Реферат по предмету "Социология"


Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь

Содержание
Введение
Глава 1 Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь
Глава 2 Место и значение Брестской области в конфессиональномпространстве современной Беларуси
2.1 Характеристика религиозных организаций и конфессий Брестскойобласти
2.2 Динамика развития религиозных общин и конфессий Брестскойобласти
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
 

Введение
 
Религиознаяжизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включеныв общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политическихпроцессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение вту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологиейгосударства.
Спецификасовременной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышениероли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций;выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональномпонимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращениестраны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями;наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национальногосамосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналовкоторого является появление различных национальных религиозных течений иобъединений. Для современной религиозной ситуации в республике характернапостоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбеза влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации иобъединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняютсвои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение;поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозныхорганизаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв длядальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первойполовине 1990-х годов. Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден,противоречив, многопланов.
Сегодняизвестно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от другане только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей иролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальнойструктуры, положением в социуме и набором социальных целей.
Религиозная жизнькак составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностьюуниверсальных общебелорусских, а с другой стороны, специфических региональных оценоки особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в однихслучаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничногосуществования, а в других – вступают в противоречие, приводят к отчуждению иразграничению в религиозной среде. Одним вариантом решениятакой проблемы, является изучение специфики религиозной ситуации каждогорегиона Беларуси отдельно. Ко всему анализ религиозной ситуации на примереотдельных областей даст возможность исследовать наиболее полно динамику ростарелигиозных общин и конфессий в современной Беларуси. Что в свою очередь будетспособствовать формированию более полного представления о религиозной жизниБеларуси и её особенностях после независимости. Таким образом, актуальностьтемы исследования очевидна.
Актуальным для Беларусиявляются и вопросы изучения внутрирелигиозной жизни общин и конфессий, ихвзаимоотношения между собой, и с государством, их миссионерская деятельность попривлечению новых адептов и расширения своей сферы влияния. Здесь в первуюочередь хочется отметить неопротестантов, которые ведут активную деятельностьпо увеличению количества своих приверженцев, не только во всём мире, но и такжев Беларуси.
Таким образом, объектом исследования являются религиозныеорганизации Брестской области. Предмет исследования:регионально-конфессиональное пространствосовременной Беларуси.
Цельюданной работы является определения места и значения Брестской области врегионально-конфессиональном пространстве современной Беларуси.
Всоответствии с целью задачами работы являются:
— анализсовременной религиозной ситуации в Беларуси
— датьхарактеристику деятельности конфессий и религиозных общин Брестской области
— проследить динамику развития религиозных организаций в конфессиональномпространстве Брестской области.
Теоретическаязначимость данной работы заключается в подробном анализе религиозной жизниБрестской области, при этом параллельно сравнивая с религиозной жизнью всейБеларуси в целом, что позволяет выявить как общие черты в развитии религиозной жизниБрестской области, характерные для всей Беларуси, так и особенные.
Практическаязначимость заключается в том, что результатыкурсовой работы могут быть использованы на факультативных занятиях в школе, приизучении спецкурсов и семинарских занятий.
Следует отметить, что всовременном отечественном религиоведении нет работ посвященным анализу иразвитию религиозных организаций по областям современной Беларуси. Хотя, тема религии, религиозности в последнеевремя привлекает к себе многих исследователей, что можно объяснить её популярностью. Это связано с тем, что после долгого периода «советского атеизма» в обществе наступает периодрелигиозного возрождения, заинтересовавший многочисленных исследователейрелигии и социологов. Вот уже почти два десятка лет,существует суверенное независимое белорусское государство, и за это время религиозная ситуация в стране изменилась. Появились как новыеконфессии, так и увеличилось число традиционных конфессий для Беларуси, чтоявляется предметом изучения современных исследователей. Однако существует определенная специфика библиографии па даннойтеме. Так, например, можно отметить, что значительная часть материала былапредставлена журнальными статьям и данными интернет сайтов. Несмотря на этот факт, всё-таки можно выделить ряд исследователейзанимающихся анализом развития религиозныхорганизаций в современной Беларуси. С социологической точкизрения проблему исследует Безнюк Д. К. Можно отметить его статьи «Состояние и спецификасовременной религиозной ситуации в Беларуси» (Социос. − 2006. – №2. – с.128-136) и «Религиозная ситуация вБеларуси (опыт комплесного описания)» (Социология.– 2003. – №2, с. 78-94). Ряд полезных сведений содержат работы таких авторов как ЗемлякоўЛ. «Рэлігія і грамадства» (Мн., 1996) и Круглов А.А. «Религиозная обстановка вРеспублике Беларусь в современных уловиях (Вестн. Бел.гос.ун–та.– 1993.– № 2 – с. 41–45).
Следуеттакже отметить, что много интересного материала содержат статьи интернет сайтов. Так на сайте Брестского облисполкома содержится информация одеятельности основных религиозных конфессий региона (http://www.brest-region.gov.by), на сайте (www.belarus.21by/ru) размещены сведения о количестверелигиозных общин на первое января 2009 года. О динамики развития религиозныхорганизаций и общин можно найти информацию на сайте (www.revolution-/religiov/), где в статье «Религиозноевозрождение в современной Беларуси» даетсяхарактеристика деятельности основных конфессий и общин с 2000 года по 2006 год.

