Реферат по предмету "Спорт"


Состояние и перспектива развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации

--PAGE_BREAK--В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года № 504 «О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение, либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 3) путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение предоставляются участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ежегодно в первоочередном порядке бесплатно.
Во исполнение Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации" от 14 ноября 1999 года № 1254 «О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение», утверждено Положение о финансировании за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий граждан-инвалидов из числа ветеранов, имеющих право на получение льгот в качестве мер социальной защиты, бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение. Однако оздоровление этой категории граждан находится на недостаточном уровне.
Так, здравницы, находящиеся в непосредственном подчинении Минтруда России, рассчитаны на 1675 мест с продолжительностью лечения от 18 до 24 дней и не могут обеспечить заявленную потребность.

Наименование               2000 г.  2001 г.

Объем ассигнований из федерального бюджета на санаторно-курортное лечение инвалидов войны, млн. рублей                293,1     992,6

Заявленная потребность в путевках для инвалидов, штук    651073  706099

Количество выделенных путевок, штук          6805      9053

Общее число инвалидов, получивших санаторно-курортное лечение, человек     160101  265003

Процент от общего числа нуждающихся         24,6       37,5
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 года № 478 «О предоставлении гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, путевок на санаторно-курортное лечение либо выплаты им денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок», также предусматривает конкретные льготы.
Минтруд России в 2002 году распределил по территориям 8488 путевок, что составляет только 9,9 % от их потребности.
Следует отметить, что наблюдается снижение коечного фонда за проверяемый период в целом по санаторно-курортной системе.
По здравницам Минтруда России при плановом использовании коечного фонда в среднем 320 дней в году общее число койко-дней может составить не более 536,0 тыс., или 29,7 % от потребности в социальных путевках.
Проверка санаторно-курортного обеспечения МВД России показал, что коечная мощность здравниц позволяет обеспечить лишь 11,1 % сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
Как установлено проверками здравниц Минобороны России, при существующей организации медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации только 3 % контингента смогли реализовать свое право на санаторно-курортное лечение в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», кроме того наметилась тенденция к снижению количества военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, которым предоставлялось санаторно-курортное лечение.
Охват санаторно-курортным лечением кадровых офицеров за последние годы в целом по Министерству обороны Российской Федерации сократился на 8 %, в то же время на 14,3 % возросла доля лиц, поступающих на лечение по договорным путевкам.
В 2001 году в санаторно-курортных учреждениях Медицинского центра лечилось и отдыхало 59 тыс. человек, из них бюджетный контингент составил 39,6 тыс. человек, или 67 %, хоздоговорной — 19,4 тыс. человек, или 33 процента.
За последние пять лет численность прикрепленного к Медицинскому центру для медицинского обслуживания основного контингента и членов их семей увеличилась на 3000 человек, однако количество санаториев и коечный фонд остался на прежнем уровне. В 2001 году плановый коечный фонд по санаторно-курортным учреждениям установлен в количестве 3551 койка и 1071,3 тыс. койко-дней, наибольшая загрузка которого приходится на летние и зимние месяцы.
Основными трудностями федеральных санаториев за последние годы явились: недостаточное бюджетное финансирование на капитальный ремонт, коммунальные расходы, приобретение медицинского и бытового оборудования, питание, а также низкая заработная плата персонала.
Проведенный анализ состояния курортного дела в стране позволяет сделать заключение о назревшей необходимости разработки и утверждения Правительством Российской Федерации основных направлений государственной политики (Концепции) в сфере санаторно-курортной деятельности в России, где должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы — от центрального ведомства до муниципального санатория.
В свете решения данных вопросов, полагали бы целесообразным, предложить Правительству Российской Федерации:
определить роль государства в регулировании рынка санаторно-курортных услуг, разработки механизма их финансирования, предоставления и потребления;
предусмотреть разработку:
предложений по совершенствованию системы управления природопользованием на курортах,
порядка и критериев лицензирования медицинской деятельности и аккредитации санаторно-курортных учреждений, а также систему обязательной сертификации санаторно-курортных услуг,
критериев формирования государственного заказа на санаторно-курортное лечение граждан и установление предельной стоимости социальных путевок,
