Реферат по предмету "Социология"


Технологии социальной работы с молодежью

«Технологии социальной работы с молодежью»
Содержание
Введение
Глава I «Проблемы и потребностимолодежи»
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
Глава II «Роль социальных служб врешении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы

Введение
 
Термин «социальная работа с молодежью» ещене оформился в системе социальной работы в России. Однако специфическиесоциальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формированиятехнологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболеебеспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространениянаркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, втом числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работыс молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являютсянедобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальнуюслужбу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще несформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание наконструирование социальной работы с молодежью.
Современноесостояние российского общества определило социальные проблемы молодежи.Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологическихпарадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологиимолодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивнымдля построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данногонаправления является построение теоретических моделей социальной работы смолодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различныхкатегорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различныхсферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточногоразвития в теории социальной работы в России, хотя должности социальныхработников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе.Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работникав сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы смолодыми людьми.
Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являласьактивной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразныхфакторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подверженабольшинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослоенаселение в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании,обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании истраховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лицданного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становлениямолодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельносоциализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам,движениям.
Объект — проблемы молодежи.
Предмет — технологии социальной работы с молодежью.
Цель — изучение социальных проблем молодежи как социальнойобщности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работыс молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб,общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы смолодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского краяв сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы итехнологии в данном направлении.

I. «Проблемы и потребности молодежи»
1.1     Историческое развитие социальной работы с молодежью
 
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика невыделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетнихв сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощьбеднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственнойсистемы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии сэтим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора замолодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, аинициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежнойполитики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи.Решающее значение имел III съездРоссийского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ),провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» — приобрела, особыеполномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементомобщества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляяактуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. Вэтой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкийохват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмоврешения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи,обладающих правовым обеспечением:
— труд и занятость;
— образование;
— здравоохранение. [14;47]
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работыс молодежью
 
В современной государственной молодежной политике основные Концептуальныеположения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Обосновных направлениях государственной молодежной политики в РоссийскойФедерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующимгосударственную молодежную политику.
Объекты государственной молодежной политики:
— граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если этовлечет обязанности федеральных государственных органов;
— молодые семьи — семьи в первые 3 года после заключения брака, в случаерождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один изсупругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отецили мать не достигли 30 лет;
— молодежные объединения.
Субъекты государственной молодежной политики:
— государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен,его функции были переданы Министерству образования РФ);
— молодежные объединения и ассоциации;
— молодые граждане.
Принципы государственной молодежной политики:
— сочетание государственных, общественных интересов и прав личности вреализации государственной молодежной политики;
— привлечение молодых граждан к участию в формировании политики ипрограмм для молодежи;
— обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;
— предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимумасоциальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию,охране здоровья, трудоустройству;
— приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующейдеятельностью государственных органов и учреждений при финансированиимероприятий и программ, касающихся молодежи.
Направления:
— обеспечение соблюдения прав молодежи;
— обеспечение гарантий в сфере занятости;
— содействие предпринимательской деятельности молодежи;
— государственная поддержка молодой семьи;
— гарантии предоставления социальных услуг;
— поддержка талантливой молодежи;
— формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
— поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
— содействие международным молодежным обменам.
Меры реализации:
— принятие специального законодательства и иных правовых актов, решенийместных органов власти и управления;
— внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;
— разработка и выполнение государственной молодежной политикикомплексного и целевого характера;
— создание Российского фонда Федеральных молодежных программ дляорганизации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи,а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
— выделение в федеральном и местном бюджетах  отдельных ассигнований нафинансирование мероприятий в области молодежной политики;
— создание государственных органов по делам молодежи и социальных службразличного профиля.
В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Длясоздания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средствна развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4]
В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укрепленииправовых, экономических и организационных условий для гражданского становленияи социальной самореализации молодежи.    Программой предусматривалось формированиезаконодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системыдолгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях полученияобразования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнегохозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичнойзанятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий длядуховно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становлениямолодежи. [5]
В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических,организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократическогообщества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализациюмолодых людей. [6]
Задачи, поставленные этой программой.
1. создание условий для патриотического и духовно-нравственноговоспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи,реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;
2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности кучастию в общественно-политической жизни страны;
3. выполнение программ социальной адаптации и повышенияконкурентоспособности на рынке труда;
4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании иалкоголизма;
5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление институтамолодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;
6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационногообеспечения молодежи.
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа«Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые двепрограммы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, атретья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки исоциальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденнуюструктуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальнойпомощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию социальная поддержка молодежи может бытьматериально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой,медико-социальной. [13;45]
Социальные проблемы и потребности молодежи
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступаетключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания.Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктахправовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия идалее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этоммолодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридическогоконсультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся- телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошооплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренноепреобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формированиеготовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях.Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что длябольшинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошиеотношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущатьустойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности- только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценкуполучила возможность профессионального роста, служебной карьеры — 35%.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров«Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностьюсовременного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумениемнайти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, чтоатмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второйуказывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали,что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% неудовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества,другие — на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраиваетнеобходимость подчиняться старшим. [12;34]

