Реферат по предмету "Спорт"


Историко культурные достопримечательности Рязанской области

--PAGE_BREAK--Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от своего прототипа — московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-столба — с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С. Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто применяется виноградная лоза с гроздьями.
1.1.3. Архангельский Собор
В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу Михаилу». О его древности говорит глубоко ушедшее в землю основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532 г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше).
Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например, Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел, видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами; килевидные, с бусинами на колонках порталы. Оригинальным является кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском соборе Москвы (только в несколько цветов).
Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора. В это время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.
Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV- начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения, святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости Божией, святой Параскевы.
1.1.4.  Архиерейский Двор
О истории возникновения Архиерейского двора повествует Д.Солодовников в своей книге «Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»: «Но вот захватила Переяславль Москва, в Переяславль приехал московский наместник, а владыка рязанский Иона был переведен с посаду служить в Кремль, в Успенский собор, и поставил епископ Иона себе в Кремле дом владычный, а дворе каменную церковь Усекновения Иоанна Предтечи, две каменные палаты, две поварни каменные. И стояли эти строения до 1647года. А в 1647 году почти весь Кремль сгорел, тогда сгорел и Архиерейский дом и соборная колокольня с колоколами, обгорели каменные церкви Архангельская и Предтеченская. Лет через 6 после этого архиепископ Мисаил начал строить себе новые каменные палаты». После пожара 1647 года уцелели стены Предтеченской церкви и одной из палат. Именно к ним были пристроены новые палаты, наверху палат была сооружена новая двухсветная церковь Иоанна Предтечи трапезной. Строились новые палаты в 1653, 1654 и 1655 году «подрядчиком из Москвы каменных дел подмастерьем Юрьем Канильевым сыном Яршовым». Эти палаты сохранились и до наших дней- это передняя часть Архиерейского дома, которая представляет собой особый интерес для ученых исследователей, которые характеризуют ее как замечательное старинное русское здание; особенно они отличают наружные окна и входные внутренние двери.
1.1.5. Церковь Иоанна Предтечи
Особенно интересна была церковь Иоанна Предтечи. К ее высоким стенам с юга примыкала двухмаршевая крутая лестница с кровлей, опирающейся на открытые арки. Она начиналась под прямым углом к зданию, а затем поворачивала вдоль его южной стены. Вверху она заканчивалась площадкой, арки которой служили одновременно звонницей. От этой верхней площадки шла вдоль западной стены церкви открытая паперть. Здесь был расположен вход, ведущий в пониженную трапезную часть церкви, из которой второй портал завершался главой. Верх каждой из стен увеличивали кокошники.
Сейчас уже трудно представить себе все особенности отделки церкви Иоанна Предтечи, построенной Ершовым.
Само здание епископских палат было довольно длинным, одноэтажным, на подклете. Палаты имели на южном фасаде два входа, которые вели в двое сеней. К сеням примыкали жилые комнаты и комнаты для приема посетителей. В комнатах были большие изразцовые печи.
В 1658 году над епископскими палатами надстроили второй этаж. В это же время в церкви Иоанна Предтечи появились два новых портала: в трапезную, очевидно, переделанный из другого, возведенного Ершовым, и портал с верхней площадки лестницы на паперть церкви, которую теперь застроили.
В 1692 году Григорий Леонтьев сын Мазухин, костромич, «подрядился у преосвященного строить и строил каменные палаты сверх крестовой и келей». Теперь, надстроив уже третий этаж над епископскими палатами, Григорий Мазухин объединил церковь и палаты в один длинный высокий корпус равной высоты.
Реставрационными работами удалось восстановить некоторые элементы древней внутренней отделки: портал в западную палату третьего этажа, характерный для конца ХVII века, и камин, окно в «Золотой палате».
Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений.
1.1.6.  Церковь Святого Духа
За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год).
Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра, смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей пластике кокошников над карнизом.
Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды, тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах- все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер из Согалича Василий Харитонов сын Зубов.
В церкви Святого Духа Переяславля — Рязанского возродился снова один из древнейших планировочных приемов архитектуры края — прием поперечной исправленности пространства. В ее многошатровой предшественнице — церкви Дивной на Угличе — план имеет еще продольную исправленность, поскольку приделы отделены стенами. Следует отметить еще сужение храма кверху, за счет наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно стройной и вместе с тем монументальной.
