Реферат по предмету "Социология"


Формирования личности молодого поколения

Формированияличности молодого поколения

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Формированияличности молодого поколения
1.1Виды молодежных организаций и их роль ввоспитании молодежи
1.2Методологические аспекты формированияличности молодого поколения
Список использованных источников

1. Формирования личности молодого поколения
 
1.1 Виды молодежныхорганизаций и их роль в воспитании молодежи
Участие молодых людей вжизни общества реализуется через деятельность молодежного общественногодвижения (различных молодежных, детских организаций и общественныхобъединений), которое в правовом плане обеспечено Законом Республики Беларусь«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[3].
В настоящее время вРеспублике насчитывается около 132 молодежных и детских общественныхорганизаций. Они являются средой общения и взаимодействия молодых людей,помогают им реализовать свои потребности и интересы.
Наиболее распространеннымпринципом организационного строения молодежных организаций и объединенийявляется демократический централизм: выборность всех руководящих органов, ихпериодическая отчетность перед своими организациями и вышестоящими органами,подчинение меньшинства большинству, обязательность выполнения решенийвышестоящих органов — нижестоящими [16, с. 63].
Чаще всего организации иобъединения строятся по территориальному или территориально-производственномупринципу: первичные организации создаются по месту жительства, работы или учебымолодых людей и объединяются в районные, городские и областные организации потерритории. Высший руководящий орган первичной организации — общее собрание;районной, городской и областной — конференция; республиканской — съезд. Общеесобрание, конференция, съезд избирают исполнительные органы, которые руководятвсей текущей работой организации в период между собраниями, пленумами, съездами[16, с.63-64].
До распада СоюзаСоветских Социалистических Республик в Беларуси наиболее влиятельной молодежнойорганизацией был Ленинский коммунистический союз молодежи Белоруссии (ЛКСМБ), вкотором насчитывалось 1 324 206 членов. Они состояли в 16 897 первичныхкомсомольских организациях и 52 898 цеховых, бригадных, факультетских,курсовых, классных и др. организациях [21, с.117]. Территориально они были разделенына 6 областных, 23 городские, 18 районных (в городах) и 112 районных сельскихкомсомольских организаций. В ЛКСМБ состояли рабочие, колхозники, служащие,учащиеся и студенты, представители различных национальностей.
После обретения странойнезависимости такое разделение молодежных организаций какое-то времясохранялось.
Наиболее крупным иизвестным неформальным объединением было «Задзiночанне беларускiх студэнтау»(ЗБС), которое возникло в конце 80-х годов (было впервые зарегистрировано в1992 году). В конце 80-х — начале 90-х ЗБС организовало кампанию, направленнуюпротив изучения истории КПСС в учебных заведениях республики. Эта организацияпроводила акции, требуя улучшения условий жизни студентов в общежитиях,выступая против принудительного распределения на работу и за развитиестуденческого самоуправления. Перед выборами 2001 года ЗБС организовало такназываемую мобилизационную кампанию, призывая студентов принять участие вголосовании [16, с.64].
В это же времядействовали такие организации, как «Выбранецкiя Шыхты» и «Чырвоны Жонд»,являющиеся скорее кружками или клубами, чем организационными структурами. (Одеятельности известной своими акциями в 1992-1993 годах молодежной студенческойорганизации анархической направленности «Чырвоны Жонд» в настоящее время малокто вспоминает) [18, с.106].
Некоторые комсомольскиелидеры начали создавать новые молодежные структуры, используя свой опыт работыв ЛКСМБ.
24 апреля 1992 годапарламент Беларуси принял закон «Об общих началах государственной молодежной политикив Республике Беларусь» [2]. На его основании был создан Государственный комитетпо делам молодежи Республики Беларусь, который получил полномочия пораспределению государственных средств среди молодежных организаций.
До 1993 года в Беларусибыли зарегистрированы молодежные организации, которые не входили в составсуществовавшего в то время под эгидой комсомола Комитета молодежныхорганизаций.
Комсомольская организацияреспублики стремилась обновить свой имидж; в декабре 1991 года она провеласъезд, на котором изменила свое название и стала называться Союзом молодежиБеларуси (СМБ) [14, с.153-154].
