Реферат по предмету "Спорт"


Ответы по экономике туризма

--PAGE_BREAK--
Туристский рынок — это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
Другими словами, туристский рынок — это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли продажи туристского продукта.
Рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
2) организация процесс а доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги туристский продукт.
Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного  воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги — туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.
Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.
Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.
Механизм функционирования туристского рынка это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги — туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.
Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной на рисунке, которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожелания ми и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

Емкость туристского рынка — это его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т. е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.
На туристском рынке сталкиваются спрос на турист; ский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.
Туристский кругооборот — это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:

 1 — турист платит турфирме деньги за турпутевку;
2 — турфирма выдает туристу турпутевку;
3 — турист обменивает турпутевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;
4 — в процесс е реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;
5 — турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов турпродукта;
6 — турфирма получает новые виды турпродукта;
7 — турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.
Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.
К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.
К Вторичным факторам относятся: 1) экономические структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; 2) наличие свободного времени; 3) демографические дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; 4) психологические — традиции, вкусы, мода; 5) технологические — связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.
Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период: Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:
1) значительный удельный вес неполной занятости;
2) сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
3) низкий удельный вес квалифицированного персонала;
4) ограниченные роста;
5) значительный удельный вес женского труда.
Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей.
Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.
Всякий рынок как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

11.
Тенденции развития международного рынка туризма
Итак, по прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется все большее количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих особое внимание на качество и безопасность и предлагаемого туристического продукта. Последнее является особенно актуальным, учитывая тот факт, что хотя уже практически наступило третье тысячелетие и существует такое понятие как «космический турист», а тем временем в мире все еще существует проблема пиратства. Так, за прошедший 1999 год было зарегистрировано 285 нападений пиратов, что на 40% больше, чем в 1998 году (202 случая) и почти втрое больше, чем восемь лет назад (в

1991 году – 107 случаев). В ежегодном докладе Международного морского бюро говорится, что одним из самых опасных районов является Юго-Восточная Азия, в особенности воды вокруг Индонезии и Бангладеш.

      Возвращаясь к прогнозам экспертов на будущее, нужно отметить, что дальнейшее развитие мирового туристического рынка все больше будет определяться новейшими информационными технологиями.

      В мире наблюдается и другая тенденция – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристического рынка.

      Кроме того, в настоящее время групповыми туристическими пакетами на западном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя.

      В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии международного туризма:

  — создание новых и развитие уже существующих туристических услуг и рынков,    учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических)    ресурсов в странах пребывания туристов;

  — широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в    планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее    безопасности;

  — развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами    с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей    их удовлетворения;

  — рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных    и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при    этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в    области туризма на уровнях, которые являются приемлимыми для туриста и    выгодными для туристической индустрии;

  — при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты    окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);

  — осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и    организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;

  — повышение профессионального уровня сотрудников индустрии туризма;

  — развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером).

      Кроме того, генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли на    конференции «Путешествуя в новое тысячелетие», прошедшей в финском городе    Тампере, представил министрам по туризму стран членов ЕС прогноз развития    этой отрасли. По мнению специалистов, в новом тысячелетии Европа    останется самым важным в мире районом для путешествий. Юго-Восточная Азия    и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе    место.

      Туристические прибытия в Европу будут увеличиваться на 3,1% ежегодно и    достигнут 7,7 млн человек в 2020 году. Для сравнения в прошлом 1999 году    по Европе путешествовали около 38 млн человек.

      Но в любом случае, какими бы не были прогнозы на будущее очевиден один    основной вывод: чтобы преуспеть в туристической деятельности  в следующем    столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента    и выполнение требований законодательства подход к организации производства, продвижению и реализации туристического продукта.
12.
Сегментация международного рынка туризма и его субъекты
13. Туристское предприятие как субъект хозяйствования и юридическое лицо
Туристское предприятие — самостоятельно хозяй­ствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом про­изводит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги [2, c. 92].

Юридическим лицом признается организация, которая име­ет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего име­ни приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоя­тельный баланс или смету. Таким образом, туристское пред­приятие как юридическое лицо имеет следующие признаки:

— организационное единство;

— наличие в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленного имущества;

— самостоятельная имущественная ответственность по сво­им долгам;

— выступление в гражданском обороте от своего имени.

Организационное единство предполагает наличие внутрен­ней структуры, органов управления юридическим лицом, струк­турных подразделений и структурных единиц, входящих в его состав, трудового коллектива, штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка и подчинения его нижестоя­щих органов вышестоящим. Организационное единство юриди­ческого лица отражается в его уставе.

Наличие в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленного имущества означает, что имущество юридического лица обособлено от имущества его уч­редителей, в связи с чем юридическое лицо по общему правилу не несет ответственности по долгам учредителей, а учредители в свою очередь не несут ответственности по долгам юридическо­го лица. Юридическое лицо несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно может приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, исполнять обя­занности, быть истцом и ответчиком в суде от своего имени.