Глава 1Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь
 
Современныйрелигиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и развивается подвоздействием двух групп факторов. Первый – внутренние характеристики«религиозного поля» Беларуси: уровень и степень религиозности, еехарактер (конфессиональная структура, половозрастные и социальныехарактеристики групп верующих и др.), динамика религиозности и т.д. Основныехарактеристики «религиозного поля» формируют также: 1) отношениегосударства к религии (лояльно/нелояльно); 2) острота конкуренции междувероучениями; 3) состояние религиозной элиты (расколота/едина; настроенафундаменталистски/модернистски); 4) организационная структура религии; 5)качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных практик церкви. Втораягруппа факторов – внешние (фоновые) характеристики, которые позволяют соотнестиотечественные показатели религиозности с общеевропейскими и общемировыми.Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки ипонимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси. Представлениео религиозной ситуации открывает перспективу более эффективного социальногопланирования и управления в этой сфере [2, с.128-129].
Запоследние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло,а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политическойжизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности,порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияниярелигии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих. В2006 году Белорусским государственным университетом проводилось социологическоеисследование конфессиональной самоидентификации населения Беларуси. Согласноданным этого исследования, верующими называют себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят в сверхъестественныесилы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком»23,9 % опрошенных. Из всех респондентов только 12,3 % определили себя вкачестве неверующих. Из всего населения 85,7 % отождествляют себя сопределенными религиозными конфессиями, причем преимущественно с православием –72,6 %. С католической конфессией идентифицируют себя 9,3 %.
Конфессиональнаяпринадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификациинезависимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляютсебя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себяк какой-либо конфессии, превышает число верующих. Республика Беларусь –многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 25религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организацийв настоящее время достигла 3062. В соответствии со своими уставами действуют156 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозныеобъединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебныезаведения) [4].
В период с1991 по 2001 гг. среднее число ежегодно регистрируемых организаций колебалось врайоне 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда была создана 251 община, минимумбыл зафиксирован в 1997 г. – менее 100. «Наиболее высокий количественный ростобщин отмечается в Минске и Минской области. В Западной же Беларуси рост общиннезначителен. Это связано с сохранением в упомянутом регионе религиозныхорганизаций на протяжении всех прошлых десятилетий» [23, c.7].
Конфессиональныйрасклад зарегистрированных организаций был таков (на 1 января 2004 г.):православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34),пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквейЕХБ (29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты традиционные ипрогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны(3), кришнаиты (6) [22, с.70].
Как видно,основной спектр был представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%)и католиков (16,4%). Наиболее динамично развиваются протестантские общины (пятидесятники,прежде всего). Приведённые данные описывают внутреннее содержание отечественногорелигиозного поля: его масштаб, структуру, содержание, особенности, динамику ит.п. Теперь обратимся к фоновым характеристикам, которые дадут возможностьобогатить спектр оценок религиозной ситуации в Беларуси. К таким характеристикам,прежде всего, необходимо отнести: 1) тенденции в мировой религиозной ситуации;2) существование религиозного поля Беларуси в условиях глобализации (читай:мировой системной трансформации) и сосуществование культурной традиции Беларусив пространстве европейского континента, общеевропейской культуры. Обозначимлишь основные, положения.
v  По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в периоддо 2025 г.) увеличат долю своих адептов в составе населения планетыхристианство (в том числе за счёт активной миссионерской деятельностинеопротестантских вероучений), ислам (прежде всего, за счёт высокого уровнярождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счёт дальнейшейлиберализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилитсвоё влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот,сдаёт свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси можетпретерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, которые заметны и сейчас,но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речьидёт о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «ввоспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся ростчисла протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространениюнеокультов с идеологией абсолютно нетрадиционной для нашей культуры [4].
v  Процесс глобализации, который становится неотъемлемой частью современнойистории, даёт повод задуматься о роли и ценности собственной религиознойтрадиции (в масштабах не личности, а этноса) в самосохранении культуры инарода. Принципиальная демократическая установка на равенство должнапредполагать учёт сложившегося веками устоя жизни (прежде всего,ценностно-нормативного) данного народа, учёт значимости той или инойрелигиозной системы в процессе его формирования, самовоспроизводства и развития(что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий ирелигиозных организациях» 2002 г.). Глобализация, как навязывание единой длявсех модели демократического постиндустриального развития, предполагаетунификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно),но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают повнешним параметрам, существенно отличаются по внутренним» [3, с. 81].
v  События конца ХХ – начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозныеинтересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническуюпозицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарнойинтервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты«обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранениимежконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющейидеологии.
Анализсовременного отечественного религиозного поля часто сопровождается попыткойобозначить специфику, а через неё и уникальность религиозной ситуации вБеларуси. В этой связи необходимо чётко представлять, что основныехарактеристики религиозной ситуации в Республике Беларусь должны бытьпредставлены в виде двух отличных друг от друга смысловых горизонтов. Первый –характеристики, которые роднят Беларусь с западным миром, прежде всего,Европой; и здесь речь может идти только о подобии отечественной ситуации, осоответствии её мировым тенденциям. Второй горизонт – характеристики, которыесоставляют специфику религиозного поля Беларуси, обозначают его своеобразие изадают социокультурный контекст при разработке его законодательного оформления.Приводимые ниже характеристики, предлагаемые как содержательные моменты отечественнойрелигиозности, соответствуют такому подходу [3, с.82].
1.Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейскойситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень –доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второйуровень – широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных)религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственнойрелигии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения ккакой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.
2. Уровеньрелигиозности населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом.В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионоврелигий, можно констатировать преобладание так называемых «партикулярныхверующих». У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальнойверой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиознойсамоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническимсоответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частотеучастия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах,молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественнойрелигиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси«определяется прежде всего её геополитическим положением – на стыке западной ивосточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированиемкатолицизма и православия. Государства, находившиеся в разные историческиепериоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовалисьполиконфессиональностью» [22, c.7]. Религиозная пестрота – историческая,естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозностив Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальныйрост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшениечисла атеистов и неверующих произошли за короткий срок – с 1986 года по конец1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительнымитемпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма всоветском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определятьсяс отношением к религии [18, с.32].
В-третьих,только 65,9% зарегистрированных религиозных групп имеют собственные молитвенныездания. Такая ситуация – ситуация дефицита культовых зданий – может порождатьнекоторую напряжённость как в отношениях религиозных групп (разных конфессий, преждевсего) между собой, так и в их отношениях со светскими властями (органамиместной власти, например). История Беларуси изобилует периодами переделакультовых заданий между конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог впользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же,на волне восстановления исторической справедливости, часто несколько конфессийпретендуют на одно культовое сооружение или участок земли. В-четвертых, следуетуказать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессийвыросло с 8 до 26). Такое религиозное разнообразие возникает двумя путями.Первый путь – признание и легализация ранее запрещённых конфессий (например, униатствои некоторые протестантские течения). Второй путь – возникновение неокультов(нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которыху нас ранее не наблюдалось [16, с. 35].
Нетрадиционныерелигии привносят в практику духовной жизни Беларуси новые (часто тревожные)явления, которые связаны с сущностными характеристиками проповедуемых учений:
– ярковыраженное антихристианство и неоязычество (что, прежде всего, направленопротив традиционных ценностей национальной нравственности и гуманизма):
–тоталитарный характер религиозных новообразований (жесточайшая дисциплина,насилие над индивидуальностью, беспрекословное подчинение обожествляемомулидеру и т.д.)
–агрессивные методы привлечения и удержания членов организации (активнаяпсихологическая обработка сознания человека, направленная на разрушениеиндивидуального, личностного начала, воспитание чувства зависимости ибезальтернативности сознания и поведения);
