Реферат по предмету "Социология"


Экономический конфликт

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Социально-экономические конфликты всовременной России
2. Линии противоречий в экономическойсфере российского общества
3. Э. Дюркгейм.Общественное разделение труда и классовые конфликты
Заключение
Библиографический список
 

 
ВВЕДЕНИЕ
Рынок — великоезавоевание цивилизации, давшее эффективный механизм регулирования конфликтов.Поэтому одним из важнейших аспектов в социальной жизни является экономический.Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах,люди создают возможности выбора для других, и что общественная координация естьпроцесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям чистой выгоды,возникающим в результате их взаимодействия. Экономическая теория выступаетздесь как метод разрешения социального конфликта в зоне производства ипотребления.
Устанавливая связимежду людскими потребностями и социальными результатами, экономическая теорияявляется одной из важнейших наук о человеке и человеческом обществе. И оназафиксировала, что в экономической деятельности человек по-прежнему поступаетрационально. Он стремится соотнести свои нужды с планами, целями и способами ихдостижения. А значит, возникают возможности успешного регулирования социальныхконфликтов.
Большую роль всовременной жизни России играют социально-экономические конфликты, т.е.конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы,использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен наразличные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Вданной работе постараюсь выявить сущность экономического конфликта, обозначитьего особенности и намекнуть на реальное его использование с целью разрешения.

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Социально-экономическиеконфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходомнародного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой заперераспределение собственности между различными социальными группаминаселения, обнищанием широких слоев населения, структурной перестройкойэкономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т.д.Очень важен в этом конфликте субъективный фактор: имеющие место перекосы впроведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократические извращения винститутах власти и т.д.
Рациональноекапиталистическое производство порождает конфликты двух основных типов:конкуренцию между производителями товаров; столкновение работодателей и наемныхработников. Если рабочую силу считать товаром, то оба эти вида конфликтапредставляют собой подвиды отношений в общей системе, именуемой рынком.
Современнаяэкономическая наука — результат многовековой и эффективной умственной работытех, кто захотел соединить интеллектуальный поиск и социальную эффективность,разрешая реальные конфликты. В результате появились бухгалтерские книги,денежные купюры и акции, биржи, индексы цен. Началась борьба с инфляцией,промышленными кризисами, девальвацией. Возникают страховые компании, фондынакопления. Сложность человеческой деятельности и сложность ее учета вызвали кжизни оригинальнейшие системы их описания и регулирования. Но экономическаяжизнь — это игра в условиях неопределенности. Имеющиеся экономические принципыпомогают рационально подойти к чрезвычайно сложной ситуации, котораяскладывается вследствие взаимодействия очень многих факторов. На, поверхностиже видны затруднения экономической жизни: спады производства, инфляции, ростбезработицы и т.д. Значит, даже при стартовом равенстве участниковэкономической конкуренции неизбежно появится неравенство их результатов.Поэтому постоянно всплывает вопрос о социальной справедливости.
Форм справедливогодележа социальных благ немного — всего три: в зависимости от трудового вклада,пропорционально усилиям и результату; всем поровну; по потребностям. Понятие«справедливость» пронизывает всю совокупность экономических отношений. Дефицитэкономических ресурсов в обществе, а, следовательно, и обусловленные имсоциальные конфликты зависят от двух взаимосвязанных групп проблем. Перваянаходится в сфере производства, вторая — в сфере распределения. Из этогоследует:
— чтобы распределитьресурсы, их надо иметь.
Следовательно, возможностираспределения ресурсов зависят от количества материальных благ, созданныхобществом в течение определенного времени (валового национального продукта), иколичества ресурсов на каждого члена общества (дохода на душу населения). Этипоказатели в конечном итоге зависят от эффективности общественногопроизводства, которое складывается из наличия сырья, качества и количестварабочей силы, технологического уровня производства и системы управленияпроизводством. При этом недостаток ресурсов может быть обусловлен как низкойэффективностью общественного производства, так и относительно высоким(завышенным) уровнем потребностей в обществе;
— наиболее сложнымиявляются вопросы распределения ресурсов, так как понятие «справедливость» вэтой сфере обусловлено бесконечным множеством факторов, связанных:
с типом и состояниемсуществующей в обществе системы распределения, например с ее эффективностью,предполагающей наличие таких свойств, как дешевизна затрат на ее содержание,гибкость, оперативность, открытость и т.д.;
с общественной оценкойсистемы распределения и ее функционирования, в основе которой находятсяправовые и нравственные критерии (законность, справедливость и т.д.).
 
2. ЛИНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Российское общество уженесколько лет балансирует на грани социального взрыва.