Главной задачей туристского пред­приятия является хозяйственная деятельность, подразумеваю­щая получение прибыли для удовлетворения социальных и эко­номических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществля­ет виды деятельности (организация досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законом и соответствуют уставу.

Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы — экономические и социальные.

Экономические цели — основа всей системы целей, посколь­ку они направлены на обеспечение работоспособности предприя­тия в рыночной экономике (табл.1). Среди них выделяются предметные цели, охватывающие материальную базу достиже­ния результативных и финансовых целей. Главная из финансо­вых целей — поддержание постоянной платежеспособности и ликвидности предприятия, иначе ему грозит разорение. Для обеспечения ликвидности предприятие должно обладать опреде­ленным количеством ликвидных ресурсов (в зависимости от сте­пени существующего риска на рынке). Одновременно объем ре­сурсов влияет на поведение предприятия в условиях риска.

Таблица 1.Экономические цели туристического предприятия

Экономические цели

Предметные

Результативные

Финансовые

Вид и структура производства и реализации.

Количество производимого и реализуемого товара.

Производственные мощности.

Качество.

Местоположение.

Каналы реализации.

Объем и структура оборота.

Прибыль и рентабельность.

Величина и структура издержек производства.

Размер вновь созданной стоимости.

Распределение прибыли.

Платежеспособность.

Объем и структура ликвидных ресурсов.

Оставляемая прибыль.

Структура капитала (собственный – заемный).

Структура и объем инвестиций и финансирования.

Примечание. Источник: [1, c. 95, рисунок 3.2 ]

Получение прибыли представляет собой результативную цель. В то же время ее использование оказывает непосредствен­ное воздействие на финансы предприятия: прибыль, выплачи­ваемая собственнику, не может быть использована предприяти­ем для финансирования. Поэтому определение размера остав­ляемой прибыли представляет собой важную финансовую цель. За счет заработанных предприятием средств могут обеспе­чиваться будущие капиталовложения.

Социальные цели многообразны, но все они связаны с инте­ресами людей, работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы, благоприятствующей добрым человечес­ким отношениям и одновременно — увеличению его прибыль­ности и конкурентоспособности.

В конечном итоге все они сводятся к увеличению потока турис­тов и соответственно — к росту прибыльности, способствующей укреплению финансового состояния и конкурентоспособности.

Таким образом, под туристским предприятием следует пони­мать такую организационно-хозяйственную единицу, которая по­средством объединения необходимых производственных средств (труда, денег, земли и др.) осуществляет подготовку, исполне­ние и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские пред­приятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат для удовлетворения туристских потребностей.
14.
Характеристика юридических лиц в туризме
Туристским предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, сказывает услуги.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, туристское предприятие как юридическое лицо имеет следующие признаки:

·                     организационное единство;

·                     наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

·                     самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам;

·                     выступление в гражданском обороте от своего имени.

Все предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основным количественным параметром выступает численность работников, по которой предприятия подразделяются на крупные, средние и малые. Следует отметить, что основная доля туристских предприятий РБ относится к малому бизнесу.

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие: тип собственности; характер и содержание деятельности; объем и ассортимент производимого товара; способы и методы ведения конкурентной борьбы; способ вхождения в различные союзы и объединения; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации, отдыха, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законам и соответствуют уставу.

Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы – экономические и социальные.
15. Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий: характеристика и отличительные черты
Туристские предприятия представляют собой третий важный компонент, создающий туристское предложение внутри подсистемы «объект туризма». В туристской отрас­ли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм — это одно из не­скольких направлений их коммерческой деятельности. Предприятия, существующие только за счет туризма, назы­ваются туристскими предприятиями сферы первичных ус­луг, а предприятия, получающие доходы не только от ту­ристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых пред­приятий служат исключительно туризму и составляют осно­ву его существования, а услуги второй группы предприя­тий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них — лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Туристские предприятия первичных услуг:  туроператоры и турпосредники, транспортные предприятия специального назначения, гостиничные предприятия, прочие предприятия. Туроператор — туристское предприятие, которое ком­бинирует свои собственные и чужие услуги в новый — самостоятельный туристский продукт. Этот новый про­дукт называется паушальным (комплексным) туром. Тур-оператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.

Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих. Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему потреби­теля и предлагает его за одну общую стоимость. Туропера­тор собирает в пакет дополняющие друг друга услуги, ко­торые производятся чаще всего разными предприятиями (исполнителями услуг). Результат комбинирования — по­лучение нового продукта. В этот продукт входят также ус­луги турпосредника по консультированию и сбыту.

Слово паушальный указывает по крайней мере на два признака: комплексный тур, представляющий из себя па­кет, который состоит из нескольких услуг и продается за общую стоимость; тур является серийным, готовым и само­стоятельным продуктом. При этом всем потребителям предлагаются одинаковые услуги. Паушальный тур предла­гается постоянно и, как правило, в течение длительного периода времени (например, Туроператор предлагает с апреля по сентябрь каждую субботу путешествие в Париж).

Всех туроператоров, работающих на туристском рын­ке, можно классифицировать по их размерам, региону дей­ствия, ширине и глубине программы и экономическим целям.