II. «Роль социальных служб в решении проблеммолодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может бытьреализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельностисоциальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболееблагоприятных социально-экономических условий развития каждого молодогочеловека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всехвидов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних имолодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию иразвитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подростками молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических,реабилитационных и социально-правовых услуг.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье инасилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей длянесовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков,организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатныхучреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб,направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальнойреабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. Всоставе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляциинесовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственныеподразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплицаи т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развитияличности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослойжизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб,призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. Внастоящий период она представлена психологами в детских садах и школах;семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городскихили районных психологических консультаций; социальной службой, центральнойфигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являютсяпсихолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, атакже консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознаетсянаселением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
— возрастно-психологические (контроль за состоянием психологическогоразвития ребенка);
— семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению поширокому кругу семейных проблем);
— психолого-педагогическое консультирование преподавателей ивоспитателей;
— консультационная работа социального работника, в функции котороговходит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широкомсоциальном окружении.
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен всовершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированыВ.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Онвыделял следующие принципы:
1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев взапросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам долженпринять решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейномконсультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).
4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь тоиндивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненныйпуть как целое).
5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки напеределывание, перевоспитание личности, установка на приятие, пониманиеклиента).
6. Принцип профессиональной направленности и мотивированностиконсультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск иустановление границы, где кончается клиент и начинается просто человек )
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающихпомощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинскиепроблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей ипедагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления«риск-группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощидевочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалосьвзрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штатыпсихологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоныдоверия".
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальнойпомощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через«телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимнообращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологуи т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. Прицентрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровнепроводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения,репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов,профилактики венерических заболеваний и т.п.
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи,консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную,лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитанияподростков.
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планированиясемьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьиподразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружескимпарам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений,способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы междубеременностями, контролировать время рождения детей с учетом возрастародителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются двеосновные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран.Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенными «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентациипорядка расходования средств и категорий получаемой помощи; [20;17]
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральнойи Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства заинтеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощиотдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всехжелающих молодых людей.
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населенияРФ» комплексная система социального обслуживания населения, включаямолодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных,психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам,оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, вкоторых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные,лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряддругих).
Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и другиеюридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальноеобслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностьюпо социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующуюструктуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
— центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому,дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
— центр социальной помощи семье и детям;
— социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
 - социальная гостиница;
— социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
— центр психолого-педагогической помощи;
— центр экстренной психологической помощи по телефону;
— реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями
 (в том числе для детей и подростков);
— комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговойи спортивной направленности.
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения,куда входят:
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
— дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
— общежития для лиц с ограниченными возможностями.
При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определитьих задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетнихвключает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальнойреабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей иподростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторысоциальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья,особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатыватьиндивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплексмероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условийдля нормальной жизнедеятельности. [12;27]
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организацияпоэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних;восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровлениемежличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социальногостатуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций,выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе нормнравственности; содействие в получении специальности и работы; оказаниекомплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросовустройства детей и подростков.
Так, например, основной задачей московского объединения«Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита,адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой ишкол-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться вжизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптацииподростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненныеориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных иправовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и засобой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняютразличные виды работ и могут зарабатывать деньги.
2.3         Технологии социальной работы с молодежью
 
