Реферат по предмету "Спорт"


Литва как составляющая предложения на рынке выездного туризма в Беларуси

Литва как составляющая предложения на рынке выездного туризма в Беларуси
1 Зимний туризм. Зима 2008 – 2009
Зимний сезон в туризме начинается в ноябре и длится вплоть до марта. Бесспорно, в зимний сезон в мировых туристских потоках происходит заметный сдвиг в сравнении с летним сезоном. Приоритетными становятся такие направления как: Египет, Таиланд, Финляндия, Тунис, Франция, ОАЭ и др.
По мнению российской инфогруппы «ТУРПРОМ»основные мировые тенденции для текущего сезона будут следующими:
В текущем сезоне прогнозируется рост турпотока в Египет на 10-12%. Общий приток туристов в страну в этом сезоне ожидается на уровне 8 млн. чел. Однако наблюдается падение продаж на новогодние заезды (5% по сравнению с предыдущим сезоном).
Туристский рынок ОАЭ столкнулся с такой проблемой как дефицит отельной базы, что ведёт к повышению цен отелей в среднем на 10-20%. Ожидается сохранение стабильного турпотока на уровне прошлого сезона. Предполагаемый максимальный рост — 10%.
Главная тенденция зимнего сезона на финском туристском рынке в текущем году — продолжение перераспределения видов туризма в пользу туристов индивидуалов (55%). Ожидаемый рост турпотока — 10-12%, при этом 50% всего зимнего турпотока приходится на заезды нового года и зимних каникул.
Главная тенденция прибалтийского туристского рынка — ежегодное подорожание стоимости туров в среднем на 10-15%. [5]
Предложение белорусских и зарубежных туристских компаний для текущего зимнего сезона в Беларуси в том числе можно было проследить на XIII Международной туристской выставке «ТУРБИЗНЕС 2009», прошедшей в Минске с 7 по 10 ноября.
Всё предложение в соответствии с предлагаемым видом отдыха можно разделить на несколько основных позиций:
Встреча Нового года и Рождества за рубежом, в частности в Литве, Латвии и Польше («ЦентрКурорт», «Дилижанстур», «КолорЛэнд», «АлатанТур», «ТопТур», «Белинтурист», «ОдиссеяТур», АВК «OpenBalticWay» (Литва), «МАТЭП-90», «Бон Вояж», «Би-Тур» и др.);
Экскурсионные туры в Польшу, Литву, Латвию, Чехию, экскурсии по столицам Европы и др. («ЦентрКурорт», «Белинтурист», «Экотур-6», «CapitalTour», «Би-Тур», АВК «OpenBalticWay» (Литва), «Ассоль» (Украина), «Трэвэл», «Ростинг», «Подевюс», «МАТЭП-90», «Голубая птица», «Визит-Тур», «Виадук Тур» (Россия), «Бон Вояж» и др.);
Горнолыжный отдых в Румынии, Турции, Чехии, Болгарии, Турции и др. .(«SmokTravel», «КолорЛэнд», «АлатанТур», «ТопТур», «ОдиссеяТур», «Планета Грёз», «CapitalTour» (Россия), «Alpatour» (Болгария), «Ассоль» (Украина), «Трэвэл», «Подевюс» и др.)
Пляжный отдых в Египте, ОАЭ, Тунисе, Таиланде и др.(«SmokTravel», «АлатанТур», «ТопТур», «Белинтурист», «Планета Грёз», «CapitalTour» (Россия), «Ростинг», «Контур-Ламн», «Галар-Экспо», «TezTour» (Россия) «EGYPT FLOWERS TOURS» (Египет) и др.)
Отдых и лечение в санаториях Словакии, Чехии, Польши («ЦентрКурорт», «Дортурсервис», «Галар-Экспо», «Визит-Тур» и др.).
Отдых в пределах Беларуси (представлен предложениями Национального парка «Припятский», Национального парка «Нарочанский», пансионата «Журавушка», оздоровительного центра «Загорье», горнолыжно-оздоровительного комплекса «Логойск», санатория «Белая Русь» и др.) Отдых в Беларуси представлен в предложении таких компаний как «ЦентрКурорт», «ТопТур», «КолорЛэнд», «Белинтурист», «Трэвэл».
Кроме ставших уже традиционными для зимнего сезона горнолыжных, новогодних и экскурсионных туров на туристском рынке Беларуси представлены экзотические предложения (Китай, ЮАР, Новая Зеландия, Уганда и др.)
Состояние спроса на зимний отдых на сегодняшний день можно проследить на информационном туристическом портале Holiday.by. В течение ноября 2008 года лидерами по запросам посетителей портала являлись: Беларусь (45940 запросов к страницам с предложениями по Беларуси), Польша (20283), Египет (17507), Чехия (13598) и Литва (9404). [5]
Наглядно демонстрируют спрос и различного рода опросы, так, к примеру, опрос на сайте tio.by. На вопрос «Где вы собираетесь встретить Новый год/ Рождество?» большинство опрошенных (28%) ответили, что намереваются провести праздники за границей. Вторым по популярности был ответ «дома» — 23%. И, наконец, 19% респондентов собираются встретить Новый год/ Рождество «где-то в Беларуси (деревня, усадьба)».[4]