По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется более 100 тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн.долларов. В группу средних туроператоров входят предприятия с кли­ентурой от 30 до 100 тысяч человек в год. Чаще всего они имеют узкую специализацию деятельности: заполняют толь­ко одну из рыночных ниш (специализация на определенном туре — например, образовательные туры; специализация на определенном регионе — например, Карпаты). К категории мелких туроператоров относятся самые разнообразные типы предприятий: специализирующиеся на походном или моло­дежном туризме, занимающиеся организацией путешествий, автобусные предприятия, одно из направлений деятельнос­ти которых — перевозка туристских групп.

По региону деятельности различаются международные, межрегиональные, региональные и мес­тные туроператоры. Международных туроператоров мало. Лишь немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты в нескольких странах. Чаще всего они открыва­ют за границей свои филиалы или сотрудничают с нацио­нальными предприятиями.

Турпосредники. Понятия турпосредник и турбюро чаще всего употребляются как синонимы, но, строго говоря, они не всегда имеют одно и то же значение. Турпосредник — это собирательное понятие. Оно охватывает все предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают как посредники. Определение тур­бюро относится только к тем предприятиям, основная деятель­ность которых заключена в посредничестве туристских услуг. Мы будем использовать оба выражения в одинаковом зна­чении, так как турпосредники, не являющиеся турбюро, играют в туристской отрасли второстепенное значение.Транспортные предприятия специального назначения.


Существуют транспортные предприятия, которые спе­циализируются на перевозке туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом, их отно­сят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет значения, на какое расстояние перевозятся тури­сты и как долго длится переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуати­рующее лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги, паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.

Гостиничные предприятия.


Третья группа туристских предприятий первичных ус­луг — это гостиницы. Гостиничные комплексы существу­ют исключительно за счет прибыли, полученной от разме­щения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостинич­ного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).

Прочие туристские предприятия первичных услуг.


Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц, существует еще целый ряд пред­приятий, которые также относятся к туристским. Важней­шими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агентства и др.

К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката спортивного инвентаря, лодок, а также оп­ределенные спортивные школы.

Туристские предприятия вторичных услуг: Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой ус­луги или товара, а большим их объемом и большей значи­мостью по сравнению с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает продукт, ко­торый используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае следует рассмотреть структуру потребите­лей его товаров и услуг и на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг. Ти­пичными предприятиями вторичных услуг являются пред­приятия общественного питания, некоторые транспорт­ные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг. В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные предприя­тия вторичных услуг отличаются от туристских транспорт­ных предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников). Второстепен­ный оборот от туризма получают некоторые промышлен­ные и торговые предприятия (хлебопекарня, обеспечива­ющая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а такжепредприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг и т.п.).

Общим признаком всех предприятий вторичных тури­стских услуг является невозможность точного определе­ния объема товаров и услуг, которыми пользуются турис­ты. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от се­зона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место распо­ложения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).



связанные с объектом управления

связанные с субъектом управления

связующего направления

предприятия размещения и питания;

оздоровительные и лечебные предприятия;

предприятия культурного и развлекательного аспекта;

особые спортивные сооружения;

туристские транспортные компании;

рекламные предприятия; туристско-страховые общества; финансирующие туризм пред­приятия (кредитные банки)


специальные ту­ристские пред­приятия, работающие с отдельными контингентами туристов (детьми, школьниками, студентами, пенсионе­рами и т.д.)


турбюро и их разновид­ности




16. Характеристика спроса на туристский продукт
Анализ туристского спросавключает детальный разбор каждого национального и международного туристского потока по следующим признакам:
— объемы, сезонный характер, динамика;

— социально-экономические характеристики;
— мотивировки;
— продолжительность пребывания;
— транспортные средства;
— размещение;
— организация.
На базе анализа статистических данных и результатов опроса можно подготовить прогноз:
— количественного характера (количество прибытий и расходы);
— качественного характера (типы продукта, продолжительность пребывания, обслуживание).
Планирование туристского продукта должно производиться не умозрительным способом, а основываться исключительно на предварительной оценке рыночного потенциала. Для этого на первом этапе необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно:
— территориальные границы рынка (город, район, область, регион);
— социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, люди третьего возраста и др.);
— виды туризма и цели путешествия;
— возможные объемы и сезоны поездок.
Для сбора и анализа этих данных можно использовать такие средства, как публикуемые материалы и статистические отчеты, экспертные оценки, рекламные объявления других фирм, выборочные опросы населения, организация пробных туров и т. д.
Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.
Спрос на путешествия в определенный туристский регион (D) — это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения:

Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к путешествиям следует принимать во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга.
Сопротивление же порождается экономической дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности.