–антисоциальная направленность вероучения (требование разрыва с семьей иблизкими, уход с места учебы или работы, безвозмездный и изнурительный труд наблаго общины и т.п.);
– претензиина исключительность, богоизбранность. С распространением нетрадиционныхрелигиозных учений появляется новая характеристика религиозности
– квазирелигиозноесознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых«стандартов объективности». Содержание такого сознания формируется набазе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма ит.п. Такой «коктейль» сторонники неокультов выдают за реальную идейственную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира ичеловека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция ихпоявления и распространения не может не вызывать тревоги. В-пятых, как сформальной, так и с сущностной стороны религиозные процессы в Беларуси можноохарактеризовать как составляющие одной из двух тенденций – возрожденческой иэкспансионистской. В рамках первой идут процессы возрождения традиционныхрелигиозных основ нашего общества и культуры; здесь налицо ситуация обращения кисторически сложившимся в нашем регионе образцам духовности как базесовременного нормативно-ценностного порядка. Суть второй тенденции – внедрениев нашу культуру новых религиозных образцов путём активного (и частоагрессивного) миссионерства. В-шестых, конфессиональная пестрота в Беларусиимеет достаточно ярко выраженную национально-этническую окраску – заметнымиэлементами национальной конфессиональной структуры являются поляки-католики,немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане [8, с.115].
Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин – от православия до кришнаитов и бахаи. Но при этом христианские общины преобладают по численности. Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель – определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни [15, с.34].
В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 %. Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития [15, с.35].
С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.
Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.
В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 [28].
За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.
Большинстворелигиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию,сохранению традиций толерантности в обществе. Государственная политиканаправлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальнойбазы. Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе – одна изприоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей,который выполняет функции исследовательского и координационного центра, а такжеконтролирующего органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий ирелигиозных организациях» который прошел международную экспертизу и был признан отвечающиммеждународным стандартам. В настоящее время количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, ипротестантизм.
Православиеявляется древнейшей христианской конфессией, получившей распространение натерритории белорусских земель. Первая православная епархия – Полоцкая – былаоснована в 992 году.
Одиннадцатьправославных епархий (Брестская, Минская, Полоцкая, Могилевская, Пинская,Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Витебская, Туровская, Бобруйская) входятв состав основанного в 1989 году Белорусского экзархата Русской православнойцеркви. Другое официальное название Белорусского экзархата – Белорусскаяправославная церковь [17, с. 34].
Среди православныхявно преобладают представители коренной нации — белорусы. Процесс возрожденияправославной церкви начался с конца 1980-х гг. В 1989 г. были возрожденыПолоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская иоснована Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская,в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархийвходят в состав основанного в 1990 г. Белорусского Экзархата РусскойПравославной Церкви. Руководство ею осуществляет Синод во главе с МитрополитомМинским и Слуцким Филаретом — Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В 2004 г. быласоздана Бобруйская епархия. На 01.01.2006 г. в Беларуси действовало 1349религиозных общин, 1159 православных церквей, 188 находились в стадиистроительства. В 1990-х гг. начался процесс возрождения монастырей, числокоторых к началу 2006 г. составило 26. К этому времени в организацияхБелорусской Православной Церкви насчитывалось 1289 священников (в 1988 г. их было399). Для подготовки кадров священнослужителей с 1989 г. на базе ЖировичскогоСвято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная православнаясеминария. С 1995 г. начала работу Минская духовная академия. В епархиях действуюттакже Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторовсозданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях. В Минскедействуют школа звонарей и иконописная школа. При храмах Белорусской ПравославнойЦеркви действует более 400 воскресных школ [37]. На 1 января 2009 годазарегистрировано 1473 общины православной церкви.
В 1988 г. вБеларуси были зарегистрированы 22 общины русских старообрядцев, на 01.01.2009г. — 32 общины, 18 из них сосредоточены в Витебской области.
Римско-католическаяцерковь относится к числу традиционных религий в Беларуси. Католицизм начал активнораспространяться на землях Беларуси с конца 14 в. На 01.01.2006 г. былозарегистрировано 438 парафий, работали 427 католических храмов, возводились 45.Рост католических общин обусловил реорганизацию структуры управленияРимско-католической церкви в Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы вБеларуси были созданы 3 епархии — Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская, в1999 г. — Витебская. Руководителем римско-католической церкви в БеларусиВатиканом назначен кардинал К. Свёнтэк. С целью подготовки собственных кадров в1990 г. в Гродно открылась Высшая духовная католическая семинария с шестилетнимсроком обучения. В сентябре 2001 г. в Пинске начала функционировать междиацезиальнаядуховная семинария имени Фомы Аквинского. Учитывая остроту проблемы кадров,право на религиозную деятельность на территории республики в 2006 г. получили198 священнослужителей из Польши, Литвы, Германии, других стран. Многиекатолические храмы Беларуси возродили свою былую славу религиозных центров имест паломничества. К ним относится, например, костел бернардинцев XVI в. в поселке БудславМядельского района Минской области, где находится чудотворная икона БожиейМатери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал декрет о коронации Будславской, атакже Брестской и Логишинской икон Божией Матери. Многие католические храмы Беларуси— центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним изтаких центров стал костел св. Сымона и Алены в Минске. При храме функционируетисторическая библиотека имени А. Мицкевича, воскресная школа для детей ивзрослых, молодежное общество «Свет жизни», организованы детский хор «Голосдуши», театр одного актера «Зніч» и «Анёл», студенческий молодежный театр.Костелом основан католический журнал «Вера и жизнь». Издательский центрпечатает христианскую литературу на белорусском и польском языках. С 1995 г.действует католическое Христианское общество милосердия. По инициативе католиков Могилева с 1993 года в этом городепроводится международный фестиваль духовной (христианской) музыки «МагутныБожа». Его цель – возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народовЕвропы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале принимают участиемузыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и другихстран [37]. На 01.01.2009г. зарегистрировано 467 общин католической церкви вБеларуси. (см.: Приложение 1)
Направленияпротестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с XVI в., верараспространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позжеучение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) исохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского ипольского) населения Беларуси.
Конфессиональноетечение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году,после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее времяХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству ростапоследователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организацийстраны. На начало 2009 года насчитывалось 500 общин, в том числе 155 общины в Брестской и 133 общины в Минской областях. Кроме СоюзаЕХБ (269 общины) зарегистрированы 9общин христиан веры апостольской. Зарегистрированы также Белорусская конференцияАдвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (54 общины). Легализованадеятельность конфессионального объединения свидетелей Иеговы (26 общин) [26].
Кхристианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство(«греко-латинская», «греко-католическая», «православно-католическая»,«белорусская» вера). В 1596 году в Бресте на церковном соборе была официальнопровозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унииправославная и католическая конфессии должны были объединиться под главенствомРимского Папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядностиправославной церкви, однако признавали верховенство Римского Папы и некоторыекатолические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурныйхарактер.
ВБеларуси униатство возродилось в конце 1980-х годов. В отличие от многих другихконфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежаили значительной части населения республики. На начало 2009 года было зарегистрировано 14 униатских общин (9 – в 1994году) [26].
Последователииудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активныйнаплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII – 1-юполовину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации вкрупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активноевозрождение местной иудейской конфессии в 1990-е годы несколько тормозитсяпроцессом постоянной эмиграции, а также внутренним религиозным расколом. Наначало 2009года в Беларуси действовали 46 общин, функционировало 8 синагог [29].
Исламв Беларуси распространился в XIV-XVI вв. Этому содействовали великие князьялитовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраныграниц государства. Уже с XIV в. татарам предлагались оседлый образ жизни,государственные чины, служебные посты.
Кконцу XVI в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарскогонаселения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся,военнопленных и пр. Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толкуислама. Большинство белорусских татар (особенно молодое поколение) неочень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны исклонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар ссимпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает вэтом процессе непосредственное участие. На начало 2009 года насчитывалось 25 мусульманских общины.Наибольшее количество общин зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин.
Наволне религиозного возрождения в Беларуси распространились новыеконфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного обществаСознания Кришны (6 общин), Бахаи (5 общин).
ВБеларуси были попытки создания деструктивных сект – Белого братства, АУМСенрикё, сатанистов. В Республике Беларусь проводится работа по ликвидациивлияния деструктивных сект на население [29].
Такимобразом, религиозная ситуация в Республике Беларусь, имеет свою специфику. Основнымиеё характеристиками является поликонфессиональность, динамичность развитиярелигиозных общин, небольшое число «реальных верующих» и поддержка государствомтрадиционных для страны конфессий.

