Реферат по предмету "Социология"


Ускорение НТР и её изменение в процессе развития

Министерствообразования и науки РК
Кокшетаускийколледж «Арна»
РЕФЕРАТ
на тему«Ускорение НТР и её изменение в процессе развития»
подготовиластудентка
группыНОО-12:
ЖарылгаповаД.А.
Проверила :
Кажмуратова А.К.
Кокшетау –2007

Предпосылки17-века
В последней трети 16-начало17 века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль вразвитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины17века (1640-1688) буржуазная революция развёртывается в Англии, наиболееразвитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазныереволюции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшегона смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому роступроизводительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперацииработников, каждый из которых выполнял определенную функцию в расчлененном намелкие частичные операции процессы производства.
Развитие нового — буржуазного — общества порождает изменения не только в экономике, политике исоциальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такогоизменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всегоэкспериментально-математическое естествознание, которое как раз в 17-18 векапереживает период своего становления: не случайно 17-18 века называют эпохой становлениянаучной революции. В эпоху Возрождения, как мы видели, средневековаясхоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Этакритика ещё более остро ведётся в 18-веке. Однако при этом общая задача всехнаук –в принесении пользы человеческому роду, в отличии от тех, кто видел внауке самоцель Ф.Бэкон подчёркивает, что наука служит жизни и практике и тольков этом находит оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человеканад природой.
Наука- средство, а нецель сама по себе; её миссия в том, чтобы создать причинную связь природныхявлений для блага людей.
Античная и средневековаяфизика, основы которой заложил Аристотель, не была математической наукой; онаопиралась с одной стороны на метафизику, с другой стороны на логику. Потому,что было убеждение, что математика не может изучать движение, составляющееглавную характеристику природных процессов. В17 веке усилиями Кеплера иТорричелли- развивается новый математический метод «бесконечно малых»,получивший в последствие название «дифференциального исчисления».Такими своегорода незначительными открытиям и 17 век был предпосылкой для развития новыхотраслей науки.
История ипонятие техники
Термин «техника»происходит от греческого «techne»- «искусство, умение».Техника – это совокупность различных устройств, созданныхчеловеком, предназначенных для создания различных веществ, энергии, информации,их преобразования, хранения и использования в целях развития производства иудовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника – это исредство производства, и его конечный продукт.
Техническая деятельность,особенно в условиях НТР, носит сложный противоречивый характер, значительнойстепенью обусловленный противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов.Эта противоречивость заметна даже в самых простых орудиях труда. Деревяннаяпалица, скребок, копьё, с одной стороны, приспособлены к взаимодействию свнешним миром, с определёнными природными объектами: сшиванию шкур животных.Обтёсыванию камня. Свалить ударами противника и др. С другой стороны: ониучитывают физиологические и психологические особенности человека:приспособленность к человеческой руке, к передвижению на задних конечностях, кгрупповой деятельности, к разделению труда. Как бы далеко современныекосмические корабли, компьютеры, лазеры не ушли от первых орудий труда, онитакже несут в себе, точнее, включают в себя печать изначальной диалектическойдвойственности: учёт свойств природных объектов и материальной среды, в которойони действуют и которую преобразуют; и учёт нейрофизиологических ипсихологических, социальных, культурных особенностей человека. Сегодня вусловиях НТР, человек, всё в большей мере передаёт артефактам функции, которыеранее он выполнял сам. Современная техника, не просто является «продолжением»руки человека, многократным «усилителем» его мускульной энергии, но исредством, позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый рядинтеллектуальных, вычислительных операций. Благодаря возможностям автоматизацииразнообразных производственных процессов и передачей ряда рутинныхинтеллектуальных действий компьютером освобождается для осуществленияспецифически человеческой, творческой, конструктивной и проективнойдеятельности. Развитие техники и технической деятельности совершается поддлительным воздействием творческой, конструктивной деятельности и служитобъективной стороной этой деятельности.
Некоторыеоткрытия нач. 20в, свидетельствующие о НТР
В конце 19-начале20 векав естественных науках были сделаны открытия, которые стали переворотом вразвитии человечества.