Таким образом, спрос беларуских туристов и предложения туристических компаний Республики в текущем сезоне, являются разнообразными и не имеют ярко обозначенных региональных рамок. Популярными остаются такие направления как Египет, Таиланд, Финляндия, Тунис, Франция, ОАЭ, растет популярность экзотических туров в Китай, ЮАР, Новую Зеландию.Интересы белорусских туристов с каждым годом расширяются, а зимний отдых в свою очередь предполагает кроме популярных горнолыжных и пляжных туров отдых в пределах Республики. О популярности национального турпродукта среди беларусов свидетельствует тот факт, что наибольшее колличество запросов посетителей туристического портала Holiday.by направлено на получение информации об отдыхе в Беларуси.Но тем не менее в настоящее время наиболее популярными остаются Новогодние, Рождественские и экскурсионные туры в страны ближнего зарубежья, такие как Польша, Чехия, Литва.
2 Дннамика въездного и выездного туризма в Беларуси в 2000 – 2005 гг
Для того, чтобы оценить значимость Литвы и обосновать необходимость продвижения Литвы как туристского направления в зимний сезон 2006 – 2007 гг., необходимо проанализировать динамические и структурные показатели развития туризма в Беларуси в последние годы.
Таблица 1
Основные показатели деятельности организаций, оказывающих туристические услуги, в 2000-2004 годах (по данным Министерства статистики и анализа РБ)
Год
Число организаций, оказывающих туристические услуги
Численность работающих в сфере туризма, человек
Принято иностранных туристов, человек
Отправлено туристов за рубеж, человек
Прибыль туризма, млн. рублей
2000
415
4095
60224
1298034
438,6
2001
419
4004
61491
1386660
840,6
2002
408
3072
63484
1436483
896,4
2003
400
2346
64289
1108237
986,7
2004
576
2721
67517
514593
1157,9
По данным Таблицы 1, наибольший рост числа организаций, оказывающих туристические услуги наблюдался в 2003-2004 гг. Относительный прирост числа турфирм в этот период составил 44%.
Согласно данным, предоставляемым Министерством статистики и анализа РБ, численность работающих в сфере туризма с 2000 по 2004 г. сократилось почти в полтора раза. Это обусловлено тем, что ежегодно прекращают свою деятельность ряд турфирм, не прошедших лицензирование. Так, согласно данным Министерства спорта и туризма, на 01.10.2000 г. по всей республике было сертифицировано 322 туроператора, в то время как 141 туроператор (1/3 общего количества) не прошел лицензирование. В городе Минске прошли лицензирование 2/3 всех турфирм (205), не были сертифицированы 65 минских турфирм.
В 2004 г. на одного работника сферы туризма в среднем приходилось 25 иностранных туристов. Относительный прирост количества иностранцев, пользующихся услугами белорусских туристских организаций, в 2004 г. составил 12% по сравнению с 2000 г (67517 и 60224 туристов соответственно). В то же время число отправленных за рубеж туристов за 4 года сократилось более чем вдвое (1298034 чел. в 2000 г. и 514593 чел. в 2004 г.). Таким образом, в 2004 г. на 1 въезд иностранного туриста в Беларусь приходилось 7 выездов белорусских граждан за рубеж).
Несмотря на то, что количество принятых иностранных туристов ежегодно увеличивается в среднем на 2-3%, достаточно сложно объяснить высокие темпы роста прибыли от туризма, которые намного опережают темпы прироста численности въездного потока. Так, за период с 2000 г. по 2004 г. прибыль от туризма увеличилась на 160%. Так как прибыль формируется главным образом за счет экспорта туруслуг, можно предположить, что увеличилось разнообразие предлагаемых белорусскими турфирмами услуг, вследствие чего выросла стоимость белорусского турпродукта. С 2003 по 2004 гг. относительный прирост доходов от туризма составил 17% и сохраняет тенденцию к росту. --PAGE_BREAK--
Выезд граждан Республики Беларусь с туристскими целями в 2005 год составил 574078 человек. Число туристов, выехавших за рубеж из Минска и Минской области, жители которой преимущественно пользуются услугами столичных турагентств, составляет чуть более 65% от общей численности выездного турпотока.
Таблица 2
Численность туристов, выехавших из Республики Беларусь за рубеж, по странам
Направление
2004 год
2005 год
Всего
514593
574078
Страны СНГ — всего
306467
306056
Из них:
Россия