В рассматриваемый периодбыла создана «зонтичная» структура — Всебелорусская Рада молодежных и детскихобъединений, зарегистрированная 26 августа 1993 года. Ее лидерами были избраны:первый секретарь ЦК Белорусского союза молодежи (БСМ) Александр Федута, главаАссоциации молодых политиков (АМП) Анатолий Лебедько и Светлана Королева, членорганизации Next Stop-New Life, которая появилась в результате международногомарша Next Stop — Soviet Union, организованного представителями западныхмолодежных организаций на территории бывшего СССР. Рада была признананекоторыми европейскими молодежными структурами (Council of European NationalYouth Committies, European Youth Forum) [16, с.65].
«Задзiночанне беларускiхстудэнтау» и Объединение белорусских скаутов, возникшее в 1992 году, не вошли всостав Рады.
22-23 апреля 1994 года вМинске прошла первая встреча белорусской молодежи мира, организованная ЗБС,которое в то время возглавлял Алексей Глушко. На этой встрече был созданИсполнительный комитет и Молодежная информационно-аналитическая служба,возникшая в результате подписания соглашения между «Задзiночаннем беларускiхстудэнтау», Объединением белорусских скаутов, молодежным крылом Белорусскогонародного фронта, Союзом белорусской католической молодежи и Свободнымпрофсоюзом студентов БГУ. Позже она стала называться Молодежным информационнымцентром [22, с.46].
Число студенческихорганизаций росло. В отличие от 1992-94 годов, когда известным было только«Задзiночанне беларускiх студэнтау», появлялись новые организации: Ассоциациястудентов-политологов, Свободный профсоюз студентов, Ассоциациястудентов-архитекторов, Ассоциация студентов права, а также различные студенческиенаучные товарищества.
Финансированиедеятельности молодежных организаций осуществлялось разными путями: некоторыеобъединения спонсировались частным бизнесом, отдельные — зарубежнымиструктурами, иные существовали за счет средств госбюджета.
После Президентскихвыборов в стране государство начало уделять большее внимание поддержкемолодежных организаций. Отдельные молодежные лидеры попытались воспользоватьсяситуацией не только в интересах молодежи, но и собственных. Когда из этогоничего не вышло, некоторые из них перешли в оппозицию (в 1995 году), которая напротяжении двух лет стремилась использовать молодежь для проведения различныхантипрезидентских акций (в основном — уличных демонстраций). Сложившаяся в товремя атмосфера конфронтации привела к политизации молодежного движения.
В тот же период активнодействуют: организация «Маладая Грамада» (МГ), молодежная фракция Белорусскогонародного фронта (партии БНФ), а также созданная в 1995 годуконсервативно-националистическая организация «Молодой фронт» (МФ),возглавляемая Павлом Северинцем. Осенью 1996 года появилась организация«Гражданский форум» (ГФ) под руководством Владимира Новосяда, а весной 1997года была создана организация Молодежный христианско-социальный союз (МХСС),которую возглавил Валерий Юревич [16, с.66-67].
15 апреля 1997 годасостоялся организационный съезд Национальной Рады молодежных организаций. Вновую «зонтичную» структуру объединились многие организации, входившие всуществовавшую ранее Раду, в Белорусский комитет молодежных организаций идругие объединения. В новую Раду вошли такие организации, как: Республиканскаяассоциация клубов ЮНЕСКО, Республиканская общественная организация «Next Stop — New Life», «Задзiночанне беларускiх студэнтау», Белорусская ассоциациястудентов права, Ассоциация молодых политиков, Белорусский союз молодежи,Гражданский форум, пионерская организация, Ассоциация студентов-политологов,Объединение белорусских скаутов и т.д. [13, с.8-9].