Экономическая дистанция связана со временем и денежными расходами на путешествие от начального пункта до места назначения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. И, наоборот, из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос.
Культурная дистанция — степень различия между культурой региона, из которого приехал турист, и культурой принимающего региона. Общая тенденция такова: чем больше культурные различия, тем больше сопротивление. Но в некоторых случаях отношение может быть и обратным, так, например, в последнее время возрастает спрос на экзотический туризм.
Кроме того, относительная привлекательность данного направления будет зависеть от времени года, на которое запланирован отпуск. Для лыжного курорта, например, спрос будет на самом высоком уровне в зимние месяцы. Сопротивление же в этот сезон минимально.
На величину спроса, его структуру и динамику влияют самые различные факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.
17. Понятие эластичности спроса на туристский продукт
Для развития туристской отрасли в общем и туристских фирм в частности важно знать темпы изменения трех экономических величин: цены, спроса и предложения. В этом помогает такое понятие, как «эластичность спроса».
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный товар, если цена его изменится на 1 %. Если этот показатель больше 1, то спрос по цене будет эластичным, если этот показатель меньше 1, то спрос по цене будет неэластичным.
Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:



где ∆Q — процент роста объема покупаемого товара Q;
∆Р — процент падения цены Р.

Очевидно, что эластичность спроса по цене различна на разных участках кривой спроса. Абсолютная величина эластичности ниже при высоких ценах и выше при низких ценах на туристский продукт. Как показано на рис. 3.6, на кривой спроса можно выделить три участка: где эластичность больше 1, равна 1 и меньше 1. Спрос является эластичным выше уровня цены РА и неэластичным ниже уровня цены РА.


Рис. 3.6. Кривая спроса и эластичности

Ценовая эластичность и общая выручка от реализации туристского продукта находятся в прямой зависимости, так как эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости Объема покупаемого товара Q от колебаний рыночных цен Р.