Подтверждением являетсянеуклонный рост забастовочного движения и другие акции протеста противпроводимой правительством социально-экономической политики, частые сменысостава кабинета министров, постоянные рокировки в управлении государством.Социально-экономические противоречия пронизывают все сферы жизнедеятельностиобщества (производство, науку, образование, торговлю) и на всех уровняхвзаимодействия (от спора мастера с рабочим до конфликта между федеральнымцентром и регионом).
Можно выделитьследующие основные линии противоречий, разделяющих конфликтующие стороны вэкономических конфликтах:
1)между работодателем и наемным рабочим;
2)между предприятиями и властными структурами, регулирующими предпринимательскуюдеятельность;
3)между государством и социальными группами, находящимися на государственномобеспечении (студенты, пенсионеры, инвалиды, неработающие родители с маленькимидетьми);
4)между различными профессиональными категориями граждан, обусловленные желаниемперераспределения ресурсов в свою пользу;
5)между федеральным центром и регионами, вызванные проблемами распределения иперераспределения ресурсов;
6)конфликты между странами при отстаивании экономических интересов.
В следующем разделе яприведу вырезку из трудов Э. Дюркгейма, касаемую непосредственно экономическогоконфликта.
 
3. Э. ДЮРКГЕЙМ.ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И КЛАССОВЫЕ КОНФЛИКТЫ
Если труд все болееразделяется по мере того, как общества становятся более объемистыми и плотными,то не потому, что в них более разнообразны внешние обстоятельства, а потому,что борьба за жизнь в них более энергична. Дарвин весьма справедливо заметил,что конкуренция между двумя организмами тем сильнее, чем они сходнее. Имея теже потребности, преследуя те же цели, они повсюду оказываются соперниками. Покаресурсов у них имеется больше, чем нужно, они могут еще жить бок о бок; но есличисло их увеличивается в такой пропорции, что не все аппетиты могут бытьдостаточно удовлетворены, то вспыхивает война, и она тем яростнее, чем сильнееэта недостаточность, т. е. чем больше число конкурентов. Совсем не то видим мы,когда сосуществующие рядом индивиды принадлежат к различным видам или разновидностям.Так как они не питаются одинаковым образом и не ведут одинакового образа жизни,то они не стесняют друг друга; то, что вызывает благоденствие одних, непредставляет ценности для других. Конфликты случаются тем реже, чем режевстречаются и чем дальше друг от друга находятся эти виды или разновидности.
Люди подвержены тому жезакону. В одном и том же городе различные профессии могут сосуществовать, не будучивынуждены вредить друг другу, так как они преследуют различные цели.
Солдат стремится квоенной славе, священник — к моральному авторитету, государственный деятель — квласти, промышленник — к богатству, ученый — к научной славе; каждый из них может,таким образом, достигнуть своей цели, не мешая другим достигнуть их цели. Также обстоит дело даже тогда, когда функции менее удалены друг от друга. Окулистне конкурирует со специалистом по психическим заболеваниям, сапожник — с шапочником,каменщик — со столяром, физик — с химиком и т. д. Так как они занимаютсяразными делами, то они могут заниматься ими параллельно.
Но чем большесближаются функции, чем больше между ними точек соприкосновения, тем более,следовательно, они расположены к борьбе. Поскольку в этом случае ониудовлетворяют различными способами одинаковые потребности, они неизбежностараются так или иначе что-то захватывать друг у друга. Судья ни когда неконкурирует с промышленником; но пивовар и виноградарь, суконщик и фабрикантшелковых изделий, поэт и музыкант часто пытаются вытеснить друг друга. Что жекасается тех, которые исполняют как раз одну и ту же функцию, то одни могутблагоденствовать только за счет других. Значит, если представить себе различныефункции в виде разветвляющегося пучка, исходящего из общего основания, тоборьба минимальна между крайними точками, постепенно увеличиваясь по мереприближения к центру. Так происходит не только в отдельных городах, но и навсем пространстве общества. Сходные профессии, расположенные в различных точкахтерритории, тем сильнее конкурируют друг с другом, чем они более сходны, еслитолько трудности сообщения и перевозки не ограничивают круг их действия. Исходяиз этого, легко понять, что всякое уплотнение социальной массы, особенно еслионо сопровождается ростом населения, с необходимостью вызывает прогрессразделения труда.