Осенью 1996 года, поинициативе лидеров партии Славянский Собор «Белая Русь», возникла организация«Прямое действие». На базе этой организации позже был основан Белорусскийпатриотический союз молодежи (БПСМ). Бывший лидер «Прямого действия» ВсеволодЯнчевский был избран лидером БПСМ на учредительном съезде, который состоялся 20мая 1997 года [10, с.39]. Характеризуя БПСМ А.Г. Лукашенко выступая наобъединительном съезде общественных объединений БПСМ и БСМ 6 сентября 2002года, отметил: «Эта молодая организация приобщила к общегосударственным деламбольшой отряд юношей и девушек, смогла противопоставить аполитичности иразвлекательно-потребительскому восприятию жизни в молодежной среде зримые,социально значимые инициативы» [6, с.9].
Лидерами БПСМ сталипреимущественно бывшие комсомольские активисты, в организацию также вступиличлены Союза скаутов Беларуси, представители студенческих профсоюзов, пионерскойорганизации.
БПСМ занял позициюконструктивного сотрудничества с правительством, поставил перед собойобщественно значимые цели и получил государственную помощь. 9 июля 1997 годаПрезидент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал Указ «О государственнойподдержке Белорусского патриотического союза молодежи» [16, с.67].
О степени участиямолодежи в деятельности всех общественных объединений в Беларуси в настоящеевремя в определенной мере можно судить по результатам социологических опросов.
Согласно социологическимданным, большинство опрошенных студентов (60%) не стремятся активно участвоватьв жизни общества и в работе молодежных организаций. О принадлежности к политическимпартиям заявили только 1% опрошенных; 16,6% респондентов участвуют в работестуденческих организаций. Лишь незначительная часть студентов отметилавоздействие политических партий и молодежных организаций на формирование ихвзглядов и убеждений. Влияние молодежных организаций на свое мировоззрениеотметили только 3,7% школьников [22, с.57].
Существующие сегодня вРеспублике Беларусь молодежные организации можно разделить на три группы:стремящиеся к сотрудничеству с государством (Белорусский республиканский союзмолодежи (БРСМ), Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО); недекларирующие определенных политических позиций (Республиканская ассоциация«Пошук», Клуб веселых и находчивых, организация молодых инвалидов«Разные-равные» и т.д.); стоящие в оппозиции к власти — ЗУБР, Молодой фронт,«Маладая Грамада», Молодежный христианско-социальный союз [16, с.67].
Условно молодежныеорганизации можно подразделить и по основным целям и видам их деятельности.
Наибольшее числомолодежных организаций своей основной целью считает поддержку молодежи истуденчества, защиту прав молодых людей, отстаивание их интересов; также многоразличных объединений, занимающихся культурологической деятельностью,поддержкой культуры и искусства; действуют в Республике и благотворительныемолодежные организации, оказывающие помощь различным социально не защищеннымкатегориям граждан; объединения инвалидов.
Самым крупным почисленности молодежным объединением страны, соисполнителем республиканскихпрограмм в области осуществления государственной молодежной политики являетсяБелорусский республиканский союз молодежи (БРСМ).
Организация была создана6 сентября 2002 года путем слияния Белорусского патриотического союза молодежи(БПСМ) и Белорусского союза молодежи (БСМ). Объединение двух молодежныхорганизаций обусловлено тем, что БПСМ и БСМ ставили перед собой практическиодинаковые цели, работали по одной программе «Молодежь Беларуси», получалигосударственную поддержку.
Белорусскийреспубликанский союз молодежи строит свою работу исходя из основных направленийпрограммы «Молодежь Беларуси» и, соответственно, ставит перед собой такиеважные для государства и общества цели, как: пропаганда здорового образа жизнисреди молодежи, приобщение молодых людей к занятиям физической культурой испортом; содействие в проведении государственной молодежной политики в областизанятости и профориентации (помощь в трудоустройстве, профориентации иполучении временной работы); профилактика негативных явлений в молодежнойсреде; организация работы с детьми, подростками и молодежью по местужительства; системы молодежного жилищного строительства; развитиемеждународного сотрудничества, молодежного и детского спорта, отдыха,оздоровления и туризма [20, с.84].
В целях развитиямолодежного движения в Республике Беларусь, оказания содействия Белорусскомуреспубликанскому союзу молодежи, 13 января 2003 года издан Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь №16 «О государственной поддержке общественного объединения«Белорусский республиканский союз молодежи» [16, с.69].