198453


162003
Украина
107764
144016
Другие иностранные государства — всего
165037
204082
Польша
70033
64779
Турция
23647
32306
Болгария
10179
13773
Чехия
14968
17875
Румыния
5513
11137
Египет
8995
16570
Литва
6658
15985
Следует отметить некоторые различия между тенденциями выезда в государства, входящие и не входящие в СНГ. В страны СНГ выехало 53% туристов, в другие иностранные государства – 47%. Выездной поток в страны СНГ стабилен и за 2004 – 2005 гг. изменился незначительно (в абсолютном выражении уменьшился на 411 человек). Численность же выехавших в другие иностранные государства за вышеуказанный период выросла на 23%. Такие различия можно объяснить большой долей выездов с целью посещения родственников в России и Украине (стабильная численность), в то время как главной целью выезда в другие иностранные государства, представленные в таблице 1.2., является отдых.
Численность туристов, выехавших во все эти страны, кроме Польши (-7% по сравнению с 2004 г.), за 2004 – 2005 гг. выросла. Стоит отметить высокий удельный вес стран ЦВЕ как направлений выездного туризма (60% среди государств, не входящих в СНГ). Хотелось бы выделить страны ЦВЕ из числа других популярных направлений (Турция, Египет) и подчеркнуть их значимость именно как направлений зимнего туризма. По абсолютным показателям посещения белорусскими туристами среди стран ЦВЕ в 2005 г. Литва занимала 3-е место после Чехии и Польши. При этом прирост по сравнению с предыдущим годом равен 140% (6658 человек выехало в Литву в 2004 г.) и является самым высоким среди всех направлений выездного туризма. Среди стран-лидеров для туристов, выехавших из Беларуси в 2005 году, Литва занимает 7-ое место (после Украины, Турции, Болгарии, Чехии, Румынии и Египта).
В 2005 году численность белорусов, посетивших Литву с туристскими целями, по данным Министерства статистики, составила 15985 человек, или 2,8% всех выехавших за рубеж туристов (Таблица 1.2). Следовательно, растет интерес белорусских потребителей к Литве как к стране, обладающей одинаковым с Беларусью историко-культурным наследием. Поездки в Литву также являются выгодными с точки зрения экономии времени и денежных средств.
По данным Туристского Департамента Литвы, общий въездной поток в страну в 2005 г. составил 2080,4 тыс. посетителей (прирост 2,9% по сравнению с 2004 годом). При этом в 2005 г. Литву посетили 457,8 тыс. граждан Беларуси (с различными целями посещения, включая туризм). С 1999 года, по данным Министерства статистики Литвы, прирост числа посетителей из Беларуси является отрицательным (сокращение на 39,8% по сравнению с 761,7 тыс. чел. в 1999 г.). [8]
Численность организованного туристского потока в 2005 г. составила 136,4 тыс. чел. Из них 119 тыс. чел. осуществили хотя бы одну ночевку на территории Литвы, а остальные 17,4 тыс. чел. — экскурсанты. Большинство экскурсантов прибыло из следующих стран: Германия — 6 тыс. чел., Великобритания — 1,7 тыс. чел., Беларусь — 0,8 тыс. чел. (4,6% от общего числа экскурсантов).
28% посетителей из Беларуси прибыли в Литву железнодорожным транспортом, 72% — автомобильным. Департамент Туризма Литвы в 2005 г. провел опрос, согласно которому 8% белорусских посетителей, прибывших автомобильным транспортом, имели туристические путевки.
В 2005 г. туристская инфраструктура Литвы располагала 663 предприятиями размещения. 331 из них — гостиницы и мотели, 196 — другие средства размещения (кемпинги, туристические базы, хостелы и др.), 51 — специализированные предприятия (оздоровительные учреждения, конференц-центры, детские рекреационные летние лагеря), 85 — частные средства размещения. Вместимость номерного фонда была равна 18844 номера.
Число туристов, принятых литовскими средствами размещения в 2005 г., составило 1325,6 тыс. чел. Из них 22 тыс. чел. — белорусы (на 1% больше, чем в 2004 году). Количество ночевок равнялось 4251,1 тыс., из них 183 тыс. осуществлено белорусскими туристами (на 4,9% больше, чем в 2004 г.). [9]
Более 60% ночевок приходится на три крупнейших города: Вильнюс, Каунас, Клайпеда. На лечебные курорты Друскининкай и Бирштонас приходится 21,7% ночевок. Среди иностранцев, останавливающихся в санаториях на этих курортах, большинство составляют белорусы —5,7 тыс. чел. Средняя продолжительность их пребывания возросла с 25,47 в 2004 г. до 26,34 ночевок в 2005 г. (Рисунок 1.1).
/>
Рисунок 1 Доля ночевок, проведенных иностранными гражданами в средствах размещения, в %
Средняя продолжительность пребывания белорусских туристов в литовских средствах размещения возросла с 8,02 до 8,32 ночевок.
Средние расходы туристов из Беларуси за одно пребывание на территории Литвы в 2005 г. составили 782 литовских лита (около 290 долларов США), при этом 81% этой суммы тратился на покупки.
Въезд иностранных граждан в Республику Беларусь с туристскими целями за 2005 г. составил 90811 чел., что составляет 134,5% к 2004 г. Значительно увеличился приток туристов из России, Италии, Израиля, Литвы, Латвии. (Таблица 1.3).
Таблица 3
Численность туристов, посетивших Республику Беларусь, по странам постоянного жительства.
Направление
2004 год
2005 год
Всего
65517
90811
Страны СНГ — всего
13012
28831
Из них:
Россия
11681
27097     продолжение
--PAGE_BREAK--
Заметны существенные различия в географии выездного и въездного туризма Беларуси. Если большинство белорусских туристов в зимний период направляются в страны СНГ и ЦВЕ, то, согласно данным Министерства статистики и анализа РБ, белорусский турпродукт пользуется популярностью также у посетителей из Западной Европы (24% въехавших в 2005 г. в Беларусь туристов). Этим фактом можно частично объяснить прирост прибыльности белорусского турпродукта, рассчитанный в начале главы, поскольку туристы из экономически развитых стран Западной Европы за период своего пребывания в Беларуси тратят больше.
Несмотря на вышеупомянутые положительные сдвиги в структуре въездного туризма, туристское сальдо Беларуси остается отрицательным (-483267 чел. в 2005 г.). Имеет место и отрицательный платежный баланс по туристским услугам (сальдо -150,8 млн. долларов, при импорте в 445,7 и экспорте 294,9 млн. долларов). МинСтат Все эти факты означают утечку денежных средств из страны. Для того, чтобы привлекать в страну иностранных туристов и увеличивать доходность туризма, необходимо как проведение грамотной маркетинговой политики по продвижению белорусского турпродукта со стороны государства, так и корректировка стратегий действующих на рынке Беларуси туристских предприятий.