Василий Зубов и сам сознавал зодчим выдающимся — он надписал на камне свидетельство о своем авторств церкви Святого Духа и заложил этот камень над ее порталом (Рязань, Краеведческий музей). Часть этого камня была недавно найдена, а полная его надпись гласила: «Лета 7150 совершена бысть сия церковь при архиепископе Моисеи Рязанском, при игумене Севастьяне. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов».
В настоящее время в храме находится научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника. Сохранилась фотография 1918-1920 годов с изображением красноармейцев, которые выносят из храма иконы иконостаса. По рассказам старожилов, деревянные иконы использовались для изготовления ящиков.
1.1.7. Колокольня
Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора, построенная с западной его стороны (там, где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором — Н.И. Воронихиным в 1840 году.
Колокольня Рязанского Кремля — замечательное произведение искусства. В ней удивительно уже то, что, хотя она строилась, как средневековые соборы, в течение жизни нескольких поколений, ее общая композиция сохранила единство и цельность выражения. Исключительно велико ее градостроительное значение, которое сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Коробова и Захарова для Петербурга. В постановке и композиционном построении колокольни сказались великие архитектурные традиции древней Руси. На основе этих же традиций сооружена колокольня Рождественского монастыря Суздаля, выстроенная в память Отечественной войне 1812 года.
 Рязанская колокольня выкрашена как и собор в красный и белый цвета, что еще более подчеркивает их связь. Судя по прекрасному силуэту, умело найденному соотношению с собором и хорошо прорисованным деталям, проект колокольни принадлежит опытному зодчему. Ее нижний ярус выдержан в тосканском ордере. Сквозь арку, находящуюся в центре яруса, виден портал собора. На срезанных углах пилонов этого яруса помещены полукруглые ниши, предназначавшиеся для скульптуры. Они увенчаны легкими сандриками — фронтончиками. Второй ярус обработан спаренными коринфскими колоннами и представляет собой в плане квадрат, в то время как два верхних яруса являются цилиндрами. Они также украшены коринфскими колоннами. Скульптуры ангелов в третьем ярусе дополняют пластическое убранство колокольни. Отлично найдены пропорции шпиля, который был позолочен во время последних реставрационных работ, после чего «петербургский» стиль колокольни стал особенно ощутим.
1.1.8. Спасский монастырь
Богоявленская Церковь
Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. (известно, что в 1647 г. В ней был устроен Покровский придел). Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность — отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав (сами главы относятся к I- ой пол. ХVIII в.)
Остроту этого контраста выявляет и усиливает и целый ряд других контрастных сочетаний, смело задуманных и искусно выполненных зодчим: массивного, тяжелого, как бы литого четверика церкви и тонких, изящных, как бы фарфоровых барабанов ее главок с изысканным, ювелирным кружевом декора; ажурной, полной воздуха аркады звона колокольни и нависшей на ней тяжелой громады шатра; легких, почти не вступающих из тела шатра гуртов и тяжелых, пластично трактованных его слухов и т.д.
Смелые контрасты в противопоставлении частей здания, ювелирность отделки, тонко прорисованные детали роднят эту церковь с церковью св. Духа, построенной почти в тоже время. Вместе с тем известно, что в том же 1647 г. Василий Зубов надстраивал верх Архангельского собора, поврежденного пожаром. Здесь им также был использован прием завершения здания четырехскатной кровлей над рядом ложных закомар, превращенных в своеобразный развитой карниз стены. Не Василий ли Зубов строил и Богоявленскую церковь Спасского монастыря? Если это так, то он предстает перед нами как один из талантливейших и крупнейших архитекторов Московского государства того времени.
1.1.9. Спасо-Преображенский Собор
Несколько южнее Богоявленской церкви стоит Спасо-Преображенский собор, построенный на рубеже ХVIII в. (закончен в 1702 г.)
Если епископские палаты, а отчасти и Богоявленская церковь отмечали собой зарождение черт нового стиля в русской архитектуре II- ой половины ХVII в., то Спасо-Преображенский собор характерен как памятник последних этапов его развития. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части. Центральное пространство собора перекрыто одним сводом, без столбов. Это один из самых больших сомкнутых сводов того времени (пролет 13 м. ) из числа тех, на которых поставлены главы.