Вывод из вышесказанного очевиден. Во-первых, можно судить об эластичности спроса, лишь зная изменения цен и объемов спроса. Во-вторых, повышение цен не может быть выгодным и полезным при эластичном спросе, так как суммарный доход снижается так же, как и количество клиентов. Аналогично, если спрос неэластичен, то целесообразно цены не снижать, поскольку за этим последует снижение дохода, а клиентов станет больше.
Итак, изменение цены вызывает изменение объема спроса. Но существуют и неценовые детерминанты спроса, которые включают: уровень доходов потребителей туристских товаров и услуг, количество потребителей, качество услуг, моду и вкусы. Они также влияют на спрос.
Рассмотрим эластичность спроса по доходу, поскольку рост доходов оказывает немаловажное влияние на повышение спроса на турпродукцию при любой заданной цене. Таким образом, доход потенциальных потребителей и спрос находятся в прямой зависимости.Эластичность спроса по доходу — это чувствительность спроса к изменениям в доходах потребителей. Она определяется как процентное изменение доходов при неизменных ценах.
Эластичность спроса по доходу может варьироваться от нуля до бесконечности. Когда эластичность по доходу находится в пределах между нулем и единицей, спрос считается неэластичным по доходу, т. е. вне зависимости от изменения в доходах спрос останется более или менее стабильным. Если эластичность больше единицы, то спрос эластичен по доходу, и это означает, что по мере роста семейного дохода или доходов определенного сегмента рынка и при неизменных ценах на путешествия спрос на туры возрастет. Эластичность может быть равна и единице.
Товары низкого качества являются исключением из этого правила. В данном случае нет прямой зависимости между доходом и количеством продукции, на которую имеется спрос.
18.
Характеристика предложения туристского продукта
Туристское предложение — это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара.
Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории:
1) природные ресурсы;
2) инфраструктура;
3) материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т. п.;
4) культурные ресурсы гостеприимства.
Целесообразно рассмотреть каждый из этих элементов подробнее.
Природные ресурсы каждого туристского региона, доступные для туристского пользования, составляют основу предложения. Базовые элементы этой категории включают воздух и климат, физические особенности местности (топографию), флору, фауну, водные ресурсы, пляжи, памятники природы и т. п. Качество природных ресурсов необходимо сохранять с целью поддержания спроса. В сущности, туризм очень чувствителен к качеству использования природных ресурсов.
Инфраструктура представляет собой подземные и надземные обслуживающие сооружения, включающие: водопровод, канализацию, газопровод, коммуникационную систему, а также другие средства обслуживания, например шоссе, аэропорты, автодороги, железнодорожные пути, автостоянки, пар ковки, порты, вокзалы и прочее. Инфраструктура очень важна для успешного развития туризма. Эти сооружения должны соответствовать интенсивности использования. Например, взлетные полосы аэропортов следует строить с учетом использования в будущем новейших видов реактивных самолетов для того, чтобы потом не пришлось проводить дорогостоящие реконструкции.
Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т. д.). В состав материально-технической базы туризма входят: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т. п. По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).
По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у юридических лиц (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц.
Одним из основных и наиболее значимых элементов материально-технической базы туризма являются средства размещения.
Самое популярное среди туристов в настоящее время средство размещения — отель. На сегодняшний день в мире существует более 30 систем классификаций средств размещения. В каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Наиболее известная система звездная. Она особенно распространена в Европе. Несмотря на попытки разработать унифицированные международные стандарты качества, до сих пор единой системы не существует. В 1989 г. ВТО был разработан документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями», который может рассматриваться как международный стандарт, имеющий исключительно рекомендательный характер.
Попытка ввести единую систему классификации средств размещения в России была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие в настоящее время на территории России стандарты были введены в 1995 г. одновременно с процедурой сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд. Непосредственно определением категории гостиниц занимаются независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом РФ. На территории России их около 50, в Москве — приблизительно 15. Принято считать, что классификация гостиниц в России — добровольная. Услуга эта довольно дорогая. В такой ситуации гостинице нередко становится экономически невыгодно официально подтверждать уровень своего сервиса.
Средняя стандартная цена номера для пятизвездочного российского отеля составляет 230-280 долл., четырехзвездочного — 90-150, трехзвездочного — 30-60. По мнению практиков, ниша отелей среднего класса в Москве почти не занята. После дорогих гостиниц идут «ночлежки». Существует лишь несколько исключений — это гостиница«Саяны» И гостиничный комплекс «Молодежный». Правительство Москвы поставило задачу — превратить город в международный туристский центр и обеспечить к 2005 г. прием 5 млн. туристов ежегодно. В городе существует туристско-гостиничная отрасль, которая дает столичному бюджету приблизительно 10 % доходов. Создается сеть малых гостиниц (до 100 мест), более дешевых и уютных, поскольку спрос на гостиницы туркласса значительно превышает имеющиеся возможности.
Структуру современного рынка средств определяют наряду с предприятиями гостиничного хозяйства так называемые нетрадиционные или дополнительные, средст8аразмещения, которые возникли и успешно развиваются, в течение последних 30-40 лет. Они включают апартаменты, дачные дома, кемпинги, аренду частных комнат, размещение на яхтах, таймшер, кондоминиум и т. д.
Даже прекрасно развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Развитие культурных ресурсов гостеприимства является важнейшим фактором в туризме. Эти ресурсы — все культурное богатство туристского района, которое предоставляет возможности для качественного обслуживания туристов. Понятие «ресурсы гостеприимства»включает учтивость, обходительность, дружелюбие, искренний интерес, желание обслуживать и прочие способы выражения теплоты и гостеприимства работниками туризма и местными жителями принимающего региона. Кроме того, культурные ресурсы включают изящные искусства, литературу, историю, музыку, драматическое искусство, танцы, спорт и т. п.
Благоприятное отношение к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения.
19.
Понятие эластичности предложения туристского продукта
20. Понятие и содержание категории «туристский продукт».
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова — это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар (К. Менгер, 1992 г.).
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.
Есть еще одно обстоятельство, которое делает необходимой работу туроператора по производству туристского продукта. Поясним это на примере. Вряд ли вы отправитесь в Вену ради того, чтобы съесть венский шницель и выпить пиво «Гесер». Эти услуги хотя и приятны, но окажутся слишком дороги. Транспортные издержки намного превысят стоимость самих услуг, которые побуждали вас к поездке в Австрию. Другое дело, вы приехали в Австрию на Зальцбургский фестиваль, так почему бы заодно не отведать местного пива?
Теперь представим себе, что туроператор формирует туристский продукт в Австрию и включает в него стоимость посещения Моцартовского фестиваля в Зальцбурге. Что происходит? Тем самым он сузил рынок потребителей до любителей музыки В. А. Моцарта. А если он включит в этот тур еще и посещение пивного бара как обязательный компонент, то скорее всего ему придется искать уже любителей музыки Моцарта в партии любителей пива.
Поэтому задача туроператора — включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.
Технология составления туристского продукта будет рассмотрена несколько позже, сейчас же остановимся на некоторых важных свойствах туристского продукта как товара.
Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта.
Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью — количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.

Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» — основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер (рис. 6.1).



Туристский продукт — совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары (рис. 6.2).
Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки (рис. 6.3).



21. Механизма формирования  туристского продукта

Туристский продукт — упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров, состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ и товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточная  для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туризм — совокупность отношений и явлений, вытекающих из перемещения и пребывания лиц, путешествующих за пределами своей обычной среды в течение менее одного года в целях иных, чем осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте 1.

Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристический продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора 2.

Характеристика турпродукта:

Туристский продукт, наделенный потребительскими свойствами и выступающий на рынке в качестве предложения, должен:

♦удовлетворять определенные рекреационные потребности людей, быть полезным, обладать определенной ценностью для максимально большего числа людей (массового потребителя)


♦ соответствовать потребностям туристов, как в комплексе, так и по отдельным составляющим (услуги и товары должны отражать специфику маршрута и соответствовать цели путешествия);

♦ быть надежным, т.е. иметь достоверную информацию и соответствовать рекламе;

♦ обеспечивать наибольший эффект для туристов при наименьших расходах с их стороны, вызывать у туристов чувство удовлетворения от проведенного путешествия, предоставляя уровень туристского обслуживания выше приемлемого или ожидаемого;

♦ быть целостным, завершенным, полностью соответствующим программе обслуживания;

♦ быть гибким, готовым к потреблению разными категориями туристов и не зависеть от смены обслуживающего персонала;

♦ быть ясным, прозрачным, понятным для клиентов, простым в эксплуатации, не иметь сбоев в технологии обслуживания

А) Особенности турпродукта:


— в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны (например, «солнце-море» — Кипр, Греция, Турция; «отдых-лечение» — Карловы Вары, Кахул);

— турпродукт создается усилиями многих организаций, каждая из которых

имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные

коммерческие цели;

— покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления турпродукта;

— турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристского предприятия будут отличаться в пик сезона и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные услуги и пр.;

— значительное влияние на качество турпродукта оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий покупателя – погода, природные условия, политика, международные события и др.