Сегодня БРСМ занялпрочные позиции во всех регионах республики и является мощным и действеннымзаслоном на пути вовлечения молодежи в деструктивную антигосударственнуюдеятельность.
Роль Белорусскогореспубликанского союза молодежи исключительно важна. Как неоднократноподчеркивал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, белорусскийреспубликанский союз молодежи, Федерация профсоюзов Беларуси, Советы депутатов,женские и ветеранские организации консолидируют белорусское общество. БРСМ как активныйпроводник государственной молодежной политики содействует адаптации молодежи втрудовых и студенческих коллективах, способствует участию в стройотрядовскомдвижении.
Несмотря на то, что этодостаточно молодая организация, подавляющее большинство рабочей и учащейсямолодежи (73,2%) отмечает, что по месту её работы или учебы действуют первичныеорганизации БРСМ.
Белорусский республиканскийсоюз молодежи занял прочные позиции во всех регионах республики. Сегоднячисленность членов объединения составляет более 300 тыс. человек.
На сегодняшний день БРСМявляется кадровым резервом органов государственного управления. Так, члены Белорусскогореспубликанского союза молодежи включены в состав коллегий Министерстваобразования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерстваинформации, Министерства спорта и туризма Министерства труда и социальнойзащиты, Министерства культуры и др. Представители БРСМ введены в состав местныхисполнительных комитетов. Молодежь имеет своё представительство и в местныхСоветах депутатов.
В деле патриотическоговоспитания молодежи БРСМ использует опыт прошлых поколений. Ежегодно активистыорганизации и её рядовые члены восстанавливают памятники, благоустраивают местазахоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, проводят Вахтыпамяти, благотворительные акции «Молодежь – ветеранам», тематические встречи светеранами войны и труда.
С целью профилактикинегативных явлений в молодежной среде в ряде территориальных комитетов БРСМсозданы и действуют оперативные молодежные отряды дружинников.
При Белорусскомреспубликанском союзе молодежи работает информационно-справочная служба,которая оказывает молодежи бесплатную информационную помощь по вопросам арендыжилья, занятости, досуга, учебы.
Одним из приоритетныхнаправлений деятельности БРСМ является трудоустройство учащейся и студенческоймолодежи, возрождение стройотрядовского движения. Студенческие отряды,сформированные штабом трудовых дел БРСМ, активно трудились на таких значимыхобъектах, как Национальная библиотека, Августовский канал и др.
Белорусскийреспубликанский союз молодежи активно участвует и в международном молодежномдвижении. Так, летом 2005 года делегация БРСМ достойно представляла Беларусь наВсемирном фестивале молодежи и студентов и Венесуэле. Ежегодно, в рамкахСоглашения о сотрудничестве молодежи приграничных областей Беларуси, России иУкраины, в Гомельской области на границе трех республик проходит международныймолодежный фестиваль «Дружба славян» у Монумента Дружбы, активным участникомкоторого является Белорусский республиканский союз молодежи.
Важным событием в жизниБРСМ стал прошедший в сентябре 2005г. XXXIX съезд, на котором были подробнорассмотрены вопросы деятельности Белорусского республиканского союза молодежи иперспективы его дальнейшего развития.
Выступая на съезде, Главагосударства подчеркнул, что усилия Белорусского республиканского союза молодежидолжны быть направлены на то, чтобы каждый молодой человек почувствовал, что оннужен стране и не останется без внимания.
Белорусская молодежьобязана принять активное участие в реализации широкомасштабной программывозрождения и развития села. «Это направление должно быть в числепервостепенных в деятельности БРСМ. Агрогородки, новые технологии производства,создание современной социальной инфраструктуры – все это требует приложенияваших сил и энергии».
Президент отметил, чтоБелорусскому республиканскому союзу молодежи нужно сконцентрировать усилия нанескольких, пяти-шести, основных направлениях работы, а также продолжитьнаработанную практику проведения общественно-политических акций. Обращаясь кучастникам молодежного съезда, Глава государства подчеркнул: «Один Президент,правительство без опоры на гражданское общество, людей особенно на молодежь,ничего не сделают. Вы должны беречь и хранить наше государство, нашу землю».