В 1995 году Указом Президента Российской Федерации, по представлению Государственного экспертного совета при Президенте Российской Федерации по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, Рязанский историко-архитектурный музей- заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Музей-заповедник расположен на территории Кремля, где когда-то находился г. Переяславль, с XIV в. Столица Рязанского Княжества. Включает в себя 18 памятников истории и архитектуры. Колокольня, Успенский собор, Дворец Олега, комплекс гражданских зданий XVII в. Создают неповторимое лицо Кремля. Фондовые коллекции насчитывают более 200 тысяч единиц хранения. Коллекции по древнерусскому искусству и этнографии составляют гордость музея. Клады золотых и серебряных женских украшений домонгольского периода, найденные при раскопках городища Старой Рязани — первой столицы Рязанского княжества — уникальны. Немного из истории комплектования этого музейного собрания.
С 1 по 23 ноября 1918 г. происходила передача музея архивной комиссии. В приемочных описях значится 4387 предметов. Это количество музейных предметов и стало исходной базой существующего фонда.
В первое же заседание в музей был сделан первый вклад. Из воспоминаний правителя дел РУАК: «В этом заседании было прочитано заранее написанное заявление А.А. Марина, по поводу принесенного им в дар будущему Рязанскому музею древней иконы». В первые дни существования комиссии, 25 июня 1884 г. совершена была ее членами первая пробная археологическая экскурсия на раскопки Клишинских курганов. На 4-ом заседании, 13 ноября 1885 г., отмечено: «До сего времени раскопаны 4 кургана. Найденные в могилах костяки и различные вещи положили собою основание коллекции доисторических древностей».
За первый год были сделаны предварительные изыскания в Старой Рязани и осмотрены в г. Касимове магометанские гробницы, произведены раскопки в г. Михайлове. Их отчета за 1908 г.: «Археологические исследования были произведены в двух местах — близ с. Шилово Спасского уезда в имении В.В. Полушина «Кулаково», на городище Старой Рязани».
    продолжение
--PAGE_BREAK--Рязанский областной художественный музей имени И.П. Пожалостина – один из старейших музеев России. Рождение музея связано с именем известного гравера Ивана Петровича Пожалостина, профессора Петербургской Академии художеств. Коллекция музея включает в себя свыше десяти тысяч подлинных произведений отечественных и западноевропейских мастеров XV-XX веков разных видов и жанров искусства.
Произведением искусства является и здание музея – памятник архитектуры русского классицизма конца XVIII – начала XIX века, школы выдающегося зодчего Матвея Казакова.
От древнерусских икон до произведений мастеров начала XX века представляет экспозиция русского искусства. Анфилада просторных залов ведет к полотнам В. Тропинина и А. Венецианова, пейзажистам И. Айвазовского, А. Саврасова, И. Левитана, портретам В. Перова, И. Репина, скульптурам С. Коненкова.
Музей располагает коллекцией картин, рисунков, гравюр и произведений прикладного искусства мастеров Западной Европы XVI-XX веков
В залах декоративно-прикладного искусства экспонируется мебель, керамика, стекло, фарфор разных заводов XVIII-XX веков.
Красочный мир народного искусства оживает в работах мастеров художественных промыслов, в том числе рязанских: в скопинской керамике, михайловском кружеве, сапожковском ткачестве, кадомской вышивке.
Музей имеет отделы – Детскую картинную галерею в Рязани, Дом-музей И.П. Пожалостина в курортном районе Рязани – Солотче, картинную галерею «Виктор Иванов и земля Рязанская». [4]
1.2.      Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник – самый крупный и старейший музей региона. Он был основан в 1884 году губернской ученой архивной комиссией. У истоков музея стояли видные деятели отечественной культуры А.В. Селиванов, С.Д. Яхонтов и другие. С начала XX века музей располагается на территории Рязанского кремля, во Дворце Олега. В 1968 году краеведческий музей преобразовывается в историко-архитектурный музей-заповедник. В его состав входит территория Рязанского кремля с ансамблем историко-архитектурных памятников XII-XIX веков и расположенное в 65 км от Рязани городище Старая Рязань – место, где стояла древняя столица Рязанского княжества, разрушенная монголо-татарами. В числе памятников кремля – древнейшие оборонительные сооружения Переяславля-Рязанского, уникальный ансамбль гражданских построек XVII века, величественный Успенский собор.