По мере того как всебольше специализируются промышленные занятия, вместо возрастания солидарностизамечается обострение борьбы. В средние века работник повсюду жил вместе схозяином, деля с ним труд «в той же лавке, за тем же станком». Оба составляличасть одной и той же корпорации и вели одинаковое существование. «И тот идругой были почти равны; кто прошел ученье, мог, по крайней мере, во многихремеслах устроиться самостоятельно, если он имел необходимые для этого средства».Таким образом, столкновения были абсолютным исключением. Начиная с XV в.положение вещей стало изменяться. Цех более не общее убежище — этоисключительная собственность хозяев, которые сами вершат там все дела… С техпор устанавливается глубокая демаркационная черта между мастерами иподмастерьями. Последние образовали особое сословие; они имели свои привычки,свои правила, свои независимые ассоциации. Когда произошло это отделение,столкновений стало много. Как только подмастерья сочли, что имеют основаниебыть недовольными, они стали устраивать стачки или поражали отлучением город,патрона, и все обязаны были подчиниться решению… Сила ассоциации дала рабочимвозможность бороться равным оружием против своих патронов. Однако положениевещей было тогда далеко от того, какое мы видим теперь. Подмастерья восставали,чтобы получить большую плату или какое-нибудь другое изменение в условияхтруда, но они не считали патрона вечным врагом, которому повинуются попринуждению. Хотели заставить его уступить в одном пункте и этого энергичнодобивались, но борьба не была постоянной; мастерские не заключали в себе двухвраждебных рас: наши социалистические идеи были неизвестны.
Наконец, в XVII в.начинается третья фаза этой истории рабочих классов: появление крупной промышленности.Рабочий вполне отделяется от патрона. Он в некотором роде завербован. Каждыйимеет свое занятие, и система разделения труда несколько прогрессирует.Параллельно с возрастанием специализации учащаются бунты. Малейшего повода кнеудовольствию было достаточно, чтобы навлечь на какой-нибудь дом отлучение, игоре подмастерью, который бы ослушался решения общины. Достаточно хорошоизвестно, что с тех пор борьба только обострялась.
Мы увидим, правда…, чтоэта натянутость социальных отношений отчасти происходит оттого, что рабочиеклассы не согласны с созданными для них условиями, но слишком часто принимаютих вынужденно, не имея средств завоевать себе другие. Однако одно этопринуждение не может объяснить разбираемого явления. В самом деле, оно давит содинаковой тяжестью на всех, обделенных судьбой, и, однако, это состояниепостоянной вражды свойственно только промышленному миру. Кроме того, внутриэтого мира оно одно и то же для всех рабочих. Но мелкая промышленность, гдетруд менее разделен, представляет зрелище относительной гармонии между хозяиноми рабочим; только в крупной промышленности так остры эти междоусобицы. Значит,отчасти они зависят от другой причины.
Недостаточно, однако,того, чтобы существовали правила; иногда сами эти правила бывают причиной зла.Это мы и видим в классовых войнах. Институт классов или каст составляеторганизацию разделения труда, притом организацию сильно регламентированную,однако она часто служит причиной раздоров. Низшие классы, недовольныеположением, доставшимся им по обычаю или по закону, стремятся к функциям,которые им запрещены, и стараются отнять их у владеющих ими. Отсюдамеждоусобные войны, вызываемые способом разделения труда. Равенство во внешнихусловиях борьбы необходимо не только для того, чтобы привязывать каждогоиндивида к его функции, но еще и для того, чтобы связывать функции между собой.
Договорные отношения неизбежноразвиваются вместе с разделением труда, ибо последнее невозможно без обмена,юридической формой которого является договор. Иначе говоря, одна из важных разновидностейорганической солидарности есть то, что можно было бы назвать договорнойсолидарностью. Без сомнения, ошибочно думать, что все общественные отношениямогут быть сведены к договору, тем более что договор предполагает нечто иное,чем он сам; однако существуют особые узы, берущие начало в воле индивидов.Существует своеобразный consensus,который выражается в договоре, и который в высших видах представляет важный факторобщего consensus'a.Необходимо, стало быть, чтобы в этих самых обществах договорная солидарностьбыла как можно лучше защищена от всего, что может ее нарушить. Если в менееразвитых обществах неустойчивость ее не представляется особенно опасной по причинам,которые мы уже описали, то там, где она является одной из основных формсоциальной солидарности, угроза ей является одновременно угрозой единствусоциального организма. Происходящие из-за договоров конфликты становятся, такимобразом, важнее, по мере того как сам договор приобретает большее значение вобщей жизни. Поэтому, в то время как существуют первобытные общества, которыедаже не вмешиваются для разрешения таких конфликтов…, договорное правоцивилизованных народов становится все объемистей; оно не имеет другой цели,кроме как обеспечить регулярное сотрудничество вступающих таким образом вотношения функций.
Но для достижения этогорезультата недостаточно, чтобы общественная власть следила за исполнениемзаключенных договоров. Необходимо еще, чтоб, по крайней мере, в среднем числеслучаев, они исполнялись добровольно. Если бы договоры соблюдались толькоблагодаря силе или из страха силы, то договорная солидарность была бы оченьненадежной. Чисто внешний порядок плохо скрывал бы раздоры, которые трудно былобы без конца сдерживать. Но, говорят, для избежания этой опасности достаточно,чтобы договоры заключались добровольно. Это верно; но трудность от этого неисчезает: что, в самом деле, представляет собой добровольное соглашение?Словесное или письменное согласие — недостаточное доказательство добровольности;такое согласие может быть вынужденным. Значит, необходимо, чтобы отсутствоваловсякое принуждение; но где начинается принуждение? Оно не состоит только в прямомприменении насилия, ибо непрямое насилие также успешно подавляет свободу. Еслиобязательство, вырванное угрозой смерти, юридически и морально равно нулю, топочему оно будет иметь значение, если для получения его я воспользовалсяположением, причиной которого я, правда, не был, но которое поставило другого внеобходимость уступить мне или умереть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие«социально-экономический конфликт» включает не только конфликты, связанные струдовой деятельностью и оплатой за труд, но и всю совокупностьсоциально-экономических отношений в обществе. Например, выплата стипендий,детских пособий, содержание детских домов и домов инвалидов, созданиесоциальной инфраструктуры, финансирование бюджетных институтов и организаций(науки, образования, здравоохранения, институтов культуры), а также отношениямежду властью и предпринимателями, производством и потреблением и т. д.
Социально-экономическиепротиворечия пронизывают все сферы жизнедеятельности общества (производство,науку, образование, торговлю и т.д.) и на всех его уровнях взаимодействия (отспора рабочего с мастером до конфликта между федеральным центром и регионом).На первом месте по своей конфликтогенности находится линия противоречий,разделяющая работодателей и наемных работников. Другая линия противоречийпроходит между предпринимателями и властными структурами, регулирующимипредпринимательскую деятельность. Противоречия между различнымипрофессиональными категориями граждан, обусловленные желанием перераспределенияресурсов в свою пользу. Противоречия между федеральным Центром и регионами, атакже между отдельными регионами, вызванные проблемами распределения и перераспределенияресурсов.
Антисоциальная (но сутиантинародная) политика проводимых правительством реформ привела к обнищанию имаргинализации большинства российских граждан. Народ попросту обманули, лишивсобственности на средства производства, рабочих мест и стабильных (хотя и невысоких) заработков, социальных гарантий. Целые социальные слои ипрофессиональные категории граждан не могут приспособиться к новым условиямжизни. Мы видим, что большинство российских граждан оказались невостребованнымив новых социально-экономических условиях. Поэтому люди будут стремитьсяизменить «непригодные» для них условия жизни. Падение доходов ведет кдальнейшему спаду производства, уменьшению налогооблагаемой базы и дефицитубюджетных средств, необходимых как для инвестированная производства, так и длярешения социальных задач. Таким образом, круг проблем как бы замыкается.
Настоящей трагедией дляроссийского общества стали различного рода экономические преступления, которыенепосредственно и весьма негативно влияют на социально-трудовые отношения.Средства, заработанные от реализации произведенной продукции, приватизациигосударственной собственности, и полученные кредиты попросту разворовываются навсех уровнях, а виновные в их хищении, как правило, не привлекаются кответственности. Криминализация экономики и коррумпированность госчиновниковдостигла размеров, угрожающих государственной безопасности.
Ключевым фактором,необходимым для проведения социально-экономических реформ и поступательногоразвития общества, является фактор доверия населения к осуществляемымпреобразованиям и к властным структурам.
Фактор доверия включаетмножество составляющих, например, таких как, обоснованность изменений,адекватность, справедливость, честность, добросовестность, правомерность,эффективность, перспективность и т. д.
Большинство изприведенных понятий не укладываются в представления многих россиян о курсереформ, способах их проведениям о самих «реформаторах».
Конфликтогеннаяобстановка в сфере трудовых и социально-экономических отношений усугубляетсяеще и тем, что в России отсутствуют действенные механизмы урегулированиясоциально-трудовых конфликтов, поэтому большинство из них трансформируются всоциально-политические. Вполне очевидно, что кардинальное улучшениеконфликтогенной обстановки в социально-экономических отношениях невозможно безвыхода экономики страны из кризиса. Однако на возникающие в обществе социальныеконфликты необходимо реагировать незамедлительно. Основную роль в урегулированииэтих конфликтов должно играть государство (правительство, суды, прокуратура)либо как сторона конфликта, либо в качестве посредника и/или арбитра.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб.заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.
2.Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
3.Амурский Государственный Университет. Конфликтология. Хрестоматия (длястудентов гуманитарных отделений и факультетов университетов). СоставительВ.Н.Кологривов. Благовещенск. 2001. – 487 с.
4.Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П.Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. —М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
5.Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научнойлитературы. WWW.I-U.RU- 162с.
6.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999– 551 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.