Реферат по предмету "Социология"


Этнические и межнациональные отношения в Крыму

--PAGE_BREAK-- 
Глава 1. Характеристика этнических общностей. 1.1. Человечество. Этнос. Нация.


Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homosapiens(человека разумного).

Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XXв. приобрела глобальный, т.е. всемир­ный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдель­ные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других на­родов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «кон­сервации» общественной жизни и многовековому застою. Схо­жие процессы имели место и в Японии до начала XXстолетия.

Часто для человека большую роль играют не те черты, кото­рые объединяют его с другими, а те, которые заставляют дер­жаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Не­которые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл.

В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды чело­век, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные кол­лективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная струк­тура человечества.

Расы (от лат. ratio— категория, разряд) человека (биологическо­го вида Homosapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхож­дения и определенной общностью распространения.

Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. Все расы современного человечества обладают равными биологи­ческими возможностями для достижения высокого уровня цивили­зации.

Уже на ранних этапах своей истории люди имели определен­ные роли и самым тщательным образом исполняли их. Напри­мер, еще в древности одна из мировых религий — индуизм — отмечала данный факт: «В этом материальном мире для того, чтобы поддержать тело, каждый должен работать. Человеческое общество разделено в соответствии с выполняемой деятельно­стью на четыре социальных класса — брахманы, кшатрии, вай­шьи и шудры. Класс брахманов, или класс интеллигенции, вы­полняет один вид деятельности, кшатрии, или административ­ный класс, — другие, класс торговцев и класс рабочих также имеют свои обязанности» [19, с. 41]. Надлежащее исполнение социальных ролей не только обеспечивало стабильность обще­ства, но и формировало личность: человек легко достигал жизненных целей, просто следуя предписанным правилам и огра­ничениям. Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочислен­ных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.

Классы (от лат. classis— разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по рас­пределению прибыли в зависимости от того, кто является владель­цем средств производства. Человек, которому принадлежат стан­ки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс соб­ственников. С другой стороны, большую часть населения составляет люди, не имеющие во владении средств производства и за­рабатывающие на жизнь своим трудом.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседнев­ном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время украинские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».

Этнос (от греч. ethnos— племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится исто­рия, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конк­ретных народов» [6, с. 11].

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с од­ной стороны, сходных с другими общностями, а с другой — вы­деляющих его среди них. Формирование этноса обычно происхо­дит на основе единства территории и экономической жизни. Од­нако в результате миграций, вызванных различными историчес­кими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим сис­темные свойства существующего этноса и отделяющим его от дру­гих, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономичес­ких связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Нация (от лат. natio— народ) — большая социальная группа, выс­ший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрез­вычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

Есть теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особен­ности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что сре­ди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государствен­ному обособлению [23, с. 48].

В советской научной литературе единственно правильной счи­талась историко-экономическая теория. Ее основатель К. Каут­ский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каут­ского легли в основу определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, террито­рии, экономической жизни и психического склада, проявляюще­гося в общности культуры» [2, с. 34].

Современные ученые, например А. О. Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (куль­турную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъек­тивной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознатель­но, он признает себя частью той или иной общности, культуры» [3, с. 56-57].

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопреде­ляющихся в отдельную территориально-государственную и социокультурную систему. Главную роль в формировании и развитии нации играют соци­ально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государ­ственности. Экономической основой возникновения наций яви­лись частная собственность на средства производства, ликвида­ция феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объедине­ние местных рынков в общенациональные. Движущей силой воз­никавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объеди­нению отдельных народов в рамках единого государства, обеспе­чению благоприятных условий для своего свободного развития.  Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Социально-психологические основы нации.


Каждая нация существует за счет системы устойчивых внут­ренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в дан­ной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.

Объективной основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономиче­ского, политического развития, обмена культурными достижени­ями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, тем более интен­сивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.

Одним из главных признаков существования нации явля­ется историческая память, представляющая собой заветы стари­ны, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духов­ной эстафете поколений. От варвара его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь — не просто поэтические грезы, а реальная основа целеполагания. Пред­ставитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память ма­териализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.

Возможность длительного существования нации обусловлива­ется функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в националь­ном сознании и самосознании, национальных ценностях, инте­ресах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.

Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающе­еся в сложной совокупности социальных, политических, экономичес­ких, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее ду­ховного развития. Национальное сознание является продуктом дли­тельного исторического развития, а его центральным компонен­том выступает национальное самосознание. В структуру националь­ного сознания, помимо последнего, входят и другие элементы, например осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями, бережливое отношение на­ции к своим материальным и духовным ценностям и т.д.