Б) Специалистами выделено несколько основных потребительных свойств турпродукта:

♦ обоснованность- предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;

♦ надежность- соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;

♦ эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;

♦ целостность- завершение турпродукта;

♦ ясность, простота в эксплуатации — потребление турпродукта, его направленность должны быть понятны и туристу, и производителю;

♦ гибкость — турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей;

♦ полезность – способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.

Формирование турпродукта представляет собой достаточно сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий:

▪ проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды турпродукта;

▪ определение видов, форм и элементов турпродукта, периодичности его предоставления;

▪ анализ реальных затрат на разработку и реализацию предлагаемого к продаже турпродукта;

▪ оценка экономической эффективности и целесообразности разработки турпродукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.

На базе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса турфирма должна определить содержание своего турпродукта, т.е.:

Страну путешествия и вид туризма.

Сезон и продолжительность поездок.

Маршрут.
Пакет и классность услуг.

Общее количество групповых или индивидуальных туровпо каждой стране.

На основе перечисленных оценочных данных фирме следует подготовить (в письменной форме) набор туров или серий туров для обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.

В) Установление цены на туристский продукт


Одним из наиболее важных решений является решение относительно установления цены на товар или услугу. Цена отражает то, как потребители воспринимают продукт. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей туристского продукта, а также норма прибыли должны быть включены в цену. Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации. Именно от цен зависят достигнутые, коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая стратегия оказывает долговременное и решающее влияние на конкурентоспособность туристских продуктов и на деятельность предприятий.

Также цена является фактором, имеющим большое значение для потребителей. Она служит средством установления отношений между фирмой и клиентами. И, наконец, цена — сильнейшее оружие в борьбе с конкурентами на рынке.

С целью установления правильной цены на туристский продукт необходимо анализировать многие факторы. К числу важнейших внешних факторов, которые необходимо учитывать при разработке ценовой стратегии, относятся:

1) соотношение спроса и предложения;

2) уровень и динамика конкурирующих цен;

3) государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;

4) потребители.

Установление цен во многом зависит от имиджа туристского предприятия. Предлагая свои услуги, оно должно заботиться о том, как воспринимаются потребителем его продукты. При разработке ценовой стратегии это должно обязательно учитываться, т.к. чем больше у предприятия авторитет, тем большей популярностью и доверием пользуются его услуги.

При установлении цены, прежде всего, учитываются характер конкуренции на данном туристском рынке и анализ ценовой политики конкурентов. Если рассматривать рынки с различными видами конкуренции, то можно увидеть следующую картину.

На цену туристского продукта большое влияние оказывают также внешние факторы: климатические, экономические, региональные конфликты и т.д.
22. Основные  и  дополнительные  услуги  при формировании туристского продукта
23. Свойства туристского продукта
Специалистами выделено несколько основных потребительных свойств турпродукта:

♦ обоснованность- предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;

♦ надежность- соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;

♦ эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;

♦ целостность- завершение турпродукта;

♦ ясность, простота в эксплуатации — потребление турпродукта, его направленность должны быть понятны и туристу, и производителю;

♦ гибкость — турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей;

♦ полезность – способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.
24. Создание, продвижение, реализация туристского продукта туроператором
Здесь в качестве контрагентов и исполнителей отдельных услуг, входящих в турпакет, представлены: гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия. Они выступают в качестве внутренних и иностранных контрагентов и исполнителей услуг, поставляющих отдельные услуги туроператорам для формирования турпакета 1.

В сбытовой деятельности принимают участие:

1.       Туроператоры – юридические и физические лица, занимающиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристического продукта.

2.       Исполнители туристских услуг (контрагенты) – юридические  или физические лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные, транспортные, экскурсионные и другие услуги, входящие в турпакет, — гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия.

3.       Турагенты – юридические   или физические лица, занимающиеся продвижением и реализацией туристского продукта, — посредники.

В практике деятельности туристских организаций выделяются два направления формирования каналов сбыта: внешние каналы (зарубежные) и внутренние.

Внутренние каналы сбыта— это, как правило, система филиалов и посреднических организаций, через которые продаются различные туристские услуги на территории самой станы (независимо от того, кому они продаются — гражданам страны или иностранцам, находящимся на территории данной страны).

Внешние каналы сбыта— это определенное число зарубежных туристских фирм-посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя согласно договору обязательство продавать в своей стране туристские поездки в данную страну.