Социальная терапия – это отрасль научного знания, ориентированная нарешение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалийсмысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни(в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующиетехнологии:
Консультирование – установление контакта путем вербальной коммуникации,выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия – «терапия искусством» через вовлечение молодого человека вкультурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговыхучреждений;
Музыкотерапия – социализация индивида путем, обращения к какой – либомузыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов,смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальныхкомпозиий;
Библиотерапия – воздействие на сознание индивида в процессе формированиясмысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии — активное участие социальногоработника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненныхориентаций;
Творческие технологии – вовлечение молодых людей коллективную творческуюи созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия – (от греч. logos – слово, therapeia — уход, лечение) лечениесловом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способоввлияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смыслежизни, социальных ценностях. [18;68]
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальнойработы с молодежью.
В 1996 г. был создан Комитет по делам молодежи Краснодарского края, в2007г. переименованный в Департамент молодежной политики Краснодарского края. Всостав Департамента входят следующие Краевые центры работы с молодежью:
1.        Государственноеучреждение «Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковойработы и допризывной подготовки молодежи»;
2.        Государственноеучреждение Краснодарского края «Краевой центр социальной адаптации идосуга молодежи»;
3.        Государственноеучреждение Краснодарского края «Центр труда и занятости детей имолодежи»;
4.        Государственноеучреждение Краснодарского края «Крае­вая крейсерско-парусная школа»
Основныминаправлениями работы центров и Департамента молодежной политики является:
— организация военно-патриотической работы в молодежной среде;
— содействие во временном и постоянном трудоустройстве молодежи,профессиональной ориентации;
— содействие ресоциализации подростков и молодежи, оказавшихся в труднойжизненной ситуации;
— организация досуга подростков и молодежи в клубах по месту жительства ина дворовых спортивно-игровых площадках;
— оказание материальной поддержки в рамках краевых и федеральныхпрограмм: «Одаренные дети», «Молодой семье доступное жилье»;
— организация отдыха и оздоровления подростков и молодежи в летнийпериод;
— организация и курирование интеллектуальных движений на Кубани в рамкахработы клубов «Что? Где? Когда?», «КВН». [15]
Государственное учреждение „Краснодарскийкраевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовкимолодежи“.
Деятельность»Центра" осуществляется по трем основным направлениям:
— поисковая работа;
— военно-патриотическая работа;
— допризывная подготовка молодежи.
ГУКК «Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы идопризывной подготовки молодежи» координирует деятельностьвоенно-патриотических, поисковых общественных организаций и военно-спортивныхклубов по реализации указанных направлений работы; участвует в разработкекраевых программ, на основе которых ведется работа по утверждению у молодежипатриотических взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческомупрошлому Кубани и России; организует и проводит военно-спортивные соревнования,игры, походы, экскурсии, показательные выступления, войсковые стажировки;работу военно-спортивных и оздоровительных лагерей для детей и молодежи Краснодарскогокрая. Конечной целью всей работы, проводимой ГУ «Краснодарский краевойцентр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовкимолодежи», является духовно-нравственное и патриотическое воспитаниемолодежи, а также увековечение памяти воинов, павших при защите Отечества. [24;13]
Государственноеучреждение Краснодарского края «Краевой центр социальной адаптации идосуга молодежи»
Врамках государственной молодежной политики Центр осуществляет профилактическуюдеятельность среди молодежи, обеспечивает комплексное решение проблемсоциальной адаптации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Центримеет четыре филиала и состоит из двух отделов: отдела реализации социальныхпрограмм и отдела реализации, молодежных досуговых программ. Деятельностьспециалистов отдела реализации социальных программ направлена напрофилактику подростковой безнадзорности, противоправных действий и асоциальныхпроявлений в подростково-молодежной среде.
Важнаячасть работы учреждения — работа по месту жительства подростков,которая включает в себя:
— организацию работы с подростками и молодежью по месту жительства черезсоздание единой краевой системы социоклубного пространства (дворовая площадка –клуб по месту жительства – молодежный центр);
— проведение ежегодного краевого конкурса «Лучшийподростково-молодежный клуб по месту жительства», краевого фестиваляклубов по месту жительства, краевых слетов клубов по месту жительства;
— организацию досуговой занятости подростков и молодежи на дворовыхмолодежных площадках в летний период. Проведение Смотра-конкурса дворовыхигровых и спортивных площадок по месту жительства. [15]
Государственное учреждение Краснодарского края
«Центр труда и занятости детей и молодежи»