В 1905-1916 годаЭйнштейном была разработана теория относительности, эта теория говорит о том,насколько независимы 3 основных понятия: материя, абсолютное пространство исвойства тел в зависимости от их движения в пространстве. Теорияотносительности Эйнштейна, а также появление квантовой механики были ударом потой концепции о механическом восприятии мира. В 19-20 века в области физикинаблюдалось интенсивные открытия о самом атоме и его внутреннем строении.1911год физик Резерфорд предложил планетарную модель атома. А ученик Резерфорда– Бор, опираясь на эту модель атома и квантовую теорию Планка, создает теорию оквантово- планетарном строении атома.
В это же время в химиинаблюдаются значимые открытия в области создания и получения искусственныхматериалов.
1928 год английский химикФлемент создал пенициллин.
Льюис и Ленгмюрразработали теорию химической валентности.
Американские учёныеоткрыли существование нескольких групп крови, строение клетки, ген и т.д. В этовремя многие ранее неизлечимые болезни можно было излечить благодаря новымпрепаратам в состав, которых входили некие химические элементы до этой поры неизвестные.В 20 веке Нобелевский лауреат доктор Джеймс Ватсон открыл загадочные свойства имолекулярное строение ДНК (ДезоксирибоНуклеиноваяКислота).
И в биологии в 20-х векахнаблюдались значимые открытия.
К примеру, до начала 20века изучению нервной системы особого внимания не уделялось. И.М. Сеченоввпервые изучил нервную систему. И в его первом научном труде « Рефлексыголовного мозга» И.М. Сеченова впервые психическая деятельность человекаобъясняется рефлекторным принципом работы нервной системы. Русский учёныйИ.П.Павлов в этот же период стал известен во всём мире своим знаменитым трудомо функциях больших полушарий головного мозга, создал учение о высшей нервнойдеятельности.
Одной из важнейшихсоставных частей переворота в естествознании конца 19- начала 20 века явилисьуспехи в атомной физике после открытия в 1898 г супругами П. и М.Кюри явлений радиоактивного распада и разработки Э.Резерфордом и Ф. Содди в 1903 г: общей теориирадиоактивности. 1947г разработана теория голографического эффекта- ДенисомГарбором.
НТР- коренноекачественное преобразование производительных сил на основе превращения науки введущие факторы развития общественного производства. В ходе НТР начало которойотносится к середине 20 века бурно развивается и завершается процесспревращения науки в непосредственную производительную силу.
К примеру, в СССР втораяполовина 50-х- начало 60-х годов отмечены яркими событиями: освоениекосмического пространства; применение в мирных целях энергии атома; бурноеразвитие химической промышленности.12 апреля 1961 года в космос впервые полетелчеловек- гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Это был триумф советской наукии техники. В конце 50-х годов стала расширяться география научных центров. Былоткрыт Сибирский филиал АН СССР, занимавшийся исследованиями в областиматематики, физики, биологии. Стали открываться научные учреждения,занимавшиеся исследованиями в области генетики.
НТР изменяет весь обликобщества, характер и содержание труда, производственные условия, отраслевую ипрофильную структуру производительных сил, общественного разделения труда,ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на всестороны жизни общества, включая культуру и быт, психологию людей,взаимоотношения общества с природой, ведёт к резкому ускорению НТР.
НТР является закономернымэтапом человеческой истории характерным для поствоенного времени. Может бытьдаже, что её столь бурное развитие связано также с холодной войной, то естьпрений социализма и капитализма.
НТР — это длительныйпроцесс, который имеет 2 главные предпосылки — научнотехнические и социальные.Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли указанные выше успехи естествознания вконце 19-начала 20 вв в результате которых произошёл переворот во взглядах наматерию и сложилась новая картина мира. Она началась открытием электрона,радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности иквантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки, в области микромира ибольших скоростей. Под влиянием успехов физики 20-х годов 20-века существеннымизменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснилаприроду химических связей, что в свою очередь открыло перед наукой ипроизводством широкие возможности химического преобразования вещества.