Многочисленным является иОбщественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация»(БРПО). БРПО, согласно уставу, — самодеятельная неполитическая детскаяобщественная организация. Цель этой организации — содействие социализацииличности ребенка, т.е. формирование у членов организации готовности квыполнению разнообразных социальных функций в обществе [16, с.70].
Основным источникомфинансирования объединения является целевое выделение государственных средствна программу поддержки Белорусской республиканской пионерской организации.
молодежная организация воспитание молодежь

1.2 Методологическиеаспекты формирования личности молодого поколения
Проблема постоянногосовершенствования государственной политики в отношении молодежи должная бытьцентральной, ядром всей социальной политики любого государства и общества,серьезно думающих о будущем. Даже самый общий анализ ситуации в молодежнойсреде нашей республики показывает ее неоднозначность и противоречивость.
С одной стороны у насесть много талантливой и целеустремленной молодежи, с другой, ещё не всямолодежь привлечена к занятиям в кружках и секциях, нашла себе дело по душе.Поэтому необходима система мер со стороны государства по формированиюпозитивного, высокоинтеллектуального молодого поколения через формированиеличности у каждого отдельно взятого молодого человека. Достижение поставленнойцели возможно через самореализацию молодых людей, через обретение ими себя вобществе. Формирование личности у молодого поколения важно еще и тем, чтоименно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуетсяпреемственность поколений, происходит накопление производственного опыта иинтеллектуального потенциала нашего общества.
Молодежь какмногочисленная и многослойная социальная группа людей, подобно другимсамодеятельным слоям населения, свою сущность проявляет посредством общения,труда, продолжения человеческого рода и реализации самых разнообразныхматериальных и духовных потребностей. Механизмы функционирования этойинтегральной социальности в конечном счете вбирают в себя совокупные внутренниестимулы жизнедеятельности отдельных личностей [17, с.13].
Завершается период не доконца осмысленной подростковости индивида, наступает этап взросления,свидетельствующий, что человек стал полноправным членом общества, приобрелновые семейные, гражданские, профессионально-трудовые роли и нравственныеобязанности. Для одного определяющей линией самореализации становитсяприспособленчески-адаптационная, для другого — перманентное творческоесозидание. Юность характеризуется ярко выраженным стремлением индивида ксамопознанию, самоопределению, самоутверждению, самореализации,самосовершенствованию. В социологии центральным понятием является категориясамореализации [15, с.32].
Проблему самореализациимолодежи необходимо рассматривать в онтологическом, гносеологическом,социологическом и аксиологическом аспектах. Онтологический — философский,сущностно-бытийный. Он проблематичен применительно к собирательному образу –«молодежи». Она, будучи поколением людей, как субъект деятельности всегдаобъективируется в реальном мире, присваивает себе исторически обусловленнуюсоциально-родовую сущность человеческих сил, символизирует сегодняшнеесостояние части общества и завтрашний его прогресс [15, с.32-33]. Поколениемолодежи — обязательное связующее звено в закономерном системном целом, то естьв социально-демографических процессах, ступень перехода от детско-юношескогосостояния жизни большого слоя людей к состоянию зрелости. Речь может вестисьлишь о степени опредмечивания себя в качестве субъекта деятельности исоответственно преодоления отчуждения от общества как целостности (соотношениичасти и общего). Следовательно, самовоспроизводство старшего слоя молодежичерез биологические и социальные закономерности — показатели онтологической ееадекватности в обществе. Чем богаче индивидуальность юноши или девушки, чембольше молодыми людьми развиваются здоровые генетические задатки и используютсявозможности окружающего мира, тем основательнее проявляется онтологическаясущность личностей и их совокупности – молодежи [15, с.33].