Специалистамигосударственного учреждения Краснодарского края «Центр труда и занятостидетей и молодежи» накоплен огромный опыт в трудоустройстве молодежи ввозрасте 14-30 лет. За восемь лет работы учреждение проводило всестороннийанализ состояния рынка труда в Краснодарском крае, а также возможностейработодателей в обеспечении занятости молодых специалистов (выпускников). Такженакоплен большой опыт в оказании консультационной помощи для молодежи привыборе профессии и трудоустройстве. Основным направлением работы учрежденияявляется трудоустройство молодежи на постоянную и временную (сезонную)занятость. По результатам анализа, за 2004 – 2006 годы в филиалыгосударственного учреждения Краснодарского края «Центр труда и занятостидетей и молодежи» с целью трудоустройства на постоянную и временную работуобратилось 41 710 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Содействие втрудоустройстве было оказано 28 148 молодым людям, т.е. 67,5 %обратившихся были трудоустроены. Из них 4 930 человек трудоустроены напостоянную работу, 23 218 – на временную работу (в 2004 году на постояннуюи временную работу были трудоустроены 13870 человек, в 2005 году — 13350человек из числа безработной молодежи).
Временнаяработа в период учебы дает молодым не только дополнительный заработок, но ипроизводственный опыт, знание законов рынка труда, умение общаться сработодателем и вести себя в рабочем коллективе. Приобретенные навыки вдальнейшем значительно облегчают молодому человеку поиск постоянного местаработы и ускоряют его адаптацию на рынке труда в современной экономическойситуации. Необходимо упомянуть, что возможность легального заработка в периодучебы положительно влияет на криминогенную обстановку в молодежной иподростковой среде и приводит к снижению уровня преступности.
Потребностьво временной рабочей силе была всегда и есть в настоящий момент: это различныеработы, ограниченные по времени и объему, краткосрочные проекты, крупныемассовые мероприятия, сезонные рабочие места (как правило, летние). Во времяучебы молодые люди трудоустраиваются на работу со свободным графиком последующим специальностям: промоутеры, торговые агенты, рекламные агенты,разнорабочие, охранники и т.д. В период летних каникул студентам предлагаетсяработа на Азово-Черноморском побережье в должности: официантов, матросов –спасателей, аниматоров, горничных, администраторов, экскурсоводов,разнорабочих, культ организаторов и т.д.
Вчисле партнеров — работодателей ГУ КК «Центр труда и занятости детей имолодежи» находятся предприятия санаторно-курортного комплексаАзово-черноморского побережья, предприятия агропромышленного комплексаКраснодарского края, предприятия в сфере торговли, общественного питания,сервисного обслуживания, легкой и перерабатывающей промышленности. [24;8]
Студенческиетрудовые отряды.
Возрождениестудотрядов на Кубани началось с 2001 года. Именно тогда насельскохозяйственные работы было направлено 1500 студентов. В 2002 годупоявились новые профили деятельности, численность 47 студенческих трудовыхотрядов возросла до 4323 человек. В 2003 году численность уже 121 студенческоготрудового отряда составила 9034 человека. Ребятами хорошо были освоены работыпо следующим профилям:
— педагогический
— сельскохозяйственный
— строительный
— сервисный
В2002 году по инициативе комитета по делам молодежи, при поддержке ГУ КК«Краевая молодежная биржа труда» была создана Краснодарская краеваямолодежная общественная организация «Штаб студенческих отрядов».Сформировавшийся актив Штаба занимался поиском объемов работ для студенческихтрудовых отрядов, создавал студенческие отряды на базе ведущих учебныхзаведений Краснодарского края.
Резкийподъем численности студенческих отрядов стал возможен благодаря государственнойподдержке, направления которой утверждены постановлением главы администрацииКраснодарского края от 18 марта 2004 года N°263 «О государственнойподдержке деятельности студенческих трудовых отрядов в Краснодарскомкрае». [21;11]
 В2004 году продолжился рост численности студенческих трудовых отрядов, возросложелание студентов испытать себя, пройти экзамен на жизненную стойкость, раньшеповзрослеть. Появилось 14 профилей деятельности студенческих трудовых отрядов,численность 241 отряда составила 11420 человек.
В2005 году в составе 211 студенческих трудовых отрядов различных профилейдеятельности отработало 13520 человек. В 2006 году, по состоянию на 15 июлясформировано 106 отрядов общей численностью 4922 человека.
Начинаяс 2004 года ежегодно формируется единый реестр студенческих трудовых отрядовучебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования,а так же реестр объемов работ, организация льготных медицинских осмотровстудентов поставлена на должный уровень, обеспечивается повсеместный ипостоянный государственный надзор и контроль за соблюдением трудовогозаконодательства в отношении участников студотрядов. В средствах массовойинформации проходит широкомасштабное освещение деятельности студенческихтрудовых отрядов. Органами местного самоуправления муниципальных образованийкрая были разработаны территориальные программы по поддержке деятельности СТОна 2004-2007гг. Студенческие трудовые отряды начали привлекать к выполнениюработ, финансируемых из местных бюджетов, а организации, принявшие на работустуденческий трудовой отряд — получать поддержку органов местногосамоуправления.
Именнов 2004 году, впервые после длительного перерыва, лидеры студотрядовскогодвижения на Кубани вошли в состав Всероссийских студенческих строительныхотрядов «БАМ — 2004» и «Соловки — 2004».
