Реферат по предмету "Социология"


Технология поддержки малообеспеченных граждан

--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ ГРАЖДАНАМ
2.1.        
Социальная помощь малоимущим гражданам

в Российской Федерации
Помощь малоимущим гражданам охватывает совокупность государственных мер по поддержанию минимально необходимого уровня потребления, который не гарантируется доходами ниже ПМ. Она предоставляется в форме выделения денежных средств либо материальных благ или оказания услуг. Малоимущие могут получать и иные виды помощи (например, содействие в трудоустройстве), но основное её направление – обеспечение потребительскими ресурсами, частично компенсирующими дефицит их собственных средств. Эти ресурсы предназначены главным образом для удовлет­ворения базовых потребностей, прежде всего в продуктах питания, одежде и обуви, оплате расходов на жилье.

В соответствии со структурой потребностей адресная помощь подразделяется на компенсации (субсидии) на оплату жилья жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и социальную помощь, то есть предоставление денежных и натуральных ресурсов на неотложные потребительские нужды.

Социальная помощь малоимущим предназначена для решения конкретных проблем домохозяйств, порожденных низкими доходами. Основным источником социальной помощи являются местные (муниципальные) бюджеты. Из этого следует, что на территориях с высоким уровнем бедности также встает вопрос о сопряженности финансовых ресурсов бюджета и численности малоимущих. В Реко­мендациях Минтруда России по реализации региональных адрес­ных программ допускается использование дополнительного критерия, ограничивающего право на помощь. Речь идет о так называемой адми­нистративной границе бедности, которая при финансовых трудностях может опускаться вплоть до 50% ПМ.

В результате по целому ряду параметров предоставление соци­альной помощи обусловлено учетом бюджетных ограничений. Преж­де всего, это относится к самому праву на ее получение на основе либо ПМ, либо подвижной административной грани­цы бедности. Далее, согласно закону, помощь должна быть оказана в пределах недостающего дохода, то есть в размере практически любой суммы, которая ниже него.

Примеры оказания социальной помощи малоимущим в ряде субъектов Федерации показывают: чем ниже уровень развития региона, тем ниже граница бедности, или местный ПМ. Соответственно объём помощи в таких регионах меньше и она предоставляется реже, в то же время чаще принимая форму натуральных благ и услуг. Эти различия более выражены по типам поселений. В областных центрах порог бедности обычно выше, помощь может оказываться в денежной форме в виде пособий по нуждаемости. В других поселениях не всегда соблюдается даже нижний предел администра­тивной границы, а помощь, главным образом в натуральной форме, предоставляется в случаях крайней нужды. [60, 130]

Правовые и организационные основы оказания государственной социаль­ной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом “О государственной социальной помощи”. Согласно ст. 1 закона, государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. При этом под социальным пособием понимают безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов; под субсидией — имеющую целевое назначение оплату предостав­ляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; под компенса­цией — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, определяется законодательством субъектов РФ в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего  гражданина.Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев (ст.3).

Государственная социальная помощь подразделяется на:

-  государственную помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг;

-  государственную социальную помощь,   оказываемую за счет средств
бюджетов субъектов РФ.

Право на государственную помощь в виде предоставления гражданам на­бора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; ветераны боевых действий; участники Великой Отечественной войны; во­еннослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в периоды с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 гола не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный пери­од; лица, награжденные знаком «Жителю Ленинграда»; лица, рабо­тавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздуш­ной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог и др.; члены семей погибших инва­лидов войны, участников ВОВ; инвалиды; дети-инвалиды.

В соответствии со ст. 6.2Закона о государственной социальной по­мощи данные категории имеют право на предоставление им следующего набо­ра социальных услуг: 1) дополнительную медицинскую помощь, в том числе обеспечение лекар­ственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии меди­цинских показателей путевки на санаторно-курортное лечение; 2) бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

На оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей. Гражданин имеет право получить услуги, как в натуральной форме, так и в виде денежной компенсации, начиная с 1 января 2006 г. [22, 377]

Государственную помощь, финансируемую за счет средств бюджетов РФ, в настоящее время предоставляют Центры социального обслуживания. В России их насчитывается 1500. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной помощи и вре­менного проживания.