научно-обоснованных нормативов обеспечения санаторно-курортной помощью для различных категорий населения,
фундаментальных исследований по изучению механизма действия естественных и преформированных курортных факторов при лечении различных заболеваний.
Проблемы использования имеющихся мощностей санаторно-курортных учреждений
Отсутствие единого подхода и критериев оценки обеспечения граждан санаторно-курортными услугами не позволяет провести достоверный анализ потребности в их удовлетворении.
Так, в Фонде социального страхования критерием оценки обеспечения граждан санаторно-курортными услугами является количество застрахованных граждан, обеспеченных путевками на 1000 работающих граждан, а участники и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане и их дети, пострадавшие от техногенных катастроф являются отдельной категорией.
В Минздраве России, МВД России и некоторых других министерствах и ведомствах критерием оценки обеспечения граждан санаторно-курортными услугами является койко-день.
Проверка показала, что в министерствах и ведомствах отсутствует единый подход к расчету стоимости путевок в санаторно-курортных учреждениях.
Также установлено, что стоимость путевок устанавливается администрациями санаториев произвольно. Расчет стоимости койко-дня проводится на основании фактически полученных средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников.
В Минздраве России отсутствует типовая методика расчета стоимости путевок в детские и туберкулезные санатории, а контроль за использованием коечного фонда, предназначенного для лечения детей, детей с родителями и больных туберкулезом осуществляется только на основании ежегодного заслушивания главных врачей санаториев на балансовых комиссиях.
В ходе проверки установлено, что в Минздраве России, как уполномоченном органе, отсутствует информационно-аналитический материал единого подхода к определению потребности в необходимых объемах санаторно-курортной помощи, расчета стоимости путевок и критериев оценки о положении дел в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, не входящих в структуру Минздрава России, позволяющий сделать правильную оценку и прогноз развития санаторно-курортного дела в России.
Состояние и использование объектов санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности
Проведенный анализ показывает, что средств, выделяемых на строительство и капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений, крайне недостаточно и распределяются они неравномерно, в результате чего многие объекты санаторно-курортных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, в Минздраве России детский туберкулезный санаторий «Пионер», детский санаторий имени Н.А. Семашко находятся на грани остановки.
Федеральным бюджетом на строительство новых объектов и реконструкцию в санаторно-курортных учреждениях Минздрава России было предусмотрено в 2000 году -17,8 млн. рублей (6 объектов), в 2001 году — 11 млн. рублей (7 объектов) и на 2002 год выделено 36,5 млн. рублей (10 объектов). В то же время фактические затраты на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда социального страхования в 2000 году составили 464,9 млн. рублей, или 100,9 % к плану, в 2001 году — 550,0 млн. рублей, или 100 процентов.
В первом полугодии 2002 года на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда израсходовано 155,6 млн. рублей, или 47,6 % от выделенных на полугодие средств.
Проверка состояния основных фондов санаторно-курортных учреждений Медицинского центра Управления Делами Президента Российской Федерации показала, что отдельные корпуса санаториев «Марьино» (19 век), «Сочи» (1924 год), «Барвиха» (1935 год), «Москва» (1937 год), «Красные камни» (1938 год), «Валдай» (1940 год) давно превысили нормативный износ и относятся к разряду ветхих. Эти объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии и требуют скорейшей реконструкции.
В общем объеме расходов, направляемых на капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений, наибольшую долю составляют внебюджетные средства — 66 процентов. Так, в санатории «Волжский утес» в 2000 году они составили 75 %, в 2001 году — 82 процента. При этом общая доля бюджетных средств уменьшилась с 26 % в 2000 году до 18 % в 2001 году.
Практически каждый санаторий Медицинского центра представляет собой единый комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий автономное функционирование систем жизнеобеспечения. Кроме того, к объектам инфраструктуры относятся 6 жилых поселков с общим количеством жителей около 15,5 тыс. человек. По расчетам Медицинского центра 12 тыс. кв. метров жилья в указанных поселках может быть отнесено к разряду ветхого жилого фонда.
К объектам инфраструктуры санатория «Волжский утес» относится жилой поселок, где, наряду с сотрудниками, в общей сложности проживают 2,6 тыс. человек и содержание которого ежегодно обходится санаторию в 10 млн. рублей.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» жилой фонд поселков с объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную. Однако до настоящего времени вопрос этот Медицинским центром не решен и фактически эти объекты находятся на содержании санаторно-курортных учреждений Медицинского центра.