Гносеологический аспектзаключается в том, чтобы изучить субъектно-объектные проявления молодежи, ееспособность отражать особенности эпохи, в том, чтобы теоретически, на уровнедостижений познавательных наук осмыслить место и роль молодежи в конкретномобществе, определить жизненные траектории поколения, дать научно обоснованнуюпрограмму ее самореализации [11, с.124]. Здесь молодежь предстает в качествесамопознающего, самоорганизуемого феномена. Выявить ее возрастные границы,установить различные виды социальной идентичности призваны различные науки:естествознание, психология, педагогика, этика, демография, правовые дисциплины.Так, нижняя черта в 16 лет свидетельствует о признании индивида в качествегражданина с первым паспортом, верхняя — 29 лет включительно (до 30 лет) — обистинной взрослости, самостоятельности, нравственной зрелости, поскольку он могуже окончить высшее учебное заведение (даже после срока действительнойармейской службы), приобрести профессию, обзавестись семьей, обрести постоянноерабочее место, иметь соответствующий заработок. Вполне достаточный жизненныйотрезок времени, чтобы судить о том, состоялась ли личность впсихофизиологическом и моральном аспектах, правильный ли она выбралапрофессиональный трамплин для прыжка в будущее экономическое и бытовоеблагополучие. Сущность ее «самости» проявляется в самоактуализации в различныхсферах жизнедеятельности, в степени социализации [15, с.34]. Это не означает,что возрастные границы молодежи не могут быть ниже или выше, особенно присоставлении государственных программ социальной поддержки молодежи. Когда жеречь заходит о помощи молодым семьям, то к понятию «молодой супруг», «молодаясупруга» относят и возраст в 33 года. Возраст человека 28-29 лет достаточен дляличностной идентификации в этническом, религиозном, гражданском, семейном ииных аспектах; к этому времени происходит полное осознание индивидом своей«самости» в плане психофизиологической стабилизации, социальнойиндивидуализации, нравственной позиции. Молодежь с позиций гносеологиипредстает как исторический субъект сознания, как теоретически осознающий своюроль преобразователь жизни и объект стратегического воздействия со сторонызаинтересованных в ее судьбе объединений.
Социологический подходприменительно к изучаемой категории населения — самый конструктивный, хотя итрудоемкий. Он дает возможность выявлять проблемы молодежи «изнутри», посколькупосредством анонимных опросов, интервью, экспертных оценок, контент-анализа,включенного наблюдения, изучения статистических данных и официальныхдокументов, монографического, нравографического и других методов помогает выявитьсокровенное и в то же время наиболее типичное у личности и социальной группы,позволяет исследователю перейти от частного и единичного к целому и общему, кустановлению закономерностей развития тех или иных явлений и процессов [21,с.410]. Профессиональные социологи строго соблюдают процедурные требования:принципы выборки обследуемых с учетом репрезентативности, технологию опросов,характер обработки данных, определение коэффициента корреляции, корректностьвопросов и обоснованность выводов, рекомендаций и т.д. Уважение респондента — важнейшее требование. Как правило, социологические опросы анонимные, итогиносят обобщающий характер, поэтому, знакомясь с социологическими данными,молодые люди относятся к ним с доверием.
Нет такой сферыжизнедеятельности молодежи, которая в Беларуси не исследовалась в последниегоды XX века. Основные выводы, которые следуют из них можно представитьследующим образом: в целом в нашей стране молодежь предстает какжизнеспособная, социально активная, нравственно здоровая прогрессивная частьобщества; упорядочению процессов самоутверждения различных категорий молодежиспособствовали целенаправленная социальная политика президентских,управленческих и правительственных структур, законодательная база последних лет[15, с.35]. Несмотря на психовозрастные особенности и некоторыеценностно-ориентационные отличия поколений отцов и детей,социально-политический конфликт между ними отсутствует, более того — патриотические настроения старших передаются молодым людям. По причине стихийности«перестроечных процессов» на постсоветском пространстве и молодежь, и поколениепожилых людей оказались в девяностые годы социально незащищенными слояминаселения; эхо этой перестройки чувствуется и сегодня, несмотря на значительныеусилия властных структур по преодолению в Беларуси этой отрицательной ситуации.