3.Спектр предложений туристского продукта Литвы в зимний сезон 2006 – 2007 гг


В данной работе в основу анализа стратегии продвижения Литвы как туристского направления турфирмами города Минска будет положена схема исследования маркетинговых факторов, предложенная Н. К. Моисеевой. Согласно этой схеме, мероприятия по осуществлению стратегии проводятся на основании данных, полученных при анализе потребностей рынка в продукции, ее привлекательности, конкурентоспособности и степени сегментации рынка (Рисунок 1.2). Поэтому для оценки выбранной стратегии продвижения туристского продукта Литвы и ее корректировки следует поэтапно проанализировать вышеуказанные факторы.


/>Стратегический маркетинг
(анализ)


/>Потребности: базовый рынок


Сегментация
/>на микро- и макроуровне


Привлекательность:
/>потенциал рынка – жизненный цикл


Конкурентоспособность, устойчивые конкурентные преимущества
/>

Выбор стратегии


Операции
(процесс действия)


/>Выбор целевого сегмента


План маркетинга
(цели, позиции, тактика)
/>

Комплекс маркетинга
/>



Бюджет маркетинга
/>



Реализация плана и контроль
Рисунок 2. Этапы реализации фирмой маркетинговой стратегии


Литовский государственный Департамент Туризма разработал среднесрочную туристскую маркетинговую стратегию на период с 2005 по 2009 г., в которой определены основные рынков потребления туристского продукта Литвы. [6] В ней отмечается, что приоритет будет отдаваться рынкам и рыночным сегментам, значимость которых уже подтверждена статистическими данными, с целью развития потенциальных возможностей и продвижения основных категорий турпродукта, востребованного этими рынками.
На основе статистических данных предыдущих периодов, приоритетными признаны рынки 12 стран, причем рынок Беларуси занимает 3-е место после рынков Германии и Польши.
Одной из целей маркетинговой стратегии является продвижение различных отдельных категорий литовского турпродукта на рынках с соответствующим спросом для увеличения въездного потока и доходов от иностранных посетителей. С целью последовательной реализации стратегии в туристском продукте Литвы выделено 6 основных категорий:
— отдых на Балтийском побережье;
— туры выходного дня в крупных городах;
— экскурсионный туризм;
— санаторное лечение;
— сельский туризм;
— деловой и познавательный туризм.
Беларусь фигурирует в числе приоритетных рынков для трёх из этих категорий: отдыха на курортах Балтийского побережья, туров выходного дня и оздоровительных туров.
Беларусь оценивается как 4-ый по величине рынок-генератор спроса на услуги туризма на приморских курортах: Неринге, Швянтойи и Паланге. Целевой аудиторией являются семьи с достатком средним или выше среднего, семьи с детьми или семейные пары. Большинство из них прибывают на собственных автомобилях (до 30%) минимум на 1 неделю с целью активного отдыха в хороших условиях. Однако такой отдых пользуется популярностью преимущественно в летний сезон, и спектр предложений зимних туров в Палангу (новогодний и рождественский отдых) не столь широк. Рекламные объявления с предложением таких туров разместили лишь 4 турфирмы.
Беларусь является 4-ым по уровню значимости приоритетным рынком для туров выходного дня. Главными потребителями таких услуг, согласно стратегии, являются преимущественно семейные пары с высшим образованием, возрастом старше 40 лет, с величиной располагаемого дохода, позволяющей оплачивать отпуска и путешествовать без детей. В общем эта категория связана либо с культурно-познавательными интересами или спортивными мероприятиями, либо с шоппингом и ночной жизнью. Это также узкий, но растущий рынок для групп, планирующих праздничные мероприятия на выходных. Конкуренция на этих рынках жесткая. Особенно со стороны многих европейских направлений, поэтому маркетинговая кампания, более сфокусированная на целевые рынки, дает предпосылки к успеху. По прогнозам Литовского Департамента Туризма, в ближайшие 3-4 года большинство иностранных туристов и экскурсантов будет направляться в Вильнюс. Каунас и Клайпеда до сих пор более востребованы гражданами Литвы, чем зарубежными посетителями.