Национальное сознание существует на теоретическом и обы­денном уровнях. Если теоретический уровень национального со­знания представляет собой научно оформленную, систематизи­рованную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих страте­гию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, ус­тановки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно связаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологиче­ской основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим об­щностям.

В целом национальному сознанию присущи следующие харак­теристики:

·                      наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, при­сущих членам конкретной этнической общности;

·                       его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;

·                       детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных инсти­тутов; системы личностных и групповых отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусст­ва и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей сво­ей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений и т.д.;

·                       его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этни­ческой картины мира с нормами и ценностями, доминирующи­ми у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам [1, с. 23 — 24].

Национальное самосознание, являясь ядром национального со­знания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное са­мосознание может выражать интересы как отдельной группы эт­носа (западные и восточные буряты, северные и южные удмур­ты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявле­ния национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых пред­ставлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.

Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции на­рода, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосоз­нание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выраже­ния и формирования.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержа­ние, уровень и особенности представлений членов нации:

·                       о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

·                       национальных ценностях и интересах;

·                       истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

·                       месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях [12, с. 25].

Интенсивность проявления национального самосознания у от­дельных представителей этнической общности далеко не одина­кова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других народов. В та­ком положении чаще всего оказываются сельские жители, у кото­рых может преобладать локальное или региональное самосозна­ние.

Национальное самосознание может играть двоякую роль. Оно, с одной стороны, может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, на­оборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сво­дится к узким рамкам клановых, религиознонационалистичес­ких, идейно-политических взглядов.

Национальное самосознание специфически проявляется в от­ношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями всегда существовали тесные связи и сотрудничество, обычно формировалась положительная установка на взаимное восприятие, предполагающая терпимость к существующим раз­личиям. Если контакты между народами не затрагивали их жиз­ненных интересов, эти народы могли быть индифферентны другу к другу. Иное дело, когда они длительное время находились в со­стоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка.

Вот результаты социально-психологических исследований, опубликованные американским журналом «Тайме Мирроу Сентер», согласно которым поляки и немцы не любят друг друга; немцы, в свою очередь, высокомерно относятся к туркам; французы питают недоверие к американцам; русские и украинцы не­долюбливают азербайджанцев; венгры плохо воспринимают ру­мын и арабов, а в Словакии то же самое наблюдается в отноше­нии к венграм. В Европе наиболее отвергаемой является этничес­кая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венг­ров, немцев и испанцев [25, с. 175].

Все эти предубеждения предопределены историческими пред­рассудками и прочно вошли в сознание множества людей. Иногда они имеют место даже у родственных народов. «В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к дру­гу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется вза­имопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше» [25, с. 175].

При анализе истоков национального самосознания часто про­слеживается такая тенденция: искажения в национальном само­сознании у правящих кругов имеют самые негативные историчес­кие последствия. Причем подобные искажения предшествуют воз­никновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак, позволяющий прогнозировать социально-психологические и иные изменения в стране. Вот что, например, писал в предсмертной записке Кейтель, один из руководителей фашист­ской Германии: «Традиция и особенно склонность немцев к под­чинению сделали нас милитаристской нацией» [18, с. 232]. Другой военный преступник Кранк высказал мнение, что «не­мецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный, так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что подда­ется внушению. Вот в этом… и заключается секрет гитлеровской власти» [18, с. 71].

Особую роль в жизни нации играют ее национальные интере­сы, отражающие ценности этнической общности и служащие со­хранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных лично­стей, так и нации, государства в целом.

Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обла­дая развитым национальным сознанием, представители различ­ных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возмож­ными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры.

Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеоб­разие в понимании, оценках и отношении к значимым ценнос­тям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства пред­ставителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представи­телей конкретных этнических общностей.

Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык. Национальная культура — это совокупность ма­териальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, на­полняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностно­го и межгруппового поведения и самовыражения.

Разные культуры формируют и разные типы поведения, обра­за жизни и деятельности. Западная культура воспитывает индиви­дуализм, и чрезмерное самолюбие. Восточная культура ориентиру­ет на подчинение личных интересов ценностям группы.

Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет при­дать их культуре и всей жизни специфическое звучание и само­выражение. И, конечно же, на основе его возникают и постоян­но проявляются взаимные симпатии, доверительность межлич­ностных отношений, совместимость всех представителей нации, функционирующих в результате как единый и неделимый орга­низм.

Чувство национального достоинства — это внутреннее пережи­вание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.

Составляющими чувства национального достоинства являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; уважение к положительным обычаям и традициям; любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой; почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирование почтения к их авторам и т.д.

Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к опре­деленной нации, выражающееся в понимании общности интере­сов, национальной культуры, языка и религии.

Национальная гордость выражается:

— в стремлении нации способствовать всемерному развитию сво­их традиций, языка, материальной и духовной культуры;

— готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и неза­висимость нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям.