В силу того, что в постчернобыльский период детство многих нынешних юношей идевушек проходило в неблагоприятной экологической среде, в трудных семейно-бытовыхусловиях, при недостаточной медико-оздоровительной работе, значительная частьучащейся и работающей молодежи имеет проблемы с физическим и нервно-психическимсостоянием здоровья. По причине отсутствия научных обоснований путейрационального развития рыночных, регулируемых отношений, показа достоинств иуязвимых мест идеи «рыночного социализма» экономическое сознание молодежи носитэклектический характер, что сказывается и на характере еепроизводственно-трудовой деятельности [15, с.36]. В ряде отраслейнародно-хозяйственной деятельности создаются благоприятные условия для развитияцивилизационных форм рыночных отношений в молодежной среде. В последнеедесятилетие политическое сознание молодежи претерпело значительные изменения,пройдя путь от хаоса и растерянности в молодежном движении до известной степениупорядоченной самоорганизации. В иерархии жизненно важных ценностей молодыхлюдей стали преобладать те, которые направлены на обеспечение личногоблагополучия и семейного комфорта. Молодежи не присуще разграничение людей поэтническому, языковому, религиозному и иным подобным признакам; наметиласьтенденция преодоления потребительства и перехода к позиции собственнойответственности за материальное благосостояние молодых людей, за судьбупоколения; идеи социальной справедливости, равенства граждан перед закономстали господствующими. Значительно возрос престиж знаний, высшего исреднеспециального образования, профессий, обеспечивающих должный материальныйдостаток, бизнес [14, с.178]. Хотя труд в частном секторе для некоторых молодыхлюдей предпочтительнее, особенно если в госсекторе он для молодых специалистовна первых порах не высоко оплачивается; неясность в законах рынка и морали,подражательство западной массовой культуре, рекламируемые прелести «легкойжизни» за рубежом, низкая духовность части молодежи толкают молодых людей кразличным видам девиантного поведения, преступности. Несмотря на специфичностьмолодежных проблем, кардинальное их решение в целом лежит в руслесоциально-экономических и демократических преобразований в суверенной Беларуси,что не только не исключает, но и обязательно предполагает повышение ролитрудовых усилий всей молодежи.
Рассмотренные выше триметодологических подхода к проблеме изучения молодежи переплетены саксиологическим, поскольку бытие и основные сферы ее жизнедеятельности так илииначе связаны с ценностно-мировоззренческими установками молодых людей. Ониносят принципиальный характер. То обстоятельство, что на первое место вышлиинтимно-личностные ориентации, вовсе не означает принижения или игнорированияими иных ценностей, носящих бытийно-сущностный, онтологический характер. Речьидет, прежде всего, о труде — основообразующей ценности.
Личность как единичное иособенное есть самореализующаяся биосоциальная система, самопроизводствокачественно новой экзистенции в индивиде: человек «творит из себя самого и длясебя то, что он есть» [5, с.37].
Юноша или девушка какобъекты социализации субъекта, вступившие в очередную стадию собственногоразвития, которая именуется молодостью, уже прошли последовательно младенчество,детство, подростковость — в семье, детсаде, базовой школе, ПТУ, коллективаххудожественной самодеятельности, технического творчества,спортивно-физкультурных и других объединениях. Предшествующий путьсоциализации, детерминированной извне, все же протекал с той или иной степеньютяги самого индивида к независимости, «самости» (от детского «Я сам» доподросткового «Я так хочу»). И, тем не менее, возвращаясь к онтологическимоснованиям, следует отметить, что развивающаяся личность в домолодежном возрастебыла объективно ограничена в возможностях самовыражения и определялась наличнымуровнем социокультурной среды ее обитания, включающей воспитательный потенциали родителей, и педагогов [15, с.37].
По мере же взрослениячеловека, накопления его сущностных сил в себе самом, осознания своей «самости»субъективность данной личности все больше фокусировалась на объективностьвнешней детерминации. Образовывался синтез субъективно-объективного в одномчеловеке (юноше, девушке). Происходило это в силу возникновения новыхразнообразных интересов и потребностей индивида, вовлеченного в различные видыигровой и учебно-трудовой деятельности. Приобретение профессии после окончаниясреднеспециального или высшего учебного заведения, включенность в конкретныйтрудовой коллектив, расширение сферы межсемейных и социальных связей иотношений означают, что личность все основательнее заставляет работать на ее«самость» всю внешнюю среду. Такова, в конечном счете, внутренняя пружинасамореализации индивида и социальных преобразований [15, с.38].