В последние годы Медицинский центр не имел средств к строительству новых объектов. В результате 9 объектов, строительство и реконструкция которых ведется более 15 лет, до настоящего времени не введены в эксплуатацию. Установлены факты, когда санаторно-курортные организации вынуждены содержать структуры и объекты, не относящиеся к основной деятельности.
Так, проверка санатория «Красные камни» Медицинского центра показала, что на балансе санатория находятся вспомогательные объекты инфраструктуры: прачечная на 500 тонн сухого белья в год, столярный цех, швейный цех, полиграфический цех, автомобильный гараж, которые занимаются обслуживанием не только санатория «Красные камни», но и всех санаториев Медицинского центра на Кавказских Минеральных водах, а также других предприятий. В связи с этим возросли расходы на коммунальные платежи, приобретение непроизводственного оборудования, на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря и на прочие текущие расходы.
Поскольку данные расходы по кодам экономической классификации финансируются исключительно из внебюджетных доходов санатория «Красные камни», общая сумма кредиторской задолженности по вышеуказанным статьям на 1 октября 2002 года по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 5405,8 тыс. рублей, или более чем в 6,5 раз и убыток от финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев составил 4,0 млн. рублей. В результате затраты на содержание данной инфраструктуры снижают эффективность расходования внебюджетных средств, направляемых на лечение и оздоровление основного контингента.
За последние 10 лет санаторно-курортные учреждения в недостаточной степени оснащались современным оборудованием. Нормативный срок эксплуатации медицинского оборудования в санаторно-курортных учреждениях выработан у 78 % имеющегося оборудования, по отдельным санаториям нормативный срок эксплуатации выработан до 81 % (санаторий «Волжский утес»).
В 2001 году расходы на приобретение медицинского оборудования для санаторно-курортных учреждений Медицинского центра составили 51,9 млн. рублей, из них средства федерального бюджета — 0,2 млн. рублей или 0,4 %, внебюджетные средства — 51,7 млн. рублей или 99,6 процента. Таким образом, средства федерального бюджета на приобретение медицинского оборудования санаторно-курортным учреждениям практически не выделялись.
В ходе встречных проверок выявлен ряд нарушений законодательства по бесконтрольному и неэффективному использованию федеральной собственности санаторно-курортных учреждений:
Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 59 «О частичном изменении Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1992 года» определено передать в установленном порядке санаторий имени М.В. Фрунзе Администрации Президента Российской Федерации (г. Сочи) Минздраву России (на баланс ЧЗУСС).
Как показала проверка, до настоящего времени передача санатория имени М.В. Фрунзе не приведена в соответствие с вышеназванным указом.
Проверка состояния федерального имущества показала, что на балансе ЧЗУСС Минздрава России числятся и не эксплуатируются здания и сооружения Научно-исследовательского Центра курортологии и реабилитации, мощностью 310 койко-мест и балансовой стоимостью 12172,7 тыс. рублей.
В 1997 году было принято решение о включении этого объекта в адресную инвестиционную программу закона о бюджете на 1997 год. Однако финансовые средства на ремонт НИЦ выделены не были, и здание до сих пор находится в аварийном состоянии. Сметная стоимость на реконструкцию НИЦ составляет 4576 тыс. рублей.
В нарушение действующего законодательства, администрацией г. Геленджика Краснодарского края до настоящего времени не выданы свидетельства на право собственности на земельные участки федеральных детских санаториев ЧЗУСС Минздрава России «Вулан», «Архипо-Осиповка», «Голубая бухта» с определением границ пляжной полосы.
Отсутствие у данных санаториев свидетельств на право собственности на земельные участки может привести к неэффективному использованию и их утрате для лечебно-оздоровительных целей.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что отсутствует надлежащая координация со стороны государства по вопросам состояния и использования объектов санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности.
Финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения и отдыха
Внимание к проблеме финансирования санаторно-курортной помощи обусловлено, прежде всего, отсутствием единой политики в данной сфере, а так же наличием множества децентрализованных источников, не позволяющих составить достоверную картину.
В настоящее время потребность в средствах федерального бюджета санаторно-курортных учреждений, как показали проверки, определяется на основе фактически сложившихся данных за годы, предшествующие планируемому периоду, а не по нормативной и методологической базе по формированию расходных статей, предусматривающей обоснованную потребность конкретного учреждения в этих средствах.
Проверкой установлено, что основным источником финансирования санаторно-курортных учреждений Минздрава России, Медицинского центра, Минтруда России, МВД России, МИД России в 2000-2001 годах являлись средства федерального бюджета и внебюджетные средства санаторно-курортных учреждений.

