Реферат по предмету "Социология"


Французская социологическая школа

Контрольнаяработа
Французскаясоциологическая школа

План
1.Основоположники и представители французскойсоциологической школы
1.1Дюркгейм Эмиль
1.2Марсе́ль Мосс
1.3Люсьен Леви-Брюль
1.4Морис Хальбвакс
2.Основные положения учения
Литература

1. Основоположник ипредставители французской социологической школы
Французскаясоциологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э.Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L'AnnéeSociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс,Л. Леви-Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс. Рассмотримбиографии некоторых из перечисленных представителей.
1.1 Дюркгейм Эмиль
Дюркгейм (Durkheim)Эмиль (1858 – 1917) — французский философ, юрист, педагог и социолог, основательфранцузской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии ипедагогике в университете Бордо, с 1902 г. — в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г.издавал «Социологический ежегодник». Развивал идею о зависимостичеловеческой психики от культуры.
Основные сочинения:
· «Элементысоциологии» (1889)
· «Оразделении общественного труда» (1893)
· «Правиласоциологического метода» (1895)
· «Самоубийство»(1897),
· «Элементарныеформы религиозной жизни» (1912)
· «Социологияи философия» (1924)
1.2Марсе́ль Мосс
Марсе́ль Мосс(фр. Marcel Mauss; 1872—1950) — видныйфранцузский этнограф и социолог, племянник и ученик Эмиля Дюркгейма.
Сочинения:
· Очерко природе и функции жертвоприношения (1899)
· Онекоторых первобытных формах классификации (1903) (в соавторстве с Э.Дюркгеймом)
· Очеркобщей теории магии (1904) (в соавторстве с А. Юбером)
· Очерко сезонных изменениях в эскимосских обществах (1906) (при участии А. Беша)
· Обязательноевыражение чувств (1922)
· Реальныеи практические связи между психологией и социологией (1924)
· Очерко даре. Форма и основание обмена в архаических обществах (1925)
· Физическоевоздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти (Австралия, НоваяЗеландия) (1926)
· Деленияи пропорции делений социологии (1927)
· Цивилизации:элементы и формы (1929)
· Социальнаясвязь в полисегментарных обществах (1932)
· Фрагментплана общей дескриптивной социологии (1934)
· Техникитела (1935)
· Ободной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я»(1938)
· Техникии технология(1941).
Библиография
· МоссМ. Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ.ред. И. В. Утехина. — СПб.: Евразия, 2000. — 444 с.
· МоссМ. Общества, обмен, личность. — М.: Наука; Главная редакция восточной литературы,1996.
· МоссМ. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти //Человек. — 1992. — No 6. текст
· МоссМ. Социологическая оценка большевизма / Пер. и примеч. А. Б. Гофмана // Новое истарое в теоретической социологии. — М., 1999. — С.314—348.
· Гофман,А. Б.Социологические концепции Марселя Мосса // Концепции зарубежной этнологии.Критические этюды. — М.: Наука, 1976.
· Гофман,А. Б.Марсель Мосс: за единство наук о человеке // Человек. — 1993. — № 2.
1.3 Люсьен Леви-Брюль
Люсьен Леви-Брюль(фр. Lucien Lévy-Bruhl;10 апреля 1857, Париж — 13 марта 1939, Париж) — французский философ иантрополог.
ЛюсьенЛеви-Брюль закончил Сорбонну, преподавал там же с 1899 по 1927 годы. Начиналкак философ, после знакомства с трудом Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь»заинтересовался антропологией. По методологии, принципам постановки проблемвыступал как ученик социолога Эмиля Дюркгейма. До Леви-Брюля был принятпостулат одинаковости законов мышления для народов всех времён. Леви-Брюльсчитал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления.Он стал автором теории первобытного до-логического мышления, которое отличаетсяот современного логического. До-логическое мышление нечувствительно к опытномузнанию, оно мистично. В любом явлении первобытный человек видит действиесверхъестественных сил: болезнь, неурожай, плохая погода — это следствиеколдовства. Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон партиципации(сопричастия): для первобытного человека предмет может быть самим собой иодновременно чем-то иным. Примером действия такого закона может служитьтотемизм, когда человек верит, что он одновременно является и животным. Другойпример — билокация, то есть одновременное нахождение какого-либо предмета иличеловека в двух местах. В поздних трудах под влиянием критики учёный несколькоотошёл от своих позиций.
труды:
1900 — Философия ОгюстаКонта / LaPhilosophie d’AugusteComte
1910 — Мыслительныефункции в низших обществах / Lesfonctions mentalesdans lessociétésinférieures
1922— Первобытноемышление/ La mentalité primitive
1927— L'âme primitive
1931— Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive
1935— La mythologie primitive
1938— L’expérience mystique et les symboles chez les primitifs
1949— Les carnets de Lucien Lévy-Bruhl
1.4МорисХальбвакс
Морис Хальбвакс(правильнее: Альбвакс) (фр. Maurice Halbwachs,11 марта 1877, Реймс — 16 марта 1945, Бухенвальд) — французский философ,социолог, социальный психолог из круга Дюркгейма.
Хальбвакс занималсяпроблемами демографии и стратификации, пространственного расселения исоциальной морфологии, но наиболее известен начатыми еще в 1920-х годахработами по коллективной памяти, в которых синтезировал дюркгеймовские идеи околлективных представлениях с философией времени у Бергсона и которые приобрелиширокое признание уже в последние десятилетия XX — начале XXI вв. Эти работыбыли переведены на многие европейские языки. Они получили развитие в трудахфилософов, социологов, историков — П.Рикёра, Я.Ассмана и др.
Труды:
· Leibniz(1907, переизд. 1928)
· La classe ouvrière et les niveauxde vie (1913)
· Les origines du sentiment religieuxd’après Durkheim (1925)
· Les Cadres sociaux de la mémoire(1925)
· La Population et les tracés devoies à Paris depuis cent ans (1928)
· LesCauses du suicide (1930)
· Morphologiesociale(1930)
· Sociologieéconomique et démographique (1940)
· La Topographie légendaire des Évangilesen Terre Sainte; étude de mémoire collective(1941)
· Lesclasses sociales (1942)
· LaMémoire collective (1950)
Публикации на русскомязыке
· Возникновениерелигиозного чувства по Дюркгейму// Происхождение религии в пониманиибуржуазных ученых. М.: Московский рабочий, 1932
· Социальныеклассы и морфология. СПб: Алетейя, 2000
· Коллективнаяи историческая память
· Социальныерамки памяти/Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство,2007