Большемесяца, как рассказывали ребята, им пришлось заниматься тяжелой мужскойработой: рыть траншеи, прокладывать кабель, вручную замешивать бетон. Но ребятане только не роптали, а наоборот, они были рады, во-первых, попасть в такоеживописное место, как Соловки, где все пропитано древней русской историей идухом православия, во-вторых, приобрести новых друзей, которые, все как одинотлично трудились и отдыхали. По окончанию работы участники ВССО былинаграждены дипломами и памятными призами.[25;14]
Государственноеучреждение Краснодарского края «Крае­вая крейсерско-парусная школа»
Государственноеучреждение Краснодарского края «Крае­вая крейсерско-парусная школа»было создано постановле­нием главы администрации Краснодарского края N° 521 от14.07.2000 г. в целях совершенствования в Краснодарском крае структурыорганизации летнего отдыха детей и молоде­жи в рамках реализации молодежнойполитики. Целями создания Государственного учреждения Краснодар­ского края«Краевая крейсерско-парусная школа» являют­ся:
— организация летнего отдыха детей и молодежи;
— воспитание духа патриотизма, коллективизма и партнерс­тва;
— формирование позитивного отношения к здоровому обра­зу жизни;
—  воспитание активной жизненной позиции у детей и моло­дежи.
Направлениямидеятельности Государственного учреждения Краснодарского края «Краеваякрейсерско-парусная шко­ла» являются:
— организация и развитие водных и других видов молодежно­го туризма натерритории Краснодарского края: яхтинг, дайвинг, рафтинг, фишинг, подводнаяохота, яхтенные круизы,
конный туризм;
— организация туров, экскурсий, походов по территории Краснодарского краяи Адыгеи.
Вконце 2003 года учреждение вышло на международный уровень сотрудничества.Комитет по делам молодежи Крас­нодарского края подписал с французской паруснойассоци­ацией «ЛЕ ГЛЕНАН» договор о сотрудничестве на три года. Исполнителем подоговору от КДМ выступает Краевая крей­серско-парусная школа. В основу формыорганизации и де­ятельности лагерей положены принципы работы междуна­родныхевропейских молодежных парусных школ, имеющих полувековой опыт обучениямолодежи хождению под пару­сами на акваториях Средиземного и Балтийского морей,на побережье Атлантического океана.
В2001-2006 годах образованы три филиала в городах: Темрюк, Тамань,Славянск-на-Кубани. Каждый филиал имеет свои специфику и направленность работы,что позволяет расширить взаимодействие с моло­дежными общественнымиорганизациями, клубами по месту жительства, находящимися на территорияхразличных райо­нов Краснодарского края. Постоянный контакт идет с 28 районамикрая. Также ведется постоянная работа с федерациями парусного спорта, рафтинга,дайвинга, фишинга всех уровней — от городских до всероссийских.
Парусныйцентр г. Геленджика является базовой площадкой по проведению различных программ.На территории г. Геленд­жика работают пять клубов по месту жительства, входящихв состав Парусного центра, которые ведут круглогодичные бесплатные занятия смолодежью. Все клубы задействованы в проведении программ летнего отдыхамолодежи Кубани. Территория Краснодарского края, благодаря уникальномусочетанию природно-климатических и геополитических ус­ловий, является самымперспективным местом на побережье России для организации и развития парусногодела. Мягкий средиземноморский климат позволяет проводить занятия на воде сапреля по ноябрь, среднее количество солнечных дней в году-270.
ПобережьеАзовского моря является очень удобным для первичной подготовки стажеров, таккак море не глубокое, мягкое, берег песчаный. Здесь находится летняяспортивно-туристическая база Темрюкского филиала. На Таманском полуостровенаходится спортивно-туристи­ческая база «Маяк». Это уникальное местосо всех сторон окружено различными водоемами: лиманы, озера, пруды и, конечноже, Черное море, украшенное полосой золотого песка. Небольшая глубина лиманови, как следствие, отсутс­твие волнения позволяют даже новичкам быстро обучитьсянавыкам хождения на швертботах, яхтах и парусных катама­ранах.
В каждом регионе существуют символы, объединяющие его жителей в единуюфор­мацию, дающие право называться единым именем и гордиться им. Для Краснодарс­когокрая таким символом стала главная водная артерия нашего края — река Кубань.Город Славянск-на-Кубани находится как раз на реке Кубани, где и расположенабаза летнего спортивно-туристического отдыха. Уникальность летнего отдыхазаключается в том, что ребята проходят туристические маршруты по реке Кубани,реке Протоке (рафтинг) и выходят на Азовское море (ходьба под парусом). [15]
Заключение.
В процессе написания курсовой работы на тему: «Технологии социальнойработы с молодежью» автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовыеакты молодежной политики Российской Федерации и Краснодарского края, рольсоциальных служб в решении молодежных проблем, технологии работы с молодежью, атак же опыт работы Комитета по делам молодежи (Департамента молодежнойполитики) Краснодарского края.
Практика работы Департамента молодежной политики указывает на достаточнопрофессиональную разностороннюю постановку работы с молодежью в Краснодарском крае,однако требуется организация еще более системной, более регулярной работы сподростками и молодежью.
В каждом районе Краснодарского края работают специалисты Департаментамолодежной политики по реализации различных направлений молодежной политики натерритории муниципального образования. Однако, их усилий как правило недостаточно для охвата всей молодежи в муниципальном образовании. Отсюда следуетнеобходимость введения ставки специалиста по работе с молодежью в приадминистрации каждого городского и сельского поселения, а так же развитиебольшего количества молодежных центров и клубов по месту жительства.