Период               Профинан

сировано из бюджета, в т.ч. аренда   Получено из внебюд жетных источников       Всего профинан-сировано                Удельный вес от общего

объема, %

средства федераль ного бюджета       внебюджетные средства

Минздрав России

2000 год              711149,2              267647,1              978796,3              62,4       37,6

2001 год              877032,7              346808,9              1223841,6           61           39

Медицинский центр

2000 год              134,2     617         751,2     18           82

2001 год              221,9     708,6     930,5     24           76

Минтруд России

2000 год              36,0       119,7     155,7     23,1       76,9

2001 год              108,7     141,5     242,3     41,7       58,3

МВД России

2000 год              190,7     119,5     310,2     61,5       38,5

2001 год              363,5     137,3     500,8     72,6       27,4

МИД России

2000 год              2,03       0,78       2,81       72,2       27,8

2001 год              1,45       0,57       2,02       71,8       28,2
Анализ бюджетных ассигнований, направленных на санаторно-курортное обеспечение, имеет положительную динамику. За проверяемый период суммы бюджетных ассигнований в министерствах и ведомствах увеличились в среднем на 119 процентов.
Однако доля бюджетного финансирования в общем объеме средств, направленных на санаторно-курортное обеспечение, продолжает неуклонно снижаться.
В Медицинском центре средства, полученные санаторно-курортными учреждениями от реализации путевок на коммерческой основе, являлись основным источником их финансирования и в 2000 году составляли 82 % (617 млн. рублей) от общего объема средств, направленных на содержание санаторно-курортных учреждений, и только 18 % (134,2 млн. рублей) — средства федерального бюджета. Соответственно в 2001 году — 76 % (708,6 млн. рублей) и 24 % (221,9 млн. рублей).
По санаторию «Волжский Утес» в 2000 году доля средств федерального бюджета составляла 15 %, доля средств от реализации путевок — 85 процентов. Соответственно в 2001 году — 24 %, и 76 процентов.
По системе Минздрава России наблюдается тенденция снижения процента бюджетного финансирования по подведомственным санаторным учреждениям («Выборг — 7», «Выборг — 3», «Красный вал», «Отрадное», «Лесное» и др.).
В Минздраве России отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок финансирования санаторных учреждений.
Исполнение сметы доходов и расходов по бюджетным средствам за 2000-2001 годы в разрезе отдельных статей по системе Минздрава России показывает недоиспользование выделенных средств федерального бюджета.

Вид расходов (306, 307)             2000 г.  2001 г.

                Профинанс ировано, тыс. рублей        Фак тическое испол нение, тыс. рублей          Удель ный вес,%           Про цент испол нения         Профинанс ировано, тыс. рублей        Фак тическое испол нение, тыс. рублей          Удель ный вес,%    Про цент испол нения

Оплата труда с начислениями               180562,4              157087,3              25,1       86,9       218919,0              218089,6              25,9                99,6

Медикаменты, перевязочные материалы     35609,0                31343,7                5,0          88,0       36056,4                46285,7                5,5          28,4

Продукты питания        161179,6              144466,6              23,1       89,6       189622,3              188258,1              22,4       99,3
Это объясняется невыполнением плана по койко-дням, отсутствием контроля со стороны руководителей учреждений за использованием выделенных бюджетных средств, а также частичным поступлением бюджетных средств в конце декабря текущего года.
Указанные статьи расходов наиболее влияют на организацию процесса оздоровления больных детей. Удельный вес их в общей сумме расходов в 2000 году составляет всего 28,1 %, с учетом расходов на оплату труда — 53,2 %, что явно недостаточно, а в 2001 году соответственно 27,9 % от общей суммы расходов. С учетом оплаты труда с начислениями эта доля составляет 53,8 процента.
В ходе проверок выявлены нарушения в соблюдении натуральных норм расходов продуктов питания. Анализ показал, что фактический расход особо значимых продуктов питания, таких как мясо, молоко, масло, яйца, фрукты, овощи, какао, сахар ниже норматива. Однако, при недоиспользовании бюджетных средств по статье «продукты питания» такое положение вещей недопустимо, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Минздрава России по данному вопросу. Установлен большой разброс в стоимостном выражении. Так, по туберкулезным санаториям питание на койко-день составляло в 2001 году от 32 рублей до 80 рублей, по детским санаториям от 30 рублей до 93 рублей, по статье медикаменты соответственно от 4 рублей до 52 рублей по туберкулезным санаториям и от 4 рублей до 16 рублей по детским санаториям.
Таким образом, недостаточное финансирование, отсутствие единых норм финансового обеспечения санаторно-курортных учреждений вынуждает привлекать внебюджетные средства на покрытие текущих расходов, что ведет к сокращению обслуживаемого контингента и делает невозможным эффективный и качественный процесс оздоровления населения страны.
Использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации на санаторно-курортное обеспечение
Особенностью российской санаторно-курортной сферы является тот факт, что около 80 % затрат на санаторно-курортное лечение застрахованных граждан оплачивалось Фондом социального страхования.
Финансирование санаторно-курортного обеспечения, по данным проверки Счетной палаты Российской Федерации, за проверяемый период неуклонно снижалось.
До I квартала 2001 года путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретались региональными отделениями Фонда за счет средств социального страхования в соответствии с Инструкцией о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда от 6 августа 1997 года № 64.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.