2. Основные положенияучения французской социологической школы
социологическийшкола моральный юридический
· Сточки зрения Французской социологической школы общество — это системанравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладалипринудительной силой.
· Обществонеобходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категорияхсоциального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношениюк отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений иобладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).
· Сознаниечеловека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее приэтом проявляется в виде «коллективных представлений», которыеобеспечивают устойчивость общества.
· Функциякультуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективныепредставления объединять общество.
Изучая обычаи,моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Э. Дюркгеймпришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующуюнад сознанием каждого отдельного человека. Человек — существо двойственное:индивидуальное, биологическое и социальное. Первое имеет свои корни ворганизме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оноруководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сферематериального производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает какизолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влияниемобъектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется сбиологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного ииндивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического1.Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствуетсоциально определяемая часть психики.
По Дюркгейму, "… общиеидеи, которые религия или наука внедряют в наш ум, интеллектуальные операции,которые эти идеи предполагают, верования и чувства, которые составляют сутьнашей моральной жизни — все эти высшие формы психической активности, которые внас пробуждает и развивает общество, не находятся на поводу у тела как нашиощущения и кинестетические состояния. Мир представлений, в которомразворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальнымсубстратом, а никак не проистекает из него"2. В двойственностизаключается отличие человека от животных; у них нет общественного опыта.Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.
Обществорассматривается Дюркгеймом как реальность. Оно — духовное образование:совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и. др. Ониотражают различные стороны общественной жизни и называются коллективнымипредставлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления обладаютвсеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития;создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие начеловека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком безрассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека изаставляют. Признание влияния на человека коллективных представлений меняетпонимание человека, источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этогоили из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм(эмпиризм или априоризм). Мысль Дюркгейма, что все собственно человеческое вчеловеке от общества — это действительно капитальная мысль. Однако обществоДюркгейм понимает идеалистически, отождествляя его с системой коллективныхпредставлений, т. е. общественным сознанием. Охота, рыболовство и т. п. хотя ирассматриваются, но как контакты изолированных индивидов с природой не предполагаютс необходимостью настоящего мышления и не приводят к нему. Таким образом, вцелом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческойдеятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознаниеиндивида трактуется также идеалистически как взаимодействие индивидуального иобщественного сознания.
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)выступилс тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфическихособенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развитиячеловеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но сменатипов мышления. Современный тип — логический — пришел на смену первобытномумышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышлениеимеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделенодновременно естественными и сверхъестественными обыденными и мистическимисвойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественныесвойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых засобытиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.
Мышление первобытногочеловека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оноподчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия; считается, что все предметы,сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты,имя — считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на ихоригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастиепо подобию и сопричастие по выражению).
Мышление первобытногочеловека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно кпротиворечиям и не требует доказательства фактами. Умение различатьразновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы,искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и т. п. проявлениятрудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления ирассуждения. Они — продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Влияние обществана сознание человека осуществляется только через систему коллективныхпредставлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования,магические обряды). Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующуюлогической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместнос логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества секторлогического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическоемышление3. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогическиеструктуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью(религия, понятие о душе и др.) Наша умственная деятельность одновременнорациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в нейсосуществуют с логическими. М. Галь-бвакс (1877—1945) на материале памяти, Ш.Блон-дель (1876—1939) применительно к аффективно-волевой сфере утверждалисоциальный характер всей психики человека. Значение французской социологическойшколы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления,—как раз это и подвергается критике,— сколько в выдвижении нового —исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблемапреобразования человеческой психики в ходе исторического развития обществаполучила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А.Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.

Литература
· КрюковВ. М. Французская социологическая школа // Свод этнографических понятий итерминов (Этнография и смежные дисциплины. Этнографические школы инаправления). М., 1988.
· СадохинА. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. —2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр «Академия», 2003. —320 с.
· Леви-Брюльстатья «Первобытное мышление»
· ДюркгеймЭмиль «О разделении общественного труда. Метод социологии»
· БруноЛатур. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.:Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006 (Серия «Прагматическийповорот»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.