Глава 2Место и значение Брестской области в конфессиональном пространстве современнойБеларуси
2.1 Характеристика религиозных организаций и конфессий Брестской области
 
Картараспространения религиозных общин на Беларуси имеет четко определеннуювнутреннюю границу, которая разделяет Беларусь на две части: восточную и западную.Западная Беларусь выделяется более высоким уровнем религиозности: около 70–80%населения верующие и, соответственно, значительно большее количество общин, чемв восточных областях [33]. Нерелигиозная часть общества в целом по РеспубликеБеларусь составляет около 40–50% населения [14, c.28]. Самый высокий уровеньрелигиозности населения (по количеству религиозных общин) наблюдается вБрестской области — 701 община (23%), Минской области — 654 общины (21%), Витебская—509 (17%), далее идут Гродненская, Гомельская, Могилевская области и г. Минск.(см.: Приложение 2)
На наш взгляд, основная причина более высокого уровня религиозности населения Брестской и Гродненской и более половины населения Минской области состоит в том, что оно до сентября 1939 г. находилось в составе Польши, где религиозные конфессии не были подвержены такому гонению, как в восточной Беларуси. При этом в сознании верующих, проживающих в этих областях, не был сломлен динамичный стереотип отношения к религии и обязательности соблюдения религиозных обрядов. Данную тенденцию нельзя не учитывать при выяснении региональных особенностей политических установок и предпочтений белорусского общества. Различные конфессии (по числу общин) распределены по территории Беларуси неравномерно: православные составляют 44% от общего количества, католические — 15,66%, протестантские — 35,74% [24]. При этом удельный вес последних в общей массе верующих неизмеримо меньше. Православие по распространенности занимает первое место во всех областях и г. Минске. Традиционным центром католицизма является Гродненская область — 170 общин (около 40% всех католических общин). Второе место занимает Минская область — 93 общины, третье — Витебская область — 91 общин [29].
Несмотря на высокую организационную мобильность и значительные финансовые возможности католической церкви с 1988 по 2000 гг. доля конфессии в общем объеме религиозных общин республики уменьшилась. На второе место после православия вышел протестантизм, причем не только в целом в Беларуси, но и в Брестской области. При этом по мнению белорусских исследователей, существует реальная перспектива для протестантизма стать одной из самых распространенных религий на Беларуси. Однако нам представляется, что, несмотря на большое количество общин и высокие темпы их роста, удельный вес протестантов среди верующих остается низким, и, следовательно, представители данной конфессии вряд ли могут существенно повлиять на изменения в индикаторах политического сознания даже в масштабах области (региона). Таким образом, анализ религиозной структуры белорусского общества свидетельствует, что по уровню религиозности населения территория Республики Беларусь несколько неоднородна. Условно можно выделить западную часть (с уровнем религиозности 70–80% и значительным распространением католичества в Гродненской области и протестантизма в Брестской); восточную (с доминирующим православием и распространением протестантизма в Гомельской и Могилевской областях) и г. Минск. Однако хотелось бы подчеркнуть, что указанная дифференциация в значительной мере является условной, так как для подтверждения гипотезы необходимы дополнительные качественные социологические исследования [13].
Брестчинас глубокой древности по настоящее время является уникальной вэтноконфессиональном отношении. Практически со времени Крещения Руси в 988 годуКиевским князем Владимиром на полесских землях в нынешних границах Брестскойобласти стало появляться православие. Как свидетельствуют древние летописи, в1005 году была образована Туровская епископия (епархия), которая охватывалатерритории Берестейщины и Пинщины того времени.
Вначале XI века недалеко от г. Пинска одним из первых был создан Лещинскиймонастырь, который в XII-XIII веках являлся центром православия на Пинщине. В1440 году кафедра епископов туровских была перенесена в г. Пинск. У жителейЗападного Полесья появились новые возможности для формирования и закрепленияпредставлений о православном вероучении, нравственности и культуре. Отдельныебывшие язычники, приняв православное христианство, уходили в уединенные места истановились монахами. С конца XIV века на территории Западной Беларуси сталаформироваться многоконфессиональная религиозная жизнь. После Кревской унии 1385года и обязательств князя Великого княжества Литовского Ягайло на Берестейской землепоявились первые храмы Римско-католической церкви. С этого же времениначинается строительство синагог еврейскими поселенцами. Реформация XVI векакоснулась также и Брестчины. Последователи Кальвина в то время создали в Брестеи других городах ряд протестантских общин, однако широкого распространениясреди населения это течение не получило и кальвинистские общины прекратили своюдеятельность. Брест неоднократно оказывался в гуще религиозных событий. В 1596году в Свято-Николаевском кафедральном соборе (сейчас территория Брестскойкрепости) состоялась Брестская церковная уния. В XX веке число религиозныхконфессий на Брестчине продолжало расти. В 1921 году в Бресте впервыесостоялось крещение членов баптистской общины. В 20-30-е годы на Пинщине появилисьпервые общины христиан веры евангельской и адвентистов седьмого дня, а вБрестском повете — община ХВЕ по учению апостолов [13].
С конца 50-х годов в нашей стране повсеместнопроводилось атеистическое воспитание населения, значительное число общин было снятос регистрации, однако несмотря на это в середине 80-х годов в области былизарегистрированы 264 общины шести конфессий, это было намного больше, чем влюбой другой области БССР. В связи с проходившими процессами по демократизацииобщественной жизни в республике в конце двадцатого века коренным образомизменилась религиозная ситуация: число общин заметно возросло, ранеедействовавшие общины пополнялись новыми членами, заявляли о себе новыевероучения. В настоящее время в области насчитывается 701 зарегистрированная община 18-ти конфессий.
Наиболеекрупные конфессии имеют областные управленческие структуры. В частности,работают Брестская и Пинская православные епархии, Пинская Римско-католическаяепархия, областные объединения церквей ЕХБ и ХВЕ.