Стратегия маркетинга предполагает комплексное использование и внутреннего и внешнего каналов сбыта. Но их роль, в зависимости от характера производимых услуг, разная. Если туристская организация специализируется на продаже комплексного обслуживания, ее сбытовой аппарат должен в основном ориентироваться на зарубежных посредников. Можно открывать за рубежом собственные агентства и представительства, как это делают гиганты туристского бизнеса, но это связано с большими валютными затратами. Средним фирмам для продажи своих услуг за рубежом гораздо выгоднее использовать туристские организации, занявшие прочное положение на местном туристском рынке и имеющие большой опыт такой работы.
25. Деятельность турагентов, продвижение туристского продукта на рынке

Турагентство — достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристские фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.
Основные задачи турагентства:
— полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;
— продвижение этой информации с помощью рекламы;
— организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.
Туристские агентства могут иметь разнообразные формы:
¦ чисто туристские агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;
¦ транспортно-туристские агентства по организации транстуров. Здесь возникают перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиацион-но-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентсткие соглашения по реализации транспортных билетов;
¦ турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реализующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры.
С точки зрения специализации турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), т. е. осуществляющими комплексное обслуживание любых видов клиентов, включая отпускников, командированных и группы. Существуют также и специализированные турагентства, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, специализирующиеся на организации деловых поездок для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также агентства, специализирующиеся на поездках на отдых. Именно последние, как правило, предлагают наиболее широкий выбор туров, круизов и пакетных поездок на курорты, в популярные места отдыха и развлечений.
26. Сущность, особенности и специфика труда в туризме
Туристские предприятия не могут в одиночку справиться со своими задачами. Они вынужде­ны обращаться к посредничеству специализированных фирм, кото­рые удовлетворяют запросы рынка и обеспечивают доходность бла­годаря тесному контакту с потенциальными клиентами.

Эти особенности обуславливают характер труда в туризме, спе­цифика которого заключается в: сравнительно большом удельном весе живого труда, что за­трудняет его нормирование; высокой степени воздейсвия на процесс производства и ре­ализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента; комплексности производства туристского продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллек­тивов, труд которых подчинен одной цели — удовлетворению по­требности клиента; наличии производительного и непроизводительного труда.

Особенности труда в туризме предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персона­ла, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др.

 Одной из важнейших задач туристского предприятия является со­здание дееспособного коллектива сотрудников. Подбор и расста­новка кадров призваны решить две взаимосвязанные задачи:

·         назначение на должности квалифицированных работни­ков;

·         нахождение для каждого из них соответствующей его про­фессиональным данным сферы трудовой деятельности.

·         должны обладать коммуникабельностью и умением строить взаимоотно­шения с людьми.

·         В целях поиска сотрудников, соответствующих требованиям к квалификации и предстоящей работе, предприятием могут быть использованы различные методы:

·         личные контакты руководителя и других сотрудников;

·         размещение объявлений в средствах массовой информации;

·         помощь агентств, занимающихся подбором кадров;

·         подготовка собственных кадров;

·         привлечение выпускников высших и средних учебных заве­дений и др.

·         Трудовые ресурсы туристского предприятия — это совокупность работников различных профессионально-квалифи­цированных групп, занятых на туристском предприятии и входя­щих в их списочный состав. Их характеристика определяется основным составом и количественным соотношением отдельных ка­тегорий и групп работников. Профессионально-квалификационная структура кадров в сфе­ре туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда.

Количественная характеристика трудовых ресурсов

Количественная характеристика трудовых ресурсов туристских предприятий измеряется несколькими показателями.

Для определения численности работников на определенную дату с учетом прибывших и выбывших используется списочный состав работников. В списочный состав работников включа­ются принятые на постоянную, временную или сезонную работу, как фактически работающие, так и временно отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

Работники, принятые на неполный рабочий день или непол­ную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (ок­лада) в соответствии со штатным расписанием

Численность ра­ботников, состоящих в списках в праздничные дни и выходные, принимается равной данным за предыдущий день.

По сути, списочная численность работников — это сумма явившихся и не явившихся на работу по разным причинам.

Среднесписочная численность N определяется как сумма списочной численности работников за все дни месяца, делен­ная на число календарных дней месяца.

Среднесписочная численность работников за периоды более одного месяца (квартал, полугодие, год) определяется как средне­арифметическое из данных за все месяцы.

Среднесписочная численность работников за год определяется по средним значениям списочных чисел за все месяцы. При этом если предприятие работало неполный год, то сумма средних чи­сел все равно делится на 12 месяцев.

 Среднесписочная численность применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы коэффициентов оборота, текучести кадров и др.                           

Наряду с этим определяется среднеявочная и среднефактическая численность работающих.                                   

Явочная численность определяется на каждую дату (ее следует отличать от числа фактически работающих) В явочное число включаются все работники, пришедшие на работу независимо от того работали они полный или неполный день
27.
Трудовые ресурсы туристского сектора: состав, структура, характеристика, источники формирования
28.
Количественная характеристика трудовых ресурсов туристского предприятия, показатели движения рабочей силы
Количественная характеристика трудовых ресурсов туристских предприятий измеряется несколькими показателями.