Музей имеет богатые коллекции – древнерусского искусства, археологическую, этнографическую: художественно-декоративное шитье, живопись, скульптуру, мелкую пластику, уникальные старорязанские клады домонгольского периода, народные костюмы, изделия традиционных промыслов.
В 1995 году музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Экспозиции открыты в пяти отреставрированных памятниках кремля. Можно посмотреть экспозиции и выставки по истории, древнерусскому искусству. «По обычаю дедову» (быт и праздники русского народа), «Российское воинство», музей природы, музей-театр (динамическая экспозиция) с демонстрацией спектакля «Слово буковное»
В летнее время в благоприятную погоду открыты для просмотра Успенский собор и обзорная площадка колокольни (высота – 35 см). В Христорождественском и Успенском соборах кремля проходят богослужения (в Успенском – в летний период).
Доступ на территорию кремля – свободный.
Музей проводит ежегодные праздники: в декабре (суббота 2-й декады) – военно-исторический фестиваль «Труба, зовущая на рать», в июле (первое воскресенье) – благотворительный праздник «Летний день в кремле» (день открытых дверей музея, все экспозиции и выставки работают бесплатно).
Сотрудники музея помогут организовать туристические программы по городу и области, включающие экскурсии на городище Старая Рязань (65 км от Рязани), в Солотчинский монастырь XVI века (20 км от Рязани), обзорную по Рязани и др.[5]

2.                Город Касимов
Город в Рязанской области. Основан Юрием Долгоруким около 1152 г. на берегу Оки. До 1471 г. назывался Городец-Мещёрский.
В последствии центр зависимого от Москвы Касимовского ханства, после — купеческий город.
Два музея — краеведческий и этнографии касимовских татар, интересная старинная застройка центральных улиц города, несколько старинных церквей, мечеть с минаретом XV века, два текие-мавзолея. Очень красив вид на город с минарета. [6]
Есть в Касимове и музей самоваров. Он открылся недавно (16 сентября 2007 года) и о нём нет упоминания в путеводителях. Это частная коллекция – вторая по величине в стране (и, наверное, в мире). В экспозиции музея 548 (!) самоваров, а вся коллекция насчитывает чуть больше тысячи! У нас в стране долгое время был только один музей самоваров в Туле. И вот их стало два; причём касимовская коллекция богаче тульской. Кстати, в мире есть ещё один музей самоваров: где – догадаться очень сложно. В Иране! Хозяин касимовской коллекции Михаил Петрович имеет ещё одну – колокольчиков, и планирует открыть очередной музей! Надобно отметить, что касимовские колокольчики славились на Руси наравне с валдайскими.[7]
Во многом облик старого Касимова обязан талантливому архитектору Ивану Сергеевичу Гагину.
К сожалению, здания без должной реставрации разрушаются. Во многом это связано и с тем, что город стоит на оврагах, чьи склоны изобилуют родниками.

2.1 Касимовский краеведческий музей
Один из старейших музеев Рязанского края. Начало ему положила коллекция мебели, живописи из имения князей Голициных, дворян Олениных в 1919 году, а также коллекция крестьянской одежды и бытовой утвари. В 1998 году музей расширяет свои площади и имеет два здания:- бывший дом купцов 1-ой гильдии Алянчиковых (памятник архитектуры 19 века),- татарская мечеть с минаретом (памятник архитектуры 15-19 века)
В 2002 году в новом здании открывается новая стационарная экспозиция «История Касимовского края с древнейших времен», которая занимает весь второй этаж здания и раскрывает многовековыю историю провинции, где на протяжении столетий мирно проживают люди разных национальностей и вероисповеданий.
Основу экспозиции составляют коллекции русской и татарской этнографии, археологии, живописи, деревянной полихромной скульптуры 17-19 веков, поддужных колокольчиков 17-19 веков, самоваров и др. отражен мир дворянских усадеб Голициных, Баташовых, Олениных (потомков резидента Академии художеств в Петербурге А.Н.Оленина) Основной фонд музея насчитывает около 40 000 ед. хранения. Собрание основного фонда состоит из ряда коллекций, большая часть которых носит краеведческий характер. Касимовский краеведческий музей входит в систему музеев Рязанской области.