Для литовских оздоровительных курортов традиционно характерны собственные специфические сегменты зарубежных рынков. Друскининкай и Бирштонас ориентируются на рынки России, Беларуси, Польши, Израиля и Германии. Паланга же лучше всего освоена российскими и белорусскими туристами. Разгар туристского сезона в Друскининкае и Бирштонасе приходится на май – сентябрь, в Паланге – на июль – август. Большинство туристов из целевых стран приобретают путевки через турагентства, во многих случаях курорты налаживают прямой контакт с зарубежными агентствами, устанавливая низкий уровень комиссионных отчислений, который они предлагают посредникам. В конце 2006 в Минске открыт официальный информационный центр оздоровительного курорта Друскининкай, который 7 дней в неделю предоставляет сведения о курорте, гостиничной базе, возможностях отдыха и лечения.
Беларусь не рассматривается в ряду наиболее перспективных рынков спроса на остальные категории отдыха, отмеченные в стратегии. Продвижения этого продукта ведется преимущественно в направлении стран Европейского союза (Польша, Германия, Великобритания, Дания, Швеция, Финляндия).
Если рассмотреть спектр предложений белорусских турфирм по организации видов зимнего отдыха, который основывается на потребностях рынка и аттрактивности литовского турпродукта, можно сделать вывод о том, что он соответствует приоритетам литовской стороны. Однако это не означает, что виды отдыха, не ориентированные, по мнению литовской стороны, на белорусскую аудиторию, не имеют перспектив. После вступления в Европейский Союз Литва старается завоевать предпочтения потребителей из западной Европы. В интересах же белорусских турфирм – дифференцировать свое предложение, предлагая услуги по организации делового туризма в Литве, увеличивая ассортимент предложений по санаторному лечению, предлагая шоп-туры.
Несмотря на то, что в зимнем сезоне 2006 — 2007 подавляющее большинство белорусских турфирм в свой ассортимент включают различные туры в Литву, все предложение, по большей части, сводится к трем позициям: Новый Год и Рождество, экскурсионные туры выходного дня и санаторное лечение.
Однако эту классификацию предложения туров по Литве можно расширить за счет дифференциации каждой из позиций по конечным пунктам пребывания. Так, возможность встретить Рождество и Новый Год предоставляется в Вильнюсе, Тракае и Паланге, а также есть программы, позволяющие совместить встречу Нового Года в Вильнюсе с экскурсией в Тракай. Что же касается экскурсионных туров, то в большинстве своем они предполагают посещение трех городов: Вильнюса, Каунаса и Тракая. Санаторное лечение сводится к двум основным здравницам: Друскининкай и Бирштонас. Сегодня только несколько столичных компаний предлагают программы, включающие шоппинг-туры в Литву («Вояжтур», «Меркурий»).
Разброс цен на предлагаемые программы невелик. Цена зависит от категории гостиницы и набора дополнительных услуг (для новогодних и рождественских программ), количества дней пребывания в Литве (1, 2, 3), а также от того, включаются ли входные билеты в различные музеи и т.п. в стоимость программы (для экскурсионных туров). Что же касается санаторного лечения, то стоимость зависит от категории санатория, комплекса процедур и продолжительности оздоровления. Цена также зависит от того, является ли компания, предлагаемая услуги, туроператором, или включает в стоимость тура величину комиссионного сбора.