Для определения численности работников на определенную дату с учетом прибывших и выбывших используется списочный состав работников. В списочный состав работников включа­ются принятые на постоянную, временную или сезонную работу, как фактически работающие, так и временно отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

Работники, принятые на неполный рабочий день или непол­ную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (ок­лада) в соответствии со штатным расписанием

Численность ра­ботников, состоящих в списках в праздничные дни и выходные, принимается равной данным за предыдущий день.

По сути, списочная численность работников — это сумма явившихся и не явившихся на работу по разным причинам.

Среднесписочная численность N определяется как сумма списочной численности работников за все дни месяца, делен­ная на число календарных дней месяца.

Среднесписочная численность работников за периоды более одного месяца (квартал, полугодие, год) определяется как средне­арифметическое из данных за все месяцы.

Среднесписочная численность работников за год определяется по средним значениям списочных чисел за все месяцы. При этом если предприятие работало неполный год, то сумма средних чи­сел все равно делится на 12 месяцев.

 Среднесписочная численность применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы коэффициентов оборота, текучести кадров и др.                           

Наряду с этим определяется среднеявочная и среднефактическая численность работающих.                                   

 

29.
Эффективность и производительность труда в туризме
30. Сущность и принципы организации оплаты труда. Структура заработной платы

Все работающие по найму получают за проделанную на предприятии работу заработную плату, т.е. определенную сумму денежных средств, компенсирующих затраты труда работника и обеспечивающих ему определенный уровень удовлетворения личных потребностей, а также потребностей членов его семьи. Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Заработная плата это также вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполнение работы, а также выплаты компенсирующего и стимулирующего характера. Для работодателя же труд выступает в качестве одного из факторов производства, а заработная плата наемных работников является одним из элементов издержек производства.

В условиях рыночной экономики формируется рынок труда, субъектами которого выступают: работодатели (собственники средств производства), предъявляющие спрос на определенное количество ресурса труда и наемные работники (собственники ресурса труда), количество и профессионально — квалификационные характеристики которых формируют предложение на рынке труда.

Объектом сделки на рынке труда выступает право на использование единицы ресурса труда определенного качества в течение некоторого промежутка времени в конкретных условиях. Рыночная цена единицы труда – это ставка заработной платы, обусловленная в договоре и определяющая уровень оплаты труда, имеющего конкретные профессионально-квалификационные характеристики в единицу времени. С учетом баланса экономических интересов субъектов рынка труда рыночная цена единицы труда данного качества складывается под влиянием соотношения спроса и предложения.

На величину ставки заработной платы и конъюнктуру рынка труда оказывают влияние следующие факторы:

1. Изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд.

2. Полезность ресурса труда для предпринимателя.

3. Эластичность спроса на труд по цене.

4. Взаимозаменяемость ресурсов.

5. Изменение цен на потребительские товары и услуги.

На уровень оплаты труда действует также и целый ряд нерыночных факторов.

1. Меры государственного регулирования заработной платы.

2. Соотношение сил между профсоюзами и работодателями.

3. Механизм договорного регулирования на всех уровнях заключения трудовых отношений.

4. Количественные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника.

Различают два основных методы регулирования заработной платы:

1. Централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда обязательных либо для всех предприятий, либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп.

2. Локальные методы регулирования заработной платы включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. Это решение о выборе системы оплаты труда и установлении тарифных ставок, размере денежных средств на оплату труда, введение различных доплат и надбавок, а также разработка положений о премировании.

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях:

1. Воспроизводственная функция;

2. Стимулирующая функция;

3. Измерительно–распределительная функция;

4. Ресурсно-разделительная функция;

5. Функция формирования платежеспособного спроса населения.

Для реализации данных функций необходимо соблюдение следующих важнейших принципов:

Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда.

1.    Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.

2.  Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности.

3.    Равная оплата за равный труда.

4.    Государственное регулирование оплаты труда.

5.    Учет воздействия рынка труда.

6.    Простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда.

Принципы и функции заработной платы создают необходимые методические основы для организации оплаты труда непосредственно на предприятиях.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ханс Кристиан Браннер. Никто не знает ночи
Реферат Нотариат. Юридическая служба предприятия объединения. Оказание юридических услуг по лицензиям
Реферат Исследование ассортимента автомобильных запасных частей
Реферат Иннокентий Анненский. Гончаров и его Обломов
Реферат 12. Положення про державний експортний контроль
Реферат Инфляция: причины возникновения и методы борьбы с ней
Реферат Вирусы Происхождение и распростронение Систематизация Грипп
Реферат О природе человеческого мышления
Реферат 6М050900-Финансы
Реферат "Вольному – воля"
Реферат Коммерческие банки: специфика и функции в Украине
Реферат Моделирование схемы усилителя НЧ на МДП-транзисторах
Реферат Жанр Истории и ловушки исторического и историко-литературного знания на рубеже тысячелетий
Реферат Персоналистская Космология – универсальная наука будущего
Реферат Влияние скорости течения воды на рост колониальных гидроидов