Музей включен в туристические маршруты по р. Оке, а также входит в Объединение музеев Нижней Оки — «Окландия» — это 9 музеев Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей. [8]
Отдел экспозиции «Этнография касимовских татар» расположен в здании музея на пл. Победы, 8 (татарская мечеть).
Здесь можно познакомиться с социально-бытовой стороной жизни касимовских татар. Увидеть одежду, головные уборы женщин и мужчин, сапоги — ичиги, выполненые из цветной кожи умелыми мастерами. Украшения — изделия ювелиров, которые оформлялись малахитом, бирюзой, яшмой, ажурными бляхами с подвесками из монет.
Один из залов посвящен истории религии татар. Экспонаты погружают посетителей в то время и воссоздают картину совершения намаза: рукописный коран, четки, намазлык (молитвенный коврик), шамаили, кумганы и полотенца, чапан — халат, который носили мужчины до 19 века (а потом служил как ритуальный) и многое другое.
Можно подняться на минарет и полюбоваться на город с высоты птичьего полета.
Также проводятся экскурсии в текие Шах-Али-Хана.[9]
2.2. Текие Шах-Али-Хана
Старая татарская мечеть на площади (там – этнография касимовских татар) была построена в 1467 (!) году ещё при первом хане Касиме. От той постройки ныне сохранился только минарет и основание мечети. Сама мечеть к ХVIII веку сильно обветшала и была разобрана. В 1768 году, отреагировав на прошение, Екатерина II повелела указом «построить в том городе татарам для молитвы их мечеть…» и на старом основании вытроили новую одноэтажную.
Высокая круглая башня-минарет, выложенная из грубо отёсанных камней, имеет наверху открытую площадку, откуда открывается красивая панорама Касимова.
Для посетителей его открывают только в тёплое время года (после 9 мая) после просушки.
В городе сохранились две гробницы (текие), также называемые мавзолеями, замечательные своей древностью.
Гробница Шах-Али хана датируется 1555 годом и располагается в непосредственной близости от мечети. Шах-Али тоже был помощником Ивана Грозного и участвовал в походе на Казань. В 1552 году он женился на
Суимбеке (Сююм-Бике), вдове Казанского хана Сафы-Гирея. По преданиям Суимбека была женщиной умной и необычайно красивой (а говорят, что так не бывает!). В Казани она пользовалась любовью и известностью. Шах-Али же был толстым и некрасивой внешности, но обладал силой характера и благородством души. Этот брак был заключён по политическим соображениям и в нём был заинтересован Иван Грозный. Может это обстоятельство повлияло на то, что супруги не любили друг друга. Существует легенда, что Суимбека пыталась отравить Шах-Али, подарив ему рубашку своей работы и хлеб. Но тот, заранее предупреждённый о злых намерениях супруги, велел надеть рубашку на преступника, а хлеб бросить собаке – на его глазах преступник умер, а собака околела. Шах-Али остался жив, а Суимбеке пришлось томиться во дворце касимовского царя. Умер Шах-Али в 1567 году и был похоронен в усыпальнице, которую заранее для себя отстроил. Помимо Шах-Али там захоронены его любимая жена Булак-Шад и ближайшие родственники. Одна плита – безымянная; по преданию хан, похоронив Суимбеку, не велел писать на надгробии её имя, чтобы оно стёрлось из памяти потомков.