Понятие национальной гордости близко по значению поняти­ям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (от греч. patria-родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и полити­ческих принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и насто­ящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.

Гипертрофированное чувство национальной гор­дости ведет к возникновению национализма и шовинизма.

Национализм — идеология, социальная практика и политика, в основе которых лежит идея превосходства одних, «высших» наций над другими, «низшими», «неполноценными». Для национализма характерна проповедь исключительности и превосход­ства, пренебрежительное отношение к другим нациям и народ­ностям.

Шовинизм (от франц. — chauvinisme) представ­ляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной на­ции, национальном чванстве и высокомерии.

Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен, вос­питанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции.

Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую соче­тается с расизмом.

Есть люди, для которых подогревание национальной неприяз­ни является сутью их существования. Такие люди осознанно или неосознанно проводят в жизнь из­вестную социально-психологическую закономерность, согласно которой любая афишируемая «враждебность» одного этноса в от­ношении другого, обвинение его в захватнической политике, об­раз агрессора, притеснителя будут неизбежно порождать консо­лидацию этноса-«жертвы» по ряду причин:

·         «образ притеснителя» вызывает ответную солидарную враждебность представителей этноса — объекта угрозы;

·         «образ притеснителя» усиливает стремление к обороне собственных этнических границ и одновременно уменьшает возмож­ность проникновения в этнос любых «инородцев»;

·         наличие «притеснителя», опасность проявления агрессии с его стороны в словах и действиях побуждают каждую личность более лояльно относиться к выполнению групповых норм, не да­вать повода для возможных претензий;

·         в подобных условиях представители того или иного этноса начинают более осознанно подходить к своей этнической самоидентификации, искать корни своих поступков и действий в характеристиках своего народа;

·         наличие «агрессора» дает возможность этносу, прежде все­го его вождям и лидерам, ужесточать требования к благонадеж­ности членов, увеличивать число наказаний и репрессий по от­ношению к лицам, нарушающим этнические стандарты и нор­мы, допустившим предательство интересов и идеалов своего на­рода [11, с. 54].

У любой нации всегда присутствуют «харизматические лично­сти», вожди. Они занимают активную позицию, аккумулируют и выражают животрепещущие идеи, настроения, чаяния и надеж­ды своего народа. То есть для того, чтобы этнос развивался, эво­люционировал и эффективно взаимодействовал с другими этно­сами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других умеющие предвидеть гряду­щие изменения и направлять жизнь людей адекватно этим изме­нениям. Им присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, целеустремленность, способность к внушению.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Специфика межнациональных отношений людей


Нации на Земле живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрицательные, способствующие возникновению недоверия во взаимоотношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регламентируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перераспределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным законодательством, заключенными соглашениями. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные — создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное противостояние.

Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций.

Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

Различают четыре возможных результата контактов с представителями других этнических общностей.

1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным. Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

3.  Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. В силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одинаково родным и знакомым [12, с. 49 — 50].

Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

— геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

— ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

— сегрегации, когда группы существуют раздельно;

— интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

Всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами — экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подозрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия — это препятствия, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

·         истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

·         уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

·         структуры культурного развития нации — преобладания сельского или городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации [12, с. 76].

Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

Особой проблемой в Украине и особенно в Крыму, является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период сталинских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

Иногда можно слышать, как жителей Западной Украины в разговорной речи называют «бандеры», «бандеровцы», перенося негативное отношение, связанной с деятельностью С. Бандеры в годы войны, на целую этническую общность.

В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население Украины начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Например, недолюбливают евреев, называя их «жиды» за их  традиционную рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которые позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, возникающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями. Напряженность в межнациональных отношениях — результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе. У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей. [15, с. 67 — 70].

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метод Гурвица
Реферат Коммерческие банки, их задачи и функции
Реферат Совершенствование рыночных механизмов госзакупок в России
Реферат Факторы, влияющие на поведение покупателей
Реферат Повоєнне мовознавство в СРСР. Українське мовознавство у 20-80-х рр.
Реферат Інформація та інформаційні процеси
Реферат Работа пресс службы в силовых структурах на примере УВД г Красноярск
Реферат Обвинувальний висновок
Реферат Dante Alighieri Essay Research Paper Dante Alighieri
Реферат Исследование структурной надежности методом статистического моделирования
Реферат Английские формы вежливости
Реферат Pop Art Essay Research Paper Throughout the
Реферат Требования к геоинформационным системам и содержанию баз данных
Реферат Проектное и венчурное финансирование промышленных структур
Реферат Анализ работы мо учителей русского языка и литературы за 2009-2010 учебный год