Реферат по предмету "Социология"


Технологии социальной работы с женщинами

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. КАЛУГЕ
Курсовая работа
по дисциплине: «Технологиясоциальной работы»
на тему: «Технологиисоциальной работы с женщинами»
Калуга 2008

Содержание
Введение
1. Социальный статус исоциальные проблемы женщин в РФ
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
1.2 Специфика социальных проблем женщин
2. Применение технологийсоциальной работы с женщинами в РФ
2.1 Виды технологийсоциальной работы с женщинами
2.2 Групповаяпсихосоциальная работа с женщинами
Заключение
Список используемойлитературы


Введение
Социальные технологии — это совокупность приемов, методов ивоздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениямисоциального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленныхцелей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного родасоциальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальнойзащиты населения.
Технологии социальной работы являются алгоритмомдеятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель ипреобразуется объект воздействия.
Социальные технологии присутствуют практически во всехсторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового имежгруппового взаимодействия.
Технологии социальной работы с женщинами очень актуальны насовременном этапе развития общества. Женщины — это особаясоциально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретнымисоциальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщиныотличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Онивыполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин,занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступатьбольше как субъект, чем как объект в жизни общества.
Объектом выбранной темы является технология социальнойработы, а предметом – технологии социальной работы с женщинами.
Цель работы – изучить технологии социальной работы сженщинами.
Задачи:
1.Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
2.Изучить специфику социальных проблем женщин.
3.Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.
4.Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.
В работе использованы теоретические методы: метод анализа,сравнения, обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, основной части,заключения и списка используемой литературы.

1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ
 
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
Социальный статус женщины в обществе как интегральныйпоказатель
Женщины — особая социально-демографическая группа. Поданным Всероссийской переписи населения 2002 г., они составляют более 53,4% всего населения РФ. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальнымифункциями, включая все сферы отношений в обществе.
Женщины отличаются специфическими чертами характера, особымдуховным обликом, более высоким по сравнению с мужчинами образованием. Онивыполняют роль и труженицы, и матери.
Исследование социального статуса женщины имеет своипричины. Это прежде всего новые социально-экономические отношения, возникающиев ходе так называемого реформирования общества, когда кризис, охвативший Россию,в первую очередь сказался на женщине и семье.
Немалую роль в исследовании проблемы имеет международныйдокумент, принятый ООН в 1979 г., — это «Конвенция о ликвидации всех формдискриминации в отношении женщин».
Ныне действующая Конституция РФ 1993 г. (ст. 19) также предусматривает равные права и возможности мужчин и женщин. Однакосуществующий в отношении женщин двойной стандарт имеет резко выраженныенегативные последствия. Социальный статус как интегральный показатель связываетмежду собой несколько элементов и функций.
Статус отражает положение социальной группы (женщин), еепредставителей в обществе, положение в системе социальных связей и отношений.Это вместе с тем и отношения индивида с определенной социальной группой.
Социальный статус определяется социальным бытием, системойвоспитания, характером деятельности, идеалами, ценностями и целями индивида,требованиями общества к индивиду, характером проводимой государством политики исуществующей государственной идеологией.
Социальный статус определяется также естественнымипризнаками, такими, как пол, возраст, зависит от воспитания, уровня духовнойкультуры, определенных материальных и духовных ценностей, существующих вобществе. Женщина в процессе своей жизнедеятельности отражает прямо иликосвенно, опосредованно все стороны жизни, элементы, факторы общественногобытия. Содержание и характер отражения зависят от социальных качеств, присущихопределенным социальным группам. Общественное бытие оказывает различноевоздействие на сознание различных групп женщин и влияет на уровень ихобразования, характер мировоззрения, профессиональную подготовку и др.,находясь от них в прямой зависимости.
Социальный статус женщины как представительницы пола следуетотличать от личного статуса, т.е. положения, которое занимает человек вопределенной группе, в семье, как он оценивается с точки зрения общихчеловеческих качеств. Следовательно, с одной стороны, женщина занимаетопределенное место в общественной иерархии, с другой — является матерью, женой,руководителем, профессионалом в конкретной сфере. Поэтому это понятие тесносвязано с понятием «социальная роль», представляющим динамическую сторону,функцию социального статуса.
Личность, наделенная определенными индивидуальнымикачествами, выступает не как механическое звено социальной системы, хотя этасистема и действует на личность. Рациональное принятие решений и рациональныедействия — результат преломления в человеческом сознании, в поступках,действиях существующей социальной системы. Следует помнить, что этадеятельность связана с другими личностями или с группой индивидов, имеющихобщие цели и стремящихся к их реализации.
Таким образом, человек не только объект воздействияокружающего мира, но и субъект — созидательная сила, влияющая на состояниеокружающей среды, общества и мышления в соответствии с целями, обеспечивающимиполную социальную жизнь.
Общество, в котором находится женщина, представляет собойобособленную от природы часть материального мира, включающую формы и способыобъединения, взаимодействия людей, находящихся в многосторонней зависимостидруг от друга. Иными словами, общество — это взаимодействие людей приопределенных экономических, социальных и духовных условиях. Оно складываетсяради определенных целей. Общество — это система социальных институтов иорганизаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивуюструктуру всевозможных форм коллективной жизни. Они регулируют конфликты,развитие культуры, гарантируют эволюцию и саморазвитие.
 В буржуазной науке сформировались три социологическиепарадигмы общества: функциональная, где группа людей представляет собойсамообеспечивающую систему действий, которая обладает способностью к болеедлительному существованию во времени, чем индивид; конфликтная, представляющаясовокупность конкурирующих и конфликтных систем; бихевиористскую, в основекоторой находится человек, индивид с большой буквы.
В первом случае мы имеем дело с безличными социальнымигруппами; во втором — с социальными институтами и группами; в третьем — счеловеком.