Вторая гробница Авган-Мухаммед-султана, сына хивинского хана, построена в 1648 году на Старопосадском кладбище на восточной окраине Касимова. [10]

3.                Поселок Гусь-Железный
Гусь-Железный насчитывает 2,7 тыс. жителей. Основан в конце XVIII в. заводчиком Андреем Родионовичем Баташовым. В свое время он был районным центром. В нем с давних пор существовал железоделательный завод Баташовых, один из девяти заводов, которыми владели в Мещере братья Андрей и Иван Баташовы. С именем владельца этого завода Андрея Баташова связано много мрачных легенд. Народная молва приписывает ему немало преступных деяний. Богач, низко заискивающий перед сильными мира сего, он был самодуром со своими подчиненными, беспощадно угнетал, унижал слабых. Он мог отобрать имущество, а то и крестьян у мелкопоместного дворянина, принудить к сожительству чужую жену, просто уничтожить непокорного человека. Про него говорят, что он привлекал к себе беглых каторжан и создавал из них шайки отпетых головорезов, которые могли ограбить и убить на дороге и купца, и простолюдина. От правительственных чиновников, расследовавших, эти преступления, он отделывался большими подачками. Нравы и поступки Андрея Баташова «унаследовала» его внучатая сноха Зинаида Баташова, прозванная в народе Баташихой. Во время Октябрьской революции Баташиха понесла суровое наказание. [11]
В поселке находится белокаменный Троицкий собор, построенный в первой половине XIX века в редком стиле неоготики. Авторство точно не установлено, иногда приписывается В. И. Баженову. [12]
В поселке большая средняя школа, больница, детский санаторий, Дом культуры, при котором работают три музыкально-хореографических ансамбля, которые носят звания Народных. [13]
На месте Баташовского завода ныне действует завод по изготовлению слесарного инструмента, а в главном здании бывшего поместья расположен известныйв стране детский санаторий.
Поселок Гусь-Железный, наверное, самый «мещерский» поселок в Рязанской области. Он кругом в хвойных и смешанных лесах, в которых произрастает много грибов и ягод. Местный пищекомбинат имеет свои грибоварни и пункты по приему и переработке даров леса. В недавнем прошлом гусевские мастера делали речные суда, называвшиеся «гусянами».[14]
3.1.         Троицкий собор
Это то, что увидеть поистине удивительно. Своей несоразмерностью он опережает даже Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России, однако размер — первое, но еще не самое сильное впечатление от собора. Троицкий собор — один из редких в России образцов псевдоготического стиля, и в приемах его строительства виден почерк Баженова, хотя точных данных об авторе собора не существует. Более того, собор начат в 1802 году, после смерти Баженова, поэтому речь может идти только о строительстве по его проекту (которому тоже нет никаких документальных подтверждений). Достроен он был лишь в 1847—1868 годах. Однако, в отличие от слегка аляповатого Ново-Никольского собора в Можайске, от польско-литовской Владимирской церкви в Быково, Троицкий собор обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью. Несмотря на то, что России всегда были чужды традиции готики, Троицкий собор в Гусе-Железном, в самой что ни есть исконно русской Рязанской области, не уступает многим готическим соборам Европы ни в размере, ни в красоте.
3.2.         Усадьба «Орлиное гнездо»
Усадьба «Орлиное гнездо» принадлежавшая промышленникам Баташовым, сохранилась гораздо хуже, да и изначально представляла куда меньшую ценность. Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани — прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена, которая некогда охватывала всю усадьбу. Эта стена своей мощью не уступала многим крепостным стенам, и подобное сходство не случайно — о зверствах Баташовых, в короткий срок из крестьян ставших сначала промышленниками, а потом дворянами, слагали легенды. Самая мрачная из этих легенд повествует об огромных подземельях, где несколько сотен человек чеканили фальшивую монету. Подземелья якобы были затоплены вместе со всеми рабами, когда над хозяевами нависла опасность. Впрочем, наиболее вероятно, что это не более чем легенда, так как подобные истории рассказывают и в Гусе-Железном, и в Невьянске, и еще много где в России.
От железоделательного завода осталась лишь плотина на реке Гусь. Когда-то это было монументальное мраморное сооружение со скульптурами, но в 1950е годы она сильно пострадала при строительстве моста. Сейчас над плотиной проходит мост, и все великолепие исчезло, хотя гидротехническое сооружение XVIII века сохранилось.
 

4.                Село Пощупово
Село Пощупово является одним из самых живописных мест на Рязанщине. Оно расположено на правом берегу Оки, в 19 км северо-восточнее города Рыбное. Сюда нетрудно добраться автобусом или теплоходом. Современное наименование селения произошло от слова «пощупать», т.е. проверить, что везли купцы на баржах, а раньше оно называлось Богослов.
Пощупово известно всему миру благодаря Свято-Иоаннобогословскому монастырю, уникальному памятнику архитектуры, основанному, по-видимому, в XI-XII веках. Археологические раскопки говорят о том, что здесь на Оке находились древнейшие поселения людей каменного века.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.