Таблица 4
Предложение туристскими агентствами г. Минска туров в Литву в зимний сезон 2006 – 2007 гг.
Туры
Турагентства
Новый Год и Рождество:
Новый Год и Рождество (Вильнюс)
«SMOK travel», «Гермаида», «Колорлэнд», «АВК» (Atviros Baltijos Kelias), ТрейдВояж», «Актам», «Савитартур», «Технотурсервис», «Лидер-Тур», «Интурвест», «БеларусТурист», «Белорусский Спутник», «Вояж и отдых», «Latinserviss-2000», «Кенгуру», «Азбука путешествий», «Бон Вояж», «МариоТур», «ТопТур», «Ювента Мис», «Никатур», «Одиссея-Тур», «Вервол», «Кроал-Тур», «АргоТур», «У Жени», «АнаДимТур», «Минсктурист», «KeKoza», «Маяктур», «СВ-тур», «Санрайз Тревел», «Вояжтур», «Дилижанс Тур», «Элладатур», «Альфа-тур», «Vantour», «Профит», «Две Сестры», «Гелена», «Лентяй», «Гермаида», «НадеждаТур», «Лювита Трэвел»    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинг на рынке услуг. Маркетинг как функция управления
Реферат Основи конституційного права України
Реферат Проблемы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан
Реферат Предпринимательская тайна и правовое регулирование правовой защиты информации
Реферат Підготовка молодших школярів до самостійних занять фізичними вправами у процесі позакласної і позашкільної 2
Реферат Красота спасет мир, если мир спасет красоту
Реферат Разработка предложений по использованию населением информационно-телекоммуникационных услуг связи на примере Нижнекамского районного узла электрической связи
Реферат Патологическая анатомия. Неэпителиальные опухоли
Реферат «Использования информационных технологий в биржевой торговле»
Реферат Конспект по личностно-ориентированному образованию
Реферат Врожденные пороки сердца: эмбриогенез, этиология и патологическая анатомия
Реферат Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Минский завод отопительного оборудования"
Реферат Народные ремесла и промыслы России и Донского края
Реферат Авторской программы Н. А. Чураковой, утвержденной мо РФ (Москва, 2004 год) Уровень изучения материала базовый, что соответствует лицензии. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа
Реферат Археология библейская