Общество — динамичная система, означающая постоянноеразвитие подсистем (экономической, социальной, политической и др.), каждая изкоторых представляет сложное образование. Человек входит в общество через коллектив(научный, производственный, школьный и др.).
Общество может меняться быстро или медленно в зависимостиот общественного прогресса, существующей идеологии и проводимой политики.
Все это сказывается на социальном статусе женщины.
Место женщины в современном обществе РФ
Вторая половина XX века исследователями характеризуется как«женская революция». На Западе и в США были закреплены права женщин на труд иоплату своего труда, образование. Растет число женщин, занятых в сфереуправления. В ряде стран женщина стала политической силой, с которой приходитсясчитаться. Постоянно растет ее активность. Женщина стала выступать больше каксубъект, чем как объект в жизни общества.
В России, к сожалению, тендерные исследования широко нераспространены и влияние теории на положение женщин практически очень слабое.
Есть два подхода к изучению проблемы социального статусаженщин. Первый — упрощенный, когда дается анализ на уровне обыденного сознания,и второй — научно-социологический, исследующий крупные социальные общности,отличающиеся определенными характеристиками: спецификой психологии,многоролевыми функциями, относительной целостностью, устойчивостью в структуреобщества.
Эти исследования позволяют сделать вывод, что женщины ещене активизировались, широкое социальное пространство ими пока еще не освоено.
Второй подход требует анализа деятельности женщин во всехсферах (экономической, политической, социальной, духовной) жизни.
Установлено на официальном уровне, что в ходе формированиярынка труда нарастают дискриминационные тенденции по отношению к женщинам,падает их конкурентоспособность, возрастает риск потерять работу, квалификацию,снижается возможность получения нового места работы. Среди женщин растетбезработица и увеличивается разрыв в заработной плате между женщинами имужчинами. Адаптация женщин к условиям рынка происходит со значительнымииздержками. Идет процесс снижения профессионального статуса.
 Участие женщины в политике воспринимается большей частьюмужского населения негативно. Однако в эпоху крупных исторических перемен,политических, экономических и социальных кризисов женщины нередко выступали ивыступают в роли инициаторов общественного движения. Они не дублируют мужчин всвоих действиях, но, несомненно, оказывают влияние на их поведение, взгляды,оценки, побуждая к активным действиям.
Женщина должна быть не объектом политики, а ее субъектом,способным создавать свои формы самореализации (формальные и неформальные),создавать и утверждать нежесткие структуры. Женщина утверждает себя какличность в разных формах социального функционирования, в том числе черезразвивающееся женское движение, обладающее относительной самостоятельностью.
К сожалению, это движение не имеет достаточной научнойбазы, исследования поверхностны и не располагают обоснованными рекомендациямидля его совершенствования.
Довольно часто женщин обвиняют в консерватизме, излишнеразумной уверенности в своих действиях против экстремизма. Однакоконсервативность не может восприниматься как отрицательный фактор. Женщинаотличается терпимостью, снисходительностью, меньшей безапеляционностью ижесткостью оценок. Женщины выступают за эволюционное развитие общества, а не зареволюционное, которое исторически себя показало не с лучшей стороны.
Достижение равенства возможностей, партнерства в политике —проблема государственная. Существующие точки зрения на социальную роль женщиныв обществе, отсутствие поддержки наиболее подготовленных к государственнойдеятельности женщин, практическое отсутствие в программах партий и общественныхорганизаций вопроса о роли женщины в обществе в значительной степени мешаютреализации ее потенциальных возможностей, что ведет к низкой активности участияженщин в этой сфере.
Таким образом, в современной России сохраняются тендерныедиспропорции и в сфере принятия политических решений, и в сфере их реализации.Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными издержками;налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознаниипатриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулированииактивной деятельности значительной части населения, каковой являются женщины.
Существующие национальные механизмы пока не способныобеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни.
Тендерная асимметрия, естественно, обусловлена отчастинегативным восприятием большинством мужчин активного участия женщин во всехсферах жизни. Именно мужчины пользуются в обществе значительными привилегиями.Однако существует и иная точка зрения.
Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН,доктор политических наук Н.А. Шведова считает, что было бы неверным обвинятьвсех мужчин в том, что в обществе существует дискриминация в отношении женщин.«Неравенство и угнетение напрасно вменять в вину каждому мужчине, среди которыхесть разные личности».
Такая оценка, по мнению автора, объясняется тем, чтомужчины — и жертвы, и заложники той власти и форм ее применения, историческоестановление большинства которых шло в соответствии с требованиями эволюции«силовой» цивилизации.
В то же время Н.А. Шведова ссылается на то, что всеобщественно-политические институты и структуры создавались на протяжении вековмужчинами. Они формировали стереотип мышления, который и сказался на социальномстатусе женщин.
Следовательно, для установления тендерного равенства, атакже реализации женщинами равных с мужчинами прав и возможностей необходимопредставительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Этообеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам.Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия дляразвития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть ихсоциальное равенство.
Взаимное внимание и поддержка способствовали бы, каксправедливо замечает американская писательница Ш.П. Гилман, честномусоревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин.
Таким образом, женщина в силу биологической и социальнойпрограмм наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведениюдомашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном ипрофессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ееразвития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав.
 
1.2 Специфика социальных проблем женщин
Социальные проблемы присущи различным категориям населенияи обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением,состоянием здоровья и т.д. Население, с которым ведется социальная работа,разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большеевнимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализусоциальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологиямоказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому илиженскому полу. Понимание тендерной специфичности социального положения,самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можнообъяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического,эгалитарного мировоззрения. С таких позиций изучение и разрешение социальныхпроблем индивида независимо от его половой принадлежности не оправдывают себя.Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной вотдельную отрасль, однако в силу ряда причин в этом направлении и в стране, иво всем мире делаются только первые шаги. В то же время социальная работа сженщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальнойработы в целом.
Основная причина выделения женщин в особуюсоциально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальнойработы — выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие у них способности кдеторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных исоциальных последствий.
Эта способность, с одной стороны, с первых этаповсуществования человечества обеспечивала продолжение рода, но с другой стороны,представляла большую опасность для хрупкой и неустойчивой системыжизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средствпропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого«лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода. Поэтому впатриархальных обществах сложилась своеобразная феминофобия — страх передженщинами и недоброжелательное отношение к ним.
Кроме того, подчиненная роль женщин в полоролевомразделении труда, невозможность для подавляющего большинства женщинсамостоятельно обеспечивать себя и детей средствами к существованиюспособствовали укоренению представлений об их неполноценности, необходимостиглавенствующей роли мужчины, ограничении жизнедеятельности женщин исключительносемейным кругом, «естественном биологическом предназначении» женщины.
К сожалению, всю косность и неправильность такихпредставлений многие наши соотечественники начинают понимать только в томслучае, когда дают себе труд распространить мысль о «естественном биологическомпредназначении» на мужчин и с удивлением осознают, что все жизнеосуществление«сильного пола» в этом контексте сводится к достаточно кратковременному и чащевсего единичному акту.
Несмотря на масштабные демократические изменения,произошедшие в XX в. и существенно изменившие как положение женщин, так иотношение к ним со стороны общества, главная социальная проблема женщин —сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей,обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранятьактуальность.
Трудовая, внедомашняя занятость женщин — не ошибкаисторического развития нашей страны, как, к сожалению, нередко приходитсяслышать, и не каприз женщин, не желающих выполнять семейные обязанности. Этотобъективный процесс неразрывно связан с индустриализацией, развитиемпроизводства и в конечном счете является одним из критериев перехода оттрадиционного к модернизированному обществу. Индустриальная ипостиндустриальная эпохи, появление новых сфер занятости, требующих отработников не наличия физической силы, а ловкости, внимательности, обученности,с одной стороны, создали потребность в женской, сравнительно дешевой, рабочейсиле и, с другой стороны, впервые предоставили женщинам возможностьсамостоятельно обеспечивать себя и своих детей средствами к существованию,используя социально одобряемые способы. Женская внедомашняя занятость получаетвсе большее распространение и становится массовым явлением по мере перехода тойили иной страны от традиционных способов ведения хозяйства к промышленномупроизводству и институциональным услугам. В развивающихся странах доля женщин,работающих вне дома, также быстро растет — как правило, после нескольких лет перерыва,вызванного рождением ребенка, женщина вновь возвращается на работу.
Часто общество, ранее не одобрявшее работу женщин вне дома,меняет свое отношение к этому в связи с крупными социальными потрясениями: так,широкое участие женщин в производстве в западном обществе стало допустимым ипривычным во время второй мировой войны и продолжилось по ее окончании.
К сожалению, оборотной стороной подобного объективного и,безусловно, прогрессивного процесса стала «двойная занятость», женщины — наработе и дома, ибо в соответствии с традиционным разделением домашнихобязанностей женщина несет основную нагрузку по ведению домашних дел, уходу задомочадцами, воспитанию детей. Только в наиболее демократически развитыхобществах намечаются изменения подобной традиции в пользу женщин.
Интеллектуализация труда, появление новыхвысокотехнологичных отраслей промышленности, банковского и информационногосервиса, иных сфер деятельности привели к появлению высокооплачиваемых рабочихмест, рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, котораядобивается высокого положения собственным трудом. Возник (пока в основном наЗападе) феномен «бикарьерной семьи», в которой оба супруга способны добитьсявысоких достижений на жизненном пути и никто не жертвует своим успехом радидругого. К сожалению, как показывает опыт, подобный тип отношений характерен впервую очередь только для высокообразованных, интеллигентных и обеспеченныхсемейных пар. Распространенным стал также вариант, когда муж, жертвуя своейкарьерой, оставляет работу и семья переезжает ближе к новому месту работы жены.Естественно, ломка прежних стереотипов мужского доминирования в семье и карьерепроисходит с большим трудом.
Изменяется отношение к детям и деторождению — сфера,которая наиболее ревностно охранялась традициями, религией и психологическимистереотипами. Прежде деторождение осуществлялось на уровне «естественнойфертильности», т.е. каждая семейная пара должна была производить на светстолько детей, «сколько бог послал», сколько определялось ее биологическими ифизическими кондициями. Предотвращение беременности или ее искусственноепрерывание осуждались и преследовались властью и религией. Это оправдывалосьрядом социальных условий, в частности высоким уровнем младенческой и детскойсмертности, уничтожением как детского, так и взрослого населения во время войн,эпидемий и периодического голода, а также тем, что наличие детей в семье былосвоего рода социальной гарантией обеспечения родителей в старости.
Снижение общей и детской смертности, развитиездравоохранения, ликвидировавшего основные причины массовых эпидемий, появлениевнесемейных форм социального обеспечения, при которых заботу о престарелых втой или иной форме берет на себя общество, — все это привело к снижениюпотребности в детях, возможности перехода от естественной фертильности кпоследовательному регулированию рождаемости. Меняется прокреативная этика, т.е.представление о том, что является благом или злом в сфере деторождения: еслипрежде ценилось количество детей, то теперь ценностью становится в первуюочередь их «качество», т.е. способность к социальному функционированию иразвитию, возможность достижения ими жизненных успехов. Высокие требованияпредъявляются к образованию детей, без которого их полноценное участие в жизниобщества невозможно.
Причем социально, а часто и юридически санкционированныйминимум образования все более повышается: обязательное среднее образование нетолько зафиксировано в законодательстве всех развитых стран мира, но порекомендации ООН государства обязаны стремиться сделать его бесплатным. Женскаяобразованность становится столь же обязательным атрибутом современногообщества, как образованность мужская, и даже нередко обгоняет последнюю.