Самоймногочисленной в области является Белорусская православная церковь. В мае 2006года заключены Соглашения о сотрудничестве между Брестским областнымисполнительным комитетом и Брестской и Пинской епархиями БПЦ, разработаныпрограммы по их реализации. За время исполнения Соглашения накопленопределенный опыт сотрудничества с Белорусской православной церковью в областикультуры и творческой деятельности, социальной защиты, благотворительности,содействия укреплению института семьи, материнства и детства, воспитания иобразования, здравоохранения, развития спорта и туризма, охраны окружающейсреды. В рамках выполнения программы по сохранению историко-культурногонаследия из средств областного бюджета направлялись средства на восстановлениеСпасо-Вознесенской церкви в дер.Вельямовичи, Свято-Александро-Невской церкви вдер.Близная, Свято-Николаевской церкви в дер.Смоляница, которые внесены вГосударственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и ужевосстановлены. Оказывается помощь Свято-Николаевскому гарнизонному собору вБрестской крепости [20].
В2007 году за счет средств областного бюджета оказана помощь 7 приходам в сумме90 млн. рублей. В первом полугодии 2008 года из областного бюджета выделенапомощь 3 приходам на сумму 70 млн. рублей. Посильную финансовую помощь приходамоказывают и горрайисполкомы области. На территории области действуют 4православных монастыря: 2 мужских (г. Брест и дер. Хмелеве Жабинковскогорайона) и 2 женских (г. Брест и г. Пинск) [29].
Вепархиях складываются свои традиции. Так, фестиваль православных песнопений«Пойте Богу нашему, пойте» уже много лет проходит в г.Дрогичине. В Брестскомгосударственном университете им.А.С.Пушкина регулярно проходятнаучно-практические конференции. Последние из них проводились по темам«Православие в духовной жизни Беларуси», «Молодежь и религия», «Князь К.К.Острожский – известный просветитель и защитник Православия». Регулярными сталидуховно-просветительские выставки «Брест Православный», а в последние 2 годатакие выставки также прошли в гг.Барановичи и Пинск [24].
Ежегодно18 сентября Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет наносит визит вг.Брест, где принимает участие в мероприятиях в честь преподобномученикаАфанасия игумена Брестского. В 2005 году благодарные потомки воздвиглисв.Афанасию памятник возле Свято-Симеоновского кафедрального собора в г.Бресте. В мае 2008 года уСвято-Николаевского гарнизонного собора в Брестской крепости был установленмемориальный крест к 400-летию памяти князя К.К.Острожского.
Второйтрадиционной конфессией является Римско-католическая церковь. Местными органами властиежегодно оказывается помощь римско-католическим приходам при проведении пешихпаломничеств по территории области в г.п. Логишин Пинского района и вдер.Будслав Минской области. Из-за отсутствия нужного количества священнослужителей-гражданРеспублики Беларусь в большинстве приходов осуществляют служение иностранныеграждане. В настоящее время в области по приглашению Пинской католическойепархии занимается религиозной деятельностью 21 ксёндз из Республики Польша;ксендзов-граждан Республики Беларусь имеется только 11. В 2001 году в г.Пинскеоткрыта межепархиальная высшая духовная семинария им. Ф. Аквинского. На 6курсах обучалось 38 семинаристов, 7 человек уже стали выпускниками. В г. Барановичи действует женскийримско-католический монастырь, где проживают 16 монахинь, которые занимаютсяблаготворительностью: готовят обеды и доставляют их малоимущим, инвалидам,одиноким, собирают и распространяют среди нуждающихся одежду. Кроме монахиньБарановичского монастыря в католические приходы области приглашены 17 монахиньдля нерелигиозной деятельности. В г. Барановичи также размещается редакция журнала «Диалог» (тираж8500 экземпляров), который поступает во все католические организацииреспублики.
В2007 году Пинской римско-католической епархии переданы остатки здания костела вдер.Волчин Каменецкого района [20].
Облисполкомом,Березовским райисполкомом, а также РУП «Брестэнерго» в 2007 году выделено 11млн. рублей для оказания помощи римско-католическому приходу дер.Сигневичи дляремонта храма, занесенного в Государственный список историко-культурныхценностей Республики Беларусь. В г. Бресте приходом Святого Иосифа продолжаетсястроительство костёла, другие приходы культовыми зданиями обеспечены.
НаБрестчине широкое распространение получили протестантские конфессии. Самымкрупным является областное объединение христиан веры евангельской. В г.Барановичи по месту нахождения областного объединения создана благотворительнаямиссия «Возвращение». В целом, общины ХВЕ активно ведут благотворительнуюработу, оказывая материальную помощь и поддержку многим организациям игражданам.
Второймногочисленной протестантской конфессией являются евангельскиехристиане-баптисты. Большинство из баптистских общин входит в Союз ЕХБ вРеспублике Беларусь и областное объединение, а 5 общин действует автономно. Этаконфессия также значительное внимание уделяет благотворительности иоздоровлению детей. В 2000 году в д. Именин Кобринского района был зарегистрировандетский оздоровительный центр «Жемчужинка» Союза ЕХБ в Республике Беларусь.Ежегодно в нём оздоравливается более 700 детей [29].
В г.Кобрине размещаются редакции республиканских религиозных журналов «Крынщажыцця» и детского «Крышчка», учрежденных также Союзом ЕХБ, а вг.Бресте расположена религиозная миссия «Благовест».
Другиеконфессии в области немногочисленны и не имеют своих областных объединений. Темне менее, с ними налажены деловые контакты и органы власти оказываютнеобходимое содействие всем религиозным общинам, вне зависимости от ихчисленности. Так, в текущем году были подобраны и выделены помещения трёмиудейским и мусульманской общинам с учетом их финансовых возможностей [27].
В2006 году Пинская еврейская община отметила своё 500-летие. В мае 2007 года вгорисполкоме состоялась встреча руководства города с Чрезвычайным и ПолномочнымПослом Государства Израиль в Республике Беларусь Зеевом Бен-Арье, которыйотметил, что в Пинске созданы прекрасные условия не только для развитияеврейской культуры, но и для получения национального образования. В июле 2007года в г.Пинске состоялся 8-ой съезд Союза белорусских еврейских общественныхобъединений и общин.
Таким образом,в развитии религиозных организаций Брестской области наблюдается общереспубликанскиетенденции. Увеличение количества религиозных общин, активная общественнаядеятельность конфессий, и в первую очередь протестантов. Следует отметить, чтосреди других областей Беларуси брестская область наряду с гродненскойотличаются наиболее высоким уровнем религиозности, что определено исторически.Так как именно эти территории долгий период времени не входили в состав ссоветской Беларуси. Для брестской области по сравнению с другими областямиБеларуси характерна высокая активность неопротестантских общин и конфессий. Онапроявляется как в увеличении количества своих последователей, так и в активнойдеятельности по созданию различных молодёжных и детских организаций. Но,несмотря на это, и то, что по убеждению брестская область является оплотомкатолической религии, здесь активно развертывается деятельность православнойцеркви, которая по количеству общин выходит как здесь на первое место, так исреди других областей Беларуси. Это свидетельствует о том, что именно брестскаяобласть является оплотом православной церкви в Беларуси.
 
2.2Динамика развития религиозных общин и конфессий Брестской области
 
Брестскаяобласть занимает первое место в республике по общему количеству религиозныхобщин, т.е. 23 процента от общего количества общин по республики.
Поколичеству общин некоторых религиозных общин Брестская область выступаетабсолютным лидером среди других областей Республики Беларусь.
Этонапример, православная церковь (358 общин), христиане веры евангельской (155общин), евангельские христиане баптисты (80 общин), и Адвентисты седьмого дня(17 общин) [6]. (см.: Приложение 1)
В Брестскойобласти по результатам социологических исследований верующими себя называютболее 70 процентов населения. Затридцатилетний период (с 1970 по 1999 г.) в Беларуси значительно увеличиласьчисленность религиозных общин. В 1970 г. наибольшее количество общин былозарегистрировано в православной церкви (380). Территориально, основная ибольшая часть приходов была сконцентрирована в Брестской, Гродненской изападных частях Минской и Витебской областей (т.е. на землях бывшей ЗападнойБеларуси в границах до 1939 г.). На восточную часть Беларуси в 1970 г.приходилось около 20% от всего количества православных приходов (соответственнохрамов, священников, верующих) [6].
Римско-католический костел насчитывал в 1970 г.около 100 религиозных общин (парафий), из них в Брестской только 12, если сравнивать подругим областям РБ, то в них соответственно было зарегистрировано в Витебской (11), в Минской с Минском(13) и в Гродненской (71) областях.Всекатолические общины Беларуси в 1970 г. были расположены на все тех же земляхбывшей Западной Беларуси. В Гомельской, Могилевской и в большинстве восточных районов Витебскойи Минской областей католических парафий зарегистрировано не было [6].
268 религиозных общин протестантов (ЕХБ,пятидесятников и адвентистов) в 1970 г. территориально располагались почти повсей Беларуси, однако наибольшая часть (около 70%) их была сконцентрирована вБрестской и западных районах Гродненской и Минской областей (т.е. в пределахранее очерченного региона бывшей Западной Беларуси). Данная тенденция неизменилась и в 80-е годы.
Изменившиеся к середине 90-х г.г.социально-политические отношения в Беларуси в значительной степенипереориентировали отношения людей к свободе совести и обусловили рострелигиозности среди населения. Рост религиозности в первую очередь отразился на ростеколичества религиозных общин. Данная тенденция наблюдалась как по всейреспублике, так и в Брестской области.
 

Таблица2.2.1. Количественный рост религиозных общин основных конфессий в Брестской областиРелигиозныые конфессии и направления Количество общин на 1.01.1988 по брестской обл. Количество общин на 1.01.1992 по брестской обл. Количество общин на 1.01.1995 по брестской обл. Количество общин на 1.01.2009 по брестской обл. Православная церковь 158 253 281 358 Римско-католическая церковь 14 32 47 55 Протестанские 136 145 178 274
 
На основе данных таблицы нами был составлен график, который наиболее полно наглядно отображает рост основных религиозных общин в Брестской области.
 
/>
Рис.2.2.1 Динамика роста религиозных общин Брестской области
Из графика хорошо видно, что наибольший рост за 20 лет продемонстрировала католическая церковь с 14 общин в 1988 г. до 55 в 2009 году. Далее идёт православная церковь. Количество общин, которой увеличилось почти в 2,5 раза. На первое января 2009 г. в Брестской области было зарегистрировано 358 общин православной церкви. Далее отмечен рост протестантских общин в 2 раза. Несмотря на то, что наибольшей рост общин продемонстрировала католическая церковь, удельный вес их среди других религиозных организаций не значителен. Интересно и то, что брестская область являлась и является лидером по количеству протестантских общин в сравнении с другими областями Республики Беларусь. Ещё в 1970г. их было зарегистрировано 72, в 1988 г. – 136. На 1 января 2009 года их общее количество составляло 274 общины. Нужно отметить, что, несмотря на такое огромное число протестантских общин, удельный вес протестантов среди верующих, как брестской области, так и в целом по республике незначителен. Объясняется это малочисленностью этих общин. Некоторые из них имеют чуть больше необходимого количества человек, требуемого для регистрации.
Чтокасается процентного соотношения религиозных общин Брестской области, то оноотражено на диаграмме (рис. 2.2.2.).
 
/>
Рис.2.2.2.Процентноесоотношение основных религиозных общин Брестской области
Диаграммана примере Брестской области хорошо отражает религиозную пестротуконфессионального пространства. Здесь хорошо видно, что 51 процент от общегочисла религиозных общин занимают общины православной церкви. Второе местопринадлежит христианам веры евангельской – 22 процента, третье евангельскимхристианам баптистам – 12 процентов и только четвертое римско-католической – 8процентов. Диаграмма также показывает, что вопреки существующему мнению,брестская область является оплотом не католицизма, а, напротив, православия.Существенным является и тот факт, что по количеству православных общин оназанимает первое место в республике среди других областей.
Такимобразом, динамики развития религиозных организаций Брестской области, имеетмного общего с динамикой развития религиозных общин по всей Белоруссии. Здесь,как и везде отмечен рост религиозности и числа религиозных общин. Однако здесьесть и свои особенности, так по количеству общин протестанты занимают второеместо. В целом же религиозная ситуация в Брестской области характеризуетсястабильностью.
 

Заключение
 
Новаярелигиозная ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь к настоящему времени иобусловленная ростом религиозности населения, обусловлена значительнойдемократизацией курса вероисповедной политики Республики Беларусь и общим ходомбелорусских реформ.
Вгеографии расположения церквей и конфессий современной Беларуси происходит важныйпроцесс – распространение на территории страны движений, объединяемых общимназванием «новых» или «нетрадиционных». Спектр этих вероучений чрезвычайноширок: от восточных (кришнаизм, бахаизм) и экуменических до разнообразныхпротестантских течений (учение мормонов, Новоапостольская церковь, различныехаризматические церкви и др.). При всем разнообразии новые для традиционногоконфессионального «ландшафта» Беларуси религии имеют и нечто общее: ихпоявление и распространение в Беларуси стимулировалось и поддерживалосьзарубежными церквями и религиозными центрами.
Активизируясвою деятельность, религиозные организации стремятся распространять своевлияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакциюобщества и государства, приводит к усилению конкуренции между конфессиями.Таким образом, в настоящее время конфессиональные структуры действительнопревратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике,с которыми приходится считаться органам власти. Поэтому неслучайно в республикеимеют место попытки представителей политической элиты использовать авторитетдуховных лидеров в своих интересах, а с другой стороны – наблюдаютсясоответствующие усилия религиозных организаций.
За тридцатилетний период (с 1970 по 1999 г.) вБеларуси значительно увеличилась численность религиозных общин В РеспубликеБеларусь созданы благоприятные условия для деятельности религиозныхорганизаций. В частности, 1 декабря 2005 г. Указом Главы государстварелигиозные организации были освобождены от обложения земельным налогом иналогом на недвижимость. Данная мера значительно облегчила финансовое положениерелигиозных организаций и помогла им более активно принимать участие всоциальных проектах. Органы государственного управления оказывают необходимуюподдержку в решении их внутренних проблем, в том числе в вопросах строительствакультовых зданий. В этих целях в 2007 году принят Указ Главы государства овнесении изменений и дополнений в Указ от 1 декабря 2005 г. № 571,предусматривающий освобождение от уплаты земельного налога религиозныхорганизаций, строящих культовые здания.
Эти меры государства способствует дальнейшему ростурелигиозных общин в современной Беларуси. Что касается места Брестской областив конфессиональном пространстве современной Беларуси, то оно соответствуетисторической специфики её развития. Брестчина на протяжении долгого периодавремени не входила в состав советской Белоруссии, чем и объясняется еёлидирующее положение по количеству религиозных общин среди других областей Беларуси.Следует также отметить, что вопреки существующим стереотипам брестская областьне является лидером по количеству католических общин, напротив она являетсялидером по количеству православных общин. Основной особенностью религиозно-конфессиональногоразвития брестской области можно назвать: небывалый рост количествапротестантских общин. Так в брестской области зарегистрировано на 1 января 80общин евангельских христиан баптистов, 155 общин христиан веры евангельской,что больше чем в какой другой области Беларуси. В настоящее время брестскаяобласть является лидером по количеству зарегистрированных общин, причем этолидерство прослеживается и в начальный период становления суверенной Беларуси.
Проведённый анализ развития религиозных организаций брестскойобласти, свидетельствует о том, что в последние годы рост числа религиозныхобщин различных конфессий продолжается, однако по сравнению с периодам 90-хгодов этот рост более прогнозируемый и не носит такого масштабного характера. Вцелом в религиозной жизни области происходят процессы характерные для всейБелоруссии: увеличение количества общин православной церкви, активнаядеятельность неопротестантских организаций, появлений неокультов инетрадиционных религий.
Есть и свои особенности в Брестской области: здесьнаблюдается наибольшее количество общин православной церкви по сравнению сдругими областями, а также христиан веры евангельской и евангельских христианбаптистов. Ко всему результаты социологических исследований показывают, чтоименно в брестской области отмечается наибольшая религиозность населения. Вобщем же религиозная жизнь брестской области протекает спокойно и стабильно,что является свидетельством толерантного характера белорусов.
 

Список используемых источников:
1. Бабасов Е.М. Типология иуровень религиозности населения Беларуси // Религиоведение: Учеб. пособие /Под. ред.М.Я. Пенсу и др. – Мн.,2003. – 189 с.
2. Безнюк Д. К. Состояние испецифика современной религиозной ситуации в Беларуси // Социос. − 2006.– №2. – С.128-136
3. Безнюк Д.К. Религиознаяситуация в Беларуси (опыт комплесного описания) // Социология. – 2003. – №2. – С. 78-94
4. Белорусские конфессии//[Электронный ресурс: www.zamak.by/istoriya1/religia_i_hramy/belorusskie_konfessii/ Дата доступа: 17.02. 2010
5. Близнец Г. И. Соотношениерелигии и политики: история и современность //Религия и общество-2 актуальныепроблемы современного религиоведения. Сборник научных трудов. – Могилёв, 2007.– С.170-173
6. Брестчинаэтноконфессиональная // Электронный ресурс: www.zabogom.com/index/php?ohtion=com_content&tasv=view Дата доступа: 28.02. 2010
7. Верещагина А. О некоторыхтенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси // Социология.–1998.– № 2.– С.41– 45
8. Гурко, А.В. Новые религии вРеспублики Беларусь: генезис, эволюция, последователи / А.В. Гурко. –Мн.,2006. – 89с.
9. Давыденко С.С. Церковь игосударство в Республике Беларусь // Электронный ресурс: www.works.tarefer.ru/72/100046/index/html: 28.02. 2010
10. Землякоў А. Н. Колікава.Дзяржава. Рэлігія. Закон // Беларускі гістарычны часопіс − 2007. −№7. – С. 3-8
11. Землякоў Л. Крывашэй Д.Беларусь: Дзяржава. Рэлігія. Грамадства // Беларускі гістарычны часопіс. –2007. − № 7. – С. 17-25
12. Количество религиозных общин2009 // Электронный ресурс :http://www.belarus.21by/ru/mai_menu/religion/relig_org/new_url_165545634 Дата доступа: 28.02. 2010
13. Конфессиональная ситуация всоременной Беларуси // Электронный ресурс: www.sovrep.gov.by/index.php/531/28.69...0.0.0.html/ Дата доступа: 28.02. 2010
14. Котляров И.В. Земляков Л.Е.Республика Беларусь в конфессионалином измерении. – Мн., Изд-во МИУ, 2004 230с.
15. Круглов А.А. Религиоведение:пособие для студентов вузов. – Мн., 2008. – 299с
16.  Люсюк А. Церковь и социополитическое пространство в Беларуси//Аналитический беллютень белорусских фабрик мысли. – 2000. – № 4. – С. 33-38
17. Мусіенка С.Этнаканфесіянальнае асяродзе Рэспублікі Беларусь: стан і тэндэнцыі развіцця //Беларускі гістарычны часопіс. – 2005. − № 9. – С .33-36
18. Новикива Л.Г. “Религиозныйбум в Беларуси”: миф или реальность // Социология. – 1999. – № 2. – С. 29-35
19. Новикова Л.Г. Религиозностьв Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологическийаспект. − Мн., 2001. – 168 с.
20. О римско-католической церквив Республике Беларусь // Электронный ресурс:http://www.belarus.21by/ru/main_menu/religion/relig_org/new_url_828386054 Дата доступа: 17.02. 2010
21. Основные закономерности врелигиозном сознании населения республики Беларусь в современных условиях. –Мн.,1995. – 123с.
22. Пирожник И.И. Новикова Л.Г.Озем Г.З. Морозова С.А. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? //Социология 2006. – № 4. – С. 68-80
23. ПосткоммунистическаяБеларусь в процессе религиозных трансформаций: Сб. ст./Под ред. А.В. Данилова.– Мн.,2002. – 211с.
24. Праваславная церковь ирелигиозная обстановка в современной Беларуси // Электронный ресурс: www.imperiya.by/rusworld3-6849.html Дата доступа: 17.02. 2010
25.  Проблемы распространения новой религиозности в Беларуси //Новыякнiгi. – 2002. – №8. – 32с.
26. Религиозное возрождение всовременной Беларуси // Электронный ресурс режим ://www.revolution-/religiov/00058375-0.html Дата доступа: 25.03. 2010
27. Религиозные конфессии натерритории Беларуси // Электронный ресурс: www.president.gov.by/press13573.print.html Дата доступа: 25.03. 2010
28. Религия в Беларуси //Электронный ресурс: www.mfa.gov.by/ru/republic/cultrel/ Дата доступа: 25.03. 2010
29. Сведения о религиозныхконфессиях и количестве общин зарегистрированных в Брестской области //Электронный ресурс: www.brest-region.by/topic. php?tid=1647 Дата доступа: 25.03. 2010
30. Старостенко В.В. Современнаярелигиозная ситуация и конфессии в Республики Беларусь: пособие. – Могилёв,2008 – 88с.
31.  Старостенко В.В. Тенденции и особенности современнойконфессиональной ситуации в республике Беларусь // Весник МГУ имени А.А.Кулешова. – 2005. – №1. – С. 21-34
32. Сухотский Н.Н. Религиозностьнаселения Беларуси как проблема // Электронный ресурс: www. Reihorn.narod.ru/religbel/7html Датадоступа: 09.01. 2010
33. Тиханский А.Этноконфессиональная география Беларуси // Свободная мысль. – 2008. – № 6. – С.121-134.
34.  Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения вБеларуси // Сост. А.И. Осипов. – Мн.,2000. – 204с.
35. Традиционные вероисповеданияи НРД в Беларуси – Мн., 2000 “Беларусь” – 255с.
36. Шевцов Ю. Объединеннаянация. Феномен Беларуси // Электронный ресур:http://www.fictionbook.ru/autor/yuriyu_shevcov/ob_edienennaya_naciya_fenomen_belorussii/read Дата доступа: 25.03. 2010
37. Этноконфессиональнаяситуация в Республики Беларусь на современном этапе // Электронный ресурс: www.expo2000.bsu.by/main_document.idc?id=628ps=34 Дата доступа: 09.01. 2010


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.