Главенствующую роль в решении проблем малообеспеченных групп на­селения занимают отделения и службы срочного социального обслуживания. Их количество на конец 2004 года по РФ достигло 2,1 ты­сячи. Этими службами в течение года оказана разовая помощь 13,2 млн. чело­век. Формы оказания помощи самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание до обеспечения топливом престарелых граждан и инвали­дов. Наибольшее количество служб работает в Центральном (527), в При­волжском (478), Южном (333) округах.

На конец 2005 г. в Чувашской Республике функционирует 28 Центров социального обслуживания, в которых действуют 15 отделений срочного соци­ального обслуживания. В течение 2004 года данными отделениями было оказа­но различного рода помощи 104803 гражданам республики. Из них 4617 чело­века были обеспечены одеждой и обувью, 1957 получили материальную по­мощь, 1957 имели возможность получить горячее питание, 4695 были обеспе­чены талонами на питание, 4992 человека получили экстренную доврачебную помощь и другие виды помощи.

В ЧР продолжается предоставление мер социальной поддержки малообеспеченному населению в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За 10 месяцев 2005 г. субсидии в республике представ­лены 39,1 тысячи семей, что составляет 8,4 % от общего числа семей республи­ки. Сумма начисленных субсидий составила 220,37 млн. Средний раз­мер субсидии в октябре 2005 года составил 564, 15 руб.

Абсолютное большинство обратившихся в эти службы лиц желают получить материальную помощь в денежной или натуральной форме. Важным на­правлением остается организация для малообеспеченных граждан бесплатного питания. Данную услугу оказывают 2,6 тыс. предприятий общественного питания различных форм собственности. Ежегодно бесплатное питание получают более 1,2 млн. человек. Широко привлекаются к этой работе предприятия об­щественного питания Северо-Западного федерального округа (772). Только в Вологодской области насчитывается 511 таких предприятии, в которых полу­чили питание 234,5 тыс. нуждающихся в нем пожилых людей и инвалидов.

В Тюменской области в струк­туре центров социального обслуживания имеются: мастерские по ремонту обу­ви, социальные магазины, мастерские по ремонту электробытовой техники.

В Республике Марий Эл на базе Центров социального обслуживания от­крыты 13 социальных магазинов, 10 парикмахерских, 2 социальные столовые, 6 мастерских по пошиву и ремонту одежды, ремонту обуви и бытовой техники.

Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения в Республике Татарстан остается срочная социальная помощь. Разовые услуги в трудной жизненной ситуации оказаны в 2004 г. более чем 607 тысячам чело­век. Важным направлением помощи малообеспеченным гражданам здесь оста­ется организация для данной категории населения бесплатного питания.

В Кировской области во всех районах при учреждениях и службах систе­мы социальной защиты населения продолжают работать банки вещей, которые формируются главным образом из ассортимента гуманитарной и благотвори­тельной помощи, частных пожертвований. Численность лиц, получивших помощь через «вещевые бан­ки», в 2004 г. составила свыше 17 тыс. человек.

Во многих субъектах РФ получила широкое распро­странение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилита­ции и предметов первой необходимости, что позволяет в некоторой степени решить проблему обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помо­щи, максимально приближенной к гражданам, которые бедствуют и проживают в удалённых сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населе­ния активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне за­труднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально зна­чимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности. В Оренбургской области на мобильной ос­нове ежегодно предоставляется более 10 тыс. услуг социально-бытового харак­тера, на общую сумму более 270 тыс. руб. Аналогичный опыт имеется в Курганской, Кировской, Пензенской, Воронежской областях. [30, 79]

Таким образом, из рассмотренных материалов следует, что в РФ проводится многопрофильная работа по оказанию помощи малообеспеченным группам населения. Помощь строится на основании законодательных нормативно-правовых документов, разработанных и принятых на уровне РФ и её субъектов.
2.2. Практика деятельности отдела социальной защиты населения Чебоксарского района Чувашской Республики

с  малоимущими группами населения
В ряду учреждений оказывающих поддержку малообеспеченным гражданам населения и интенсивно развивающихся в последнее время особое место занимают районные (городские) органы социальной защиты населения. Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, при этом их деятельность направлена на поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп населения. Основание цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой доход у семьи ниже ПМ, оказание материальной помощи населению в экстремальных ситуациях, содействии адаптации социально-уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