Появление новых современных средств контрацепции ипрерывания беременности делает контроль рождаемости не только более безопасными надежным, но и доступным на индивидуальном уровне. Повсеместно в развитыхстранах утвердились представления о правомерности и желательности планированиясемьи, необходимости сознательного и добровольного контроля женщины над своейрепродуктивной способностью. Первый демографический переход (от естественнойфертильности к регулированию деторождения) уступает место второмудемографическому переходу — от семьи малодетной к семье, преимущественноимеющей одного ребенка.
Высокая стоимость квалифицированного женского трудазаставляет отдельные фирмы и целые государства, заботящиеся об эффективномиспользовании этого социально-трудового ресурса, прибегать к мерам, облегчающимженщинам совмещение семейных и внесемейных обязанностей: организациягосударственных и корпоративных детских садов, использование услуг специальныхнянь, которые содержатся за счет муниципальных бюджетов, предоставлениенеполного рабочего дня, установка компьютерных терминалов на дому у работающихженщин, имеющих малолетних детей, и т.п.
Распространение индивидуалистических установок современногообщества на сферу семейных отношений и представлений приводит, как ужеупоминалось, к изменению семейных ориентации, допустимости (и даже иногдапредпочтительности) одиночества, внесемейного существования каккомфортабельного стиля жизни. Существует целая субкультура мужчин и женщин, необременяющих себя семьей, которые живут в спроектированных для них домах свысоким уровнем сервиса, уделяют много времени и средств развлечениям, туризму,хобби, считая, что удачная карьера и свобода гораздо важнее, чем семейнаяжизнь; в некоторых странах их доля составляет 30% всего населения.
В России все общие тенденции, характерные для современногоуровня развития общества, находят свое отражение, но всякий раз претерпеваютнекоторые изменения, объясняемые определенной спецификой, особенностямиисторического и культурного развития страны. Это касается, в первую очередь,проблем занятости. По данным официальной статистики, женщины составляют 47%общей численности занятых. Работают 3/4 всех трудоспособных женщин, чтоявляется довольно высоким показателем.
Самый высокий уровень занятости (86%) отмечен среди женщинв возрасте от 30 до 49 лет; женщины в более молодом возрасте чаще всего занятывыполнением семейных обязанностей; рождение детей и уход за ними нередкозаставляет их оставить работу; женщины в более старшем возрасте, во-первых,могут заработать право на льготную (по разным основаниям) пенсию, а во-вторых,иногда вынуждены оставлять работу по причине проблем со здоровьем илинеобходимости оказывать помощь в воспитании внуков. Кроме того,конкурентоспособность женщин в таком возрасте на рынке труда минимальна,приспособиться к новым требованиям им довольно трудно, поэтому шансы найтиновую работу взамен утраченной весьма невелики.
Уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин.Среди всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%,имеющих среднее специальное образование — 57,5%. Это обусловлено помимо прочегоналичием «женского сектора» занятости в народном хозяйстве — сферы образования,воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры.
Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливаетсерьезную угрозу безработицы для них. За годы экономических реформ женщины вРоссии потеряли 7 млн. рабочих мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; участие впроизводстве женщин в возрасте 20—24 лет сократилось на 12 процентных пунктов(у молодых мужчин этот показатель вдвое ниже). Женщины составляют 69% всехбезработных с высшим образованием и 74% безработных со средним образованием.
Однако общеизвестно, что только треть женщин (и одна пятаячасть мужчин) из числа тех, кого по методологии Международной организации труданужно считать безработными, обращаются в нашей стране к помощи служб занятостииз-за их крайне низкой эффективности. Не регистрируется службой занятостизначительная часть «первичных» безработных, занятых поисками рабочего местапосле окончания общеобразовательной школы, ПТУ, средних специальных и высшихучебных заведений, причем в основном это молодые женщины в возрасте до 30 лет.
Особо уязвимую категорию на рынке труда образуют женщины,слабо защищенные в социальном плане: лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов,одинокие матери, женщины, только что окончившие учебные заведения и не имеющиеопыта работы либо, наоборот, находящиеся в предпенсионном возрасте, женывоеннослужащих, вынужденные часто менять место жительства и потерявшиеквалификацию в силу подобной частой смены работы. Так, среди безработных,воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства,насчитывается 78% женщин, среди безработных одиноких родителей — 91% женщин,среди многодетных безработных — 77% женщин.
Чрезвычайно остры проблемы женской занятости в депрессивныхрегионах, характеризующихся остановкой градообразующих предприятий, вместностях, в которых вопросы занятости решались прежде всего за счетпредприятий, использующих женский труд. Коллапс социальной сферы, финансируемойиз местных и региональных бюджетов, усугубляет эти трудности.
Не оправдались прогнозы о сокращении в связи с радикальнымисоциально-экономическими реформами прежде всего женщин, занятых на трудных ивредных производствах. Безработица носит достаточно выраженный«интеллектуальный» характер, так как около половины зарегистрированныхбезработных имеют высшее и среднее специальное образование. Можно говорить опроцессе общей деинтеллектуализации женского труда, так как рынок занятостипредлагает женщинам вакансии в основном в сфере обслуживания, предусматривающиевыполнение вспомогательных операций, а сфера принятия решений любого уровня всеболее считается прерогативой мужчин.
Снижение социального статуса и уровня жизни женщин приводятк ухудшению их здоровья, в том числе беременных женщин и кормящих матерей, кнеблагоприятным последствиям для здоровья детей. Общая нестабильность инеуверенность в завтрашнем дне отрицательно сказываются на моральном ипсихосоматическом состоянии наших соотечественниц.
Распад систем социального жизнеобеспечения —здравоохранения, образования, культурного развития, детского отдыха и т.д. —блокирует возможности большинства женщин обеспечить успешный социальный стартсвоим детям, превращая их с раннего детства в граждан второго сорта.
В связи с ростом официальной и незарегистрированнойбезработицы, застоем и упадком в народном хозяйстве первыми жертвами увольненийстановятся женщины, так как право на декретный отпуск и на льготы,гарантированные женщине законодательством, потенциально делает их менеевыгодными работниками. Кроме того, основная сфера женской занятостисворачивается в силу экономических причин.
Провозглашение равенства мужчин и женщин в международныхдокументах, подписанных Российской Федерацией, в Конституции РоссийскойФедерации все более расходится с действительностью, так как в условияхвозрастающей социальной напряженности делается попытка решить болезненныесоциальные проблемы за счет более слабых в социальном отношении слоев — детей иженщин.
 Женщин увольняют под предлогом «возвращения в семью»,увольнение называют «высвобождением» с работы; сферой женской занятостистановятся преимущественно второстепенные, подсобные виды труда; все шире иоткровеннее распространяется сексплуатация, т.е. эксплуатация, использованиеженщин в качестве товара.
Таким образом, затянувшийся социально-экономический иморально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных ипсихопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению кболее слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейногонасилия, брутальных преступлений против женщин и детей.
 

2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ
 
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами
Сложность, комплексность социальных проблем женщин,обусловленность их причин общей социально-экономической исоциально-психологической проблематикой общества определяют необходимостьсистемного подхода к их разрешению, использования самых разнообразныхтехнологий для получения конкретных позитивных результатов.
Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщиневозможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и своюсемью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные ивнесемейные составляющие. Согласно исследованиям потребность женщин иметьработу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:
·          необходимость второгозаработка в семье, так как для обеспечения семьи, имеющей детей, необходимзаработок как отца, так и матери. Если же семья неполная, то зарплата единственногородителя является важнейшим источником доходов;
·          работа — важнейшее средство«социальной страховки» как для женщины, так и для ее семьи. В условияхнарастающей безработицы, массовых невыплат зарплаты работа обоих супругов можетслужить хотя бы относительной гарантией выживания семьи.
·         работа — средствосамоутверждения, саморазвития, способ получения признания, место, где можнополучить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразных домашнихдел. Согласно данным социально-психологических исследований дети не слишкомприветствуют внедомашнюю занятость своих матерей, если те заняты рутинным,низкоквалифицированным, плохо оплачиваемым трудом, но с большим уважениямотносятся к матерям, занимающимся престижным высококвалифицированным трудом,сделавшим карьеру. Статус и интеллект домохозяйки дети оценивают традиционнонизко.
В нашем обществе, не вполне избавившемся от признаковтрадиционности, даже феминистическая идеология и женское движение не лишеныподчиненности, патриархального стереотипа. Многие женщины, борясь за сохранениесвоего статуса в обществе, пытаются использовать единственный социальныйресурс, которым, как они считают, располагает женщина, — свою детороднуюспособность. Отсюда требования, выдвигаемые нередко добровольными объединениямимногодетных и неполных семей признать социальную ценность материнского труда иоплачивать его наряду с внедомашним трудом, продлить оплачиваемый отпускженщины по уходу за ребенком до достижения им 6 лет.
Подобный подход способен еще более усугубить негативноеотношение к женщинам-работницам, имеющим детей, по причине наличия льгот дляних, узаконить второсортность женского труда. Ведь именно перерывы в работе,используемые для ухода за малолетними детьми, вынуждают женщин, в целом болееобразованных, чем мужчин, отставать от последних в карьере, что обусловливаеттакже более низкий уровень оплаты их труда. Право на более длительный отпускможет оказаться непреодолимым барьером для многих работающих женщин: некоторые руководителив условиях нарастания безработицы предпочтут сокращать число работающих за счетименно этой категории женщин, ибо формально это не будет считаться увольнением.Вынужденная длительная бездеятельность и утрата квалификации еще более снижаютконкурентоспособность женщины, делая ее еще более уязвимой на рынке труда.
Индивидуальная ответственность, надежда лишь на собственныесилы, стремление к самообеспеченности, к сожалению, не очень быстрораспространяющиеся в нашем обществе, должны стать основой нового самосознанияженщин в меняющихся условиях. Надежды на то, что кто-то сумеет решитьсоциальные проблемы женщины, иллюзорны. Общество, охваченное «патриархатнымренессансом», т.е. возрождением представлений о преимуществе мужчин надженщинами, о «естественном биологическом предназначении» женщины, к сожалению,пока не осознает всей опасности нового стремительно разрастающегося социальногоразлома.
Поэтому для женщин единственным вариантом позитивногоразвития является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-тоблагодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семейи строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной независимости исвободы выбора.
Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижениетаких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующимфактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетатьматеринские и трудовые обязанности, так и всецело посвятить себя семье и детям,если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этимистатусами, безболезненный переход от одного к другому должны обеспечиваться какзаконодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих илиобеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.
Независимость и свобода выбора должна обеспечиватьсяженщине и в семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант длясебя и своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или бытьнезависимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью — данный выборпредусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом,чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность получатьдоходы, достаточные для обеспечения жизни.
Женщина должна быть независимой и располагать свободойвыбора в сфере сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаевсемейного и сексуального насилия, оградить женщину от нежелаемых беременностей,внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и,вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди всехстран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов.
Без изменения идеологии общества в сторону демократии,утверждения равенства всех граждан независимо от пола, признания права женщинысамой распоряжаться своей судьбой невозможно разрешить ее конкретные социальныепроблемы. Для этого необходимы значительное обогащение нормативной базы нафедеральном уровне, а также глубинное изменение менталитета как общества, так икаждой отдельной личности. Масштабные идеологические исоциально-психологические изменения не могут произойти в короткий срок, темболее в столь неблагоприятных объективных и субъективных условиях. Втехнологическом плане для этого требуется внести серьезные изменения в системувоспитания и образования детей, что включает в себя мероприятия федерального,регионального и муниципального уровня и только отчасти входит в компетенциюсоциальной работы. Поддержание, развитие, а иногда создание промышленностибытового обслуживания, вынесение ряда операций за рамки семьи, внедрениедостижений промышленно-бытовой революции— все эти факторы, необходимые длявыравнивания асимметрии «двойной занятости» и облегчения нагрузок в семье,относятся в первую очередь к сфере социально-экономических технологийрегионального и локального уровня. Социальный работник может, во-первых,инициировать внимание к этой сфере на местном уровне путем обращений в органыпринятия решений, средства массовой информации, создания объединений лиц,заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять наорганы социального управления; во-вторых, он может осуществлятьсоциально-терапевтическую и коррекционную работу с целью изменениянеблагоприятной ситуации в конкретной семье.
Создание реальных возможностей на рынке жилья дляразрешения жилищных проблем, улучшения жилищных условий не только богатых исверхбогатых людей, но и представителей «среднего класса» возможно путемразвития жилищного кредитования, особенно льготных его форм для уязвимыхкатегорий семей. Во многих странах разработаны системы такой социальнойдеятельности, делающие доступным обретение жилья для большинства населения. Внастоящее время в нашей стране становление таких систем будет возможно при условиисоциально экономической стабилизации, изменения политики оплаты труда и доходовнаселения и развития рынка банковских услуг для широких слоев населения.
Поддержание существующей системы медицинского обслуживания,прежде всего охрана материнского и детского здоровья, инвестиции в которую, какпоказывают расчеты Всемирного банка, в конечном счете наиболее эффективны,способно разрешить, или предотвратить многие социальные проблемы женщин и ихсемей. Обеспечение максимальной доступности услуг по контрацепции и прерываниюбеременности, распространение достоверной информации о технологиях планированиясемьи также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствиеженщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизниотносятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на всехтрех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Медицинскоепросвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьивходят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные методикиоздоровления используют центры социального обслуживания населения, основнымиклиентами которых являются женщины.
Максимально возможное в существующих условиях сохранение иразвитие сети социальных ресурсов для образования, отдыха и культурногоразвития детей также способно позитивно повлиять на положение женщин. Местныеорганы социальной защиты населения предоставляют льготные путевки в детскиеоздоровительные лагеря и санатории детям из семей группы риска. Оказание помощидетям, испытывающим трудности в учебе, тем более детям с ограниченнымивозможностями — также функция учреждений социального обслуживания. Выявлениетаких детей, диагностика социально-педагогических затруднений, предоставлениепомощи таким семьям или информации об источниках такой помощи — все этоотносится к технологиям социальной помощи женщинам.
Говоря о собственно тендерных направлениях социальнойработы, можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам:спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования исоциальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условияхпервоочередной является та или иная задача.
Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могутиспользоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексомсоциальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическоеконсультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого местажительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлениидокументов). Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах неразрешает социальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизньженщины или ее детей. Острые экономические затруднения дают женщине правообращаться за адресной социальной или экстренной помощью, которая такжеявляется краткосрочной разовой технологией.
Поддержание социального функционирования носит болеедолгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложнойсовокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, болееразнообразны: все адекватные виды социально-психологической,социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в труднойжизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитацииследует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям.Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин вслучае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда всилу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социальногостатуса женщины находятся в уязвимом положении.
Социальное развитие может обеспечиваться информированиемженщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям,включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Важноезначение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защитыгражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.
Разумеется, все эти три типа задач, как правило, выполняютсясоциальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социальногокомплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими иобразовательными учреждениями и т.п.
Активно развивающаяся система центров социальногообслуживания действует преимущественно в системе учреждений Министерства трудаи социального развития, Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии приПрезиденте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органовнародного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту.
Наиболее распространенными их типами являются центрысоциального обслуживания населения различного (регионального, муниципального илокального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология иназвания подобных центров, их функции могут варьировать в зависимости отместных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальнойпомощи, созданные на иной ведомственной основе, в том числе созданныезарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными иобщественными организациями. Характерно, что большинство клиентов практическилюбых социальных учреждений, ориентированных на оказание самых разнообразныхуслуг, — женщины. Важно, чтобы деятельность этих организаций не нарушала праваженщин, помогать которым они призваны, была прозрачной для контроля в планесодержания и методов работы, а также информационно доступна клиентам.
Экстренная социальная помощь — это разовое, единичноесодействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег,продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не толькомаргинальным слоям, но и, например, гражданам, оказавшимся в чужом городе иставшим жертвой грабителей.
Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоямнаселения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но можетпредоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получитьразличные категории населения, в первую очередь представители социальнонеблагополучных семей.
Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница— учреждения социальной помощи стационарного типа, в которых лицам, попавшим втяжелую жизненную ситуацию (в первую очередь детям и женщинам), предоставляетсявозможность временного пребывания. Клиенты таких учреждений могут укрыться отсемейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическуюпомощь, юридические услуги, помогают в случае нужды защитить собственные права,трудоустроиться. Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетнимбеременным, которые в силу известных причин нередко вынуждены уйти из дома ипрекратить обучение в школе. Социальные учреждения проводят не толькомедицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но иоказывают им помощь в последующем жизнеустройстве, включая содействие вполучении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, передачуноворожденного ребенка в другую семью, если несовершеннолетняя матьотказывается от него.
Защита от домашней жестокости в условиях нестационарногоучреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности работниковправоохранительных органов и учреждений социального обслуживания: первыепресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные видыпомощи его жертвам.
Эффективной технологией является создание терапевтическихгрупп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образоммогут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов подруководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защитесвоих социальных интересов.
Более высокий уровень работы — переход терапевтическихгрупп в статус групп самопомощи, т.е. объединений клиентов, существующих втечение более длительного времени, имеющих более обширный круг проблем,развивающих личность членов группы. Содействие социального работника в созданиитаких групп означает перевод его клиентов из разряда объектов воздействия вразряд субъектов, которые равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Иногда это решение может быть осуществлено только на уровнекоррекции личностного восприятия: травмирующие обстоятельства не меняются, ноизменяется их восприятие клиентом. Так, члены группы «Жены алкоголиков» лишькосвенно могут повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но ставят своейцелью учиться быть счастливыми и в таких условиях.
Оказание женщинам содействия в планировании семьи — этомногосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальнойреабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь,рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболееподходящие из них. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи,разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии итехнологии контрацепции.
Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводитсяих сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношениймежду мужчиной и женщиной, возможности обратиться за различными видамисодействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.
Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы илиугрозы безработицы — это оказание социально-психологической поддержки женщине вситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная ипорой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшейадаптации к изменившимся условиям проводится переподготовка и переобучениеженщин дефицитным или более нужным профессиям. Разумеется, такая помощьоказывается совместно усилиями учреждений социального обслуживания и службзанятости.
Содействие в самопомощи и самозанятости женщин — этосоздание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участковтрудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучитьсятрудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученныесредства используются на улучшение жизни клиентов. Нередко это цехи имастерские становятся самостоятельными производствами, которые, выполняяпервоначальные задачи, одновременно предоставляют рабочие места социальноущемленным категориям населения.
Таким образом, несмотря на разнообразие технологий, методики форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатироватьпозитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемыженщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены ссоциальными проблемами других социально-демографических категорий населения,всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Женская группа как условие получения и оказанияпсихосоциальной помощи
Актуальность групповой работы с женщинами в условияхсовременной российской действительности не нуждается в аргументации. В ее основусегодня берутся научно-теоретические подходы, методы и принципы, которыеявляются достоянием мирового практического опыта работы в сфере социальной защитыи политики. Создаётся и начинает приносить свои плоды широкая сеть социальных услуг,ориентированных на практическое разрешение социальных проблем женщин. Однако вэтом деле новая роль отводится самим женщинам — тем, кто активно стремитсяосознавать ресурсы собственной личности, окружающую действительность и изменятьусловия своей жизнедеятельности таким образом, чтобы переживать чувство собственногодостоинства и удовлетворенности жизнью.
Можно выделить даже некий тип современной активнойроссийской женщины, отличающейся довольно высоким уровнем невротизации, ностремящейся к самоосуществлению вопреки сдерживающим ее развитие социально-бытовыми социально-психологическим условиям.
Таких женщин психотерапевты называют «нормальныминевротиками» и выделяют их из среды на основании нескольких признаков:
это женщина с высоким уровнем развития рефлексии;
это женщина, владеющая элементарными навыкамитайм-менеджмента, т.е. способная планировать свою жизнь и выделять время насаморазвитие, оставаясь в одиночестве и посещая группу себе подобных;
это женщина, заинтересованная в собственном благополучии иразвитии;
это женщина, способная и желающая вкладывать силы исредства в свое образование и самоосуществление;
женщина, воспринимающая других людей как «учебники жизни».
Они нуждаются в социальной поддержке. Их легко поддержать,потому что они сами ищут условия своего развития и возможности завязатьплодотворное сотрудничество. Общественные изменения российской действительностистимулируют их деятельность, которая носит многоаспектный характер: женщинысоздают группы по профессиональным, творческим, деловым, коммерческим,предпринимательским, благотворительным и другим признакам. Женские организациив России постепенно становятся органическими элементами социальной структуры.
В Министерстве юстиции в 1997 году было зарегистрировано300 неправительственных женских организаций, среди них 5 имели международныйстатус, 2 — федеральный, 14 -республиканский. Сегодня наиболее влиятельнойорганизацией по-прежнему остается «Союз женщин России». Предполагается, что этообщественное женское движение плюс государственная поддержка женщин в условияхстановящегося в РФ института социальной работы позволят современным россиянкаммаксимально совмещать домашнюю работу и профессиональную или общественнуюдеятельность. Для этого в распоряжении женщин должен быть весь арсенал форм иметодов социальной работы.
Отечественные специалисты социальной работы сегодня— это восновном женщины. Они обладают мощным побуждающим и просветительскимпотенциалом, необходимым для профессиональной деятельности по развитиюсамосознания своих клиенток. Особенно эффективной в этом отношении представляетсягрупповая психосоциальная работа с женщинами.
Специалисту, склонному к такому виду социальной практики,следует изучить зарубежный опыт становления социальной работы с группой,историю и причины развития женского группового общения в России, освоитьсоциальную работу с группой как метод психосоциальной помощи, создатьсобственный стиль ведения групповой работы с женщинами. Это довольно сложнаязадача, требующая времени и терпения для освоения теории, а также специальныхспособностей плюс изрядной доли профессионально-творческой дерзости.
Группа людей есть не сумма индивидов, в нее входящих.Реакция группы не сводится к реакциям ее членов. Живет группа по иным законам,чем отдельная личность. Соответственно, и влияет группа на любого своего членакаким-то совершенно особенным образом.
Большинство школ групповой психотерапии и тренинговвозникли в русле основных направлений мировой психологической науки:
— психоанализа;
— бихевиоризма;
— гештальт-психологии;
— гуманистической психологии или в результате сочетанияразличных теоретических подходов.
Групповое движение в России стало развиваться только впоследние 20 лет. Почти все отечественные школы опираются на теоретическиеконцепции Запада.
Тем не менее отечественная групповая психологическая работаимеет собственные глубокие традиции.
Например, «психологический бум» в первые послереволюционныедесятилетия, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора ипрофконсультаций, создавались специальные тренажеры и разрабатывались первыеделовые игры, ставшие позже элементами многих тренингов.
Многие воспитательные системы тех лет разрабатываютсобственные психотехнологии. Отечественные психологи-педагоги пыталисьприменять групповые методы, используя психоаналитические идеи в работе с детьми.Хотя долгие годы психология в России была лишена возможности изучать иразвивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомитьсяс опытом зарубежных коллег, однако, начиная с 30-х годов XX века, групповоедвижение в психотерапии и практической психологии стало приобретать большойразмах.