Таким образом, толькосозидательный труд, будучи условием опредмечивания рода человеческого, творит иличность, и социум. Индивид-творец многократно превосходит потенциальныевозможности индивида-адаптанта, лишь приспособившегося к существующимобстоятельствам [12, с.105]. Чем раньше юноши и девушки это осознают, начнутразвивать свою социальную активность, тем быстрее в них разовьются чувствособственного достоинства, желание поиска нового и неизведанного, определятсяточки приложения своих сил, то есть ускорится процесс личностного формирования.А сознание это приходит тогда, когда человеку сообщаются новые знания о природеи нем самом в учебном заведении. Учеба тоже требует от индивида немалого труда,тем более что и собственно трудовая деятельность осуществляется на урокахтруда, практических занятиях, в ходе производственной практики. Еще большиепознавательные возможности и горизонты открывает перед ним самостоятельный трудпосле учебы, в котором проверяется пригодность ранее полученных знаний ивозникает потребность в новых — применительно к объекту своего труда и самомусебе. Такова гносеологическая (отражательно-познавательная,теоретико-мыслительная) функция трудовой деятельности.

Список использованныхисточников
1 КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года № 1629 — XII «Об общих началахгосударственной молодежной политики в Республике Беларусь» // Сборникнормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам государственноймолодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь, 2004. – 156 с.
3Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года № 305-З «О государственнойподдержке молодежных и детских общественных объединений» // ВедомостиНационального собрания Республики Беларусь. — 1999. — № 32. — Ст. 457.
4Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29июня 2003 года № 216-3 // Сборник нормативных правовых актов РеспубликиБеларусь по вопросам государственной молодежной политики. – Минск.:Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
5Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 3 т. – Москва: Высшая школа, 1968. – Т.1.
6Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о молодежи и молодежной политике:Хронологический перечень и материалы выступлений. – Минск.: Академия управленияпри Президенте Республики Беларусь, 2004. – 41 с.
7Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросамгосударственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
8Трудовой Кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 8 июня 1999года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. Текст Кодекса по состояниюна 25 февраля 2005 года. В настоящий Кодекс изменения и дополнения не вносились/ Ответственный за выпуск И.Б. Ткачук. – Мн.: Амалфея, 2005. — 240 с.
9Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в РеспубликеБеларусь» // Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросамгосударственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь, 2004. – 156 с.
10Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности квоенной службе: Материалы республиканской научно-практической конференции. — Минск, 1999. – С. 37-52.
11Голубкова И.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологическиеисследования. – 1998. – № 9. – С. 123-127.
12Демографический энциклопедический словарь. – Москва: Высшая школа, 1985. – 468с.
13Каминская С.О. Молодежь на пороге тысячелетий: профессиональные ценностныеориентации // Проблемы воспитания молодежи в современных условиях. Материалынаучно-практической конференции 24 февраля 2000 года. – Брест, 2000. – С. 7-12.
14Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи (по материаламсоциологических исследований) / Под ред. М.Н. Хурса. – Минск.: ИСПИ, 1999. –357 с.
15Молодежь Беларуси: Социальная политика и условия самореализации. Научноеиздание. – Минск.: ИСПИ, 2000. – 184 с.
16Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения:книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Подред. С.Д. Лаптенка. – 2-е изд. – Минск.: ИСПИ, 2004. – 342 с.
17Молодежный центр: основные направления социальной работы / Методическоепособие. В.Ф. Швайко, Т.И. Сахащик и др. – Мн.: ООО «Тесея», 1999. – 41 с.
18Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования.– 1997. — № 10. – С. 104-108.
19Сапелкин Е.П. Социальный статус молодежи. – Минск.: УП «Технопринт», 2002. –384 с.
20Сапелкин Е.П. Молодежная политика в Республике Беларусь: Системный анализ:Монография. – Минск.: УП «Технопринт», 2004. – 286 с.
21Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – Москва:ВЛАДОС, 1998. – 512 с.
22Студенческая молодежь Беларуси в мире современной культуры: Материалы постояннодействующего семинара руководящих работников республиканских и местныхгосударственных органов / С.В. Лапина, Г.М. Грибов, А.А. Жарикова и др. –Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 107 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :