Реферат по предмету "Социология"


Теории классов и классовой борьбы в современной социологии

--PAGE_BREAK--                         1.Развитие представлений о классовой борьбе
Несмотря на распространённое убеждение, что представление о классовой борьбе является исключительной принадлежностью марксизма, факт расщепления общества на  классыбыл отмечен ещё ранее. Первыми о классовом расслоении задумались античные философы. Платон разделил общество на 3 класса: философ, воинов, земледельцев и ремесленников. Аристотель также выделял 3 класса: очень зажиточные граждане, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между ними. Позже французский историк и орлеантский политический деятель Гизо  в работе «Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство» (1820 г.) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ  — победитель - дворянство; и другой — побежденный — третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними не возможен. Примирить их — химерический замысел».  Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:«Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил».

Однако классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с произошедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков народа-победителя, а угнетённый - в качестве потомков народа побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри  и Минье.
2.Основоположники теорий классов и классовой борьбы: Карл Маркс и Макс Вебер.
Наиболее влиятельные теоретические подходы были разработаны Карлом Марксом (1818-1883) и Максом Вебером (1864-1920). Их идеи легли в основу почти всех последующих стратификационных  теорий. Идеи Маркса и Вебера явились серьезнейшим вкладом в развитие социологии в целом и ее конкретных областей в частности.
2.1.Теория Карла  Маркса.
Маркс родился в Германии, но большую часть жизни провел в Великобритании. Его идеи всегда были противоречивыми, но их значение признано во всем мире. Многие авторы (в том числе  и Макс Вебер), отвергая политические взгляды Маркса, во многом отталкивались от его идей.

Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал. Поскольку его многочисленные обращения  к теме классов не всегда согласуются межу собой, ученые постоянно дискутируют относительно того, что же Маркс в действительности имел в виду.  Тем не менее, основные положения его концепции достаточно ясны.

Для Маркса класс- это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Два основных класса сейчас- это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд- рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, «пролетариат».

По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, считает Маркс, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная  стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды.

Маркс был потрясен неравенством, порождаемым капиталистической системой. Хотя в прежние времена аристократы также жили в роскоши, а крестьяне – в бедности, земледельческие общества в целом были небогатыми. При современной индустрии материальные блага стали производиться в масштабах, которые раньше невозможно было себе представить. Однако рабочие по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет.

Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: класс собственников на средства производства и класс тех, кто не имеет собственности. Однако он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать  еще  очень долго после того, как старые системы распались. Например, в некоторых современных западных обществах значительную часть населения составляет крестьянство, труд которого почти не изменился с феодальных времен.

Большое внимание  Маркс  уделяет расслоению  внутри классов. Вот некоторые из примеров такого расслоения:

1.В среде высшего класса нередко возникает конфликт между финансовым  капиталом (банкирами) и промышленниками.

2.Интересы представителей малого бизнеса и владельцев или управляющих крупных корпораций  также существенно различаются.

3.Внутри рабочего класса имеются люди, долгое время остающиеся безработными, и условия их жизни значительно хуже, чем у большинства остальных рабочих (представители этнических меньшинств).

Марксовская  концепция класса указывает  на экономическое неравенство, которое является объективным  фактором  общественного  устройства. Классовая  принадлежность  определяется не представлением  людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с  другими доступ к материальным благам.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и содержание субъективного права потребителя на безопасность товаров, работ, услуг
Реферат Влияние хрома на электрохимическое поведение стали
Реферат Конкурентоспособность организации
Реферат Бегство капитала
Реферат Применение слов образованных графико пунктуационным способом слово
Реферат Банковские гарантии по международным контрактным обязательствам
Реферат Методы распознавания, идентификации и измерения расстояния до объектов в СТЗ ПР
Реферат Принципы международных стандартов финансовой отчетности
Реферат Бухгалтерский учет на ОАО ДОК «Красный Октябрь» (отчет по практике)
Реферат Розробка методології експертизи круглих лісоматеріалів
Реферат Балтикаформирование климата, балтийский щит, горные породы
Реферат Тайна египетских пирамид (возникновение природы - самоорганизация форм абсолютного вакуума
Реферат Canadas Copyright Law Essay Research Paper Canada
Реферат Frederick Douglas And Slavery Essay Research Paper
Реферат Как играть в игры с помощью модэма