Наиболее ярко выраженная идея этого движения — стремлениепомочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение еепотенциала.
Для обозначения разнообразных форм групповой психосоциальнойработы в настоящее время используется большое количество терминов:
— групповая психотерапия;
— психокоррекционные группы;
— тренинговые группы;
— группы активного обучения.
Тем не менее наиболее часто разнообразные формы групповойработы обозначают понятием «тренинговые группы».
Под определение «тренинговые группы» подпадают всеспециально созданные малые группы, участники которых при содействииведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опытинтенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решенииразнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.
В «психологическом словаре» социально-психологическийтренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная наиспользование активных методов групповой психологической работы с цельюразвития компетенции в общении».
Цель женской психотерапевтической группы—раскрытие, анализ,осознание и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных имежличностных конфликтах; коррекция неадекватных отношений, установок,эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использованиямежличностного взаимодействия.
Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную,эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходеобщения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулироватьследующим образом:
1. Познавательная сфера
Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобыженщина осознала:
а) существующие разногласия между собственным образом «я» ивосприятием себя другими;
б) внутренние психологические проблемы и конфликты;
в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования,начиная с детства, а также условия и особенности формирования системыотношений;
г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохраненииконфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было быизбежать их повторения в будущем.
2. Эмоциональная сфера
Группа помогает женщине:
а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, чтоприводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, ростуоткрытости, активности и спонтанности;
б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытываетв реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё вдействительности и с которыми она не смогла справиться;
в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;
г) стать более свободной в выражении собственных негативныхи позитивных чувств;
д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.
В целом задачи относительно гармонизации эмоциональнойсферы женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональнойподдержки и формирование более благоприятного отношения к себе;непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя;точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание и осознаниепрошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
3. Поведенческая сфера, находящая проявление и осмысление вусловиях группового общения, способствует тому, что женщина может:
1)   увидеть собственныенеадекватные поведенческие стереотипы;
2)   приобрести навыки болееискреннего, глубокого и свободного общения;
3) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью,ответственностью и самостоятельностью;
4) закрепить новые формы поведения, в частности те, которыебудут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
И общем виде задачи группы относительно совершенствованияповеденческой сферы могут быть определены как формирование эффективнойсаморегуляции и самоорганизации.
Таким образом, усилия женской группы фокусируются наосмыслении и развитии трех составляющих самосознания:
— самопонимания (когнитивный аспект);
— отношения к себе (эмоциональный аспект);
— саморегуляции (поведенческий аспект).
Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальнойработы как расширение сферы самосознания женщины.
Основным инструментом гармонизации и оздоровления личностивыступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание икоррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия,обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическоевзаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова,т. е. понимать, что психотерапия—это процесс взаимодействия специалиста сдругими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либопсихологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников,развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала вдеятельности и общении.
В данном случае характеристика психотерапии даётся спозиции гуманистического подхода, когда принимается во внимание право каждогоиндивида на свободное самостоятельное развитие, а помощь извне рассматриваетсякак временная. Усилия специалиста направляются на создание ситуаций,позволяющих личности осознавать собственные мысли, чувства, желания и способыповедения, с тем, чтобы научиться понимать и принимать себя, заботиться о себе,делать собственные выборы условий для удовлетворения актуальных духовных,интеллектуальных, эмоциональных и физических потребностей.
Что касается методов групповой психотерапии, то условно ониподразделяются на основные и вспомогательные. Основным методом являетсягрупповая дискуссия, имеющая три главные ориентации — интерактивную,биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама, психогимнастика(невербальное межличностное взаимодействие), проективный рисунок (рисование наопределенную тему), психоскульптурирование.
Каждый из указанных методов может использоваться «каквспомогательный приём».
Таким образом, важным, подготовительным этапом организацииработы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, скоторой начинается погружение в ее женскую проблематику.

Заключение
В результате проведенного исследования можно сделатьследующие выводы:
1. Женщина в силу биологической и социальной программнаследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнегохозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном ипрофессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ееразвития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав.
2. Затянувшийся социально-экономический иморально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных ипсихопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению кболее слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейногонасилия, брутальных преступлений против женщин и детей.
3. Несмотря на разнообразие технологий, методик и формсоциальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивныеизменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщинассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальнымипроблемами других социально-демографических категорий населения, всего обществав целом, они не могут быть решены в отрыве от них.
4. Важным,подготовительным этапом организации работы в группе является определение тойсферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскуюпроблематику.
Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать,хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены напомощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение.Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за нихответственность, общества и близких людей.

Списокиспользуемой литературы
1.Анисимова С. Женщины, вперед. М., 2001.
2.Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика,повседневная жизнь. — М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
3.Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1/ 2005.
4.Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейнойполитики в условиях перехода к рынку // Семья в России, 1994, № 1.
5.Женщина в современном мире. М., 1998. Сборник статей.
6.Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. Материалы ВсероссийскойКонференции по положению женщин и мужчин.- М., 1999.
7.Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.:Гардарики, 2004.- 592 с.
8.Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 300 с.
9.Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, №3-4.
10.Мельникова Т.А. Женское движение в России и политических процессах современногообщества.- М., 1999.
11.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. идоп.- М.: ИНФРА-М, 2003. — 395 с.
12.Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.
13.Рыбакова Н.А. Психотерапевтическая педагогика. Псков, 1999. с. 9.
14.Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники,учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2000. — 576 с.
15.Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологическогосеминара)/ Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.
16.Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов.- М.; Белгород,1995.
17.Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд. перераб. и дополн. С. 69 –М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 с.
18.Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.
19.Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА — М., 2004. — 400 с.
20.Феминизм и российская культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.
21.Холостова Е.И. «Социальная работа» учебное пособие. М., 2005.
22.Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. — М.: Изд-воИнститута социологии РАН, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.