НТР. Еёхарактеристики, значение и понятие
Начались проникновения вмеханизмы наследственности, генетики, формируется хромосомная теория.Революционный сдвиг произошёл в технике, в первую очередь под влияниемприменения электричества в промышленности и в транспорте.
Родилась авиация. В 40-хгодах наука решила проблему расщепления атомного ядра. Было изобретено радио,получившее широкое распространение. Важнейшее значение имело возникновениекибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атом- бомбы впервыезаставили капиталистические государства организовывать в рамках крупногонационального научно-технического проекта – согласованное взаимодействие наукии промышленности. Это послужило школой для создания общественно- национальныхнаучно-технических общественных программ, исследовательских программ. Ещёбольшее значение имело психологический эффект использования атомной энергии-человечество убедилось в возможностях науки и её практического применения.Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений.Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-ой половине 50-х годов подвлиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации ипланирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственныхорганов планирования и управления научной деятельностью. В 50-е годы создаютсяи получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем ив управлении ЭВМ, ставшие символом НТР. Их появление знаменует началопостепенной передаче машине выполнения различных логических функций человека, ав перспективе – переход к комплексной автоматизации производства и управленияим.
ЭВМ — принципиально новыйвид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. В40- 50-е года под влиянием крупных научных открытий происходят коренные сдвигив самой структуре многих наук; возрастает взаимодействие науки с техникой ипроизводством. Так в 40-50гг человечество вступает в период НТР. На современномэтапе развития, НТР, характеризуется следующими основными чертами:
1) превращением науки впроизводительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке итехнике, производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроковот рождения новой идеи до её производственного воплощения.
2) Новым этапомобщественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферуэкономической и социальной деятельности, приобретающий массовый характер.
3) Качественнымпреобразованием всех элементов производительных сил – предмета труда, орудийпроизводства благодаря его научной организации и рационализации, снижениематериалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемоеобществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё,оборудование, рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследованияи технические разработки.
4) Изменение характера исодержания труда, возрастания в нём роли творческих элементов: превращениемпроизводства «из простого производительства труда в научный процесс» (К.Маркс).
5) Возникновением на этойоснове материально- технических предпосылок, преодоления противоположностимежду умственным и физическим трудом, между городом и деревней, междунепроизводственной и производственной сферами.
6) Созданием новыхбезграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданнымисвойствами.
7) Огромным повышениемсоциального и экономического значения информационной деятельности, как средстваобеспечения научной организации, контроля и управления общественнымпроизводством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего испециального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.
9) Возрастаниемвзаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, ролиобщественных наук и идеологической борьбы.
10) Резким ускорением общественныхпрограмм, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности вмасштабе планеты.
Наряду с основнымичертами НТР можно выделить её главную научно-технические направления:комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством;открытия и использования новых видов энергий; создание и применение новыхконструкционных материалов. НТР означает не только применение новых видовэнергии, материалов; ЭВМ и т.д., а перестройку всего технического базиса, всеготехнического способа производства, начиная с использованием материалов иэнергетических процессов и кончая системой машин и формами организации иуправления.
Научно-техническийпереворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращаясельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременнодеревенский уклад жизни всё более уступает городскому. Рост науки, техники ипромышленности способствует урбанизации, а развитие СМИ интернационализациикультурной жизни. Масштабы и темпы изменений в производстве и общественнойжизни, которые несёт НТР, с небывалой остротой вызывают необходимостьальтернативного и полного предвидения последствий в экономике, природе и т.д. Подлиннымносителем НТР выступает рабочий класс, он является не только главнойпроизводственной силой, но и единственным заинтересованным классом впоследовательном полном развитии НТР. Всемирный характер НТР – требует развитиямежду народами научно-технического сотрудничества, потому что целый ряднаучных последствий НТР выходит далеко за национальные, континентальные.рациональные рамки и требует объединения усилий многих стран и международногорегулирования проблем использований природных ресурсов. Современная наука итехника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированнойэкономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства, управлениивсей экономической и социальной системой процессов в интересах народа. Движущейсилой НТР остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречитпотребностям развития НТР. Отношения людей в сфере науки превращаются вотношения между трудом и капиталом. Учёный оказался в положении лица,продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатациюего результатов. В производстве научные исследования используются как важнейшееоружие ожесточённой конкурентной борьбы между монополистами. Поддержкагосударством тех или иных направлений способствует их успехам, но посколькутакое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса,то его результаты часто противоположны интересам общества. Обострениипротиворечий капитализма в связи с развитием НТР вызвало на Западе широкоераспространение «технофобии», враждебности к науке и технике, как средиконсервативно настроенной части населения, так и среди интеллигенции.
Новыеявления в культуре 19-20вв, вызванные НТР
К концу 19в большинствонаселения Европы и Америки были грамотными. Благодаря успехам промышленнойреволюции вырос жизненный уровень населения. Благодаря сокращению продолжительностирабочего дня у многих людей, прежде всего у горожан, появилось время длядосуга. На мышление и поведение людей стали оказывать заметное явление СМИ. Кним относились газеты, журналы. Важнейшим средством массовой информации сталорадио. К концу 2 мировой войны радио было почти в каждом доме. С появлениемрадио начинается век массовой эстрадной музыки. Телевидение появилось накануне2 мировой войны, в 50-х годах 20века телевидение собирало миллионные аудитории.Спутниковая связь сделала СМИ глобальными. В 20-30-х годах самым массовым видомискусства было кино. Массовое чтение стало формой досуга. После 2 мировой войнына смену Луи Буссенара и Роберта Стивенсона приходят произведения детективногожанра и научной фантастики. Детективные романы Агаты Кристи, Жоржа Сименоназаполнили полки книжных полок.
И в наше времянаблюдается прогресс науки над безграмотностью. Каждый день открываются иизобретаются новые чуда техники. И в доказательство этим словам приведемнесколько наглядных изобретений, которых представили всему миру буквально наэтой неделе.
Октябрь 2007года — Американский учёный Брайан Кросс создал робота со смартфоном в качестве«мозга». Робот был назван Wimo вчесть операционной системы Windows Mobile под управлением которой работает«мозговой» смартфон машины.
Октябрь 2007 – Корейскийоператор мобильной связи SK Telecom оборудовал туристические подводныелодки ретрансляторами позволяющие туристам звонить из под воды.
Октябрь 2007- Японскаякорпорация Fujitsu продемонстрировала новое поколениечеловекоподобных роботов HOAP (Humanoid for Open Architecture Platform)/
Но кроме позитивныхявлений этого явления есть и отрицательная сторона – предсказания учёных обудущем. То есть по их прогнозам в ближайшем будущем человечество ожидает кучапроблем, назревших в результате НТР.
Глобальныепроблемы 20-21 века
«В 21 веке человечествовплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающему самомусуществованию цивилизации и самой жизни на Земле» ( BBC. USA)
— предотвращение мировойтермоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира,обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основеконсенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческойсолидарности.
— преодолениевозрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития междуиндустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки,Латинской Америки, устранение во всём мире экономической отсталости, ликвидацияголода, нищеты и неграмотности, к которые ввергнуты сейчас многие сотнимиллионов людей.
-обеспечение дальнейшегоэкономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, каквозобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырьё иисточников энергии.
-преодолениеэкономического кризиса, сопровождающимся с загрязнением природной среды.
— прекращениестремительного демографического взрыва, осложняющего социально-экономическийпрогресс в развивающихся странах, а также прекращение демографического кризисав странах экономически развитого уровня.
— своевременноепредвидение и предотвращение отрицательных последствий НТР и рациональноеиспользование её достижений на благо общества и личности.

Использованнаялитература:
1.        Учебник «Введение в философию» (Фролов)1 том171-184
2.        Учебник «Введение в философию» (А.Арабоглы) 2 том 480-498
3.        Журнал «Наука ижизнь» номер за январь 2006года
4.        Учебник «Новейшейистории» за 8-9-10 класс
5.        Научно-популярнаялитература, книга-методист по изменении психологии людей за период20-21век.(дж.Кехо),
6.        журнал«national geographic»,
7.        «Пособие пофизике»,
8.        А также статьи изрегиональных газет,
9.        « Наша Земля ичто её ожидает» .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.