пособие. – Мн.: 1993. – 64 с.
2.                Агеенко Н. Н. Теоретико — методические основы развития координации движений в спортивных играх на примере баскетбола. – Мн.: 1995. – 160 с.
3.                Андреев В. И. Факторы, определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 1988. – 21 с.
4.                Анискина С. Н. Методика обучения тактики игры в баскетбол: Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. – М., 1991. – 38 с.
5.                Банников А. М., Силкин В. А., Костюков В. В. Студенческий баскетбол: Учебно – методическое пособие. – Краснодар: КГАФК, 2000. – 44 с.
6.                Баринов В. В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: РГАФК, 2001. – 65 с.
7.                Баскетбол: Справочник болельщика. – Ростов н /Д.; « Феникс », 2000. — 153 с.
8.                Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю. М. Портнова. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
9.                Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под ред. Ю. М. Портнова. – М.: « Астра семь », 1997. – 479 с.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.