К числу таких учреждений относится отдел социальной защиты населения Чебоксарского района Министерства здравоохранения и социального развития ЧР является территориальным органом Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, реализующим на территории Чебоксарского района государственную политику в области труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан. Отдел создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров ЧР от 10 ноября 2005 г. № 267 “О системе органов социальной защиты населения ЧР” и входит в единую систему органов социальной защиты населения ЧР.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти ЧР, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Конституцией ЧР, законами ЧР и иными нормативными правовыми актами ЧР, решениями коллегий Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, приказами министра здравоохранения и социального развития РФ и министра здравоохранения и социального развития ЧР.

ОСЗН и подведомственные учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

 Основными задачами ОСЗН являются: 1) участие в реализации на территории Чебоксарского района государственной политики в области труда, социальной поддержки, социального обслуживания населения и демографии; 2) анализ, прогнозирование, планирование и реализация на территории Чебоксарского района мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, женщин, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, труда и социального партнерства; 3) реализация на территории Чебоксарского района федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов ЧР и иных нормативных правовых актов ЧР, республиканских целевых программ по улучшению положения семьи, детей, граждан пожилого возраста и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, по содействию занятости населения и улучшению условий и охраны труда; 4) организационно-методическое сопровождение и управление деятельностью республиканского государственного учреждения “Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района”; 5) содействие в организации отдыха, оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке; 6) оказание государственной адресной социальной поддержки населению в Чебоксарском районе ЧР; 7) повышение качества социального обслуживания населения и расширение спектра социальных услуг, в том числе предоставляемых на платной основе.

Подведомственным учреждением ОСЗН является: “Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района” (ЦСОН) Министерства здравоохранения и социального развития ЧР. Учреждение  осуществляет  следующие основные  виды деятельности: 1) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определение необходимых для них видов социальных услуг, обеспечение их стационарными и нестационарными условиями; 2) трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда РФ; 3) привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов, Общества Красного Креста, ассоциации многодетных, неполных семей и т.д.) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении; 4) внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания; 5) оказание социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; 6) оказание социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и улучшение здоровья граждан; 7) оказание социально-психологических услуг, предусматривающих коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе; 8) оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; 9) оказание социально-экономических услуг, направленных на поддержание и улучшение жизненного уровня; 10) оказание социально-правовых услуг, направленных на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

В структуру ЦСОН входят следующие подразделения: — отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;                   — отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; — отделение полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;                  -  отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов;  -  отделение социальной помощи семье и детям.

ОСЗН в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечивает: реализацию государственным учреждением социального обслуживания утвержденного порядка и условий социального обслуживания; осуществляет контроль за качеством и объемом социальных услуг, предоставляемых государственным учреждением социального обслуживания; вносит предложения в Министерство по развитию сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Чебоксарского района; осуществляет дифференцированный учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании; участвует в реализации индивидуальных программ социальной реабилитации инвалидов; организует проведение мероприятий по реабилитации инвалидов; содействует созданию условий инвалидам для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.д.

В области осуществления социальных выплат отдел: формирует и ведет банк данных по получателям социальных выплат, в том числе государственных пособий гражданам, имеющим детей, субсидий, компенсационных и других выплат; осуществляет регистрацию малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан; осуществляет работу по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; осуществляет работу по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющим на них право в соответствии с действующим законодательством; разрабатывает рекомендации для органов местного самоуправления района по вопросам назначения и выплаты субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством

Государственную помощь, финансируемую за счет средств бюджетов РФ, в настоящее время предоставляет ЦСОН. Работа ПО предоставлению различного рода помощи начинается со сбора данных на нуждающегося клиента. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР “О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан” от 13 авг. 2001 г. №180 (и изм. от 15.12.2005 №320) регистрация производится на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина по месту жительства либо месту его пребывания в ОСЗН Минздравсоцразвития ЧР и социального развития ЧР в органе СЗН.  (Образец заявления см. приложение 6).

Определен перечень необходимых докумен­тов для регистрации малоимущих семей и одиноко проживающих граждан:  1)заявление в письменной форме установленного образца; паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей; 2)справки о фактически полученных доходах каждого трудоспособного члена семьи за последние 3 месяца, предшествующие месяцу подачи заявления (зарплату, стипендии, пособия, пенсии и т.д.);  3)справка о составе семьи, о наличии собственности приносящей доход (растениеводство, животноводство, пчеловодство), выдаваемая сельскими администрациями; 4)выписка из домовой или хозяйственной книжки с указанием общей площади; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

Таблица 1

Информация по регистрации малоимущих семей

и малоимущих одиноко проживающих граждан по состоянию

 с 01.08.2001 по 31.08.2006 С 1.08.2001 ПО 31.08.2006





Количество дел

Действующих

24

Отказных

13

Истёкших

1167

Всего в базе

1204



ОСЗН населения на основании документов и сведений, представленных заявителем, принимает решение о регистрации. Обновление банка данных малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан осуществляется по мере обращения граждан, но не реже одного раза в шесть месяцев. В случае, если гражданин в течение 6 месяцев не обновлял сведений, подтверждающих его (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо его семьи право на регистрацию в качестве малоимущего(ей), то гражданин (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо его семья исключается из банка данных.

При предоставлении субсидий органы социальной защиты населения  руководствуются Жилищным Кодексом РФ и Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. №444. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.09.2004 г. № 216 “О субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” (с изменениями от 16.07.2005 г.) регулиру­ет организационные вопросы предоставления субсидий. Размеры субсидий рассчитываются исходя из республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных Постановлением Кабинета Министров ЧР.   

В соответствии с Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики” ОСЗН Чебоксарского района 8 ноября 2005 г.  перечислено субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с использованием социальных персонифицированных счетов за октябрь 2005 г. 612 домовладениями на сумму 358168,83 руб. Всего в 2005 г. было перечислено субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг было перечислено 2144011,04 руб.  

ОСЗН в области социального обслуживания семьи и детей: формирует и ведет банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации; организует работу по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними и т.д.

Согласно Закону ЧР “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” ежемесячное пособие выплачивается на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащихся общеобразовательного учреждения – до окончания им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины ПМ, установленного в ЧР. С 1 апреля 2005 г. в соответствии с указом президента от 22 марта 2005 г. №28 “О повышении размера ежемесячных пособий на ребенка” размер ежемесячных пособий на ребенка был увеличен в 1,4 раза на семью, имеющую одного ребенка, в 1,7 раза на двоих детей, в 2 раза на троих детей. На получение ежемесячного пособия на ребенка имеют право один из родителей (усыновителей), опекун или один из приемных родителей. (Размеры ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) в семьях со среднедушевым доходом размер которого не превышает величины ПМ, установленного в ЧР в соответствии с законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” см. приложение 7 перечень необходимых документов, контингент получателей приложение 8).

По состоянию на 1 января 2004 г. число детей, на которых было назначено пособие составило 5080 чел., сумма начисленных пособий  с начала 2004 г. – 10907480 руб. По состоянию на 1 января 2005 г. число детей, на которых было назначено пособие составило 9922 чел., сумма – 9977683,1 руб. За 2004 и 2005 г.г. задолженности по выплате пособий не было. (Сведения о назначении ежемесячного пособия на ребенка см. приложение 9).

ЦСОН  с целью поддержки детей из социально неблагополучных и малообеспеченных семей предоставляют путевки в загородные детские оздоровительные учреждения на основе заявления на предоставление путевки и заявления о регистрации семьи нуждающейся в социальной помощи. (Образцы заявлений см. приложение 10). В этом году на летние и осенние каникулы отдохнуло пятьдесят три  ребенка, из них восемь детей из социально неблагополучных семей бесплатно, остальные с частичной оплатой путевки (6%) (средняя стоимость путевки на летних каникулах составляла 4770 руб., на осенних – 2400 руб.).

Таким образом, социальная защита и поддержка, которую оказывают Отдел социальной защиты населения и подведомственное ему учреждение Центр социального обслуживания населения в Чебоксарском районе является адресной, своевременной и эффективной, помогает предотвратить многие деструктивные процессы и негативные проявления в жизнедеятельности социально уязвимого населения.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.