Список литературы
 
1.        Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООН // Культура мира идемократии. Москва,1997г.
2.        Указ Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867
3.        Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственноймолодежной политики в Российской Федерации»
4.        ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и опризнании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи спринятием ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительныхорганов власти субъектов РФ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2004г.
5.        Закон Краснодарского края о профилактике безнадзорности и Федеральнаяпрограмма «Молодежь России на 1998-2000г.г.» 1998г.
6.        Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» 2001г.
7.        Федеральная программа «Молодежь России» 1994год
8.        Федеральная программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» 2006г.
9.        правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае
10.     Приказ № 635 от 28.02.2002г. «Об утверждении Плана дополнительныхнеотложных мер министерства образования Российской Федерации по решению проблемдетской безнадзорности»
11.     Решение расширенного заседания Совета безопасности при главеадминистрации Краснодарского края от 25.05.2004г. № 17 «О мерах по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»
12.     Алещенок С.В. «К проблеме новой концептуализации молодежи»(«Методические проблемы исследования») П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин, 1998г.
13.     С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа смолодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.
14.     Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы кформированию государственной молодежной политики», 1991г.
15.     Официальный сайт Департамента молодежной политики Краснодарского края www.molod-info.com
16.     Государственная молодежная политика – 98: региональный опыт реализации.Москва 1998г.
17.     Международные документы о молодежной политике. Москва, 1993г.
18.     Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. «Социология для социальной работы»Москва, 2002г.
19.     Григорьев С.И., Демина Л.Д. «Психолого-социальные основы социальнойпедагогики» г. Барнаул, 1996г.
20.     «Формы и технологии социальной работы» научно-методическое пособие подред. Гусляковой, Т.В. Крохонен, Барнаул, 2005г.
21.     Фонарев А.В., Дикалова Л.С., Курилко А.П., Григорова В.П. «Информационныйсборник. Выпуск № 16» ГУ «Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи»Краснодар, июль, 2003г.
22.     Н. И. Коваленко, В.П. Хить, под ред. Л. В. Спириновой «Индивидуальнаяпрофилактическая работа по программе «Постскриптум». Краснодар, 2004г.
23.     Павлюкова Н.В., Хить В.П., Фалькова Н.Г. «Информационно-ме тодическиематериалы и рекомендации по организации работы по месту жительства. Вестникпрограммы «Дети улиц» информационный сборник №13, 2005г.
24.     Н.В. Котельникова, В.П. Хить под ред. Л.В. «Мониторинг и анализреализации социальных программ: от теории к практике» Краснодар, 2004г.
25.     Дикалова Л.С., Бондарь Т.В., Гитман А.В. «Методические рекомендации поорганизации работы с подростками группы риска» Краснодар, 2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.